Рабочая программа учебного предмета Искусство по АООП ООО для 6 класса Приказ от 19.12.2022 № 59-У

Приложение к
Адаптированной образовательной программе
основновного общего образования
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»,
утвержденной приказом
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»
От 19.12.2022г.№ 59-У

Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития
для 6 класса

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:

осознание основ культурного наследия народов России и человечества;

ценностное отношение к Российскому искусству, художественным традициям
разных народов, проживающих в родной стране.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

ценность отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства;

осознание собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния
других на основе анализа продуктов художественной деятельности, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;

интерес к практическому изучению профессий и труда, связанного с
изобразительным искусством, на основе применения изучаемого предметного знания;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности, возникшим в процессе
создания художественного изделия;

продуктивная коммуникация со сверстниками, взрослыми в ходе творческой
деятельности;

развитие собственных творческих способностей, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности;

способность передать свои впечатления так, чтобы быть понятым другим
человеком.
Метапредметные результаты

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать;

устанавливать причинно-следственные связи при анализе картин художников;

с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного анализа;

самостоятельно выбирать способ решения учебно-творческой задачи (выбор
материала, инструмента и пр.) для достижения наилучшего результата;

пользоваться различными поисковыми системами при выполнении творческих
проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; искать и
отбирать информацию из различных источников для решения учебно-творческих задач в
процессе поиска дополнительного изобразительного материала.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и
сверстниками в процессе выполнения коллективной творческойработы;

выполнять свою часть работы, достигать максимально возможного качественного
результата, координировать свои действия с другими членами команды при работе над
творческими проектами;

оценивать качество своего вклада в общий продукт.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самостоятельно планировать учебные действия в соответствии с поставленной
художественной задачей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

различных художественно-творческих задач;

рационально подходить к определению цели самостоятельной творческой
деятельности;

соотносить свои действия с планируемыми результатами творческой деятельности,
осуществлять контроль своей деятельности;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении художественной
задачи;

понимать причины, по которым планируемый результат не был достигнут,находить
позитивное в произошедшей ситуации (пейзаж не получился, потому что неверно
расположил линию горизонта, но усовершенствовал технику работыс акварелью);

выражать собственные эмоции доступными художественными средствами;

различать и называть эмоции других, выраженные при помощи художественных
средств;

анализировать возможные причины эмоций персонажей, изображенных накартинах;

ставить себя на место другого человека (персонажа картины), понимать егомотивы и
намерения;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению по поводу художественного
произведения; признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты


Предметные
результаты,
формируемые
в
ходе
изучения
предмета

«Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным модулям и должны
отражать сформированность умений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕИСКУССТВО»
«Живопись, графика, скульптура»Общие сведения о видах искусства
Пространственные и временные виды искусства.
Изобразительные, конструктивные и декоративные видыпространственных искусств, их
место и назначение в жизни людей.
Основные виды живописи, графики и скульптуры.
Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зрителя.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства
Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые
свойства.
Рисунок – основа изобразительного искусства и мастерства художника.
Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческийрисунок.
Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата.
Начальные умения рисунка с натуры. Зарисовки простых предметов.
Линейные графические рисунки и наброски.
Тон и тональные отношения: тёмное — светлое. Ритм и ритмическая организация
плоскости листа.
Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности, физическая основа
цвета, цветовой круг, основные и составные цвета, дополнительные цвета.
Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодныйи тёплый цвет,
понятие цветовых отношений; колорит в живописи.
Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурныепамятники, парковая

скульптура, камерная скульптура.
Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура. Произведениямелкой пластики.
Виды рельефа.

Жанры изобразительного искусства
Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент длясравнения и
анализа произведений изобразительного искусства.
Предмет изображения, сюжет и содержание произведенияизобразительного искусства.
Натюрморт
Изображение предметного мира в изобразительном
искусстве ипоявление жанра
натюрморта в европейском и отечественном искусстве.
Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметовна плоскости.
Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точказрения и точка
схода, правила перспективных сокращений.
Изображение окружности в перспективе.
Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы.
Сложная пространственная форма и выявление её конструкции.
Рисунок

сложной
формы
предмета
как
соотношение
простыхгеометрических фигур.
Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел.
Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия «свет»,
«блик»,
«полутень»,
«собственная
тень»,
«рефлекс»,
«падающая
тень».Особенности освещения «по свету» и «против света».
Рисунок
натюрморта
графическими
материалами
с натуры
попредставлению.
Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков.

