Подписано Птухин цифровой подписью: Елена а Елена Птухина Николаевна Никола Дата: 2021.02.12 евна 14:48:14 +05'00' Пояснительная записка В современных условиях перехода к информационному обществу актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям. Работа объединений дополнительного образования школы строится на основе нормативно-правовой документации: Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 года №189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 №189), с изменениями от 24.11.2015 года. «Санитарно-эпидемиологические требования к СанПиН 2.4.4.3172-14 устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 года «Концепция развития дополнительного образования детей» Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2506-р от 24.12.2013 года «Концепция развития математического образования в Российской Федерации Устав МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское» Образовательная программа: учитывает запросы обучающихся и их родителей (законных представителей), способствует реализации права родителей(законныхпредставителей) на информацию об образовательном учреждении, право на выбор направленности,видадеятельности, право на гарантию качества образовательных услуг; является основанием для определения качества реализации образовательной деятельности; определяет цели,задачи,направления развития образования, координирует деятельность всего педагогического коллектива. Субъекты деятельности:педагоги,обучающиеся,родители(законные представители). Цель образовательной программы МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»: реализация основной стратегии учреждения в области образовательной политики, ее основных принципов, направлений, содержания дополнительного образования, ведущих технологий и методик, приоритетов деятельности коллектива для достижения стратегической цели школы - всестороннее удовлетворение социального заказа граждан в образовательных потребностях; обеспечение благоприятных условий для личностного развития, детей через предметную деятельность, познание и общение. Идея программы:нацеленность усилий всего коллектива на создание условий для удовлетворения образовательныхпотребностей участников образовательных отношений. Задачи программы: наметить основные направления и средства совершенствования условий для достижения целей учреждения (оптимизация учебного плана и дополнительных общеобразовательных программ, развитие педагогического потенциала, информационных, материально-технических, учебно-методических условий); определить основные инновационные технологии и методики реализации содержания дополнительного образования с целью создания общей интеллектуальнотворческой среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят; наметить конкретные меры по сохранению психического и физического здоровья обучающихся. Основные ресурсы: образовательные ресурсы: содержание, технологии образования, его вариативность, дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Они реализуются в непосредственной образовательной деятельности педагогов и обучающихся; кадровое, программно-методическое, управленческое, информационное, материально-техническое обеспечение образовательного процесса; организация социокультурной среды, создающей условия для развития личности: режим деятельности, социальнаязащита участников образовательного процесса, ориентация на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основное предназначение Образовательной программы –развитие мотивации личности к познанию,ихсамовыражения, саморазвития, самоопределения, реализация дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства. Дополнительное образование в школе решает следующие задачи: создание условий для формирования многопрофильной модели системы дополнительного образования на базе образовательной организации обеспечение необходимых условий для развития личности каждого обучающегося обеспечение соответствующего современным требованиям качества, доступности и эффективности образования для различных категорий детей через интеграцию основного и дополнительного образования по различным направлениям: расширение предоставляемого спектра услуг дополнительного образования; укрепление здоровья обучающихся; накопление социального опыта; формирование общей культуры; организация содержательного досуга. Система дополнительного образования в школе функционирует круглогодично и позволяет коллективам показать свои достижения посредством творческих отчетов, соревнований, защиты проектов. Создаются условия для непрерывного процесса развития творческой деятельности. Данная система имеет свои преимущества: обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); детям предоставляется возможность сочетать разные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития); учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Школа осуществляет обучение и воспитание детей, способных к активному и интеллектуальному труду, формирует всесторонне развитую личность, реализует право детей на развитие своих способностей. Дополнительная общеобразовательная программа реализуется для обучающихся 16 классов школы и для подготовительной группы ГДО. Занятия в объединениях проводятся по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности: физкультурно-спортивной, естественнонаучной, социальногуманитарной. Школа реализует дополнительные общеобразовательные программы с учетом запроса участников образовательных отношений и имеющихся в школе условий. Учащиеся, родители учащихся (законные представители) имеют право выбирать для обучения дополнительные общеобразовательные программы, предлагаемые школой. На деятельность объединений дополнительного образования в школе в текущем 2020-2021 учебном году отведено 7 часов. Исходя из целей воспитательной работы школы, запросов обучающихся их родителей (законных представителей), в 2020-2021 учебном году в школе функционирует 3 объединения дополнительного образования. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования для обучающихся составляется с учетом того, что занятия в объединениях являются дополнительной нагрузкой к основной образовательной программе. При зачислении в объединение физкультурно-оздоровительной направленности каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья. Ответственность за организацию объединений дополнительного образования и составление расписания несёт ответственный по воспитательной работе в школе. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия ответственного по воспитательной работе. В период школьных каникул занятия проводятся согласно расписанию. Между основными учебными занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением объединений дополнительного образования обучающихся перерыв для отдыха должен быть не менее 30 минут. Начало занятий в объединениях дополнительного образования не ранее 12.00 ч., а окончание — не позднее 16.00 ч. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются дополнительной образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в образовательном учреждении дополнительного образования детей. Продолжительность занятий детей в объединениях дополнительного образования — 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут для отдыха обучающихся и проветривания помещения. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, семинары, практикумы, экскурсии, экспедиции, соревнования, турниры и др. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и индивидуально. Организация образовательного процесса характеризуется следующими особенностями: обучающиеся занимаются в объединениях в свободное от основной учебы время; обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); обучение ведется на русском языке; занятия в объединениях проводиться по дополнительным общеобразовательным программам следующих направленностей: физкультурно-спортивной, естественнонаучной, социально- гуманитарной; каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их в течении года; численный состав учебных групп определяется педагогом в соответствии с характером деятельности, возрастом обучающихся, площади кабинета и дополнительной общеобразовательной программой, утверждается приказом директора; детям предоставляются возможности сочетать различные формы обучения; деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях; образовательный процесс организуется как с целой группой, так и по подгруппам, а также могут быть организованы индивидуальные занятия в течение всего учебного года; в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав; при реализации дополнительных общеобразовательных программ могут организовываться и проводиться массовые мероприятия, а также создаваться необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей); при приеме в спортивные объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка; учреждение самостоятельно в выборе оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся. Расписание занятий Расписание занятий составлено с учетом: санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.1251-03); целесообразности организации образовательно-воспитательного процесса; создания необходимых условий для воспитанников разных возрастных групп. Учебный план дополнительного образования Название классы Путь к здоровью 3-6 Учимся играть в 1 шахматы Учимся играть в 3 шахматы Учимся играть в 4 шахматы Учимся играть в 5 шахматы Скоро в школу Подготовите льная группа ДО ИТОГО год обучения 2 1 учебная нагрузка ч/нед 1 1 3 1 4 1 5 1 1 2 учебная нагрузка ч/год 32 34 34 34 35 36 7 205 Календарный учебный график объединений дополнительного образования Продолжительность учебного года: Начало учебного года – 01.09. 2020 г. Продолжительность учебного года – 33 недели в 1 классе, 34 недели для обучающихся 34 класс, 35- для обучающихся 5,6 классов. Название Этапы год обучения Продолжитель Продолжител образователь ность ьность ного учебного года занятия процесса Путь к Начало 2 31 неделя 40 мин. здоровью учебного 3-6 класс года 1 октября Учимся 1 33 недели 40 мин. играть в Начало шахматы учебного года 1- класс 1 сентября Учимся 3 34 недели 40 мин. Начало играть в шахматы 3 учебного года 1 сентября класс Учимся 4 34 недели 40 мин. играть в Начало шахматы 4 учебного года класс 1 сентября Учимся 5 35 недель 40 мин. играть в Начало шахматы 5 учебного года класс 1 сентября Скоро в Начало Подготовите 18 недель 40 мин. школу учебного года льная группа 11 января ДО Итоговая аттестация Окончание учебного года 20-25 мая 31 мая 20-25 мая 31мая 20-25 мая 31мая 20-25 мая 31мая 20-25 мая 31мая - 31мая 3. Регламент образовательного процесса: Продолжительность учебной недели – 6 дней. Для первого года обучения детей школьного возраста не более 4 часов в неделю В спортивных секциях– не более 6 часов. Для второго и третьего годов обучения не более 6 часов неделю. Для четвертого и последующих годов обучения не более 8 часов в неделю. 4. Режим занятий Продолжительность занятий учитывается в академических часах и составляет 40 минут, перерыв между занятиямисоставляет – 10-15 минут(СанПиН 2.4.4.1251-03 санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образованиядетей). 