Рабочая программа учебного курса Экологическая культура грамотность безопасность

Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»,
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»
от 31.08.2023 г. № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Экологическая культура, грамотность, безопасность»
(предметная область «Естественно-научные предметы»)
для 5-9 классов

Полевской 2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные образовательные результаты
Обучающиеся осознают:
 ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов,
глобальная роль человека на Земле;
 высокую степень зависимости человека от природы: человек не может жить вне
биосферы, а биосфера может существовать без человека;
 способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе
морального выбора, принятию ответственности за их результаты,
целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
 необходимость активной жизненной позиции и приобретают мотивацию стать
активными защитниками окружающей среды.
Предметные результаты
Обучающиеся осмысляют:
 существование всеобщих связей в природе; природа — единая развивающаяся
система; солнечно-земные связи как отражение общих связей в природе;
 единство физических и химических процессов для всех проявлений жизни;
биогеохимические превращения в природе;
 различные способы постижения человеком природы; сложность путей научного
познания; логику научного познания; применение научных знаний в
практической деятельности человека;
 принципы экологически грамотного поведения; деятельность человека,
нарушающая законы природы, приводит к нарушению её целостности.
Метапредметные результаты
Обучающиеся осваивают:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план
действий;
 умение работать с учебной информацией (анализ, установление причинноследственных связей);
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности;
 умение применять естественно-научные знания для объяснения окружающих
явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности,
бережного отношения к природе;
 умение с достаточной чёткостью выражать свои мысли; проводить опросы;
проводить самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы;
осуществлять презентацию результатов и публичные выступления.

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
РАЗДЕЛ «Экологическая культура». 5—6 классы
Модуль 1. Понимаем природу
Как появились знания о природе. Роль природы в жизни человека. Человек учится у
природы. Воздействие человека на природу. Роль человека в жизни природы. Какие науки
изучают природу. Что изучает наука экология. Почему экологические проблемы так
сложны. Природа — это система. Учимся применять системный подход. Взаимосвязь
компонентов в природе. Что такое экосистема. Аквариум — искусственная экосистема.
Модуль 2. Сохраняем природу
Почему исчезают растения и животные. Красная книга. Как сохранить растительный и
животный мир. Проект «Сбор кормов для подкормки птиц и зверей зимой. Организация
подкормки». Экскурсия в зоопарк. Изготовление домиков для летучих мышей. Выявление
и паспортизация старовозрастных деревьев. Ответственность человека за прирученных
животных. Социологический опрос населения по проблеме содержания собак в городе.
Модуль 3. Учимся у природы использовать экологически чистую энергию
Как растения получают энергию солнечных лучей. Изучаем хлорофилл в растении. Изучаем
разнообразие пигментов растительных клеток. Многообразие окраски листьев у комнатных
растений. Сравнение пестролистных форм растений, выросших в разных условиях
освещённости.
Как растение использует энергию солнечных лучей. Космическая роль зелёных растений
на планете. Экскурсия на луг. Экскурсия в лес.
Проект «Используем энергию Солнца».
Модуль 4. Учимся у природы безотходному производству
Природа — пример безотходного производства. Бытовые отходы как экологическая
проблема. Социологический опрос по проблеме мусора. Исследование содержимого
мусорной корзины. Способы переработки и утилизации отходов. Раздельный сбор мусора.
О чём рассказывает упаковка товара. Исследование упаковок товаров, приобретённых
семьёй за неделю. Экскурсия в продовольственный магазин. Как стать экологически
грамотным покупателем.
РАЗДЕЛ «Экологическая грамотность». 7—8 классы
Модуль 1. Сохраняем биоразнообразие
Сохранение биоразнообразия — сохранение устойчивости экосистемы. Особо охраняемые
природные территории. Проект «Создаём мини-ООПТ». Деловая игра «История деревни
Бобровки». Охрана и привлечение птиц. Искусственные гнездовья. Экскурсия по особо
охраняемой природной территории.
Модуль 2. Сохраняем почву
Почва — поверхностный слой земной коры. Экологические проблемы сохранения почвы.
Экскурсия «Исследуем почву». Определяем кислотность почвы. Значение плодородия
почвы. Определяем механический состав почвы и содержание гумуса в почве. Влияние
вытаптывания почвы на растительность.
Модуль 3. Сберегаем энергию
Экологические проблемы использования энергии. Выясняем мощность, потребляемую
электробытовыми приборами, и учимся экономить электроэнергию. Анализируем затраты
электроэнергии и учимся экономить. Проект «Экологическое просвещение по проблеме
энергосбережения».
Модуль 4. Сберегаем воду
Самое распространённое на Земле вещество. Проблема сохранения водных ресурсов.
Сохранение воды. Способы очистки воды в лаборатории. Лабораторное исследование воды
из природного водоёма. Биоиндикация и биотестирование воды. Проект «Экологическое
просвещение по проблеме рационального использования воды».
3

