Рабочая программа учебного предмета Биология по АООП ООО для 8 класса Приказ от 20.09.2019 №45-1-У

Приложение
к Адаптированной основной
образовательной программе
основного общего образования
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»,
утвержденной приказом
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»
от 20.09.219 № 45/1-У

Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
для 8 класса

Полевской, 2022

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БИОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
чувство ответственности перед своей малой Родиной – осознание необходимости соблюдения правил природосбережения и природопользования; мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в области биологических
знаний;
осмысление личного и чужого опыта, наблюдений за природными объектами и
явлениями;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
способность воспринимать информацию биологического содержания внаучнопопулярной литературе, средствах массовой информации и Интернет- ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;
осознание своего поведения с точки зрения опасности или безопасности для
себя или для окружающих;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
активное участие в решении практических задач природосбережения (в рамках
семьи, школы, города);
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, втом
числе на основе применения биологических знаний;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
готовность к осознанному построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, уважительного отношения к труду, разнообразного опыта участия в
социально значимом труде;
представления об основах экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, приобретение опытаэкологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность (сельскохозяйственную), в том числе умение учиться у других людей;
осознание стрессовой ситуации, оценка происходящих биологических изменений и их последствий; формировать опыт;
осознание своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению; саморазвитие, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные планы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
давать научное объяснение с опорой на ключевые слова биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
проводить наблюдения с опорой на план за живыми объектами, собственным
организмом;
описывать биологические объекты, процессы и явления с опорой на алгоритм;
ставить с опорой на алгоритм учебных действий несложные биологические
эксперименты и интерпретировать их результаты с помощью учителя;
использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемыдля
решения учебных и познавательных задач с помощью педагога.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
коммуникативных и познавательных задач в области биологии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные
тексты по биологии с использованием иллюстративных материалов длявыступления перед аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и разделятьответственность и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
определять цели биологического образования, ставить новые задачи вучебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
планировать пути достижения целей в биологических наблюдениях, осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия во время биологических наблюдений с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать
свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
осознавать и применять ценностное отношение к живой природе, к собственному организму; понимать роль биологии в формировании современнойестественнонаучной картины мира;
уметь применять систему биологических знаний под руководствомпедагога:
раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять
основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений,
процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его
единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной
теории эволюции и основных свидетельствахэволюции;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использовать изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов с опорой на
схемы и алгоритмы;
понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических
опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых
приборов и инструментов с опорой на алгоритм учебных действий;
уметь характеризовать с опорой на ключевые слова, план, справочную информацию основные группы организмов в системе органического мира (в томчисле
вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;
уметь объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение
и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам;
уметь описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать
важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека
с опорой на план;
иметь представление о взаимосвязи наследования потомством признаков от
родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей
наследственной информации, об основных закономерностяхнаследования признаков;
иметь представление об основных факторах окружающей среды, их роли в
жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном факторе;
иметь представление об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способахих преодоления;
уметь решать учебные задачи биологического содержания, с опорой на
алгоритм учебных действий, в том числе выявлять причинно-следственныесвязи,

проводить расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;уметь создавать и применять с помощью педагога словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы; осознавать
вклад российских и зарубежных ученых в развитие биологических наук; владеть
навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в
разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информациии оценки ее достоверности с
помощью учителя;
уметь планировать под руководством учителя и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для
их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;
уметь интегрировать с помощью педагога биологические знания со знаниями
других учебных предметов;
владеть основами экологической грамотности: осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в
своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и
здоровью окружающих;
уметь использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа
жизни, сбалансированного питания и физической активности; неприятиевредных
привычек и зависимостей; уметь противодействовать лженаучным манипуляциям
в области здоровья;
знать и уметь применять приемы оказания первой помощи человеку, выращивания культурных растений и ухода за домашними животными;
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«Биология», распределенные по годам обучения
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как правило,
дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).
8 КЛАСС
характеризовать с опорой на план зоологию как биологическую науку, ее разделы и связь с другими науками и техникой;
характеризовать с опорой на ключевые слова принципы классификации животных, вид, как основную систематическую категорию, основные систематические группы животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви; членистоногие, моллюски, хордовые);
приводить примеры вклада отечественных (в том числе А.О. Ковалевский,А.Н.

Северцов, К.И. Скрябин) и зарубежных (в том числе А. Левенгук, Ж. Кювье,Э. Геккель) ученых в развитие наук о животных с опорой на учебник и другие источники
информации;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использовать изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов; ориентироваться
в биологических понятиях и терминах и оперировать ими на базовом уровне (в том
числе: зоология, экология животных, систематика, царство, тип, отряд, семейство,
род, вид, животная клетка, животная ткань, органживотного, система органов животного, животный организм, питание, дыхание,рост, развитие, кровообращение, выделение, опора, движение, размножение, раздражимость, рефлекс, органы чувств, поведение, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте с визуальной опорой;
иметь представление об общих признаках животных, уровнях организацииживотного организма: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
уметь описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать
важнейшие биологические процессы в организмах животных, сравнивать животные
ткани и органы животных между собой с опорой на план, ключевые слова;
иметь представление о строении и процессах жизнедеятельности животных
изучаемых систематических групп: опору и движение, питание и пищеварение, дыхание и транспорт веществ, выделение, регуляцию и поведение,рост, размножение и
развитие;
выявлять с помощью учителя причинно-следственные связи междустроением,
жизнедеятельностью и средой обитания животных изучаемых систематических
групп;
различать и описывать с опорой на план животных изучаемых систематических групп, отдельные органы и системы органов по схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам; простейших – по изображениям;
выявлять с опорой на алгоритм учебных действий характерные признаки классов членистоногих и хордовых; отрядов насекомых и млекопитающих;
выполнять практические и лабораторные работы с помощью учителя по морфологии, анатомии, физиологии и поведению животных, в том числе работыс микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
сравнивать представителей отдельных систематических групп животных иделать выводы на основе сравнения с помощью учителя;
классифицировать по предложенным основаниям животных на основанииособенностей строения;
описывать с опорой на справочный материал усложнение организации животных в ходе эволюции животного мира на Земле, эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой природой;
выявлять с опорой на алгоритм учебных действий черты приспособленности
животных к среде обитания, значение для животных экологических факторов, в том

