МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Полевского городского округа
МБОУ ПГО "ООШ с. Мраморское"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
руководитель ММО
заместитель директора
по УР
И о директора
________________________ ________________________ ________________________
Сафарова Л.М.
Шлехт Л.С
Сафарова Л.М.
Протокол №11 от «29» мая
Протокол №10 от «29» мая
51Д
от
«29»
мая 2023 г.
2023 г.
2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 210345)
учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень»
для обучающихся 7 класса
г.Полевской 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования
подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г №
637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения
на уровне основного общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского
народа. Как государственный язык и язык межнационального общения
русский язык является средством коммуникации всех народов Российской
Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им
функций государственного языка и языка межнационального общения важны
для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных
формах его существования и функциональных разновидностях, понимание
его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и
ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека
областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,
участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации,
культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование
нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его
интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и
воображения,
навыков
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов,
оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности,
патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление
сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме
выражения и хранения духовного богатства русского и других народов
России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и
русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое
овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование
в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях
формального
и
неформального
межличностного
и
межкультурного общения; овладение русским языком как средством
получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным
предметам;
совершенствование
мыслительной
деятельности,
развитие
универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза,
абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых
закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского
языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать
тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и
другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой
переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего
смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит
в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным
для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка,
составляет 714 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе –
204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 8
классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка,
культуры и истории народа.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста
(обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный;
назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация
текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические
(звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем
и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование
языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь,
функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой),
язык художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах
публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности. Инструкция.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Культура речи. Орфография.
Морфология как раздел науки о языке (обобщение).
Причастие
Причастия как особая форма глагола. Признаки глагола и имени
прилагательного в причастии. Синтаксические функции причастия, роль в
речи.
Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным
оборотом.
Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие формы страдательных причастий.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Склонение причастий.
Правописание падежных окончаний причастий. Созвучные причастия и
имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий).
Ударение в некоторых формах причастий.
Морфологический анализ причастий.
Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в
суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Орфографический анализ причастий (в рамках изученного).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным
оборотом (в рамках изученного).
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов. форма глагола. Признаки глагола
и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в
речи.
Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом. Правильное построение
предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Постановка
ударения в деепричастиях.
Морфологический анализ деепричастий.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и
раздельное написание не с деепричастиями.
Орфографический анализ деепричастий (в рамках изученного).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений
деепричастным оборотом (в рамках изученного).
с
Наречие
Общее грамматическое значение наречий. Синтаксические свойства
наречий. Роль в речи.
Разряды наречий по значению. Простая и составная формы
сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий. Нормы
постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы
образования степеней сравнения наречий.
Словообразование наречий.
Морфологический анализ наречий.
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание;
слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е);
правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-,
за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание
суффиксов наречий -о и -е после шипящих.
Орфографический анализ наречий (в рамках изученного).
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.
Общее грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории
состояния в речи.
Служебные части речи
Общая
характеристика
служебных
самостоятельных частей речи от служебных.
частей
речи.
Отличие
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и
непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и
составные.
Морфологический анализ предлогов.
Нормы употребления имён существительных и местоимений с
предлогами. Правильное использование предлогов из – с, в – на. Правильное
образование предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря,
согласно, вопреки, наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных
членов предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание
составных союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и
подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные
союзы.
Морфологический анализ союзов.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях (в рамках
изученного). Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим
однородные члены и части сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных
оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола.
Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением
и стилистической окраской. Интонационные особенности предложений с
частицами.
Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие,
отрицательные, модальные.
Морфологический анализ частиц.
Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в
письменной речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и
раздельное написание не с разными частями речи (обобщение).
Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание
частиц -то, -таки, -ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов.
Разряды
междометий
по
значению
(выражающие
чувства,
побуждающие к действию, этикетные междометия); междометия
производные и непроизводные.
Морфологический анализ междометий.
Звукоподражательные слова.
