Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Эстетическое развитие школьников для 1-3 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ОМС Управление образованием Полевского городского округа
МБОУ ПГО «Основная общеобразовательная школа с. Мраморское»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ММО
____________________
Сафарова Л.М.
Протокол 1 от «31» августа
2023 г.

на педагогическом совете
_______________________
Сафарова Л.М.
Протокол 1 от «31» августа
2023 г.

директором
_______________________
Костромин К.Л.
Приказ 98-Д от «31» августа
2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Эстетическое развитие школьников»

Уровень программы:__________базовый______________
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы:_____1 год ______________
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 7 до 10 лет

Автор-составитель:
Василевская Анна Ростиславовна,
педагог дополнительного
образования

Полевской, 2023

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстетическое
развитие школьников» имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана
на детей с разной степенью одаренности и склонности к творческому процессу. Программа
включает в себя 2 направления: хореографическое и театральное, что способствует
гармоничному развитию учащегося. Занятия направлены не столько на профессиональное
обучение, сколько на раскрепощение личности детей и их личностный рост, на
приобретение учащимися знаний по основам хореографического искусства, навыков
танцевального и сценического движения, развитие артистических, исполнительских и
ораторских способностей детей. Занятия творческой деятельностью позволяют детям
развить креативное мышление, проявить творческие способности, устранить зажатость,
скованность в общении.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание
уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к
общечеловеческим ценностям, к сохранению, именно, народной культуры, получению
общего эстетического, морального и физического развития. Среди множества форм
художественного воспитания подрастающего поколения хореография и театральное
искусство занимают особое место. Занятия учат понимать и создавать прекрасное, они
развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие,
прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление
об актерском мастерстве. Также в настоящее время в развитии детей стоит остро проблема
гиподинамии (недостаток движения), что способствует возникновению заболеваний в
сфере скелетно-мышечного аппарата. Занятия хореографией дают организму физическую
нагрузку, формируют правильную осанку. Театральные занятия учат детей выражать свое
отношение, оценку изображаемого, характер персонажа внешним образом, пластически,
интонационно, лексически, или средствами других искусств. Актуальность программы
также обусловлена социальным заказом на гуманистическую направленность образования
и необходимостью художественного воспитания личности ребёнка, формирования общей
культуры, возможностью последующей самореализации в жизни.
Новизна программы состоит в том, что она в отличие от изученных программ данного
профиля комплексная, направлена на синтез классической, народной, историко-бытовой и
современной хореографии, а также включает набор интегрированных дисциплин, которые
помогают учащимся адаптироваться к репетиционно-постановочной работе. Программа
вариативная, модульная по форме. Содержание программы разработано в соответствии с
требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план
развития каждого обучающегося. В данной программе учтены и адаптированы к
возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики,
включающие: гимнастику, ритмику, классический, народно-сценический и эстрадный
танец, синтез хореографического и театрального искусства. В программе суммированы
особенности программ по перечисленным видам хореографии и театра, что позволяет
ознакомить обучающихся со многими стилями и направлениями искусства. Такой подход
направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие
их сценической культуры.
Важной отличительной особенностью программы является то, что дети начинают
выступать перед зрителями уже с первого года обучения. Это развивает опыт сценической
практики, закаляет детей морально, повышает самооценку и развивает мотивацию к
обучению.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на
которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития;
принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической
подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям
возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое

воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности,
самостоятельности, трудолюбия.
Цель программы:
Создать условия для социализации и гармоничного развития духовных и физических
качеств личности ребенка посредством различных видов творчества.
Задачи:
Обучающие:
 систематическое накопление знаний об искусстве, осуществление с его помощью
художественного познания мира.
 Создание условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения
познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных
проблем, составляющих содержание художественно-эстетического развития.
 интегрирование творчески одарённых детей в социокультурное пространство,
приобщение к искусству школьников, обеспечение открытости школьника социуму.
 решение задач различных видов сложности, этюдов, комбинаций, танцев.
 Организация постановочной и концертной деятельности.
Развивающие:
 Развитие художественных способностей, умений и навыков художественнотворческой деятельности.
 Развитие, в ходе освоения художественно-творческой деятельности, эмоциональнообразной сферы познания.
 Становление и развитие физической подготовки – выносливости, пластики, гибкости,
координации, музыкальности.
 Развитие способности к самостоятельной и коллективной работе.
Воспитательные:
- Формирование ценностных ориентиров для адаптации в жизни в обществе.
- Формирование художественного вкуса.
- Создание условий для общения.
- Создание дружного и крепкого коллектива.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате успешного освоения программы ребёнком, планируемые результаты можно
представить, как:
Предметные
─ ребенок расширит знания, будет проявлять активный интерес к различным видам
искусства;
─ научится понимать термины и понятиями из области искусства и специфичных
областей театрального и хореографического искусства;
─ познакомится с некоторыми образцами мировой классики, как балетной, так и
музыкальной, кинематографа и театра;
─ овладеет понятиями о средствах музыкальной выразительности (ритм, темп,
характер музыкального произведения);
─ Научится сценическому движению, владению мимикой и жестами.
─ научится передавать характер образа различными средствами художественной
выразительности (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.).
Метапредметные
─ ребенок выработает правильную осанку, усвоит правильную постановку корпуса;
─ научится дифференцировать работу различных групп мышц, владеть центром
тяжести тела, ориентироваться в пространстве, развить прыгучесть, чувство ритма;
─ разовьет координацию движений, мышечную, слуховую и зрительную память;

─ овладеет навыками по различным видам передвижений по залу и приобретет
определенный «запас» выразительных движений в общеразвивающих и танцевальных
упражнениях;
─ научится воплощать образы посредством пластики, элементов актерской игры,
импровизации, пантомимы;
─ научится находить, анализировать ошибки и исправлять их.
Личностные
─ ребенок разовьет эстетический вкус, будет проявлять эмоциональную
отзывчивость, эмпатию;
─ будет проявлять чувство ответственности и трудолюбие;
─ научится взаимодействовать со сверстниками, партнёрами по студии в процессе
творческой деятельности;
─ сформирует представление об этикете, правилах поведения в театре, на концерте, в
зале.
─ разовьет символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль.
Происходит усвоение социальных норм.
Принципы, методы, формы проведения занятий
Реализация данной программы предполагает осуществление образовательной деятельности
на следующих принципах:
· принцип дидактики («построение» учебного процесса от простого к сложному);
· принцип последовательности и доступности обучения, опора на интерес;
· принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания
программы к реальным условиям деятельности детского объединения);
· принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий);
· принцип творчества и успеха - индивидуальная и коллективная деятельность позволяет
определить и развить индивидуальные особенности учащихся.
Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию
позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по
самообразованию и самосовершенствованию своего «Я».
Соблюдение этих принципов позволяет определить перспективы развития не только
каждого учащегося, но и танцевального коллектива в целом.
Для успешной реализации программы и достижения положительных результатов у
учащихся предполагается применять на занятиях следующие методы и приемы
хореографической работы, которые можно условно разделить на наглядные, словесные и
практические.
Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы:
·
образный показ педагога;
·
эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
·
подражание образам окружающей действительности;
·
прием тактильно-мышечной наглядности;
·
наглядно-слуховой прием;
·
демонстрация эмоционально-мимических навыков;
·
использование наглядных пособий;
·
метод утрированного отрицательного показа в контрасте с идеальной формой
исполнения движения;
Словесный метод состоит из многочисленных приемов:
·
рассказ;
·
объяснение;
·
инструкция;
·
беседа;
·
анализ и обсуждение;
·
словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
·
прием раскладки хореографического pas;
·
прием закрепления целостного танцевального движения-комбинации;