Модуль 5. Сберегаем атмосферу
Проблема загрязнения атмосферы. Проект «Экологическое просвещение по проблеме
рационального использования транспорта». Биоиндикация загрязнения воздуха. Изучение
потока автомобилей на улице. Исследуем влияние деревьев и кустарников на количество
пыли в воздухе. Оценка состояния зелёных насаждений.
Модуль 6. Мыслим глобально — действуем локально
Глобальные проблемы современного мира. Глобальные экологические риски. Концепция
устойчивого развития. Моя страна: мечтай, узнавай, действуй!
РАЗДЕЛ «Экологическая безопасность». 9 класс
Модуль 1. Общие вопросы экологического мониторинга и охраны территорий
Экологическая безопасность. Экологический мониторинг. Виды и подсистемы
экологического мониторинга. Методы экологического мониторинга. Биоиндикация и её
виды. Картирование загрязнённых участков
Фитоиндикация как составная часть экологического мониторинга. ООПТ как основа
сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
Модуль 2. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха
Общая характеристика экологического состояния атмосферного воздуха. Мониторинг
радиационной обстановки. Лихеноиндикация как метод мониторинга загрязнения
атмосферного воздуха. Лишайники как показатели состояния загрязнения атмосферного
воздуха. Исследовательская работа. Определение связей водоросли и гриба в составе
лишайника. Лабораторная работа. Оценка состояния среды на основе метода
флуктуирующей асимметрии. Изучение флуктуирующей асимметрии у растений как
показателя качества среды обитания. Исследовательская работа. Оценка состояния
древостоя парка. Исследовательская работа. Газочувствительность и газоустойчивость
растений. Изучение состояния растительности и разработка проекта озеленения своего
микрорайона. Проектно-исследовательская работа. Снежный покров как индикатор
загрязнения природной среды. Исследовательская работа.
Модуль 3. Мониторинг водной среды
Общая характеристика экологического состояния водных объектов. Методы
гидробиологического анализа. Сапробность организмов. Методика работы с пробами
зообентоса. Изучение антропогенной нагрузки на водный биогеоценоз. Исследовательская
работа. Изучение качества воды из различных пресных водоёмов. Практическая работа.
Модуль 4. Мониторинг почв
Общая характеристика экологического состояния почв. Биоиндикация загрязнения
почвенной среды. Структура животного населения почвы и факторы его разнообразия.
Фаунистическая биоиндикация. Влияние физико-химических свойств почвы на
численность и видовое разнообразие организмов. Практическая работа. Способы
определения кислотности почвы. Практическая работа. Энергия прорастания семян
одуванчика лекарственного как показатель загрязнения почвенной среды. Практическая
работа. Изучение качества пыльцы растений как показателя загрязнения окружающей
среды. Исследовательская работа. Изучение численности дождевых червей в различных
биоценозах как показателя стабильности почвенной среды. Исследовательская работа.
Почва как показатель состояния окружающей среды изучаемой территории. Мини-проект.

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел «Экологическая культура» 5—6 классы
5 КЛАСС
35 ч, из них 5 ч — резервное время
Модуль 1. Понимаем природу (15 ч)
Кол-во часов
№ п/п
1

2
3

4—5
6

7
8
9

10

11

12
13—15

16
17

Название темы

Основное содержание

Как появились научные
знания о природе. Роль
природы в жизни
человека

Появление знания о природе.
Безграничность процесса познания. Роль
природы в жизни человека. Лекарственные
растения. Животные — помощники и
друзья человека
Человек учится у природы
Изучение природных «изобретений»
человеком. Наука бионика
Воздействие человека на Воздействие человека на природу.
природу. Роль человека в Роль человека в жизни природы
жизни природы
Проект «Озеленение
Проект «Озеленение пришкольной
пришкольной территории» территории»
Какие науки изучают
Науки, изучающие природу. Экология.
природу. Что изучает наука Экологические проблемы. Саморегуляция,
экология
как важное свойство природы
Почему экологические
Последствия экологических проблем.
проблемы так сложны
Экологические проблемы в России
Природа — это система
Система. Компоненты системы. Природа
— открытая и развивающаяся система
Учимся применять
Использование системного подхода
системный подход
при изучении природы. Мегамир,
макромир, микромир
Взаимосвязь компонентов в Взаимосвязь компонентов природы.
природе
Влияние деятельности человека на
взаимосвязи в природе
Что такое экосистема
Экосистема. Компоненты экосистемы.
Производители. Потребители.
Разрушители. Пищевые цепи
Аквариум — искусственная Практическая работа «Аквариум как
экосистема
система»
Итоговое обобщение
Задания на формирование
Природа — наш дом.
функциональной грамотности
Экология — наука о доме.
Экологические проблемы
Земли.
Модуль 2. Сохраняем природу (15 ч)
Почему исчезают растения
и животные
Красная книга

Систематика. Вид. Причины исчезновения
видов живых организмов
Международный союз охраны природы. О
чём рассказывает Красная книга. Красная
книга Российской Федерации
5

