РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 1-4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Полевской городской округ
МБОУ ПГО "ООШ с. Мраморское"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ММО

Зам. директора по УР

И.о. директора

________________________

________________________

________________________

Сафарова Л.М.
Протокол № 1 от
«27» августа 2024 г.

Сафарова Л.М.
Протокол № 1 от
«27» августа 2024 г.

Сафарова Л.М.
Приказ №98-Д от
«27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
для обучающихся 1-4 классов
Составитель:
Бенерт К.В., уч. нач.кл., 1 кв.к.

Полевской 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее – программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора
участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и
укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– в формировании его российской идентичности;
– в формировании интереса к познанию;
– в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
– в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
– в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
– в развитии у школьников общекультурной компетентности;
– в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
– в осознании своего места в обществе;
– в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
– в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1.
Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 №
809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
2.
Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. №2/20).
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100).
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676).
6.
Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.07.2022 № 568
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675).
7.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» .
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
9.
Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла
внеурочных занятий "Разговоры о важном"». 10.Приказ
Министерства просвещения
Российской
Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной
программы начального общего образования» (Зарегистрирован12.07.2023 № 74229).
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
(Зарегистрирован 12.07.2023).
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228).
12.
Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 № 110
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»
(Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331).
13.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171
«О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных
программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4 классов, в течение
одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 33/34 учебных часа.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям
обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по
обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание
должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только
на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но
это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания,
запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит
постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При
реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует
данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников,
их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся,
целесообразно уточнить (изменить, скорректировать и творческие задания, выполнять которые
предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и
многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные
формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу;
насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность
школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением)
Государственного
гимна
Российской
Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале.
Затем обучающиесярасходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и

методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части
сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшуюсодержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего – значит понимать, к
чему стремиться, и осознавать, что это придаёт жизни определённость, наполняя её глубокими
смыслами и ценностями. Будущее России – это образ сильного и независимого государства,
благополучие которого напрямую зависит от наших действий уже сегодня. День знаний – это
праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является основой
позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне важно
учиться на протяжении всей жизни, чтобы идтив ногу со временем.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.Информационное
телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самых
цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда
неизменными оставались его государственный статус и функции – быть источником достоверной
информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического
мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не
распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с
большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки. Вклад РЖД в
совершенствование экономики страны. Железнодорожный
транспорт
–
самый
устойчивый
и
надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный.
Развитие транспортной сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей
страны, главной задачей которой является производство продуктов питания. Агропромышленный
комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а
его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское
хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными
технологиями: роботами, информационными системами,
цифровыми
стройствами. Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские
хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя –
социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В разные
исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие
образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной
деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание
истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа
мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории –
одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих
близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни, умение
принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными

ценностями общества – основа взрослого человека. Проекты, в которых младший школьник может
проявлять свою ответственность и заботу о других.
Как создать крепкую семью. Семья как ценность для каждого гражданина страны.
Крепкая семья – защита и забота каждого члена семьи
о своих близких. Образ крепкой семьи в литературных произведениях. Преемственность
поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном
хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество,
объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции
народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей и традициями
разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются
поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных
традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность,
вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно государство не может
обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источник дохода. Своим небольшим
вкладом мы создаём будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в
общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека,
способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Доброе дело: кому оно
необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России: благотворительность и
пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. Материнство – это счастье и
ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Матьгероиня» – высшее звание Российской Федерации. Как поздравить маму в её праздник – День
матери?
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров
как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни.
Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления волонтёрской деятельности:
экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтёрство – возможность заботы
и помощи животным.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные
люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека,
ценою собственной жизни и здоровья спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование
и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО –
защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от
древних времён до наших дней. Законодательная властьв России. Что такое права и обязанности
гражданина? От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от
проблемы – к решению (позитивные примеры).
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы России.
Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в
России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год.
История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам,
журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени связан с печатью.
Российские традиции издательского дела, история праздника. Издание печатных средств
информации – коллективный труд людей многих профессий. Школьные средства массовой
информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции.
История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и

