Рабочая программа учебного предмета «Химия. Проектная деятельность»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Полевской городской округ
МБОУ ПГО "ООШ с. Мраморское"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ММО

Зам. Директора по УР

И.о. директора

________________________ ________________________ ________________________
Сафарова Л.М.
Протокол № 1 от
«27» августа 2024 г.

Сафарова Л.М.
Протокол №1 от
«27» августа 2024 г.

Сафарова Л.М.
Приказ № 105-Д от
«27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Химия. Проектная деятельность»
для обучающихся 8 класса
Составитель:
Поткина М.В., учитель химии

Полевской 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не
только на уроке, но и за его пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена самой
особенностью проектно-исследовательской деятельности. Эта деятельность лежит
в основе познавательного интереса ребенка, является залогом умения планировать
любые действия и важным условием успешной реализации идей. Любые изменения
современного общества связаны с проектами и исследованиями – в науке,
творчестве, бизнесе, общественной жизни. Поэтому важным элементом развития
личности обучающегося является формирование основных навыков проектноисследовательской деятельности.
Программой предусмотрено формирование современного теоретического
уровня знаний, а также и практического опыта работы с лабораторным
оборудованием, овладение приемами исследовательской деятельности. Методы
организации образовательной и научно-исследовательской деятельности
предусматривают формирование у обучающихся нестандартного творческого
мышления, свободы самовыражения и индивидуальности суждений.
Для полного учета потребностей учащихся в программе используется
дифференцированный подход, что стимулирует учащегося к увеличению
потребности в индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности
и развитию научно-исследовательских навыков. Программа станет востребованной
в первую очередь школьниками, которые имеют стойкий интерес и
соответствующую мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла,
естественным наукам и технологиям.
В подростковом возрасте учащиеся проявляют свою заинтересованность в той
или иной области знаний, научном направлении или профессиональной
деятельности. Таким образом происходит формирование познавательной и
профессиональной составляющей личности, помогает учащемуся в определении
будущего жизненного пути и в профессиональном выборе после окончания школы.
Подобного рода заинтересованность стимулирует постоянное желание школьника
к познанию нового, расширению и углублению соответствующих знаний, и
получению новых в том числе практических навыков, а также мотивирует
учащегося на профориентацию.

Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и
осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в
приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным
исследованием или проектом. Программа поможет школьнику в более глубоком
изучении интересующей его области естественных наук, а также в приобретении
важных социальных навыков, необходимых для продуктивной социализации и
формирования гражданской позиции:
− навыка самостоятельного решения актуальных исследовательских или
практических задач, включающего в себя умение видеть и анализировать
проблемы, нуждающиеся в решении, умение детально прорабатывать и
реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и
самостоятельно контролировать свое продвижение к желаемому результату;
− навыка генерирования и оформления собственных идей, облечения их в
удобную для распространения форму;
− навыка уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным
в работах других людей, других авторов – владельцев интеллектуальной
собственности;
− навыка публичного выступления перед большой аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения, ответов на вопросы
сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих
идей;
− навыка работы со специализированными компьютерными программами,
лабораторным оборудованием, техническими устройствами, библиотечными
фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана проектноисследовательская деятельность школьника.
Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет
способствовать и развитию его адекватной самооценки.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Роль химических элементов в питании растений (13 часов)
Вода. Раствор. Вытяжка. Анионы, катионы, электропроводность и рН
раствора. Роль химических элементов в питании растений. Получение питательных
веществ растениями.
Практическая работа «Схемы питательных растворов. Расчет доз удобрений
для питательных растворов».
Удобрения: органические, минеральные, микробиологические. Типы питания
растений. Воздушное и минеральное (корневое) питание растений.
Транспорт питательных веществ растений: восходящий и нисходящий ток.
Важнейшие калийные, фосфорные и азотные удобрения, их свойства. Простые и
сложные удобрения.
Практическая работа «Питание растений: технология приготовления
питательных растворов для разных культур».
Особенности питания растений азотом. Азот и его значение в жизни растений.
Формы азота и их превращение в почве. Источники фосфора для растения.
Значение фосфорсодержащих соединений в клетке. Роль макроэргических
соединений фосфора в энергетическом обмене.
Влияние калия на физические свойства протоплазмы, на ферменты
углеводородного обмена, синтез белков и др. Роль калия в поддержании ионного
баланса в тканях, в процессах саморегуляции.
Регуляторная и структурообразовательная роль кальция. Участие в
образовании клеточной стенки, поддержании структуры мембран и регуляция их
проницаемости.
Значение магния в метаболизме растений. Магний в составе хлорофилла,
сходство хлорофилла и гемоглобина как свидетельство единства органического
мира.
Сера и ее основные соединения, их роль в структурной организации клетки,
участие в окислительно-восстановительных реакциях.
Микроэлементы. Представления о роли микроэлементов в метаболизме
растений. Особенности поступления микроэлементов в растения. Синергизм и
антагонизм элементов питания растений. Растительная диагностика и методы
идентификации недостатка/избытка элементов питания.
Тема 2. Биотехнология (5 часов)
Понятие биотехнологии. Зачем человеку биотехнологии, в чем их
преимущество перед химическим синтезом.
Основные биообъекты биотехнологии: промышленные микроорганизмы,
клетки и ткани растений, животных и человека, биокатализаторы.