Теоретич Практич
еских
еских
1

1
1

2
1

1
1
1

1

1

1
3

1
1

18

19

20—21

22—23
24—25

26

27—28

29—30

1

2—3

4—5

6
7

Как сохранить
растительный и
животный мир

Деятельность человека, направленная
на сохранение природы.
Общественные организации по охране
природы
Сбор кормов для
Проект «Сбор кормов для поддержки
подкормки птиц и зверей
птиц и зверей зимой».
зимой.
Организация подкормки.
Экскурсия в зоопарк
Правила наблюдения за животными.
Экскурсия в зоопарк. Наблюдение на
птицами на кормушке
Изготовление домиков для Практическая работа «Изготовление
летучих мышей
домиков для летучих мышей»
Выявление и паспортизация Практическая работа «Поиск, выявление
старовозрастных деревьев
и паспортизация старовозрастных
деревьев
Ответственность
Порода. Домашние животные.
человека за приручённых Правила ухода за домашними
животных
животными
Социологический опрос
Социологический опрос населения по
населения по проблеме
проблеме содержания собак в городе
содержания собак в городе
Итоговое обобщение
Задания на формирование
Сохраняем природу.
функциональной грамотности
Красная книга. Значение
сохранения разнообразия
видов растений и
животных.
6 КЛАСС
35 ч, из них 6 ч – резервное время
Модуль 1. Учимся у природы использовать экологически
чистую энергию (15 ч)
Как растение получает
Использование организмом энергии.
энергию солнечных лучей
Растительные пигменты. Хлорофилл.
Влияние цвета световых лучей на
жизнедеятельность растений и водорослей
Изучаем хлорофилл в
Практическая работа.
растении. Изучаем
Внутренние строение листа. Хлоропласты
разнообразие пигментов
растительных клеток
Многообразие окраски
Практические работы
листьев у комнатных
«Многообразие окраски листьев у
растений. Сравнение
комнатных растений», «Сравнение
пестролистных форм
пестролистных форм растений,
растений, выросших в
выросших в условиях различной
разных условиях
освещённости»
освещённости
Как растение использует
Крахмал. Фотосинтез
энергию солнечных лучей
Космическая роль зелёных Вещества органические и неорганические.
растений на планете
Отличие органических веществ от
минеральных
6

1

1

2

2
2

1

2

2

1

2

2

1
1

8—9

Экскурсия на луг

10—11

Экскурсия в лес

12—13

Проект «Используем
энергию Солнца»

14—15

Итоговое обобщение
Сохраняем энергию.
Кладовые солнца: леса и
болота Подмосковья.
Основные причины
экологических проблем
лесных зон. Защита
растений.
Модуль 2. Учимся у природы безотходному производству (14 ч)

16

Природа — пример
безотходного производства
Бытовые отходы как
экологическая проблема

17

18—19
20—21
22

Социологический опрос
по проблеме мусора
Исследование содержимого
мусорной корзины
Способы переработки и
утилизации отходов

23

Раздельный сбор мусора

24—25

О чём рассказывает
упаковка товара.
Исследование упаковок
товаров, приобретённых
семьёй за неделю
Экскурсия в
продовольственный
магазин. Как стать
экологически грамотным
покупателем
Итоговое обобщение
Бытовые отходы —
мировая проблема.
Стратегия решения
проблемы ТКО в России.

26—27

28—29

Экскурсия на луг. Взаимосвязи между
различными компонентами экосистемы
луга. Влияние хозяйственной деятельности
человека на разнообразие организмов луга
Экскурсия в лес. Экосистема леса. Леса —
хвойные, лиственные и смешанные.
Ярусность
Использование солнечного света в
солнечных печах. Проект «Используем
энергию Солнца»
Задания на формирование
функциональной грамотности

Круговорот веществ в природе.
Загрязнение окружающей среды. Отходы
Бытовые отходы. Сроки разложения
отходов в природе. Степень опасности
разных отходов для окружающей среды
Социологический опрос населения
по проблеме мусора
Исследование состава бытовых отходов.
Практическая работа
Проблемы ликвидации мусора. Способы
утилизации твёрдых коммунальных
отходов
Правила сортировки отходов. Обозначения
на контейнерах для сбора твёрдых
коммунальных отходов
Практические работы «О чём
рассказывает упаковка товара»,
«Исследование упаковок товаров,
приобретённых семьёй за неделю»

2

2

2

2

1
1

2
2
1

1

2

Экскурсия «Продовольственный магазин.
Как стать экологически грамотным
покупателем»

2

Задания на формирование
функциональной грамотности

2

7

Раздел «Экологическая грамотность» 7—8 классы
7 КЛАСС
35 ч, из них 3 ч — резервное время
Модуль 1. Сохраняем биоразнообразие (12 ч)
№ п/п

1

2

3—4
5—6
7—8

9—10

11—12

Название темы

Сохранение
биоразнообразия —
сохранение устойчивости
биосферы
Особо охраняемые
природные территории

Проект «Создаём миниООПТ»
Деловая игра «История
деревни Бобровки»
Охрана и привлечение
птиц. Искусственные
гнездовья
Экскурсия по особо
охраняемой природной
территории
Итоговое обобщение
Сохранение
биоразнообразия планеты.

13

Почва — поверхностный
слой земной коры

14

Экологические проблемы
сохранения почвы
Экскурсия «Исследуем
почву»

15—16

17—18

Определяем кислотность
почвы

19—20

Значение плодородия
почвы. Определяем
механический состав почвы
и содержание гумуса в
почве

Основное содержание

Кол-во часов
Теоретич Практич
еских
еских

Биологическое разнообразие. Мониторинговые
исследования

1

Особо охраняемые природные территории
(ООПТ): государственные природные
заповедники, национальные парки, природные
парки, государственные природные заказники,
памятники природы, дендрологические парки и
ботанические сады
Проект «Создаём свою мини-ООПТ»

1

2

Деловая игра «История деревни Бобровки»

2

Гнёзда птиц. Правила изготовления
искусственных гнездовий. Практическая
работа «Изготовления гнездовий для птиц»
Экскурсия по особо охраняемой природной
территории

2

Задания на формирование функциональной
грамотности

2

Модуль 2. Сохраняем почву (12 ч)
Почвоведение. Обитатели почвы. Состав и
особенности почвы. Плодородие почвы. Роль
животных в образовании почвы
Почвообразование. Причины разрушение почвы
Механический состав почвы. Влажность
почвы. Окраска почвы. Сложение почвы.
Экскурсия «Исследуем почву»
Кислотность почвы. Закисления почв.
Практическая работа «Исследование
кислотности почвы»
Практические работы «Значение плодородия
почвы», «Определение механического состава
почвы», «Определение содержания гумуса в
почве»
8

2

1

1
2

2

2

21—22
23—24

25
26

27—28

29—30

31—32

1

2
3
4—5

6—7
8—9

10—11

Влияние вытаптывания
почвы на растительность
Итоговое обобщение
Основные причины
деградации почв. Защита
почв.

