Рабочая программа курса внеурочной деятельности Орлята России для 1-4 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Полевской городской округ
МБОУ ПГО "ООШ с. Мраморское"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ММО

Зам. директора по УР

И.о. директора

________________________ ________________________ ________________________
Сафарова Л.М.
Протокол № 1 от
«31» августа 2023 г.

Сафарова Л.М.
Протокол № 1 от
«31» августа 2023 г.

Сафарова Л.М.
Приказ №98-Д от
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Орлята России»
для обучающихся 1-4 классов
СоставителЬ:
Бенерт К.В., уч. нач.кл., 1 кв.к.

Полевской 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлѐнок». Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в
урочной и внеурочной деятельности.
Актуальность и назначение программы
Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации позволяет
решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение
и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность продиктована
общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли
воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности»
артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в
Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается, что «поощрение
социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве
«основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению
богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему
развитию с учѐтом всех вызовов современного мира.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на
основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1) воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности
граждан нашей страны, России;
2) воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности;
3) формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие
способности и эстетический вкус;
4) воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к
физической культуре;
5) воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей;
6) содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру;
7) формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю во 2 классе
начальной школы. Программа рассчитана на 1 год (2 класс 34 учебных недели в год).
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка,
экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания
исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры,
учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в
музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация
проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы.
Форма промежуточной аттестации – ролевая игра

Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет
на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать
еѐ не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребѐнка.
Это проявляется:
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в
совместную с педагогом и сверстниками деятельность
Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене
- общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
- понимание связи человека с окружающим миром;
- бережное отношение к среде обитания;
- проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
- выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании;
- проявление желания обогащать свои знания,
способность к
поисковоисследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:

- способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
- способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли;
- умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
- умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
- умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под
руководством педагога);
- умение понимать
нравственные
ценности
общества:
добро,
человеколюбие,
благотворительность (под руководством педагога);
- умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
- умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя,
исполнителя;
- умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения
поставленных задач, проявлять этику общения;
- участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа;
- умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в
группе;
- умение высказывать и отстаивать свое мнение;
- умение рассуждать, вести повествование,
строить
своѐ высказывание
в
соответствии с поставленной задачей или вопросом;
- корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
- умение работать
в
группе,
общаться
со
сверстниками
на
принципах взаимоуважения и помощи;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
- умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя аргументы;
- умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по
отношению к окружающим;
- умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
- умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать
проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
- умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий,
объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
- умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ
достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения,
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
- формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
2 класс

знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального опыта
осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций
этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова;
использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно
ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в

наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым
мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая
работа с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение определять
главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление
здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее
сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни
человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия
воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приѐмами слушания
научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые
средства для выражения мыслей и чувств.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
2 класс
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ
трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт
совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог
может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские
микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и
чередования творческих поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового
слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в
команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать
друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки,
что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по
кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др.
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
Конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти,
которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов,
конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения
информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной.
Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к
учѐбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно
быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации
трека «Орлѐнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части
трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или
страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта,
забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год.
Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный
пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания,
удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей.
Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время
учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью
усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что
дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят

снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок –
Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека:
семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим
завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к
своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость
сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая
нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих
достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны
Тематическое планирование
2 класс

№
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование трека
Вводный «Орлятский урок»
Орленок-лидер
Орлѐнок – Эрудит
Орлѐнок – Мастер
Орленок – доброволец

6.

Орлѐнок – спортсмен

4 ч.

7.

Орлѐнок – Эколог

6 ч.

Орлѐнок – Хранитель
исторической памяти
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
8.

Кол-во часов
1 ч.
4 ч.
4 ч.
5 ч.
4 ч.

6 ч.
34 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№

Тема

1

Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия
в Программе

2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Кол-во
часов

ЦОР ЭОР

https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
1
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
Орленок-лидер – 4 часа
«Лидер – это …» «Мы дружный класс!»
1
фрагмент мультфильма о важности
«Я могу быть лидером!» «Как стать лидером?»
1
взаимопомощи
«С командой действовать готов!» «Верёвочный курс»
1
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
«КЛАССный выходной» «Встреча с тем, кто умеет
1
– конвертом копилкой «Эрудита»
https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2q
w
Орлёнок – Эрудит – 4 часа
«Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...»
1
«Развиваемся я, играя!» «Воображари УМ»
https://orlyatarussia.ru/extracurricular-activities
1
«Могу быть изобретателем» КТД «Что такое? Кто такой?»
1
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossii-trek-erudit
Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать»
1
Итогитрека «На старте новых открытий
Орлёнок – Мастер - 5 часов
«Мастер – это…»
1
Мастерами славится Россия» «От идеи – к делу»
1
https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/190021/682575/?ysclid
«Город Мастеров» «В гости к мастерам»
=llokep8qay493518882
1
https://m.vk.com/orlyata_rus
КТД «Классный театр» «Мастер – это звучит гордо!»
1
«Путь в мастерство» – подводим итоги
1
Орленок – доброволец – 4 часа
«От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!»
1
легенда об Орлятском круге –
КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших»
1
https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q
«Добровольцем будь всегда!»
1
https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch«Портрет добровольца»
1
po-drugomu/korobka-hrabrosti

19
20
21
22
23
24
25
26
27-28
29
30
31
32
33
34

Орлёнок – спортсмен - 4 часа
«Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!»
м/ф «Нехочуха» https://disk.yandex.ru/i/- 5WnFzicng7-3A
1
«Должен быть режим у дня»
https://m.vk.com/orlyata_rus
1
«О спорт, ты – мир!» «Сто затей для всех друзей»
11
1
«Готовимся к спортивным состязаниям» Спортивная игра «У
рекордов наши имена»
1
«Быстрее! Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья»
Орлёнок – Эколог - 6 часов
1
«ЭКОЛОГиЯ» «Каким должен быть настоящий эколог?»
https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ
Мультфильм «Смешарики» по теме экологии
«Мой след на планете» «Что должен знать и уметь эколог?»
1
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
1
«Восхищаемся красивым миром» «Экология на практике»
Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми-мишки
1
«Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим
«Мусор в лесу» Мультфильмы на экологическую тему
экологом»
мультфильм «Мальчик и Земля
«Шагая в будущее - помни о планете». Работа над проектом.
2
Орлёнок – Хранитель исторической памяти - 6 часов
«Орлёнок– Хранитель исторической памяти»
1
«Хранитель семейных традиций»
«Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны»
1
Кодекс «Орлёнка – хранителя»
«Знать, чтобы хранить»
видеоролик «Мульти-Россия» http://www.multirussia.ru/
1
«Историческое чаепитие»
https://m.vk.com/orlyata_rus
«Расскажи мне о России»
1
«Я – хранитель, мы – хранители»
1
Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном
1
году
ИТОГО: 34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».