Рабочая программа учебного предмета ОДНКНР по АООП ООО для 5 класса Приказ от 09.12.2022 № 57-У

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования
МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»,
утверждённой приказом
МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»
от 09.12. 2022 г. № 57-У

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Полевской, 2022

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему
ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех
компонентов, составляющих содержательную основу образовательной
программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданской идентичности; готовность обучающихся с ЗПР к саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному
самоопределению;
ценность
самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности; сформированности внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.
Патриотическое воспитание:
- формирование российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении
российской государственности.
Гражданское воспитание:
- формирование способности к осознанию своей гражданской идентичности
через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм
морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование понимания и принятия гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества с
помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию;
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Ценности познавательной деятельности:
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию;
Духовно-нравственное воспитание:
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов родного края, России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- формирование нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества;
- принятие ценности семейной жизни;
- уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять с помощью учителя понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать после предварительного анализа причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- умение с помощью учителя создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- владение смысловым чтением;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение с помощью учителя организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность со сверстниками;
- работать на основе алгоритма учебных действий индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение с опорой на
источник информации;
- умение использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности;

- владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение с помощью учителя определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение с помощью учителя планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты
5 КЛАСС
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»:
- знать предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России», понимать важность изучения культуры и религий для
формирования личности гражданина России;
- иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях
«мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах
духовно-нравственному единству страны;
- устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между языком и
культурой, духовно- нравственным развитием личности и социальным
поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия:
- иметь представление об историческом пути формирования
многонационального состава населения Российской Федерации;
- знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия
народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
- объяснять с помощью учителя необходимость межнационального и
межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и
дружбы между народами и нациями.
Тема 3. Язык и история:

- знать и понимать, что такое язык, каково его влияние на развитие
личности;
- иметь базовые представления о формировании языка как носителе
духовно-нравственных смыслов культуры;
- понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в
организации межкультурного диалога и взаимодействия;
- обосновывать с опорой на источник информации своё понимание
необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической
гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей:
- иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка,
его взаимосвязи с языками других народов России;
- знать важность русского языка как культурообразующего языка народов
России, важность его для существования государства и общества;
- понимать, что русский язык — не только важнейший элемент
национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние
российского государства, уметь приводить примеры;
- иметь представление о нравственных категориях русского языка и их
происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры:
- иметь представление о понятии «культура»;
- осознавать с помощью учителя взаимосвязь культуры и природы;
представлять основные формы культуры, уметь их различать и соотносить с
реальными проявлениями культурного многообразия;
- уметь выделять после предварительного анализа общие черты в культуре
различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура:
- иметь представление об артефактах культуры;
- иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства:
земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
- устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между хозяйственным
укладом и проявлениями духовной культуры;
- объяснять с опорой на источник информации зависимость основных
культурных укладов народов России от географии их массового расселения,
природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура:
- иметь представление о таких культурных концептах как «искусство»,
«наука», «религия»;
- знать и давать определения с опорой на словарь терминам «мораль»,
«нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для
обучающихся с ЗПР уровне осмысления;
- осознавать с помощью учителя значение культурных символов,
нравственный и духовный смысл культурных артефактов;

- иметь представление о знаках и символах, уметь соотносить их после
предварительного анализа с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия:
- иметь представление о понятии «религия», её роли в жизни общества и
основных социально-культурных функциях;
- осознавать связь религии и морали;
- понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
- уметь характеризовать с опорой на план конфессии России.
Тема 9. Культура и образование:
- характеризовать с опорой на источник информации термин «образование»,
его важность для личности и общества;
- иметь представление об основных ступенях образования в России и их
необходимости;
- понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
- приводить с опорой на источник информации примеры взаимосвязи между
знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;
- понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием
общества, востребованность процесса познания как получения новых сведений о
мире.
Тема 10. Многообразие культур России: (практическое занятие)
- иметь представления о закономерностях развития культуры и истории
народов, их культурных особенностях;
- выделять с помощью учителя общее и единичное в культуре на основе
предметных знаний о культуре своего народа;
- устанавливать с помощью учителя наличие взаимосвязи между культурой
и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурноисторической специфики;
- обосновывать с опорой на источник информации важность сохранения
культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей,
морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей:
- знать и понимать смысл термина «семья»;
- иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и
особенностями семейного быта и отношений в семье;
- знавать значение термина «поколение» и устанавливать с помощью
учителя его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
- уметь составить с опорой на план рассказ о своей семье в соответствии с
культурно-историческими условиями её существования;
- понимать и объяснять такие понятия, как «счастливая семья», «семейное
счастье»;
- осознавать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную
роль;