Практическая работа «Определение влияния
вытаптывания почвы на растительность»
Задания на формирование функциональной
грамотности

Модуль 3. Сберегаем энергию (8 ч)
Экологические проблемы
Использование энергии живыми организмами.
использования энергии
Использование энергии человеком
Выясняем мощность,
Использование электроэнергии в быту. Бытовые
потребляемую
электрические приборы, классы
электробытовыми
энергоэффективности. Практическая работа
приборами и учимся
«Исследование энергопотребления бытовых
экономить электроэнергию приборов»
Анализируем затраты
Анализируем затраты электроэнергии и
электроэнергии и учимся учимся экономить, создавать комфортные
экономить
условия и затрачивая минимум
электроэнергии. Практическая работа
«Исследование потребления
электроэнергии»
Проект «Экологическое
Проект «Экологическое просвещение по
просвещение по проблеме
проблеме энергосбережения»
энергосбережения»
Итоговое обобщение
Задания на формирование функциональной
Сберегаем энергию в
грамотности
своём доме
8 КЛАСС
35 ч. из них 3 ч — резервное время
Модуль 1. Сберегаем воду (12 ч)
Самое распространённое на Проблемы сбережения воды. Свойства воды.
Земле вещество
Использование воды в разных сферах:
промышленности, энергетики и сельского
хозяйства
Проблема сохранения
Самоочищение водоёмов. Экосистема водоёма.
водных ресурсов
Различные виды загрязнений воды
Сохранение воды
Очистка сточных вод. Способы очистки
воды. Экономия воды
Способы очистки воды в
Практические работы «Очистка воды
лаборатории
фильтрованием», «Разделение жидкостей с
помощи делительной воронки»
Экскурсия на водоём
Экскурсия на водоём. Практическая работа
«Оценка мутности и прозрачности воды»
Лабораторное исследование Практическая работа «Определение
воды из природного
прозрачности и мутности воды из водоёма и
водоёма. Биоиндикация и
сравнение её с водопроводной водой».
биотестирование
Биоиндикация. Биотестирование. Лабораторные
работы «Использование лука репчатого для
биотестирования воды», «Использование семян
гороха для биотестирования воды»
Проект «Экологическое
Проект «Экологическое просвещение по
просвещение по проблеме
проблеме рационального использования воды»
9

2
2

1
1

2

2

2

1

1
1
2

2
2

2

12—13

14

15—16

17—18

19—20
21—22

23—24
25—26

27—28

29—30

31—32

рационального
использования воды»
Итоговое обобщение
Значение воды. Охрана
воды. Вода —
стратегический запас

Задания на формирование функциональной
грамотности

Модуль 5. Сберегаем атмосферу (13 ч)
Проблема загрязнения
Виды загрязнений. Источники загрязнения
атмосферы
атмосферы: естественные (природные) и
искусственные (антропогенные)
Проект «Экологическое
Влияние транспорта на атмосферу. Проект
просвещение по
«Экологическое просвещение по проблеме
проблеме рационального рационального использования транспорта»
использования
транспорта»
Биоиндикация
Биоиндикация. Лишайники как
загрязнения воздуха
биоиндикаторы чистоты воздуха.
Лихеноиндикация. Практические работы
«Оценка чистоты воздуха методом
лихеноиндикации», «Определение чистоты
воздуха по хвое сосны»
Изучение потока
Практическая работа «Изучение потока
автомобилей на улице
автомобилей на улице»
Исследуем влияние
Запылённость воздуха. Болезни,
деревьев и кустарников
вызываемые загрязнением воздуха.
на количество пыли в
Практическая работа «Влияние деревьев и
воздухе
кустарников на количество пыли в воздухе»
Оценка состояния
Практическая работа «Оценка состояния
зелёных насаждений
зелёных насаждений»
Итоговое обобщение
Задания на формирование функциональной
Экологические проблемы
грамотности
атмосферы. Охрана
атмосферы
Модуль 6. Мыслим глобально — действуем локально (6 ч)
Глобальные проблемы
Пути решения глобальных проблем. Задания на
современного мира.
формирование функциональной грамотности
Глобальные экологические
риски
Концепция устойчивого Концепция перехода Российской Федерации
развития
к устойчивому развитию Задания на
формирование функциональной грамотности
Моя страна: мечтай,
Экологический рейтинг регионов России.
узнавай, действуй!
Путь к устойчивому развитию.
Экологические угрозы.
Задания на формирование функциональной
грамотности

10

2

1

2

2

2
2

2
2

2

2

2

Раздел «Экологическая безопасность» 9 класс
9 КЛАСС
36 ч
МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА И ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ (8 Ч)
№
п/п

Тема

Основное содержание

1

Экологическая
безопасность

2

Экологический
мониторинг

3

Виды и подсистемы
экологического
мониторинга

4

Методы экологического
мониторинга

5

Биоиндикация и её виды Понятие о биоиндикации. Классификация
и характеристика видов биоиндикации
Картирование
Проведение картирования загрязнённых
загрязнённых участков
участков: этапы работы и их содержание.
Физико-географические и экономикогеографические характеристики
территории обследования
Фитоиндикация как
Фитоиндикация как один из методов
составная часть
оценки качества окружающей среды.
экологического
Понятие о фитоиндикации и
мониторинга
фитоиндикаторах. Организмырегистраторы и организмы-накопители.
Морфологические изменения растений,
используемые в биоиндикации.