числе антропогенного;
выявлять с опорой на алгоритм учебных действий взаимосвязи животных в
природных сообществах, цепи питания;
устанавливать после предварительного анализа взаимосвязи животных с растениями, грибами, лишайниками и бактериями в природных сообществах;
иметь представление о животных природных зон Земли, основных закономерностях распространения животных по планете;
иметь представление о роли животных в природных сообществах;
раскрывать роль домашних и непродуктивных животных в жизни человека;
роль промысловых животных в хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни, иметь представление о приемах ухода за домашнимиживотными;
понимать причины и иметь представление о мерах охраны животного мира
Земли;
иметь представление о связи знаний биологии со знаниями математики, предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла, различными видами искусства;
понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и
процессов по алгоритму учебных действий: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов; соблюдать правила безопасного
труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в
соответствии синструкциями по выполнению лабораторных и практических работ
на уроке и во внеурочной деятельности;
создавать с опорой на справочный материал письменные и устные сообщения,
грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учетом особенностей аудитории сверстников;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информациии оценки ее достоверности с помощью учителя.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
8 КЛАСС
1. Животный организм
Зоология – наука о животных. Разделы зоологии. Связь зоологии с другими
науками и техникой.
Общие признаки животных. Отличия животных от растений. Многообразие
животного мира. Одноклеточные и многоклеточные животные. Форма тела животного, симметрия, размеры тела и др.
Животная клетка. Открытие животной клетки (А. Левенгук). Строение животной клетки: клеточная мембрана, органоиды передвижения, ядро с ядрышком,
цитоплазма (митохондрии, пищеварительные и сократительные вакуоли, лизосомы, клеточный центр). Процессы, происходящие в клетке. Деление клетки. Ткани
животных, их разнообразие. Органы и системы органов животных. Организм – единое целое.
Лабораторные и практические работы
Исследование под микроскопом готовых микропрепаратов клеток и тканейживотных.
2. Строение и жизнедеятельность организма животного
Опора и движение животных. Особенности гидростатического, наружного
и внутреннего скелета у животных. Передвижение у одноклеточных(амёбовидное,
жгутиковое). Мышечные движения у многоклеточных: полёт насекомых, птиц;
плавание рыб; движение по суше позвоночных животных (ползание, бег, ходьба и
др.). Рычажные конечности.
Питание и пищеварение у животных. Значение питания. Питание и пищеварение у простейших. Внутриполостное и внутриклеточное пищеварение, замкнутая и сквозная пищеварительная система у беспозвоночных. Пищеварительный
тракт у позвоночных, пищеварительные железы. Ферменты. Особенности пищеварительной системы у представителейотрядов млекопитающих.
Дыхание животных. Значение дыхания. Газообмен через всю поверхность
клетки. Жаберное дыхание. Наружные и внутренние жабры. Кожное, трахейное,
лёгочное дыхание у обитателей суши. Особенности кожногодыхания. Роль воздушных мешков у птиц.
Транспорт веществ у животных. Роль транспорта веществ в организме животных. Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы у беспозвоночных. Сердце,
кровеносные сосуды. Спинной и брюшной сосуды, капилляры, «ложные сердца» у
дождевого червя. Особенности строения незамкнутой кровеносной системы у моллюсков и насекомых. Круги кровообращения и особенности строения сердец у позвоночных, усложнение системы кровообращения.
Выделение у животных. Значение выделения конечных продуктов обмена веществ. Сократительные вакуоли у простейших. Звёздчатые клетки и канальцы у
плоских червей, выделительные трубочки и воронки у кольчатых червей. Мальпиги-

евы сосуды у насекомых. Почки (туловищные и тазовые), мочеточники, мочевой пузырь у позвоночных животных. Особенности выделения у птиц, связанные с полётом.
Покровы тела у животных. Покровы у беспозвоночных. Усложнение строения кожи у позвоночных. Кожа как орган выделения. Роль кожи в теплоотдаче. Производные кожи. Средства пассивной и активной защиты уживотных.
Координация и регуляция жизнедеятельности у животных. Раздражимость у одноклеточных животных. Таксисы (фототаксис, трофотаксис, хемотаксис и др.). Нервная регуляция. Нервная система, её значение. Нервная система у
беспозвоночных: сетчатая (диффузная), стволовая, узловая. Нервная система у позвоночных (трубчатая): головной и спинной мозг, нервы. Усложнение головного
мозга от рыб до млекопитающих. Появление больших полушарий, коры, борозд и
извилин. Гуморальная регуляция.Роль гормонов в жизни животных. Половые гормоны. Половой диморфизм. Органы чувств, их значение. Рецепторы. Простые и
сложные (фасеточные) глаза у насекомых. Орган зрения и слуха у позвоночных, их
усложнение. Органы обоняния, вкуса и осязания у беспозвоночных и позвоночных
животных. Орган боковой линии у рыб.
Поведение животных. Врождённое и приобретённое поведение (инстинкт и
научение). Научение: условные рефлексы, импринтинг (запечатление), инсайт (постижение). Поведение: пищевое, оборонительное, территориальное, брачное, исследовательское. Стимулы поведения.
Размножение и развитие животных. Бесполое размножение: деление
клетки одноклеточного организма на две, почкование, фрагментация. Половое размножение. Преимущество полового размножения. Половые железы. Яичники и семенники. Половые клетки (гаметы). Оплодотворение. Зигота. Партеногенез. Зародышевое развитие. Строение яйца птицы. Внутриутробноеразвитие млекопитающих. Зародышевые оболочки. Плацента (детское место). Пупочный канатик (пуповина). Постэмбриональное развитие: прямое, непрямое. Метаморфоз (развитие с
превращением): полный и неполный.
Лабораторные и практические работы
1. Ознакомление с органами опоры и движения у животных.
2. Изучение способов поглощения пищи у животных.
3. Изучение способов дыхания у животных.
4. Ознакомление с системами органов транспорта веществ у животных.
5. Изучение покровов тела у животных.
6. Изучение органов чувств у животных.
7. Формирование условных рефлексов у аквариумных рыб.
8. Строение яйца и развитие зародыша птицы (курицы).
3. Систематические группы животных
Основные категории систематики животных. Вид как основная систематическая категория животных. Классификация животных. Система животного мира.
Систематические категории животных (царство, тип, класс, отряд, семейство, род,
вид), их соподчинение. Бинарная номенклатура. Отражение современных знаний о