самореализации. Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают
прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном
мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС.
Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться
знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с
широким кругомсоюзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делаетсядля успешного
развития экономики России? Учиться сегодня нужно так, чтобысуметь в дальнейшем повысить
уровень своего образования, перестроитьсяна использование новых цифровых технологий там, где
их раньше никогда не было.Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и
повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ
помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим
мышлением. Правила безопасного использования цифровых ресурсов.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День
защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня.
Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к
родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского
флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы России:
представление о природных особенностях Арктики. Зима в Арктике самая холодная, снежная и
суровая. Животные Арктики. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер
атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с
проектамиразвития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности
и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей.
Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и
здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном
здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития массового
спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и
традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это
уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек –
пространство для творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами. Роль
музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни.
Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным
наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире.
Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и
уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными,
экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность любоваться
природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании
своей страны, уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла
наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в космос – это результат
огромного труда большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили
первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях невесомости
космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого
человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития российской

гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей первых
российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение.
Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской медицины.
Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в
поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это
настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения
обществу.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития
общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы
добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно
стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата,
память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память о подвиге
нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить
память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического
прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские
общественные
организации
разных
поколений
объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники детских общественных
организаций находят друзей,
вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с
проектами «Орлята России» и Движение Первых.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры
для человека и общества. Духовно-нравственные ценности России, объединяющие всех граждан
страны.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к
своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и
российской
гражданской
идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене
общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества,

ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий,
приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной
картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать
объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять
существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные
объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на
основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации
для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному
наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и
желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим
работником вопросов; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения,
исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации, согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде, распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогическим работником способа её проверки; соблюдатьс помощью взрослых
(педагогических работников, родителей законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии
с учебной задачей.
В
сфере овладения
коммуникативными универсальными
учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к
собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность
существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевоевысказывание в
соответствии с
поставленной
задачей;
создавать устныеи письменные тексты
(описание, рассуждение,
повествование);
готовить небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту
выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать
действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность
выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном».
Русский
язык:
формирование
первоначального
представления о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание
роли русского языка как языка
межнационального
общения;
осознание
правильной

устнойи письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами
речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений
устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; формирование
первоначального представления о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного
творчества;
овладение
элементарными
умениями
анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культуройРоссии.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта
работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений
извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и семейным
традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе; формирование чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы; формирование первоначальных
представлений о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы; формирование основ
рационального поведения и обоснованного принятия решений; формирование первоначальных
представлений о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях
родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых
объектах Всемирного культурного и природного наследия в России, важнейших для страны и
личности событиях и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и обязанностях
гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать
изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения
между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в
окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение
базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о
природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов образовательной
организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной
информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о
небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне
семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании
личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения
к
природе,
стремления
действовать
в
окружающей
среде в соответствии с
экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного
совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека; развитие умений
анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять
готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного
характера, раскрывающих значение нравственности, веры как
регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития
личности; понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми разного
вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение
нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни,
человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование
умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»,
находить образы, приводить примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в
религиозной культуре, истории России, современной жизни, открытость к сотрудничеству,
готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства,
знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения
людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах,
свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное
искусство:
выполнение
творческих
работ с использованием

различных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства;
умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать
отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении труда
в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и
спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных
умениях и навыках, основных физических упражнениях; развитие умения взаимодействовать со
сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.

Тематическое планирование
1 класс
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Основное содержание
Иметь позитивный образ будущего – значит
понимать, к чему стремиться, и осознавать, что
это придаёт жизни определённость, наполняя её
глубокими смыслами и ценностями. Будущее
России – это образ сильного и независимого
государства, благополучие которого напрямую
зависит от наших действий уже сегодня. День
знаний – это праздник, который напоминает нам
о важности и ценности образования, которое
является основой позитивного образа будущего,
ведь в условиях стремительных изменений в
мире крайне важно учиться на протяжении всей
жизни, чтобы идти в ногу со временем.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
созидательный труд
Информационное телеграфное агентство России
(ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое
агентство, одна из самых цитируемых
новостных служб страны. Агентство
неоднократно меняло названия, но всегда
неизменными оставались его государственный
статус и функции – быть источником
достоверной информации о России для всего
мира. В век информации крайне важен навык
критического мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать информацию,
распознавать фейки и не распространять их.
Формирующиеся ценности: историческая

1.

Образ будущего.
Ко Дню знаний

1

2.

Век информации.
120 лет
Информационном
у агентству
России ТАСС

1

Виды
деятельности
обучающихся
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

Электронные
ресурсы
https://razgovor.
edsoo.ru

https://razgovor.
edsoo.ru

Дата /
план

Дата /
факт

3.

Дорогами России

1

4.

Путь зерна

1

5.

