Основная образовательная программа дополнительного образования

Подписано

Птухин цифровой
подписью:
Елена
а Елена Птухина
Николаевна
Никола Дата:
2021.02.12
евна 14:48:14
+05'00'

Пояснительная записка
В современных условиях перехода к информационному обществу актуальной
становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность
человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные
преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального
образования проявляются в следующих его характеристиках:
 свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное
развитие человека;
 вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
 доступность глобального знания и информации для каждого;
 адаптивность к возникающим изменениям.
Работа объединений дополнительного образования школы строится на основе
нормативно-правовой документации:
 Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в
Российской Федерации»
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от
29.08.2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного
санитарного врача России от 29.12.2010 года №189, зарегистрированное в Минюсте
России 03.03.2011 №189), с изменениями от 24.11.2015 года.
«Санитарно-эпидемиологические требования к
 СанПиН 2.4.4.3172-14
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014
года «Концепция развития дополнительного образования детей»
 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2506-р от 24.12.2013
года «Концепция развития математического образования в Российской Федерации
 Устав МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»
Образовательная программа:
 учитывает запросы обучающихся и их родителей (законных представителей),
способствует реализации права родителей(законныхпредставителей) на информацию об
образовательном учреждении, право на выбор направленности,видадеятельности, право
на гарантию качества образовательных услуг;

является основанием для определения качества реализации образовательной
деятельности;

определяет цели,задачи,направления развития образования, координирует
деятельность всего педагогического коллектива.
Субъекты
деятельности:педагоги,обучающиеся,родители(законные
представители).
Цель образовательной программы МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»:
реализация основной стратегии учреждения в области образовательной политики,
ее основных принципов, направлений, содержания дополнительного образования,
ведущих технологий и методик, приоритетов деятельности коллектива для достижения
стратегической цели школы - всестороннее удовлетворение социального заказа граждан в
образовательных потребностях; обеспечение благоприятных условий для личностного
развития, детей через предметную деятельность, познание и общение.

Идея программы:нацеленность усилий всего коллектива на создание условий для
удовлетворения образовательныхпотребностей участников образовательных отношений.
Задачи программы:

наметить основные направления и средства совершенствования условий для
достижения целей учреждения (оптимизация учебного плана и дополнительных
общеобразовательных
программ,
развитие
педагогического
потенциала,
информационных, материально-технических, учебно-методических условий);

определить основные инновационные технологии и методики реализации
содержания дополнительного образования с целью создания общей интеллектуальнотворческой среды для проявления и развития способностей каждого ребенка,
стимулирования и выявления достижений одаренных ребят;

наметить конкретные меры по сохранению психического и физического здоровья
обучающихся.
Основные ресурсы:

образовательные
ресурсы:
содержание,
технологии
образования,
его
вариативность, дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
Они реализуются в непосредственной образовательной деятельности педагогов и
обучающихся;

кадровое,
программно-методическое,
управленческое,
информационное,
материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

организация социокультурной среды, создающей условия для развития личности:
режим деятельности, социальнаязащита участников образовательного процесса,
ориентация на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основное предназначение Образовательной программы –развитие мотивации
личности к познанию,ихсамовыражения, саморазвития, самоопределения, реализация
дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества,
государства.
Дополнительное образование в школе решает следующие задачи:

создание условий для формирования многопрофильной модели системы
дополнительного образования на базе образовательной организации
 обеспечение необходимых условий для развития личности каждого обучающегося
 обеспечение соответствующего современным требованиям качества, доступности и
эффективности образования для различных категорий детей через интеграцию основного
и дополнительного образования по различным направлениям:
 расширение предоставляемого спектра услуг дополнительного образования;
 укрепление здоровья обучающихся;
 накопление социального опыта;
 формирование общей культуры;
 организация содержательного досуга.
Система дополнительного образования в школе функционирует круглогодично и
позволяет коллективам показать свои достижения посредством творческих отчетов,
соревнований, защиты проектов. Создаются условия для непрерывного процесса развития
творческой деятельности.
Данная система имеет свои преимущества:

обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети,
родители, педагоги);

детям предоставляется возможность сочетать разные направления и формы
занятий, переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу,
уровню интеллектуального развития);


учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального
содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью
совместной деятельности.
Школа осуществляет обучение и воспитание детей, способных к активному и
интеллектуальному труду, формирует всесторонне развитую личность, реализует право
детей на развитие своих способностей.
Дополнительная общеобразовательная программа реализуется для обучающихся 16 классов школы и для подготовительной группы ГДО. Занятия в объединениях
проводятся по дополнительным общеобразовательным программам различной
направленности:
физкультурно-спортивной,
естественнонаучной,
социальногуманитарной.
Школа реализует дополнительные общеобразовательные программы с учетом
запроса участников образовательных отношений и имеющихся в школе условий.
Учащиеся, родители учащихся (законные представители) имеют право выбирать для
обучения дополнительные общеобразовательные программы, предлагаемые школой.
На деятельность объединений дополнительного образования в школе в текущем
2020-2021 учебном году отведено 7 часов. Исходя из целей воспитательной работы
школы, запросов обучающихся их родителей (законных представителей), в 2020-2021
учебном году в школе функционирует 3 объединения дополнительного образования.
Расписание занятий в объединениях дополнительного образования для
обучающихся составляется с учетом того, что занятия в объединениях являются
дополнительной нагрузкой к основной образовательной программе.
При зачислении в объединение физкультурно-оздоровительной направленности
каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья.
Ответственность за организацию объединений дополнительного образования и
составление расписания несёт ответственный по воспитательной работе в школе.
Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания
производится только с согласия ответственного по воспитательной работе. В период
школьных каникул занятия проводятся согласно расписанию.
Между основными учебными занятиями в общеобразовательном учреждении
(независимо от обучения) и посещением объединений дополнительного образования
обучающихся перерыв для отдыха должен быть не менее 30 минут. Начало занятий в
объединениях дополнительного образования не ранее 12.00 ч., а окончание — не позднее
16.00 ч.
Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются
дополнительной образовательной программой педагога, а также требованиями,
предъявляемыми к режиму деятельности детей в образовательном учреждении
дополнительного образования детей. Продолжительность занятий детей в объединениях
дополнительного образования — 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут для
отдыха обучающихся и проветривания помещения.
В соответствии с программой педагог может использовать различные формы
образовательно-воспитательной
деятельности:
аудиторные
занятия,
семинары,
практикумы, экскурсии, экспедиции, соревнования, турниры и др. Занятия могут
проводиться как со всем составом группы, так и индивидуально.
Организация образовательного процесса
характеризуется следующими
особенностями:
 обучающиеся занимаются в объединениях в свободное от основной учебы время;
 обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги);
 обучение ведется на русском языке;

 занятия в объединениях проводиться по дополнительным общеобразовательным
программам
следующих
направленностей:
физкультурно-спортивной,
естественнонаучной, социально- гуманитарной;
 каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их
в течении года;
 численный состав учебных групп определяется педагогом в соответствии с характером
деятельности, возрастом обучающихся, площади кабинета и дополнительной
общеобразовательной программой, утверждается приказом директора;
 детям предоставляются возможности сочетать различные формы обучения;
 деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных
объединениях;
 образовательный процесс организуется как с целой группой, так и по подгруппам, а
также могут быть организованы индивидуальные занятия в течение всего учебного года;
 в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители
(законные представители) без включения в основной состав;
 при
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
могут
организовываться и проводиться массовые мероприятия, а также создаваться
необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей
(законных представителей);
 при приеме в спортивные объединения необходимо медицинское заключение о
состоянии здоровья ребенка;
 учреждение самостоятельно в выборе оценок, периодичности и форм аттестации
обучающихся.
Расписание занятий
Расписание занятий составлено с учетом:
 санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.1251-03);
 целесообразности организации образовательно-воспитательного процесса;

