Конструкт игровой НОД с детьми второй младшей группы (3-4 года) по развитию речи «В гости к нам пришли игрушки» Цель: Развивать познавательные способности и речь как средство общения, через речевую активность и техническое творчество детей. Задачи: 1. Обучающие: • расширять и активизировать словарный запас детей (использование новых и знакомых стихотворений А. Барто); • способствовать развитию диалогической формы речи детей: формировать умение отвечать на вопросы взрослых (описание игрушек). 2. Развивающие: • развивать речевые способности детей: побуждать поддерживать беседу, составлять простые предложения; развивать воображение, фантазию (описание игрушек); • развивать мелкую (использование пальчиковой игры) и крупную моторику (применение динамической паузы); • развивать интерес к интонационному выразительному рассказыванию наизусть знакомых стихотворений. • развивать воображение, продуктивное мышление и творческий потенциал воспитанников. Формирование технических способностей (конструирование по образцу, словесной инструкции, демонстрационному показу). 3. Воспитательные: • воспитывать уважение друг к другу, терпение; • воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение сопереживать другим, выражать готовность помогать тем, кто нуждается в помощи; воспитывать любовь к устному творчеству. Оборудование и материалы: грузовик, кукла, мишка, заяц, щенок, конструктор «Магникон». Планируемый результат: в игровой ситуации дети проявляют и развивают речевые умения, обобщают и закрепляют знания о игрушках и животных, совершенствуют навыки совместной деятельности. Развивают продуктивное мышление и творческий потенциал. В ходе организации совместной непосредственно-образовательной, познавательно-исследовательской деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, продуктивной, коммуникативной. Планируемый результат: - Дети проявляют заинтересованность к предстоящей деятельности. - Умеют отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого. - Дети проявляют положительные эмоции, любознательность к устному творчеству. - Дети проявляют интерес к интонационно выразительному рассказыванию наизусть знакомых стихотворений. - Дети демонстрируют умение составлять с помощью педагога короткий рассказ об игрушке. - Дети проявляют интерес к коммуникативным навыкам, пальчиковой игре и артикуляционному упражнению. - Дети проявляют умение анализировать процесс и результат игровой задачи. 1 - Дети проявляют сочувствие и бережное отношение к игрушкам. - Дети с помощью педагога конструируют заданные модели из конструктора, развивают простанственно-образные представления, творческий потенциал и продуктивное мышление. Ход занятия. Этапы деятельности 1. Мотивационный этап. Задачи: - Мотивировать детей на предстоящую деятельность. - Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого. Методы обучения Словесный: - Беседа. - Эмоциональное стимулирование занимательным содержанием. - Игровая ситуация. Наглядный: - Демонстрация. 2 этап. Организационный 2.1.Организация соотношения существительных с прилагательными. Задачи: - Воспитать любознательность к Словесный: - Беседа. - Игровая ситуация. - Загадывание загадки. - Чтение стихов. Наглядный: - Демонстрация Деятельность педагога Воспитатель предлагает детям встать на коврик в круг, эмоционально включает в действие детей, вовлекает в слушание, создает условия для принятия игровой задачи. -Собрались все дети в круг, Я – твой друг, и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Педагог приглашает детей присесть на стульчики. - Ребята, тише, слышите где – то, кто - то плачет? Слышите? Кажется, это за дверью. Пойду, посмотрю. (Воспитатель закатывает большой грузовик с игрушками) - Ребята посмотрите кто это? Правильно игрушки. Поздоровайтесь с игрушками. Ребята, посмотрите, все игрушки перебинтованы и плачут. Ребята приглашайте игрушки в группу садите аккуратно на стульчики, сейчас мы у них спросим, что случилось, почему они плачут и постараемся им помочь. Поможем? Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, организует диалог с детьми, задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, поощряет детей к высказываниям. - Ребята, посмотрите какие грустные игрушки к нам пришли. Посмотрите кто это? (Кукла.) Как тебя зовут кукла? Ребята, это кукла «Катя». Посмотрите на нее и расскажите, какая она? (Лохматая, чумазая, в грязном платье) 2 Деятельность детей - Дети обращают внимание на воспитателя, слушают, вступают в диалогическое общение, проходят на стульчики, сосредоточивают внимание. Планируемый результат - Дети проявляют заинтересованность к предстоящей деятельности. - Умеют отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого. -Дети сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают на вопросы, рассказывают стихи, отгадывают загадку. - Дети проявляют положительные эмоции, любознательность к устному творчеству. - Дети проявляют интерес к интонационно устному творчеству, Практический: вызвать - Упражнение, положительные игра. эмоции. - Развивать интерес к интонационно выразительному рассказыванию наизусть знакомых стихотворений. - Развивать связную речь: учить детей составля ть с помощью педагога короткий рассказ об игрушке. Катя, что случилось с тобой, почему ты плачешь? Я жила в группе у других ребят и они меня все время обижали (педагог рассказывает про действия совершающиеся в этой группе) и поэтому мы от них ушли. - Ребята, вам жалко Катю? Можно так с куклами поступать? Правильно нет. Сейчас мы Катю приведем в порядок. (педагог бережно вытирает салфеткой кукле лицо, переодевает чистое платье, завязывает бантики) Посмотрите, какая Катя стала? (Красивая, с прибранными волосами, у неё красивое, чистое платье). Посмотрите ребята, как Катя радуется. Воспитатель читает стихотворение «Кукла» Г. Бойко обнимая и гладя куклу, показывая детям свою любовь. Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь. Сразу глазки открывает, Только на руки берешь. И хоть слез у куклы нету, Плачет девочка моя: - Мама, мама! Где ты, где ты? Ну, а мама – это я. - А это кто? Правильно, это мишка. Какой он, опишите его. (Грустный, с перебинтованной лапой) - Мишка, что с тобой случилось? - Меня ребята на пол бросали, по мне ходили, лапу оторвали. – Ребята, как вы думаете, мишке больно? Конечно, больно. Можно так с игрушками поступать? Ребята, а вы знаете стихотворение про такого мишку? Давайте все вместе прочитаем его. Стихотворение А. Барто «Мишка». Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. 3 выразительному рассказыванию наизусть знакомых стихотворений. - Дети демонстрируют умение составлять с помощью педагога короткий рассказ об игрушке. Все равно его не брошу Потому что он хороший. (воспитатель развязывает лапу, имитирует пришивание ее, жалеет мишку) - Какие молодцы. - Посмотрите, какой мишка веселый стал. - Какие вы молодцы, столько стихов знаете. А загадки отгадывать вы умеете? - Тогда слушайте и отгадывайте, кто ещё пришёл к нам в гости. Комочек пуха, Длинное ухо. Прыгает ловко, Любит морковку. - Кто это? Зайчик, конечно. Расскажите, какой он. (Белый, пушистый, у него длинные уши, у него короткий хвост). - А как называют зайца в сказках? (Косой, серый, трусишка.) - Вы наверно, и про зайку стихотворение знаете? Стихотворение А. Барто «Зайка». Зайку бросила хозяйка Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. Физкультминутка Задача: - Способствовать снятию мышечного напряжения у Словесный: - Эмоциональное стимулирование. Наглядный: - Показ. - Какие вы молодцы. - Зайка, а ты почему грустный? - Меня тоже оставляли на лавочке, а еще со мной никто не играет. - Не расстраивайся зайка, хочешь, мы с тобой поиграем? - Ребята поиграем с зайкой? Воспитатель предлагает детям встать и принять участие в упражнении. Физкультминутка «Зайка». Вышел зайка погулять. (гуляют в рассыпную) 4 - Дети выполняют игровое упражнения. - Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной дошкольников, переключению их внимания. 2.2. Организация проговаривания стихов. Задачи: - Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. - Развивать у детей артикуляционную моторику посредством упражнения. Практический: - Упражнение, игра. Словесный: - Беседа. - Игровая ситуация. - Загадывание загадки. - Чтение стихов. Наглядный: - Демонстрация. Практический: - Упражнение, игра. На полянке поскакать. (скачут) Бегал. (бегают) Прыгал. (прыгают с продвижением в перед) Приседал. (приседают) Встал, не много подышал. (дыхательное упражнение) Головою повертел. (повороты головы в лево, в право) Ох устал, сел поседел. (присели на корточки) - Зайка тебе понравилось с нами играть? - Посмотрите ребята, как зайка улыбается, он тоже перестал грустить. - Присаживайтесь на стульчики, покажите зайке как вы красиво умеете сидеть на стульчиках. Вот молодцы. Воспитатель продолжает вовлекать детей в совместную деятельность, организует диалог с детьми, задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, внимание, поощряет детей к высказываниям. - Ребята, пока мы с вами играли, к нам пришёл ещё один гость. Кто это, отгадайте. В дом чужого не пускает, Он хоть и мал, но громко лает. Этот зверь – живой замок, А зовут его? (Щенок.) - Правильно, это щенок. - Посмотрите и расскажите, какой он? (Маленький, рыжий, у него короткая шерсть, маленький хвостик.) - А как лает щенок? Молодцы. - В загадке щенка называют живым замком, почему? Правильно, потому что щенок не пускает в дом чужих людей. - Ребята, а хотите, я вас научу пальчиковой игре, которая тоже называется «Замок» Приготовили свои ручки. Пальчиковая игра «Замок». На двери висит замок, 5 деятельности. - Дети отвечают на вопросы воспитателя, выражают свои эмоции, мысли, рассказывают стихи, отгадывают загадку. - Дети повторяют за воспитателем и выполняют пальчиковую игру и артикуляционное упражнение. - Дети проявляют интерес к коммуникативным навыкам, пальчиковой игре и артикуляционному упражнению. Кто его открыть бы смог? Повертели, повертели. Покрутили, покрутили. Постучали, постучали, Постучали и открыли. - Ребята, а кто эти игрушки к нам привез? - Правильно машина. - Ребята а у нас в группе есть машины? - Сколько их? (Их в нашей группе много). - Расскажите мне, какие машинки у нас есть. (Есть большие и маленькие, разного цвета, грузовые и легковые.) - А вот эта машина как называется? - Правильно, грузовик. Давайте вспомним стихотворение про него. 3.Рефлексия Задачи: - Формировать у детей умение анализировать процесс и результат игровой задачи. - Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Словесный: - Беседа. - Эмоциональное стимулирование. Практический: Игра. Стихотворение А. Барто «Грузовик». Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык — Опрокинул грузовик. - Вот какая неприятная история случилась с машиной. Воспитатель задаёт вопросы, показывает заинтересованность, подводит детей к осознанию того что с игрушками нужно обходиться бережно. - Ребята кто сегодня к нам пришел? - А почему они к нам пришли? - А как нужно обращаться с игрушками? (Беречь их, не ломать, не бросать.) - Всё правильно, чтобы игрушки долго нас радовали, мы должны обращаться с ними бережно. - Ребята, а вы всегда бережно относитесь к своим игрушкам? (воспитатель подводит детей к осознанию того что они тоже иногда обижают свои игрушки) - Больше не будете обижать свои игрушки? Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где при хорошем действии дети будут хлопать, а при плохом топать. 6 - Дети слушают, вступают в диалог, отвечают на вопросы. Играют в игру «Хорошо – плохо» - Дети проявляют умение анализировать процесс и результат игровой задачи. - Дети проявляют сочувствие и бережное отношение к игрушкам. (Игра «Хорошо - плохо»): Пинать машинку... плохо. Чинить машинку... хорошо. Бросить куклу... плохо. Покачать куклу... хорошо. Разбросать игрушки... плохо. Собрать игрушки... хорошо. 4. Самостоятельная деятельность детей Задача: - Развивать продуктивное мышление, творческий потенциал, интерес к конструированию. - Закреплять умение строить по образцу. 5.Открытость Задача: - Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. Словесный: - Беседа (объяснение задания) Наглядный: - Демонстрация Практический: -Конструирование Воспитатель приглашает детей к столам и предлагает по образцу построить домик из конструктора Магникон. - Ребята, Вы такие дружные и гостеприимные. Я предлагаю для наших гостей построить домики и предложить им остаться у нас в группе. Ведь мы умеем беречь и любить игрушки, правильно ухаживать за ними и дружно играть. - Дети слушают воспитателя и по образцу стоят домики. - Дети проявляют интерес к конструированию, проявляют продуктивное мышление. Словесный: - Беседа. - Эмоциональное стимулирование. Воспитатель побуждает детей к «продолжению» деятельности. - Ребята, мне игрушки сейчас прошептали, что такие добрые и им у нас очень понравилось. Они спрашивают можно им у вас остаться? Ребята вы можете взять своих новых друзей и поиграть с ними. Но не забывайте и про старых друзей, а то они тоже загрустят. - Дети отвечают на вопросы воспитателя, выражают свои мысли, чувства, раскрашивают. - Дети сориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность в режимных моментах. 7