День учителя

1

память и преемственность поколений
«Российские железные дороги» – крупнейшая
российская компания, с большой историей,
обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки. Вклад РЖД в совершенствование
экономики страны. Железнодорожный
транспорт – самый устойчивый и надёжный для
пассажиров: всепогодный, безопасный и
круглогодичный. Развитие транспортной сферы
России. Профессии, связанные с
железнодорожным транспортом.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
патриотизм, единство народов России
Российское сельское хозяйство – ключевая
отрасль промышленности нашей страны,
главной задачей которой является производство
продуктов питания. Агропромышленный
комплекс России выполняет важнейшую
миссию по обеспечению всех россиян
продовольствием, а его мощности позволяют
обеспечивать пшеницей треть всего населения
планеты. Сельское хозяйство - это отрасль,
которая объединила в себе традиции нашего
народа с современными технологиями:
роботами, информационными системами,
цифровыми устройствами. Разноплановость и
востребованность сельскохозяйственных
профессий, технологичность и экономическая
привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.). Формирующиеся
ценности: созидательный труд
Учитель – одна из важнейших в обществе
профессий. Назначение учителя – социальное
служение, образование и воспитание

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,

https://razgovor.
edsoo.ru

6.

Легенды о России

1

7.

Что значит быть
взрослым?

1

8.

Как создать
крепкую семью.
День отца

1

подрастающего поколения. В разные
исторические времена труд учителя уважаем,
социально значим, оказывает влияние на
развитие образования членов общества. Учитель
– советчик, помощник, участник познавательной
деятельности школьников. Формирующиеся
ценности: патриотизм, гражданственность
Любовь к Родине, патриотизм – качества
гражданина России. Знание истории страны,
историческая правда, сохранение исторической
памяти – основа мировоззренческого
суверенитета страны. Попытки исказить роль
России в мировой истории – одна из стратегий
информационной войны против нашей страны.
Формирующиеся ценности: патриотизм
Быть взрослым – это нести ответственность за
себя, своих близких и свою страну. Активная
жизненная позиция, созидательный подход к
жизни, умение принимать решения и осознавать
их значение, жить в соответствии с духовнонравственными ценностями общества – основа
взрослого человека. Проекты, в которых
младший школьник может проявлять свою
ответственность и заботу о других.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы
Семья как ценность для каждого гражданина
страны. Крепкая семья – защита и забота
каждого члена семьи о своих близких. Образ
крепкой семьи в литературных произведениях.
Преемственность поколений: семейные
ценности и традиции (любовь,
взаимопонимание, участие в семейном

выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и

https://razgovor.
edsoo.ru

https://razgovor.
edsoo.ru

9.

Гостеприимная
Россия. Ко Дню
народного
единства

1

10.

Твой вклад в
общее дело

1

11.

С заботой к себе и
окружающим

1

хозяйстве, воспитании детей). Особое
отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и
дедушкам, забота о них. Формирующиеся
ценности: крепкая семья
Гостеприимство – качество, объединяющее все
народы России. Семейные традиции встречи
гостей, кулинарные традиции народов России.
Путешествие по России – это знакомство с
культурой, историей и традициями разных
народов. Гастрономический туризм – это вид
путешествий, основой которого являются
поездки туристов по стране с целью знакомства
с особенностями местной кухни и кулинарных
традиций. Формирующиеся ценности: единство
народов России, крепкая семья
Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в
благополучие государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без налогов, это
основа бюджета страны, основной источник
дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём
будущее страны, процветание России. Каким
будет мой личный вклад в общее дело?
Формирующиеся ценности: гражданственность,
взаимопомощь и взаимоуважение, единство
народов России
Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и
поддержку, проявлять милосердие. Доброе дело:
кому оно необходимо и для кого предназначено.
Добрые дела граждан России:
благотворительность и пожертвование как
проявление добрых чувств и заботы об

иллюстративным
материалом

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и

https://razgovor.
edsoo.ru

12.

День матери

1

13.

Миссиямилосердие (ко
Дню волонтёра)

1

14.