создания необходимых условий для воспитанников разных возрастных групп.
Учебный план дополнительного образования
Название

классы

Путь к здоровью
3-6
Учимся играть в
1
шахматы
Учимся играть в
3
шахматы
Учимся играть в
4
шахматы
Учимся играть в
5
шахматы
Скоро в школу Подготовите
льная группа
ДО
ИТОГО

год
обучения
2
1

учебная
нагрузка
ч/нед
1
1

3

1

4

1

5

1

1

2

учебная
нагрузка
ч/год
32
34
34
34
35
36

7

205

Календарный учебный график объединений дополнительного образования
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 01.09. 2020 г.
Продолжительность учебного года – 33 недели в 1 классе, 34 недели для обучающихся 34 класс, 35- для обучающихся 5,6 классов.
Название

Этапы
год обучения Продолжитель Продолжител
образователь
ность
ьность
ного
учебного года
занятия
процесса
Путь к
Начало
2
31 неделя
40 мин.
здоровью
учебного
3-6 класс
года
1 октября
Учимся
1
33 недели
40 мин.
играть в
Начало
шахматы учебного года
1- класс
1 сентября
Учимся
3
34 недели
40 мин.
Начало
играть в
шахматы 3 учебного года
1 сентября
класс
Учимся
4
34 недели
40 мин.
играть в
Начало
шахматы 4 учебного года
класс
1 сентября
Учимся
5
35 недель
40 мин.
играть в
Начало
шахматы 5 учебного года
класс
1 сентября
Скоро в
Начало
Подготовите
18 недель
40 мин.
школу учебного года льная группа
11 января
ДО






Итоговая
аттестация

Окончание
учебного года

20-25 мая

31 мая

20-25 мая

31мая

20-25 мая

31мая

20-25 мая

31мая

20-25 мая

31мая

-

31мая

3. Регламент образовательного процесса:
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Для первого года обучения детей школьного возраста не более 4 часов в неделю
В спортивных секциях– не более 6 часов.
Для второго и третьего годов обучения не более 6 часов неделю.
Для четвертого и последующих годов обучения не более 8 часов в неделю.

4. Режим занятий
Продолжительность занятий учитывается в академических часах и составляет 40
минут, перерыв между занятиямисоставляет – 10-15 минут(СанПиН 2.4.4.1251-03 санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям
дополнительного
образованиядетей).
5. Начало учебных занятий – не ранее12.00ч.,окончание учебных занятий-не
позднее 16.00часов

6. Режим работы учреждения в период школьных каникул:
В каникулярное время занятия в объединениях дополнительного образования
проводятся по расписанию занятий, а также при необходимости по временному
утвержденному расписанию, составленному на период каникул, с постоянным или
переменным составом, в соответствии с календарно-тематическими планами. Допускается
изменение форм занятий: экскурсии, походы, соревнования,учебно -тренировочные сборы
и др.
Расписание работыобъединений дополнительного образования
название
Путь к здоровью
Учимся играть
в шахматы
Учимся играть
в шахматы
Учимся играть
в шахматы
Учимся играть
в шахматы
Скоро в школу

классы
3-6

дни занятий
пт

время занятий
13.00

1

вт

13.10

3

вт

14.00

4

чт

13.10

5

чт

14.00

Подготови
тельная
группа ДО

вт
чт

15.30
15.30

Информационные сведения о реализуемых образовательных программах
В целом, образовательная программа способствует реализации индивидуальных
образовательных потребностей заказчиков, которыми являются дети и их родители.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам направлена на:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в нравственном
иинтеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации.
Краткая характеристика дополнительных общеобразовательных программ:
1.Физкультурно - спортивная направленность. «Путь к здоровью» 3-6 классы 1 час
в неделю.
Программа носит образовательно-воспитательный характер и направлена на
осуществление следующей цели:

формирование представлений о здоровьесбережении и здоровом образе
жизни.
Цель конкретизирована следующими задачами:
1.
На формирование:

представлений о факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном
(здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации
режима дня, учёбы и отдыха; основных компонентах культуры здоровья и здорового
образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
2.
На обучение:

осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и
укреплять здоровье;

правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё
здоровье;

элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

упражнениям, направленным на сохранение зрения.
Планируемые
результаты
освоения
программы
дополнительного
образования: формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью,
установки на использование здорового питания; на использование оптимальных
двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных
особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Программа «Путь к Здоровью» может рассматриваться как одна из ступеней к
формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса в школе. Основная идея программы «Путь к
Здоровью» заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа
жизни, формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как
необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Программа
«Путь к Здоровью» направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья
младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.Программа способствует общему физическому развитию,
укреплению здоровья, развитию ловкости, координации движений, командной работе.


2. Естественнонаучнаянаправленность. «Учимся играть в шахматы» 1-5 классы
по 1 часу в неделю.
Цели программы:
1.
способствовать становлению личности учащихся и наиболее полному
раскрытию их творческих способностей,
2.
формирование умения играть в шахматы, сделать данный процесс
радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Задачи:
1.
развитие психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальных форм волевого управления поведением.
2.
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и
практической деятельности;
3.
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и
коллективной деятельности;
4.
умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации
Планируемые
результаты
освоения
программы
дополнительного
образования: Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают
устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления
со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение
достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в
шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда
они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции

школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных
результатов.
3.Социально гуманитарная направленность. Группа развития «Скоро в школу»
подготовительная группа ДО , 2 часа в неделю.
Основная цель занятий - это подготовка детей к обучению в школе.
Основными задачами являются: воспитательные и обучающие.
В группе развития «Скоро в школу» решаются следующие воспитательные задачи:
- формирование представлений о справедливости, честности,
-воспитание дружеских отношений
развитие волевых качеств
-воспитание бережного отношения к книгам, окружающим
предметам
-знакомство с правилами поведения в учреждении и на улице
воспитание патриотических чувств
-развитие навыков самообслуживания
-воспитание организованности и дисциплинированности
обучающие задачи:
-развитие речи детей, ознакомление с окружающим миром
-формирование элементарных математических представлений
- развитие логического мышления, внимания, памяти
- развитие художественного вкуса
Планируемые
результаты
освоения
программы
дополнительного
образования: Подготовка детей к школе заключается не только в обучении их читать и
считать. Наиболее важным является развитие у ребят зрительной памяти, внимания,
слухового восприятия; умения слушать других, доводить начатое дело до конца, а также
— психологическая готовность. Без этих качеств детям трудно будет привыкнуть к
школьному распорядку, трудно будет просто усидеть на уроке. Наша цель — облегчить
детям эту задачу. Все это будет происходить в процессе игры, а игра — это основной вид
деятельности данного возраста. Также большую роль для развития детей
имеет изобразительная деятельность. Этот вид деятельности позволяет нам воспитывать у
детей эстетическое отношение к предметам, развивать художественное восприятие
произведений изобразительного искусства. Также рисование помогает развивать мелкую
моторику, что способствует освоению навыком письма.
Наличие условий для развития:
Все кружки и секции работают по заранее составленному и утвержденному
директором расписанию, соблюдая санитарно-гигиенические нормы. В расписании
предусмотрены как групповые, так и индивидуальные занятия. В деятельности
дополнительного образования прослеживается возрастной подход.
Помимо дополнительных общеобразовательных программ в школе реализуются
программы внеурочной деятельности, которые помогают расширить возможности
дополнительного образования школы и дают возможность обучающимся реализовать
свои потребности в развитии интеллектуальных, творческих способностей.
Дополнительные общеобразовательные программы соответствуют требованиям
Министерства образования и науки Российской федерации (приказ Минобрнауки России
от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»),
содержат пояснительную записку с обоснованием актуальности программы,

формулировкой ее цели и задач; учебно-тематические планы и содержание разделов и тем
по годам обучения, формы контроля и ожидаемые результаты, описания методического
обеспечения.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».