Практическая работа «Примеры применения биологических объектов в твоей
жизни».
Сырье для биосинтеза и оценка его биологической ценности. Основные
источники углерода, азота, фосфора, микроэлементов. Исследование новых
источников сырья (включая вопросы его предварительной обработки), разработка
новых питательных сред, в том числе включающих биостимуляторы и другие
элементы управления и оптимизации процессов биосинтеза. Методы оптимизации
питательных сред.
Тема 3. Физиологическая химия (16 часов)
Биогенные элементы: органогены: O, C, N, H. Активные формы кислорода, их
получение, нейтрализация.
Макроэлементы: процент содержания в организме, выполняемая функция,
содержание в продуктах питания. Ca2+ - связывающие белки, депонирование
кальция, регуляция уровня кальция в организме: гормоны почек. Mg – строение
хлорофилла, его активация солнечной энергией.
Микроэлементы: в каких молекулах содержатся, выполняемая функция,
содержание в продуктах питания. Последствия передозировки микроэлементами.
Fe – усваиваемые типы соединений железа. Гемопротеины, гемоцианин,
цитохромы. Cu – усвоение и транспорт меди. Белки, содержащие медь.
Токсичные элементы Периодической системы для организма. Влияние
недостатка макро и микроэлементов на живые организмы.
Жиры. Заболевания человека, связанные с нарушениями жирового обмена.
Дислипидемии.
Углеводы. Заболевания человека, связанные с нарушениями углеводного
обмена. Сахарный диабет.
Белки. Строение. Заболевания человека, связанные с нарушениями белкового
обмена. Функции белков. Ферменты. Механизм действия. Классы ферментативных
реакций. Коферменты.
Практическая работа «Качественные реакции на органические молекулы».
Практическое занятие «Денатурация белков»
Витамины жирорастворимые, водорастворимые. Превращение витаминов в
активные формы коферментов. Авитаминоз

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной
деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: отношение к химии как к важной
составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в
развитие мировой химической науки.
В сфере духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение
и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине
и химии.
В сфере эстетического воспитания: понимание роли химии в формировании
эстетической культуры личности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии,
управление собственным эмоциональным состоянием.
В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, школы, города, края) химической и экологической
направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с
химией.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение химических
знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических
проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на современную
систему научных представлений об основных химических явлениях, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; понимание роли химической науки в
формировании научного мировоззрения; развитие научной любознательности,
интереса к химической науке, навыков исследовательской деятельности.

В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в
группе) в изменяющихся условиях на основании анализа химической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний химических
закономерностей.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки химических явлений;
• устанавливать существенный признак классификации химических объектов
(явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
• с учётом предложенной химической задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении химических явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной химической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений,
аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
химический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
химического объекта (процесса) изучения,
• причинно-следственных связей и зависимостей химических объектов между
собой;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе наблюдения и эксперимента;

• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие химических процессов и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
• запоминать и систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различия и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);

• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной учебной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой;
• овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта школьников.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используя биологические знания;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
химических знаний об изучаемом объекте;

• делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
• регулировать способ выражения эмоций.
• Принятие себя и других;
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
• открытость себе и другим;
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
• овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
− приобретение опыта использования методов химической науки с целью
изучения химических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение
несложных химических опытов и экспериментов;
− формирование умения интегрировать химические знания со знаниями из
других учебных предметов (физики, биологии, географии, истории,
обществознания и т. д.);
− формирование умений решать учебные задачи химического содержания,
выявлять
причинно-следственные
связи,
проводить
качественные
и
количественные расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;

− формирование умения планировать учебное исследование или проектную
работу с учетом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу и ставить
задачи исследования, выбирать адекватно поставленной цели методы, делать
выводы по результатам исследования или проектной деятельности;
− формирование интереса к углублению химических знаний (предпрофильная
подготовка и профессиональная ориентация) и выбору химии как профильного
предмета на ступени среднего полного образования для будущей
профессиональной деятельности, в области химии, медицины, экологии,
психологии, ветеринарии, сельского хозяйства;
− владение навыками работы с информацией естественно-научного
содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных,
схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа
информации и оценки ее достоверности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование тем
программы

Тема 1. Роль химических
1
элементов в питании
растений
2
Тема 2. Биотехнология
Тема 3.физиологическая
3
химия
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

13

0

2

5

0

1

16

1

2

34

1

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Дата
изучения

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Значение анионов, катионов,
электропроводности и рН в
питании растений

1

0

0

07.09.2024

2

Практическая работа №1
«Схемы питательных
растворов. Расчет доз
удобрений для питательных
растворов»

1

0

1

14.09.2024

3

Удобрения: органические,
минеральные,
микробиологические

1

0

0

21.09.2024

4

Важнейшие калийные,
фосфорные и азотные
удобрения, их свойства

1

0

0

28.09.2024

5

Практическая работа №2
«Питание растений:
технология приготовления
питательных растворов для
разных культур»

1

0

0

05.10.2024

6

Азот и его значение в жизни
растений

1

0

0

12.10.2024

7

Источники фосфора для
растений

1

0

0

19.10.2024

8

Роль калия в поддержании
ионного баланса в тканях,
процессах саморегуляции

1

0

0

26.10.2024

9

Регуляторная и
структурообразовательная
функция кальция

1

0

0

09.11.2024

10

Значение магния в
метаболизме растений

1

0

0

16.11.2024

11

Окислительновосстановительные

1

0

0

23.11.2024

процессы с участием
соединений серы
12

Микроэлементы

1

0

0

30.11.2024

13

Растительная диагностика и
методы идентификации
недостатка/избытка
элементов питания

1

0

0

07.12.2024

14

Понятие биотехнологии

1

0

0

14.12.2024

15

Основные биообъекты
биотехнологии

1

0

1

21.12.2024

16

Практическая работа №3
«Примеры применения
биообъектов в твоей жизни»

1

0

1

28.12.2024

17

Основные источники
углерода, азота, фосфора,
микроэлементов

1

0

0

18.01.2025

18

Методы оптимизации
питательных сред

1

0

0

25.01.2025

19

Биогенные элементы:
органогены: О, С, N, Н

1

0

0

01.02.2025

20

Макроэлементы

1

0

0

08.02.2025

21

Физиологическая роль
кальция

1

0

0

15.02.2025

22

Магний в составе
хлорофилла

1

0

0

22.02.2025

23

Микроэлементы

1

0

0

01.03.2025

24

Железо – усваиваемые типы
соединений железа

1

0

0

08.03.2025

25

Усвоение и транспорт меди в
организме

1

0

0

15.03.2025

26

Токсичные для организма
элементы Периодической
системы

1

0

0

22.03.2025

27

Жиры. Заболевания
человека, связанные с
нарушением жирового
обмена

1

0

0

05.04.2025

28

Углеводы. Заболевания
человека, связанные с

1

0

0

12.04.2025

нарушением углеводного
обмена.

29

Белки. Заболевания
человека, связанные с
нарушением белкового
обмена

1

0

0

19.04.2025

30

Практическая работа №4
«Качественные реакции на
органические молекулы»

1

0

1

26.04.2025

31

Практическая работа №5
«Денатурация белков»

1

0

1

03.05.2025

32

Витамины
жирорастворимые,
водорастворимые

1

0

0

10.05.2025

33

Подготовка к защите
проектов

1

0

0

17.05.2025

34

Защита проектов

1

1

0

24.05.2025

34

1

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».