- понимать: смысл терминов: «сиротство», «социальное сиротство»;
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со
стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи:
- знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
- устанавливать с помощью учителя взаимосвязь и различия между
концептами «Отечество» и «Родина»;
- понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и
сохранения;
- устанавливать с помощью учителя взаимосвязь истории семьи и истории
народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России:
- иметь представление о семейных традициях и их важности как ключевых
элементах семейных отношений;
- знать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
- уметь рассказывать с опорой на план о семейных традициях своего народа
и народов России, собственной семьи;
- объяснять с помощью учителя роль семейных традиций в культуре
общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России:
- приводить примеры традиционных сказочных и фольклорных сюжетов о
семье, семейных обязанностях с опорой на источник информации;
- уметь объяснять своё понимание семейных ценностей, выраженных в
фольклорных сюжетах;
- иметь представление о морально-нравственное значение семьи в
литературных произведениях, о ключевых сюжетах с участием семьи в
произведениях художественной культуры;
- понимать после предварительного анализа важность семейных ценностей
с использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи:
- знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
- уметь объяснять с помощью учителя специфику семьи как социального
института, характеризовать роль домашнего труда и распределение
экономических функций в семье;
- уметь объяснять с опорой на источник информации взаимосвязь семейного
уклада с социально-экономической структурой общества в форме большой и
малой семей;
- характеризовать с опорой на план распределение семейного труда и
осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире: (практическое занятие)
- иметь представления о закономерностях развития семьи в культуре и
истории народов России, уметь объяснять с помощью учителя данные
закономерности на региональных материалах и приводить примеры из жизни
собственной семьи;

- выделять с опорой на источник информации особенности духовной
культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов;
- устанавливать после предварительного анализа наличие взаимосвязи
между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
- объяснять с помощью учителя важность семьи и семейных традиций для
трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как
фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура:
- знать и понимать значение термина «личность» в контексте духовнонравственной культуры;
- уметь объяснить с помощью учителя взаимосвязь личности и общества,
личности и культуры;
- знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в
культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры:
- знать значение термина «творчество»;
- уметь объяснять с помощью учителя важность морально- нравственных
ограничений в творчестве;
- уметь объяснять важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека;
- знать и уметь объяснить с помощью учителя взаимосвязь труда и
творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности:
- знать значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
- уметь объяснять с опорой на источник информации происхождение
духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
- понимать и уметь приводить примеры с опорой на источник информации
таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь»,
«дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность:
- понимать суть термина «история», знать основные исторические периоды
и уметь выделять их сущностные черты с опорой на источник информации;
- иметь представление о значении и функциях изучения истории;
- осознавать с помощью учителя историю своей семьи и народа как часть
мирового исторического процесса;
- знать о существовании связи между историческими событиями и
культурой;
- объяснять с опорой на план важность изучения истории как духовнонравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры:
- знать отличия литературы от других видов художественного творчества;

- рассказывать с опорой на план об особенностях литературного
повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
- объяснять с помощью учителя важность литературы как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур:
- иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества;
- понимать важность сохранения культурного наследия;
- знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры с опорой на
источник информации межкультурной коммуникации как способа формирования
общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа:
- знать и уметь объяснить с помощью учителя суть и значение следующих
духовно- нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические
особенности российского народа;
- осознавать с помощью учителя духовно-нравственные ценности в качестве
базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать
это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие:
- знать принципы федеративного устройства России и концепт
«полиэтничность»;
- называть с опорой на источник информации основные этносы Российской
Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
- уметь объяснить с опорой на источник информации значение
словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации»,
«государствообразующий народ», «титульный этнос»;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов
Российской Федерации;
- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
- уметь выделять после предварительного анализа общие черты в культуре
различных народов, обосновывать их значение и причины с помощью учителя.
Тема 25. Праздники в культуре народов России:
- иметь представление о природе праздников и их важности как элементов
культуры;

