Рабочая программа учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности для 6 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Орган местного самоуправления Управление образования Полевского городского
округа
МБОУ ПГО "ООШ с. Мраморское"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

руководитель ММО

заместитель директора
________________________ по УР

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора
________________________

Шлехт Л.С. ________________________
Сафарова Л.М.
Протокол №10 от «29» май
Сафарова Л.М. Приказ №51-Д от «29» май
2023 г.
Протокол №11 от «29» май 2023 г.
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 6 класса

Полевской 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ)
разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы
безопасности
жизнедеятельности»(утверждена
Решением
Коллегии
Министерства
просвещения Российской Федерации, протокол от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн),
требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственномобразовательном стандарте (далее —
ФГОС) основного общего образования (утверждѐн приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) с учѐтом
распределѐнных по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по учебному
предмету ОБЖ, Примернойпрограммы воспитания.
Настоящая Программа обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры
безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих
преемственностьизучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне
образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков,
необходимых дляпоследующей жизни;
выработку
практико-ориентированных
компетенций,
соответствующих потребностямсовременности;
реализацию оптимального баланса межпредметных
связей
и
их
разумноевзаимодополнение,
способствующее формированию практических умений и навыков.
В Программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено тремя
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета
на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне
среднего общего образования:
модуль № 1 «Здоровье и как его
сохранить»; модуль № 2 «Безопасность
в природной среде»; модуль № 3
«Основы медицинских знаний».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета ОБЖ на
уровне основного общего образования Программа предполагает внедрение универсальной
структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в
парадигме безопасной жизнедеятельности:
«предвидеть опасность → по возможности еѐ избегать → при необходимости
действовать». Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений
рисков и опасностей: помещения и
бытовые условия; улица и общественные места; природные условия;
коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГ
ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫБЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Появлению учебного предмета ОБЖ способствовали колоссальные по масштабам
и последствиямтехногенные катастрофы, произошедшие на территории нашей страны в
80-е годы XX столетия:
катастрофа теплохода «Александр Суворов» в результате столкновения с пролѐтом
Ульяновского моста через Волгу (5 июня 1983 г.), взрыв четвѐртого ядерного реактора на
Чернобыльской АЭС (26

апреля 1986 г.), химическая авария с выбросом аммиака на производственном
объединении «Азот» вг. Ионаве (20 марта 1989 г.), взрыв двух пассажирских поездов под Уфой
в результате протечки
трубопровода и выброса сжиженной газово-бензиновой смеси (3 июня 1989 г.).
Государствостолкнулось с серьѐзными вызовами, в ответ на которые требовался быстрый и
адекватный ответ.
Пришло понимание необходимости скорейшего внедрения в сознание граждан
культуры безопасности жизнедеятельности, формирования у подрастающего поколения
модели индивидуального безопасного поведения, стремления осознанно соблюдать нормы и
правила
безопасности в повседневной жизни. В связи с этим введение в нашей стране обучения
основам безопасности жизнедеятельности явилось важным и принципиальным достижением
как для отечественного, так и для мирового образовательного сообщества.
В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобальных и
региональных природных, техногенных, социальных вызовов и угроз безопасности России
(критичные изменения климата, негативные медико-биологические, экологические,
информационные факторы и другие условия жизнедеятельности) возрастает приоритет
вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и
государства. При этом центральной проблемой
безопасности жизнедеятельности остаѐтся сохранение жизни и здоровья каждого
человека.
В данных обстоятельствах колоссальное значение приобретает качественное
образование подрастающего поколения россиян, направленное на формирование
гражданской идентичности, воспитание личности безопасного типа, овладение знаниями,
умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Актуальность совершенствования учебнометодического обеспечения учебного процесса по предмету ОБЖ определяется
системообразующими документами в области безопасности: Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021
№ 400), Доктрина информационной
безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 5
декабря 2016 г.
№646), Национальные цели развития Российской Федерации на период до
2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474),
Государственная программаРоссийской
Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г.
№ 1642).Современный учебный предмет ОБЖ является системообразующим, имеет свои
дидактическиекомпоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через
приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных
навыков и умений,
формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным
изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЖ является
общая теория
безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать формирование целостного
видения всего комплекса проблем безопасности, включая глобальные, что позволит
обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и
государства, а также актуализировать для обучающихся построение адекватной модели
индивидуального безопасного поведения в
повседневной жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности
жизнедеятельности.
В настоящее время с учѐтом новых вызовов и угроз подходы к изучению учебного
предмета ОБЖ несколько скорректированы. Он входит в предметную область «Физическая
культура и основы
безопасности жизнедеятельности», является обязательным для изучения на уровне
основного общего образования. Изучение ОБЖ направлено на обеспечение формирования
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у
обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать
конфликтные ситуации, решать

сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Такой подход содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни
и здоровья человека, формированию необходимых для этого волевых и моральнонравственных качеств, предоставляет широкие
возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации
обучающихсяк современной техно-социальной и информационной среде, способствует
проведениюмероприятий профилактического характера в сферебезопасности.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования
является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности в
соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что
предполагает:
- способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе
понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов
возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций,
знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного
поведения при их проявлении;
- сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимостиличного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества
игосударства;
- знание и понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечениянациональной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социальногохарактера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного предмета ОБЖ в 6 классе предусматривается по 1 часу в неделю,
всего наизучение предмета ОБЖ в 6 классе отводится 35 часов (из них 4 часа – практические
занятия, 1- контрольная работа).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль № 1 «Здоровье и как его сохранить»:
Здоровье и факторы, влияющие на него.
Что такое здоровье и здоровый образ жизни.
Определения понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое здоровье. Духовное
здоровье. Неразрывная связь физического и духовного здоровья.
Как сохранить здоровье.
Режим дня. Отдых. Сон как важнейший признак здоровья. Правильная и неправильная осанка
при ходьбе и при работе за письменным столом. Близорукость и дальнозоркость. Развитие
физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Малоподвижный образ жизни.
Двигательная активность. Закаливание и закаливающие процедуры. Питание. Вода, белки,
витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы — необходимые элементы,
требующиесядляразвитияорганизма.
Личная гигиена.
Определение понятия «гигиена». Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор одежды по сезону.
Правила гигиены на каждый день.

Предупреждение вредных привычек.
Вред табакокурения и употребления спиртных напитков. Негативное отношение к приѐму
наркотических и токсикоманических веществ. Основные правила здорового образа жизни.
Здоровье и правила его сбережения Факторы, способствующие сбережению здоровья.
Правильное и неправильное питание. Закаливание организма. Факторы, разрушающие
здоровье.Долгое сидение за компьютером. Избыточный вес. Профилактика вредных
привычек. Вред от употребления алкогольных напитков, табака, наркотиков.
Игромания. Компьютерная игровая зависимость. Как избежать этой зависимости. Какизбежать
отрицательного воздействия окружающей среды на развитие и здоровье человека. Физические,
химические и социальные антропогенные факторы окружающей среды.Экологическая
безопасность. Правила личной гигиены при занятиях туризмом. Правильный выбор одежды и
обуви по сезону для участия в походе. Соблюдение правил личной гигиены в походе.
Туризм как часть комплекса ГТО.
Модуль № 2 «Безопасность в природной среде»:
Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях.
Как погодные условия могут влиять на безопасность человека. Ветер. Гроза. Молния.
Правила поведения при грозе. Гололѐд и гололедица. Безопасное поведение на водоѐмах.
Правилаповедения на замѐрзшем водоѐме. Безопасность при купании в водоѐмах летом.
Стихийные бедствия и связанные с ними опасности. Землетрясение. Наводнение. Ураган.
Сель.Оползень. Правила поведения во время стихийных бедствий.
Безопасное поведение на природе Безопасное поведение в туристских походах. Основные
мерыбезопасности в туристских походах. Если турист отстал от группы.
Виды туристских походов. Однодневные и многодневные, местные и дальние туристские
походы.Как ориентироваться на местности. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по
природным признакам. Ориентирование по местным признакам. Способы определения
сторон горизонта по компасу, небесным светилам и карте.
Подготовка к проведению туристского похода. Руководитель похода и его обязанности.
Санитар иего обязанности. Состав аптечки первой помощи (походной аптечки). Туристское
снаряжение в зависимости от вида похода. Приметы, по которым можно определить погоду.
Как развести костѐр при разной погоде. Выбор места для костра и его розжиг. Виды костров.
Если влесу вас застигла гроза. Признаки приближающейся грозы. Правильное размещение в
укрытии во время грозы.
Правила безопасного поведения в различных видах походов Советы на всю жизнь. Пеший
поход. Ведущий турист. Замыкающий турист. Техника движения по равнинной и
пересечѐнной местности.Устройство бивака. Лыжные походы. Особенности снаряжения.
Организация движения. Горные походы. Организация движения при подъѐме и спуске.
Водные походы. Способы и средства самопомощи и взаимопомощи в водных походах.
Плавучие средства. Общий распорядок ходового дня. Правила действия во время аварии
судна. Безопасное поведение при автономном существовании Поведение человека в
условиях автономного существования в природной среде.
Факторы, способствующие и препятствующие выживанию при автономном существовании.
Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде. Характерные
особенностидобровольного и вынужденного существования в природе. Организация ночлега
при автономномсуществовании.
Сооружение временного жилища. Добывание огня с помощью различных предметов. Как
добыть питьѐ и пищу в условиях автономии. Растения, грибы, орехи, которые можно
употреблять в пищу.Очистка и обеззараживание воды. Как подать сигналы бедствия.