происхождении и родстве животных в классификации животных.
Одноклеточные животные – простейшие. Строение и жизнедеятельность
простейших. Местообитание и образ жизни. Образованиецисты при неблагоприятных условиях среды. Многообразие простейших. Значение простейших в природе и
жизни человека (образование осадочныхпород, возбудители заболеваний, симбиотические виды). Пути заражения человека и меры профилактики, вызываемые одноклеточными животными (малярийный плазмодий).
Лабораторные и практические работы
1. Исследование строения инфузории-туфельки и наблюдение за еёпередвижением. Изучение хемотаксиса.
2. Многообразие простейших (на готовых препаратах).
3. Изготовление модели клетки простейшего (амёбы, инфузории-туфелькии
др.).
Многоклеточные животные. Кишечнополостные. Общая характеристика.
Местообитание. Особенности строения и жизнедеятельности. Эктодерма и энтодерма. Внутриполостное и клеточное переваривание пищи. Регенерация. Рефлекс. Бесполое размножение (почкование). Половое размножение. Гермафродитизм. Раздельнополые кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Коралловые полипы и их роль
в рифообразовании.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование строения пресноводной гидры и её передвижения (школьный аквариум).
2. Исследование питания гидры дафниями и циклопами (школьный аквариум).
3. Изготовление модели пресноводной гидры.
Плоские, круглые, кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности
строения и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей. Многообразие червей. Паразитические плоские и круглые черви. Циклы развития печёночного
сосальщика, бычьего цепня, человеческой аскариды. Черви, их приспособления к паразитизму, вред, наносимый человеку, сельскохозяйственным растениям и животным. Меры по предупреждению заражения паразитическими червями. Роль червей
как почвообразователей.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование внешнего строения дождевого червя. Наблюдение зареакцией дождевого червя на раздражители.
2. Исследование внутреннего строения дождевого червя (на готовомвлажном препарате и микропрепарате).
3. Изучение приспособлений паразитических червей к паразитизму (наготовых влажных и микропрепаратах).
Членистоногие. Общая характеристика. Среды жизни. Внешнее и внутреннее
строение членистоногих. Многообразие членистоногих.Представители классов.
Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности в связи с жизнью на суше. Клещи – вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи – возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от
клещей. Роль клещей в почвообразовании.
Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение
насекомых и типы развития. Отряды насекомых6: Прямокрылые, Равнокрылые,Полужесткокрылые, Чешуекрылые, Жесткокрылые, Перепончатокрылые, Двукрылые
и др. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека идомашних животных. Насекомые-вредители сада, огорода, поля, леса. Насекомые, снижающие
численность вредителей растений. Поведение насекомых, инстинкты. Меры по сокращению численности насекомых- вредителей. Значение насекомых в природе и
жизни человека.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование внешнего строения насекомого (на примере майского жука
или других крупных насекомых-вредителей).
2. Ознакомление с различными типами развития насекомых (на примере коллекций).
Моллюски. Общая характеристика. Местообитание моллюсков. Строение и
процессы жизнедеятельности, характерные для брюхоногих, двустворчатых,головоногих моллюсков. Черты приспособленности моллюсков к сред обитания. Размножение моллюсков. Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в природе и
жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Исследование внешнего строения раковин пресноводных и морских моллюсков (раковины беззубки, перловицы, прудовика, катушки и др.).
Хордовые. Общая характеристика. Зародышевое развитие хордовых. Систематические группы хордовых. Подтип Бесчерепные (ланцетник). Подтип Черепные,
или Позвоночные.
Рыбы. Общая характеристика. Местообитание и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Приспособленность рыб к условиям обитания. Отличия хрящевых рыб от костных рыб. Размножение, развитие и миграция рыб в природе. Многообразиерыб, основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное
значение рыб.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование внешнего строения и особенностей передвижения рыбы (на
примере живой рыбы в банке с водой).
2. Исследование внутреннего строения рыбы (на примере готового влажного
препарата).
Земноводные. Общая характеристика. Местообитание земноводных.Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности, связанных
с выходом земноводных на сушу. Приспособленность земноводных к жизни в воде и
на суше. Размножение и развитие земноводных.
Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и

