Рабочая программа учебного предмета Русская словесность для 9 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Полевского городского округа
МБОУ ПГО "ООШ с. Мраморское"

РАССМОТРЕНО
руководитель ММО

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
заместитель директора
директор
________________________
по УР

____________________
Сафарова Л.М.
Костромин К.Л.
______________________
Протокол № 1 от «31» Сафарова Л.М.
98- Д от «31» августа 2023
августа 2023 г.
Протокол № 1 от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 489883)
учебного предмета
«Русская словесность»
для обучающихся 9 класса

г. Полевской, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного курса «Русская словесность»
Программа учебного курса «Русская словесность» разработана для образовательных
организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка и литературы‚
изучение основ русской словесности. Содержание программы ориентировано на
сопровождение и поддержку основного курса русского языка и литературы, обязательного
для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования по русскому языку и литературе, заданных соответствующим федеральным
государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русской
словесности в рамках предметной области «Русский язык и литература» имеют свою
специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса. В
соответствии с этим в курсе русской словесности актуализируются следующие цели:
1) воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
2) совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
3) освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях
функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения;
о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; об особенностях русского речевого этикета;
4) формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации,
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
5) воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной
культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре,
уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира
школьников, их жизненного и эстетического опыта;
6) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры,
представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе
освоения художественных текстов;
7) освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом
значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об
отдельных произведениях зарубежной классики;
8) овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением

выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно
пользоваться русским языком.
Место учебного предмета «Русская словесность» в учебном плане
Программа по курсу русской словесности составлена на основе требований к
предметным
результатам
освоения
основной
образовательной
программы,
представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 34часа.
Общая характеристика учебного курса «Русская словесность»
Программа по основам русской словесности для 9 класса соотнесена с обязательными к
изучению программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной
программе осуществляется расширение и дополнение основного курса по русскому языку
и литературе. Программа учебного курса «Русская словесность» предлагает
последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными
возможностями учащихся, с уровнем их языкового и литературного развития. В программе
выделяются два концентра: второй — основы
словесности, важнейшие, базовые
категории искусства слова (в т.ч .9 класс).
Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные,
исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания.
Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой
системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и
произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в
программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии
с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и
не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и
литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и
литературы, рассмотрение их в новой системе.
Кроме известных учащимся понятий, в программу по курсу словесности включен ряд
новых понятий. Например, понятия о словесности и ее материале, о различных видах
авторского повествования, о стилизации, сказе и др. При этом особо следует отметить, что
теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт
изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться
учениками в их собственных высказываниях.
В освоении учебного курса «Русская словесность» учащиеся идут «от слова к
словесности»: сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить
материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка.
Поэтому в каждом классе сначала изучаются свойства языка как материала словесности, а
затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную
ткань. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком — к смыслу, идее
произведения словесности.
Каждый раздел программы по курсу словесности включает в себя не только
теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при
изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практическая
направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений

самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также
правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки,
рассказа, сценки и др. Таким образом, совершенствуются читательские умения: пробуя
свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения
мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных
писателями, наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и
чувства.
В 9 классе учащиеся получают представление о системе средств художественной
изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и
таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные
эпохи, как единство художественного содержания и его словесного выражения.
Изучение словесности в 9 классе должно помочь формированию умений учащихся
адекватно воспринимать чужое устное или письменное высказывание, самостоятельно
понимать смысл художественного произведения, исходя из его словесной формы, а также
творчески употреблять язык, применяя в собственных высказываниях изученные приемы
языкового выражения содержания. Овладение богатствами родного языка и освоение
духовного опыта человечества послужат развитию личности школьника.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русской словесности опирается
на содержание основного курса, представленного в предметной области «Русский язык и
литература», сопровождает и поддерживает его. Основное содержание настоящей
программы соотносится с основным содержанием курсов русского языка и литературы в
образовательной организации, дополняет их и имеет преимущественно практикоориентированный характер.
Требования к результатам освоения учебного курса «Русская словесность»
Личностными результатами выпускников основной школы являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике
сегодняшнего дня;
5) совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
6) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка,
основанных на изучении выдающихся произведений российской культуры, мировой
культуры;
7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.

Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений
и навыков, сопутствующих изучению словесности. Они включают:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том
числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению
и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения словесности предполагают:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование,
описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
5) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
6) понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы;
8) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Содержание
учебного курса «Русская словесность»
9 класс (35 часов)
Средства художественной изобразительности
Содержание
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика
различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном
произведении.
Индивидуально-авторские
особенности
применения
средств
художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной
изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом
произведениях. Значение гиперболы.
Фантастика.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макаронический» стиль. Значение употребления этого средства в произведении
словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная (народная) этимология. Игра слов.
Ассоциативность сюжетов, образов, тем. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Виды деятельности учащихся
Понимание
идейно-художественного
значения
средств
художественной
изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором
употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в
рассуждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в
собственных устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово
Содержание
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания
на объект и субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.

Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и
литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведениях.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Виды деятельности учащихся
Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и
идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление
документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в
художественном произведении в целях понимания специфики искусства слова.
Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров,
разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать
художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в
условной манере. Создание произведения, основанного на жизненных впечатлениях.
Историческая жизнь поэтического слова
Содержание
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе.
Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона.
Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств
художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII в. Повести
петровского времени. Система жанров и особенности языка произведения классицизма.
Теория «трех штилей» М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое
отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма
и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С.
Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в
реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи.
Полифония.
Авторская
индивидуальность.
Проявление
художественной
одаренности,
мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя
как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие
творчества писателя.
Виды деятельности учащихся
Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и
XIX вв. Умение видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства
произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений.
Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а
также сопоставлению произведений. Определение авторской позиции в произведении.
Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и
литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его
словесного выражения
Содержание
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства словесного
художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки,
результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней.
Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла»
слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в
произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов
художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как
средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного
содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и
драматическом произведениях.
Виды деятельности учащихся
Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы
эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания,
выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного
образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени.
Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл
произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о
произведении. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям.
Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.
Произведение словесности в истории культуры
Содержание
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения
словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в
произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к
«вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую
эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной
словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени.
Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях
словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь
совершенствованию мира и человека.
Виды деятельности учащихся

Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла
произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в
устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение
произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей
произведений прошлого в собственном творчестве.
Тематическое планирование

9 класс (34 ч)

Тема урока

Количест
во часов

Вводный курс

1

Средства художественной изобразительности

9

Жизненный факт и поэтическое слово

6

Историческая жизнь поэтического слова

8

Произведение искусства слова как единство
художественного содержания и его
словесного выражения

7

Произведение словесности
в истории культуры

2

Заключительный урок

1

Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя
с учётом программы
воспитания

Раздел 1. Вводный курс

1.1

Словесность как словесное
творчество, словесное
искусство.

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41
542e
https://resh.edu.ru/

• побуждение
школьников соблюдать
на уроке общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками),
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации;

1

Раздел 2. Средства художественной изобразительности

2.1

Значение
и
многообразие
средств
художественной
изобразительности
языка
Понятие об эпитете. Сравнение и
параллелизм,
Олицетворение.
Аллегория и символ. Гипербола.
Фантастика.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
542e

4

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
727e
https://resh.edu.ru/

• привлечение внимания
школьников к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация их
работы с получаемой на
уроке социально
значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,

2.2

Парадокс и алогизм. Гротеск.
Бурлеск как жанр
«Макаронический»
стиль.
Этимологизация и внутренняя
форма слова. Игра слов.
Ассоциативность
сюжетов,
образов, тем. Квипрокво.

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
5

0

0

https://m.edsoo.ru/7f4
1542e

высказывания
учащимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения;
• привлечение
внимания школьников
к ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения;

9

Раздел 3. Жизненный факт и поэтическое слово

3.1

Прямое
и
поэтическое
значение словесного выражения.
Направленность высказывания на
объект и субъект.
Предмет изображения, тема и

Библиотека ЦОК
6

1

0

https://m.edsoo.ru/7f4
1542e
https://resh.edu.ru/

привлечение внимания
школьников к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация их
работы с получаемой на

уроке социально
значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения

идея произведения.
Претворение
жизненных
впечатлений в явление искусства
слова. Прототип и литературный
герой.
Способы выражения точки
зрения автора в эпическом и
лирическом произведениях.
Художественная
правда.
Правдоподобное и условное
изображение.
Итого по разделу

6

Раздел 4. Историческая жизнь поэтического слова

4.1

Принципы
изображения
действительности и поэтическое
слово.
Изображение действительности
и
поэтическое
слово
в
древнерусской
литературе.
Принципы отбора явлений жизни,
их изображения и оценки.
Значение этикета и канона.
Старославянский, древнерусский
и церковнославянский языки.
Своеобразие
средств
художественной
изобразительности.

Библиотека ЦОК

4

0

0

https://m.edsoo.ru/7f4
1542e
https://resh.edu.ru/
http://vschool.km.ru/

- виртуальная
школа Кирилла и
Мефодия


использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности, через
подбор
соответствующих
текстов для чтения, задач
для решения,

проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;

привлечение
внимания школьников к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация их
работы с получаемой на
уроке социально
значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения

Изображение действительности
и поэтическое слово в литературе
XVIII в. Повести петровского
времени. Система жанров и
особенности языка произведения
классицизма.
Теория
«трех
штилей» М. В. Ломоносова и ее
применение в произведениях
поэта. Новое отношение к
поэтическому слову в творчестве
Г. Р. Державина.

4.2

Изображение действительности
и
поэтическое
слово
в
произведениях сентиментализма и
романтизма.
Поэтические
открытия В. А. Жуковского.
Романтический стиль А. С.
Пушкина.
Изображение действительности
в
искусстве
реализма.
Поэтическое
слово
в
реалистическом
произведении:
эпическом, лирическом, лироэпическом.
Субъект
речи.
Полифония.
Авторская индивидуальность.
Проявление
художественной
одаренности,
мировоззрения,

Библиотека ЦОК

4

1

0

https://m.edsoo.ru/7f4
1542e
https://resh.edu.ru/
http://vschool.km.ru/

- виртуальная
школа Кирилла и
Мефодия

жизненного опыта, личности
писателя в произведении. Стиль
писателя как единство всех
элементов
художественной
формы произведений, своеобразие
творчества писателя.
Итого по разделу

8

Раздел 5. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

5.1

Эстетическое
освоение
действительности в искусстве
слова. Эстетический идеал.
Художественный
образ.
Различные виды художественного
образа.
Свойства
словесного
художественного образа: наличие
«внутренней формы» и авторской
эстетической оценки, результат
творчества.
Художественная
действительность: объективное и
субъективное начала в ней.
Художественное содержание.
Словесная форма выражения
художественного
содержания.
«Приращение смысла» слова.
Отбор и организация словесного
материала. Общая образность

Библиотека ЦОК
4

1

0

https://m.edsoo.ru/7f41
727e
https://resh.edu.ru/

• использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения, проявления
человеколюбия и
добросердечности,
через подбор
соответствующих
текстов для чтения,
задач для решения,
проблемных ситуаций
для обсуждения в
классе;

языка
в
произведении.
Эстетическая функция языка.
Художественное
время
и
художественное
пространство
(хронотоп) как один из видов
художественного
образа.
Хронотоп
в
произведениях
разных родов словесности как
средство
выражения
художественного содержания.

5.2

Герой
произведения
словесности
как
средство
выражения
художественного
содержания.
Своеобразие
изображения
человека
в
эпическом,
лирическом
и
драматическом произведениях.

Библиотека ЦОК
3

0

1

https://m.edsoo.ru/7f41
727e
https://resh.edu.ru/

• применение на уроке
интерактивных форм
работы учащихся:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
дискуссий, которые
дают учащимся
возможность
приобрести опыт
ведения
конструктивного
диалога; групповой
работы или работы в
парах, которые учат
школьников командной

работе и
взаимодействию с
другими детьми;
Итого по разделу

7

Раздел 6. Произведение словесности в истории культуры

6.1

Взаимосвязь
разных
национальных культур. Значение
перевода
произведения
словесности на другой язык.
Индивидуальность переводчика.
Развитие
словесности.
Традиции
и
новаторство,
использование
традиций
в
произведениях
словесности.
Пародия
как
средство
литературной борьбы. Обращение
к «вечным» образам и мотивам,
новая жизнь типических героев,
созданных в прошедшую эпоху.
Роль словесности в развитии
общества и в жизни личности.
Значение
художественной
словесности для развития языка.
Значение
произведения
словесности для его времени.
Познание
мира
средствами
искусства слова. Нравственные
проблемы
в
произведениях

Библиотека ЦОК
3

0

1

https://m.edsoo.ru/7f41
727e
https://resh.edu.ru/

• применение на уроке
интерактивных форм
работы учащихся:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
дискуссий, которые
дают учащимся
возможность
приобрести опыт
ведения
конструктивного
диалога; групповой
работы или работы в
парах, которые учат
школьников командной
работе и
взаимодействию с
другими детьми;

словесности.
Очеловечивание
мира.
Главное
назначение
искусства
—
помочь
совершенствованию
мира
и
человека.

Библиотека ЦОК

6.2

Заключительный урок

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41
727e
https://resh.edu.ru/
http://writerstob.narod.
ru/ Биографии

великих русских
писателей и поэтов.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

35

3

3

• включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать мотивацию
детей к получению
знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока;

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/п

1

2

3

4

Количество часов

Тема урока

Средства художественной
изобразительности. Эпитет
в произведении Аллегория
и символ в
художественном
произведении словесности
Сравнение и параллелизм.
Развёрнутое сравнение, их
роль в художественном
произведении.
Олицетворение.
Олицетворение и стиль
писателя.
Аллегория и символ в
художественном
произведении.
Употребление этих средств

Всего

Контрольные
работы

Практические работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

0

0

1

0

0

1

0

0

https://resh.edu.ru/

1

0

0

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc338b6

5

6

7

8

9

10

в художественном
произведении
Гипербола. Гипербола в
разговорном языке, в
диалогах пьесы, в
эпическом и лирическом
произведении. Значение
гиперболы
Парадокс и алогизм, их
роль в произведении.
Гротеск и его значение в
произведении. Различная
эмоциональная окраска
гротеска.
Бурлеск как жанр и как
изобразительное средство
выразительности.
«Макароническая речь»
Значение употребления
этого средства в
произведении словесности.
.
Этимология и внутренняя

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://resh.edu.ru/

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/8bc3420c
https://resh.edu.ru/

1

0

0

https://resh.edu.ru/

1

0

0

https://resh.edu.ru/

Библиотека ЦОК
1

1

0

https://m.edsoo.ru/8bc33fa0
http://www.aleksandrpushkin.net.ru/

Александр Сергеевич Пушкин.
https://resh.edu.ru/

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34310

форма слова. Квипрокво как
изобразительное средство
языка
и
как
способ
построения сюжета..

https://resh.edu.ru/
http://writerstob.narod.ru/

Биографии великих русских
писателей и поэтов.

Библиотека ЦОК
11

12

13

Контрольный тест по теме
«Средства художественной
изобразительности»
Жизненный факт и
поэтическое слово. Прямое
и поэтическое значение
словесного выражения.
Направленность
высказывания на объект и
субъект. Историческая
основа произведения.
Тема, идея, сюжет,
композиция
Предмет изображения.
Тема и идея произведения.
Прототип и литературный
герой.

1

1

0

https://m.edsoo.ru/8bc34428
https://resh.edu.ru/
http://writerstob.narod.ru/

Биографии великих русских
писателей и поэтов.

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/8bc3464e
https://resh.edu.ru/
http://writerstob.narod.ru/

Биографии великих русских
писателей и поэтов.