- устанавливать с помощью учителя взаимосвязь праздников и культурного
уклада;
- различать после предварительного анализа основные типы праздников;
- уметь рассказывать с опорой на план о праздничных традициях народов
России и собственной семьи;
- анализировать с помощью учителя связь праздников и истории, культуры
народов России;
- понимать основной смысл семейных праздников;
- определять опираясь на источник информации нравственный смысл
праздников народов России;
- объяснять с помощью учителя значение праздников как элементов
культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных
идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России:
- знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать с опорой на источник
информации основные типы памятников архитектуры и проследить связь между
их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
- устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между типом жилищ и
типом хозяйственной деятельности;
- уметь охарактеризовать, опираясь на план, связь между уровнем научнотехнического развития и типами жилищ;
- осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями
архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
- устанавливать связь после предварительного анализа между историей
памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
- иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой
работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России:
- знать и понимать отличия музыки от других видов художественного
творчества, рассказывать с опорой на план об особенностях музыкального
повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
- объяснять с помощью учителя важность музыки как культурного явления,
как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысла музыкальных произведений;
- знать основные темы музыкального творчества народов России,
народные инструменты.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России:
- знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать с опорой на план об особенностях и
выразительных средствах изобразительного искусства;
- уметь объяснить с опорой на источник информации, что такое скульптура,
живопись, графика, фольклорные орнаменты;

- объяснять с опорой на источник информации важность изобразительного
искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных
ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысла изобразительного искусства;
- знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России:
- знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, объяснять с помощью
учителя важность и нужность этих языковых выразительных средств;
- знать, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
- воспринимать и объяснять с помощью учителя важность понимания
фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и
нравственности;
- знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные
средства;
- оценивать с помощью учителя морально-нравственный потенциал
национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом:
- знать и уметь приводить примеры взаимосвязи между бытом и
природными условиями проживания народа своего региона;
- уметь объяснять с помощью учителя важность сохранения и развития
культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций,
многообразия культур;
- уметь оценивать с опорой на источник информации и устанавливать
границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической,
религиозной и гражданской идентичности на доступном уровне;
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России: (практическое занятие)
- знать и уметь объяснить с опорой на источник информации отличия
культурной географии от физической и политической географии;
- знать, что такое культурная карта народов России;
- описывать с опорой на план отдельные области культурной карты в
соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России:
- знать и уметь объяснить с опорой на источник информации значение и
роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её
территориального, политического и экономического единства;
- объяснять с помощью учителя важность и преимущества этого единства
перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

11

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 класс
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий
характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное
пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ
Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов
мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский
язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность
общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства
России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника.
Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями
общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и
человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в
религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний.
Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию
человека.
12

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и
культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как
связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о
семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных
видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль
нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.).
Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне
общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека.
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что
это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы
культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как
реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4.
«Культурное единство России»
13

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории
народа, государства, человечества. Важность исторической памяти,
недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки
к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека
и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция.
Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной
коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый
регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в
России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные,
архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические
здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности
народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа
в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории
народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература.
Богатство культуры народа в его литературе.
14

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание
регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство
культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся с ЗПР
предусмотрен контроль в виде: индивидуальных заданий, устных опросов,
защиты проектов.
Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на
«пошаговую», адаптация предлагаемого тестового материала: использование
устных и письменных инструкций, упрощение длинных сложных формулировок
инструкций; предоставление образца или возможности использования
справочной информации.
Темы проектных работ:
1. «Правнуки Победы о своих прадедах».
2. «Место подвига в наше время».
3. «Герои космоса».
4. «Благотворительные мероприятия, которые могут провести учащиеся
вашего класса».
5. «Изобразительное искусство как источник знаний и нравственных
ценностей».
6. «Театр как источник знаний и нравственных ценностей».
7. «История этикета письма».

15

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС (34 часа)
№

Тема

1

Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной
культуры народов
России»?

2

Наш дом — Россия.

3

Язык и история.

