Основная образовательная программа дополнительного образования

Подписано

Птухин цифровой
подписью:
Елена
а Елена Птухина
Николаевна
Никола Дата:
2021.02.12
евна 14:48:14
+05'00'

Пояснительная записка
В современных условиях перехода к информационному обществу актуальной
становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность
человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные
преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального
образования проявляются в следующих его характеристиках:
 свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное
развитие человека;
 вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
 доступность глобального знания и информации для каждого;
 адаптивность к возникающим изменениям.
Работа объединений дополнительного образования школы строится на основе
нормативно-правовой документации:
 Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в
Российской Федерации»
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от
29.08.2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного
санитарного врача России от 29.12.2010 года №189, зарегистрированное в Минюсте
России 03.03.2011 №189), с изменениями от 24.11.2015 года.
«Санитарно-эпидемиологические требования к
 СанПиН 2.4.4.3172-14
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014
года «Концепция развития дополнительного образования детей»
 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2506-р от 24.12.2013
года «Концепция развития математического образования в Российской Федерации
 Устав МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»
Образовательная программа:
 учитывает запросы обучающихся и их родителей (законных представителей),
способствует реализации права родителей(законныхпредставителей) на информацию об
образовательном учреждении, право на выбор направленности,видадеятельности, право
на гарантию качества образовательных услуг;

является основанием для определения качества реализации образовательной
деятельности;

определяет цели,задачи,направления развития образования, координирует
деятельность всего педагогического коллектива.
Субъекты
деятельности:педагоги,обучающиеся,родители(законные
представители).
Цель образовательной программы МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»:
реализация основной стратегии учреждения в области образовательной политики,
ее основных принципов, направлений, содержания дополнительного образования,
ведущих технологий и методик, приоритетов деятельности коллектива для достижения
стратегической цели школы - всестороннее удовлетворение социального заказа граждан в
образовательных потребностях; обеспечение благоприятных условий для личностного
развития, детей через предметную деятельность, познание и общение.

Идея программы:нацеленность усилий всего коллектива на создание условий для
удовлетворения образовательныхпотребностей участников образовательных отношений.
Задачи программы:

наметить основные направления и средства совершенствования условий для
достижения целей учреждения (оптимизация учебного плана и дополнительных
общеобразовательных
программ,
развитие
педагогического
потенциала,
информационных, материально-технических, учебно-методических условий);

определить основные инновационные технологии и методики реализации
содержания дополнительного образования с целью создания общей интеллектуальнотворческой среды для проявления и развития способностей каждого ребенка,
стимулирования и выявления достижений одаренных ребят;

наметить конкретные меры по сохранению психического и физического здоровья
обучающихся.
Основные ресурсы:

образовательные
ресурсы:
содержание,
технологии
образования,
его
вариативность, дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
Они реализуются в непосредственной образовательной деятельности педагогов и
обучающихся;

кадровое,
программно-методическое,
управленческое,
информационное,
материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

организация социокультурной среды, создающей условия для развития личности:
режим деятельности, социальнаязащита участников образовательного процесса,
ориентация на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основное предназначение Образовательной программы –развитие мотивации
личности к познанию,ихсамовыражения, саморазвития, самоопределения, реализация
дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества,
государства.
Дополнительное образование в школе решает следующие задачи:

создание условий для формирования многопрофильной модели системы
дополнительного образования на базе образовательной организации
 обеспечение необходимых условий для развития личности каждого обучающегося
 обеспечение соответствующего современным требованиям качества, доступности и
эффективности образования для различных категорий детей через интеграцию основного
и дополнительного образования по различным направлениям:
 расширение предоставляемого спектра услуг дополнительного образования;
 укрепление здоровья обучающихся;
 накопление социального опыта;
 формирование общей культуры;
 организация содержательного досуга.
Система дополнительного образования в школе функционирует круглогодично и
позволяет коллективам показать свои достижения посредством творческих отчетов,
соревнований, защиты проектов. Создаются условия для непрерывного процесса развития
творческой деятельности.
Данная система имеет свои преимущества:

обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети,
родители, педагоги);

детям предоставляется возможность сочетать разные направления и формы
занятий, переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу,
уровню интеллектуального развития);


учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального
содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью
совместной деятельности.
Школа осуществляет обучение и воспитание детей, способных к активному и
интеллектуальному труду, формирует всесторонне развитую личность, реализует право
детей на развитие своих способностей.
Дополнительная общеобразовательная программа реализуется для обучающихся 16 классов школы и для подготовительной группы ГДО. Занятия в объединениях
проводятся по дополнительным общеобразовательным программам различной
направленности:
физкультурно-спортивной,
естественнонаучной,
социальногуманитарной.
Школа реализует дополнительные общеобразовательные программы с учетом
запроса участников образовательных отношений и имеющихся в школе условий.
Учащиеся, родители учащихся (законные представители) имеют право выбирать для
обучения дополнительные общеобразовательные программы, предлагаемые школой.
На деятельность объединений дополнительного образования в школе в текущем
2020-2021 учебном году отведено 7 часов. Исходя из целей воспитательной работы
школы, запросов обучающихся их родителей (законных представителей), в 2020-2021
учебном году в школе функционирует 3 объединения дополнительного образования.
Расписание занятий в объединениях дополнительного образования для
обучающихся составляется с учетом того, что занятия в объединениях являются
дополнительной нагрузкой к основной образовательной программе.
При зачислении в объединение физкультурно-оздоровительной направленности
каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья.
Ответственность за организацию объединений дополнительного образования и
составление расписания несёт ответственный по воспитательной работе в школе.
Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания
производится только с согласия ответственного по воспитательной работе. В период
школьных каникул занятия проводятся согласно расписанию.
Между основными учебными занятиями в общеобразовательном учреждении
(независимо от обучения) и посещением объединений дополнительного образования
обучающихся перерыв для отдыха должен быть не менее 30 минут. Начало занятий в
объединениях дополнительного образования не ранее 12.00 ч., а окончание — не позднее
16.00 ч.
Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются
дополнительной образовательной программой педагога, а также требованиями,
предъявляемыми к режиму деятельности детей в образовательном учреждении
дополнительного образования детей. Продолжительность занятий детей в объединениях
дополнительного образования — 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут для
отдыха обучающихся и проветривания помещения.
В соответствии с программой педагог может использовать различные формы
образовательно-воспитательной
деятельности:
аудиторные
занятия,
семинары,
практикумы, экскурсии, экспедиции, соревнования, турниры и др. Занятия могут
проводиться как со всем составом группы, так и индивидуально.
Организация образовательного процесса
характеризуется следующими
особенностями:
 обучающиеся занимаются в объединениях в свободное от основной учебы время;
 обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги);
 обучение ведется на русском языке;

 занятия в объединениях проводиться по дополнительным общеобразовательным
программам
следующих
направленностей:
физкультурно-спортивной,
естественнонаучной, социально- гуманитарной;
 каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их
в течении года;
 численный состав учебных групп определяется педагогом в соответствии с характером
деятельности, возрастом обучающихся, площади кабинета и дополнительной
общеобразовательной программой, утверждается приказом директора;
 детям предоставляются возможности сочетать различные формы обучения;
 деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных
объединениях;
 образовательный процесс организуется как с целой группой, так и по подгруппам, а
также могут быть организованы индивидуальные занятия в течение всего учебного года;
 в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители
(законные представители) без включения в основной состав;
 при
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
могут
организовываться и проводиться массовые мероприятия, а также создаваться
необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей
(законных представителей);
 при приеме в спортивные объединения необходимо медицинское заключение о
состоянии здоровья ребенка;
 учреждение самостоятельно в выборе оценок, периодичности и форм аттестации
обучающихся.
Расписание занятий
Расписание занятий составлено с учетом:
 санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.1251-03);
 целесообразности организации образовательно-воспитательного процесса;