·
прием словесной презентации образа хореографического движения.
·
голосоречевые и дыхательные тренинги;
·
орфоэпика;
·
сценическая речь;
·
логика речи
Практический метод обогащен комплексом различных приемов, взаимосвязанных
наглядностью и словом:
·
игровой прием;
·
детское «сотворчество»;
·
соревновательность;
·
использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
·
выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторяемости однотипных
движений);
·
фиксация отдельных этапов хореографических движений;
·
сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
·
деления сложного движения, комбинации на составные части;
·
прием пространственной ориентации;
·
развитие основных пластических линий;
·
музыкальное сопровождение танца как методический прием;
·
хореографическая импровизация;
·
прием художественного перевоплощения.
·
Отработка пластики тела (сценическое движение);
·
Актерское мастерство: этюды, актерская задача, миниатюры, пантомима.
Кроме того очень эффективен и психолого-педагогический метод:
·
прием педагогического наблюдения;
·
проблемного обучения и воспитания;
·
прием индивидуального, дифференцированного подхода к каждому учащемуся;
·
прием воспитания подсознательной деятельности;
·
прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного
отдыха (релаксация);
·
педагогическая оценка исполнения учащимися поставленных задач.
Среди перечисленных методов есть основные и дополнительные, которые используются
периодически, когда с помощью основных не удается достичь желаемого результата или в
целях оптимизации обучения. Особенность педагогики дополнительного образования в
том, что ни один из основных методов не применяется отдельно от других, все они
действуют в комплексе. В данном случае, можно говорить о наглядно – словесно практической триаде методов. И если все-таки говорят о применении в данный момент
определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно
большой вклад в решение основной дидактической задачи.
Форма обучения: очная.
Формы проведения занятий: аудиторные, внеаудиторные (посещение концертов, театров,
музеев, участие в конкурсах, праздниках, фестивалях и т.д.)
Формы организации образовательного процесса:
· Коллективная – учащиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий
своих лидеров (постановка или отработка сценических композиций).
· Групповая – осуществляется с группой учащихся состоящих из трех и более
человек, которые в свою очередь имеют общие цели, и активно взаимодействуют
между собой.
· Парная – общение с двумя учащимися, которые в свою очередь взаимодействуют
(дуэтный танец, миниатюры, скетчи).
· Индивидуальная - оказание помощи учащемуся по усвоению сложного
материала, отработка образа. Подготовка к сольному выступлению.

При особых условиях (актированные дни, неблагоприятной эпидемиологической ситуации)
возможно применение дистанционных образовательных технологий через сайт учреждения
и/или педагога, мессенджеры, электронный адрес, «Скайп» и др.
Особенности организации образовательного процесса.
Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без специального
отбора и подготовки. Группа по составу разновозрастная. Курс «Эстетическое развитие
школьников» рассчитан на учащихся 1-3 классов. По учебному плану в 1 классе 33 учебные
недели, во 2 и 3 классах 34 учебных недели, соответственно 66 часов в год-1 класс, 68 часов
в год 2,3 классы. Главным условием является желание учащегося заниматься различными
видами творчества. Прием учащихся осуществляется по заявлению от родителя или лиц,
заменяющих их. Занятия проходят с периодичностью 2 раза в неделю по 1 часу. При наборе
детей учитывается только желание, а потому все желающие могут реализовать свой
творческий потенциал вне зависимости от физических данных, природных талантов,
знаний и умений. В зале дети объединены общим стремлением научиться творческому
самовыражению грамотно и со смыслом.
Для успешной реализации программы необходим ряд условий:
– своевременно выявлять проблемы, возникающих в период образовательного процесса и
решать их;
– осуществлять поиск оригинальных идей и инноваций для лучшего усвоения
предлагаемого материала;
– обеспечить занятия необходимым инвентарем: костюмы, декорации, грим; для
проведения полноценной, интересной и слаженной работы с детьми разного возраста;
– творческий подход к организации учебного процесса;
– участие объединения в конкурсах и фестивалях разного уровня (от внутренних до
международных).
На занятиях обязательным является уважительное отношение ко всем участникам
коллектива. По необходимости проводятся беседы, выслушиваются предложения
родителей. Программа подразумевает поощрение стремлений детей задавать вопросы,
давать волю проявлениям чувств и эмоций, так как это основа артистизма, выражения
внутренних ощущений. В творческой сфере есть две важные задачи исполнителей:
тщательно разобрать и технически выполнить лексику постановочного номера, а вторая
задача – проявить темперамент, характер и эмоциональную выразительность.
Тематическое планирование программы.
№
п/п

Модули

Количество часов
Теория Практика Всего
1
1

1.

Вводное занятие.

2.

Ритмика.

1

5

6

3.

Партерная гимнастика.

1

8

9

4.

Танцевальная азбука.

1

7

8

5.

Актерское мастерство

1

14

15

Формы контроля
Собеседование
Устный опрос
Диагностический контроль
Наблюдение
Наблюдение
Устный опрос
Коллективный анализ
работы
Наблюдение
Устный опрос
Самоанализ
Коллективный анализ
работы
Наблюдение
Самоанализ
Коллективная рефлексия

6.

Сценическая речь

1

6

7

7.

Народно-сценический
танец. Эстрадный танец.
Танцевальные игры.
Сценическая мастерская.
Творческие
выступления.

1

14

15

1

6

7

8

60

68

8.

Общее количество часов:

Устный опрос
Самоанализ
Коллективный анализ
Наблюдение
Коллективная рефлексия
Итоговое занятие
Концерт
Самоанализ
Коллективная рефлексия

Содержание курса
Модуль «Введение в программу. ТБ и ППБ»
Теория: Знакомство с хореографическим и театральным искусством. Беседа с детьми о
целях и задачах, о содержании и форме занятий в объединении. План работы на год.
Внешний вид и форма одежды для занятий. Инструкция по технике безопасности и
противопожарной безопасности.
Модуль «Ритмика»
Теория: Изучение элементов музыкальной грамоты. 3 кита в музыке (песня, танец, марш).
Понятие о характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Темп (быстрый, медленный,
умеренный).
Практика: Проверка музыкального слуха. Музыкально-ритмическая гимнастика. Развитие
эмоциональной выразительности (образные упражнения).
Модуль «Партерная гимнастика».
Теория: Устное теоретическое объяснение всех упражнений.
Практика: Каждое занятие по учебному предмету «Партерная гимнастика» включает
разминку, комплексы упражнений на полу и релаксацию, которые связаны между собой.
Партерный экзерсис позволяет достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов,
улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц:
1.Упражнения, укрепляющие мышцы спины:
«День — ночь»;
«Змейка»;
«Рыбка».
2. Упражнения, развивающие подъем стопы:
вытягивание и сокращение стопы;
круговые движения стопой.
3. Упражнения, развивающие гибкость позвоночника:
«лодочка»;
«складочка»;
«колечко».
4. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса:
«ступеньки»;
«ножницы».
5. Упражнения, развивающие подвижность тазобедренного сустава:
«Неваляшка»;
«Passe' с разворотом колена».
6.Упражнения, развивающие выворотность ног:
«Звездочка»;
«Лягушка».

7.Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие танцевального шага:
«Боковая растяжка»;
«Растяжка с наклоном вперед»;
«Часы».
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.
Модуль «Танцевальная азбука».
Теория: Теоретическая основа всех танцевальных элементов. Понятия «мелодия», «поза»,
«движение».
Практика: Постановка корпуса; позиции ног; позиции рук; поклон.
Ориентационно-пространственные упражнения:
1. Изучение одноплановых рисунков и фигур:
линейно-плоскостных (шеренга горизонтальная, колонна);
объёмных (круг; «цепочка»);
2. Изучение приёмов перестроения:
- из линейных в линейные:
из шеренги горизонтальной в колонну;
из колонны в шеренгу горизонтальную.
- из объемных в объёмные:
сужение и расширение круга;
из круга в «цепочку»;
- из объёмных в линейные и наоборот:
из круга в горизонтальную шеренгу;
из круга в горизонтальную колонну;
из горизонтальной шеренги в круг;
из колонны горизонтальной в «цепочку».
Разучивание танцевальных элементов (танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки,
притопы, хлопки, галоп, пружинка). Изучение различного вида шагов с руками,
находящимися в 4 позиции:
танцевальный шаг с носка;
маршевый шаг на месте;
шаги на полупальцах;
легкий бег с поджатыми ногами;
прыжки с вытянутыми ногами;
прыжки с поджатыми ногами;
подскоки на месте и с продвижением.
Начальные элементы экзерсиса:
Demi plie и Grand plie по 1, 2, 6 позициям (лицом к станку);
Battement tandu jete pique;
Rond de jambe;
Grand battement jete.
Модуль «Народно-сценический танец». «Эстрадный танец».
Теория: включает в себя изучение элементов у станка, которые затем можно перенести на
середину зала, а также более сложные танцевальные композиции, изучаются элементы
русского танца. Сюжеты и темы некоторых танцев. Особенности народных движений.
Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов.