Различные средства аварийной сигнализации. Опасные встречи в природных условиях
Безопасность при встрече с дикими
животными. Правила поведения при встрече с дикими животными (лосем, кабаном, волком,
медведем и др.). Безопасность при встрече со змеѐй. Защита от комаров, мошки и других
насекомых. Профилактика клещевого энцефалита. Клещевой вирусный энцефалит, его
переносчики, места и время передачи, последствия заболевания. Способы удаления клещей
с тела.
Модуль № 3 «Основы медицинских знаний»:
Первая помощь в природных условиях.
Народные средства первой помощи. Средства для остановки кровотечения, от кашля, от
воспаления. Первая помощь при травматических повреждениях.
Первая помощь при травме конечностей, при повреждении глаз и носа.Иммобилизация при
травме конечностей.
Первая помощь при солнечном и тепловом ударе.
Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге.Психологическая поддержка
пострадавшего.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Настоящая Программа чѐтко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС крезультатам освоения основной образовательной программы
(личностные, метапредметные и
предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в
основнойшколе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых качествах, которые
выражаются прежде всего вготовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности,
инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и
безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к
целенаправленной социально значимой деятельности; принятиювнутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в
целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны
отражатьготовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе.
1. Патриотическоевоспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональномобществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследиюи памятникам, традициям разных народов,

проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга — защите Отечества.
2. Гражданскоевоспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод изаконных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечениимер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной
безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи
защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности:
терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие
способности кконструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственноевоспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
активное неприятиеасоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего
употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному
здоровью издоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к
личнойбезопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическоевоспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и
создаватьпрекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в
повседневной жизни.
5. Ценности научногопознания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка наосмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов
возникновенияи последствий распространѐнных видов опасных и чрезвычайных ситуаций,
которые могутпроизойтиво время пребывания в различных средах (бытовые условия,
дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи
иканалы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью
оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать
обоснованные решения в опасной(чрезвычайной) ситуации с учѐтом реальных условий и
возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья
иэмоциональногоблагополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его значения для
безопасной ипродуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровыйобраз жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредныхпривычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыков безопасного
поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт ивыстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным
эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другогочеловека.
7. Трудовоевоспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации,
города,края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий итруда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться
в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом
личных иобщественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учѐбе, способности применять меры и средства
индивидуальной защиты, приѐмы рационального и безопасного поведения в опасных и
чрезвычайныхситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке
дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути,
травмахразличных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных

ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в
общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии
рисков культурной среды).
8. Экологическоевоспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
областиокружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной
жизнедеятельности с учѐтом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют
связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике. Выражаются
в готовности к самостоятельному планированиюи осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладению навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,
должныотражать:
Овладение универсальными познавательнымидействиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения,критерии проводимого анализа;
с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
1.

Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым
инаиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы,
аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам
исследования;

проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта
(явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов иформ представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) вразличных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрироватьрешаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником илисформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированностькогнитивных навыков обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативнымидействиями.
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в
соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения
конфликтныхситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и
намерениядругих, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и
сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи,
обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать
наиболеецелесообразный формат выступления и готовить различные презентационные
материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою
роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат
совместной работы,подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о
результатах);
определять свои действия и действия партнѐра, которые помогали или затрудняли
нахождениеобщего решения, оцени-вать качество своего вклада в общий продукт по
заданным участникамигруппы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчѐта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает
сформированностьсоциальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

3. Овладение универсальными учебными регулятивнымидействиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно
составлять
алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учѐтом собственных
возможностей иимеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при
необходимостикорректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое
решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решенииучебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям.Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и
анализировать их
причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулироватьспособ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и
чужую;быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формированиесмысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ
культуры
безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования
модели индивидуального безопасного поведения и опыте еѐ применения в повседневной
жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и
усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем
будут использоватьсябез дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных
знаний основ комплексной
безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа
жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении
базовыми
медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной
жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний
и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества игосударства;

2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа
жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного
вредасобственномуздоровью и здоровьюокружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участияв
обеспечении мер безопасности личности, общества игосударства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной
имеждународной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам
современности:
терроризму,
экстремизму,
незаконному
распространению
наркотическихсредств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения
квыполнениюконституционного долга — защитеОтечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенногоисоциального (в том числе террористического)характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространѐнных
видовопасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум,
природа, коммуникационныесвязи иканалы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной
защиты,приѐмы рационального
и
безопасного
поведения
в
опасных
и
чрезвычайныхситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь
пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях,попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах,
отморожениях,отравлениях;
10)
умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки
ипринимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учѐтом реальных
условий и возможностей;
11)
освоение
основ
экологической
культуры,
методов
проектирования
собственнойбезопаснойжизнедеятельности с учѐтом природных, техногенных и социальных
рисков на территории проживания;
12)
овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций вовремя пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение,
общественные места и социум, природа, коммуникационные связи иканалы).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается

посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения
модулей учебногопредмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного
предмета ОБЖ,по учебным модулям:
Модуль № 1 «Здоровье и как его сохранить»:
Характеризовать факторы, сберегающие здоровье: правильное питание, двигательная
активность, закаливание. Объяснять пагубное влияние курения, игромании, наркомании
на здоровье человека. Формировать отрицательное отношение к вредным привычкам,
разрабатывать меры профилактики названных привычек. Определять понятие
окружающей среды. Устанавливать, какое воздействие начеловека оказывают физические,
биологические, химические факторы окружающей среды.
Характеризовать влияние антропогенных факторов на самого человека и среду.
Описывать правилаличной гигиены, которые необходимо соблюдать во время туристских
походов. Составлять личныйплан выполнения норм ГТО, участвуя в туристских походах.
Модуль № 2 «Безопасность в природной среде»:
Объяснять необходимость соблюдения правил безопасного поведения в туристских
походах. Составлять план ориентирования на местности во время туристского похода.
Усваивать принципы разработки маршрута, подбора туристского снаряжения в
зависимости от вида похода. Описывать приметы, по которым можно ориентироваться во
время похода. Осваивать правила разведения костра, выбора места для костра. Составлять
правила безопасного поведения во время грозы, если турист заблудился. Различать виды
походов по их сложности. Объяснять особенности лыжных, горных, водных походов.
Анализировать правила преодоления препятствий во время водных походов. Сравнивать
правила разведения костров в различных походах. Осваивать особенности
передвижения в различных походах. Объяснять особенности рациона туристов в лыжных,
горных и водных походах. Объяснять особенности и виды автономного существования
человека.
Разрабатывать план сооружения жилища, добывания огня во время автономного
существования.
Описывать растения, которые можно употреблять в пищу. Осваивать правила подачи
сигналов бедствия. Описывать особенности диких животных, которые обитают в вашем
регионе. Изучать
правила безопасности во время встречи с дикими животными. Характеризовать виды и
особенностизмей. Описывать правила безопасного поведения во время встречи с ядовитой
змеѐй. Объяснять опасности комаров и мошек, необходимость защиты от насекомых.
Характеризовать опасность клещевого энцефалита, правила профилактики.
Модуль № 3 «Основы медицинских знаний»:
Объяснять особенности первой помощи в природных условиях. Описывать средства
оказания первой помощи в походе. Отрабатывать навыки оказания первой помощи при
травмах, ушибах. Распознавать виды кровотечений и способы оказания помощи при
кровотечениях. Изучать особенности оказания первой помощи при тепловом ударе,
переохлаждении, отморожении, ожоге.Объяснять значение психологической поддержки
для пострадавшего. Изучать способы оказания психологической поддержки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименование разделов и тем
п/ программы
п