или

Особенности графических техник. Печатная графика.
Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах
отечественных живописцев. Опыт создания живописного натюрморта.

европейских

и

Портрет
Портрет как образ определённого реального человека. Изображение портрета человека в
искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении характера человека и
мировоззренческих идеалов эпохи.
Великие портретисты в европейском искусстве.
Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве.
Великие портретисты в русской живописи.
Парадный и камерный портрет в живописи.
Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в.— отечественном и
европейском.
Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношениелицевой и черепной
частей головы.

Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических
средств в изображении образа человека.
Графический портретный рисунок с натуры или по памяти.
Роль освещения головы при создании портретного образа. Свет и тень в изображении
головы человека.
Портрет в скульптуре.
Выражение характера человека, его социального положения и образаэпохи в скульптурном
портрете.
Значение свойств художественных материалов в создании скульптурногопортрета.
Живописное

изображение
портрета.
Роль цвета
в
живописном портретном образе в произведениях выдающихся

живописцев.
Опыт работы над созданием живописного портрета.
Пейзаж
Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом
искусстве и в эпоху Возрождения.
Правила построения линейной перспективы в изображении пространства.
Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего идальнего планов при
изображении пейзажа.
Особенности изображения разных состояний природы и её освещения.
Романтический пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.
Особенности
изображения
природы
в
творчестве
импрессионистов
и
постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и колористической
изменчивости состояний природы.
Живописное изображение различных состояний природы.
Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. История
становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в.
Становление образа родной природы в произведениях А. Венецианова и его учеников: А.
Саврасова, И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и её значение для русской
культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства
Родины.
Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины.
Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров.
Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник.
Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы.
Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании образа
города.
Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия.
Задачи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни современного
города.
Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и ритмическая
организация плоскости изображения.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве

Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разныхэпох. Значение
художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества
и современной жизни.
Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет,
содержание в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой
картине и роль картины в их утверждении.
Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации
художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.
Исторический жанр в изобразительном искусстве
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительныхсобытий в жизни
общества.
Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета:мифологическая
картина, картина на библейские темы, батальная картина и др.
Историческая картина в русском искусстве XIX в. и её особое место в развитии
отечественной культуры.
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В.
Сурикова и др. Исторический образ России в картинах ХХ в.
Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы художника над
исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работанад этюдами, уточнения
композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом.
Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный материал по
задуманному сюжету.
Библейские темы в изобразительном искусстве
Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории
в европейской культуре.
Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение как
«духовная ось», соединяющая жизненные позиции разных поколений.
Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в скульптуре
«Пьета» Микеланджело и др.
Библейские темы в отечественных картинах XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа народу»,
И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и
грешница»).
Иконопись как великое проявление русской культуры. Язык изображения в иконе – его
религиозный и символический смысл.
Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана Грека,
Дионисия.
Работа над эскизом сюжетной композиции.
Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира визобразительном
искусстве.

Тематическое планирование
«Живопись, графика, скульптура»
Тематические блоки,
темы

Основное содержание

Общие сведения о видах искусства
Искусство — его виды и Пространственные и временные виды искусства.
их роль в жизни людей Изобразительные,
конструктивные
и
декоративные виды пространственных искусств,
их место и назначение в жизни людей.
Основные виды живописи, графики и скульптуры.
Художник и зритель: зрительские умения, знания и
творчество зрителя.

Основные виды деятельности
обучающихся

Называть с опорой на образец пространственные и
временные виды искусства.
Начальные представления о различии временных и
пространственных видов искусства.
Начальные
представления
о
трех
группах
пространственных
искусств:
изобразительные,
конструктивные и декоративные, их назначении в жизни
людей.
Определять с опорой на образец и технологическую
карту к какому виду искусства относится произведение.
Начальные представления о роли зрителя в жизни
искусства,
о зрительских умениях, зрительской
культуре и творческой деятельности зрителя.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства
Живописные,
Традиционные художественные материалы для Называть традиционные художественные материалы для
графические
и графики, живописи, скульптуры
графики, живописи, скульптуры при восприятии
скульптурные
художественных произведений.
художественные
Начальные
представления
о
выразительных
материалы и их особые
особенностях различных художественных материалов
свойства
при создании художественного образа.
Начальные представления о роли материала в создании
художественного образа.
Рисунок
— основа Рисунок — основа мастерства художника. Виды Различать по технологической карте виды рисунка по их
изобразительного
рисунка. Подготовительный рисунок как этап в целям и художественным задачам.
искусства и мастерства работе
над произведением любого вида Участвовать
в обсуждении выразительности и
художника
пространственных искусств.
художественности различных видов рисунков мастеров.
Зарисовка.
Набросок.
Учебный
рисунок. Овладевать начальными навыками рисунка с натуры на
Творческий
рисунок
как
самостоятельное доступном уровне.