Практика: Разучивание хореографических композиций (исполнение отдельных фигур,
элементов, отработка и соединение в рисунок) детского эстрадного танца.
Упражнения у станка:
1. Подготовка к началу движения (preparation).
2. Позиции рук (1-7).
3. Позиции ног (1-6) – выворотная, обратная, параллельная.
4. Маленькие броски по 1-й и 3-й позиции «крестом», с полуприседанием на опорной ноге.
5. Приседания по 1, 2, 6, полуприседание, полное приседание.
6. Упражнения с ненапряженной спиной из 1-й позиции на каблук.
7. Выведение ноги на каблук по 1-й и 3-1 открытым позициям «крестом» (вперед, в
сторону, назад, в сторону).
8. Каблучное (1, 2, 3 виды), с одним ударом в 3 позиции, с двойным ударом в 3 позиции.
9. Подготовка к веревочке, скольжение работающей ноги по опоре.
10. Flic-flac – подготовка к чечетке: мазки подушечкой стопы по полу от себя и к себе (в
прямом положении вперед одной ногой, двумя ногами поочередно).
11. Большие броски.
12. Перегибы корпуса растяжка, стоя лицом к станку.
Элементы русского народного танца:
Раскрытие и закрытие рук: одной руки, двух рук, поочередное раскрытие рук, переводы
рук в различных положениях;
Поклоны: на месте без рук и с руками, наклон с продвижением вперед, с отходом назад;
Притопы: одинарные, тройные;
Простой (бытовой) шаг: вперед с каблука, с носка; простой русский шаг через
полупальцы на всю стопу, с притопом и с продвижением вперед и назад; боковой шаг на
всей стопе и на полупальцах по прямой позиции; переменный шаг вперед;
Подготовка к веревочке;
Припадание на месте, с продвижением в сторону;
Боковые перескоки с ноги на ногу по 3-1 свободной позиции, по 1-й прямой позиции;
Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям);
«Ковырялочка» с двойным притопом;
Хлопки и хлопушки одинарные, двойные, тройные (фиксирующие удары и скользящие);
в ладоши, по бедру, по голенищу сапога;
Присядки:
а) подготовка к присядке (плавное не резкое опускание вниз) по 1-й
прямой и сводной позициям;
б) покачивание на приседание по 1-й прямой и сводной позициям;
в) присядки на двух ногах по 1-й прямой позиции с вынесением ноги на каблук вперед и в
сторону.
Модуль «Актерское мастерство».
Теория: Основы теории К.С. Станиславского.
Практика:
• Игры на развитие внимания, фантазии и памяти. Упражнения, этюды: развитие навыков
действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражать
разные эмоциональные состояния.
• Обучение перевоплощению и взаимодействию.
• Постановка спектаклей, сценок.
Модуль «Сценическая речь».
Теория: Изучение дыхательных гимнастик по И.А. Стрельниковой и А.А. Муравьеву.
Основы культуры речи.

Практика:
• Занятия дикцией, орфоэпией, изучение логики речи, избавление от «уральского говора»,
четкое произношение окончаний слов
• Голосоречевые тренинги, скороговорки, стихи, рифмы.
Модуль «Сценическая мастерская. Творческие выступления».
Теория: Теоретическое содержание материала. Пространство и мы. Знакомство со сценой.
Передвижение в пространстве.
Практика: Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для
создания доверительных отношений в группе, игры на развитие актёрского мастерства.
Календарно - тематическое планирование
№
п/
п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Месяц

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Число

5

8

12

15

19

22

Тема занятия

Кол-во Форма
часов
занятия

Форма
контроля

«Давайте познакомимся!»
Что такое танец и театр.
Различные виды
танцевального и
театрального искусства.
Основные правила
поведения. Инструктажи
по ТБ и ПБ. План работы
на год.
3 кита в музыке. Постановка корпуса. Позиции
рук, ног. Игры для
создания доверительных
отношений в группе.
Разучивание комплекса
партерной гимнастики.
Передвижение в пространстве. Правила передвижения по сцене. Игры
для создания доверительных отношений в группе.
Характер и темп музыки.
Музыкально-ритмические
игры. Разучивание
комплекса партерной
гимнастики. Игры на
внимание.
Основы взаимодействия
между артистами. Игры на
развитие фантазии

1

Вводное
занятие.
Беседа.
Лекция.

Опрос.

1

Обучающее занятие, игра

Коллективная
рефлексия. Опрос

1

Обучающее
занятие,
игра.

Коллективная
рефлексия.
Опрос.

1

Обучающее
занятие,
игра.

Опрос.
Коллективный
анализ
работы.

1

Музыкально-ритмическая
гимнастика.
Ориентационнопространственные упражнения. Разучивание комплекса партерной
гимнастики.

1

Обучающее
занятие,
игра.
Практическое
занятие.

Опрос.
Коллективный
анализ
Опрос.
Коллективный
анализ
работы.

7.

8.

9.

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

10. Октябрь

11. Октябрь

12. Октябрь

13. Октябрь

14. Октябрь

15. Октябрь

26

29

3

7

10

13

17

20

24

Музыкально-ритмическая
гимнастика.
Ориентационнопространственные
упражнения. Разучивание
комплекса партерной
гимнастики.
Речевая гимнастика.
Скороговорки, стихи,
ритмы.
Музыкально-ритмическая
гимнастика. Разучивание
танцевальных элементов
(танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки, притопы, хлопки, галоп, пружинка). Партерная гимнастика.
Музыкально-ритмическая
гимнастика. Разучивание
танцевальных элементов
(танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки, притопы, хлопки, галоп, пружинка). Партерная гимнастика.
Актерское мастерство.
Работа над
художественным образом.

1

Практическое
занятие.

Опрос.
Коллективный
анализ
работы.

1

Практическое
занятие.
Традиционный
урок.

Диагности
ческий
контроль
Опрос.

1

Традиционный
урок.

Самоанализ.

1

Традиционный
урок.

Самоанализ.

Музыкально-ритмическая
гимнастика. Разучивание
танцевальных элементов
(танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки, притопы, хлопки, галоп, пружинка). Партерная гимнастика.
Музыкально-ритмическая
гимнастика. Разучивание
танцевальных элементов
(танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки, притопы, хлопки, галоп, пружинка). Партерная
гимнастика.
Создание образа
различных животных
через средство
пластической
выразительности тела.
Музыкально-ритмическая
гимнастика. Начальные
элементы экзерсиса: Demi

1

Традиционный
урок.

Коллективная
рефлексия.

1

Традиционный
урок.

Коллективная
рефлексия. Самоанализ.

1

Традиционный
урок.

Диагности
ческий
контроль.

1

Комбинированный

Опрос.

1

16. Октябрь

27

plie и Grand plie по 1, 2, 6
позициям (лицом к
станку).
Музыкально-ритмическая
гимнастика. Начальные
элементы экзерсиса:
Battement tandu jete pique.

урок.

1

Комбинированный
урок.

Коллективная
рефлексия. Самоанализ.

8 учебных недель - 16 часов в 1 четверти

17. Ноябрь

18. Ноябрь

19. Ноябрь

20. Ноябрь

21. Ноябрь

22. Ноябрь

23. Ноябрь

24. Декабрь

25. Декабрь

26. Декабрь

7

10

14

17

21

24

28

1

5

8

Музыкально-ритмическая
гимнастика. Элементы
экзерсиса: Rond de jambe,
Grand battement jete.

1

Комбинированный
урок.

Постановка Новогоднего
спектакля, работа над
образами героев
различными средствами
выразительности
Музыкально-ритмическая
гимнастика. Основные
элементы экзерсиса.
Закрепление.

1

Комбинированный
урок.