День Героев
Отечества

1

окружающих. Формирующиеся ценности:
жизнь, взаимопомощь, взаимоуважение,
коллективизм
Мать, мама – главные в жизни человека слова.
Мать – хозяйка в доме, хранительница
семейного очага, воспитательница детей.
Материнство – это счастье и ответственность.
Многодетные матери: примеры из истории и
современной жизни. «Мать-героиня» – высшее
звание Российской Федерации. Как поздравить
маму в её праздник – День матери?
Формирующиеся ценности: крепкая семья
Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров
как социальное служение в военное и мирное
время: примеры из истории и современной
жизни. Милосердие и забота – качества
волонтёров. Направления волонтёрской
деятельности: экологическое, социальное,
медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтёрство
– возможность заботы и помощи животным.
Формирующиеся ценности: милосердие,
взаимопомощь и взаимоуважение
Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою
Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества
героя – человека, ценою собственной жизни и
здоровья спасающего других: смелость и отвага,
самопожертвование и ответственность за судьбу
других. Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя волевые
качества: смелость, решительность, стремление
прийти на помощь. Участники СВО –
защитники будущего нашей страны.
Формирующиеся ценности: патриотизм,

иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

https://razgovor.
edsoo.ru

15.

Как пишут
законы?

1

16.

Одна страна –
одни традиции

1

17.

День российской
печати

1

18.

День студента

1

служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времён до
наших дней. Законодательная власть в России.
Что такое права и обязанности гражданина? От
инициативы людей до закона: как появляется
закон? Работа депутатов: от проблемы – к
решению (позитивные примеры).
Формирующиеся ценности: жизнь и
достоинство
Новогодние традиции, объединяющие все
народы России. Новый год – любимый
семейный праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России. Участие детей
в подготовке и встрече Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год. История создания
новогодних игрушек. О чём люди мечтают в
Новый год. Формирующиеся ценности: крепкая
семья, единство народов России
Праздник посвящён работникам печати, в том
числе редакторам, журналистам, издателям,
корректорам, – всем, кто в той или иной степени
связан с печатью. Российские традиции
издательского дела, история праздника. Издание
печатных средств информации – коллективный
труд людей многих профессий. Школьные
средства массовой информации.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, гуманизм
День российского студенчества: история
праздника и его традиции. История основания
Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы –

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение

https://razgovor.
edsoo.ru

https://razgovor.
edsoo.ru

https://razgovor.
edsoo.ru

19.

БРИКС (тема о
международных
отношениях)

1

20.

Бизнес и
технологическое
предприниматель
ство

1

21.

Искусственный
интеллект и
человек.
Стратегия
взаимодействия

1

это путь к овладению профессией, возможность
для творчества и самореализации. Наука:
научные открытия позволяют улучшать жизнь
людей, обеспечивают прогресс общества. Науку
делают талантливые, творческие, увлечённые
люди. Формирующиеся ценности: служение
Отечеству и ответственность за его судьбу,
коллективизм
Роль нашей страны в современном мире. БРИКС
– символ многополярности мира. Единство и
многообразие стран БРИКС. Взаимная
поддержка помогает государствам развивать
торговлю и экономику, обмениваться знаниями
и опытом в различных сферах жизни общества.
Россия успешно развивает контакты с широким
кругом союзников и партнёров. Значение
российской культуры для всего мира.
Формирующиеся ценности: многонациональное
единство
Что сегодня делается для успешного развития
экономики России? Учиться сегодня нужно так,
чтобы суметь в дальнейшем повысить уровень
своего образования, перестроиться на
использование новых цифровых технологий
там, где их раньше никогда не было.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
созидательный труд
Искусственный интеллект – стратегическая
отрасль в России, оптимизирующая процессы и
повышающая эффективность производства.
Искусственный интеллект – помощник
человека. ИИ помогает только при условии,
если сам человек обладает хорошими знаниями

интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с

https://razgovor.
edsoo.ru

https://razgovor.
edsoo.ru

22.

Что значит
служить
Отечеству? 280
лет со дня
рождения Ф.
Ушакова

1

23.

Арктика –
территория
развития

1

24.

Международный
женский день

1

и критическим мышлением. Правила
безопасного использования цифровых ресурсов.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
высокие нравственные идеалы
День защитника Отечества: исторические
традиции. Профессия военного: кто её выбирает
сегодня. Защита Отечества – обязанность
гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Честь и
воинский долг. 280-летие со дня рождения
великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование. Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
Многообразие и красота природы России:
представление о природных особенностях
Арктики. Зима в Арктике самая холодная,
снежная и суровая. Животные Арктики.
Российские исследователи Арктики. Россия –
мировой лидер атомной отрасли. Атомный
ледокольный флот, развитие Северного
морского пути. Знакомство с проектами
развития Арктики. Формирующиеся ценности:
патриотизм
Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в
современном обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории
России. Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию. Формирующиеся
ценности: приоритет духовного над
материальным, крепкая семья

текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

25.

Массовый спорт в
России

1

Развитие массового спорта – вклад в
благополучие и здоровье нации, будущие
поколения страны. Здоровый образ жизни,
забота о собственном здоровье, спорт как
важнейшая часть жизни современного человека.
Условия развития массового спорта в России.
Формирующиеся ценности: жизнь

26.

