МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Полевской городской округ МБОУ ПГО "ООШ с. Мраморское" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ММО Зам. директора по УР И.о. директора ________________________ ________________________ ________________________ Сафарова Л.М. Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. Сафарова Л.М. Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. Сафарова Л.М. Приказ №98-Д от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России» для обучающихся 1-4 классов СоставителЬ: Бенерт К.В., уч. нач.кл., 1 кв.к. Полевской 2023 Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлѐнок». Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности. Актуальность и назначение программы Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учѐтом всех вызовов современного мира. Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: 1) воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России; 2) воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности; 3) формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие способности и эстетический вкус; 4) воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре; 5) воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей; 6) содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру; 7) формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю во 2 классе начальной школы. Программа рассчитана на 1 год (2 класс 34 учебных недели в год). Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы. Форма промежуточной аттестации – ролевая игра Взаимосвязь с программой воспитания Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать еѐ не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребѐнка. Это проявляется: в выделении в цели программы ценностных приоритетов; в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания; в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности Личностные результаты: Гражданско-патриотическое воспитание: - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене - общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны. Духовно-нравственное воспитание: - понимание связи человека с окружающим миром; - бережное отношение к среде обитания; - проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; - выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); - бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: – осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; - проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности. Метапредметные результаты: Универсальные учебные познавательные действия: - способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта; - способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; - умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; - умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); - умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога); - умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога); - умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео Универсальные учебные коммуникативные действия: - умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; - умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения; - участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа; - умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе; - умение высказывать и отстаивать свое мнение; - умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом; - корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; - умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи; - признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя аргументы; - умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; - умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности Универсальные учебные регулятивные действия: - умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности; - умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя; - умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности; - формирование умения применять свои знания в практической деятельности. Предметные результаты: 2 класс знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств. Содержание учебного курса внеурочной деятельности 2 класс Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др. Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе. Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны Тематическое планирование 2 класс № 1. 2. 3. 4. 5. Наименование трека Вводный «Орлятский урок» Орленок-лидер Орлѐнок – Эрудит Орлѐнок – Мастер Орленок – доброволец 6. Орлѐнок – спортсмен 4 ч. 7. Орлѐнок – Эколог 6 ч. Орлѐнок – Хранитель исторической памяти ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 8. Кол-во часов 1 ч. 4 ч. 4 ч. 5 ч. 4 ч. 6 ч. 34 ч. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс № Тема 1 Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Кол-во часов ЦОР ЭОР https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA 1 https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg Орленок-лидер – 4 часа «Лидер – это …» «Мы дружный класс!» 1 фрагмент мультфильма о важности «Я могу быть лидером!» «Как стать лидером?» 1 взаимопомощи «С командой действовать готов!» «Верёвочный курс» 1 https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ «КЛАССный выходной» «Встреча с тем, кто умеет 1 – конвертом копилкой «Эрудита» https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2q w Орлёнок – Эрудит – 4 часа «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» 1 «Развиваемся я, играя!» «Воображари УМ» https://orlyatarussia.ru/extracurricular-activities 1 «Могу быть изобретателем» КТД «Что такое? Кто такой?» 1 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossii-trek-erudit Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать» 1 Итогитрека «На старте новых открытий Орлёнок – Мастер - 5 часов «Мастер – это…» 1 Мастерами славится Россия» «От идеи – к делу» 1 https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/190021/682575/?ysclid «Город Мастеров» «В гости к мастерам» =llokep8qay493518882 1 https://m.vk.com/orlyata_rus КТД «Классный театр» «Мастер – это звучит гордо!» 1 «Путь в мастерство» – подводим итоги 1 Орленок – доброволец – 4 часа «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» 1 легенда об Орлятском круге – КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» 1 https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q «Добровольцем будь всегда!» 1 https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch«Портрет добровольца» 1 po-drugomu/korobka-hrabrosti 19 20 21 22 23 24 25 26 27-28 29 30 31 32 33 34 Орлёнок – спортсмен - 4 часа «Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!» м/ф «Нехочуха» https://disk.yandex.ru/i/- 5WnFzicng7-3A 1 «Должен быть режим у дня» https://m.vk.com/orlyata_rus 1 «О спорт, ты – мир!» «Сто затей для всех друзей» 11 1 «Готовимся к спортивным состязаниям» Спортивная игра «У рекордов наши имена» 1 «Быстрее! Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья» Орлёнок – Эколог - 6 часов 1 «ЭКОЛОГиЯ» «Каким должен быть настоящий эколог?» https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ Мультфильм «Смешарики» по теме экологии «Мой след на планете» «Что должен знать и уметь эколог?» 1 https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ 1 «Восхищаемся красивым миром» «Экология на практике» Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми-мишки 1 «Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим «Мусор в лесу» Мультфильмы на экологическую тему экологом» мультфильм «Мальчик и Земля «Шагая в будущее - помни о планете». Работа над проектом. 2 Орлёнок – Хранитель исторической памяти - 6 часов «Орлёнок– Хранитель исторической памяти» 1 «Хранитель семейных традиций» «Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны» 1 Кодекс «Орлёнка – хранителя» «Знать, чтобы хранить» видеоролик «Мульти-Россия» http://www.multirussia.ru/ 1 «Историческое чаепитие» https://m.vk.com/orlyata_rus «Расскажи мне о России» 1 «Я – хранитель, мы – хранители» 1 Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном 1 году ИТОГО: 34 часа