1

Сценическая речь.
Избавление от уральского
говора, орфоэпика.
Народно - сценический
танец. Знакомство с
элементами русского
народного танца.
Отличительные
особенности народного
танца. Характер, эмоции.
Постановка танца
«Сапожки русские»
Актерское мастерство.
Погружение в образ по
системе К.С.
Станиславского
Актерское мастерство.
Отработка
взаимодействия на сцене,
визуальный контактт с
партнером и зрителем
Народно - сценический
танец. Позиции рук, ног,
хлопки, хлопушки.
Постановка танца.
Сценическая речь.
Голосоречевые тренинги,
дыхательная гимнастика,

1

Занятие по
систематизации и
обобщению
знаний.
Лекция.

Коллективная
рефлексия. Самоанализ.
Коллективная
рефлексия. Самоанализ.
Контрольное
занятие.

Опрос.

1

Обучающее
занятие.

Коллективная
рефлексия.
Наблюдение
Самоанализ

1

Обучающее
занятие.

1

Обучающее
занятие.

Самоанализ

1

Практическое
занятие.

Наблюдение

1

Репетиция

Коллектив
ный анализ

1

Репетиция
Занятие по
системати-

Коллектив
ный анализ

скороговорки, стихи,
рифмы, логическое
ударение

27. Декабрь

12

28. Декабрь

15

Актерское мастерство.
Этюды, пантомима.
Передача информации
средствами пластики тела.
Работа с декорациями и
реквизитом

1

19

Обучение основам
накладывания грима
Разучивание народного
экзерсиса. Маленькие
броски по позициям.
Большие броски.
Flic-flac. Постановка
танца.
Элементы народного
танца: раскрытие и
закрытие рук, переводы
рук в различных
положениях. Подготовка к
празднику.
Сценическая мастерская.
Выступление на
новогоднем празднике.

1

29. Декабрь

30. Декабрь

31. Декабрь

32. Декабрь

22

26

29

1

1

зации и
обобщению
знаний.
Лекция.
Обучающее
занятие
Обучающее
занятие
Обучающее
занятие
Обучающее
занятие

Опрос.
Наблюдение
Опрос.
Наблюдение
Опрос.
Наблюдение
Опрос.
Наблюдение

1

Обучающее
занятие
Репетиция

Наблюдение
Самоанализ

1

Творческое
выступление

Коллективная
рефлексия
Концерт

8 учебных недель - 16 часов во 2 четверти

33. Январь

34. Январь

35. Январь

36. Январь

16

19

23

26

Элементы народного
танца. Поклоны, простой
(бытовой) шаг, русский
шаг, боковой шаг,
переменный, каблучный.
Хоровод.
Эстрадный танец.
Отличительные
особенности эстрадного
танца. Виды эстрадных
танцев. Постановка эстр.
Танца «Пробуждение»
Сценическое движение.
Зрительный контакт с
залом. Основы
пластической
выразительности.
Постановка русского
танца. Знакомство с
сюжетом и музыкой к
танцу. Рисунок танца.

1

Обучающее
занятие

Самоанализ

1

Лекция
Обучающее
занятие

Опрос
Наблюдение

1

Обучающее
занятие

Наблюдение

1

Практичес Коллеккое занятие тивный
анализ
работ.

37. Январь

30

38. Февраль

2

39. Февраль

40. Февраль

41. Февраль

42. Февраль

6

9

13

16

Изучение и постановка
танца «Русская пляска»
Характер танца.

1

Актерское мастерство.
Постановка миниатюры и
работа над образами.
Постановка танцев.
Отработка правильности
движений.
Сценическая речь.
Передача характера героя
средствами речевой
выразительности
Отработка танца. Отработка правильности движений. Работа над
характером танца. Эмоции
в танце.
Актерское мастерство.
Повторение основ
актерского
взаимодействия, Этюды.
Тренинги.

1

1

1

Практичес Коллеккое занятие тивный
анализ
работ.
Репетиция. Коллективный
анализ
Репетиция. Коллективный
анализ
Репетиция. Коллективный
анализ

1

Репетиция.

Коллективный
анализ

1

Занятие по
ситематизации и
обобщению
знаний.

Коллективный
анализ
работ.

У 1 класса каникулы с 19.02.по 25.02. Остальные занимаются.

43. Февраль

44. Февраль

45. Февраль

46. Март

47. Март

20

22

27

1

5

Актерское мастерство.
Игры на развитие
внимания, фантазии,
памяти. Образные игры.

1

Сценическая мастерская.
Выступление на
празднике с танцем
"Русская пляска"

1

Работа над пройденным
материалом. Отработка
ошибок.

1

Использование
музыкальнохореографических
элементов в танцах
образно - имитационного
характера.
Подготовка к концерту.
Отработка номеров.
Прогон концерта.

1

1

Занятие по
систематизации и
обобщению
знаний.
Творческое
выступление

Коллективный
анализ
работ.

Занятие по
систематизации и
обобщению
знаний.
Практическое
занятие.
Обучающее
занятие.
Репетиция.

Коллективный
анализ
работ.

Коллективная
рефлексия
Концерт

Коллективная
рефлексия.
Самоанализ
Коллективная

рефлексия

48. Март

49. Март

50. Март

51. Март

52. Март

53. Апрель

54. Апрель

55. Апрель
56. Апрель
57. Апрель

58. Апрель

59. Апрель

7

12

15

Сценическая мастерская.
Выступление на
празднике с творческими
номерами

1

Творческое
выступление

Коллективная
рефлексия
Концерт

Разучивание эстрадного
экзерсиса. Пластика.
Движения на пластику,
координацию. Образные
игры.
Элементы эстрадного
танца. Разбор композиций

1

Обучающее
занятие.
Игры.

Коллективный
анализ
работ

1

Обучающее
занятие.

Наблюдение
Самоанализ
Коллективный
анализ

Разучивание элементов
1
Практиэстрадного танца.
ческое
19
Постановка танца "Я
занятие
русский", «Пробуждение».
Работа с реквизитом и
1
Обучакостюмами. Костюм как
ющее
22
средство визуальной
занятие.
выразительности героя.
9 учебных недель у 1 класса – 18 часов в 3 четверти
10 учебных недель у 2 и 3 класса – 20 часов в 3 четверти
Постановка миниатюры к 1
ПрактиДню Победы. Работа над
ческое
2
художественным образом
занятие.
героя
Постановка эстрадного
1
Практитанца на Последний
ческое
5
звонок. Танцевальные
занятие.
связки.
Искусство речи. Работа
1
Практи9
над дикцией и логикой
ческое
речи
занятие.
Постановка эстрадного
1
Практи12
танца. Танцевальные
ческое
связки.
занятие.
Обучение эмоциональной 1
Практи16
выразительности,
ческое
проявлению эмпатии
занятие.
Отработка танца.
1
Репетиция
Отработка синхронности
19
музыки и движений.
Эмоции в танце.
Работа над миниатюрой к 1
Репетиция
Дню Победы.
Эмоциональная
23
выразительность и
смысловая нагрузка
произведения.

Самоанализ

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Коллектив
ный анализ
Коллектив
ный анализ

60. Апрель

26

61. Апрель

30

62. Май

63. Май

64. Май

65. Май

3

7

10

14

66. Май

17

67. Май

21

68. Май

24

Отработка эстрадного
танца. Отработка
правильности движений.
Танцевальные связки.
Прогон постановки ко
Дню Победы в костюмах
и с реквизитом
Подготовка к празднику
Дню Победы. Отработка
танца "Пробуждение" и
«Я русский»
Сценическая мастерская.
Выступление на
празднике Дня Победы с
творческими номерами
Работа над пройденным
материалом. Отработка
ошибок.

1

Репетиция

Коллектив
ный анализ

1

Репетиция

Коллектив
ный анализ

1

Репетиция

Самоанализ

1

Творческое
выступление.

1

Работа над пройденным
материалом. Отработка
ошибок.

1

Викторина «Путешествие
в мир искусства».
Чаепитие.

1

Занятие по
систематизации и
обобщению
знаний.
Занятие по
систематизации и
обобщению
знаний.
Викторина.
Творческая
мастерская.

Коллективная
рефлексия.
Коллективный
анализ
работ.

Подготовка к концерту.
Повторение танцев и
сценок.
Сценическая мастерская.
Выступление на
празднике Последнего
звонка. Анализ
деятельности коллектива
за год. Закрепление
пройденного материала.
План на следующий год.