жизни человека.
Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Местообитание пресмыкающихся. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Процессы
жизнедеятельности. Приспособленность пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие пресмыкающихся. Регенерация. Многообразие пресмыкающихся и их охрана. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Птицы. Общая характеристика. Особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности птиц.Приспособления птиц к полёту. Поведение. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве. Сезонные явления в жизни птиц. Миграции птиц, их изучение. Многообразие
птиц. Экологические группы птиц7. Приспособленностьптиц к различным условиям
среды. Значение птиц в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование внешнего строения и перьевого покрова птиц (на примеречучела птиц и набора перьев: контурных, пуховых и пуха).
2. Исследование особенностей скелета птицы.
Млекопитающие. Общая характеристика. Среды жизни млекопитающих.
Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры, внутреннего строения.
Процессы жизнедеятельности. Усложнение нервной системы.Поведение млекопитающих. Размножение и развитие. Забота о потомстве.
Первозвери. Однопроходные (яйцекладущие) и Сумчатые (низшие звери).
Плацентарные млекопитающие. Многообразие млекопитающих. Насекомоядные и
Рукокрылые. Грызуны, Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие и Китообразные. Парнокопытные и Непарнокопытные. Приматы. Семейства отряда Хищные: собачьи,
кошачьи, куньи, медвежьи.
Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Млекопитающие –переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Многообразие млекопитающих родного края.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование особенностей скелета млекопитающих.
2. Исследование особенностей зубной системы млекопитающих.
4. Развитие животного мира на Земле
Эволюционное развитие животного мира на Земле. Усложнение животных в
процессе эволюции. Доказательства эволюционного развития животного мира. Палеонтология. Ископаемые остатки животных, их изучение. Методы изучения ископаемых остатков. Реставрация древних животных. «Живые ископаемые» животного мира.
Жизнь животных в воде. Одноклеточные животные. Происхождение многоклеточных животных. Основные этапы эволюции беспозвоночных. Основные этапы
эволюции позвоночных животных. Вымершие животные.
Лабораторные и практические работы
Исследование ископаемых остатков вымерших животных.

5. Животные в природных сообществах
Животные и среда обитания. Влияние света, температуры и влажности на
животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания.
Популяции животных, их характеристики. Одиночный и групповой образ
жизни. Взаимосвязи животных между собой и с другими организмами. Пищевые
связи в природном сообществе. Пищевые уровни, экологическая пирамида. Экосистема.
Животный мир природных зон Земли. Основные закономерности распределения животных на планете. Фауна.
6. Животные и человек
Воздействие человека на животных в природе: прямое и косвенное. Промысловые животные (рыболовство, охота). Ведение промысла животных на основе
научного подхода. Загрязнение окружающей среды.
Одомашнивание животных. Селекция, породы, искусственный отбор, дикие
предки домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Животные сельскохозяйственных угодий. Методы борьбы с животными-вредителями.
Город как особая искусственная среда, созданная человеком. Синантропные виды
животных. Условия их обитания. Беспозвоночные и позвоночные животные города.
Адаптация животных к новым условиям. Рекреационный пресс на животных диких
видов в условиях города. Безнадзорныедомашние животные. Питомники. Восстановление численности редких видов животных: особо охраняемые природные территории (ООПТ). Красная книга России. Меры сохранения животного мира.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение
каждой темы учебного предмета «Биология» Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Примерной рабочей программы учебного предмета «Биология» образовательной программы основного общего образования. При этом организация вправе
сама вносить изменения в содержание и распределениеучебного материала по годам обучения, в последовательность изучения тем и количество часов на освоение
каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК, индивидуальными психофизическими особенностями конкретных
обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями
по отбору и адаптации учебного материала по биологии, представленными в Пояснительной записке.
В данном тематическом планировании предлагается два варианта распределения часов по темам, исходя из организационных форм обучения. В скобках показано количество часов для второго варианта тематического планирования,
предполагающего освоение программы в отдельном классе для обучающихся с
ЗПР. Часы резервного времени предлагаем распределить следующим образом:
8 класс, 2 ч. – тематический блок «Систематические группы животных», тема «Основные категории систематики животных» (1 ч.) для составления в опережающем плане схемы «Классификация животного мира»; (1 ч.)
втематический блок «Строение и жизнедеятельность организма животного»,
с целью обобщения и систематизации знаний.
Распределение часов по вариантам и темам представлено в таблице.
8 КЛАСС (68 ч в неделю, 2 ч – резервное время)
№

Тематический блок, тема

1
2

Животный организм
Систематические группы животных
Основные категории систематики животных
Одноклеточные животные — простейшие
Многоклеточные животные. Кишечнополостные
Плоские, круглые, кольчатые черви
Членистоногие
Моллюски
Хордовые
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие

Количествочасов
1 вариант
4ч
40 ч
1ч
2ч
2ч

Количество часов
2 вариант
4ч
41 ч
2ч
2ч
2ч

4ч
5ч
2ч
1ч
4ч
3ч
4ч
5ч
7ч

4ч
5ч
2ч
1ч
4ч
3ч
4ч
5ч
7ч

3

4
5
6

Строение и жизнедеятельность организма
животного
Опора и движение животных
Питание и пищеварение у животных
Дыхание животных
Транспорт веществ у животных
Выделение у животных
Покровы тела у животных
Координация и регуляция жизнедеятельности
у животных
Поведение животных
Размножение и развитие животных
Обобщение и систематизация по теме
Развитие животного мира на Земле
Животные в природных сообществах
Животные и человек

12 ч

13 ч

1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч

1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч

1ч
1ч
4ч
3ч
3ч

1ч
1ч
1ч
4ч
3ч
3ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 И 2 ВАРИАНТЫ
(часы второго варианта показаны в скобках)
8 класс (часы второго варианта поставлены в скобках)
68 ч, из них 2 ч — резервное время
№
п/п

Тематический блок,
тема

1

Животный организм
4ч

Основное содержание
Зоология — наука о животных. Разделы зоологии. Связь
зоологии с другими науками и техникой.
Общие признаки животных. Отличия животных от
растений. Многообразие животного мира.
Одноклеточные и многоклеточные животные.
Форма тела животного, симметрия, размеры тела и др.
Животная клетка. Открытие животной клетки (А. Левенгук). Строение животной клетки: клеточная мембрана, органоиды передвижения, ядро с ядрышком, цитоплазма (митохондрии, пищеварительные и сократительные вакуоли, лизосомы, клеточный центр). Процессы, происходящие в клетке. Деление клетки. Ткани
животных, их разнообразие. Органы и системы органов
животных. Организм — единое целое.
Лабораторные и практические работы
Исследование под микроскопом готовых микропрепаратов клеток и тканей животных.

