ПРИЛОЖЕНИЕ к Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское», утверждённой приказом МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское» от 09.12. 2022 г. № 57-У РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Полевской, 2022 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся с ЗПР к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Патриотическое воспитание: - формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. Гражданское воспитание: - формирование способности к осознанию своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; - формирование понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; - воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. Ценности познавательной деятельности: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; Духовно-нравственное воспитание: - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - формирование нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - осознание значения семьи в жизни человека и общества; - принятие ценности семейной жизни; - уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты Познавательные универсальные учебные действия включают: - умение определять с помощью учителя понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать после предварительного анализа причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - умение с помощью учителя создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - владение смысловым чтением; - развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные универсальные учебные действия включают: - умение с помощью учителя организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; - работать на основе алгоритма учебных действий индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение с опорой на источник информации; - умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; - владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Регулятивные универсальные учебные действия включают: - умение с помощью учителя определять цели обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение с помощью учителя планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности. Предметные результаты 5 КЛАСС Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: - знать предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и религий для формирования личности гражданина России; - иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; - устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности и социальным поведением. Тема 2. Наш дом — Россия: - иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации; - знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; - объяснять с помощью учителя необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями. Тема 3. Язык и история: - знать и понимать, что такое язык, каково его влияние на развитие личности; - иметь базовые представления о формировании языка как носителе духовно-нравственных смыслов культуры; - понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; - обосновывать с опорой на источник информации своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей: - иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; - знать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; - понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; - иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении. Тема 5. Истоки родной культуры: - иметь представление о понятии «культура»; - осознавать с помощью учителя взаимосвязь культуры и природы; представлять основные формы культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; - уметь выделять после предварительного анализа общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 6. Материальная культура: - иметь представление об артефактах культуры; - иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; - устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры; - объяснять с опорой на источник информации зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами. Тема 7. Духовная культура: - иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; - знать и давать определения с опорой на словарь терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся с ЗПР уровне осмысления; - осознавать с помощью учителя значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; - иметь представление о знаках и символах, уметь соотносить их после предварительного анализа с культурными явлениями, с которыми они связаны. Тема 8. Культура и религия: - иметь представление о понятии «религия», её роли в жизни общества и основных социально-культурных функциях; - осознавать связь религии и морали; - понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; - уметь характеризовать с опорой на план конфессии России. Тема 9. Культура и образование: - характеризовать с опорой на источник информации термин «образование», его важность для личности и общества; - иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости; - понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; - приводить с опорой на источник информации примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; - понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире. Тема 10. Многообразие культур России: (практическое занятие) - иметь представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; - выделять с помощью учителя общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; - устанавливать с помощью учителя наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурноисторической специфики; - обосновывать с опорой на источник информации важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей: - знать и понимать смысл термина «семья»; - иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; - знавать значение термина «поколение» и устанавливать с помощью учителя его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; - уметь составить с опорой на план рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования; - понимать и объяснять такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; - осознавать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль; - понимать: смысл терминов: «сиротство», «социальное сиротство»; нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства. Тема 12. Родина начинается с семьи: - знать и уметь объяснить понятие «Родина»; - устанавливать с помощью учителя взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»; - понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения; - устанавливать с помощью учителя взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Тема 13. Традиции семейного воспитания в России: - иметь представление о семейных традициях и их важности как ключевых элементах семейных отношений; - знать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса; - уметь рассказывать с опорой на план о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; - объяснять с помощью учителя роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России: - приводить примеры традиционных сказочных и фольклорных сюжетов о семье, семейных обязанностях с опорой на источник информации; - уметь объяснять своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; - иметь представление о морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; - понимать после предварительного анализа важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала. Тема 15. Труд в истории семьи: - знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; - уметь объяснять с помощью учителя специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; - уметь объяснять с опорой на источник информации взаимосвязь семейного уклада с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей; - характеризовать с опорой на план распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи. Тема 16. Семья в современном мире: (практическое занятие) - иметь представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь объяснять с помощью учителя данные закономерности на региональных материалах и приводить примеры из жизни собственной семьи; - выделять с опорой на источник информации особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов; - устанавливать после предварительного анализа наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи; - объяснять с помощью учителя важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура: - знать и понимать значение термина «личность» в контексте духовнонравственной культуры; - уметь объяснить с помощью учителя взаимосвязь личности и общества, личности и культуры; - знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры: - знать значение термина «творчество»; - уметь объяснять с помощью учителя важность морально- нравственных ограничений в творчестве; - уметь объяснять важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека; - знать и уметь объяснить с помощью учителя взаимосвязь труда и творчества. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности: - знать значение и роль морали и нравственности в жизни человека; - уметь объяснять с опорой на источник информации происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; - понимать и уметь приводить примеры с опорой на источник информации таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность: - понимать суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты с опорой на источник информации; - иметь представление о значении и функциях изучения истории; - осознавать с помощью учителя историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса; - знать о существовании связи между историческими событиями и культурой; - объяснять с опорой на план важность изучения истории как духовнонравственного долга гражданина и патриота. Тема 21. Литература как язык культуры: - знать отличия литературы от других видов художественного творчества; - рассказывать с опорой на план об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; - объяснять с помощью учителя важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; - находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях. Тема 22. Взаимовлияние культур: - иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества; - понимать важность сохранения культурного наследия; - знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры с опорой на источник информации межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа: - знать и уметь объяснить с помощью учителя суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа; - осознавать с помощью учителя духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие: - знать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; - называть с опорой на источник информации основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; - уметь объяснить с опорой на источник информации значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; - понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; - демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; - уметь выделять после предварительного анализа общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины с помощью учителя. Тема 25. Праздники в культуре народов России: - иметь представление о природе праздников и их важности как элементов культуры; - устанавливать с помощью учителя взаимосвязь праздников и культурного уклада; - различать после предварительного анализа основные типы праздников; - уметь рассказывать с опорой на план о праздничных традициях народов России и собственной семьи; - анализировать с помощью учителя связь праздников и истории, культуры народов России; - понимать основной смысл семейных праздников; - определять опираясь на источник информации нравственный смысл праздников народов России; - объяснять с помощью учителя значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры народов России: - знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать с опорой на источник информации основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития; - устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; - уметь охарактеризовать, опираясь на план, связь между уровнем научнотехнического развития и типами жилищ; - осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России; - устанавливать связь после предварительного анализа между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры; - иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы. Тема 27. Музыкальная культура народов России: - знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать с опорой на план об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка; - объяснять с помощью учителя важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; - находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений; - знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты. Тема 28. Изобразительное искусство народов России: - знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать с опорой на план об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; - уметь объяснить с опорой на источник информации, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты; - объяснять с опорой на источник информации важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; - находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства; - знать основные темы изобразительного искусства народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России: - знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, объяснять с помощью учителя важность и нужность этих языковых выразительных средств; - знать, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; - воспринимать и объяснять с помощью учителя важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; - знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства; - оценивать с помощью учителя морально-нравственный потенциал национальной литературы. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом: - знать и уметь приводить примеры взаимосвязи между бытом и природными условиями проживания народа своего региона; - уметь объяснять с помощью учителя важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; - уметь оценивать с опорой на источник информации и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном уровне; - понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края. Тема 31. Культурная карта России: (практическое занятие) - знать и уметь объяснить с опорой на источник информации отличия культурной географии от физической и политической географии; - знать, что такое культурная карта народов России; - описывать с опорой на план отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России: - знать и уметь объяснить с опорой на источник информации значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства; - объяснять с помощью учителя важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов. 11 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 5 класс Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека. 12 Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» 13 Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. 14 Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся с ЗПР предусмотрен контроль в виде: индивидуальных заданий, устных опросов, защиты проектов. Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на «пошаговую», адаптация предлагаемого тестового материала: использование устных и письменных инструкций, упрощение длинных сложных формулировок инструкций; предоставление образца или возможности использования справочной информации. Темы проектных работ: 1. «Правнуки Победы о своих прадедах». 2. «Место подвига в наше время». 3. «Герои космоса». 4. «Благотворительные мероприятия, которые могут провести учащиеся вашего класса». 5. «Изобразительное искусство как источник знаний и нравственных ценностей». 6. «Театр как источник знаний и нравственных ценностей». 7. «История этикета письма». 15 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС (34 часа) № Тема 1 Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? 2 Наш дом — Россия. 3 Язык и история. Основные виды деятельностиобучающихся Основное содержание Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Формирование и закрепление - Формировать представление об особенностях курса ««Основы духовно-нравственной культуры гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности народовРоссии». - Слушать и понимать и ролевые модели. объясненияучителя по теме Традиционная семья. Всеобщий характер морали и урока. Вести работу сучебником нравственности. Русский язык и под руководством учителя. единое культурное пространство. Риски и угрозы духовнонравственной культуре народов России. Россия — многонациональная - Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. страна. Многонациональный народ - Формировать представление о необходимости и Российской Федерации. Россия как важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия. общий дом. Дружба народов. - Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по курсу. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. 