Рабочая программа учебного предмета Биология по АООП ООО для 5 класса Приказ от 23.09.2022 № 40-У

Приложение
к Адаптированной основной
образовательной программе
основного общего образования
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»,
утвержденной приказом
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»
от 23.09.2022г. № 40-У

Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
для 5 класса

Полевской, 2022

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БИОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
чувство ответственности перед своей малой Родиной – осознание необходимости соблюдения правил природосбережения и природопользования; мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в области биологических
знаний;
осмысление личного и чужого опыта, наблюдений за природными объектами и
явлениями;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
способность воспринимать информацию биологического содержания внаучнопопулярной литературе, средствах массовой информации и Интернет- ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;
осознание своего поведения с точки зрения опасности или безопасности для
себя или для окружающих;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
активное участие в решении практических задач природосбережения (в рамках
семьи, школы, города);
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, втом
числе на основе применения биологических знаний;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
готовность к осознанному построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, уважительного отношения к труду, разнообразного опыта участия в
социально значимом труде;
представления об основах экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, приобретение опытаэкологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность (сельскохозяйственную), в том числе умение учиться у других людей;
осознание стрессовой ситуации, оценка происходящих биологических изменений и их последствий; формировать опыт;
осознание своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению; саморазвитие, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные планы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
давать научное объяснение с опорой на ключевые слова биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
проводить наблюдения с опорой на план за живыми объектами, собственным
организмом;
описывать биологические объекты, процессы и явления с опорой на алгоритм;
ставить с опорой на алгоритм учебных действий несложные биологическиеэксперименты и интерпретировать их результаты с помощью учителя;
использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемыдля
решения учебных и познавательных задач с помощью педагога.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
коммуникативных и познавательных задач в области биологии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменныетексты по биологии с использованием иллюстративных материалов длявыступления перед аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и разделятьответственность и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
определять цели биологического образования, ставить новые задачи вучебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
планировать пути достижения целей в биологических наблюдениях, осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия во время биологических наблюдений с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
осознавать и применять ценностное отношение к живой природе, к собственному организму; понимать роль биологии в формировании современнойестественнонаучной картины мира;
уметь применять систему биологических знаний под руководствомпедагога:
раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять
основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его единстве
с неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствахэволюции;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использовать изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов с опорой на схемы
и алгоритмы;
понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и
процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и
экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и
инструментов с опорой на алгоритм учебных действий;
уметь характеризовать с опорой на ключевые слова, план, справочную информацию основные группы организмов в системе органического мира (в томчисле вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;
уметь объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и
процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам;
уметь описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать
важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека с
опорой на план;
иметь представление о взаимосвязи наследования потомством признаков от
родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей
наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков;
иметь представление об основных факторах окружающей среды, их роли вжизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном факторе;
иметь представление об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способахих преодоления;
уметь решать учебные задачи биологического содержания, с опорой наалгоритм учебных действий, в том числе выявлять причинно-следственныесвязи, про-

водить расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;уметь создавать и применять с помощью педагога словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы; осознавать
вклад российских и зарубежных ученых в развитие биологических наук; владеть
навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в
разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей,
изображений), критического анализа информациии оценки ее достоверности с помощью учителя;
уметь планировать под руководством учителя и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их
решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;
уметь интегрировать с помощью педагога биологические знания со знаниями
других учебных предметов;
владеть основами экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению
и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью
окружающих;
уметь использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа
жизни, сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных
привычек и зависимостей; уметь противодействовать лженаучным манипуляциям в
области здоровья;
знать и уметь применять приемы оказания первой помощи человеку, выращивания культурных растений и ухода за домашними животными;
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«Биология», распределенные по годам обучения
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как правило, дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию
включают результаты предыдущих лет).
5 КЛАСС
характеризовать с опорой на ключевые слова биологию как науку о живойприроде; перечислять с помощью учителя основные закономерности организации,
функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, называть признаки живого, сравнивать с визуальной опорой объекты живой и неживой природы;
характеризовать с опорой на ключевые слова значение биологическихзнаний
для современного человека; перечислять профессии, связанные с биологией;
приводить примеры вклада отечественных (в том числе В.И. Вернадский, А.Л.
Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) ученых в
развитие биологии с опорой на учебник и другие источники информации;

иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение, формировать представления о взаимосвязи наследования потомством
признаков от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом
как носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использовать с помощью учителя изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
ориентироваться в биологических понятиях и терминах и оперировать имина
базовом уровне (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия,
физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, системаорганов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость,
рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное
сообщество) в соответствии с поставленной задачейи в контексте с визуальной опорой;
различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные
и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных,
грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи
организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафтыприродные и культурные с использованием
справочной информации и с помощью учителя;
проводить описание организма по заданному плану; выделять существенные
признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных,
грибов, лишайников, бактерий и вирусов с опорой наалгоритм;
раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), факторах окружающей среды;
приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к
среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах с визуальной опорой;
знать основные правила поведения человека в природе и объяснять спомощью
учителя значение природоохранной деятельности человека;
раскрывать на основе опорного плана роль биологии в практической деятельности человека;
иметь представление о связи знаний биологии со знаниями математики, физической географии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
выполнять практические работы с помощью учителя, по алгоритму (поискинформации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и
процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов

и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и
инструментов, владеть элементарными приемами работы с лупой, световым и цифровым микроскопамипри рассматривании биологических объектов; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы сети Интернет;
создавать с помощью учителя собственные письменные и устные сообщения,
грамотно использовать понятийный аппарат биологии, по возможности, сопровождать выступление презентацией;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информациии оценки ее достоверности с помощью учителя;
осуществлять отбор источников биологической информации в соответствии с
заданным поисковым запросом с помощью учителя.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
5 КЛАСС
1. Биология – наука о живой природе
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание,
выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и
неживая природа – единое целое1.
Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4–5).
Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в
познании окружающего мира и практическойдеятельности современного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими
приборами и инструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологическихзнаний.
Поиск информации с использованием различных источников (научно- популярная
литература, справочники, Интернет).
2. Методы изучения живой природы
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент,описание, измерение, классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод
измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы
биологии.
Лабораторные и практические работы2
1. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри,
пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.
2. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правилаработы
с ними.
3. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза
(натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты)
с помощью лупы и светового микроскопа.
Экскурсии или видеоэкскурсии
Овладение методами изучения живой природы – наблюдением и экспериментом.
Здесь и далее курсивом обозначены темы, изучение которых проводится в ознакомительном плане. Педагогсамостоятельно определяет объем изучаемого материала.
2 Здесь и далее приводится расширенный перечень лабораторных и практических работ, из которых учитель делает выбор
по своему усмотрению.
1

3. Организмы – тела живой природы
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.
Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология – наука
о клетке. Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов.
Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма,
ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.
Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессовжизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов, лишайников.
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм – единоецелое.
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства,
типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. Жизнедеятельность организмов.
Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе
и в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на
примере самостоятельно приготовленного микропрепарата).
2. Ознакомление с принципами систематики организмов.
3. Наблюдение за потреблением воды растением.
4. Организмы и среда обитания
Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных
примерах).
Экскурсии или видеоэкскурсии
Растительный и животный мир родного края (краеведение).
5. Природные сообщества
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сетипитания.
Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных
сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Рольискусственных
сообществ в жизни человека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон.
Ландшафты: природные и культурные.

Лабораторные и практические работы
Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума
и др.).
Экскурсии или видеоэкскурсии
1. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и
др.).
2. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ.
6. Живая природа и человек
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства
и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнениевоздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического
разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные
парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности.
Практические работы
Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на
пришкольной территории.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение
каждой темы учебного предмета «Биология» Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Примерной рабочей программы учебного предмета «Биология» образовательной программы основного общего образования. При этом организация вправе
сама вносить изменения в содержание и распределениеучебного материала по годам обучения, в последовательность изучения тем и количество часов на освоение
каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК, индивидуальными психофизическими особенностями конкретных
обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями
по отбору и адаптации учебного материала по биологии, представленными в Пояснительной записке.
В данном тематическом планировании предлагается два варианта распределения часов по темам, исходя из организационных форм обучения. В скобках показано количество часов для второго варианта тематического планирования,
предполагающего освоение программы в отдельном классе для обучающихся с
ЗПР. Часы резервного времени предлагаем распределить следующим образом:
5 класс, 1ч. – тематический блок «Организмы и среда обитания», с целью
обучения составлению таблиц.
Распределение часов по вариантам и темам представлено в таблице.
5 КЛАСС (34 ч, из них 1ч – резервное время)
№

Тематический блок, тема

1
2
3
4
5
6

Биология — наука о живой природе
Методы изучения живой природы
Организмы — тела живой природы
Организмы и среда обитания
Природные сообщества
Живая природа и человек

Количество
часов
1 вариант
4ч
6ч
7ч
5ч
7ч
4ч

Количество
часов
2 вариант
4ч
6ч
7ч
6ч
7ч
4ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 И 2 ВАРИАНТЫ
(часы второго варианта показаны в скобках)
5 класс (часы второго варианта поставлены в скобках34 ч, из них 1 ч — резервное
время
№
п/п
1

Тематический блок,
тема
Биология — наука о
живой природе
4ч

Основное содержание
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение,
рост и др.) Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа— единое целое.
Биология — система наук о живой природе.
Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном,
животновод и др. Связь биологии с другими
науками (математика, география и др.). Роль
биологии в познании окружающего мира и
практической деятельности современного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, эксперимент и
теория. Поиск информации с использованием различных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет.)

Основные виды деятельности обучающихся
Ознакомление с объектами изучения биологии, её разделами.
Применение биологических терминов и понятий: живые тела,
биология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.
Раскрытие роли биологии в практической деятельности людей,
значения различных организмов в жизни человека.
Обсуждение признаков живого. Сравнение объектов живой и
неживой природы под руководством педагога.
Ознакомление с правилами работы с биологическим оборудованием в кабинете. Обоснование правил поведения в природе.

