Рабочая программа курса внеурчной деятельности История родного края

Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»,
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»
от 31.08.2023 г. № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«История родного края»
(предметная область «Общественно-научные предметы»)

2023

Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности «История родного края»
Курс истории родного края имеет комплексный подход в изучении такого
большого региона как Урал. Как средство познания окружающего мира, история
Урала обеспечивает развитие познавательных, интеллектуальных, творческих
способностей обучающегося, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализация деятельности подрастающего поколения. История
Урала - форма хранения и усвоения различных знаний. Она связана со многими
школьными науками: географией, Всемирной историей, химией, литературой,
музыкой, изобразительным искусством, живописью и пр. Курс История родного
края имеет большое воспитательное значение. Прививает любовь к своей малой
родине, патриотизм.
Сохраняя содержательную связь с учебным предметом «История», учебный курс «История родного края» поможет в решении разнообразных задач,
направленных на достижение планируемых освоения предмета «История».
Прежде всего, он поможет закрепить результаты, достигнутые обучающимися
при освоении модуля по отечественной истории, а затем, постепенно усложняя
содержание и формы деятельности на занятиях, вести обучающихся к новому
уровню предметной компетентности, отраженному в стандарте основного общего образования. В то же время учебный курс «История родного края» как курс
внеурочной деятельности поможет активнее добиваться именно тех результатов, которым обычно меньше внимания уделяется на уроках истории. Формат
курса внеурочной деятельности предусматривает создание обучающимися самостоятельно или под руководством учителя, индивидуально или в группе
сложных творческих «продуктов», организацию и проведение межклассных и
межвозрастных мероприятий, направленных на обеспечение позитивной динамики развития личности обучающихся.
В соответствии с положениями ФГОС основного общего образования
личностные результаты изучения курса должны отражать:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.











Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;





Предметные результаты освоения курса:
приобретение первоначальных навыков работы с исторической информацией;
формирование умения восстанавливать последовательность и длительность событий;
расширение исторических представлений о разных эпохах истории
Урала, приобретение начального опыта осмысления деяний личностей и
народов в истории своей малой Родины;
готовность пополнять исторические знания, применять их для сохранения исторических и культурных памятников родного края.

Содержание учебного курса «История родного края»
Тема 1. Происхождение народов Урала
Древнейшие жители нашего края Эпохи древнейшей истории. Эпоха
камня (от 300 тыс. лет назад - 4-3 тыс. до н. э.), бронзы, железа. Каким был Урал,
когда сюда пришли первые люди.
Первобытные охотники. Родовые общины. Старейшины.
Уральский камень в руках древнего мастера Яшмовые месторождения.
Экспедиции. Нуклеус. Ножи. Составные лезвия. Рабочие поверхности. Ретушь.
Тайны Уральских пещер Ямазы-Таш (Игнатиевская – отшельник Игнатий). Рисунки. Капова пещера – Башкирия.
Тема 2. Охотники и рыболовы эпохи камня
Когда отступили ледники Мезолит (средний каменный век 8 – 6 тыс. лет
до н.э.). Исчезают носороги и мамонты.
Переселение людей на Север Урала Круглогодичное обитание на Урале.
Полуземляночные постройки, сезонные стоянки. Каменные грузила для сетей,
костяные и роговые остроги, каменные инструменты, лук, стрелы, лодки.
Изобретения мезолитических уральцев Ледяная пещера – г. Кунгур.
Экскурсии. Сталагмиты. Святилища. Рисунки –Идрисова, Мурадымовская пещеры. Пещерное святилище скалы дыроватой (более 20 тыс. каменных, костяных, бронзовых и железных наконечников стрел, ружейные пули и дробь).
Уральский неолит Новый каменный век (5-4 тыс. до н.э.). Теплый, влажный климат. Широколиственные леса. Археологическая культура. Соседние
народы (финоугорские). Угры – манси и ханты. Другие народы: коми-зыряне,
коми-пермяки, удмурты, мордва, марийцы. Их далекие родственники современные прибалтийские народы – финны, эстонцы, карелы, ижорцы, вепсы, а также
венгры.
Раскопки – кости домашних животных Животноводство – менее 7 тыс.
лет назад (лошади, коровы, козы попали в результате обмена яшмы на скот).
Древнейшие уральские гончары Глиняная посуда - около 7 тыс. лет
назад. Керамика – улучшение в жизни. Рисунки.
Рисунки на скалах Пещеры не становятся святилищами. Святилища – на
берега рек (Вишера, Чусовая, Тагил, Реж, Нейва, Исеть, Серга, Уфа,
Юрюзань). Рисунки животных, встречи людей с инопланетными существами.
Тотемы. Душа. 7 – 5 тыс. лет назад – рисунки охрой. Шаманы (бубен).
Тема 3. Первые уральские металлурги
Копи древней чуди Рудные месторождения. Чудские копи – медеплавильные заводы проработали до 18 века. Историк П.А. Словцов. Чудь – финно угорские племена. Связь с Чудским озером.
Первооткрыватели металла 4 – 3 тыс. до н.э. – новая эпоха – эпоха
меди. Качество меди. Медно-каменный век – энеолит. Медные песчанники.
Малахит, азурит. «Малахитово-азуритовый пояс». Обнаружен более 5 тыс. лет
назад племенами скотоводов. Переселились в Оренбуржье, в предгорья Урала

из Поволжья – обрабатывали медь. Каргалинские медные рудники (с 3 тыс. до
н.э. до 19 века). Мировая торговля. Народы перемещаются из степей на уральские леса.
Поселения металлургов 2тыс. до н. э. и до 15 века до н.э. – на Урале –
бронзовый век. Качественные орудия труда. Городища. Укрепления. Могильники. Синташтинская культура. Аркаим. Разводили рогатый скот, лошадей.
Находки металлургии, обработка бронзы, куски малахита, азурита, шлаки,
слитки металла, заготовки и готовые орудия, остатки печей, бронзовые предметы, керамические формы и прочее.
Ремесло и волшебство Кузнецы - литейщики. Инструменты. Литейные
формы. Различные виды бронзы. Работу превращали в обряд. «Колдуны-металлурги». Синташтинцы–двухколесная колесница.
Первые земледельцы Урала Степи Южного Урала – родина уральской
металлургии и уральского земледелия. Алексеевская археологическая культура. Возраст уральского земледелия - не менее 5 тыс. лет. (Найдены зерна пшеницы и орудия труда).
Идолы на длинных ногах Лесные жители. Поклонение животным, птицам, героям-предкам. Горбуновский и Шигирский торфянники. Фигурка лося,
деревянные ковши и черпаки. Мифы о сотворении мира на керамическом сосуде (ст. Палкино близ Екатеринбурга).
Когда человек начал изменять окружающий мир Специализация отдельных групп населения на выплавке и обработке металлов, начавшаяся в
энеолите (эпоха бронзы). Человек уже начинает не всегда положительно влиять
на природу!
Тема 4. Кочевники и лесные народы
Описание земель. Скифия У подножия высоких гор – люди от рождения
плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие свой особенный язык… Письменное известие об Уральских горах.
Кто плавил металл за оборонительными стенами? 7 век – железный
век. С 7 – 3 век – археологи называют иткульцами. Городища, поселения, погребения, укрепления, святилища, металлургия, изделия из меди. Гумешевский
рудник, различные месторождения. Плавильные камеры. Топливо – древесный
уголь.
Ананьинцы и их потомки Ананьинская культура (5 – 3 века до н. э.)
Народы бронзового века. Селища. Набеги кочевников. Знать. Скотоводство.
Охота. Обработка бронзы и железа. В могильниках – короткие мечи, кинжалы,
боевые топоры, наконечники копий и стрел. Греки называют фиссагетами.
Ананьинцев называют предками уральских народов, как удмурты и коми. 3 век
до н. э. – низовья Камы, по р. Белой и Ик –пьяноборская культура. В Среднем
Прикамье – гляденовская. По р. Белой – кара-абызская. Костища, жертвенные
предметы, жертвоприношения.
Кочевники Южного Урала Кочевое скотоводство. Кочевые народы Южного Урала: саки, савроматы (сарматы). Кочевали. Посредники в торговых связях лесного населения Прикамья и жителей Средней Азии.

«Пирамиды» на Урале Курганы. Город – Курган. Военные союзы – племена. Вожди. Родовая и военная знать. Загробный мир. Разная высота курганов.
Склепы. В погребениях – много оружия. Яркая культура. Из железа – мечи, кинжалы. Из бронзы – наконечники стрел, детали конской упряжи, большие двуручные котлы. Женщины – бусы из камней и непрозрачной стеклянной пасты,
зеркала, женское оружие. Амазонки. Искусство «звериного стиля».
Эпоха железа Многочисленные войны. Вожди, дружинники. Расслоение
общества. Разделение труда. Северные племена – охота. Южные племена – земледелие. Обмен. Украшения «в зверином стиле». Климат становится суше. Сокращение кочевого населения – воюют.
Тема 5. От великого переселения народов до монгольского нашествия
Череда народов 2 в. н. э. – на Южный Урал и Приуралье пришли гунны.
Тюркоязычные народы. 2 – 4 вв. гунны смешались с сарматами и др. местными
народами. Движение гуннов на Запад – эпоха Великого переселения народов.
Новые археологические культуры. Венгры и болгары – «коренные уральцы»?
Современные венгры – родственники манси и хантов. Находки. 8 век – венгры
пришли из лесостепей Зауралья в Ю. Зауралье, затем – на запад. Из Приазовья
на Дунай – тюрки (болгары), часть – на Волгу, в Соликамск, ВерхнееПрикамье
(страна Вису). « Страна Йура» (Югра). Глиняная посуда, гончарный круг,украшения, монеты. Торговля, воины – наемники. Мусульманство. Аллах. «Слово
о полку Игореве».
Земледельцы, охотники и скотоводы 4 – 5 вв. ломоватовская культура
(г. Пермь, верховья р. Камы), неволинская (бассейн р. Сылвы). 7 – 9 вв. - поселки металлургов и кузнецов. Прядение, ткачество, гончарство, обработка
кож, кости и дерева. Городища. Земледелие. 9 – 10 вв. – от Чусового озера до р.
Чусовой – Родановская культура. Пашенное земледелие и скотоводство, металлургия, металлообработка, ювелирное дело, ( добыча соли - Прикамье). Сылвенская культура – р. Сылва. Земледелие, охота, военное дело.
«Серебро Закамское» Коллекция древневосточного и византийского серебра – в Эрмитаже. Находки.
Монгольское нашествие XIII век – полчища завоевателей – монголов.
Половцы разгромлены. 40-е годы XIII века – монгольский хан Батый создал Золотую Орду. Язычество и ислам. Кочевые племена. Языческие святилища. Церемонии. Ислам (башкиры). Первая половина 9 века – военно-политический
союз башкорт – «волк-вожак».

Тематическое планирование
№ п/п

Разделы и темы курса
Тема 1. Происхождение народов Урала
Древнейшие жители нашего края
Уральский камень в руках древнего мастера
Тайны Уральских пещер
Тема 2. Охотники и рыболовы эпохи камня
Когда отступили ледники
Переселение людей на Север Урала
Изобретения мезолитических уральцев
Уральский неолит
Раскопки – кости домашних животных
Древнейшие уральские гончары
Рисунки на скалах
Тема 3. Первые уральские металлурги
Копи древней чуди
Первооткрыватели металла
Поселения металлургов
Ремесло и волшебство
Первые земледельцы Урала
Идолы на длинных ногах
Когда человек начал изменять окружающий мир
Тема 4. Кочевники и лесные народы
Описание земель. Скифия
Кто плавил металл за оборонительными стенами?
Ананьинцы и их потомки
Кочевники Южного Урала
«Пирамиды» на Урале
Эпоха железа
Тема 5. От великого переселения народов
до монгольского нашествия
Череда народов
Земледельцы, охотники и скотоводы
«Серебро Закамское»
Монгольское нашествие
Итоговое занятие

Количество
часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».