6

7

Понятие «экологическая безопасность».
Обеспечение экологической
безопасности. Экологическая угроза
(экологическая опасность) и её
составляющие. Объекты экологической
безопасности. Источники экологической
опасности. Внешние и внутренние
экологические угрозы. Нормативноправовые документы РФ в сфере
экологической безопасности
Понятие об экологическом мониторинге
(мониторинге окружающей среды). Цели
и задачи экологического мониторинга.
Объекты экологического мониторинга.
Программа экологического мониторинга
Классификация видов экологического
мониторинга. Подсистемы
экологического мониторинга. Уровни
мониторинга. Объекты наблюдения и
показатели
Методы исследования. Биологический
мониторинг как метод исследования:
этапы и содержание. Преимущества
живых индикаторов. Мониторинг
состояния природных ресурсов в России

11

Кол-во
часов
Теорети Практи
ческих
ческих
1

1

1

1

1
1

1

Основные растения-индикаторы
загрязнения атмосферного воздуха
8

ООПТ как основа
сохранения
биологического и
ландшафтного
разнообразия

Понятие об ООПТ. Роль ООПТ в
сохранении ландшафтов территории и
видового разнообразия экосистем.
Основы организации ООПТ. Категории
ООПТ

МОДУЛЬ 2. МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА (11 ч)
9
Общая характеристика
Основные источники загрязнения
экологического
атмосферы региона. Основные веществасостояния атмосферного загрязнители воздушной среды и их
воздуха
влияние на организм человека.
Программа мониторинга воздуха.
География загрязнений воздушного
бассейна
10
Мониторинг
Радиационные опасные и ядерноопасные
радиационной
производства на территории региона.
обстановки
Источники ионизирующего излучения.
Влияние ионизирующего излучения на
организм. Краткий обзор катастроф.
Современная радиационная обстановка
11
Лихеноиндикация как
Лишайники как определители
метод мониторинга
загрязнения воздушной среды. Строение
загрязнения
лишайников. Влияние химических
атмосферного воздуха
веществ на лишайники Методы учёта
лишайников
12

13

14

15

Лишайники как
показатели состояния
загрязнения
атмосферного воздуха.
Исследовательская
работа

Расчёт показателя относительной
чистоты атмосферы (ОЧА) на основе
определения степени покрытия,
встречаемости типов лишайников,
размеров розеток и жизнеспособности.
Определение степени загрязнения
окружающей среды по типам
лишайников
Определение связей
Определение прочности связей водоросли
водоросли и гриба в
и гриба в составе лишайника,
составе лишайника.
возможность их раздельного
Лабораторная работа
существования
Оценка состояния среды Асимметрия листового аппарата как
на основе метода
показатель наличия стрессовых факторов.
флуктуирующей
Требования к видам-биоиндикаторам.
асимметрии
Методы оценки стрессового воздействия
на растения
Изучение
Отбор материала для исследования и
флуктуирующей
работа с ним. Обработка данных, по
асимметрии у растений
оценке стабильности развития с
как показателя качества использованием мерных признаков.
среды обитания.
Оценка качества среды по значению
12

1

1

1

1

1

1

1

1

Исследовательская
работа
16

17

18

19

20

21

22

интегрального показателя стабильности
развития

Оценка состояния
древостоя парка.
Исследовательская
работа

Проведение инвентаризации древесных
насаждений изучаемой территории
(ключевого участка). Изучение основных
параметров древостоя исследуемой
площадки. Формула древостоя.
Определение состояния древостоя парка с
использованием простейшей шкалы
Газочувствительность и Влияние загрязнителей на клетки
газоустойчивость
растений. Внешние признаки
растений
повреждения растений токсичными
веществами. Адаптация растений к
действию газов. Механизмы
устойчивости к неблагоприятным
факторам. Группы устойчивости
растений
Изучение состояния
Определение видового состава древеснорастительности и
кустарниковых пород, повреждений и
разработка проекта
заболеваний. Влияние загрязнения на
озеленения своего
состояние древесных пород. Составление
микрорайона.
карты газоустойчивости древесноПроектнокустарниковой растительности.
исследовательская
Разработка проекта озеленения своего
работа
микрорайона
Снежный покров как
Снежный покров как индикатор
индикатор загрязнения
процессов закисления природных сред.
природной среды.
Этапы загрязнения снежного покрова.
Исследовательская
Методика работы со снежными пробами.
работа
Изучение физических и химических
параметров снега
МОДУЛЬ 3. МОНИТОРИНГ ВОДНОЙ СРЕДЫ (6 ч)
Общая характеристика
Основные определяемые показатели
экологического
физико-химического состава
состояния водных
поверхностных вод при мониторинге.
объектов
Основные источники загрязнения
водотоков региона. Качество воды
водотоков и водоёмов региона
Методы
Гидробиологический анализ как
гидробиологического
биологический метод оценки качества
анализа
воды. Показатели степени загрязнения.
Расчётные индексы в экологическом
мониторинге. Преимущества и
недостатки биологических методов
оценки загрязнения вод
Сапробность
Понятие о сапробности, сапробности
организмов
вида, системе сапробности. Зоны
сапробности, их характеристика.
Факторы, влияющие на сапробность
водоёма
13

