Образовательная программа дополнительного образования 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
«Основная общеобразовательная школа с. Мраморское»

ПРИНЯТО
решением педагогического совета
МБОУ ПГО «ООШ
с.Мраморское»
Протокол от 31.08.2023 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ПГО «ООШ
с.Мраморское»
_____________К.Л.Костромин
Приказ от 31.08.2023 г. № 113-Д

Образовательная программа
дополнительного образования
МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»

Полевской, 2023

Пояснительная записка
В современных условиях перехода к информационному обществу актуальной
становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность
человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные
преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами
формального образования проявляются в следующих его характеристиках:

свободный
личностный
выбор
деятельности,
определяющей
индивидуальное развитие человека;

вариативность содержания и форм организации образовательного
процесса;

доступность глобального знания и информации для каждого;

адаптивность к возникающим изменениям.
Работа объединений дополнительного образования школы строится на
основе нормативно-правовой документации:

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №
196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»


Уставом МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»
Образовательная программа:

учитывает запросы обучающихся и их родителей (законных
представителей), способствует реализации права родителей (законных представителей)
на информацию об образовательном учреждении, право на выбор направленности, вида
деятельности, право на гарантию качества образовательных услуг;

является
основанием
для
определения
качества
реализации
образовательной деятельности;

определяет цели, задачи, направления развития образования,
координирует деятельность всего педагогического коллектива.
Субъекты деятельности: педагоги, обучающиеся, родители (законные
представители).
Цель образовательной программы МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»:
реализация основной стратегии учреждения в области образовательной политики, ее
основных принципов, направлений, содержания дополнительного образования,
ведущих технологий и методик, приоритетов деятельности коллектива для достижения
стратегической цели школы - всестороннее удовлетворение социального заказа
граждан в образовательных потребностях; обеспечение благоприятных условий для
личностного развития, детей через предметную деятельность, познание и общение.
Идея программы: нацеленность усилий всего коллектива на создание условий
для удовлетворения образовательных потребностей участников образовательных
отношений.

Задачи программы:

наметить основные направления и средства совершенствования условий для
достижения целей учреждения (оптимизация учебного плана и дополнительных
общеобразовательных
программ,
развитие
педагогического
потенциала,
информационных, материально-технических, учебно-методических условий);

определить основные инновационные технологии и методики реализации
содержания дополнительного образования с целью создания общей интеллектуальнотворческой среды для проявления и развития способностей каждого ребенка,
стимулирования и выявления достижений одаренных ребят;

наметить конкретные меры по сохранению психического и физического здоровья
обучающихся.
Основные ресурсы:

образовательные
ресурсы:
содержание,
технологии
образования,
его
вариативность, дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
Они реализуются в непосредственной образовательной деятельности педагогов и
обучающихся;

кадровое,
программно-методическое,
управленческое,
информационное,
материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

организация социокультурной среды, создающей условия для развития личности:
режим деятельности, социальная защита участников образовательного процесса,
ориентация на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основное предназначение Образовательной программы – развитие мотивации
личности к познанию, их самовыражения, саморазвития, самоопределения, реализация
дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества,
государства.
Дополнительное образование в школе решает следующие задачи:
- создание условий для формирования многопрофильной модели системы
дополнительного образования на базе образовательной организации
 обеспечение необходимых условий для развития личности каждого обучающегося
 обеспечение соответствующего современным требованиям качества, доступности и
эффективности образования для различных категорий детей через интеграцию основного
и дополнительного образования по различным направлениям:
 расширение предоставляемого спектра услуг дополнительного образования;
 укрепление здоровья обучающихся;
 накопление социального опыта;
 формирование общей культуры;
 организация содержательного досуга.
Система дополнительного образования в школе функционирует круглогодично и
позволяет коллективам показать свои достижения посредством творческих отчетов,
соревнований, защиты проектов. Создаются условия для непрерывного процесса развития
творческой деятельности.
Данная система имеет свои преимущества:

обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети,
родители, педагоги);

детям предоставляется возможность сочетать разные направления и формы
занятий, переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу,
уровню интеллектуального развития);

учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального
содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью
совместной деятельности.

