Рабочая программа Функциональная грамотность Учимся для жизни

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Полевской городской округ
МБОУ ПГО "ООШ с. Мраморское"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ММО

Зам. директора по УР

И о директора

____________________

___________________

_______________

Сафарова Л.М.

Сафарова Л.М.

Сафарова Л.М.

Протокол №1 от

Протокол №1 от

Приказ №105-Д от

«27» августа 2024 г.

«27» августа 2024 г.

«27» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Функциональная грамотность: Учимся для жизни»
для обучающихся 2,3 классов
.

Полевской 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предназначена для реализации во 2 а классе начальной школы и рассчитана на 34 часа
(при 1 часе в неделю).
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия
художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев
прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30,34 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100, составление числовых
выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка,
задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные

высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс
монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования
банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских
банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение
среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение
слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
2 класс
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы

человеческого познания.
3 класс
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и

возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и другим предметам.

Календарно-тематическое планирование
2 класс
№

1.

Тема

Михаил
Пришвин.
Беличья память
(Читательская
грамотность)

2.

Про беличьи
запасы
(Математическ
ая грамотность)

3.

Беличьи
Деньги
(Финансовая
грамотность)

4

5.

Про белочку и
погоду
(Естественнонаучная
грамотность)
И. СоколовМикитов.
В берлоге
(Читательская
грамотность)

6

Медвежье
Потомство
(Математическ
ая грамотность)

Виды деятельности

Определение жанра, темы, героев произведения;
объяснение значения выражений,
встретившихся в тексте; озаглавливание
прочитанного текста;
составление характеристики героя
произведения;
сравнение научно-познавательного текста и
художественного текста ; сходство и различия.
Работа с таблицами
Выполнение сложения и сравнения чисел в
пределах 100;
объяснение графических моделей при решении
задач;
анализ представленных данных,
построение ломаной линии.
Объяснение значения понятий «покупка»,
«продажа», «сделка», «деньги»;
понимание, откуда возникло название
российских денег «рубль» и «копейка»;
нахождение у монеты аверс и реверс;
выполнение логических операции: анализ,
синтез и сравнение;
подготовка небольшого сообщения на заданную
тему.
Объяснение, что такое «погода», «хорошая и
плохая погода», «облачность», «оттепель»,
«наст»;
работа с таблицами наблюдений за погодой;
высказывание предположения и гипотезы о
причинах наблюдаемых явлений;
работа в парах.
Определение жанра, темы, героев произведения;
объяснение значения выражений,
встретившихся в тексте;
обучающиеся отвечают на вопросы по
содержанию текста цитатами из него;
составление вопросов по содержанию текста для
готовых ответов; определение отрывка, к
которому подобрана иллюстрация;
разгадывание ребусов;
определение логических связей.
Анализ данных столбчатой диаграммы,
представленные в явном и неявном виде;
дополнение недостающих на диаграмме
данных;
обучающиеся отвечают на вопросы, ответы на
которые спрятаны на диаграмме;
анализ данных таблицы, устанавливают их
истинность и ложность;
выполнение вычислений на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц;
решение логических задач на практическое
деление;

Ко
лво
час
ов
1

1

1

1

1

1

Дата проведения
по плану

по факту

7

Повреждённые
и фальшивые
деньги
(Финансовая
грамотность)

8

Лесные
сладкоежки
(Естественнонаучная
грамотность)

9

Лев Толстой.
Зайцы
(Читательская
грамотность)

10

Про зайчат и
зайчиху
(Математическ
ая грамотность)

11

Банковская
карта
(Финансовая
грамотность)

12

Про Зайчишку и
овощи
(Естественнонаучная
грамотность)

нахождение периметра треугольника;
построение связного речевого устного или
письменного высказывания в соответствии с
учебной задачей.
Объяснение на доступном для второклассника
уровне, что такое фальшивые и поврежденные
деньги;
знание правила использования поврежденных
денег;
нахождение и показ средства защиты на
российских банкнотах;
нахождение необходимой информации в тексте;
ответы на вопросы на основе полученной
информации.
Проведение несложных опытов с мёдом;
определение последовательности действий при
проведении опытов;
выводы по результатам опытов;
различение свойства настоящего и поддельного,
искусственного мёда;
анализ данных таблицы;
составление логических рассуждений и
оформление их в устной и письменной речи;
выводы о лечебных свойствах мёда.
Заполнение кластера на основе полученных
сведений из текста;
определение лексического значения слова;
нахождение необходимой информации в тексте;
определение объекта на рисунке с помощью
подсказки;
определение последовательности действий,
описанных в рассказе;
различие художественный и научнопознавательный текст;
сравнение авторского текста и текста из
энциклопедии, общие сведения;
определение по высказываниям информации,
полученной из текста;
построение связного речевого устного или
письменного высказывания в соответствии с
учебной задачей.
Определение количества часов в сутках;
нахождение необходимой информации в тексте
и выполнение математических вычислений;
подбор из предложенных чисел суммы чисел,
состоящих из двух слагаемых,
решение логической задачи по данному
условию;
составление элементарной диаграммы.
Характеристика наличных денег;
рассказ о дебетовой банковской карте;
объяснение, что обозначают надписи на карте,
как производить покупку в магазине, как можно
снять деньги в банкомате с помощью карты;
рассказ о кредитной банковской карте.
Определение по рисункам названия растений и
нахождение среди них овощей;
выделение среди овощей корнеплодов;
проведение опыта по проращиванию моркови;
определение цвета сока овощей опытным
путём;
сравнение свойства сырой и варёной моркови.

1

1

1

1

1

1

13

Николай
Сладков.
Весёлая игра
(Читательская
грамотность)

14

Лисьи забавы
(Математическ
ая грамотность)

15

16

17

Безопасность
денег на
банковской
карте
(Финансовая
грамотность)
Лисьи норы
(Естественнонаучная
грамотность)
Обыкновенные
Кроты
(Читательская
грамотность)

18

Про крота
(Математическ
ая грамотность)

Определение типа и темы текста, название его
персонажей;
понимание, что такое «цитата», использование
цитаты в качестве ответов на вопросы по
содержанию прочитанного текста;
объяснение лексического значения слов и
выражений;
установление истинности и ложности
утверждений, подтверждая или опровергая их с
помощью цитат;
составление на доступном для второклассника
языке инструкции/правила, грамотное
оформление их на письме.
Определение даты по календарю;
нахождение необходимой информации в тексте
и выполнение математических вычислений;
запись краткой записи и решение задач;
решение логических задач с помощью таблицы;
анализ данных, представленных в столбчатой
диаграмме, дополнение недостающих в
диаграмме данных;
составление вопросов, ответы на которые можно
узнать по данным столбчатой диаграммы;
чтение простейших чертежей, выполнение
построения на чертеже в соответствии с
данными задачи.
Представление об элементах, расположенных на
лицевой и оборотных сторонах банковской
карты, объяснять их назначение;
нахождение необходимой информации в тексте
задания;
формулировка правила безопасности при
использовании банковских карт.
Представление об устройстве лисьих нор;
проведение простейших опытов по определению
свойств лесной земли, песка и глины, состава
почвы; выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
объяснение, от чего зависит плодородие почвы.
Определение типа текста;
составление описания крота на основе
прочитанного текста; разгадывание ребусов и
соотнесение слова-ассоциации;
соединение линиями части предложений и
определение их последовательность в тексте;
объяснение значения слова;
составление вопросов по предложенным
предложениям;
нахождение синонимов к предложенному слову;
написание сочинения-рассуждения по заданной
теме;
определение названия раздела, в котором может
быть размещён текст.

1

Решение задачи логического характера;
решение задачи с использованием данных
таблицы;
решение задачи на основе данных диаграммы;
решение примеров на основе предложенной
цепочки примеров;
определение цвета геометрических фигур на
основе верных высказываний.

1

1

1

1

1

19

Про кредиты
(Финансовая
грамотность)

20

21

Корень – часть
растения
(Естественнонаучная
грамотность)
Эдуард Шим.
Тяжкий труд
(Читательская
грамотность)

22

Про ежа
(Математическ
ая грамотность)

23

Про вклады
(Финансовая
грамотность)

24

25

Занимательные
особенности
яблока
(Естественнонаучная
грамотность)
Полевой
Хомяк
(Читательская
грамотность)

Объяснение, что такое «кредит»;
определение видов кредитов, их отличие,
определение суммы переплаты по кредиту;
определение, какой кредит наиболее выгоден
банку по срокам его оплаты;
определение, какой кредит наиболее выгоден
клиенту банка по срокам его оплаты.
Определение частей цветочных растений;
объяснение, для чего растению корень;
доказывание, что рост растения начинается с
корня;
называние видов корневых систем;
называние видоизменённых корней.
Определение книги, в которой можно прочитать
предложенный художественный текст;
определение лексического значения слова;
нахождение необходимой информации в тексте;
нахождение в тексте предложения по заданному
вопросу;
разгадывание ребусов и соотнесение
полученных ответов со словами;
определение главной мысли текста;
определение, чему учит текст;
построение связного речевого устного или
письменного высказывания в соответствии с
учебной задачей.
Нахождение значение выражений, соотнесение
полученных результатов с буквами и чтение
названия насекомого;
определение времени с помощью скорости и
расстояния;
определение данных столбчатой диаграммы,
нахождение части от числа и запись
результатов в таблице, результаты таблицы
переносят в круговую диаграмму;
ответы на вопросы на основе полученных данных;
определение последовательности маршрута на
основе схемы;
записывание слова с помощью кода;
называние месяцев, сравнение количества
месяцев.
Определение вклада;
виды вкладов: срочный вклад, вклад до
востребования; объяснение, что такое
банковский процент по вкладам; как считают
банковский процент по вкладам;
объяснение тому, почему банки выплачивают
проценты.
Объяснение, почему яблоко в месте разреза
темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не
темнеет;
объяснение, почему яблоко плавает, почему
яблоко отталкивается от магнита, почему неспелое
яблоко кислое;
нахождение на срезе яблока рисунка звезды.

1

Определение вида текста;
составление описания хомяка на основе
прочитанного текста;
дополнение описания хомяка на основе рисунка;
сравнение, составление вопросов по данным
предложениям;

1

1

1

1

1

1

26

Про полевого
Хомяка
(Математическ
ая грамотность)

27

28

Ловушки для
денег
(Финансовая
грамотность)
Про хомяка и
его запасы
(Естественнонаучная
грамотность)

29

Про бобров
(Читательская
грамотность)

30

Бобрыстроители
(Математическ
ая грамотность)

31

Такие
разные деньги

ответы на вопросы на основе полученных
сведений;
разгадывание ребусов и объяснение значения
слова;
определение сведения, которые удивили;
составление плана при подготовке к сообщению.
Нахождение значения выражений, соотнесение
полученных результатов с буквами и чтение
названия животного;
построение столбчатой диаграммы на основе
имеющихся данных;
ответы на вопросы на основе имеющихся данных;
нахождение пути хомяка на основе заданного
условия, доказывая, что путь выбран правильно;
запись именованных чисел в порядке
возрастания;
построение четырёхугольников по заданному
условию.
Определение доходов, расходов и прибыли;
отличие желаемых покупок от необходимых;
рассуждение, как поступать в различных
ситуациях при покупке товара;
объяснение, что такое дефицит и профицит;
рассуждение, как не тратить напрасно деньги.
Название растений, плоды которых составляют
основу питания хомяка;
объяснение и доказательство, как влажность и
воздух влияют на прорастание семян, что для
роста, особенно в первое время, проростки
используют вещества, запасённые в самих
семенах, как влияет наличие света на
прорастание семян, как влияет температура на
прорастание семян, как влияет глубина посева
на прорастание семян;
определение правильной последовательности
прорастания семян гороха.
Определение типа текста, его темы;
нахождение выделенного в тексте
словосочетания и объяснение его лексического
значения;
нахождение среди предложенных вариантов
вопросов, на которые можно/нельзя найти
ответы в прочитанном тексте;
вопросы по содержанию текста;
сравнение текстов;
определение сведений, которые удивили;
составление речевого высказывания в
письменной форме.
Представление о диаметре окружности;
анализ данных таблицы, установление
закономерностей её заполнения;
нахождение приблизительного значения
диаметра окружности, зная длину окружности;
замена умножения сложением одинаковых
слагаемых;
выбор нужных для проведения измерений
инструментов;
работа с чертежом;
решение логических задач.
Представление о валюте как национальной
денежной единице;
Нахождение необходимой информации в тексте
и на иллюстрациях к заданиям;

1

1

1

1

1

1

(Финансовая
грамотность)
32

Материал для
плотин
(Естественнонаучная
грамотность)

33

Позвоночные
животные
(Читательская
грамотность)

34

Встреча друзей
(Математическ
ая грамотность)

установление принадлежности денежной
единицы стране;
представление о банковской операции «обмен
валюты».
Представление о составе древесины
проведение простейших опытов по изучению
свойств древесины разных пород деревьев;
выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
понимание и объяснение, что такое твёрдые и
мягкие породы деревьев.
Название группы позвоночных животных;
признаки пяти групп позвоночных животных;
определение названия животного по описанию;
выбор признаков земноводного животного;
выбор утверждения, которое описывает
признаки животного;
выбор вопросов, на которые нельзя найти
ответы в тексте;
составление описания внешнего вида рыбы с
указанием признаков этого животного;
рассуждение об открытии, сделанном на
занятии.
Нахождение необходимой информации в тексте
задания: что такое «валюта», «курс рубля»,
«кредит», «банковский вклад», «процент по
вкладу»;
анализ и дополнение недостающих в таблице
данных;
выполнение письменного и устного сложения
чисел в пределах 1000.

Всего: 34 ч

1

1

1

34

3 класс
№

1.

Тема

Про дождевого
червяка
(Блок
«Читательская
грамотность»)

Виды деятельности

Определение типа текста;
дополнение предложения словами из
текста; определение периодов развития
дождевого червя на основе теста;
объяснение, почему дождевые черви – это
настоящие сокровища, живущие под
землёй;
определение на основе теста способа
питания дождевых червей;
выбор утверждений, соответствующих
тексту;
составление вопросов по содержанию
текста.

Колво
часов
1

Дата проведения
по плану по факту

2.

Дождевые
черви
(«Естественнонаучная
грамотность»)

3.

Кальций
(Блок
«Читательская
грамотность»)

4

Полезный
кальций
(«Естественнонаучная
грамотность»)

5.

Сколько весит
облако?
(Блок
«Читательская
грамотность»)

Работа с кластером;
Дополнение предложения словами из
текста; объяснение значения слова;
выбор утверждений, которые
соответствуют прочитанному тексту;
составление предложений по рисунку;
составление вопросов по содержанию
текста и запись ответа на составленный
вопрос.
Определение типа текста;
определение, что вынесено в заглавие –
тема или главная мысль;
нахождение ответа на вопрос в тексте;
объяснение значения слова;
дополнение предложений;
выбор вопросов, на которые можно найти
ответы в тексте;
дополнение плана текста;
рассказ о прочитанном произведении;
составление вопросов по содержанию
текста и запись ответа на составленный
вопрос;
определение названия книг с
достоверными сведениями.
Определение типа текста;
определение, что вынесено в заглавие –
тема или главная мысль;
запись пословиц о хлебе;
запись предложения, которое
соответствует рисунку;
нахождение ответа на вопрос в тексте;
объяснение значения слова;
рассказ о прочитанном произведении;
составление вопросов по содержанию
текста и запись ответа на составленный
вопрос;
работа с толкованием слова;
определение порядка следования
предложений;
называние хлебобулочных изделий.
Заполнение кластера о происхождении
мела;
составление вопроса по готовому ответу;
работа с толковым словарём;
работа с толкованием слова;
соединение части предложений и
определение их порядка;
составление плана текста в виде
вопросов;
составление вопросов по содержанию
текста и запись ответа на составленный
вопрос.

1

1

1

1

6

Про облака
(«Естественнонаучная
грамотность»)

7

Хлеб – всему
голова
(Блок
«Читательская
грамотность»)

8

9

Про хлеб и
дрожжи
(«Естественнонаучная
грамотность»)
Про мел
(Блок
«Читательская
грамотность»)

10

Интересное
вещество – мел
(«Естественнонаучная
грамотность»)

Дополнение предложений;
работа с толковым словарём;
соединение части предложений и
определение их порядка;
нахождение в тексте предложения,
которое соответствует рисунку;
нахождение в тексте предложения по
заданному условию;
дополнение текста по заданному
условию;
определение даты принятия гербов.
Запись ответа на поставленный вопрос;
определение слова по его лексическому
значению;
называние вещества, которые
используют при изготовлении свечей;
выбор вопросов, на которые можно найти
ответ в тексте;
составление вопросов и нахождение
ответов в тексте;
соединение части предложений и
определение их порядка;
заполнение кластера по рисункам на
основе прочитанного текста;
повторение правил безопасности при
использовании свечей;
рассказ о прочитанном произведении;
ответы на поставленный вопрос.
Дополнение предложений;
ответы на поставленный вопрос;
объяснение значений словосочетания;
называние предметов, о которых
говорится в тексте;
рассказ о прочитанном произведении.

1

Называние частей тела дождевого червя;
объяснение, какую роль играют щетинки
в жизни животного;
рассказ, чем питается дождевой червь;
объяснение, почему во время дождя
дождевые черви выползают на
поверхность земли;
наблюдение, как дождевые черви создают
плодородную почву;
заполнение таблицы-характеристики на
дождевого червя.
Заполнение таблицы;
дополнение предложений;
определение с помощью опытов, что
происходит с костями и скорлупой яйца,
если из них удалить кальций;
составление суточного меню с
молочными продуктами;

1

1

1

1

11

Про мыло
(Блок
«Читательская
грамотность»)

12

Чем интересно
мыло и как оно
«работает»
(«Естественнонаучная
грамотность»)

13

История свечи
(Блок
«Читательская
грамотность»)

14

Про свечи
(«Естественнонаучная
грамотность»)

15

Магнит
(Блок
«Читательская
грамотность»)

вывод о необходимости кальция для
организма.
С помощью опыта показ образования
облаков;
объяснение, почему облака
увеличиваются в размере;
называние явлений природы;
называние видов облаков;
определение погоды по облакам.
Внешние признаки сходства и различия
ржи и пшеницы;
описание внешнего вида ржаного и
пшеничного хлеба;
определение наличие дырочек в
хлебобулочных изделиях;
определение слову «дрожжи»;
проведение опыта, показывающего
влияние температуры на процесс
брожения;
проведение опыта, показывающего
влияние сахара на процесс брожения;
проведение опыта, доказывающего
образование углекислого газа при
брожении;
проведение опыта, доказывающего, что
вкус и качество хлеба зависят от выдержки
теста.
Определение внешних признаков мела;
доказывание, что мел не растворяется в
воде; называние, из чего состоит мел;
доказывание, что мел содержит карбонат
кальция;
определение состава мела; название
области применения мела.
Изучение видов мыла;
исследование мыла в сухом виде;
проведение опыта, доказывающего, что
мыло очищает воду от масла;
проведение опыта, доказывающего, что
мыло уменьшает поверхностное
натяжение воды;
исследование с помощью лупы мыльных
пузырей;
доказательство того, что мыльные пузыри
образуются из жидкого мыла.
Рассказ о строении свечи;
рассказ о зонах пламени свечи;
объяснение того, почему гаснет свеча;
объяснение того, почему внутри ёмкости
поднимается вода;
объяснение того, почему происходит
возгорание дыма.

1

1

1

1

1

16

17

18

19

20

21

Волшебный
магнит

Название видов магнитов;
определение опытным путём, какие
предметы притягивает магнит;
доказательство с помощью опыта того,
(«Естественночто магнитная сила действует через
научная
стекло и другие предметы;
грамотность»)
проведение опыта, как магнит может
намагничивать металлические предметы;
рассказ о том, что магнит имеет два
полюса;
проведение опыта, как можно создать
компас.
Ориентирование в понятиях, изученных в
Проверочная
первом полугодии;
работа
применение полученные знания в
повседневной жизни;
работа самостоятельная;
планирование и корректирование своих
действий в соответствии с поставленной
учебной задачей.
Что такое
Использование финансовых терминов:
«бюджет»?
«бюджет», «налоги»; «дефицит»,
«профицит»;
(Блок
понимание, из каких уровней состоит
«Финансовая
бюджетная система России;
грамотность»)
объяснение, откуда берутся деньги в
госбюджете и куда они расходуются.
Расходы и
Объяснение значение понятия
доходы
«семейный бюджет»;
бюджета
Понимание того, как в семье появляются
доходы;
(Блок
«Математическа деление расходов на «обязательные»,
я грамотность») «желаемые и «непредвиденные»;
заполнение кластера;
формулирование высказывание в устной
и письменной речи на заданную тему.
Понимание и использование финансовых
Семейный
терминов: «заработная плата»,
бюджет
«фиксированная зарплата», «аванс»,
(Блок
«премия» и «гонорар»;
«Финансовая
анализ данных, представленных в виде
грамотность»)
графика;
примеры различных профессий;
объяснение, отчего может зависеть
размер заработной платы.
Понимание и правильное использование
Планируем
финансовых терминов: «пенсия»,
семейный
«досрочная пенсия», «пособие»;
бюджет
на доступном для третьеклассника уровне
определение оснований для назначения
(Блок
досрочной пенсии;
«Математическа называние пособия, которые получают
я грамотность») граждане нашей страны;

1

1

1

1

1

1

22

23

24

25

26

определение, какие пособия относятся к
регулярным, а какие – к эпизодическим.
Откуда в семье
Понимание и правильное использование
берутся деньги? финансовых терминов: «случайный
Зарплата
доход», «выигрыш», «клад»,
«наследство» и «движимое и недвижимое
(Блок
имущество»;
«Финансовая
понимание, что выигрыш облагается
грамотность»)
налогом;
представления о налогах, которые
человек должен заплатить от доходов,
полученных в виде выигрыша;
понимание, как должен поступить
человек, нашедший клад.
Подсчитываем
Понимание и правильное использование
семейный доход финансовых терминов: «обязательные
расходы», «желаемые расходы»,
«непредвиденные расходы», «текущие
(Блок
«Математическа расходы», «капитальные расходы»,
я грамотность») «чрезвычайные расходы», «ежемесячные
расходы», «ежегодные расходы»,
«сезонные расходы», «разовые расходы»,
определение, к какой группе относятся те
или иные расходы.
Откуда в семье
Правильное использование финансовых
берутся деньги? терминов: «коммунальные платежи»,
Пенсия и
«тариф», «штрафы», «налоги»;
социальные
объяснение, почему обязательные
пособия
платежи нужно платить вовремя;
(Блок
на примере различных ситуаций
«Финансовая
определение вида обязательного платежа.
грамотность»)
Пенсии и
Понимание и правильное использование
пособия
финансовых терминов: «экономия
семейного бюджета»,
«продовольственные товары»,
(Блок
«Математическа «непродовольственные товары»;
я грамотность») формулирование простых правил
экономии семейного бюджета;
на доступном для третьеклассника уровне
объяснение, почему необходимо
экономить семейный бюджет.
Откуда в семье
Определение дефицитного и
берутся деньги? профицитного бюджет;
Наследство,
анализ данных, представленных на
вклад, выигрыш инфографике, и на основе этих данных
заполнение таблицы;
выполнение вычислений по таблице;
(Блок
выполнение сложения и вычитания
«Финансовая
многозначных чисел;
грамотность»)
составление задачи по предложенному
решению;

1

1

1

1

1

27

28

29

30

31

формулирование вопроса задачи.
Анализ данных, представленных в
таблице, и по этим данным выполнять
необходимые вычисления;
выполнение сложения и вычитания
многозначных чисел, деление круглого
числа на однозначное;
(Блок
«Математическа анализ данных столбчатой диаграммы;
я грамотность») выполнение умножения двузначного
числа на однозначное путём сложения
одинаковых слагаемых;
выполнеие чертёжа к задаче и запись её
решения.
На что тратятся Анализ графика и по данным графика
семейные
заполнение таблицы;
деньги? Виды
выполнение сложения круглых
расходов
многозначных чисел;
нахождение с помощью калькулятора
среднего арифметического;
(Блок
сопоставление таблицы и круговой
«Финансовая
диаграммы;
грамотность»)
анализ данных таблицы и на основе этих
данных дополнение недостающих
подписей на круговой диаграмме;
самостоятельное составление круговой
диаграммы.
Подсчитываем
Анализ данных, представленных в
расходы
таблице;
выполнение сложения и вычитания
многозначных чисел;
(Блок
«Математическа анализ данных, представленных в виде
я грамотность») гистограммы;
вычисление, на сколько увеличилась
пенсия за определённый период;
заполнение таблицы на основе текстового
материала;
подсчитывание дохода семьи от детских
пособий.
На что тратятся Определение, с какой суммы и в каком
семейные
размере нужно платить налог с
деньги?
выигрыша;
Обязательные
подсчитывание, чему равен реальный
платежи
доход от выигрыша в лотерею;
под руководством учителя с помощью
(Блок
калькулятора нахождение процента от
«Финансовая
числа.
грамотность»)
Расходы на
Анализ данных инфографики;
обязательные
нахождение в таблице информации,
платежи
необходимой для выполнения задания;
подсчитывание расходов на питание и
(Блок
«Математическа определение, какую часть от семейного
дохода они составляют;
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы

1

1

1

1

1

подсчитывание, какую часть семья
откладывает на непредвиденные расходы.
Как сэкономить Определение, какие налоги должна
семейные
платить семья;
деньги?
анализ данных диаграммы и на основе
этих данных заполнение таблицы;
подсчитывание ежемесячных
(Блок
обязательных расходов;
«Финансовая
использование калькулятора;
грамотность»)
объяснение причины уменьшения или
увеличения обязательных платежей;
выполнение сложения и вычитания
многозначных чисел.
Подсчитываем
Под руководством учителя решение
сэкономленные составных заданий на нахождения
деньги
количества сэкономленных денег;
объяснение, что такое «скидка в 25%»;
(Блок
«Математическа определение, на сколько стал дешевле
я грамотность») товар со скидкой;
нахождение части от числа.
Проверь
Ориентирование в понятиях, изученных
во втором полугодии;
себя
применение полученных знаних в
повседневной жизни;
работа самостоятельная;
планирование и корректирование своих
действий в соответствии с поставленной
учебной задачей.
Всего: 34 ч
я грамотность»)

32

33

34

1

1

1

34

ЛИТЕРАТУРА
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – 96 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажер для школьников/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина.
– М.: Планета, 2022 – 112 с. – (Учение с увлечением)
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – 96 с. – (Учение с увлечением).

Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажер для школьников/ М.В. Буряк, С.А.
Шейкина. – М.: Планета, 2022 – 112 с. – (Учение с увлечением)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».