графическое произведение.

Выразительные
возможности линии

Виды линий и выразительные возможности
линейных графических рисунков. Линейные
графические рисунки известных мастеров. Ритм,
ритмическая организация листа.

Тёмное — светлое
— Тон и тональные отношения: тёмное — светлое.
тональные отношения
Тональная шкала. Понятие тонального контраста.
Композиция листа: ритм и расположение пятен на
листе.

Основы цветоведения

Понятие «цвет» в художественной деятельности.
Физическая основа цвета. Цветовой круг: основныеи
составные цвета. Цвета дополнительные и ихособые
свойства. Символическое значение цвета в
различных культурах.

Рассматривать, сравнивать по плану пространственные
формы.
Овладевать навыками композиции в рисунке,
размещения рисунка в листе на доступном уровне под
руководством учителя.
Овладевать
навыками
работы
графическими
материалами на доступном уровне.
Рассматривать
линейные
рисунки
известных
художников.
Начальные представления о различных видах линейных
рисунков.
Начальные представления о ритме и его значении в
создании изобразительного образа.
Выполнять линейный рисунок на заданную тему на
доступном уровне под руководством учителя.
Начальные представления о пятне как об одном из
основных средств изображения.
Начальные представления о понятиях «тон», «тональная
шкала», «тональные отношения», «тональный контраст».
Иметь практические навыки изображения карандашами
разной жёсткости.
Представления
о понятиях «основные цвета»,
«составные цвета», «дополнительные цвета». Начальные
представления о физической природе цвета.
Анализировать по опорным вопросам цветовой круг как
таблицу основных цветовых отношений.
Различать
основные и составные цвета (при
необходимости используя дидактические материалы).
Определять дополнительные цвета с опорой на образец.
Овладевать навыком составления разных оттенковцвета
по технологической карте.

Цвет как выразительное
средство
в
изобразительном
искусстве

Восприятие цвета человеком. Понятия «холодный
цвет» и «тёплый цвет». Понятие цветовых
отношений — изменчивость нашего восприятия
цвета в зависимости от взаимодействияцветовых
пятен. Локальный цвет и сложный цвет.Колорит в
живописи.

Представления о понятиях: «цветовые отношения»,
«тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст»,
«локальный цвет».
Овладевать навыком колористического восприятия
художественных произведений.
Овладевать навыками живописного изображения на
доступном уровне.

Выразительные
средства скульптуры

Виды скульптуры и характер материала в
скульптуре. Скульптурные памятники, парковая
скульптура, камерная скульптура. Статика и
движение в скульптуре. Круглая скульптура. Виды
рельефа. Произведения мелкой пластики.

Представления о основных видах скульптурных
изображений и их назначении в жизни людей.
Определять с опорой на образец основные скульптурные
материалы в произведениях искусства.
Осваивать
навыки
создания
художественной
выразительности в объёмном изображении на доступном
уровне.

Жанры изобразительного искусства
в Жанровая система в изобразительном искусстве Представления о понятии «жанры в изобразительном
как инструмент сравнения и анализа произведений искусстве».
Перечислять
жанры изобразительного искусства
изобразительного искусства.
используя дидактические материалы.
Начальные представления о разнице между предметом
изображения и содержанием произведения искусства.
Натюрморт
Изображение объёмного Изображение
предметного
мира
в Иметь представления об изображении предметного мира
предмета наплоскости
изобразительном искусстве. Основы графической в истории искусства и о появлении жанранатюрморта в
листа
грамоты в изображении предмета. Правила европейском и отечественном искусстве. Представления
объёмного изображения геометрических тел. о линейном построении предмета в пространстве.
Линейное построение предмета в пространстве. Осваивать правила перспективных сокращений.
Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Изображать окружности в перспективе на доступном
Правила перспективных сокращений. Изображение уровне под руководством учителя.
окружности в перспективе, ракурс. Рисунок Рисовать геометрические тела на основе правил
геометрических тел разной формы.
линейной перспективы на доступном уровне.
Жанровая
система
изобразительном
искусстве

Конструкция

предмета Понятие

сложной пространственной формы. Выявлять под руководством учителя конструкцию

сложной формы

Силуэт предмета из соотношения нескольких
геометрических фигур. Конструкция сложной
формы из простых геометрических тел. Метод
геометрического структурирования и прочтения
сложной формы предмета.

Свет и тень. Правила
светотеневого
изображения предмета

Освещение как средство выявления объёма
предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень»,
«собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».
Особенности освещения «по свету» и «против
света».

Рисунок
натюрморта Графическое изображение натюрморта. Рисунки
графическими
мастеров. Художественный образ в графическом
материалами
натюрморте. Размещение изображения на листе.
Композиция и образный строй в натюрморте: ритм
пятен, пропорций, движение и покой. Этапы работы
над графическим изображением натюрморта.
Графические
материалы,
инструменты
и
художественные
техники.
Произведения отечественных графиков. Печатная
графика.
Живописное
изображение
натюрморта

Цвет в живописи, богатство его выразительных
возможностей. Цвет в натюрмортах европейскихи
отечественных живописцев. Собственный цвет
предмета и цвет в живописи. Выражение цветом в
натюрморте настроений и переживаний художника.
Портрет

предмета через соотношение простых геометрических
фигур.
Рисовать на доступном уровне сложную форму предмета
(силуэт) как соотношение простых геометрических
фигур, соблюдая их пропорции, после подробного
анализа.
Рисовать конструкции из нескольких геометрических тел
разной формы под руководством учителя на доступном
уровне.
Начальные представления о понятиях «свет», «блик»,
«полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая
тень».
Начальные умения графического изображенияобъёмного
тела с разделением его формы на освещённую и теневую
стороны.
Первичные
умения
графического
изображения
натюрморта с натуры или по представлению.
Овладевать
начальными
навыками
размещения
изображения на листе, пропорциональногосоотношения
предметов в изображении натюрморта.
Овладевать начальными навыками графическогорисунка
и опытом создания творческого натюрморта в
графических техниках.
Рассматривать произведения художников-графиков.
Начальные
представления
об
особенностях
графических техник.
Начальные
представления
о
выразительных
возможностях цвета в построении образа изображения.
Иметь опыт создания натюрморта средствами живописи
на доступном уровне.

Портретный
жанр
истории искусства

Конструкция
человека

в Изображение человека в искусстве разных эпох.
Портрет как образ определённого реального
человека. Великие портретисты в европейском
искусстве. Выражение в портретном изображении
характера человека и мировоззренческих идеалов
эпохи.
Парадный и камерный портрет в живописи.
Особенности развития портретного жанра в
отечественном искусстве.
Изображение в портрете внутреннего мира
человека.
Особенности
развития жанра портрета в
искусстве ХХ в.: отечественном и европейском.

головы Построение
пропорции.

Графический
портретный рисунок

головы

человека,

основные

Графический портретный рисунок с натуры и по
памяти. Знакомство с графическими портретами
известных художников и мастеров графики.
Графический рисунок головы реальногочеловека
— одноклассника или себя самого

Иметь опыт художественного восприятия произведений
искусства портретного жанра великих художников
разных эпох.
Начальные представления о портретном изображении
человека в разные эпохи.
Узнавать произведения и называть имена нескольких
великих европейских портретистов (Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.) с
использованием дидактического материала.
Начальные представления об особенностях жанра
портрета в русском изобразительном искусстве.
Называть имена и узнавать произведения великих
художников-портретистов
(В. Боровиковский,
А. Венецианов,
О. Кипренский,
В. Тропинин, К.
Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков,В.
Серов и др.) с использованием дидактического
материала.
Иметь представления о жанре портрета в искусстве ХХ
в.: западном и отечественном.
Начальный опыт претворения в рисунке основных
позиций конструкции головы человека, пропорциилица,
соотношении лицевой и черепной частей головы на
доступном уровне.
Иметь представления о бесконечности индивидуальных
особенностей при общих закономерностях строения
головы человека
Иметь представления о графических портретах
мастеров разных эпох, о разнообразии графических
средств в изображении образа человека.
Приобрести начальный опыт графического портретного
изображения
как
нового
для
себя
видения
индивидуальности человека.

Свет
и
тень
в Роль освещения головы при создании портретного
изображении
головы образа. Свет и тень в изображении головы челочеловека
века. Изменение образа человека в зависимости от
положения источника освещения.

Иметь представления о роли освещения как
выразительного средства при создании портретного
образа.
Наблюдать изменения образа человека в зависимости от
изменения положения источника освещения.
Иметь опыт зарисовок разного освещения головы
человека под руководством учителя на доступном
уровне.
Портрет в скульптуре
Скульптурный портрет в работах выдающихся Обрести опыт восприятия скульптурного портрета в
художников-скульпторов. Выражение характера работах выдающихся художников-скульпторов.
человека, его социального положения и образа Иметь начальный опыт лепки головы человека
эпохи в скульптурном портрете. Художественные
материалы и их роль в создании скульптурного
портрета.
Живописное
Иметь опыт создания живописного портрета.
Роль цвета в живописном портретном образе в
изображение портрета
Иметь представления о роли цвета в создании
произведениях выдающихся живописцев.
портретного образа как средства выражения настроения,
характера, индивидуальности героя
портрета
Пейзаж
Правила
построения Изображение пространства в эпоху Древнегомира, Иметь представления о характере изображения
линейной перспективы в в Средневековом искусстве. Научная перспектива в природного пространства в искусстве Древнего мира,
изображении искусстве эпохи Возрождения. Правила линейной Средневековья и Возрождения.
пространства
перспективы. Понятия «линия горизонта — низкого Понимать понятия «линия горизонта — низкого и
и высокого», «точка схода»,
высокого», «точка схода», «перспективныесокращения»,
«перспективные сокращения», «центральная и «центральная и угловая перспектива».
угловая перспектива»
Обрести начальный навык построения линейной
перспективы при изображении пространства пейзажа на
листе бумаги на доступном уровне.
Правила
воздушной Правила
воздушной перспективы в эпоху
перспективы
Возрождения и в европейском искусстве XVII—
XVIII вв. Построение планов в изображении
пейзажа.

Иметь
представления о правилах воздушной
перспективы для изображения пространства пейзажа.
Обрести начальные навыки построения переднего,
среднего
и дальнего планов при изображении
пейзажного пространства на доступном уровне.

Особенности
изображения
разных
состояний природы и её
освещения

Изображение природы в разных её состояниях.
Романтический пейзаж. Морские пейзажиИ.
Айвазовского. Понятие «пленэр». Изображение
пейзажа в творчестве импрессионистов и
постимпрессионистов.

Иметь представления о средствах художественной
выразительности в пейзажах разных состояний природы.
Иметь представления о романтическом образе пейзажа в
европейской и отечественной живописи.
Узнавать морские пейзажи И. Айвазовского.
Иметь представления об особенностях изображения
природы
в
творчестве
импрессионистов
и
постимпрессионистов.
Иметь начальный опыт изображения разных состояний
природы в живописном пейзаже.

Пейзаж
в
истории
русской живописи и его
значение
в
отечественной культуре

История становления картины Родины в развитии
отечественной пейзажной живописи XIX в. Образ
природы в произведениях А. Венецианова и его
учеников, картина А. Саврасова «Грачи прилетели»,
эпический образ природы России впроизведениях И.
Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и её
значение для русской культуры.

Пейзаж в графике

Графический образ пейзажа в работах выдающихся
мастеров. Средства выразительностив графическом
рисунке и многообразие графических техник.
Графические зарисовки и графическая композиция
на темы окружающей
природы.
Жанр городского пейзажа и его развитие в истории
искусства. Многообразие в понимании образа
города. Город как материальное воплощение
отечественной истории и культурного наследия.
Задачи охраны исторического образа современного
города. Городские зарисовки и авторские
композиции на тему архитектурного образа города.

Иметь представления о развитии образа природы в
отечественной пейзажной живописи.
Называть имена великих русских живописцев и
характеризовать известные картины А. Венецианова, А.
Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана используя
дидактические материалы.
Приобрести
начальный
опыт
создания
композиционного живописного пейзажа своей Родины.
Иметь представления о средствах выразительности в
произведениях графики и образных возможностях
графических техник в работах известных мастеров.
Приобрести начальные навыки пейзажных зарисовок на
доступном уровне.

Городской пейзаж

Бытовой жанр в изобразительном искусстве

Иметь представления о развитии жанра городского
пейзажа в изобразительном искусстве.
Овладевать навыками восприятия образности городского
пространства как выражения самобытного лица
культуры и истории народа.
Иметь представления о роли культурного наследия в
городском пространстве, задачи его охраны и
сохранения.

