Рабочая программа курса внеурочной деятельности Рассказы по истории Отечества

Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»,
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»
от 31.08.2023 г. № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Рассказы по истории Отечества»
(предметная область «Общественно-научные предметы»)

Полевской 2023

Планируемые результаты освоения
учебного курса «Рассказы по истории Отечества»
Планируемые результаты освоения учебного курса «Рассказы по истории Отечества»
соответствуют планируемым результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования (ООП ООО), которые представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Планируемые результаты опираются на
ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад примерной программы курса «Рассказы по истории Отечества» в развитие личности обучающихся, их способностей.
Сохраняя содержательную связь с учебным предметом «История», учебный курс «Рассказы по истории Отечества» поможет в решении разнообразных задач, направленных на достижение планируемых освоения предмета «История». Прежде всего, он поможет закрепить
результаты, достигнутые обучающимися при освоении модуля по отечественной истории, а
затем, постепенно усложняя содержание и формы деятельности на занятиях, вести обучающихся к новому уровню предметной компетентности, отраженному в стандарте основного
общего образования. В то же время учебный курс «Рассказы по истории Отечества» как курс
внеурочной деятельности поможет активнее добиваться именно тех результатов, которым
обычно меньше внимания уделяется на уроках истории. Формат курса внеурочной деятельности предусматривает создание обучающимися самостоятельно или под руководством учителя, индивидуально или в группе сложных творческих «продуктов», организацию и проведение межклассных и межвозрастных мероприятий, направленных на обеспечение позитивной динамики развития личности обучающихся.
В соответствии с положениями ФГОС основного общего образования личностные
результаты изучения курса должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
Предметные результаты освоения курса:
приобретение первоначальных навыков работы с исторической информацией;
формирование умения восстанавливать последовательность и длительность событий;
расширение исторических представлений о разных эпохах истории Отечества, приобретение начального опыта осмысления деяний личностей и народов в истории своей
страны;
готовность пополнять исторические знания, применять их для сохранения исторических
и культурных памятников страны.

Содержание учебного курса «Рассказы по истории России»
Тема 1. Рождение Руси (1 час)
Формы организации и виды деятельности: беседа, создание карты-аппликации, диалог-игра, инсценировка
Тема 2. Древняя Русь (9 часов)
Рождение Руси. Великая княгиня Ольга – устроительница Руси. Отвага и гибель князя
Святослава. Крещение Руси. Владимир Святой. Образование в Древней Руси. Ярослав Мудрый. Господин Великий Новгород. Нашествие Батыя. Ледовое побоище. Сергий Радонежский – игумен земли Русской. За свободу Руси! Куликовская битва.
Формы организации и виды деятельности: беседа, создание словаря-аппликации, изготовление ленты времени, диалог-игра, инсценировка «Оживление исторического персонажа», работа с историческими источниками (летописными рассказами), постановка минисцен с опорой на исторический источник, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление «репортажа с места событий», викторина, работа с
интернет-ресурсами, создание комикса.
Тема 3. Московское государство (6 часов)
Русь обретает свободу. «Стояние» на реке Угре. Единая страна – единые законы. Судебник 1497 года. Москва строит новый Кремль. В Россию приходит книгопечатание. Смута.
Освобождение Москвы. Освоение Сибири. Семен Дежнев.
Формы организации и виды деятельности: беседа, заполнение контурных карт, изготовление ленты времени, диалог-игра, виртуальное путешествие, инсценировки судебных
разбирательств, работа с историческими источниками (текстами законов), составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, игра с пословицами, составление экскурсионного буклета, работа с интернет-ресурсами, организация модели музейной
выставки, диспут, создание плаката «Освобождение Москвы» ко Дню народного единства,
создание карты-аппликации.
Тема 4. Российская империя (9 часов)
Основание Петербурга. «Гром победы, раздавайся!». Полтава и Гангут. Заводская держава Урала. Век императриц. Борьба за Крым. Отечественная война 1812 года. Бородинская
битва. Освобождение крестьян. Строительство Транссибирской магистрали. Первая мировая
война: героизм и милосердие.
Формы организации и виды деятельности: беседа, изготовление ленты времени, диалог-игра, виртуальное путешествие, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление плана рассказа, создание схемы-аппликации города, составление «репортажа с места событий», викторина, работа с интернет-ресурсами, прослушивание аудиозаписей, работа с историческими источниками (текстом Манифеста 1861 г.),
проведение исторического диспута «Опровержение исторических мифов об Отечественной
войне 1812 года», заполнение контурных карт, виртуальная поездка по железной дороге на
Дальний Восток.
Тема 5. Советская Россия. СССР (6 часов)
Россия на переломе истории. Революция и Гражданская война. К чужим берегам. «В
буднях великих строек…». Сражение под Москвой. Разгром гитлеровских войск под Сталинградом. Первые в космосе! Когда взрослые были детьми.
Формы организации и виды деятельности: беседа, изготовление ленты времени, диалог-игра, виртуальное путешествие, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление плана рассказа, работа с интернет-ресурсами, создание
плакатов, защита проекта, прослушивание аудиозаписей, составление «репортажа с места событий», создание рисунков, интервьюирование старших членов семьи, создание выставки
«Когда взрослые были детьми», создание фотоколлажей.

Тема 6. Современная Россия (2 часа)
«Петр Великий» выходит в море. Время доброй надежды. Воссоединение Крыма с
Россией.
Формы организации и виды деятельности: беседа, изготовление ленты времени, диалог-игра, виртуальное путешествие, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление плана рассказа, работа с интернет-ресурсами, создание рисунков, интервьюирование старших членов семьи.
Резерв учебного времени – 1 час.

Тематическое планирование
№ п/п

Разделы и темы курса

Рождение Руси (1 час)
Введение. Рождение Руси.
Древняя Русь (9 часов)
Великая княгиня Ольга — устроительница Руси
Отвага и гибель князя Святослава
Крещение Руси. Владимир Святой
Образование в Древней Руси. Ярослав Мудрый
Господин Великий Новгород
Нашествие Батыя
Ледовое побоище
Сергий Радонежский — игумен земли Русской
За свободу Руси! Куликовская битва
Московское государство (6 часов)
Русь обретает свободу. «Стояние» на реке Угре.
Единая страна — единые законы. Судебник 1497 года
Москва строит новый Кремль
В Россию приходит книгопечатание
Смута. Освобождение Москвы
Освоение Сибири. Семен Дежнев.
Российская империя (9 часов)
Основание Петербурга
«Гром победы, раздавайся!». Полтава и Гангут
Заводская держава Урала
Век императриц
Борьба за Крым
Отечественная война 1812 года. Бородинская битва
Освобождение крестьян
Строительство Транссибирской магистрали
Первая мировая война: героизм и милосердие
Советская Россия. СССР (6 часов)
Россия на переломе истории. Революция и Гражданская война.
К чужим берегам. «В буднях Великих строек»
Сражение под Москвой.

Количе
ство
часов

Разгром гитлеровских войск под Сталинградом
Первые в космосе!
Когда взрослые были детьми
Современная Россия (2 часа)
«Петр Великий» выходит в море
Время доброй надежды. Воссоединение Крыма с Россией
Резерв учебного времени


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».