Основные виды деятельности обучающихся
Раскрытие сущности понятия «зоология» как биологической науки.
Применение биологических терминов и понятий: зоология, экология, этология животных, палеозоология и
др.
Выявление существенных признаков животных (строение, процессы жизнедеятельности), их сравнение с
представителями царства растений.
Обоснование многообразия животного мира под руководством учителя.
Определение по готовым микропрепаратам тканей животных и растений с опорой на рисунки и схемы.
Описание органов и систем органов животных, установление их взаимосвязи под руководством учителя

2

Строение и жизнедеятельность организма
животного
*
*(Темы 2 и 3 возможно
менять местами по
усмотрению учителя,
рассматривая содержание темы 2 в качестве обобщения учебного материала)
12 ч (13ч)

Опора и движение животных 1 ч. Особенности гидростатического, наружного и внутреннего скелета у животных. Передвижение у одноклеточных (амёбовидное,
жгутиковое). Мышечные движения у многоклеточных:
полёт насекомых, птиц, плавание рыб, движение по
суше позвоночных животных (ползание, бег, ходьба и
др.). Рычажные конечности.
Питание и пищеварение у животных 2 ч. Значение питания. Питание и пищеварение у простейших. Внутриполостное и внутриклеточное пищеварение, замкнутая
и сквозная пищеварительная система у беспозвоночных.
Пищеварительный тракт у позвоночных, пищеварительные железы. Ферменты. Особенности пищеварительной системы у представителей отрядов млекопитающих. Дыхание животных 1ч. Значение дыхания. Газообмен через всю поверхность клетки. Жаберное дыхание. Наружные (раки) и внутренние (рыбы) жабры.
Кожное, трахейное, лёгочное дыхание у обитателей
суши.
Особенности кожного дыхания. Роль воздушных мешков
у птиц.
Транспорт веществ у животных 2 ч. Роль транспорта
веществ в организме животных. Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы у беспозвоночных. Сердце,
кровеносные сосуды. Спинной и брюшной сосуды, капилляры, «ложные сердца» у дождевого червя. Особенности строения незамкнутой кровеносной системы у
моллюсков и насекомых. Круги кровообращения и особенности строения сердец у позвоночных, усложнение
системы кровообращения.
Выделение у животных 1 ч. Значение выделения конечных продуктов обмена веществ. Сократительные
вакуоли у простейших. Звёздчатые клетки и канальцы у
плоских червей, выделительные трубочки и воронки у

Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание, рост, развитие, выделение, опора, движение, размножение, раздражимость, поведение и др.
Выявление общих признаков животных, уровней организации животного организма: клетки, ткани, органы, системы органов, организм.
Сравнение животных тканей и органов животных
между собой.
Описание строения и жизнедеятельности животного
организма: опора и движение, питание и пищеварение,
дыхание и транспорт веществ, выделение, регуляция и
поведение, рост, размножение и развитие. Составление
словесных схем.
Объяснение процессов жизнедеятельности животных:
движение, питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, регуляция, поведение, рост, развитие, размножение.
Обсуждение причинно-следственных связей между
строением и жизнедеятельностью, строением и средой
обитания животных.
Проведение наблюдений за процессами жизнедеятельности животных: движением, питанием, дыханием, поведением, ростом и развитием на примере одноклеточных и многоклеточных животных (инфузории- туфельки, дафнии, дождевого червя, муравья,
рыб, вороны и др.).
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб, птиц, млекопитающих) и формулирование
выводов о врождённом и приобретённом поведении.
Обсуждение развития головного мозга позвоночных
животных и возникновением инстинктов заботы о
потомстве

кольчатых червей. Мальпигиевы.
Покровы тела у животных 1 ч. Покровы у беспозвоночных. Усложнения строения кожи у позвоночных. Кожа
как орган выделения. Роль
кожи в теплоотдаче. Производные кожи. Средства пассивной и активной защиты у животных.
Координация и
регуляция жизнедеятельности у животных 2 ч. Раздражимость у одноклеточных
животных. Таксисы (фототаксис, трофотаксис, хемотаксис и др.). Нервная регуляция. Нервная система, её
значение. Нервная система у беспозвоночных: сетчатая
(диффузная), стволовая, узловая. Нервная система у позвоночных (трубчатая): головной и спинной мозг, нервы.
Усложнение головного мозга от рыб до млекопитающих.
Появление больших полушарий? коры, борозд и извилин.
Гуморальная регуляция. Влияние гормонов на животных. Половые гормоны. Половой диморфизм. Органы
чувств, их значение. Рецепторы. Простые и сложные
(фасеточные глаза) у насекомых. Органы зрения и слуха
у позвоночных, их усложнение. Органы обоняния, вкуса
и осязания у беспозвоночных и позвоночных животных.
Орган боковой линии у рыб.
Поведение животных 1 ч. Врождённое и приобретённое поведение (инстинкт и научение). Научение: условные рефлексы, импринтинг (запечатление), инсайт (постижение). Поведение: пищевое, оборонительное, территориальное, брачное, исследовательское. Стимулы
поведения.
Размножение и развитие животных 1 ч. Бесполое размножение: деление клетки одноклеточного организма на
две, почкование, фрагментация. Половое размножение.
Преимущество полового размножения. Половые железы. Яичники и семенники. Половые клетки (гаметы).
Оплодотворение. Зигота. Партеногенез. Зародышевое