5. Начало учебных занятий – не ранее12.00ч.,окончание учебных занятий-не позднее 16.00часов 6. Режим работы учреждения в период школьных каникул: В каникулярное время занятия в объединениях дополнительного образования проводятся по расписанию занятий, а также при необходимости по временному утвержденному расписанию, составленному на период каникул, с постоянным или переменным составом, в соответствии с календарно-тематическими планами. Допускается изменение форм занятий: экскурсии, походы, соревнования,учебно -тренировочные сборы и др. Расписание работыобъединений дополнительного образования название Путь к здоровью Учимся играть в шахматы Учимся играть в шахматы Учимся играть в шахматы Учимся играть в шахматы Скоро в школу классы 3-6 дни занятий пт время занятий 13.00 1 вт 13.10 3 вт 14.00 4 чт 13.10 5 чт 14.00 Подготови тельная группа ДО вт чт 15.30 15.30 Информационные сведения о реализуемых образовательных программах В целом, образовательная программа способствует реализации индивидуальных образовательных потребностей заказчиков, которыми являются дети и их родители. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в нравственном иинтеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Краткая характеристика дополнительных общеобразовательных программ: 1.Физкультурно - спортивная направленность. «Путь к здоровью» 3-6 классы 1 час в неделю. Программа носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: формирование представлений о здоровьесбережении и здоровом образе жизни. Цель конкретизирована следующими задачами: 1. На формирование: представлений о факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; 2. На обучение: осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); упражнениям, направленным на сохранение зрения. Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования: формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, установки на использование здорового питания; на использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Программа «Путь к Здоровью» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса в школе. Основная идея программы «Путь к Здоровью» заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Программа «Путь к Здоровью» направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.Программа способствует общему физическому развитию, укреплению здоровья, развитию ловкости, координации движений, командной работе. 2. Естественнонаучнаянаправленность. «Учимся играть в шахматы» 1-5 классы по 1 часу в неделю. Цели программы: 1. способствовать становлению личности учащихся и наиболее полному раскрытию их творческих способностей, 2. формирование умения играть в шахматы, сделать данный процесс радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Задачи: 1. развитие психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальных форм волевого управления поведением. 2. развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности; 3. формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; 4. умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования: Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов. 3.Социально гуманитарная направленность. Группа развития «Скоро в школу» подготовительная группа ДО , 2 часа в неделю. Основная цель занятий - это подготовка детей к обучению в школе. Основными задачами являются: воспитательные и обучающие. В группе развития «Скоро в школу» решаются следующие воспитательные задачи: - формирование представлений о справедливости, честности, -воспитание дружеских отношений развитие волевых качеств -воспитание бережного отношения к книгам, окружающим предметам -знакомство с правилами поведения в учреждении и на улице воспитание патриотических чувств -развитие навыков самообслуживания -воспитание организованности и дисциплинированности обучающие задачи: -развитие речи детей, ознакомление с окружающим миром -формирование элементарных математических представлений - развитие логического мышления, внимания, памяти - развитие художественного вкуса Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования: Подготовка детей к школе заключается не только в обучении их читать и считать. Наиболее важным является развитие у ребят зрительной памяти, внимания, слухового восприятия; умения слушать других, доводить начатое дело до конца, а также — психологическая готовность. Без этих качеств детям трудно будет привыкнуть к школьному распорядку, трудно будет просто усидеть на уроке. Наша цель — облегчить детям эту задачу. Все это будет происходить в процессе игры, а игра — это основной вид деятельности данного возраста. Также большую роль для развития детей имеет изобразительная деятельность. Этот вид деятельности позволяет нам воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Также рисование помогает развивать мелкую моторику, что способствует освоению навыком письма. Наличие условий для развития: Все кружки и секции работают по заранее составленному и утвержденному директором расписанию, соблюдая санитарно-гигиенические нормы. В расписании предусмотрены как групповые, так и индивидуальные занятия. В деятельности дополнительного образования прослеживается возрастной подход. Помимо дополнительных общеобразовательных программ в школе реализуются программы внеурочной деятельности, которые помогают расширить возможности дополнительного образования школы и дают возможность обучающимся реализовать свои потребности в развитии интеллектуальных, творческих способностей. Дополнительные общеобразовательные программы соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской федерации (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»), содержат пояснительную записку с обоснованием актуальности программы, формулировкой ее цели и задач; учебно-тематические планы и содержание разделов и тем по годам обучения, формы контроля и ожидаемые результаты, описания методического обеспечения. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)