Количество часов
Виды,
всег контроль практиче формы
контроля
о
ные
ские
работы работы
Модуль 1. Здоровье и как его сохранить (Здоровье и правила его сбережения).
1.1 Факторы, способствующие
1
0
0
Устный
.
сбережению здоровья.
опрос;

1.2 Факторы, разрушающие здоровье.
.

1

0

0

Устный
опрос;

1.3 Профилактика вредных привычек.
.

1

0

0

Устный
опрос;

1.4 Как избежать отрицательного
1
воздействия окружающей среды на
.
развитие и здоровье человека.

0

0

Устный
опрос;

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с учетом
программы воспитания

https://media.pros
v.ru/
https://lecta.ru/uchit
elyu
https://videouroki.
net/
https://resh.edu.ru/
https://media.pros
v.ru/
https://lecta.ru/uchit
elyu
https://videouroki.
net/
https://resh.edu.ru/
https://media.pros
v.ru/
https://lecta.ru/uchit
elyu
https://videouroki.
net/
https://resh.edu.ru/
https://media.pr
osv.ru/
https://lecta.ru/uc
hitelyu
https://videouro
ki.net/
https://resh.edu.ru/

формирование у обучающихся
базового уровня культуры
безопасности
жизнедеятельности в
соответствии с современными
потребностями личности,
общества и государства

1.5 Правила личной гигиены при
.
занятиях туризмом.

1

0

0

Устный
опрос;

1.6 Туризм как часть комплекса ГТО.
.

1

0

0

Устный
опрос;

https://media.pr
osv.ru/
https://lecta.ru/uc
hitelyu
https://videouro
ki.net/
https://resh.edu.ru/
https://media.pros
v.ru/
https://lecta.ru/uchit
elyu
https://videouroki.
net/
https://resh.edu.ru/

Итого по модулю
6
Модуль 2. Безопасность в природной среде (Безопасное поведение на природе).
2.1 Безопасное поведение в туристских 1
Устный https://media.pr
0
0
.
походах.
опрос;
osv.ru/
https://lecta.ru/uc
hitelyu
https://videouro
ki.net/
https://resh.edu.ru/
2.2 Виды туристских походов.
1
Устный https://media.pr
0
0
.
опрос;
osv.ru/
https://lecta.ru/uc
hitelyu
https://videouro
ki.net/
https://resh.edu.ru/

Формирование
у
обучающихся
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности
в
соответствии
с
современными
потребностями личности

Устный
опрос;
Практичес
кая работа;

2.3. Как ориентироваться на местности. 2

0

1

2.4. Подготовка к проведению
туристского похода.

1

0

0

Устный
опрос;

2.5. Приметы, по которым можно
определить погоду.

1

0

0

Устный
опрос;

2.6 Как развести костѐр при разной
. погоде.

1

0

0

Устный
опрос;

2.7 Если в лесу вас застигла гроза.
.

1

0

0

Устный
опрос;

https://media.pros
v.ru/
https://lecta.ru/uchite
lyu
https://videouroki.
net/
https://resh.edu.ru/
https://media.pr
osv.ru/
https://lecta.ru/uch
itelyu
https://videouro
ki.net/
https://resh.edu.ru/
https://media.pr
osv.ru/
https://lecta.ru/uch
itelyu
https://videouro
ki.net/
https://resh.edu.ru/
https://media.pr
osv.ru/
https://lecta.ru/uch
itelyu
https://videouro
ki.net/
https://resh.edu.ru/
https://media.pros
v.ru/
https://lecta.ru/uchite
lyu
https://videouroki.
net/
https://resh.edu.ru/

Развитие способности
построения модели
индивидуального
безопасного поведения на
основе понимания
необходимости ведения
здорового образа жизни,
причин, механизмов
возникновения и возможных
последствий различных
опасных и чрезвычайных
ситуаций.