развитие. Строение яйца птицы. Внутриутробное развитие млекопитающих. Зародышевые оболочки. Плацента (детское место). Пупочный канатик (пуповина).
Постэмбриональное развитие: прямое, непрямое. Метаморфоз (развитие с превращением): полное и неполное.
Обобщение и систематизация по теме 1ч.
Лабораторные и практические работы
1. Ознакомление с органами опоры и движения у
животных.
2. Изучение способов поглощения пищи у животных.
3. Изучение способов дыхания у животных.
4. Ознакомление с системами органов транспорта веществ у животных.
Изучение покровов тела у животных.
6. Изучение органов чувств у животных.
7. Формирование
условных рефлексов у аквариумных рыб.
8. Строение яйца и развитие зародыша птицы
(курицы).
5.

3

Систематические
группы животных
40ч (41ч)
Основные категории
систематики животных 1 ч (2ч)
Одноклеточные
животные— простейшие
2ч

Вид как основная систематическая категория животных.
Классификация животных. Система животного мира.
Систематические категории животных (царство, тип,
класс, отряд, семейство, род, вид), их соподчинение. Бинарная номенклатура. Отражение современных знаний о
происхождении и родстве животных в классификации
животных.

Классифицирование животных на основе их принадлежности к определённой систематической группе. Составление схемы «Описание животных» под руководством учителя.
Описание систематических групп.

Строение и жизнедеятельность простейших. Местообитание и образ жизни. Образование цисты при неблагоприятных условиях среды. Многообразие простейших.
Значение простейших в природе и жизни человека (образование осадочных пород, возбудители заболеваний,
симбиотические виды). Пути заражения человека и

Выделение существенных признаков одноклеточных
животных.
Объяснение строения и функций одноклеточных животных, способов их передвижения.
Наблюдение передвижения в воде инфузории-туфельки и интерпретация данных.

меры профилактики, вызываемые
Одноклеточными животными (малярийный плазмодий).
Лабораторные и практические работы
1.
Исследование строения инфузории-туфельки и
наблюдение за её передвижением. Изучение
хемотаксиса.
2. Многообразие простейших (на готовых препаратах).
3. Изготовление модели клетки простейшего
(амёбы, инфузории-туфельки и др.).

Анализ и оценивание способов выделения избытка
воды и вредных конечных продуктов обмена веществ
у простейших, обитающих в пресных и солёных водоёмах с опорой на текст учебника.
Изготовление модели
клетки простейшего.
Аргументирование принципов здорового образа
жизни в связи с попаданием в организм человека паразитических простейших (малярийный плазмодий, дизентерийная амёба, лямблия, сальмонелла и др.)

Многоклеточные
животные.
Кишечнополостные
2 ч.

Общая характеристика. Местообитания. Черты строения и жизнедеятельности. Эктодерма и энтодерма.
Внутриполостное и клеточное переваривание пищи. Регенерация. Рефлекс. Бесполое размножение (почкование). Половое размножение. Гермафродитизм. Раздельнополые кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и
жизни человека. Коралловые полипы и их роль в рифообразовании.
Лабораторные и практические работы
1.
Исследование строения пресноводной гидры
и её передвижения (школьный аквариум).
2. Исследование питания гидры дафниями и циклопами (школьный аквариум).
3. Изготовление модели пресноводной гидры.

Выявление характерных признаков кишечнополостных животных: способность к регенерации, появление
нервной сети и в связи с этим рефлекторного поведения и др.
Устанавливание взаимосвязи между особенностями
строения клеток тела кишечнополостных (покровномускульные, стрекательные, промежуточные и др.) и
их функциями.
Раскрытие роли бесполого и полового размножения в
жизни кишечнополостных организмов под руководством учителя.
Объяснение значения кишечнополостных в природе и
жизни человека.

Плоские, круглые,
кольчатые черви
4ч

Общая характеристика. Черты строения и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей. Многообразие червей. Паразитические плоские и круглые
черви. Циклы развития печёночного сосальщика, бычьего цепня, человеческой аскариды. Черви, их приспособления к паразитизму, вред, наносимый человеку, сельскохозяйственным растениям и животным. Меры по
предупреждению заражения паразитическими червями.
Роль дождевых червей как почвообразователей.

Классифицирование червей по типам (плоские, круглые, кольчатые).
Определение по внешнему виду, схемам и описаниям
представителей свободноживущих и паразитических
червей разных типов.
Исследование признаков приспособленности к среде
обитания у паразитических червей,
Аргументирование значения приспособленности.

Членистоногие
5ч

Лабораторные и практические работы
1. Исследование внешнего строения дождевого
червя. Наблюдение за реакцией дождевого червя на раздражители.
2. Исследование внутреннего строения дождевого
червя (на готовом влажном препарате и микропрепарате).
3. Изучение приспособлений паразитических червей к паразитизму (на готовых влажных и микропрепаратах).

Анализ и оценивание влияния факторов риска на здоровье человека, предупреждение заражения паразитическими червями.
Исследование рефлексов дождевого червя. Обоснование роли дождевых червей в почвообразовании.

Общая характеристика. Среды жизни. Внешнее и внутреннее строение членистоногих. Многообразие членистоногих. Представители классов.

Выявление характерных признаков представителей
типа Членистоногие.
Описание представителей классов
(Ракообразные, Паукообразные, Насекомые) по схемам, изображениям, коллекциям.

Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение ракообразных в природе и жизни
человека.
Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности в связи с жизнью на суше. Клещи — вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи человека и животных — возбудители
и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей. Роль клещей в почвообразовании. Насекомые.
Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение насекомых и типы развития. Отряды насекомых:*
Прямокрылые, Равнокрылые, Полужесткокрылые, Чешуекрылые, Жесткокрылые, Перепончатокрылые, Двукрылые и др. Насекомые — переносчики возбудителей и
паразиты человека и домашних животных. Насекомыевредители сада, огорода, поля, леса. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Поведение
насекомых, инстинкты. Меры по сокращению численности насекомых- вредителей. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Исследование внешнего строения майского жука,
описание особенностей его строения как представителя класса насекомых.
Обсуждение разных типов развития насекомых с использованием коллекционного материала на примерах
бабочки капустницы, рыжего таракана и др., выявление признаков сходства и различия.
Обсуждение зависимости здоровья человека от членистоногих — переносчиков инфекционных (клещевой
энцефалит, малярия и др.) и паразитарных (чесоточный зудень и др.) заболеваний, а также от отравления
ядовитыми веществами (тарантул, каракурт и др.).
Объяснение значения членистоногих в природе и
жизни человека.
Овладение приёмами работы с биологической информацией и её преобразование.

*Отряды насекомых изучаются обзорно по усмотрению учителя в зависимости от местных условий. Более подробно изучаются на примере двух местных отрядов.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование внешнего строения насекомого (на
примере майского жука или других крупных насекомыхвредителей).
2. Ознакомление с различными типами развития
насекомых (на примере коллекций).
Моллюски
2ч

Хордовые
1ч
Рыбы
4ч

Общая характеристика. Местообитание моллюсков.
Строение и процессы жизнедеятельности, характерные для брюхоногих, двустворчатых, головоногих моллюсков. Черты приспособленности моллюсков к среде
обитания. Размножение моллюсков. Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Исследование внешнего строения раковин пресноводных и морских моллюсков (раковины
беззубки, перловицы, прудовика, катушки и др.).

Описание внешнего и внутреннего строения моллюсков.
Установление взаимосвязи строения и образа жизни с
условиями обитания на примере представителей типа
Моллюски. Наблюдение за питанием брюхоногих и
двустворчатых моллюсков в школьном аквариуме,
определение типов питания.
Исследование раковин беззубки, перловицы, прудовика, катушки, рапаны и классифицирование раковин
по классам моллюсков.
Установление взаимосвязи между расселением и образом жизни моллюсков. Обоснование роли моллюсков в природе и хозяйственной деятельности людей.

Общая характеристика. Зародышевое развитие хордовых. Систематические группы хордовых. Подтип Бесчерепные (ланцетник). Подтип Черепные, или Позвоночные.

Выявление характерных признаков типа Хордовые,
подтипов Бесчерепные и Черепные (Позвоночные).
Описание признаков строения и жизнедеятельности
ланцетника.

Общая характеристика. Местообитание и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Приспособленность рыб к условиям обитания. Отличие Хрящевых и Костных рыб. Размножение, развитие и миграция рыб в природе. Многообразие рыб, основные систематические группы рыб.

Выделение отличительных признаков представителей
класса Хрящевые рыбы и класса Костные рыбы.
Исследование внешнего строения рыб на примере живых объектов.
Установление взаимосвязи внешнего строения и
среды обитания рыб (обтекаемая форма тела, наличие

Земноводные
3ч

Пресмыкающиеся
4ч

Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование внешнего строения и особенностей
передвижения рыбы (на примере живой рыбы в
банке с водой).
2. Исследование внутреннего строения рыбы (на
примере готового влажного препарата).

слизи и др.).
Исследование внутреннего строения рыб на влажных
препаратах.
Описание плавательного пузыря рыб как гидростатического органа.
Объяснение механизма погружения и поднятия рыб в
водной среде. Обоснование роли рыб в природе и
жизни человека.
Аргументирование основных правил поведения в
природе при ловле рыбы (время, место и др.)

Общая характеристика. Местообитание земноводных.
Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности, связанных с выходом земноводных на сушу. Приспособленность земноводных к жизни
в воде и на суше. Размножение и развитие земноводных.
Многообразие земноводных и их охрана. Значение
земноводных в природе и жизни человека.

Выявление характерных признаков у представителей
класса Земноводные.
Выявление чертприспособленности земноводных
как к наземно-воздушной, так и к водной среде обитания.
Описание представителей класса по внешнему виду.
Обоснование роли земноводных в природе и жизни человека.

Общая характеристика. Местообитание пресмыкающихся. Особенности внешнего и внутреннего строения
пресмыкающихся. Процессы жизнедеятельности. Приспособленность пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие пресмыкающихся. Регенерация.
Многообразие пресмыкающихся и их охрана. Значение
пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Выявление характерных признаков у представителей
класса Пресмыкающиеся. Выявление черт приспособленности пресмыкающихся к воздушно-наземной
среде (сухая, покрытая чешуйками кожа, ячеистые
лёгкие и др.).
Сравнение земноводных и пресмыкающихся по внешним и внутренним признакам.
Описание представителей класса.
Обоснование ограниченности распространения земноводных и пресмыкающихся в природе.
Определение роли пресмыкающихся в природе и
жизни человека.
Овладение приёмами работы с биологической информацией и её преобразование.

Птицы
5ч

Млекопитающие
7ч

Общая характеристика. Особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности
птиц.
Приспособления
птиц к полёту. Поведение. Размножение и развитие
птиц. Забота о потомстве. Сезонные явления в жизни
птиц. Миграции птиц, их изучение. Многообразие птиц.
Экологические группы птиц*. Приспособленность птиц
к различным условиям среды. Значение птиц в природе и
жизни человека.
*Многообразие птиц изучается по выбору учителя
на примере трёх экологических групп с учётом распространения птиц в своём регионе.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование внешнего строения и перьевого покрова птиц (на примере чучела птиц и набора перьев: контурных, пуховых и пуха).
2. Исследование особенностей скелета птицы.