Изображение
бытовой
жизни
людей
в
традициях
искусства
разных эпох

Изображение труда и бытовой жизни людей в
традициях искусства разных эпох. Значение
художественного изображения бытовой жизни
людей в понимании истории человечества и
современной жизни. Жанровая картина как
обобщение жизненных впечатлений художника об
окружающей жизни. Бытовой жанр в истории
отечественного
искусства.
Тема,
сюжет,
содержание в жанровой картине. Проявление
нравственных и ценностных смыслов в картинах
бытового жанра.

Иметь представления о значении художественного
изображения бытовой жизни людей в понимании
истории человечества и современной жизни.
Иметь представления о роли изобразительного искусства
в формировании представлений о жизни людей разных
народов и эпох.
Иметь представления о многообразии форморганизации
жизни и одновременного единства мира людей.
Различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине
с порой на дидактические материалы.
Иметь представления об образе нравственных и
ценностных смыслов в жанровой картине.

Работа над сюжетной Понимание
композиции как целостности в
композицией
организации
художественных выразительных
средств. Сюжет и содержание в композиции на
бытовую тему.
Исторический жанр в изобразительном искусстве
Историческая картина в Историческая тема в искусстве как изображение
истории искусства, её наиболее значительных событий в жизни
особое значение
общества.
Жанровые разновидности исторической картины в
зависимости от сюжета: мифологическая картина,
картина на библейские темы, батальная картинаи
др.

Овладевать начальными навыками в работе над
сюжетной композицией.
Иметь представления о композиции как целостности в
организации художественных выразительных средств.

Историческая картина в Историческая картина в русском искусстве XIX в.и
русской живописи
её особое место в развитии отечественной
культуры. К. Брюллов. «Последний день Помпеи»,
исторические картины в творчестве В. Суриковаи
др. Исторический образ России в картинахМ.
Нестерова, В. Васнецова, А. Рябушкина.

Иметь представления об исторической картине как
высоком жанре.
Иметь представления о картинах на мифологические и
библейские темы как историческом жанре.
Иметь представления о произведениях исторического
жанра как идейном и образном выражении значительных
событий
в
истории
общества,
воплощение
мировоззренческих позиций и идеалов.
Анализировать по технологической карте содержание
картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».
Анализировать по технологической карте содержание
исторических картин, образ народа в творчестве В.
Сурикова.
Иметь представления об историческом образе России в
картинах М. Нестерова, В. Васнецова, А. Рябушкина

Работа над сюжетной Этапы длительного периода работы художника над
композицией
исторической картиной: идея и эскизы, сбор
материала и работа над этюдами, уточнения
композиции в эскизах, картон композиции, работа
над холстом.
Библейские темы в изобразительном искусстве
Библейские
темы
в Исторические картины на библейские темы: место и
истории европейской и значение сюжетов Священной истории в
отечественной
европейской культуре. Вечные темы в искусстве на
живописи
основе сюжетов Библии. Вечные темы и их
нравственное и духовно-ценностное выражение в
произведениях
искусства
разных
времён.
Произведения на библейские темы Леонардо да
Винчи, Рафаэля, Рембрандта

Библейские
русском
XIX в.

темы
в Библейские темы в отечественном искусстве XIX в.
искусстве А. Иванов.
«Явление
Христа
народу», И.
Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная
вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница».

Иконопись в истории Иконопись как великое проявление русской
русского искусства
культуры. Язык изображения в иконе, его
религиозный и символический смысл. Великие
русские
иконописцы:
духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана
Грека, Дионисия.

Иметь начальный опыт разработки эскизов композиции
на историческую тему с опорой на образец.

Иметь представления о значении библейских сюжетов в
истории культуры.
Узнавать сюжеты Священной истории в произведениях
искусства используя дидактические материалы.
Иметь представления о значении великих — вечных темв
искусстве на основе сюжетов Библии как «духовной
оси», соединяющей жизненные позиции разных
поколений.
Узнавать сюжеты картин на библейские темы Леонардо
да Винчи, Рафаэля, Рембрандта и др. используя
справочные материалы.
Узнавать сюжеты картин отечественных художников(А.
Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской.
«Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В.
Поленов. «Христос и грешница») используя справочные
материалы.
Иметь представления о смысловом различии между
иконой и картиной.
Иметь представления о творчестве великих русских
иконописцев: Андрея Рублёва, Феофана Грека,
Дионисия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».