1

1

Коллектив
ный анализ
Самоанализ
Репетиция Коллективный
анализ
Творческое Коллеквыступтивная
ление
рефлекОбобщение сия.
знаний.
Концерт

8 учебных недель - 16 часов в 4 четверти
Итого: 1 класс - 33 учебные недели, 66 часов
2-3 классы - 34 учебные недели, 68 часов

Коллективный
анализ
работ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
«Основная общеобразовательная школа с. Мраморское»
ПРИНЯТО
На заседании ММО протокол № 1 от
30.08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор ____________ Е.Н. Птухина
Приказ от «__»_________2022 г. № ___

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Танцевальная азбука»

Уровень программы:__________базовый_______________
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы:_____1 год __________________
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 7 до 9 лет

Автор-составитель:
Василевская Анна Ростиславовна,
педагог дополнительного
образования

Полевской, 2022
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальная
азбука» имеет физкультурно-спортивную направленность и рассчитана на детей с
разной степенью одаренности и склонности к танцевальному искусству. Программный
материал направлен на приобретение учащимися знаний по основам хореографического
искусства, навыков танцевального движения, развитие артистических, исполнительских
способностей детей. Занятия направлены не столько на профессиональное обучение
танцевальному искусству, сколько на раскрепощение детей и их личностный рост.
Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное
место. Создаваясь на протяжении многих столетий, танец стал подлинной художественной
энциклопедией социальной жизни народа. Танец имеет огромное значение как средство
эстетического и нравственного воспитания.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание
уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к
общечеловеческим ценностям, к сохранению, именно, народной культуры, получению
общего эстетического, морального и физического развития. Среди множества форм
художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое
место. Занятия танцами не только учит понимать и создавать прекрасное, они развивают
образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Также в
настоящее время в развитии детей стоит остро проблема гиподинамии (недостаток
движения), что способствует возникновению заболеваний в сфере скелетно-мышечного
аппарата. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию
нескольких видов спорта, формируют правильную осанку, прививают основы этикета и
грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Актуальность программы также обусловлена социальным заказом на гуманистическую
направленность образования и необходимостью художественного воспитания личности
ребёнка, формирования общей культуры, возможностью последующей самореализации в
жизни.
Новизна программы состоит в том, что она в отличие от изученных программ
данного профиля комплексная, направлена на синтез классической, народной, историкобытовой и современной хореографии, а также включает набор интегрированных
дисциплин, которые помогают учащимся адаптироваться к репетиционно-постановочной
работе. Программа вариативная, модульная по форме. Содержание программы разработано
в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить
индивидуальный план развития каждого обучающегося. В данной программе учтены и
адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и
пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, народно-сценический и
эстрадный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным
видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями
и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и
темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры. Важной
отличительной особенностью программы является то, что дети начинают выступать
перед зрителями уже с первого года обучения. Это развивает опыт сценической практики,
закаляет детей морально, повышает самооценку и развивает мотивацию к обучению.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами,
на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития;
принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической
подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям

возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое
воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности,
самостоятельности, трудолюбия.
Цель программы:
Создать условия для социализации и гармоничного развития духовных и физических
качеств личности ребенка посредством хореографического искусства.
Задачи:
Обучающие:
· Ознакомление с особенностями изучаемых танцев, приемами актерского мастерства
и точного и выразительного исполнения движений.
· Формирование у учащихся танцевальных знаний, умений, навыков на основе
овладения программного материала.
· Изучение движений различных видов сложности, этюдов, комбинаций, танцев.
· Организация постановочной и концертной деятельности.
Развивающие:
· Развитие мотивации на творческую деятельность.
· Приобщение обучаемых к искусству хореографии, развитие их художественного
вкуса и интересов.
· Становление и развитие физической подготовки – выносливости, пластики,
гибкости, координации, музыкальности.
· Развитие способности к самостоятельной и коллективной работе.
Воспитательные:
· Формирование ценностных ориентиров для адаптации в жизни в обществе.
· Формирование художественного вкуса.
· Создания условий для общения.
· Создание дружного и крепкого коллектива.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате успешного освоения программы ребёнком, планируемые результаты
можно представить, как:
Предметные
─
расширит знания, будет проявлять активный интерес к хореографическому
искусству;
─
научится понимать термины и понятиями из области хореографии;
─
познакомится с некоторыми образцами мировой классики, как балетной, так и
музыкальной;
─
овладеет понятиями о средствах музыкальной выразительности (ритм, темп,
характер музыкального произведения);
─
научится передавать характер музыкального произведения в движении
(веселый, грустный, лирический, героический ит.д.).
Метапредметные
─
выработает правильную осанку, усвоит правильную постановку корпуса;
─
научится дифференцировать работу различных групп мышц, владеть центром
тяжести тела, ориентироваться в пространстве, развить прыгучесть, чувство ритма;
─
разовьет координацию движений, мышечную, слуховую и зрительную
память;
─
овладеет навыками по различным видам передвижений по залу и приобретет
определенный «запас» выразительных движений в общеразвивающих и танцевальных
упражнениях;
─
научится воплощать образы посредством пластики, элементов актерской
игры, импровизации, пантомимы;
─
научится находить, анализировать ошибки и исправлять их.
Личностные

─
разовьет эстетический вкус, будет проявлять эмоциональную отзывчивость на
музыку;
─
будет проявлять чувство ответственности и трудолюбие;
─
научится взаимодействовать со сверстниками, партнёрами по танцу в
процессе творческой деятельности;
─
сформирует представление об этикете (поклон в начале и конце занятия).
Принципы, методы, формы проведения занятий
Программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой
занятий в хореографическом коллективе, границы их несколько сглаживаются: на одном
занятии учащиеся могут изучать ритмику, элементы детского танца и игрогимнастику.
Работа строится таким образом, чтобы не нарушался целостный педагогический процесс,
учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные
перспективы коллектива.
Реализация данной программы предполагает осуществление образовательной
деятельности на следующих принципах:
· принцип дидактики («построение» учебного процесса от простого к сложному);
· принцип последовательности и доступности обучения, опора на интерес;
· принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания
программы к реальным условиям деятельности детского объединения);
· принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий);
· принцип творчества и успеха - индивидуальная и коллективная деятельность
позволяет определить и развить индивидуальные особенности учащихся.
Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию
позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по
самообразованию и самосовершенствованию своего «Я».
Соблюдение этих принципов позволяет определить перспективы развития не только
каждого учащегося, но и танцевального коллектива в целом.
Для успешной реализации программы и достижения положительных результатов у
учащихся предполагается применять на занятиях следующие методы и приемы
хореографической работы, которые можно условно разделить на наглядные, словесные и
практические.
Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы:
·
образный показ педагога;
·
эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
·
подражание образам окружающей действительности;
·
прием тактильно-мышечной наглядности;
·
наглядно-слуховой прием;
·
демонстрация эмоционально-мимических навыков;
·
использование наглядных пособий;
·
метод утрированного отрицательного показа в контрасте с идеальной формой
исполнения движения;
Словесный метод состоит из многочисленных приемов:
·
рассказ;
·
объяснение;
·
инструкция;
·
беседа;
·
анализ и обсуждение;
·
словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
·
прием раскладки хореографического pas;
·
прием закрепления целостного танцевального движения-комбинации;
·
прием словесной презентации образа хореографического движения.
Практический метод обогащен комплексом различных приемов, взаимосвязанных
наглядностью и словом:

·
игровой прием;
·
детское «сотворчество»;
·
соревновательность;
·
использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
·
выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторяемости
однотипных движений);
·
фиксация отдельных этапов хореографических движений;
·
сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
·
деления сложного движения, комбинации на составные части;
·
прием пространственной ориентации;
·
развитие основных пластических линий;
·
музыкальное сопровождение танца как методический прием;
·
хореографическая импровизация;
·
прием художественного перевоплощения.
Кроме того, в хореографической работе очень эффективен и психолого-педагогический
метод:
·
прием педагогического наблюдения;
·
проблемного обучения и воспитания;
·
прием индивидуального, дифференцированного подхода к каждому учащемуся;
·
прием воспитания подсознательной деятельности;
·
прием
контрастного
чередования
психофизических
нагрузок
и
восстановительного отдыха (релаксация);
·
педагогическая оценка исполнения учащимся танцевальных упражнений.
Среди перечисленных методов есть основные и дополнительные, которые
используются периодически, когда с помощью основных не удается достичь желаемого
результата или в целях оптимизации обучения. Особенность хореографической педагогики
в том, что ни один из основных методов не применяется отдельно от других, все они
действуют в комплексе. В данном случае, можно говорить о наглядно – словесно практической триаде методов. И если все-таки говорят о применении в данный момент
определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно
большой вклад в решение основной дидактической задачи.
Форма обучения: очная.
Формы проведения занятий: аудиторные, внеаудиторные (посещение концертов,
театров, музеев, участие в конкурсах, праздниках, фестивалях и т.д.)
Формы организации образовательного процесса:
· Коллективная – учащиеся рассматриваются как целостный коллектив,
имеющий своих лидеров (постановка или отработка хореографических композиций).
· Групповая – осуществляется с группой учащихся состоящих из трех и более
человек, которые в свою очередь имеют общие цели, и активно взаимодействуют
между собой.
· Парная – общение с двумя учащимися, которые в свою очередь
взаимодействуют (дуэтный танец).
· Индивидуальная - оказание помощи учащемуся по усвоению сложного
материала. Подготовка к сольному номеру.
При особых условиях (актированные дни, неблагоприятной эпидемиологической
ситуации) возможно применение дистанционных образовательных технологий через сайт
учреждения и/или педагога, мессенджеры, электронный адрес, «Скайп» и др.
Особенности организации образовательного процесса.
Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без
специального отбора и хореографической подготовки. Группа по составу разновозрастная.
Курс «Танцевальная азбука» рассчитан на учащихся младших классов с 1-3 классы. По
учебному плану в 1 классе 33 учебные недели, значит у них будет реализовано 66 часов, у
2-3 классов 34 учебные недели - 68 часов. Главным условием является желание учащегося

заниматься танцевальным искусством. Прием учащихся осуществляется по заявлению от
родителя или лиц, заменяющих их. Занятия проходят с периодичностью 2 раза в неделю по
1 часу.
При наборе детей учитывается только желание, а потому все желающие познать мир
танца вне зависимости от физических данных, природных талантов, знаний и умений,
могут обучаться в группе. Этот критерий набора играет важную роль не только для
родителей, но и для самих обучающихся, которые испытывают страх перед входом в
кабинет, ожидая сложные упражнения, болезненные ощущения после занятий, а также
получение замечаний из-за отсутствия каких-либо физических данных. Это все остается за
дверью, в зале дети объединены общим стремлением научиться танцевать, и не просто
танцевать, а танцевать грамотно и со смыслом.
Для успешной реализации программы необходим ряд условий:
– своевременно выявлять проблемы, возникающих в период образовательного
процесса и решать их;
– осуществлять поиск оригинальных идей для лучшего усвоения предлагаемого
материала;
– обеспечить занятия необходимым инвентарем для проведения полноценной,
интересной и слаженной работы с детьми разного возраста;
– творческий подход к организации учебного процесса;
– участие объединения в конкурсах и фестивалях разного уровня (от внутренних до
международных).
На занятиях обязательным является уважительное отношение ко всем участникам
коллектива. По необходимости проводятся беседы, выслушиваются предложения
родителей. Программа подразумевает поощрение стремлений детей задавать вопросы,
давать волю проявлениям чувств и эмоций, так как это основа артистизма, выражения
внутренних ощущений. В танцевальной сфере есть две важные задачи исполнителей:
тщательно разобрать и технически выполнить лексику постановочного номера, а вторая
задача – проявить темперамент, характер, станцевать с чувством, эмоциональной
выразительностью.
Тематическое планирование программы.
№
п/п

Модули

Количество часов
Теория Практика Всего
1
1

1.

Вводное занятие.

2.

Ритмика.

1

5

6

3.

Партерная гимнастика.

1

9

10

4.

Танцевальная азбука.

1

8

9

5.

1

14

15

6.

Народно-сценический
танец.
Эстрадный танец.

1

14

15

7.

Бальный танец.

1

6

7

Формы контроля
Собеседование
Устный опрос
Диагностический контроль
Наблюдение
Наблюдение
Устный опрос
Самоанализ Коллективный
анализ работы
Наблюдение
Устный опрос
Самоанализ
Коллективный анализ
работы
Наблюдение
Коллективная рефлексия
Наблюдение
Коллективная рефлексия
Наблюдение
Коллективная рефлексия

8.

Танцевальные игры.
Сценическая мастерская.
Творческие выступления

Общее количество часов:

1

4

5

8

60

68

Итоговое занятие
Концерт
Самоанализ
Коллективная рефлексия

Содержание курса
Модуль «Введение в программу. ТБ и ППБ»
Теория: Знакомство с искусством хореографии. Беседа с детьми о целях и задачах, о
содержании и форме занятий в объединении. План работы на год. Внешний вид и форма
одежды для занятий. Инструкция по технике безопасности и противопожарной
безопасности.
Модуль «Ритмика»
Теория: Изучение элементов музыкальной грамоты. 3 кита в музыке (песня, танец,
марш). Понятие о характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Темп (быстрый,
медленный, умеренный).
Практика: Проверка музыкального слуха. Музыкально-ритмические игры (слушание
музыки, хлопки). Развитие эмоциональной выразительности (образные упражнения).
Модуль «Партерная гимнастика».
Теория: Устное теоретическое объяснение всех упражнений.
Практика: Каждое занятие по учебному предмету «Партерная гимнастика» включает
разминку, комплексы упражнений на полу и релаксацию, которые связаны между собой.
Партерный экзерсис позволяет достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов,
улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц:
1.Упражнения, укрепляющие мышцы спины:
«День — ночь»;
«Змейка»;
«Рыбка».
2. Упражнения, развивающие подъем стопы:
вытягивание и сокращение стопы;
круговые движения стопой.
3. Упражнения, развивающие гибкость позвоночника:
«лодочка»;
«складочка»;
«колечко».
4. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса:
«ступеньки»;
«ножницы».
5. Упражнения, развивающие подвижность тазобедренного сустава:
«Неваляшка»;
«Passe' с разворотом колена».
6.Упражнения, развивающие выворотность ног:
«Звездочка»;
«Лягушка».
7.Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие танцевального шага:
«Боковая растяжка»;
«Растяжка с наклоном вперед»;
«Часы».
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.

Модуль «Танцевальная азбука».
Теория: Теоретическая основа всех танцевальных элементов. Понятия «мелодия»,
«поза», «движение».
Практика: Постановка корпуса; позиции ног; позиции рук; поклон.
Ориентационно-пространственные упражнения:
1. Изучение одноплановых рисунков и фигур:
линейно-плоскостных (шеренга горизонтальная, колонна);
объёмных (круг; «цепочка»);
2. Изучение приёмов перестроения:
- из линейных в линейные:
из шеренги горизонтальной в колонну;
из колонны в шеренгу горизонтальную.
- из объемных в объёмные:
сужение и расширение круга;
из круга в «цепочку»;
- из объёмных в линейные и наоборот:
из круга в горизонтальную шеренгу;
из круга в горизонтальную колонну;
из горизонтальной шеренги в круг;
из колонны горизонтальной в «цепочку».
Разучивание танцевальных элементов (танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки,
притопы, хлопки, галоп, пружинка). Изучение различного вида шагов с руками,
находящимися в 4 позиции:
танцевальный шаг с носка;
маршевый шаг на месте;
шаги на полупальцах;
легкий бег с поджатыми ногами;
прыжки с вытянутыми ногами;
прыжки с поджатыми ногами;
подскоки на месте и с продвижением.
Начальные элементы экзерсиса:
Demi plie и Grand plie по 1, 2, 6 позициям (лицом к станку);
Battement tandu jete pique;
Rond de jambe;
Grand battement jete.
Модуль «Народно-сценический танец».
Теория: включает в себя изучение элементов у станка, которые затем можно
перенести на середину зала, а также более сложные танцевальные композиции, изучаются
элементы русского танца. Сюжеты и темы некоторых танцев. Особенности народных
движений. Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки
хороводов.
Практика:
Упражнения у станка:
1. Подготовка к началу движения (preparation).
2. Позиции рук (1-7).
3. Позиции ног (1-6) – выворотная, обратная, параллельная.