2

Методы изучения живой природы
6ч

Научные методы изучения живой природы:
наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения
(инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных
названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.
Лабораторные и практические работы1

Ознакомление с методами биологической науки: наблюдение,
эксперимент, классификация, измерение и описывание.
Ознакомление с правилами работы с увеличительными приборами, соотнесение названий и составляющих частей микроскопа.
Проведение элементарных экспериментов и наблюдений на примерах растений (гелиотропизм и геотропизм) и одноклеточных
животных (фототаксис и хемотаксис) и др. с описанием целей,
выдвижением гипотез (предположений), получения новых фактов под руководством педагога.
Описание и интерпретация данных с целью обоснования выводов под руководством педагога.

1. Изучение лабораторного оборудования:
термометры, весы, чашки Петри, пробирки,
мензурки. Правила работы с оборудованием
в школьном кабинете.
2. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.
3. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и
гидры (готовые микропрепараты) с помощью
лупы и светового микроскопа.
Экскурсии или видеоэкскурсии
Овладение методами изучения живой природы— наблюдением и экспериментом.
1 Здесь

и далее приводится расширенный перечень лабораторных и практических работ, из которых учитель делает выбор по своему усмотрению.

3

Организмы — тела
живой природы
7ч

Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие.
Цитология— наука о клетке. Клетка—
наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки
под световым микроскопом: клеточная
оболочка, цитоплазма, ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.
Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов.
Свойства организмов: питание, дыхание,
выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм— единое целое.
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства,
типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды.
Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и для
человека.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение клеток кожицы чешуи лука
под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно
приготовленного микропрепарата).
2. Ознакомление с принципами систематики организмов.
3. Наблюдение за потреблением воды растением.

Определение по внешнему виду (изображениям), схемам и описание доядерных и ядерных организмов с опорой на текст учебника.Составление словесной схемы «Разнообразие организмов» под
руководством педагога. Установление взаимосвязей между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов под руководством педагога.
Формулирование доводов о клетке как единице строения и жизнедеятельности организмов.
Выявление сущности жизненно важных процессов у организмов
разных царств: питание, дыхание, выделение, их сравнение под руководством педагога.
Объяснение роли раздражимости клеток с опорой на текст учебника.
Сравнение свойств организмов: движения, размножения, развития
под руководством педагога.
Формулирование причин разнообразия организмов под руководством педагога.
Классифицирование организмов. Выявление существенных признаков вирусов: паразитизм, большая репродуктивная способность,
изменчивость.
Исследование и сравнение растительных, животных клеток и тканей по плану.

4

Организмы и среда
обитания
5 ч (6ч)

Понятие о среде обитания. Водная,
наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред
обитания организмов. Приспособления
организмов к среде обитания. Сезонные
изменения в жизни организмов.
Лабораторные и практические
работы
Выявление
приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных
примерах).
Экскурсии или видеоэкскурсии
Растительный и животный мир родного края (краеведение).

5

Природные сообщества
7ч

Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители
органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ
(лес, пруд, озеро и др.).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных
сообществ в жизни человека.
Природные зоны Земли, их обитатели.
Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные.
Лабораторные и практические работы
Изучение искусственных сообществ

Составление схем «Среды жизни. Факторы среды»: среда жизни,
факторы среды.
Выявление существенных признаков сред обитания: водной,
наземно-воздушной, почвенной, организменной посредством структурирования текста учебника в виде таблицы с предварительным
обсуждением ее параметров.
Установление взаимосвязей между распространением организмов в
разных средах обитания и приспособленностью к ним под руководством учителя с опорой на таблицу.
Объяснение появления приспособлений к среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие чешуи и плавников у рыб, крепкий крючковидный клюв и острые, загнутые когти у хищных птиц и др. с опорой на таблицу.
Сравнение внешнего вида организмов на натуральных объектах,
по таблицам, схемам, описаниям по плану.
Раскрытие сущности терминов: природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания. Выкладывание на магнитной доске рисуночной цепи питания. Анализ групп организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических
веществ по тексту учебника.
Выявление существенных признаков природных сообществ организмов (лес, пруд, озеро и т. д.) с помощью педагога.
Анализ искусственного и природного сообществ, выявление их
отличительных признаков составление таблицы после предварительного обсуждения.
Выявление зависимости сезонных явлений в жизни организмов от
факторов неживой природы с опорой на текст учебника под руководством учителя.

и их обитателей (на примере аквариума и
др.).
Экскурсии или видеоэкскурсии
1. Изучение природных сообществ (на
примере леса, озера, пруда, луга и др.).
2. Изучение сезонных явлений в жизни
природных сообществ.
6

Живая природа и человек
4ч

Изменения в природе в связи с развитием
сельского хозяйства, производства и ростом численности населения.
Влияние человека на живую природу с
ходом истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и
водной оболочек Земли, потери почв, их
предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).
Красная книга РФ. Осознание жизни как
великой ценности.
Практические работы
Проведение акции по уборке мусора
в ближайшем лесу, парке, сквере или на
пришкольной территории.

Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей
на природу.
Аргументирование введения рационального природопользования и
применение безотходных технологий (утилизация отходов производства и бытового мусора) под руководством учителя.
Определение роли человека в природе, зависимости его здоровья
от состояния окружающей среды.
Обоснование правил поведения человека в природе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».