1

1

1

1

1

1

1

23
24

25

26

27

28

29

30

Методика работы с
пробами зообентоса
Изучение
антропогенной нагрузки
на водный биогеоценоз.
Исследовательская
работа

Сбор проб, фиксация, этикетирование,
объём пробы, обработка проб
Составление паспорта характеризуемого
водоёма. Описание основных
экологических особенностей водоема.
Выявление степени антропогенной
нагрузки на водный биогеоценоз методов
зооиндикации и фитоиндикации
Изучение качества воды
Определение физических
из различных пресных
показателей образцов воды: запаха, цвета,
водоёмов.
прозрачности. Определение химических
Практическая работа
показателей образцов воды: наличия
катионов железа, свинца, хлорид-ионов,
нитратов и нитритов, жёсткости воды,
анионов кислотных осадков
МОДУЛЬ 4. МОНИТОРИНГ ПОЧВ (11 Ч)
Общая характеристика
Основные типы почв. Экологическое
экологического
состояние сельскохозяйственных угодий
состояния почв
региона. Основные источники
загрязнения и вещества-загрязнители.
География загрязнений
Биоиндикация
Обоснование важности мониторинга
загрязнения почвенной
почв. Специфика городских почв.
среды
Последствия загрязнения почвы для
здоровья человека. Роль почвенных
организмов в круговороте вещества и
энергии в биосфере. Роль живых
организмов при осуществлении
мониторинга почв
Структура животного
Почва как многокомпонентная среда.
населения почвы и
Влияние параметров почвы на
факторы его
распределение организмов в ней.
разнообразия
Основные группы животных по степени
связи с почвой: Влияние природных
факторов на структуру и численность
почвы
Фаунистическая
Изменение видового состава и количества
биоиндикация
почвенных и напочвенных
беспозвоночных животных как
показатель антропогенного воздействия
на окружающую среду. Выбор
организмов для диагностики состояния
почвенной среды. Экологические группы
почвенных организмов, характеристика
групп
Влияние физикоОпределение физических характеристик
химических свойств
почвы изучаемого участка. Установление
почвы на численность и взаимосвязи между видовым и
видовое разнообразие
численным составом растительности и
организмов.
физическими свойствами почвы.
Практическая работа
Установление зависимости между
физико-химическими свойствами почвы и
14

1
1

1

1

1

1

1

1

31

Способы определения
кислотности почвы.
Практическая работа

32

Энергия прорастания
семян одуванчика
лекарственного как
показатель загрязнения
почвенной среды.
Практическая работа

33

Изучение качества
пыльцы растений как
показателя загрязнения
окружающей среды.
Исследовательская
работа
Изучение численности
дождевых червей в
различных биоценозах
как показателя
стабильности почвенной
среды.
Исследовательская
работа
Почва как показатель
состояния окружающей
среды изучаемой
территории. Минипроект

34

35

36

Обобщающее занятие

численностью беспозвоночных.
Выявление зависимости между
численностью организмов и степенью
уплотненности почвы; между
количеством червей в почве и её
плодородием. Определение роли
дождевых червей в
почвообразовательном процессе
опытным путём
Подготовка образцов почвы к работе.
Определение кислотности почвы с
помощью универсального индикатора; с
помощью датчика pH цифровой
лаборатории «Архимед»; с помощью
мелового раствора
Влияние степени почвенного и
атмосферного загрязнения на энергию
прорастания семян одуванчика:
всхожесть, изменение морфологических
показателей. Закладка опытов, ведение
дневника наблюдений

1

1

Методика сбора объектов и проведения
работы. Установление зависимости
качества пыльцевых зёрен от уровня
физического и химического загрязнения
среды

1

Выбор пробной площадки и требования к
ней. Методика проведения раскопок.
Определение условий обитания
дождевого червя и влияния среды на
численность и биомассу по почвенным
горизонтам на исследуемых участках

1

Определение основных источников
загрязнения почвы на территории пункта
проживания, преобладающих веществзагрязнителей с учётом имеющихся
источников загрязнения. Составление
описания влияния каждого веществазагрязнителя на объекты, а) живой
природы, б) на среды обитания
организмов, в) на человека. Составление
плана-карты исследуемой территории с
нанесением источников загрязнения и
представлением информации о них
Задания на формирование
функциональной грамотности

