МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Полевского городского округа МБОУ ПГО "ООШ с. Мраморское" РАССМОТРЕНО руководитель ММО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО заместитель директора директор ________________________ по УР ____________________ Сафарова Л.М. Костромин К.Л. ______________________ Протокол № 1 от «31» Сафарова Л.М. 98- Д от «31» августа 2023 августа 2023 г. Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 489883) учебного предмета «Русская словесность» для обучающихся 9 класса г. Полевской, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели изучения учебного курса «Русская словесность» Программа учебного курса «Русская словесность» разработана для образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка и литературы‚ изучение основ русской словесности. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку и литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русской словесности в рамках предметной области «Русский язык и литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса. В соответствии с этим в курсе русской словесности актуализируются следующие цели: 1) воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; 2) совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; 3) освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; 4) формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. 5) воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; 6) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; 7) освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; 8) овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Место учебного предмета «Русская словесность» в учебном плане Программа по курсу русской словесности составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 34часа. Общая характеристика учебного курса «Русская словесность» Программа по основам русской словесности для 9 класса соотнесена с обязательными к изучению программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется расширение и дополнение основного курса по русскому языку и литературе. Программа учебного курса «Русская словесность» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями учащихся, с уровнем их языкового и литературного развития. В программе выделяются два концентра: второй — основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова (в т.ч .9 класс). Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе. Кроме известных учащимся понятий, в программу по курсу словесности включен ряд новых понятий. Например, понятия о словесности и ее материале, о различных видах авторского повествования, о стилизации, сказе и др. При этом особо следует отметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учениками в их собственных высказываниях. В освоении учебного курса «Русская словесность» учащиеся идут «от слова к словесности»: сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Поэтому в каждом классе сначала изучаются свойства языка как материала словесности, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком — к смыслу, идее произведения словесности. Каждый раздел программы по курсу словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях. В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Таким образом, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями, наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства. В 9 классе учащиеся получают представление о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи, как единство художественного содержания и его словесного выражения. Изучение словесности в 9 классе должно помочь формированию умений учащихся адекватно воспринимать чужое устное или письменное высказывание, самостоятельно понимать смысл художественного произведения, исходя из его словесной формы, а также творчески употреблять язык, применяя в собственных высказываниях изученные приемы языкового выражения содержания. Овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества послужат развитию личности школьника. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русской словесности опирается на содержание основного курса, представленного в предметной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основное содержание настоящей программы соотносится с основным содержанием курсов русского языка и литературы в образовательной организации, дополняет их и имеет преимущественно практикоориентированный характер. Требования к результатам освоения учебного курса «Русская словесность» Личностными результатами выпускников основной школы являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 4) формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; 5) совершенствование духовно-нравственных качеств личности; 6) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, основанных на изучении выдающихся произведений российской культуры, мировой культуры; 7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению словесности. Они включают: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты изучения словесности предполагают: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 5) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы; 8) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Содержание учебного курса «Русская словесность» 9 класс (35 часов) Средства художественной изобразительности Содержание Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности. Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Фантастика. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макаронический» стиль. Значение употребления этого средства в произведении словесности. Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная (народная) этимология. Игра слов. Ассоциативность сюжетов, образов, тем. Явные и скрытые ассоциации. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета. Виды деятельности учащихся Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях. Жизненный факт и поэтическое слово Содержание Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведениях. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. Виды деятельности учащихся Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении в целях понимания специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного на жизненных впечатлениях. Историческая жизнь поэтического слова Содержание Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности. Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII в. Повести петровского времени. Система жанров и особенности языка произведения классицизма. Теория «трех штилей» М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина. Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина. Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония. Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя. Виды деятельности учащихся Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Умение видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений. Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений. Определение авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения Содержание Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства словесного художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества. Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка. Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания. Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях. Виды деятельности учащихся Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения. Произведение словесности в истории культуры Содержание Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека. Виды деятельности учащихся Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве. Тематическое планирование 9 класс (34 ч) Тема урока Количест во часов Вводный курс 1 Средства художественной изобразительности 9 Жизненный факт и поэтическое слово 6 Историческая жизнь поэтического слова 8 Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения 7 Произведение словесности в истории культуры 2 Заключительный урок 1 Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учётом программы воспитания Раздел 1. Вводный курс 1.1 Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Итого по разделу Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/7f41 542e https://resh.edu.ru/ • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 1 Раздел 2. Средства художественной изобразительности 2.1 Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка Понятие об эпитете. Сравнение и параллелизм, Олицетворение. Аллегория и символ. Гипербола. Фантастика. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 542e 4 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 727e https://resh.edu.ru/ • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, 2.2 Парадокс и алогизм. Гротеск. Бурлеск как жанр «Макаронический» стиль. Этимологизация и внутренняя форма слова. Игра слов. Ассоциативность сюжетов, образов, тем. Квипрокво. Итого по разделу Библиотека ЦОК 5 0 0 https://m.edsoo.ru/7f4 1542e высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; 9 Раздел 3. Жизненный факт и поэтическое слово 3.1 Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и Библиотека ЦОК 6 1 0 https://m.edsoo.ru/7f4 1542e https://resh.edu.ru/ привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведениях. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. Итого по разделу 6 Раздел 4. Историческая жизнь поэтического слова 4.1 Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности. Библиотека ЦОК 4 0 0 https://m.edsoo.ru/7f4 1542e https://resh.edu.ru/ http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII в. Повести петровского времени. Система жанров и особенности языка произведения классицизма. Теория «трех штилей» М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина. 4.2 Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина. Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лироэпическом. Субъект речи. Полифония. Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, Библиотека ЦОК 4 1 0 https://m.edsoo.ru/7f4 1542e https://resh.edu.ru/ http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя. Итого по разделу 8 Раздел 5. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения 5.1 Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства словесного художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества. Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность Библиотека ЦОК 4 1 0 https://m.edsoo.ru/7f41 727e https://resh.edu.ru/ • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; языка в произведении. Эстетическая функция языка. Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания. 5.2 Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях. Библиотека ЦОК 3 0 1 https://m.edsoo.ru/7f41 727e https://resh.edu.ru/ • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; Итого по разделу 7 Раздел 6. Произведение словесности в истории культуры 6.1 Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях Библиотека ЦОК 3 0 1 https://m.edsoo.ru/7f41 727e https://resh.edu.ru/ • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека. Библиотека ЦОК 6.2 Заключительный урок 1 0 0 https://m.edsoo.ru/7f41 727e https://resh.edu.ru/ http://writerstob.narod. ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 35 3 3 • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 Количество часов Тема урока Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении словесности Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств Всего Контрольные работы Практические работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 0 0 1 0 0 1 0 0 https://resh.edu.ru/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc338b6 5 6 7 8 9 10 в художественном произведении Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значение гиперболы Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности. «Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. . Этимология и внутренняя 1 0 0 Библиотека ЦОК https://resh.edu.ru/ Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/8bc3420c https://resh.edu.ru/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/ Библиотека ЦОК 1 1 0 https://m.edsoo.ru/8bc33fa0 http://www.aleksandrpushkin.net.ru/ Александр Сергеевич Пушкин. https://resh.edu.ru/ 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34310 форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.. https://resh.edu.ru/ http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. Библиотека ЦОК 11 12 13 Контрольный тест по теме «Средства художественной изобразительности» Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Историческая основа произведения. Тема, идея, сюжет, композиция Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой. 1 1 0 https://m.edsoo.ru/8bc34428 https://resh.edu.ru/ http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/8bc3464e https://resh.edu.ru/ http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/8bc3475c https://resh.edu.ru/ http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. 14 Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Библиотека ЦОК 1 0 1 https://m.edsoo.ru/8bc34860 https://resh.edu.ru/ http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. Библиотека ЦОК 15 16 17 .Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. Историческая жизнь поэтического слова. Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности. Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. 1 0 0 https://m.edsoo.ru/8bc34d60 https://resh.edu.ru/ http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. 1 1 0 0 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34e6e https://resh.edu.ru/ http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина. 18 19 20 Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лироэпическом. Субъект речи. Полифония. Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя. https://resh.edu.ru/ http://writerstob.narod.ru/ 1 0 0 1 0 0 https://resh.edu.ru/ 1 0 1 https://resh.edu.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. 21 22 23 24 Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа. Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc350a8 https://resh.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc352ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3542c 25 26 27 28 функция языка. Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп в произведениях разных родов словесности Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Произведение словесности в истории культуры. Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. Развитие словесности. 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35544 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3565c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35774 Библиотека ЦОК 29 30 31 32 33 Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху Роль словесности в развитии общества и в жизни личности Нравственные проблемы в произведениях словесности Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека Познание мира средствами искусства слова. Язык как материал https://m.edsoo.ru/8bc35878 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35990 Библиотека ЦОК 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 https://m.edsoo.ru/8bc35c06 https://resh.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35e2c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35a94 https://resh.edu.ru/ 34 35 словесности. Итоговая контрольная работа Общее количество по программе 2 2 0 35 3 2 https://resh.edu.ru/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Русская словесность, 9 класс/ Р.И. Альбеткова, Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ «Русский язык. Русская словесность» для 9 класса. Методическое пособие для учителя ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ UCHi.ru https://resh.edu.ru/ http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html http://www.gramota.ru "Русский язык". Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру http://dic.academic.ru Словари русского языка на портале "Грамота.ру" http://slovari.gramota.rи