День
воссоединения
Крыма и
Севастополя с
Россией. 100летие Артека

1

История и традиции Артека. После
воссоединения Крыма и Севастополя с Россией
Артек – это уникальный и современный
комплекс из 9 лагерей, работающих круглый
год. Артек – пространство для творчества,
саморазвития и самореализации.
Формирующиеся ценности: историческая
память и преемственность поколений

27.

Служение
творчеством.
Зачем людям
искусство? 185
лет со дня
рождения П.И.
Чайковского

1

28.

Моя малая
Родина
(региональный и
местный

1

Искусство – это способ общения и диалога
между поколениями и народами. Роль музыки в
жизни человека: музыка сопровождает человека
с рождения до конца жизни. Способность
слушать, воспринимать и понимать музыку.
Россия – страна с богатым культурным
наследием, страна великих композиторов,
писателей, художников, признанных во всём
мире. Произведения П. И. Чайковского,
служение своей стране творчеством.
Формирующиеся ценности: приоритет
духовного над материальным
Россия – великая и уникальная страна, каждый
из её регионов прекрасен и неповторим своими
природными, экономическими и другими
ресурсами. Любовь к родному краю,

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение

https://razgovor.
edsoo.ru

https://razgovor.
edsoo.ru

https://razgovor.
edsoo.ru

компонент)

29.

Герои
космической
отрасли

1

30.

Гражданская
авиация России

1

31.

Медицина России

1

способность любоваться природой и беречь её –
часть любви к Отчизне. Патриот честно
трудится, заботится о процветании своей
страны, уважает её историю и культуру.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
приоритет духовного над материальным
Исследования космоса помогают нам понять,
как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в
развитии космической отрасли. Полёты в
космос – это результат огромного труда
большого коллектива учёных, рабочих,
космонавтов, которые обеспечили первенство
нашей Родины в освоении космического
пространства. В условиях невесомости
космонавты проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых материалов и
создании новых технологий. Формирующиеся
ценности: патриотизм, служение Отечеству
Значение авиации для жизни общества и
каждого человека. Как мечта летать изменила
жизнь человека. Легендарная история развития
российской гражданской авиации. Героизм
конструкторов, инженеров и лётчиковиспытателей первых российских самолётов.
Мировые рекорды российских лётчиков.
Современное авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией. Формирующиеся
ценности: служение Отечеству
Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной политики страны.
Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии
будущего в области медицины. Профессия врача

интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных

https://razgovor.
edsoo.ru

32.

Что такое успех?
(ко Дню труда)

1

33.

80-летие Победы
в Великой
Отечественной
войне

1

Общее количество
часов:

33

играет ключевую роль в поддержании и
улучшении здоровья людей и их уровня жизни.
Врач – не просто профессия, это настоящее
призвание, требующее не только знаний, но и
человеческого сочувствия, служения обществу.
Формирующиеся ценности: историческая
память и преемственность поколений,
милосердие
Труд – основа жизни человека и развития
общества. Человек должен иметь знания и
умения, быть терпеливым и настойчивым, не
бояться трудностей (труд и трудно –
однокоренные слова), находить пути их
преодоления. Чтобы добиться долгосрочного
успеха, нужно много трудиться. Профессии
будущего – что будет нужно стране, когда я
вырасту? Формирующиеся ценности:
созидательный труд
День Победы – священная дата, память о
которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего
народа в годы Великой Отечественной войны.
Важно помнить нашу историю и чтить память
всех людей, перенёсших тяготы войны.
Бессмертный полк. Страницы героического
прошлого, которые нельзя забывать.
Формирующиеся ценности: единство народов
России, историческая память и преемственность
поколений.

заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovor.
edsoo.ru

Тематическое планирование
2-4 класс
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Основное содержание
Иметь позитивный образ будущего – значит
понимать, к чему стремиться, и осознавать, что
это придаёт жизни определённость, наполняя её
глубокими смыслами и ценностями. Будущее
России – это образ сильного и независимого
государства, благополучие которого напрямую
зависит от наших действий уже сегодня. День
знаний – это праздник, который напоминает нам
о важности и ценности образования, которое
является основой позитивного образа будущего,
ведь в условиях стремительных изменений в
мире крайне важно учиться на протяжении всей
жизни, чтобы идти в ногу со временем.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
созидательный труд
Информационное телеграфное агентство России
(ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое
агентство, одна из самых цитируемых
новостных служб страны. Агентство
неоднократно меняло названия, но всегда
неизменными оставались его государственный
статус и функции – быть источником
достоверной информации о России для всего
мира. В век информации крайне важен навык
критического мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать информацию,
распознавать фейки и не распространять их.
Формирующиеся ценности: историческая

1.