4. Маленькие броски по 1-й и 3-й позиции «крестом», с полуприседанием на опорной
ноге.
5. Приседания по 1, 2, 6, полуприседание, полное приседание.
6. Упражнения с ненапряженной спиной из 1-й позиции на каблук.
7. Выведение ноги на каблук по 1-й и 3-1 открытым позициям «крестом» (вперед, в
сторону, назад, в сторону).
8. Каблучное (1, 2, 3 виды), с одним ударом в 3 позиции, с двойным ударом в 3
позиции.
9. Подготовка к веревочке, скольжение работающей ноги по опоре.
10. Flic-flac – подготовка к чечетке: мазки подушечкой стопы по полу от себя и к себе
(в прямом положении вперед одной ногой, двумя ногами поочередно).
11. Большие броски.
12. Перегибы корпуса растяжка, стоя лицом к станку.
Элементы русского народного танца:
Раскрытие и закрытие рук: одной руки, двух рук, поочередное раскрытие рук,
переводы рук в различных положениях;
Поклоны: на месте без рук и с руками, наклон с продвижением вперед, с отходом
назад;
Притопы: одинарные, тройные;
Простой (бытовой) шаг: вперед с каблука, с носка; простой русский шаг через
полупальцы на всю стопу, с притопом и с продвижением вперед и назад; боковой шаг на
всей стопе и на полупальцах по прямой позиции; переменный шаг вперед;
Подготовка к веревочке;
Припадание на месте, с продвижением в сторону;
Боковые перескоки с ноги на ногу по 3-1 свободной позиции, по 1-й прямой
позиции;
Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям);
«Ковырялочка» с двойным притопом;
Хлопки и хлопушки одинарные, двойные, тройные (фиксирующие удары и
скользящие); в ладоши, по бедру, по голенищу сапога;
Присядки:
а) подготовка к присядке (плавное не резкое опускание вниз) по 1-й
прямой и сводной позициям;
б) покачивание на приседание по 1-й прямой и сводной позициям;
в) присядки на двух ногах по 1-й прямой позиции с вынесением ноги на каблук вперед
и в сторону.
Модуль «Эстрадный танец».
Теория: Теоретическое содержание танцевальных упражнений и движений.
Практика: Разучивание хореографических композиций (исполнение отдельных
фигур, элементов, отработка и соединение в рисунок) детского эстрадного танца.
Модуль «Бальный танец».
Теория: Краткое содержание танцевальных упражнений.
Практика:
• Разучивание хореографических композиций (исполнение отдельных фигур,
элементов, отработка и соединение в рисунок) танцев «Кадриль», «Вальс», «Полька».
• Работа над техникой исполнения и стилем.
Модуль «Танцевальные игры. Сценическая мастерская».

Теория: Теоретическое содержание материала. Пространство и мы. Знакомство со
сценой. Передвижение в пространстве (правила движения во время танца).
Практика: Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры
для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие
внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма
(«Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию»; «Я в музыке услышу кто ты, что ты»;
«Музыкальный теремок»; игры на развитие актёрского мастерства). Упражнения в
различных образах (журавль, лиса, медведь, мышка, Баба-Яга, клоун, куклы и другие).
Музыка и танец. Разучивание хореографических композиций.
Календарно - тематическое планирование
№
п/
п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Месяц

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Число

5

8

12

15

19

22

26

Тема занятия

Кол-во Форма
часов
занятия

Форма
контроля

«Давайте познакомимся!»
Что такое танец? Основные правила поведения.
Инструктажи по ТБ и ПБ.
План работы на год.
3 кита в музыке. Постановка корпуса. Позиции
рук, ног. Игры для
создания доверительных
отношений в группе.
Разучивание комплекса
партерной гимнастики.
Передвижение в пространстве. Правила передвижения по сцене. Игры
для создания доверительных отношений в группе.
Характер музыки. Музыкально-ритмические игры.
Разучивание комплекса
партерной гимнастики.
Игры на внимание.
Темп музыки. Разучивание комплекса партерной
гимнастики. Игры на внимание.

1

Вводное
занятие.
Беседа.
Лекция.

Опрос.

1

Обучающее занятие, игра

Коллективная
рефлексия. Опрос

1

Обучающее
занятие,
игра.

Коллективная
рефлексия.
Опрос.

1

Обучающее
занятие,
игра.

1

Обучающее
занятие,
игра.

Музыкально-ритмические
игры. Ориентационнопространственные упражнения. Разучивание комплекса партерной
гимнастики.
Музыкально-ритмические
игры. Ориентационнопространственные
упражнения. Разучивание
комплекса партерной
гимнастики.

1

Практическое
занятие.
Игра.

Опрос.
Коллективный
анализ
работы.
Опрос.
Коллективный
анализ
работы.
Опрос.
Коллективный
анализ
работы.

1

Практическое
занятие.
Игра.

Опрос.
Коллективный
анализ
работы.

8.

9.

Сентябрь

Октябрь

10. Октябрь

11. Октябрь

12. Октябрь

13. Октябрь

14. Октябрь

29

3

7

10

13

17

20

Музыкально-ритмические
игры. Ориентационнопространственные упражнения. Разучивание
комплекса партерной
гимнастики.
Музыкально-ритмические
игры. Разучивание танцевальных элементов (танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки, притопы, хлопки, галоп, пружинка). Партерная гимнастика.
Музыкально-ритмические
игры. Разучивание танцевальных элементов (танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки, притопы, хлопки, галоп, пружинка). Партерная гимнастика.
Музыкально-ритмические
игры. Разучивание танцевальных элементов (танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки, притопы, хлопки, галоп, пружинка). Партерная гимнастика.
Музыкально-ритмические
игры. Разучивание танцевальных элементов (танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки, притопы, хлопки, галоп, пружинка). Партерная гимнастика.
Музыкально-ритмические
игры. Разучивание танцевальных элементов (танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки, притопы, хлопки, галоп, пружинка). Партерная
гимнастика.
Музыкально-ритмические
игры. Разучивание танцевальных элементов (танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки, притопы, хлопки, галоп, пружинка). Партерная гимнастика.

1

Практическое
занятие.
Игра.

Диагности
ческий
контроль

1

Традиционный
урок. Игра.

Опрос.

1

Традиционный
урок. Игра.

Самоанализ.

1

Традиционный
урок. Игра.

Самоанализ.

1

Традиционный
урок. Игра.

Коллективная
рефлексия.

1

Традиционный
урок. Игра.

Коллективная
рефлексия. Самоанализ.

1

Традиционный
урок. Игра.

Диагности
ческий
контроль.

15. Октябрь

16. Октябрь

24

27

Музыкально-ритмические
игры. Начальные элементы экзерсиса: Demi plie и
Grand plie по 1, 2, 6 позициям (лицом к станку).
Музыкально-ритмические
игры. Начальные элементы экзерсиса: Battement
tandu jete pique.

1

1

Комбинированный
урок.
Игры.
Комбинированный
урок.
Игры.

Опрос.

Коллективная
рефлексия. Самоанализ.

8 учебных недель - 16 часов в 1 четверти

17. Ноябрь

18. Ноябрь

19. Ноябрь

20. Ноябрь

21. Ноябрь

7

10

14

17

21

22. Ноябрь

24

23. Ноябрь

28

24. Декабрь

1

25. Декабрь

5

Декабрь

8

26.

Музыкально-ритмические
игры. Начальные
элементы экзерсиса: Rond
de jambe.

Комбинированный
урок.
Игры.
Комбинированный
урок.
Игры.
Занятие по
систематизации и
обобщению
знаний.
Игра.
Лекция.

Коллективная
рефлексия. Самоанализ.
Коллективная
рефлексия. Самоанализ.
Контрольное
занятие.

1

Обучающее
занятие.

1

Обучающее
занятие.

1

Обучающее
занятие.
Практическое
занятие.
Репетиция

Коллективная
рефлексия.
Наблюдение
Самоанализ
Самоанализ

1

Музыкально-ритмические 1
игры. Начальные
элементы экзерсиса: Grand
battement jete.
Музыкально-ритмические
игры. Начальные
элементы экзерсиса.
Закрепление.