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной
и художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и
пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в
предложении.
Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия.
Использование грамматических омонимов в речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на
уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети
«Интернет» в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных
произведений,
написанных
на
русском
языке,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных
знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать
основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и
читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся
ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы
следующие
метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях,
предлагать
критерии для
выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с
точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результата
деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь
предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и
корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать
способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия,
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить
примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7
предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научноучебной, художественной и научно- популярной литературы (монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с
научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного)
и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации,
диалог – сообщение информации.
Владеть
различными
видами
аудирования
(выборочное,
ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом
не менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических
текстов
(рассуждение-доказательство,
рассуждение-объяснение,
рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно
формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по
содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно
передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных
публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного
текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного
изложения – не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания
высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110–
120 слов; словарного диктанта объёмом 25–30 слов; диктанта на основе
связного текста объёмом 110–120 слов, составленного с учётом ранее
изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в
течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с
непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме правила речевого
этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным
признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения,
языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись),
словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных
особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и
частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с
опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в
том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные
сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения,
характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять
план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный,
тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в
устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную
информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица
рассказчика; использовать способы информационной переработки текста;
извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в
учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы,
схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный
тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их
содержания и формы с опорой на знание норм современного русского
литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную
речь и функциональные стили (научный, публицистический, официальноделовой), язык художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе
сферу употребления, функции), употребления языковых средств
выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения
текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж,
заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки,
интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе
сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра
инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при
выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Система языка
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический
анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при
выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов,
крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием
фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту;
понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и
использовать в речи как средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления,
происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски;
проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и
фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в
речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать
лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности
употребления омонимов в речи.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой
практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова
(предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и
проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое
значение, морфологические признаки, синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастие как особую форму глагола, определять
признаки глагола и имени прилагательного в причастии; определять
синтаксические функции причастия.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени,
действительные и страдательные причастия, различать и характеризовать
полные и краткие формы страдательных причастий, склонять причастия.
Проводить морфологический, орфографический анализ причастий,
применять это умение в речевой практике.
Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова,
конструировать причастные обороты.
Уместно использовать причастия в речи, различать созвучные
причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий —
горячий). Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий,
применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов
причастий; н и нн в причастиях и отглагольных именах прилагательных,
написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий
прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий
прошедшего времени, написания не с причастиями.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным
оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с
причастным оборотом (в рамках изученного).
Деепричастие
Определять признаки глагола и наречия в деепричастии,
синтаксическую функцию деепричастия.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий,
применять это умение в речевой практике.
Конструировать деепричастный оборот, определять роль деепричастия в
предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастиях.
Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий,
правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и
деепричастными оборотами.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с
одиночным деепричастием и деепричастным оборотом (в рамках
изученного).
Наречие
Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое
значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать
особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в
речи.
Проводить морфологический, орфографический анализ наречий (в
рамках изученного), применять это умение в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий,
произношения наречий, постановки в них ударения.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания
наречий; написания н и нн в наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о
наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления ь на конце
наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -о и -е после
шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и
раздельного написания не с наречиями.
Слова категории состояния
Определять общее грамматическое значение, морфологические
признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую
функцию и роль в речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их
отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи, различать
производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и
стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания
производных предлогов.
Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений
с предлогами, предлогов из – с, в – на в составе словосочетаний, правила
правописания производных предлогов.
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение
при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды
союзов по значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте, в том
числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного
предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и
стилистическими особенностями, соблюдать правила правописания союзов,
постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях,
постановки знаков препинания в предложениях с союзом и.
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в
речевой практике.
Частица
Характеризовать частицу как служебную часть речи, различать разряды
частиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различных
оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, понимать
интонационные особенности предложений с частицами.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и
стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц.