Школа осуществляет обучение и воспитание детей, способных к активному и
интеллектуальному труду, формирует всесторонне развитую личность, реализует право
детей на развитие своих способностей.
Дополнительная общеобразовательная программа реализуется для обучающихся 19 классов школы. Занятия в объединениях проводятся по дополнительным
общеобразовательным
программам
направленности:
физкультурно-спортивной,
художественной.
Школа реализует дополнительные общеобразовательные программы с учетом
запроса участников образовательных отношений и имеющихся в школе условий.
Учащиеся, родители учащихся (законные представители) имеют право выбирать для
обучения дополнительные общеобразовательные программы, предлагаемые школой.
На деятельность объединений дополнительного образования в школе в текущем
2023-2024 учебном году отведено 9 часов. Исходя из целей воспитательной работы
школы, запросов обучающихся их родителей (законных представителей), в 2023-2024
учебном году в школе функционирует 2 объединения дополнительного образования.
Расписание занятий в объединениях дополнительного образования для
обучающихся составляется с учетом того, что занятия в объединениях являются
дополнительной нагрузкой к основной образовательной программе.
При зачислении в объединение физкультурно-оздоровительной направленности
каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья.
Ответственность за организацию объединений дополнительного образования и
составление расписания несёт заместитель директора, курирующий воспитательную
работу в школе. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или
изменение расписания производится только с согласия заместителя директора по
воспитательной работе. В период школьных каникул занятия проводятся согласно
расписанию.
Между основными учебными занятиями в общеобразовательном учреждении
(независимо от обучения) и посещением объединений дополнительного образования
обучающихся перерыв для отдыха должен быть не менее 30 минут. Начало занятий в
объединениях дополнительного образования не ранее 12.00 ч., а окончание — не позднее
16.00 ч.
Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются
дополнительной образовательной программой педагога, а также требованиями,
предъявляемыми к режиму деятельности детей в образовательном учреждении
дополнительного образования детей. Продолжительность занятий детей в объединениях
дополнительного образования — 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут для
отдыха обучающихся и проветривания помещения.
В соответствии с программой педагог может использовать различные формы
образовательно-воспитательной
деятельности:
аудиторные
занятия,
семинары,
практикумы, экскурсии, экспедиции, соревнования, турниры и др. Занятия могут
проводиться как со всем составом группы, так и индивидуально.
Организация образовательного процесса
характеризуется следующими
особенностями:
 обучающиеся занимаются в объединениях в свободное от основной учебы время;
 обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги);
 обучение ведется на русском языке;
 занятия в объединениях проводиться по дополнительным общеобразовательным
программам следующих направленностей: физкультурно-спортивной, художественной;
 каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их
в течении года;

 численный состав учебных групп определяется педагогом в соответствии с характером
деятельности, возрастом обучающихся, площади кабинета и дополнительной
общеобразовательной программой, утверждается приказом директора;
 детям предоставляются возможности сочетать различные формы обучения;
 деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных
объединениях;
 образовательный процесс организуется как с целой группой, так и по подгруппам, а
также могут быть организованы индивидуальные занятия в течение всего учебного года;
 в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители
(законные представители) без включения в основной состав;
 при
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
могут
организовываться и проводиться массовые мероприятия, а также создаваться
необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей
(законных представителей);
 при приеме в спортивные объединения необходимо медицинское заключение о
состоянии здоровья ребенка;
 учреждение самостоятельно в выборе оценок, периодичности и форм аттестации
обучающихся.
Расписание занятий
Расписание занятий составлено с учетом:
 санитарно-эпидемиологических требований;
 целесообразности организации образовательно-воспитательного процесса;
- создания необходимых условий для воспитанников разных возрастных групп.

Учебный план дополнительного образования
Название

классы

год
обучения

«Невидаль»

1

1

учебная
нагрузка
ч/нед
1

«Невидаль»

2

1

1

«Невидаль»

3

1

1

Школьный
спортивный
клуб
Школьный
спортивный
клуб
Школьный
спортивный
клуб
Школьный
спортивный
клуб
«Невидаль»

4

1

1

ИТОГО

учебная
нагрузка
ч/год
33
34
34

руководитель
Василевская
А.Р.
Василевская
А.Р.
Василевская
А.Р.
Ткач Е.А

34
6

1

Ткач Е.А.