Образ будущего.
Ко Дню знаний

1

2.

Век информации.
120 лет
Информационном
у агентству
России ТАСС

1

Виды
деятельности
обучающихся
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

Электронные
ресурсы

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

Дата /
план

Дата /
факт

3.

Дорогами России

1

4.

Путь зерна

1

5.

День учителя

1

память и преемственность поколений
«Российские железные дороги» – крупнейшая
российская компания, с большой историей,
обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки. Вклад РЖД в совершенствование
экономики страны. Железнодорожный
транспорт – самый устойчивый и надёжный для
пассажиров: всепогодный, безопасный и
круглогодичный. Развитие транспортной сферы
России. Профессии, связанные с
железнодорожным транспортом.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
патриотизм, единство народов России
Российское сельское хозяйство – ключевая
отрасль промышленности нашей страны,
главной задачей которой является производство
продуктов питания. Агропромышленный
комплекс России выполняет важнейшую
миссию по обеспечению всех россиян
продовольствием, а его мощности позволяют
обеспечивать пшеницей треть всего населения
планеты. Сельское хозяйство - это отрасль,
которая объединила в себе традиции нашего
народа с современными технологиями:
роботами, информационными системами,
цифровыми устройствами. Разноплановость и
востребованность сельскохозяйственных
профессий, технологичность и экономическая
привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.). Формирующиеся
ценности: созидательный труд
Учитель – одна из важнейших в обществе
профессий. Назначение учителя – социальное
служение, образование и воспитание

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,

https://razgovo
r.edsoo.ru

6.

Легенды о России

1

7.

Что значит быть
взрослым?

1

8.

Как создать
крепкую семью.
День отца

1

подрастающего поколения. В разные
исторические времена труд учителя уважаем,
социально значим, оказывает влияние на
развитие образования членов общества. Учитель
– советчик, помощник, участник познавательной
деятельности школьников. Формирующиеся
ценности: патриотизм, гражданственность
Любовь к Родине, патриотизм – качества
гражданина России. Знание истории страны,
историческая правда, сохранение исторической
памяти – основа мировоззренческого
суверенитета страны. Попытки исказить роль
России в мировой истории – одна из стратегий
информационной войны против нашей страны.
Формирующиеся ценности: патриотизм
Быть взрослым – это нести ответственность за
себя, своих близких и свою страну. Активная
жизненная позиция, созидательный подход к
жизни, умение принимать решения и осознавать
их значение, жить в соответствии с духовнонравственными ценностями общества – основа
взрослого человека. Проекты, в которых
младший школьник может проявлять свою
ответственность и заботу о других.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы
Семья как ценность для каждого гражданина
страны. Крепкая семья – защита и забота
каждого члена семьи о своих близких. Образ
крепкой семьи в литературных произведениях.
Преемственность поколений: семейные
ценности и традиции (любовь,
взаимопонимание, участие в семейном

выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

9.

Гостеприимная
Россия. Ко Дню
народного
единства

1

10.

Твой вклад в
общее дело

1

11.

С заботой к себе и
окружающим

1

хозяйстве, воспитании детей). Особое
отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и
дедушкам, забота о них. Формирующиеся
ценности: крепкая семья
Гостеприимство – качество, объединяющее все
народы России. Семейные традиции встречи
гостей, кулинарные традиции народов России.
Путешествие по России – это знакомство с
культурой, историей и традициями разных
народов. Гастрономический туризм – это вид
путешествий, основой которого являются
поездки туристов по стране с целью знакомства
с особенностями местной кухни и кулинарных
традиций. Формирующиеся ценности: единство
народов России, крепкая семья
Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в
благополучие государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без налогов, это
основа бюджета страны, основной источник
дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём
будущее страны, процветание России. Каким
будет мой личный вклад в общее дело?
Формирующиеся ценности: гражданственность,
взаимопомощь и взаимоуважение, единство
народов России
Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и
поддержку, проявлять милосердие. Доброе дело:
кому оно необходимо и для кого предназначено.
Добрые дела граждан России:
благотворительность и пожертвование как
проявление добрых чувств и заботы об

иллюстративным
материалом

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и

https://razgovo
r.edsoo.ru

12.

День матери

1

13.

Миссиямилосердие (ко
Дню волонтёра)

1

14.