Итого по модулю
8
Модуль 2. Безопасность в природной среде (Правила безопасного поведения в различных видах походов).

3.1 Советы на всю жизнь.
.

1

0

0

3.2 Лыжные походы.
.

1

0

0

3.3 Горные походы.
.

1

0

0

3.4 Водные походы. Способы и
. средства самопомощи и
взаимопомощи в водных
походах.

1

0

0

Устный https://media.pros
опрос; v.ru/
https://lecta.ru/uchite
lyu
https://videouroki.
net/
https://resh.edu.ru/
Устный https://media.pros
опрос; v.ru/
https://lecta.ru/uchite
lyu
https://videouroki.
net/
https://resh.edu.ru/
Устный https://media.pros
опрос; v.ru/
https://lecta.ru/uchite
lyu
https://videouroki.
net/
https://resh.edu.ru/
Устный https://media.pr
опрос; osv.ru/
https://lecta.ru/uch
itelyu
https://videouro
ki.net/
https://resh.edu.ru/

Итого по модулю
4
Модуль 2. Безопасность в природной среде (Безопасное поведение при автономном существовании).

Формирование понимания
роли государства и общества
в решении задач обеспечения
национальной безопасности
и защиты населения от
опасных и чрезвычайных
ситуаций природного,
техногенного и социального
характера.

4.1 Поведение человека в условиях
. автономного существования в
природной среде.

1

0

0

Устный
опрос;

4.2 Добровольная и вынужденная
. автономия человека в природной
среде.

1

0

0

Устный
опрос;

4.3 Организация ночлега
. при автономном
существовании.

1

0

0

Устный
опрос;

4.4 Как добыть питьѐ и пищу в
. условиях автономии.

1

0

0

Устный
опрос;

https://media.pro
sv.ru/
https://lecta.ru/uchi
telyu
https://videourok
i.net/
https://resh.edu.r
u/
https://media.p
rosv.ru/
https://lecta.ru/u
chitelyu
https://videour
oki.net/
https://resh.edu.ru/
https://media.pro
sv.ru/
https://lecta.ru/uchi
telyu
https://videouroki
.net/
https://resh.edu.r
u/
https://media.pro
sv.ru/
https://lecta.ru/uchi
telyu
https://videouroki
.net/
https://resh.edu.r
u/

Формирование понимание
роли государства и общества в
решении задач обеспечения
национальной безопасности и
защиты населения от опасных
и чрезвычайных ситуаций
природного характера.
Формирование активной
жизненной позиции,
осознанной на понимание
значимости личного
безопасного поведения в
интересах безопасности
личности, общества и
государства;

4.5 Как подать сигналы бедствия.
.

2

0

1

Устный
опрос;
Практичес
кая работа;

https://media.p
rosv.ru/
https://lecta.ru/u
chitelyu
https://videour
oki.net/
https://resh.edu.ru/

Итого по модулю
6
Модуль 2. Безопасность в природной среде (Опасные встречи в природных условиях).
5.1 Безопасность при встрече с
1
Устный https://media.pro
0
0
. дикими животными.
опрос;
sv.ru/
https://lecta.ru/uchi
telyu
https://videourok
i.net/
https://resh.edu.r
u/
5.2 Безопасность при встрече со
1
Устный https://media.p
0
0
. змеѐй.
опрос;
rosv.ru/
https://lecta.ru/u
chitelyu
https://videour
oki.net/
https://resh.edu.ru/
5.3 Защита от комаров, мошки и
1
Устный https://media.p
0
0
. других насекомых.
опрос;
rosv.ru/
https://lecta.ru/u
chitelyu
https://videour
oki.net/
https://resh.edu.ru/

Формировать способность
построения модели
индивидуального безопасного
поведения на основе
понимания необходимости
ведения здорового образа
жизни, причин, механизмов
возникновения и возможных
последствий различных
опасных и чрезвычайных
ситуаций

5.4 Профилактика клещевого
. энцефалита.

1

0

0

Устный
опрос;

https://media.pro
sv.ru/
https://lecta.ru/uchi
telyu
https://videouroki
.net/
https://resh.edu.r
u/

Итого по модулю
4
Модуль 3. Основы медицинских знаний (Первая помощь в природных условиях).
6.1 Народные средства первой
1
Устный https://media.pro
0
0
. помощи.
опрос;
sv.ru/
https://lecta.ru/uchi
telyu
https://videouroki
.net/
https://resh.edu.r
u/

3

0

2

Устный
опрос;
Практичес
кая работа;

6.3 Первая помощь при
1
. солнечном и тепловом ударе.

0

0

Устный
опрос;

6.4 Первая помощь при
. переохлаждении,
отморожении и ожоге.

0

0

Устный
опрос;

6.2 Первая помощь при
. травматических
повреждениях.

1

Развитие способности
построения модели
индивидуального безопасного
поведения на основе
понимания необходимости
ведения здорового образа
жизни, причин, механизмов
возникновения и возможных
последствий различных
опасных и чрезвычайных
ситуаций.

Формирование знаний и пониманий
роли государства и общества в
решении задач обеспечения
национальной безопасности и
защиты населения от опасных и
https://media.prosv.ru/
чрезвычайных ситуаций природного,
https://lecta.ru/uchitelyu
техногенного и социального
https://videouroki.net/
характера.
https://resh.edu.ru/
https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

https://media.
prosv.ru/
https://lecta.ru/u

6. Психологическая поддержка 1
5 пострадавшего.
Промежуточная аттестация в
форме итогового
тестирования
Итого по модулю
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 35
ПО ПРОГРАММЕ

1

0

1
0

4

Итогово
е
тестиров
ание

chitelyu
https://videour
oki.net/
https://resh.edu.ru/
https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п
/
п

Тема урока

1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.

8.
9.

10.

11.

Количество часов

Виды, формы
контроля

всего

контрольные
работы

практические
работы

Факторы,
способствующие
сбережению
здоровья.
Факторы,
разрушающие
здоровье.
Профилактика
вредных
привычек.
Как избежать
отрицательного
воздействия
окружающей
среды на развитие
и здоровье
человека.
Правила личной
гигиены при
занятиях
туризмом.
Туризм как часть
комплекса ГТО.

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

Безопасное
поведение в
туристских
походах.
Виды туристских
походов.

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

Как
ориентировать
ся на
местности.
Как
ориентировать
ся на
местности.

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

1

Устный
опрос;
Практич
еская
работа;

Подготовка к
проведению
туристского

1

0

0

Устный
опрос;

похода.
Приметы, по
которым можно
определить
погоду.
Как развести
костѐр при
разной погоде.
Если в лесу вас
застигла гроза.

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

15.

Советы на всю
жизнь.

1

0

0

Устный
опрос;

16.

Лыжные походы.

1

0

0

Устный
опрос;

17.

Горные походы.

1

0

0

Устный
опрос;

18.

Водные
походы.Способ
ы и средства
самопомощи и
взаимопомощи
вводных
походах.
Поведение
человека в
условиях
автономного
существования в
природной среде.
Добровольная и
вынужденная
автономия человека
в
природной среде.
Организация
ночлега при
автономном
существовании.
Как добыть питьѐ
и пищу в
условиях
автономии.
Как подать сигналы
бедствия.

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

12.

13.

14.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Как подать сигналы
бедствия.

1

0

1

Устный
опрос;
Практич
еская
работа;

25.

Безопасность при
встрече с дикими
животными.
Безопасность при
встрече со змеѐй.

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

Защита от
комаров, мошки и
других насекомых.
Профилактика
клещевого
энцефалита.
Народные
средства первой
помощи.
Первая помощь при
травмат
ических
повреж
дениях.
Первая
помощь
при
травматиче
ских
поврежден
иях.
Первая
помощь
при
переохлаж
дении,
отморожении и
ожоге.
Первая помощь при
солнечном и
тепловом ударе.
Итоговая
контрольная
работа

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

1

Устный
опрос;
Практич
еская
работа;

1

0

1

Устный
опрос;
Практич
еская
работа;

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Итогов ое
тестиро
вание

Итоговая
контрольная
работа

1

1

0

Итогов ое
тестиро
вание

26.
27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.
34.

35.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВПО ПРОГРАММЕ

35

0

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».