Основные виды деятельностиобучающихся

Основное содержание

Тематический блок 1. «Россия — наш
общий дом»
Формирование
и
закрепление - Формировать представление об особенностях курса
««Основы духовно-нравственной культуры
гражданского единства. Родина и
Отечество. Традиционные ценности народовРоссии».
- Слушать и понимать
и ролевые модели.
объясненияучителя по теме
Традиционная
семья.
Всеобщий характер морали и урока. Вести работу сучебником
нравственности. Русский язык и под руководством учителя.
единое культурное пространство.
Риски
и
угрозы
духовнонравственной
культуре народов России.
Россия
—
многонациональная - Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока.
страна. Многонациональный народ - Формировать представление о необходимости и
Российской Федерации. Россия как важности межнационального и межрелигиозного
сотрудничества, взаимодействия.
общий дом. Дружба народов.
- Выполнять задания на понимание и разграничение
понятий по курсу.
Что такое язык? Как в языке народа
отражается его история? Язык как
инструмент
культуры.
Важность коммуникации
между
людьми. Языки народов мира, их
взаимосвязь.
16

- Формировать

представления о языке как носителе
духовно-нравственных смыслов культуры.
- Выявлять особенности коммуникативной роли языка.
- Слушать и анализировать выступления
одноклассников, отбирать и сравнивать после
предварительного анализа учебный материал по
нескольким источникам.

4

Русский язык —
язык общения и
язык
возможностей.

Русский язык — основа российской
культуры. Как складывался русский
язык: вклад народов России в его
развитие.
Русский
язык
как
культурообразующий проект и язык
межнационального
общения.
Важность общего языка для всех
народов России. Возможности,
которые даёт русский язык.

- Формировать

5

Истоки родной
культуры.

Формировать представление о том, что такое культура, об
общих чертах в культуре разных народов.
- Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока.
- Выполнять задания на понимание и разграничение
понятий по теме.

6

Материальная
культура.

Что такое культура. Культура и
природа. Роль культуры в жизни
общества.
Многообразие
культур
и
его
причины. Единство культурного
пространства России.
Материальная
культура:
архитектура,
одежда,
пища,
транспорт, техника. Связь между
материальной культурой
и
духовнонравственными
ценностями общества.

7

Духовная культура.

Духовно-нравственная культура.
Искусство, наука, духовность.
Мораль, нравственность, ценности.
Художественное осмысление
мира. Символ и знак. Духовная
культура как
реализация
ценностей.

- Формировать

17

представление о русском языке как языке
межнационального общения.
- Слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное.
- Объяснять после предварительного анализа наблюдаемые
в практике изучения языка явления

-

- Формировать

представление о традиционных укладах жизни
разных народов.
- Слушать и анализировать выступления одноклассников.
- Работать с учебником, анализировать с помощью учителя
проблемные ситуации.
представление о духовной культуре разных
народов.
- Устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между
проявлениями материальной и духовной культуры.
- Выполнять задания на понимание и разграничение понятий
по теме.
- Учиться работать с текстом и зрительным рядом
учебника.

8

Культура и религия.

9

Культура и
образование.

1
0

Многообразие
культур
России.
(практическ
ое занятие)

Религия и культура. Что такое
религия, её роль в жизни общества и
человека.
Государствообразующие
религии России. Единство
ценностей врелигиях России.
Зачем нужно учиться? Культура
как
способ получения
нужных знаний. Образование как
ключ к социализации и духовнонравственному развитию
человека.
Единство культур народов России.
Что значит быть культурным
человеком? Знание о
культуре народов
России.

- Формировать

представление о понятии «религия».
объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой по теме.

- Слушать

Выяснять с помощью учителя смысл понятия
«образование», объяснять с опорой на план важность и
необходимость образования для общества.
- Слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать
учебные материалы по теме.
-

- Отбирать материал по нескольким источникам, готовить
доклады, работать с научно- популярной литературой,
слушать выступления одноклассников.

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

11

Семья — хранитель
духовных ценностей.

Семья
—
базовый
элемент
общества.
Семейные
ценности,
традиции и культура. Помощь
сиротам как
духовно
нравственный долг человека.

12

Родина начинается с
семьи.

История семьи как часть истории
народа, государства, человечества.
Как связаны Родина и семья? Что
такое
Родина и Отечество?
18

Формировать
представление
- Устанавливать с помощью учителя значение термина
«поколение».
- Слушать объяснения учителя, решать проблемные
задачи.
- Объяснять с помощью учителя, как и почему история
каждой семьи тесно связана с историей страны, народа.
- Слушать объяснения учителя, разграничивать понятия
по теме, систематизировать учебный материал.
-

о

13

Традиции
семейно
го воспитания в
России.

14

15

16

Объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать с
опорой на план о традициях своей семьи, семейных
традициях своего народа и других народов России.
- Уметь объяснять с опорой на источник и
разграничивать основные понятия по теме.
Просматривать и анализировать учебные фильмы.
- Приводить примеры фольклорных сюжетов о семье,
семейных ценностях.
- Характеризовать морально-нравственное значение семьи.
- Работать с научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные фильмы,
систематизировать учебный материал.
-

Образ семьи в культуре Произведения
устного
народов России.
поэтического
творчества
(сказки, поговорки и т. д.) о семье
и
семейных обязанностях.
Семья
в
литературе
и
произведениях
разных
видов
искусства.
Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. - Характеризовать с опорой на план важность общего
Роль
домашнего
труда.
Роль семейного труда для укрепления целостности семьи.
нравственных норм в благополучии - Слушать объяснения учителя, работать с учебником по
инструкции учителя.
семьи.
Семья в современном
Рассказ
о
своей
семье
(с - Готовить доклад, сообщение; создавать семейное
использованием фотографий, книг, древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких
мире. (практическое
источников.
писем и др.). Семейное
занятие)
древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

17 Личность — общество
— культура.

18

Семейные
традиции
народов
России. Межнациональные семьи.
Семейное
воспитание
как
трансляция ценностей.

Духовный мир
человека. Человек —
творец культуры.

Что
делает
человека
человеком? Почему человек не
может жить вне общества. Связь
между обществом и культурой как
реализация духовнонравственных
ценностей.
Культура
как
духовный
мир
человека.
Мораль.
Нравственность.
Патриотизм.
19

Изучать что такое гуманизм, что делает человека
человеком и какие проявления людей можно назвать
гуманными.
- Работать с научно-популярной литературой, уметь
разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение
(решать текстовые задачи).
-

Объяснять с опорой на источник информации значение
слова «человек» в контексте духовно- нравственной
культуры.
-

19

Личность и духовнонравственные
ценности.

Реализация ценностей в культуре.
Творчество: что это такое? Границы
творчества. Традиции и новации в
культуре.
Границы
культур.
Созидательный
труд.
Важность труда
как
творческой деятельности, как
реализации.
Мораль и нравственность в жизни
человека.
Взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь,
дружба, коллективизм, патриотизм,
любовь к близким.

Слушать объяснения учителя, работать с
учебником, разграничивать после предварительного
анализа основные понятия по теме.
-

- Объяснять с опорой

на источник информации, что такое
мораль и нравственность, любовь к близким.
- Показывать на примерах важность таких ценностей как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба
и др.
- Разграничивать и определять основные понятия, решать
текстовые задачи, работать с учебником

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
20

Историческая
память как духовнонравственная
ценность.

Что такое история и почему она
важна? История семьи — часть
истории
народа,
государства,
человечества.
Важность
исторической
памяти,
недопустимость её фальсификации.
Преемственность поколений.

- Объяснять

21

Литература как язык
культуры.

Литература
как
художественное
осмысление
действительности. От
сказки к
роману.
Зачем
нужны
литературные
произведения?
Внутренний мир человека и его
духовность.

-

20

смысл термина «история», понимать важность
изучения истории.
- Объяснять, что такое историческая память, как история
каждой семьи связана с историей страны.
- Работать с учебником, выделять и определять
основные понятия, слушать и анализировать
выступления одноклассников.
Характеризовать особенности литературы, её отличия от
других видов художественного творчества.
- Объяснять с опорой на источник информации средства
выражения духовного мира человека, его морали и
нравственности в произведениях литературы.
- Слушать объяснения учителя, работать с
художественной литературой, изучать и анализировать
источники.

22

Взаимовлияние
культур.

Взаимодействие
культур.
Межпоколенная и межкультурная
трансляция. Обмен ценностными
установками и идеями. Примеры
межкультурной коммуникации как
способ формирования общих
духовно-нравственных ценностей.

- Знакомиться

23

Духовно-нравственные
ценности российского
народа.

-

24

Регионы России:
культурное
многообразие.

Жизнь, достоинство, права и
свободы, патриотизм,
гражданственность,
служение
Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья,
созидательный
труд, приоритет
духовного
над
материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь, историческая память
и преемственность поколений,
единство народов России.
Исторические
и
социальные
причины
культурного
разнообразия.
Каждый
регион
уникален.
Малая Родина — часть общего
Отечества.