1
35

7

2

Ткач Е.А.

1
35

8

3

Ткач Е.А.

1,5
52,5

9

1

1,5
9

52,5

Василевская
А.Р.

310

Календарный учебный график объединений дополнительного образования
1.
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 01.09.2023 г.
Продолжительность учебного года – 33 недели в 1 классе, 34 недели в 2 – 7
классах, в 8 – 9 классах 35 недель.
Этапы
1 год обучения
образовательного
процесса
Начало учебного года 1 сентября
Продолжительность 34 недели
учебного года
Продолжительность 6- 16 лет: 40мин.
занятия
Итоговая аттестация 21 – 25 мая
Окончание учебного 31 мая
года
с 30 декабря по 10 января
Каникулы зимние
с 1 июня
Каникулы летние

2 и более годы обучения
1 сентября
35 недели
7-16 лет: 40 мин.
21– 25 мая
31 мая
с 30 по 10 января
с 1 июня






3. Регламент образовательного процесса:
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Для первого года обучения детей школьного возраста не более 4 часов в неделю
Для второго и третьего годов обучения не более 6 часов неделю.
Для четвертого и последующих годов обучения не более 8 часов в неделю.

4. Режим занятий
Продолжительность занятий учитывается в академических часах и составляет 40
минут, перерыв между занятиями составляет – 10 минут .
5. Начало учебных занятий – не ранее 12.00 ч., окончание учебных занятий –
не позднее 16.00 часов
6.

Режим работы учреждения в период школьных каникул:

В каникулярное время занятия в объединениях дополнительного образования
проводятся по расписанию занятий, а также при необходимости по временному
утвержденному расписанию, составленному на период каникул, с постоянным или
переменным составом, в соответствии с календарно-тематическими планами. Допускается
изменение форм занятий: экскурсии, походы, соревнования.
Расписание работы объединений дополнительного образования
название
«Невидаль»
«Невидаль»
«Невидаль»
ШСК
ШСК
ШСК
ШСК
«Невидаль»

классы
1
2
3
4
6
7
8
9

руководитель
Василевская А.Р.
Василевская А.Р.
Василевская А.Р.
Ткач Е.А.
Ткач Е.А.
Ткач Е.А.
Ткач Е.А.
Василевская А.Р.

Дни
занятий
вт
вт
чт
чт
чт
пт
сб
пн

Время
занятий
13.10
14.00
13.10
14.00
15.00
15.00
14.00
15.00

Информационные сведения о реализуемых образовательных программах
В целом, образовательная программа способствует реализации индивидуальных
образовательных потребностей заказчиков, которыми являются дети и их родители.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам направлена на:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в нравственном и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;


удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации.
Краткая характеристика дополнительных общеобразовательных программ:
1. Художественно-эстетическая направленность. «Удивительный мир танца»
для 1- 3 классов и 8 класса.
Руководитель Василевская Анна Ростиславовна.
Программа «Удивительный мир танца» имеет художественно-этетическую
направленность и рассчитана на детей с разной степенью одаренности и склонности к
танцевальному искусству. Программный материал направлен на приобретение учащимися
знаний по основам хореографического искусства, навыков танцевального движения,
развитие артистических, исполнительских способностей детей.
Актуальность программы обусловлена социальным заказом на гуманистическую
направленность образования и необходимостью художественного воспитания личности
ребёнка, формирования общей культуры, возможностью последующей самореализации в
жизни.
Цель программы:
Создать условия для социализации и гармоничного развития духовных и
физических качеств личности ребенка посредством хореографического искусства.
Задачи:
Обучающие:
- Ознакомление с особенностями изучаемых танцев, приемами актерского
мастерства и точного и выразительного исполнения движений.
- Формирование у учащихся танцевальных знаний, умений, навыков на основе
овладения программного материала.
- Изучение движений различных видов сложности, этюдов, комбинаций, танцев.
- Организация постановочной и концертной деятельности.
Развивающие:
- Развитие мотивации на творческую деятельность.
- Приобщение обучаемых к искусству хореографии, развитие их художественного
вкуса и интересов.
- Становление и развитие физической подготовки – выносливости, пластики,
гибкости, координации, музыкальности.
- Развитие способности к самостоятельной и коллективной работе.
Воспитательные:
- Формирование ценностных ориентиров для адаптации в жизни в обществе.
- Формирование художественного вкуса.
- Создание условий для общения.
- Создание дружного и крепкого коллектива.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате успешного освоения программы ребёнком, планируемые результаты
можно представить, как:
Предметные
─ ребенок расширит знания, будет проявлять активный интерес к
хореографическому искусству;
─ научится понимать термины и понятиями из области хореографии;
─ познакомится с некоторыми образцами мировой классики, как балетной, так и
музыкальной;
─ овладеет понятиями о средствах музыкальной выразительности (ритм, темп,
характер музыкального произведения);