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в
речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, различать
группы междометий по значению, объяснять роль междометий в речи,
характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление
в разговорной речи, в художественной литературе.
Проводить морфологический анализ междометий, применять это умение
в речевой практике.
Соблюдать пунктуационные правила оформления предложений с
междометиями.Различать грамматические омонимо
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всег
о
Контрольны
е работы
Практически
е работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Деятельность
учителя с учётом
программы
воспитания
Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1
Язык как
развивающееся
явление
Итого по разделу
1
0
0
https://resh.edu.ru/
http://www.vedu.ru/ExpDic/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
1
• установление
доверительных
отношений между
учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
Раздел 2. Язык и речь
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК
2.1
Монолог и его виды
1
1
0
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
http://www.gramota.ru "Русский
язык".
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК
2.2
Диалог и его виды
1
1
0
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
http://www.gramota.ru "Русский
язык".
• включение в
урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей
к получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе, помогают
установлению
доброжелательно
й атмосферы во
время урока;
• включение в
урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей
к получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе, помогают
установлению
доброжелательно
й атмосферы во
время урока;
Итого по разделу
2
Раздел 3. Текст
https://resh.edu.ru/
3.1
Основные признаки
текста (повторение)
Библиотека ЦОК
2
0
0
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
http://www.gramota.ru "Русский
язык".
3.2
Информационная
переработка текста.
Смысловой анализ
https://resh.edu.ru/
2
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
http://www.gramota.ru "Русский
• побуждение
школьников
соблюдать на
уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения
со старшими
(учителями) и
сверстниками
(школьниками),
принципы
учебной
дисциплины и
самоорганизации;
• использование
воспитательных
возможностей
текста
3.3
Функциональносмысловые типы
речи. Рассуждение
как функциональносмысловой тип речи
язык".
https://resh.edu.ru/
4
1
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
содержания
учебного
предмета через
демонстрацию
детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности
, через подбор
соответствующих
текстов для
чтения, задач для
решения,
проблемных
ситуаций для
обсуждения в
классе;
• включение в
урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей
к получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе, помогают
установлению
доброжелательно
й атмосферы во
время урока;
Итого по разделу
8
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
https://resh.edu.ru/
4.1
Публицистический
стиль
Библиотека ЦОК
4
1
0
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
http://www.gramota.ru "Русский
язык".
• инициирование
и поддержка
исследовательско
й деятельности
школьников в
рамках
реализации ими
индивидуальных
и групповых
исследовательски
х проектов, что
даст школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы, навык
генерирования и
оформления
собственных
идей, навык
уважительного
отношения к
чужим идеям,
оформленным в
работах других
исследователей,
навык публичного
выступления
перед аудиторией,
аргументирования
и отстаивания
своей точки
зрения.
https://resh.edu.ru/
4.2
Официально деловой
стиль
Библиотека ЦОК
2
0
0
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
http://www.gramota.ru "Русский
язык".
• включение в
урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей
к получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе, помогают
установлению
доброжелательно
й атмосферы во
время урока;
Итого по разделу
6
Раздел 5. Система языка. Морфология. Культура речи. Орфорграфия
5.1
Морфология как
раздел науки о языке
(обобщение)
https://resh.edu.ru/
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6 UCHi.ru
• инициирование
и поддержка
исследовательско
й деятельности
школьников в
рамках
реализации ими
индивидуальных
и групповых
исследовательски
х проектов, что
даст школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы, навык
генерирования и
оформления
собственных
идей, навык
уважительного
отношения к
чужим идеям,
оформленным в
работах других
исследователей,
навык публичного
выступления
перед аудиторией,
аргументирования
и отстаивания
своей точки
зрения.
https://resh.edu.ru/
5.2
5.3
Причастие как
особая форма глагола
Слова категории
состояния
Библиотека ЦОК
20
2
2
0
4
0
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.htm
l UCHi.ru
https://resh.edu.ru/
http://www.vedu.ru/ExpDic/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
• организация
шефства
мотивированных
и эрудированных
учащихся над их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
школьникам
социально
значимый опыт
сотрудничества и
взаимной
помощи;
• включение в
урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей
к получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе, помогают
установлению
доброжелательно
й атмосферы во
время урока
https://resh.edu.ru/
5.4
Деепричастие как
особая форма глагола
Библиотека ЦОК
14
2
5
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.htm
l UCHi.ru
• применение на
уроке
интерактивных
форм работы
учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
дискуссий,
которые дают
учащимся
возможность
приобрести опыт
ведения
конструктивного
диалога;
групповой работы
или работы в
парах, которые
учат школьников
командной работе
и взаимодействию
с другими детьми;
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК
5.5
Наречие
21
1
8
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.htm
l UCHi.ru
• использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета через
демонстрацию
детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности
, через подбор
соответствующих
текстов для
чтения, задач для
решения,
проблемных
ситуаций для
обсуждения в
классе;
5.6
5.7
Служебные части
речи
Предлог
1
12
0
0
0
5
https://resh.edu.ru/ Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6 UCHi.ru
• привлечение
внимания
школьников к
ценностному
аспекту
изучаемых на
уроках явлений,
организация их
работы с
получаемой на
уроке социально
значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее
поводу,
выработки своего
к ней отношения;
https://resh.edu.ru/ Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
• побуждение
школьников
соблюдать на
уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения
со старшими
(учителями) и
сверстниками
(школьниками),
принципы
учебной
дисциплины и
самоорганизации;
https://resh.edu.ru/
5.8
Союз
12
0
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
• включение в
урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей
к получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе, помогают
установлению
доброжелательно
й атмосферы во
время урока;
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК
5.9
Частица
12
0
5
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.htm
l
• инициирование
и поддержка
исследовательско
й деятельности
школьников в
рамках
реализации ими
индивидуальных
и групповых
исследовательски
х проектов, что
даст школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы, навык
генерирования и
оформления
собственных
идей, навык
уважительного
отношения к
чужим идеям,
оформленным в
работах других
исследователей,
навык публичного
выступления
перед аудиторией,
аргументирования
и отстаивания
своей точки
зрения.
5.10
5.11
Междометия и
звукоподражательны
е слова
Омонимия слов
разных частей речи
https://resh.edu.ru/
4
0
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6 UCHi.ru
2
0
1
https://resh.edu.ru/
http://www.vedu.ru/ExpDic/ UCHi.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
• привлечение
внимания
школьников к
ценностному
аспекту
изучаемых на
уроках явлений,
организация их
работы с
получаемой на
уроке социально
значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее
поводу,
выработки своего
к ней отношения;
• инициирование
и поддержка
исследовательско
й деятельности
школьников в
рамках
реализации ими
индивидуальных
и групповых
исследовательски
х проектов, что
даст школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы, навык
генерирования и
оформления
собственных
идей, навык
уважительного
отношения к
чужим идеям,
оформленным в
работах других
исследователей,
навык публичного
выступления
перед аудиторией,
аргументирования
и отстаивания
своей точки
зрения.
Итого по разделу
101
https://resh.edu.ru/
Повторение пройденного
материала
Библиотека ЦОК
8
0
0
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
http://www.ipmce.su/~lib/osnprav.html
• инициирование
и поддержка
исследовательско
й деятельности
школьников в
рамках
реализации ими
индивидуальных
и групповых
исследовательски
х проектов, что
даст школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы, навык
генерирования и
оформления
собственных
идей, навык
уважительного
отношения к
чужим идеям,
оформленным в
работах других
исследователей,
навык публичного
выступления
перед аудиторией,
аргументирования
и отстаивания
своей точки
зрения.
Итоговый контроль
(сочинения, изложения,
контрольные и
проверочные работы,
диктанты)
https://resh.edu.ru/
10
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
• инициирование
и поддержка
исследовательско
й деятельности
школьников в
рамках
реализации ими
индивидуальных
и групповых
исследовательски
х проектов, что
даст школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы, навык
генерирования и
оформления
собственных
идей, навык
уважительного
отношения к
чужим идеям,
оформленным в
работах других
исследователей,
навык публичного
выступления
перед аудиторией,
аргументирования
и отстаивания
своей точки
зрения.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
10
36
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
7 КЛАСС
№
п/п
1
Количество часов
Тема урока
Русский язык как развивающееся
явление. Взаимосвязь языка,
культуры и истории народа
Всего
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa275a2c
Повторение. Орфография.
Правописание гласных в корне
слова (повторение изученного в 5 - 6
классах)
1
3
Повторение. Орфография.
Правописание приставок в слове
(повторение изученного в 5 - 6
классах)
1
4
Повторение. Морфология. Имя
существительное, имя
прилагательное, имя числительное.
Правописание
1
5
Повторение. Морфология.
Местоимение. Глагол.
Правописание
6
7
2
Контрольные
работы
https://resh.edu.ru/
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa275e00
0
0
https://resh.edu.ru/
0
0
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2760da
1
0
0
https://resh.edu.ru/
Контрольная работа / диктант с
грамматическим заданием
1
1
0
Монолог и его виды
1
0
0
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27640e
8
Диалог и его виды
1
0
0
9
Сочинение на лингвистическую
тему
1
1
0
https://resh.edu.ru
/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27659e
10
Текст как речевое произведение
1
0
0
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2766fc
11
Текст как речевое произведение.
Виды информации в тексте
1
0
0
https://resh.edu.ru/
12
Тезисный план текста
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276d96
13
Тезисный план текста. Практикум
1
0
1
https://resh.edu.ru/
14
Рассуждение как функциональносмысловой тип речи
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276a4e
15
Рассуждение как функциональносмысловой тип речи. Практикум
1
0
1
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276c06
16
Основные виды текста-рассуждения
1
0
0
https://resh.edu.ru/
17
Основные виды текстарассуждения. Практикум
1
0
1
https://resh.edu.ru/
18
Сочинение-рассуждение на тему
1
1
0
19
Функциональные разновидности
языка
1
0
0
https://resh.edu.ru/https://resh.edu.ru/
20
Публицистический стиль
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2775f2
21
Основные жанры
публицистического стиля
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27771e
22
Основные жанры
публицистического стиля.
Практикум
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa277976
23
Официально-деловой стиль
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa277bf6
24
Основные жанры делового стиля.
Инструкция
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278042
25
Сочинение на тему
1
1
0
26
Морфология как раздел науки о
языке. Система частей речи в
русском языке.
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2781aa
27
Понятие о причастии. Причастие
как особая форма глагола
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2782d6
28
Признаки глагола и
прилагательного у причастия
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27840c
29
Причастный оборот
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27893e
30
Причастный оборот. Знаки
препинания в предложениях с
причастным оборотом
1
0
0
https://resh.edu.ru/
31
Действительные и страдательные
причастия
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278b96
32
Полные и краткие формы причастий
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278cc2
33
Причастия настоящего и
прошедшего времени
1
0
0
https://resh.edu.ru/
34
Образование действительных
причастий настоящего и
прошедшего времени
1
0
0
https://resh.edu.ru/
35
Образование действительных
причастий настоящего и
прошедшего времени. Практикум
1
0
1
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278fc4
36
Образование страдательных
причастий настоящего и
прошедшего времени
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2790f0
37
Образование страдательных
причастий настоящего и
прошедшего времени. Практикум
1
0
1
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27921c
38
Правописание гласных перед н и нн
в полных причастиях
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2796b8
39
Правописание гласных перед н и нн
в полных и кратких страдательных
причастиях. Практикум
1
0
1
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
40
Правописание гласных перед н и нн
в полных и кратких страдательных
причастиях и отглагольных
прилагательных
1
0
0
https://resh.edu.ru/
41
Правописание н и нн в полных
страдательных причастиях и
отглагольных прилагательных
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279942
42
Правописание н и нн в кратких
страдательных причастиях и
1
0
0
https://resh.edu.ru/
кратких прилагательных
43
Морфологический анализ причастия
1
0
1
44
Контрольная работа. Причастие
1
1
0
45
Правописание не с причастиями
1
0
0
46
Буквы е и ё после шипящих в
суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени
1
0
0
47
Повторение темы "Причастие как
особая форма глагола". Практикум
1
0
1
48
Диктант /Диктант с продолжением
1
1
0
49
Понятие о деепричастии.