1

15

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
1. Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И. Чему природа учит человека? 5—6 классы. Учеб.
пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2019. — 96 с. : ил. —
(Внеурочная деятельность).
2. Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И. Как сохранить нашу планету? 7—9 классы. Учеб.
пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2019. – 94 с. : ил. —
(Внеурочная деятельность).
3. Антоненков А. Г. Мониторинг снежного покрова: Метод. указания.— СПб.: СПбГТИ
(ТУ), 2003.— 16 с.
4. Асланиди К. Б., Вачадзе Д. М. Биомониторинг? Это очень просто! Пущино. — 1996.
— 127с.
5. Бакка С. В., Киселева Н. Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия.
Методическон пособие. Изд.2-е, доп. — Н. Новгород, 2011. — 36 с.
6. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р. Шуберта Пер. с нем. Г.
И. Лойдиной, В. А. Турчаниновой. — Под ред. Д. А. Криволуцкого. — М.: Мир. —
1988. — 348 с.
7. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование / О.
П. Мелехова, Е. И. Егорова, Т. И. Евсеева и др. — Академия Москва, 2007. — С. 288.
8. Буйволов Ю. А. Физико-химические методы изучения качества природных вод. — М.:
Экосистема, 1997. — 17 с.
9. Бязров, Л. Г. Лишайники в экологическом мониторинге. М., Изд-во «Научный Мир»,
2002, 336 с.
10. Вебстер К., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., Корякина Н. И. От экологического
образования к образованию для устойчивого развития. — СПб.: Наука, Сага, 2005. —
137 с.
11. Воробьёв Г. А. Исследуем малые реки. — Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 1997. — 116
с.
12. Гиляров, М.С. Зоологический метод диагностики почв / М.С. Гиляров — М.: Наука,
1965. — 278 с.
13. Горышина Т. К., Игнатьева М. Е. Ботанические экскурсии по городу. — СПб.:
Химиздат, 2000. — 152 с.: ил.
14. Добровольский Г. В. Почва, город, экология. М.: Фонд За экономическую
грамотность, 1997. — 310 с.
15. Евгеньев И. Е., Каримов Б. Б. Автомобильные дороги в окружающей среде. — М.:
Трансдорнаука, 1997. — 285 с.
16. Захаров В. М., Чубинишвили А. Т., Дмитриев С. Г. и др. Здоровье среды: практика
оценки. М.: Центр экологической политики России, 2000. — 320 с.
17. Исследование экологического состояния водных объектов: Руководство по
применению ранцевой полевой лаборатории «НКВ-Р» / Под ред. К.х.н. А.Г.
Муравьева. — СПб.: «Крисмас+», 2012. — 232 с.
18. Кабата-Пендиас А., Пендиас X. Микроэлементы в почвах и растениях. — М.: Мир,
1989. — 243 с.
19. Красинский, Н. П. Теоретические основы построения ассортиментов газоустойчивых
растений / Н. П. Красинский. — В кн.: Дымоустойчивость растений и
дымоустойчивые ассортименты. — Москва-Горький, 1950. — 160 с.
20. Криволуцкий, Д. А. Почвенная фауна в экологическом контроле / Д. А. Криволуцкий
— М.: Наука, 1994. — 272 с.
21. Кулагин Ю. З. Древесные растения и промышленная среда. М., «Наука», 1974 г. —
123с.
16

22. Лагутенко, О. И. Исчезающие животные России: иллюстрированный зоологический
атлас / О. И. Лагутенко; худож. И. Мошинская. — Санкт-Петербург; Москва: Речь,
2020. — 64 с. : ил.
23. Малевич И. И. Собирание и изучение дождевых червей-почвообразователей. М. — Л.
2003г.
24. Межневский В. Н. Растения-индикаторы. — М.: ООО Издательство ACT; Донецк:
Сталкер, 2004г.
25. Муравьев А. Г., Каррыев Б. Б., Ляндзберг А. Р. Оценка экологического состояния
почвы. Практическое руководство / Под ред. А. Г. Муравьева. Изд. 2-е, перераб. и
дополн. — СПб.: Крисмас+, 2008. — 216 с.
26. Перельман Я. И. Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома. — М.:
Центрполиграф, 2016. — 222с. (Азбука науки для юных гениев)
27. Рыжов И.Н., Ягодин Г. А. Школьный экологический мониторинг городской среды:
Учеб. пособие. — М.: Галактика, 2000. — 192 с.
28. Сергейчик С. А., Сергейчик А. А., Сидорович Е.А. Методы фитоконтроля загрязнения
природной среды. — Минск, 1991.
29. Соколов В. А. Природные красители. М.: Просвещения, 1997г.
30. Экологический мониторинг: Методическое пособие / В. В. Снакин, М. А. Малярова,
Т. Ф. Гурова и др. — М. РЭФИА, 1996. — 92 с.
31. Тарасова, В. Н. Лишайники: физиология, экология, лихеноиндикация: учебное пособие
/ В. Н. Тарасова, А. В. Сонина, В. И. Андросова. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ,
2012.
32. Школьный экологический мониторинг. Под ред. Ашихминой Т. Я. — М.: АГАР, 2000.
— 385 с.
33. Экологический мониторинг в школе. / Под ред. Коробейниковой Л. А. — Вологда:
Русь, 1998. — 212 с.
Нормативно-регламентирующая литература
1. ГН 2.2.5.1313-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных
веществ в воздухе рабочей зоны. — М.: Российский регистр потенциально опасных
химических и биологических веществ Минздрава России, 2003. — /Гигиенические
нормативы/.
2. ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений
содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с
бензиновыми двигателями.
3. Инженерный справочник DPVA. Нормы качества воды в РФ. Сводная
таблица.
https://www.dpva.ru/Guide/GuideTechnologyDrawings/WaterSupplyWasteWater/WaterIn
RF/#1
4. Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог: ОДМ
218.011-98 / Росдорнии, Свердл. центр Росдорнии, Росгипролес, НПФ «Российские
семена». — М., 1998. — 52 с.
5. Методические рекомендации по оценке степени загрязнения атмосферного
воздуха населенных пунктов металлами по их содержанию в снежном покрове и почве
(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР От 15.05.1990 №5174-90).
6. Методические рекомендации по очистке и нейтрализации загрязнений
грунтов придорожной полосы нефтепродуктами / ВГАСА, Регион, центр эколог,
безопасности дор. хоз-ва «Экодор — ЦЧР». — М., 2000. — 16 с.
7. Руководство по контролю загрязнения атмосферы РД-62.04.186.89. Гос.
комитет СССР по гидрометеорологии. Мин-во здравоохранения СССР, — M., 1991. —
693 с.