День Героев
Отечества

1

окружающих. Формирующиеся ценности:
жизнь, взаимопомощь, взаимоуважение,
коллективизм
Мать, мама – главные в жизни человека слова.
Мать – хозяйка в доме, хранительница
семейного очага, воспитательница детей.
Материнство – это счастье и ответственность.
Многодетные матери: примеры из истории и
современной жизни. «Мать-героиня» – высшее
звание Российской Федерации. Как поздравить
маму в её праздник – День матери?
Формирующиеся ценности: крепкая семья
Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров
как социальное служение в военное и мирное
время: примеры из истории и современной
жизни. Милосердие и забота – качества
волонтёров. Направления волонтёрской
деятельности: экологическое, социальное,
медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтёрство
– возможность заботы и помощи животным.
Формирующиеся ценности: милосердие,
взаимопомощь и взаимоуважение
Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою
Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества
героя – человека, ценою собственной жизни и
здоровья спасающего других: смелость и отвага,
самопожертвование и ответственность за судьбу
других. Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя волевые
качества: смелость, решительность, стремление
прийти на помощь. Участники СВО –
защитники будущего нашей страны.
Формирующиеся ценности: патриотизм,

иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

15.

Как пишут
законы?

1

16.

Одна страна –
одни традиции

1

17.

День российской
печати

1

18.

День студента

1

служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времён до
наших дней. Законодательная власть в России.
Что такое права и обязанности гражданина? От
инициативы людей до закона: как появляется
закон? Работа депутатов: от проблемы – к
решению (позитивные примеры).
Формирующиеся ценности: жизнь и
достоинство
Новогодние традиции, объединяющие все
народы России. Новый год – любимый
семейный праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России. Участие детей
в подготовке и встрече Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год. История создания
новогодних игрушек. О чём люди мечтают в
Новый год. Формирующиеся ценности: крепкая
семья, единство народов России
Праздник посвящён работникам печати, в том
числе редакторам, журналистам, издателям,
корректорам, – всем, кто в той или иной степени
связан с печатью. Российские традиции
издательского дела, история праздника. Издание
печатных средств информации – коллективный
труд людей многих профессий. Школьные
средства массовой информации.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, гуманизм
День российского студенчества: история
праздника и его традиции. История основания
Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы –

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

19.

БРИКС (тема о
международных
отношениях)

1

20.

Бизнес и
технологическое
предприниматель
ство

1

21.

Искусственный
интеллект и
человек.
Стратегия
взаимодействия

1

это путь к овладению профессией, возможность
для творчества и самореализации. Наука:
научные открытия позволяют улучшать жизнь
людей, обеспечивают прогресс общества. Науку
делают талантливые, творческие, увлечённые
люди. Формирующиеся ценности: служение
Отечеству и ответственность за его судьбу,
коллективизм
Роль нашей страны в современном мире. БРИКС
– символ многополярности мира. Единство и
многообразие стран БРИКС. Взаимная
поддержка помогает государствам развивать
торговлю и экономику, обмениваться знаниями
и опытом в различных сферах жизни общества.
Россия успешно развивает контакты с широким
кругом союзников и партнёров. Значение
российской культуры для всего мира.
Формирующиеся ценности: многонациональное
единство
Что сегодня делается для успешного развития
экономики России? Учиться сегодня нужно так,
чтобы суметь в дальнейшем повысить уровень
своего образования, перестроиться на
использование новых цифровых технологий
там, где их раньше никогда не было.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
созидательный труд
Искусственный интеллект – стратегическая
отрасль в России, оптимизирующая процессы и
повышающая эффективность производства.
Искусственный интеллект – помощник
человека. ИИ помогает только при условии,
если сам человек обладает хорошими знаниями

интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

22.

Что значит
служить
Отечеству? 280
лет со дня
рождения Ф.
Ушакова

1

23.

Арктика –
территория
развития

1

24.

Международный
женский день

1

и критическим мышлением. Правила
безопасного использования цифровых ресурсов.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
высокие нравственные идеалы
День защитника Отечества: исторические
традиции. Профессия военного: кто её выбирает
сегодня. Защита Отечества – обязанность
гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Честь и
воинский долг. 280-летие со дня рождения
великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование. Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
Многообразие и красота природы России:
представление о природных особенностях
Арктики. Зима в Арктике самая холодная,
снежная и суровая. Животные Арктики.
Российские исследователи Арктики. Россия –
мировой лидер атомной отрасли. Атомный
ледокольный флот, развитие Северного
морского пути. Знакомство с проектами
развития Арктики. Формирующиеся ценности:
патриотизм
Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в
современном обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории
России. Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию. Формирующиеся
ценности: приоритет духовного над
материальным, крепкая семья

текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

25.