Деепричастие как особая форма
глагола
1
0
0
50
Понятие о деепричастии. Признаки
глагола и наречия в деепричастии
1
0
0
51
Деепричастный оборот
1
0
0
52
Деепричастный оборот. Знаки
препинания в предложениях с
деепричастным оборотом
1
0
0
53
Правописание не с деепричастиями
1
0
0
54
Правописание не с деепричастиями.
Практикум
1
0
1
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279564
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278a74
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279bae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279d98
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279ec4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279ffa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a11c
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a356
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a7ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a694
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27b03a
UCHi.ru
55
Деепричастия совершенного и
несовершенного вида
1
0
0
https://resh.edu.ru/
56
Деепричастия совершенного и
несовершенного вида. Практикум
1
0
1
https://resh.edu.ru/
57
Деепричастия совершенного и
несовершенного вида в тексте.
Подготовка к сочинению
1
0
0
https://resh.edu.ru/
58
Сочинение-описание картины
1
1
0
59
Морфологический анализ
деепричастия
1
0
0
60
Морфологический анализ
деепричастия. Практикум
1
0
1
UCHi.ru
61
Синтаксический и пунктуационный
анализ предложений с
деепричастным оборотом.
Практикум
1
0
1
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27abf8
62
Повторение темы "Деепричастие
как особая форма глагола".
Практикум
1
0
1
UCHi.ru
63
Повторение темы "Деепричастие
как особая форма глагола". Нормы
употребления деепричастий
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27b792
64
Наречие как часть речи
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27b8f0
65
Контрольная работа по темам
"Причастие" и "Деепричастие"
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27aec8
66
Разряды наречий по значению
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ba62
67
Разряды наречий по значению.
Практикум
1
0
1
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
68
Степени сравнения наречий
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27c3d6
69
Степени сравнения наречий.
Практикум
1
0
1
UCHi.ru
70
Словообразование наречий
1
0
0
https://resh.edu.ru/
71
Морфологический анализ наречия
1
0
0
72
Слитное и раздельное написание не
с наречиями на -о (-е)
1
0
0
73
Слитное и раздельное написание не
с наречиями на -о (-е). Практикум
1
0
1
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
74
Дефис между частями слова в
наречиях
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27cb6a
75
Слитное и раздельное написание
наречий, образованных от
существительных и количественных
числительных
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27cd90
76
Слитное и раздельное написание
наречий, образованных от
существительных и количественных
числительных. Практикум
1
0
1
https://resh.edu.ru/
77
Одна и две буквы н в наречиях на -о
(-е)
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d088
78
Одна и две буквы н в наречиях на -о
1
0
1
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27c6ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ca02
(-е). Практикум
79
Буквы о и е после шипящих на
конце наречий
1
0
0
80
Буквы о и е после шипящих на
конце наречий. Практикум
1
0
1
81
Буквы о и а на конце наречий
1
0
0
82
Буквы о и а на конце наречий.
Практикум
1
0
1
83
Мягкий знак после шипящих на
конце наречий
1
0
0
84
Мягкий знак после шипящих на
конце наречий. Практикум
1
0
1
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
85
Повторение темы «Наречие»
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27dc36
86
Диктант с грамматическим
заданием
1
1
0
87
Слова категории состояния в
системе частей речи
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27df1a
88
Слова категории состояния и
наречия
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27e262
89
Служебные части речи в русском
языке
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27e5b4
90
Предлог как часть речи
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27e866
91
Предлоги производные и
непроизводные
1
0
0
92
Предлоги производные и
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d5a6
UCHi.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d83a
UCHi.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d9c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27dd9e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27edf2
Библиотека ЦОК
непроизводные. Практикум
https://m.edsoo.ru/fa27ef3c
93
Предлоги простые и составные
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27eb0e
94
Предлоги простые и составные.