17

8. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений.
Санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества
атмосферного воздуха населенных мест».
9. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных
территориях" (с изменениями и дополнениями) https://base.garant.ru/10107990/
10. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя
редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
11. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (с изменениями
и дополнениями) https://base.garant.ru/10107800/
12. Цели устойчивого развития ООН и Россия. Доклад о человеческом развитии в
Российской Федерации за 2016 год / под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. —
М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с.
https://ac.gov.ru/files/publication/a/11068.pdf
Определители:
1. Андронов Н. М., Богданов П. Л. Определитель древесных растений по листьям. Издво Ленинградского университета. — 1972. — 127.
2. Волцит П. М., Целлариус Е. Ю. Животные России. Определитель. — М.: АСТ, 2015.
— 94 с.: ил.
3. Гомыранов И. А., Полевод В. А. Насекомые России. Определитель. — М.: АСТ,
2018. — 94 с.: ил.
4. Гусев В. И., Римский-Корсаков М. Н. Определитель повреждений лесных и
декоративных деревьев и кустарников европейской части СССР. М.— Л.:
Гослесбумиздат, 1951. 578 с.
5. Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России»
http://pandia.ru/text/77/396/100203.php
6. Лишайники России. Экологический центр «Экосистема» http://www.rusnature.ru/03lich/index.htm
7. Мосалов А.А., Волцит П.М. Птицы Росии. Определитель. — М.: АСТ, 2014. — 94 с.:
ил.
8. Мучник Е.Э. Учебный определитель лишайников Средней России: учебнометодическое пособие / Е.Э. Мучник, И.Д. Инсарова, М.В. Казакова; Ряз. гос. ун-т
им. С. А. Есенина. — Рязань, 2011 — 360 с. ; цв. вкл. ISBN 978-5-88006-721-3
9. Пескова И.М. Растения России. Определитель. — М.: АСТ, 2015. — 94 с.: ил.
10. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения / В. С. Новиков, И. А.
Губанов. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008.
11. Рябицев В. К. Птицы Сибири: справочник-определитель: в 2 т. / В. К. Рябицев. —
М.—Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. Т.1. — 438 с: ил.
12. Рябицев В. К. Птицы Сибири: справочник-определитель: в 2 т. / В.К. Рябицев. — М.Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. Т.2. — 452 с: ил.
13. Электронный иллюстрированный атлас-определитель растений.
http://www.plantarium.ru/page/find.html#0
Интернет-ресурсы:
1. Вайнерт Э., Вальтер Р., Ветцель Т., Егер Э., Клаустнитцер Б. и др. / Под ред. Р.
Шуберта; пер. с нем. — М.: Мир. – 1988. – 348 с.
https://www.twirpx.com/file/393307/
2. Красная книга России. Полный сборник живых организмов, внесённых в Красную
книгу Российской Федерации. https://redbookrf.ru/
3. Методические рекомендации по выполнению оценки качества среды по состоянию
живых существ (оценка стабильности развития живых организмов по уровню
асимметрии морфологических структур) http://docs.cntd.ru/document/901879474
18

4. Пчелкин А.В. Использование водорослей и лишайников в экологическом
мониторинге и биоиндикационных исследованиях. Экологический центр
«Экосистема» http://www.ecosystema.ru/07referats/pchelkin/monitoring.htm
5. Трофименко Ю.В., Лобиков А.В. Биологические методы снижения
автотранспортного загрязнения природной полосы. Обзорная Информация. База
нормативной документации: www.complexdoc.ru
6. Федоров В. А. Руководство по изготовлению искусственных гнездовий и
организации
зимней
подкормки
для
птиц.
http://oopt.spb.ru/wpcontent/uploads/2016/01/gnezd.pdf
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Приборы:
цифровая лаборатория «Архимед», микроскоп, лупа.
Оборудование демонстрационное:
персональный компьютер, проектор.
Оборудование учебное:
Пробирки, химические стаканы, ступка и пестик, спиртовка, воронка,
фильтровальная бумага, штативы, стеклянные палочки, колбы, установка «водяная баня»,
чашка фарфоровая, стеклянная палочка с резиновым наконечником, ложечка-дозатор
(шпатель), мерный цилиндр (10мл) или мерная пробирка, универсальная бумага со шкалой
значений рН, фильтровальная бумага, предметные и покровные стекла, препаровальные
иглы, пипетки, лопата, совок, рулетка, чашечные весы с разновесами, рамка-палетка,
закидная драга, скребок, мерная метровая линейка, циркуль-измеритель.
Реактивы:
Тиоцианат аммония, азотная кислота, перекись водорода, дистиллированная вода,
нитрат серебра, азотная кислота, хлорид калия, хромат калия, гидроксид калия,
дифениламин, серная кислота, уксусная кислота, йод.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».