Массовый спорт в
России

1

Развитие массового спорта – вклад в
благополучие и здоровье нации, будущие
поколения страны. Здоровый образ жизни,
забота о собственном здоровье, спорт как
важнейшая часть жизни современного человека.
Условия развития массового спорта в России.
Формирующиеся ценности: жизнь

26.

День
воссоединения
Крыма и
Севастополя с
Россией. 100летие Артека

1

История и традиции Артека. После
воссоединения Крыма и Севастополя с Россией
Артек – это уникальный и современный
комплекс из 9 лагерей, работающих круглый
год. Артек – пространство для творчества,
саморазвития и самореализации.
Формирующиеся ценности: историческая
память и преемственность поколений

27.

Служение
творчеством.
Зачем людям
искусство? 185
лет со дня
рождения П.И.
Чайковского

1

28.

Моя малая
Родина
(региональный и
местный

1

Искусство – это способ общения и диалога
между поколениями и народами. Роль музыки в
жизни человека: музыка сопровождает человека
с рождения до конца жизни. Способность
слушать, воспринимать и понимать музыку.
Россия – страна с богатым культурным
наследием, страна великих композиторов,
писателей, художников, признанных во всём
мире. Произведения П. И. Чайковского,
служение своей стране творчеством.
Формирующиеся ценности: приоритет
духовного над материальным
Россия – великая и уникальная страна, каждый
из её регионов прекрасен и неповторим своими
природными, экономическими и другими
ресурсами. Любовь к родному краю,

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

компонент)

29.

Герои
космической
отрасли

1

30.

Гражданская
авиация России

1

31.

Медицина России

1

способность любоваться природой и беречь её –
часть любви к Отчизне. Патриот честно
трудится, заботится о процветании своей
страны, уважает её историю и культуру.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
приоритет духовного над материальным
Исследования космоса помогают нам понять,
как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в
развитии космической отрасли. Полёты в
космос – это результат огромного труда
большого коллектива учёных, рабочих,
космонавтов, которые обеспечили первенство
нашей Родины в освоении космического
пространства. В условиях невесомости
космонавты проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых материалов и
создании новых технологий. Формирующиеся
ценности: патриотизм, служение Отечеству
Значение авиации для жизни общества и
каждого человека. Как мечта летать изменила
жизнь человека. Легендарная история развития
российской гражданской авиации. Героизм
конструкторов, инженеров и лётчиковиспытателей первых российских самолётов.
Мировые рекорды российских лётчиков.
Современное авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией. Формирующиеся
ценности: служение Отечеству
Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной политики страны.
Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии
будущего в области медицины. Профессия врача

интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных

https://razgovo
r.edsoo.ru

32.

Что такое успех?
(ко Дню труда)

1

33.

80-летие Победы
в Великой
Отечественной
войне

1

34.

Жизнь в
Движении

1

Ценности,
которые нас

играет ключевую роль в поддержании и
улучшении здоровья людей и их уровня жизни.
Врач – не просто профессия, это настоящее
призвание, требующее не только знаний, но и
человеческого сочувствия, служения обществу.
Формирующиеся ценности: историческая
память и преемственность поколений,
милосердие
Труд – основа жизни человека и развития
общества. Человек должен иметь знания и
умения, быть терпеливым и настойчивым, не
бояться трудностей (труд и трудно –
однокоренные слова), находить пути их
преодоления. Чтобы добиться долгосрочного
успеха, нужно много трудиться. Профессии
будущего – что будет нужно стране, когда я
вырасту? Формирующиеся ценности:
созидательный труд
День Победы – священная дата, память о
которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего
народа в годы Великой Отечественной войны.
Важно помнить нашу историю и чтить память
всех людей, перенёсших тяготы войны.
Бессмертный полк. Страницы героического
прошлого, которые нельзя забывать.
Формирующиеся ценности: единство народов
России, историческая память и преемственность
поколений
19 мая – День детских общественных
организаций. Детские общественные
организации разных поколений объединяли и
объединяют активных, целеустремлённых ребят.
Участники детских общественных организаций

заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом

https://razgovo
r.edsoo.ru

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных

https://razgovo
r.edsoo.ru

объединяют

Общее количество
часов:

находят друзей, вместе делают полезные дела и
ощущают себя частью большого коллектива.
Знакомство с проектами «Орлята России» и
Движение Первых. Формирующиеся ценности:
дружба, коллективизм.
Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры для человека и общества. Духовнонравственные ценности России, объединяющие
всех граждан страны. Формирующиеся
ценности: традиционные российские духовнонравственные ценности.
34

заданий, работа с
текстовым и
иллюстративным
материалом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».