25

Праздники в
культуре народов
России.

Что такое праздник? Почему
праздники
важны.
Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память
культуры,
как
воплощение
21

со значением терминов «взаимодействие
культур», «культурный обмен».
- Объяснять с опорой на источник информации важность
сохранения культурного наследия.
- Слушать объяснения учителя, разграничивать после
предварительного анализа понятия.
Объяснять с опорой на источник информации
значение основных понятий, отражающих духовнонравственные ценности.
- Осознавать их после предварительного анализа в качестве
базовых общегражданских ценностей российского
общества.
- Слушать объяснения учителя, работать с учебником
(смысловое чтение).

Изучать принципы федеративного
устройства
«полиэтничность» с опорой на источник информации.
- Доказывать с помощью учителя ценность многообразия
культурных укладов народов России.
- Уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой
родины.
- Слушать и анализировать выступления
одноклассников, работать с источниками.
- Объяснять, что такое «народный праздник».
- Рассказывать с опорой на план о праздничных
традициях разных народов и своей семьи.
- Объяснять с опорой на источник информации
нравственный смысл народного праздника.

Росси

духовно- нравственных идеалов.

- Работать

Памятники как
часть культуры:
исторические, художественные,
архитектурные. Культура как память.
Музеи. Храмы. Дворцы.
Исторические здания
как
свидетели истории. Архитектура и
духовно-нравственные
ценности народов России.
Музыка.
Музыкальные
произведения. Музыка как форма
выражения эмоциональных связей
между людьми.
Народные
инструменты. История народа в его
музыке и инструментах.

- Устанавливать

26

Памятники в
культуре народов
России.

27

Музыкальная культура
народов России.

28

Изобразительное
искусство народов
России.

Художественная
реальность.
Скульптура:
от
религиозных
сюжетов к современному искусству.
Храмовые росписи и фольклорные
орнаменты.
Живопись,
графика.
Выдающиеся художники разных
народов России.

29

Фольклор и литература
народов России.

Пословицы и поговорки. Эпос и
сказка. Фольклор как отражение
истории народа и его ценностей,
морали и
нравственности.
Национальная литература.
Богатство культуры народа в его
литературе.
22

с учебником.

с помощью учителя связь между историей
памятника и историей края. Характеризовать с опорой на
план памятники истории и культуры.
- Слушать
объяснения учителя, работать с
научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы.
- Характеризовать

особенности музыки как вида искусства.
- Называть основные темы музыкального творчества
народов России, анализировать, как история народа
отражается в его музыке.
- Слушать
объяснения учителя, работать с
научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы.
- Объяснять с опорой на источник информации
особенности изобразительного искусства как вида
художественного творчества.
- Обосновывать с помощью учителя важность искусства
как формы трансляции культурных ценностей.
- Называть основные темы искусства народов России.
- Слушать
объяснения учителя, работать с
научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы.
- Понимать, что такое национальная литература.
- Объяснять и показывать на примерах, как произведения
фольклора отражают историю народа, его духовнонравственные ценности.
- Отбирать и сравнивать материал из нескольких
источников, решать текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления одноклассников.

30

31

32

Бытовые
традиции
народов
России:
пища, одежда, дом.
(практическое
занятие)
Культурная карта
России. (практическое
занятие)

Единство страны —
залог будущего России.

Рассказ о бытовых традициях своей
семьи, народа, региона. Доклад с
использованием
разнообразного
зрительного
ряда
и
других
источников.
География культур России. Россия
как культурная карта. Описание
регионов в
соответствии
с
их
особенностями.
Россия — единая страна. Русский
мир. Общая история, сходство
культурных
традиций,
единые
духовно- нравственные ценности
народов России.

23

- Отбирать и сравнивать учебный материал по
нескольким источникам, решать текстовые задачи,
слушать и анализировать выступления одноклассников,
работать с научно-популярной литературой.
- Отбирать и сравнивать несколько источников, решать
текстовые задачи, слушать и анализировать выступления
одноклассников,
работать
с
научно-популярной
литературой.
- Объяснять

после предварительного анализа значение
общих элементов и черт в культуре разных народов России
для обоснования её культурного, экономического единства.
- Слушать объяснения учителя, систематизировать
учебный материал.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».