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/8bc3475c
https://resh.edu.ru/
http://writerstob.narod.ru/

Биографии великих русских

писателей и поэтов.

14

Способы выражения точки
зрения автора в эпическом
и лирическом
произведении.

Библиотека ЦОК
1

0

1

https://m.edsoo.ru/8bc34860
https://resh.edu.ru/
http://writerstob.narod.ru/

Биографии великих русских
писателей и поэтов.
Библиотека ЦОК

15

16

17

.Художественная правда.
Правдоподобное и
условное изображение.
Историческая жизнь
поэтического слова.
Принципы изображения
действительности и
поэтическое слово.
Значение этикета и канона.
Своеобразие средств
художественной
выразительности.
Изображение
действительности
поэтическое слово в
литературе ХУIII века.

1

0

0

https://m.edsoo.ru/8bc34d60
https://resh.edu.ru/
http://writerstob.narod.ru/

Биографии великих русских
писателей и поэтов.

1

1

0

0

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34e6e

https://resh.edu.ru/
http://writerstob.narod.ru/

Биографии великих русских
писателей и поэтов.

Повести петровского
времени. Новое отношение
к поэтическому слову Г. Р.
Державина.

18

19

20

Поэтические открытия В.
А, Жуковского.
Романтический стиль А. С.
Пушкина
Изображение
действительности в
искусстве реализма.
Поэтическое слово в
реалистическом
произведении: эпическом,
лирическом, лироэпическом. Субъект речи.
Полифония.
Авторская
индивидуальность. Стиль
писателя как единство всех
элементов художественной
формы произведений,
своеобразие творчества
писателя.

https://resh.edu.ru/
http://writerstob.narod.ru/

1

0

0

1

0

0

https://resh.edu.ru/

1

0

1

https://resh.edu.ru/

Биографии великих русских
писателей и поэтов.

21

22

23

24

Произведение искусства
слова как единство
художественного
содержания и его
словесного выражения.
Эстетическое освоение
действительности в
искусстве слова.
Эстетический идеал
Художественный образ.
Различные виды
художественного образа.
Свойства художественного
образа.
Художественная
действительность:
объективное и
субъективное начала в ней.
Художественное
содержание
Словесная форма
выражения
художественного
содержания. Эстетическая

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc350a8

https://resh.edu.ru/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc352ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3542c

25

26

27

28

функция языка.
Художественное время и
художественное
пространство (хронотроп).
Как один из видов
художественного образа.
Хронотроп в
произведениях разных
родов словесности
Герой произведения
словесности как средство
выражения
художественного
содержания.
Произведение словесности
в истории культуры.
Взаимосвязь разных
национальных культур.
Значение перевода
произведения словесности
на другой язык.
Индивидуальность
переводчика.
Развитие словесности.

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35544

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3565c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35774

Библиотека ЦОК

29

30

31

32
33

Традиции и новаторство ,
использование традиций в
произведениях
словесности. Пародия как
средство литературной
борьбы. Обращение к
«вечным» образам и
мотивам, новая жизнь
типических героев,
созданных в прошедшую
эпоху
Роль словесности в
развитии общества и в
жизни личности
Нравственные проблемы в
произведениях
словесности
Главное назначение
искусства – помочь
совершенствованию мира и
человека
Познание мира средствами
искусства слова.
Язык как материал

https://m.edsoo.ru/8bc35878

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35990

Библиотека ЦОК
1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

https://m.edsoo.ru/8bc35c06
https://resh.edu.ru/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35e2c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35a94
https://resh.edu.ru/

34 35

словесности.
Итоговая контрольная
работа
Общее количество по
программе

2

2

0

35

3

2

https://resh.edu.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русская словесность, 9 класс/ Р.И. Альбеткова, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение», 2023

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Русский язык. Русская словесность» для 9 класса. Методическое пособие
для учителя
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
UCHi.ru
https://resh.edu.ru/
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
http://www.gramota.ru "Русский язык".
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru
Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру http://dic.academic.ru
Словари русского языка на портале "Грамота.ру" http://slovari.gramota.rи


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».