─ научится передавать характер музыкального произведения в движении (веселый,
грустный, лирический, героический ит.д.).
Метапредметные
─ ребенок выработает правильную осанку, усвоит правильную постановку корпуса;
─ научится дифференцировать работу различных групп мышц, владеть центром
тяжести тела, ориентироваться в пространстве, развить прыгучесть, чувство ритма;
─ разовьет координацию движений, мышечную, слуховую и зрительную память;
─ овладеет навыками по различным видам передвижений по залу и приобретет
определенный «запас» выразительных движений в общеразвивающих и танцевальных
упражнениях;
─ научится воплощать образы посредством пластики, элементов актерской игры,
импровизации, пантомимы;
─ научится находить, анализировать ошибки и исправлять их.
Личностные
─ ребенок разовьет эстетический вкус, будет проявлять эмоциональную
отзывчивость на музыку;
─ будет проявлять чувство ответственности и трудолюбие;
─ научится взаимодействовать со сверстниками, партнёрами по танцу в процессе
творческой деятельности;
─ сформирует представление об этикете (поклон в начале и конце занятия).
2. Физкультурно-спортивное направление. Секция «Спортивные игры» в 5-7
классах и в 8 классе. Руководитель Ткач Егор Александрович.












Целью курса является содействие укреплению здоровья, приобщению детей к физической
культуре и потребности заботиться о своем здоровье в процессе активного их участия в
играх и соревнованиях, создание условий для достижения высоких спортивных
результатов.
Основными задачами реализации поставленной цели являются:
укрепление здоровья учащихся, содействие их разносторонней физической
подготовленности;
комплексное развитие физических и психических качеств;
формирование устойчивых мотивов и потребностей учащихся в бережном отношении к
своему здоровью, творческом использовании средств физической культуры в организации
здорового образа жизни;
обучение способам контроля величины и функциональной направленности физической
нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе занятий;
создание учащимся условия для полноценной реализации их двигательных и творческих
потребностей;
стабилизирование эмоций, обогащение учащихся новыми ощущениями, представлениями,
понятиями;
развитие самостоятельности и творческой инициативности школьников, способствование
успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
воспитание волевых качеств: дисциплины, самоорганизация, коллективизма, честности,
скромности, смелости;
формирование системы нравственных общечеловеческих ценностей.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий.

Наличие условий для развития:
Все кружки и секции работают по заранее составленному и утвержденному
директором расписанию, соблюдая санитарно-гигиенические нормы. В расписании
предусмотрены как групповые, так и индивидуальные занятия. В деятельности
дополнительного образования прослеживается возрастной подход.
Помимо дополнительных общеобразовательных программ в школе реализуются
программы внеурочной деятельности, которые помогают расширить возможности
дополнительного образования школы и дают возможность обучающимся реализовать
свои потребности в развитии интеллектуальных, творческих способностей.
Дополнительные общеобразовательные программы соответствуют требованиям
Министерства образования и науки Российской Федерации, содержат пояснительную
записку с обоснованием актуальности программы, формулировкой ее цели и задач;
учебно-тематические планы и содержание разделов и тем по годам обучения, формы
контроля и ожидаемые результаты, описания методического обеспечения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».