Описание внешнего и внутреннего строения птиц.
Исследование внешнего строения птиц на раздаточном материале (перья: контурные, пуховые, пух).
Обсуждение черт приспособленности птиц к полёту.
Обоснование сезонного поведения птиц. Сопоставление систем органов пресмыкающихся и птиц.
Выявление под руководством учителя общих черт
строения.
Выявление черт приспособленности птиц по рисункам, таблицам, фрагментам фильмов к среде обитания
(экологические группы птиц).
Обоснование роли птиц в природе и жизни человека.

Общая характеристика. Среды жизни млекопитающих.
Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры, внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности. Усложнение нервной системы. Поведение
млекопитающих. Размножение и развитие.
Забота о потомстве. Первозвери. Однопроходные (яйцекладущие) и Сумчатые (низшие звери). Плацентарные
млекопитающие. Многообразие млекопитающих. Насекомоядные и Рукокрылые. Грызуны, Зайцеобразные.
Хищные. Ластоногие и Китообразные. Парнокопытные
и Непарнокопытные. Приматы* Семейства отряда Хищные: Собачьи, Кошачьи, Куньи, Медвежьи. Значение
млекопитающих в природе и жизни человека. Млекопитающие — переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Многообразие млекопитающих родного края.
*Изучаются 6 отрядов млекопитающих на примере

Выявление характерных признаков класса млекопитающих.
Установление взаимосвязей между развитием головного мозга млекопитающих и их поведением.
Классифицирование млекопитающих по отрядам
(грызуны, хищные, китообразные и др.).
Выявление черт приспособленности млекопитающих
к средам обитания.
Обсуждение роли млекопитающих в природе и жизни
человека.
Описание роли домашних животных в хозяйственной
деятельности людей.

двух видов из каждого отряда по выбору учителя.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование особенностей скелета млекопитающих.
2. Исследование особенностей зубной системы
млекопитающих.
4

Развитие животного
мира на Земле
4ч

Эволюционное развитие животного мира на Земле.
Усложнение животных в процессе эволюции. Доказательства эволюционного развития животного мира.
Палеонтология. Ископаемые остатки животных, их
изучение. Методы изучения ископаемых остатков. Реставрация древних животных. «Живые ископаемые»
животного мира.
Жизнь животных в воде. Одноклеточные животные.
Происхождение многоклеточных животных. Основные
этапы эволюции беспозвоночных. Основные этапы эволюции позвоночных животных. Вымершие животные.
Лабораторные и практические работы
Исследование ископаемых остатков вымерших животных.

Структурирование текста учебника по усложнения организации животных в ходе эволюции.
Обсуждение причин эволюционного развития органического мира с помощью учителя.
Выявление черт приспособленности животных к средам обитания.
Описание по рисункам, схемам и останкам вымерших
животных.
Обсуждение причин сохранения на протяжении миллионов лет в неизменном виде «живых ископаемых».
Овладение приёмами работы с биологической информацией и её преобразование.

5

Животные в природных сообществах
3ч

Животные и среда обитания. Влияние света, температуры и влажности на животных. Приспособленность
животных к условиям среды обитания. Популяции животных, их характеристики. Одиночный и групповой образ жизни. Взаимосвязи животных между собой и с другими организмами. Пищевые связи в природном сообществе. Пищевые уровни, экологическая пирамида. Экосистема.
Животный мир природных зон Земли. Основные закономерности распределения животных на планете. Фауна.

Описание сред обитания, занимае-мых животными,
выявление черт приспособленности животных к среде
обитания.
Выявление взаимосвязи животных в природных сообществах, цепи и сети питания.
Установление взаимосвязи животных с растениями,
грибами, лишайниками
и бактериями в природных сообществах.
Составление словесной схемы цепи питания по тексту
сказки «Как старик поссорился с Совой»
Описание животных природных зон Земли.
Выявление основных закономерностей распространения животных по планете.

Обоснование роли животных в природных сообществах.
Обсуждение роли науки о животных в практической
деятельности людей.
Аргументирование основных правил поведения в
природе в связи с бережным отношением к животному
миру.
6

Животные и человек
3ч

Воздействие человека на животных в природе: прямое
и косвенное. Промысловые животные (рыболовство,
охота). Ведение промысла животных на основе научного подхода. Загрязнение окружающей среды. Одомашнивание животных. Селекция, породы, искусственный отбор, дикие предки домашних животных.
Значение домашних животных в жизни человека. Животные сельскохозяйственных угодий. Методы борьбы
с животными- вредителями.
Город как особая искусственная среда, созданная человеком. Синантропные виды животных. Условия их обитания. Беспозвоночные и позвоночные животные города. Адаптации животных к новым условиям. Рекреационный пресс на животных диких видов в условиях города. Безнадзорные домашние животные. Питомники.
Восстановление численности редких видов животных:
особо охраняемые природные территории (ООПТ). Красная книга России. Меры сохранения животного мира.

Применение биологических терминов и понятий: одомашнивание, селекция, порода, искусственный отбор,
синантропные виды с опорой на определения.
Объяснение значения домашних животных в природе
и жизни человека.
Обоснование методов борьбы с животными-вредителями.
Описание синантропных видов беспозвоночных и
позвоночных животных. Выявление черт адаптации
синантропных видов к городским условиям жизни.
Обсуждение вопросов создания питомников для бездомных животных, восстановления численности редких животных на охраняемых территориях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».