создания необходимых условий для воспитанников разных возрастных групп.
Учебный план дополнительного образования
Название

классы

Путь к здоровью
3-6
Учимся играть в
1
шахматы
Учимся играть в
3
шахматы
Учимся играть в
4
шахматы
Учимся играть в
5
шахматы
Скоро в школу Подготовите
льная группа
ДО
ИТОГО

год
обучения
2
1

учебная
нагрузка
ч/нед
1
1

3

1

4

1

5

1

1

2

учебная
нагрузка
ч/год
32
34
34
34
35
36

7

205

Календарный учебный график объединений дополнительного образования
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 01.09. 2020 г.
Продолжительность учебного года – 33 недели в 1 классе, 34 недели для обучающихся 34 класс, 35- для обучающихся 5,6 классов.
Название

Этапы
год обучения Продолжитель Продолжител
образователь
ность
ьность
ного
учебного года
занятия
процесса
Путь к
Начало
2
31 неделя
40 мин.
здоровью
учебного
3-6 класс
года
1 октября
Учимся
1
33 недели
40 мин.
играть в
Начало
шахматы учебного года
1- класс
1 сентября
Учимся
3
34 недели
40 мин.
Начало
играть в
шахматы 3 учебного года
1 сентября
класс
Учимся
4
34 недели
40 мин.
играть в
Начало
шахматы 4 учебного года
класс
1 сентября
Учимся
5
35 недель
40 мин.
играть в
Начало
шахматы 5 учебного года
класс
1 сентября
Скоро в
Начало
Подготовите
18 недель
40 мин.
школу учебного года льная группа
11 января
ДО






Итоговая
аттестация

Окончание
учебного года

20-25 мая

31 мая

20-25 мая

31мая

20-25 мая

31мая

20-25 мая

31мая

20-25 мая

31мая

-

31мая

3. Регламент образовательного процесса:
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Для первого года обучения детей школьного возраста не более 4 часов в неделю
В спортивных секциях– не более 6 часов.
Для второго и третьего годов обучения не более 6 часов неделю.
Для четвертого и последующих годов обучения не более 8 часов в неделю.

4. Режим занятий
Продолжительность занятий учитывается в академических часах и составляет 40
минут, перерыв между занятиямисоставляет – 10-15 минут(СанПиН 2.4.4.1251-03 санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям
дополнительного
образованиядетей).
5. Начало учебных занятий – не ранее12.00ч.,окончание учебных занятий-не
позднее 16.00часов

6. Режим работы учреждения в период школьных каникул:
В каникулярное время занятия в объединениях дополнительного образования
проводятся по расписанию занятий, а также при необходимости по временному
утвержденному расписанию, составленному на период каникул, с постоянным или
переменным составом, в соответствии с календарно-тематическими планами. Допускается
изменение форм занятий: экскурсии, походы, соревнования,учебно -тренировочные сборы
и др.
Расписание работыобъединений дополнительного образования
название
Путь к здоровью
Учимся играть
в шахматы
Учимся играть
в шахматы
Учимся играть
в шахматы
Учимся играть
в шахматы
Скоро в школу

классы
3-6

дни занятий
пт

время занятий
13.00

1

вт

13.10

3

вт

14.00

4

чт

13.10

5

чт

14.00

Подготови
тельная
группа ДО

вт
чт

15.30
15.30

Информационные сведения о реализуемых образовательных программах
В целом, образовательная программа способствует реализации индивидуальных
образовательных потребностей заказчиков, которыми являются дети и их родители.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам направлена на:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в нравственном
иинтеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации.
Краткая характеристика дополнительных общеобразовательных программ:
1.Физкультурно - спортивная направленность. «Путь к здоровью» 3-6 классы 1 час
в неделю.
Программа носит образовательно-воспитательный характер и направлена на
осуществление следующей цели:

формирование представлений о здоровьесбережении и здоровом образе
жизни.
Цель конкретизирована следующими задачами:
1.
На формирование:

представлений о факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном
(здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации
режима дня, учёбы и отдыха; основных компонентах культуры здоровья и здорового
образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
2.
На обучение:

осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и
укреплять здоровье;

правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё
здоровье;

элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

упражнениям, направленным на сохранение зрения.
Планируемые
результаты
освоения
программы
дополнительного
образования: формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью,
установки на использование здорового питания; на использование оптимальных
двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных
особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Программа «Путь к Здоровью» может рассматриваться как одна из ступеней к
формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса в школе. Основная идея программы «Путь к
Здоровью» заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа
жизни, формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как
необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Программа
«Путь к Здоровью» направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья
младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.Программа способствует общему физическому развитию,
укреплению здоровья, развитию ловкости, координации движений, командной работе.


2. Естественнонаучнаянаправленность. «Учимся играть в шахматы» 1-5 классы
по 1 часу в неделю.
Цели программы:
1.
способствовать становлению личности учащихся и наиболее полному
раскрытию их творческих способностей,
2.
формирование умения играть в шахматы, сделать данный процесс
радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Задачи:
1.
развитие психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальных форм волевого управления поведением.
2.
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и
практической деятельности;
3.
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и
коллективной деятельности;
4.
умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации
Планируемые
результаты
освоения
программы
дополнительного
образования: Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают
устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления
со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение
достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в
шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда
они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции

школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных
результатов.
3.Социально гуманитарная направленность. Группа развития «Скоро в школу»
подготовительная группа ДО , 2 часа в неделю.
Основная цель занятий - это подготовка детей к обучению в школе.
Основными задачами являются: воспитательные и обучающие.
В группе развития «Скоро в школу» решаются следующие воспитательные задачи:
- формирование представлений о справедливости, честности,
-воспитание дружеских отношений
развитие волевых качеств
-воспитание бережного отношения к книгам, окружающим
предметам
-знакомство с правилами поведения в учреждении и на улице
воспитание патриотических чувств
-развитие навыков самообслуживания
-воспитание организованности и дисциплинированности
обучающие задачи:
-развитие речи детей, ознакомление с окружающим миром
-формирование элементарных математических представлений
- развитие логического мышления, внимания, памяти
- развитие художественного вкуса
Планируемые
результаты
освоения
программы
дополнительного
образования: Подготовка детей к школе заключается не только в обучении их читать и
считать. Наиболее важным является развитие у ребят зрительной памяти, внимания,
слухового восприятия; умения слушать других, доводить начатое дело до конца, а также
— психологическая готовность. Без этих качеств детям трудно будет привыкнуть к
школьному распорядку, трудно будет просто усидеть на уроке. Наша цель — облегчить
детям эту задачу. Все это будет происходить в процессе игры, а игра — это основной вид
деятельности данного возраста. Также большую роль для развития детей
имеет изобразительная деятельность. Этот вид деятельности позволяет нам воспитывать у
детей эстетическое отношение к предметам, развивать художественное восприятие
произведений изобразительного искусства. Также рисование помогает развивать мелкую
моторику, что способствует освоению навыком письма.
Наличие условий для развития:
Все кружки и секции работают по заранее составленному и утвержденному
директором расписанию, соблюдая санитарно-гигиенические нормы. В расписании
предусмотрены как групповые, так и индивидуальные занятия. В деятельности
дополнительного образования прослеживается возрастной подход.
Помимо дополнительных общеобразовательных программ в школе реализуются
программы внеурочной деятельности, которые помогают расширить возможности
дополнительного образования школы и дают возможность обучающимся реализовать
свои потребности в развитии интеллектуальных, творческих способностей.
Дополнительные общеобразовательные программы соответствуют требованиям
Министерства образования и науки Российской федерации (приказ Минобрнауки России
от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»),
содержат пояснительную записку с обоснованием актуальности программы,

формулировкой ее цели и задач; учебно-тематические планы и содержание разделов и тем
по годам обучения, формы контроля и ожидаемые результаты, описания методического
обеспечения.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».