1

Историко-бытовые танцы.
Знакомство с видами
бальных танцев. Краткое
содержание танцевальных
упражнений
Знакомство с элементами
бального танца "Полька".
Разучивание элементов
бального танца.
Постановка танца
"Полька". Знакомство с
сюжетом и музыкой к
танцу.
Разучивание элементов
бального танца.
Постановка танца.
Постановка бального
танца. Танцевальные
связки.
Отработка бального
танца. Отработка
правильности движений.
Танцевальные связки.
Отработка бального
танца. Отработка

1

1

1

1

Репетиция
Занятие по

Опрос.

Наблюдение
Коллектив
ный анализ
Коллектив
ный анализ

правильности движений.
Танцевальные связки.

27. Декабрь

12

28. Декабрь

15

29. Декабрь

19

30. Декабрь

31. Декабрь

32. Декабрь

22

26

29

Народно - сценический
танец. Знакомство с
элементами русского
народного танца.
Отличительные
особенности народного
танца. Характер, эмоции
Народно - сценический
танец. Позиции рук, ног,
хлопки, хлопушки.
Разучивание народного
экзерсиса. Маленькие
броски по позициям.
Большие броски.
Flic-flac
Элементы народного
танца: раскрытие и
закрытие рук, переводы
рук в различных
положениях. Подготовка
к празднику - танец
"Полька".
Сценическая мастерская.
Выступление на
новогоднем празднике с
танцем "Полька"

1

1

1

1

систематизации и
обобщению
знаний.
Лекция.
Обучающее
занятие
Обучающее
занятие
Обучающее
занятие
Обучающее
занятие

Опрос.
Наблюдение
Опрос.
Наблюдение
Опрос.
Наблюдение
Опрос.
Наблюдение

1

Обучающее
занятие
Репетиция

Наблюдение
Самоанализ

1

Творческое
выступление

Коллективная
рефлексия
Концерт

8 учебных недель - 16 часов во 2 четверти

33. Январь

16

34. Январь

19

35. Январь

23

36. Январь

26

Январь

30

37.

Элементы народного
танца. Поклоны, простой
(бытовой) шаг, простой
русский шаг, боковой шаг,
переменный шаг вперед,
каблучный шаг.
Притопы одинарные,
тройные. Перескоки на
месте, боковые перескоки
(подготовка к дробям).
Приседания.
Знакомство с хороводом.
Припадание.
"Ковырялочка"
Постановка русского
танца. Знакомство с
сюжетом и музыкой к
танцу. Рисунок танца.
Изучение и постановка
танца "В роще калина"

1

Обучающее
занятие

Самоанализ

1

Обучающее
занятие

Самоанализ

1

Обучающее
занятие
Практичес
кое занятие

Наблюдение

1

1

Коллективный
анализ
работ.
Практичес Коллеккое занятие тивный

Характер танца.
38. Февраль
39. Февраль

40. Февраль

41. Февраль

42. Февраль

2

6

9

13

16

Изучение и постановка
танца. Отработка
правильности движений.
Постановка танца.
Отработка правильности
движений.
Отработка танца. Отработка правильности движений. Отработка синхронности музыки и движений. Эмоции в танце.
Отработка танца. Отработка правильности движений. Работа над
характером танца. Эмоции
в танце.
Сценическая мастерская.
Выступление на
празднике с танцем "В
роще калина"

анализ
работ.
Коллективный
анализ
Коллективный
анализ
Коллективный
анализ

1

Репетиция.

1

Репетиция.

1

Репетиция.

1

Репетиция.

Коллективный
анализ

1

Творческое
выступление

Коллективная
рефлексия
Концерт

У 1 класса каникулы с 20.02. по 26.02. Остальные занимаются

43. Февраль

44. Февраль

20

24

45. Февраль

27

46. Март

2

47. Март

7

48. Март

10

Повторение танцев
"Полька" и "В роще
калина". Разбор
затруднительных
танцевальных связок.

1

Занятие по
ситематизации и
обобщению
знаний.
Занятие по
систематизации и
обобщению
знаний.
Занятие по
систематизации и
обобщению
знаний.
Репетиция

Коллективный
анализ
работ.

Работа над пройденным
материалом. Отработка
ошибок.

1

Работа над пройденным
материалом. Работа над
образом. Образные игры.

1

Подготовка к празднику 8
марта. Повторение и
отработка танца "Полька"
Сценическая мастерская.
Выступление на
празднике с танцем
"Полька"

1

1

Творческое
выступление

Коллективная
рефлексия
Концерт

Эстрадный танец.
Отличительные
особенности эстрадного

1

Лекция
Обучающее

Опрос
Наблюдение

Коллективный
анализ
работ.
Коллективный
анализ
работ.
Самоанализ

49. Март

50. Март

51. Март

52. Март

53. Апрель
54. Апрель
55. Апрель
56. Апрель
57. Апрель

58. Апрель

59. Апрель

60.

Апрель

танца. Виды эстрадных
занятие
танцев.
Использование
1
Практимузыкальноческое
хореографических
занятие.
элементов в танцах
Обуча13
образно - имитационного
ющее
характера. Знакомство с
занятие.
элементами детского
эстрадного танца.
Разучивание эстрадного
1
Обучаэкзерсиса. Пластика.
ющее
16
Движения на пластику,
занятие.
координацию. Образные
Игры.
игры.
Разучивание элементов
1
Обучаэстрадного танца.
ющее
Постановка танца
занятие.
20
"Микки". Знакомство с
сюжетом и музыкой к
танцу.
Разучивание элементов
1
Обуча23
эстрадного танца.
ющее
Постановка танца.
занятие.
9 учебных недель у 1 класса - 18 часов в 3 четверти
10 учебных недель 2-3 классы - 20 часов в 3 четверти
Постановка эстрадного
1
Практи5
танца. Танцевальные
ческое
связки.
занятие.
Постановка эстрадного
1
Практи7
танца. Танцевальные
ческое
связки.
занятие.
Постановка эстрадного
1
Практи10
танца. Танцевальные
ческое
связки.
занятие.
Постановка эстрадного
1
Практи13
танца. Танцевальные
ческое
связки.
занятие.
Постановка эстрадного
1
Практи17
танца. Танцевальные
ческое
связки.
занятие.
Отработка танца. Отра1
Репетиция
ботка правильности дви20
жений. Отработка синхронности музыки и движений. Эмоции в танце.
Отработка танца. Отра1
Репетиция
ботка правильности дви24
жений. Отработка синхронности музыки и движений. Эмоции в танце.
Отработка эстрадного
1
Репетиция
27
танца. Отработка

Коллективная
рефлексия.

Коллективный
анализ
работ
Наблюдение
Самоанализ
Самоанализ

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Коллектив
ный анализ

Коллектив
ный анализ

Коллектив
ный анализ

61. Май

2

62. Май

4

63. Май

64. Май

65. Май

66. Май

67. Май

68. Май

8

11

15

18

22

25

правильности движений.
Танцевальные связки.
Отработка эстрадного
танца. Отработка
правильности движений.
Танцевальные связки.
Подготовка к празднику
Дню Победы. Отработка
танца "Микки"
Сценическая мастерская.
Выступление на
празднике с танцем
"Микки"
Работа над пройденным
материалом. Отработка
ошибок.

1

Репетиция

Коллектив
ный анализ

1

Репетиция

Самоанализ

1

Творческое
выступление.

1

Коллективная
рефлексия.
Коллективный
анализ
работ.

Занятие по
систематизации и
обобщению
знаний.
Викторина. Коллектив
Творческая ный анализ
мастерская. Самоанализ
Занятие по Итоговое
обощению занятие
и система- Коллектизации
тивная
знаний.
рефлексия
Репетиция Коллективный
анализ

Викторина «Путешествие
в мир танца».

1

Анализ деятельности коллектива за год. Работа над
пройденным материалом.

1

Подготовка к концерту.
Повторение танцев
"Микки" и "В роще
калина".
Сценическая мастерская.
Выступление на
празднике с танцем "В
роще калина" и "Микки"

1

1

Творческое
выступление

8 учебных недель - 16 часов в 4 четверти
Итого: 1 класс - 33 учебные недели, 66 часов
2-3 классы - 34 учебные недели, 68 часов

Коллективная
рефлексия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».