Практикум
1
0
1
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
95
Правописание предлогов
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ec44
96
Правописание предлогов.
Практикум
1
0
1
97
Употребление предлогов в речи
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f450
98
Употребление предлогов в речи.
Практикум
1
0
1
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
99
Морфологический анализ предлога
1
0
0
100
Повторение темы «Предлог»
1
0
0
101
Союз как часть речи
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f978
102
Повторение темы «Предлог».
Практикум
1
0
0
UCHi.ru
103
Разряды союзов
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27faa4
104
Разряды союзов. Практикум
1
0
1
105
Сочинительные союзы
1
0
0
106
Подчинительные союзы
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f19e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f586
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f6b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27fbd0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27fd60
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27fe82
107
Правописание союзов
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2803b4
108
Правописание союзов. Практикум
1
0
1
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2804ea
109
Союзы и союзные слова
1
0
0
110
Союзы в простых и сложных
предложениях
1
0
0
111
Морфологический анализ союза
1
0
0
112
Повторение темы «Союз»
1
0
0
113
Частица как часть речи
1
0
0
114
Повторение темы «Союз».
Практикум
1
0
1
115
Разряды частиц
1
0
0
116
Разряды частиц. Практикум
1
0
1
117
Правописание частиц
1
0
0
118
Правописание частицы не
1
0
0
119
Правописание частицы не.
Практикум
1
0
1
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
120
Разграничение частиц не и ни
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9562a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba94310
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa280634
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba948f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba94d6a
UCHi.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9510c
UCHi.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95a26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95918
121
Разграничение частиц не и ни.
Практикум
1
0
1
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
122
Морфологический анализ частицы
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95b3e
123
Повторение темы «Частица»
1
0
0
124
Повторение темы «Частица».
Практикум
1
0
1
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95e86
125
Повторение темы «Служебные
части речи». Практикум
1
0
1
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
126
Междометия и
звукоподражательные слова в
системе частей речи
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9612e
127
Междометия и
звукоподражательные слова.
Практикум
1
0
1
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba96516
128
Морфологический анализ
междометия
1
0
0
129
Междометия и
звукоподражательные слова в
разговорной и художественной
речи. Практикум
1
0
1
130
Омонимия слов разных частей речи
1
0
0
https://resh.edu.ru/Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9696c
131
Омонимия слов разных частей речи.
Практикум
1
0
1
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
132
Контрольная итоговая работа за
курс 7 класса
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95d6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba96340
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba97c0e
133
Повторение. Правописание не с
причастиями, деепричастиями,
наречиями
1
0
0
134
Повторение. Правописание н и нн в
причастиях, отглагольных
прилагательных, наречиях
1
0
0
https://resh.edu.ru/
135
Повторение. Слитное, раздельное,
дефисное написание наречий
1
0
0
https://resh.edu.ru/
136
Повторение. Правописание
служебных частей речи
1
0
0
https://resh.edu.ru/
136
10
36
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9702e
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.,
Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7-ом классе: Книга для учителя. –
3-е изд./ Г. А. Богданова – М.: Просвещение, 2001.
2. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.:
Просвещение, 2005.
3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный
подход/ М. Бройде. – М.: Айрис-Пресс, 2001.
4. Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс/ А. Д.
Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2001.
5. Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому
языку: 7 класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.
6. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе/ Т. А.
Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2005.
7. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс/ Л. Г.
Ларионова. – М.: Просвещение, 2006.
8. Львова С. И. Практикум по рссукому языку: 7 класс / С. И. Львова. – М.:
Просвещение, 2006.
9. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы
в классе и дома: 7 класс/ С. Н. Пименова. – Искатель, 1996.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
UCHi.ru
https://resh.edu.ru/
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
http://www.gramota.ru "Русский язык".
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru
Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру http://dic.academic.ru
Словари русского языка на портале "Грамота.ру" http://slovari.gramota.r