16 - Формировать представления о языке как носителе духовно-нравственных смыслов культуры. - Выявлять особенности коммуникативной роли языка. - Слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать после предварительного анализа учебный материал по нескольким источникам. 4 Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. - Формировать 5 Истоки родной культуры. Формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов. - Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. - Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме. 6 Материальная культура. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовнонравственными ценностями общества. 7 Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. - Формировать 17 представление о русском языке как языке межнационального общения. - Слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное. - Объяснять после предварительного анализа наблюдаемые в практике изучения языка явления - - Формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов. - Слушать и анализировать выступления одноклассников. - Работать с учебником, анализировать с помощью учителя проблемные ситуации. представление о духовной культуре разных народов. - Устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры. - Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме. - Учиться работать с текстом и зрительным рядом учебника. 8 Культура и религия. 9 Культура и образование. 1 0 Многообразие культур России. (практическ ое занятие) Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей врелигиях России. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовнонравственному развитию человека. Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. - Формировать представление о понятии «религия». объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой по теме. - Слушать Выяснять с помощью учителя смысл понятия «образование», объяснять с опорой на план важность и необходимость образования для общества. - Слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме. - - Отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно- популярной литературой, слушать выступления одноклассников. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» 11 Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно нравственный долг человека. 12 Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? 18 Формировать представление - Устанавливать с помощью учителя значение термина «поколение». - Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи. - Объяснять с помощью учителя, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа. - Слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал. - о 13 Традиции семейно го воспитания в России. 14 15 16 Объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать с опорой на план о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России. - Уметь объяснять с опорой на источник и разграничивать основные понятия по теме. Просматривать и анализировать учебные фильмы. - Приводить примеры фольклорных сюжетов о семье, семейных ценностях. - Характеризовать морально-нравственное значение семьи. - Работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал. - Образ семьи в культуре Произведения устного народов России. поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. - Характеризовать с опорой на план важность общего Роль домашнего труда. Роль семейного труда для укрепления целостности семьи. нравственных норм в благополучии - Слушать объяснения учителя, работать с учебником по инструкции учителя. семьи. Семья в современном Рассказ о своей семье (с - Готовить доклад, сообщение; создавать семейное использованием фотографий, книг, древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких мире. (практическое источников. писем и др.). Семейное занятие) древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» 17 Личность — общество — культура. 18 Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. 19 Изучать что такое гуманизм, что делает человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными. - Работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи). - Объяснять с опорой на источник информации значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной культуры. - 19 Личность и духовнонравственные ценности. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, разграничивать после предварительного анализа основные понятия по теме. - - Объяснять с опорой на источник информации, что такое мораль и нравственность, любовь к близким. - Показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др. - Разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником Тематический блок 4. «Культурное единство России» 20 Историческая память как духовнонравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений. - Объяснять 21 Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. - 20 смысл термина «история», понимать важность изучения истории. - Объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны. - Работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников. Характеризовать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества. - Объяснять с опорой на источник информации средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы. - Слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники. 22 Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. - Знакомиться 23 Духовно-нравственные ценности российского народа. - 24 Регионы России: культурное многообразие. Жизнь, достоинство, права и свободы, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. 25 Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение 21 со значением терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен». - Объяснять с опорой на источник информации важность сохранения культурного наследия. - Слушать объяснения учителя, разграничивать после предварительного анализа понятия. Объяснять с опорой на источник информации значение основных понятий, отражающих духовнонравственные ценности. - Осознавать их после предварительного анализа в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества. - Слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение). Изучать принципы федеративного устройства «полиэтничность» с опорой на источник информации. - Доказывать с помощью учителя ценность многообразия культурных укладов народов России. - Уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины. - Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками. - Объяснять, что такое «народный праздник». - Рассказывать с опорой на план о праздничных традициях разных народов и своей семьи. - Объяснять с опорой на источник информации нравственный смысл народного праздника. Росси духовно- нравственных идеалов. - Работать Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. - Устанавливать 26 Памятники в культуре народов России. 27 Музыкальная культура народов России. 28 Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. 29 Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. 22 с учебником. с помощью учителя связь между историей памятника и историей края. Характеризовать с опорой на план памятники истории и культуры. - Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы. - Характеризовать особенности музыки как вида искусства. - Называть основные темы музыкального творчества народов России, анализировать, как история народа отражается в его музыке. - Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы. - Объяснять с опорой на источник информации особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества. - Обосновывать с помощью учителя важность искусства как формы трансляции культурных ценностей. - Называть основные темы искусства народов России. - Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы. - Понимать, что такое национальная литература. - Объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовнонравственные ценности. - Отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников. 30 31 32 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом. (практическое занятие) Культурная карта России. (практическое занятие) Единство страны — залог будущего России. Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно- нравственные ценности народов России. 23 - Отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой. - Отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой. - Объяснять после предварительного анализа значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства. - Слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал.