Рабочая программа учебного предмета Обществознание по АООП ООО для 8 класса Приказ от 20.09.2019 № 45-1-У

Приложение к
Адаптированной основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»,
утвержденной приказом
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»
от 20.09.2019 г.№ 45/1-У

Рабочая программа учебного предмета
«Обществознание»
Адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
для 8 класса

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты

Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают
готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с
другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на
решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного
социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том
числе:

личностные основы российской гражданской идентичности: патриотизма,уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений, готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней);

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;

продуктивная коммуникация со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной
деятельности;

чувство ответственности и долга перед своей семьей, малой и большой Родиной;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения;

готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков;

участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде;

способность адаптироваться к меняющимся социальным и информационным
условиям;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

способность принимать решение в жизненной ситуации на основе переноса
полученных в ходе обучения предмету знаний в актуальную ситуацию,восполнять дефицит

информации;

умение находить, отбирать и использовать нужную информацию в соответствии с
контекстом жизненной ситуации;

воспитание стремления ориентироваться в актуальных социальных реалиях (ложная
реклама, недостоверная информация, опасные интернет-сайты; качество товаров и
продуктов питания и т.п.);

способность критически оценивать полученную информацию;

умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;

развитие активной личностной позиции во взаимодействии с миром;

способность принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других
людей, исключая асоциальные проявления;

формирование адекватности поведения, обучающегося с точки зрения опасности
или безопасности для себя или для окружающих;

овладение основами финансовой и правовой грамотности;

соблюдение адекватной социальной дистанции в
разных
коммуникативных ситуациях;

умение корректно устанавливать и ограничивать контакт в зависимости от
социальной ситуации;

способность распознавать и противостоять социально неблагоприятному
воздействию.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

выявлять
и характеризовать
с опорой
на источник
информации существенные
признаки
социальных явлений;

использовать понятия, обобщать, устанавливать аналогии, логическирассуждать,
и делать общие выводы;

устанавливать после предварительного анализа причинно-следственныесвязи при
изучении общественных явлений и процессов;

применять с опорой на алгоритм учебных действий схемы для решенияучебных
и познавательных задач;

использовать смысловое чтение;

использовать вопросы как инструмент познания;

аргументировать с опорой на источник информации свою позицию,мнение;

с помощью педагога формулировать обобщения и делать выводы;

с помощью педагога прогнозировать возможное развитие общественныхпроцессов,
событий и их последствия.

пользоваться словарями и другими поисковыми системами; запоминать и
систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

воспринимать и выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

распознавать невербальные средства общения, прогнозировать конфликтные
ситуации, смягчая конфликты;

с помощью педагога составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;

принимать участие в совместной деятельности с учителем и сверстниками;работать

индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; отстаивать свое мнение.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

определять с помощью педагога цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе
и познавательной деятельности;

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
выбора в учебной и познавательной деятельности;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на
ошибку и такое же право другого;осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты

Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей
(разделов) и требований к результатам освоения основной

использовать смысловое чтение;

использовать вопросы как инструмент познания;

аргументировать с опорой на источник информации свою позицию,мнение;

с помощью педагога формулировать обобщения и делать выводы;

с помощью педагога прогнозировать возможное развитие общественныхпроцессов,
событий и их последствия.

пользоваться словарями и другими поисковыми системами; запоминать и
систематизировать информацию.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:

использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

воспринимать и выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

распознавать невербальные средства общения, прогнозировать конфликтные
ситуации, смягчая конфликты;

с помощью педагога составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;

принимать участие в совместной деятельности с учителем и сверстниками;работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; отстаивать свое мнение.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

определять с помощью педагога цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе
и познавательной деятельности;

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
выбора в учебной и познавательной деятельности;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии

с изменяющейся ситуацией;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на
ошибку и такое же право другого;осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты освоения рабочей программы по предмету
«Обществознание» (6–9 классы):

освоение и применение с опорой на алгоритм учебных действий системы знаний о
социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми,
важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества;
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения,
включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его
семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного
права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической,
социальной, духовной и политической сферах жизни общества; основах конституционного
строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе
гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); системе
образования в Российской Федерации; основах государственной бюджетной и денежнокредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования,
противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;

умение характеризовать по алгоритму, с использованием ключевых слов
традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита
человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение
Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность
истории нашей Родины); государство как социальный институт;

умение с использованием различных источников приводить примеры (в том числе
моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов
определенного типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов
и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций,
регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с
правонарушениями и наступлением юридической ответственности; связи политических
потрясений и социально- экономического кризиса в государстве;

умение по образцу классифицировать по разным признакам (в том числе
устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления,
процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные
признаки, элементы и основные функции;

умение после предварительного анализа сравнивать деятельность людей,
социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их
элементы и основные функции;

умение после предварительного анализа и/или по образцу, по алгоритму
устанавливать взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах
общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в
государстве;

умение использовать полученные знания для объяснения сущности, взаимосвязей
явлений, процессов социальной действительности; роли информации и информационных
технологий в современном мире; социальной иличной значимости здорового образа жизни,
роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и
общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия

коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики
«сдерживания»; дляосмысления личного социального опыта при исполнении типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей;

умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности;

умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей,
типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том
числе процессы формирования,накопления и инвестирования сбережений;

овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим
воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из
Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение
составлять на их основе план, преобразовывать под руководством учителя текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные
модели в текст;

овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации
(далее – СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети
Интернет;

умение по образцу, по алгоритму анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать и оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека, личным

социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;

умение оценивать собственные поступки и поведение других людей
с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личнымифинансами и
предпринимательской
деятельностью,
для
оценки
рисковосуществления
финансовых мошенничеств,
применения
недобросовестных
практик);
осознание
неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; приобретение опыта
использования полученных знаний, включая основы

финансовой грамотности, в практической деятельности, в повседневной жизни для
решения бытовых задач, реализации и защиты прав человека и гражданина, прав
потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения
гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для
составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов
своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом;

приобретение опыта самостоятельного и под руководством учителя заполнения
формы (в том числе электронной) и составления простейших документов (заявления,
обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме);

приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая
взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
на основе национальных ценностей современного российскогообщества: гуманистических

и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми
разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России.

Предметные результаты 8 класс
Человек в экономических отношениях

осваивать под руководством педагога и применять знания об экономической
жизни общества, её основных проявлениях, экономических системах, собственности,
механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли
государствав экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежнокредитной политики, о влиянии государственной политики наразвитие конкуренции;

характеризовать после предварительного анализа способы координации
хозяйственной жизни в различных экономических
системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции
денег;

приводить с опорой на источник информации примеры способов повышения
эффективности производства; деятельности и проявления основных функций различных
финансовых посредников; использования способов повышения эффективности
производства;

классифицировать
после
предварительного
анализа
механизмы
государственного регулирования экономики;

сравнивать по алгоритму различные способы хозяйствования;

объяснять с опорой на источник информации связи политических потрясений
и социально-экономических кризисов в государстве;

использовать полученные знания для объяснения с помощью педагога причин
достижения (недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения
основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной
политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций
предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного
налогового поведения;

решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и
практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе
рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных
способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и
социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;

овладевать смысловым чтением, преобразовывать с помощью педагога
текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе
о свободных и экономических благах, о видахи формах предпринимательской деятельности,
экономических и социальных последствиях безработицы;

извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и
Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными
формами финансового мошенничества, используя алгоритм учебных действий;

анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, включая экономико- статистическую, из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;

оценивать с опорой на источник информации собственные поступки и

поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся
модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои
экономические интересы;

практики осуществления экономических действий на основе рационального
выбора в условиях ограниченных ресурсов;использования различных способов повышения
эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков
осуществления финансовых мошенничеств, применениянедобросовестных практик);

приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления
домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового
плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе
финансовых услуг), осознанного выполнениягражданских обязанностей, выбора профессии
и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;

приобретать опыт составления с опорой на образец простейших документов
(личный финансовый план, заявление, резюме);

осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
гуманистических ценностей,взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры

осваивать с помощью педагога и применять знания о процессах иявлениях в
духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской
Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как
важном ресурсе современного общества;

характеризовать по плану духовно-нравственные ценности нашего общества,
искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную
безопасность;

приводить примеры с опорой на источник информации политики российского
государства в сфере культуры и образования; влияния образования на социализацию
личности; правил информационной безопасности;

классифицировать после предварительного анализа по разным признакам
формы и виды культуры;

сравнивать после предварительного анализа формы культуры, естественные и
социально-гуманитарные науки, виды искусств;

объяснять, используя опорную схему, взаимосвязь развития духовной
культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;

использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного
образования;

определять с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания факты общественной жизни своё отношение к информационной
культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;

решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и
практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;

овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной
культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию с помощью педагога
в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст по
образцу;

осуществлять под руководством педагога поиск информации об
ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в Российской
Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в
Интернете в разных источниках информации;


анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать
социальную информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую,
аудиовизуальную), при изучениикультуры, науки и образования;

оценивать после предварительного анализа собственные поступки, поведение
людей в духовной сфере жизни общества;

использовать полученные знания для публичного представлениярезультатов
своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории
и регламентом;

приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении
особенностей разных культур, национальных и религиозныхценностей.

Тематическое планирование

Тематичес
кие
блоки,
темы

Основное
содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

Человек в экономических отношениях 20 часов
(21 час)
Экономика —
Экономическая жизнь Осваивать и применять знания об основных
проявлениях
основа
общества.
экономической жизни общества: извлекать и
Потребности и
интерпретировать
жизне­деятельн ресурсы.
информацию из разных источников.
о
Ограниченнос
ть
сти человека.
ресурсов.
Характеризовать с опорой на план способы
Экономическ координации
ий
5 часов
выбор.
хозяйственной жизни в различных экономических
Экономическ системах:
ая
система и её
описывать различные способы хозяйствования и
функции.
Собственность.
формулировать основания для сравнения.
Производство —
Определять и аргументировать с точки зрения
источник
социальных
экономических
благ. ценностей и с опорой на обществоведческие
знания, факты
Факторы производства. общественной жизни, своё отношение к
предпринимательству
Трудовая
деятельность.
Предпринимательс
тво.
Производительность
труда. Разделение труда.
Обмен. Деньги и их
функции. Торговля и
её формы.

и развитию собственного бизнеса: формулировать
суждения на основе информации, предложенной
учителем; выражать своё отношение к решениям
людей в конкретных ситуациях. Основы
функциональной
грамотности:
финансовая
грамотность.
Решать с опорой на алгоритм учебных действий
познавательные
и
практические
задачи:
анализировать реальные социальные ситуации для
осуществления экономических действий на основе
рационального выбора в условиях ограниченных
ресурсов; исследовать несложные практические
ситуации, связанные с использованием различных
способов повышения эффективности производства.
Основы
функциональной
грамотности:
финансовая грамотность.

Овладевать смысловым чтением: преобразовывать
текстовую экономическую информацию в модели
(таблица, схема).
Приводить с помощью педагога примеры
организации эффективного производства на основе
жизненных ситуаций: иллюстрировать действие
факторов,
влияющих
на
повышение
производительности труда.
Оценивать самостоятельно или с помощью
педагога значение экономически рационального
поведения
основных
участников
обмена:
анализировать сложившиеся практики и модели
поведения. Основы функциональной грамотности:
финансовая грамотность.
Использовать полученные знания для объяснения
социальноэкономической
роли
предпринимательства: описывать и раскрывать на
примерах функции предпринимательства.
Вносить
коррективы
в
моделируемую
экономическую
деятельность
на
основе
изменившихся ситуаций.
Рыночные
отношения
в экономике.
5 часов

Рыночная
экономи
ка. Конкуренция. Спрос
и предложение.
Рыночно
е
равновесие.
Невидимая рука рынка.
Многообразие рынков.
Предприятие
в
экономике. Издержки,
выручка и прибыль.
Как
повысить
эффективность
производства.
Заработная плата
и
стимулирование
труда.
Занятость
безработица.

и

Осваивать и применять знания о рыночном
хозяйстве как одном из способов организации
экономической
жизни:
формулировать
собственное мнение о роли рыночного механизма и
необходимости
развития
конкуренции
для
регулирования экономики.
Использовать полученные знания для объяснения
взаимосвязей рынка и конкуренции: высказывать
обоснованные суждения о влиянии конкуренции на
функционирование рынка.
Приводить с помощью педагога примеры
использования способ ов п овышения эффек
тивности производств а: и л л ю с т
р и р о в а т ь
на
основе социальных фактов различные способы
повышения его эффективности.
Оценивать после предварительного анализа
поведение людей с точки зрения их экономической
рациональности: анализировать и оценивать с
позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения производителя.
Приобретать опыт использования знаний для
выбора профессий и оценки собственных
перспектив
в
профессиональной
сфере:
устанавливать преимущества профессионализма и
его взаимосвязь с жизненным успехом.
Извлекать под руководством педагога социальную
информацию из адаптированных источников и
СМИ о тенденциях развития современной
рыночной экономики: выявлять соответствующие

факты.
Готовность к саморазвитию и личностному
самоопределению. Искать и отбирать
социальную информацию из различных
источников в соответствии с
познавательной задачей, систематизировать,
интерпретировать и
оценивать достоверность
социальной информации, в том числе о
тенденциях развития современной рыночной
экономики.

Финансовые
отношения
в экономике

5 часов

Финансовый рынок
и
посредники
(банки,
страховые
компан
ии, кредитные

Приводить под руководством педагога примеры
деятельности и проявления основных функций
различных финансовых посредников: описывать
ситуации деятельности финансовых п о с р
е
д
н
и
к
о
в
и
их

союзы,
участники
фондового
рынка).
Услуги
финансовых
посредников.
Основные
типы
финансовых
инструментов: акции и
облигации.
Банковские
услуг
и, предоставляемые
гражданам (депозит,
кредит,
платёжная
карта,
денежные
переводы,
обмен
валюты).
Дистанционное
банковское
обслуживание.
Страховые услуги.
Защита
прав
потребителя
финансовых услуг.

функции на основе предложенных учителем
источников.
Оценивать после предварительного анализа
собственные поступки и поступки других
участников финансового рынка с точки зрения их
экономической рациональности (включая вопросы,
связанные
с
личными
финансами
и
предпринимательской деятельностью, для оценки
рисков осуществления финансовых мошенничеств,
применения
недобросовестных
практик):
формулировать и представлять краткие выводы о
способах эффективного использования денежных
средств. Основы функциональной грамотности:
финансовая грамотность.
Анализировать, обобщать, систематизировать,
критически оценивать с помощью педагога
социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций
СМИ, соотносить её с личным социальным
опытом; формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами; выполнять задания к предложенным
учителем фрагментам.
Приобретать опыт использования знаний основ
финансовой грамотности для реализации защиты
прав потребителя финансовых услуг: выражать
собственное отношение к нарушению прав и
недобросовестному
поведению
участников

финансового рынка. Основы функциональной
грамотности: финансовая грамотность.
Осуществлять совместную деятельность,
включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности, на основе гуманистических
ценностей, взаимопонимания между людьми
разных культур: выполнять учебные задания в
парах и группах.

Выявлять после предварительного анализа
проблемы и выбирать различные подходы
(способы) для принятия решений в жизненных и
учебных ситуациях в целях защиты экономических
интересов.
Домаш
нее
хозяйст
во
3
часа

Экономические
функции
домохозяйств.
Потребление
домашних хозяйств.
Потребительские
товары
и
товары
длительно
го пользования.
Источники доходов и
расходов
семьи.
Семейный
бюджет.
Личн
ый финансовый план.
Способы и
формы
сбережений.

Использовать знания для объяснения взаимосвязей
экономических явлений: объяснять причины
достижения
(недостижения)
результатов
экономической деятельности.
Приобретать опыт использования полученных
знаний в практической повседневной жизни:
анализировать потребление домашнего хозяйства,
структуру семейного бюджета, выполнение
гражданских обязанностей (в том числе по уплате
налогов),
собственные
перспективы
в
профессиональной сфере в целях осознанного
выбора профессии; сопоставлять свои потребности
и
возможности.
Основы
функциональной
грамотности: финансовая грамотность.
Оценивать после предварительного анализа
собственные поступки и поведение других людей с
точки зрения их экономической рациональности:
давать оценку рациональному распределению
семейных ресурсов. Основы функциональной
грамотности: финансовая грамотность.
Решать с опорой на алгоритм учебных действий
познавательные
и
практические
задачи,
отражающие процессы формирования, накопления

и инвестирования сбережений: формулировать и
представлять краткие

выводы о способах эффективного использования
денежных средств и различных форм сбережений.
Основы
функциональной
грамотности:
финансовая грамотность.
Приобретать опыт
составления
простейших
документов:
составлять семейный бюджет, личный финансовый
план, заявление, резюме. Основы функциональной
грамотности: финансовая грамотность.
Анализировать после предварительного анализа
практические ситуации, связанные с реализацией
гражданами своих экономических интересов.
Экономичес
кие цели и
функции
государства.
2 часа (3 часа)

Экономические цели и
функции
государст
ва. Налоги.
Доходы и
расходы
государства.
Государственный
бюджет.
Государственная
бюджетная
и
денежно- кредитная
полити
ка
Российской
Федерации.
Государственная
политика по развитию
конкуренции.

Осваивать и применять знания о роли государства в
экономике,
об
основах
государственной
бюджетной и денежно-кредитной политики
Российской Федерации: описывать экономические
цели и функции государства.
Классифицировать с опорой на алгоритм (в том
числе устанавливать существенный признак
классификации) механизмы государственного
регулирования
экономики:
составлять
классификационную таблицу.
Устанавливать
и
объяснять
после
предварительного анализа связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в
государстве: описывать социальные ситуации и
факты.
Использовать знания для объяснения основных
механизмов государственного регулирования
экономики, в том числе государственной политики
по
развитию
конкуренции:
высказывать
обоснованные
суждения
о
различных
направлениях
экономической
политики
государства и её влиянии на экономическую жизнь

общества, о влиянии государственных решений на
развитие конкуренции.

Выявлять с помощью педагога причинноследственные связи при изучении экономических
явлений и процессов.
Человек в мире культуры 10 часов (11 часов)
Культура, её
многообрази
е и формы.
1 час (2 часа)

Культура,
её
многообразие и формы.
Влияние
духовной
культуры
на
формирование
личности.
Современная
молодёжная культура.

Осваивать и применять знания о процессах
и
явлениях в духовной жизни: различать в
предлагаемых
ситуациях
формы культуры,
выявлять их описания в тексте, составлять опорные
схемы и планы. Классифицировать с опорой на
визуальный материал по разным признакам формы
и виды культуры: сопоставлять определённые
примеры с указанными формами (видами)
культуры, составлять собственные модельные
примеры различных видов культуры.
Сравнивать после предварительного анализа
формы культуры: различать признаки разных форм
культуры в предлагаемых ситуациях и примерах.
Устанавливать
и
объяснять
после
предварительного анализа взаимосвязь развития
духовной культуры и формирования личности:
описывать взаимовлияние различных форм
культуры, современной молодёжной культуры и
личностного развития личности.
Овладевать смысловым чтением текстов по
проблемам развития современной культуры:
составлять план, преобразовывать текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему)
и преобразовывать предложенные модели в текст.,
Основы
функциональной
грамотности:
читательская грамотность

Приобретать опыт осуществления совместной
деятельности при изучении особенностей разных
культур, национальных и религиозных ценностей:
выявлять
дефициты
информации,
данных,
необходимых для решения поставленной задачи в
процессе
совместной
работы.
Основы
функциональной
грамотности:
глобальные
компетенции.
Содействовать
формированию
внутренней
позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.
Способствовать
осознанию
ценности
самостоятельности и инициативы.
Самостоятельно или с помощью учителя
выбирать способ решения учебной задачи в
процессе работы с кейсами (сравнивать несколько
вариантов
решения,
выбирать
наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Наука и
образовани
ев
Российско
й
Федерации
.
4 часа

Наука. Естественные и
социальногуманитарные
науки. Роль науки в
развитии общества.
Образование.
Личностная
и
общественная
значимость
образования
в
современном
обществе.
Образование
в
Российской
Федерац
ии. Самообразование.
Политика в сфере
культуры
и
образования
в
Российской
Федерации.

Осваивать и применять знания о науке и
образовании, о системе образования в Российской
Федерации: отбирать с заданных позиций
приведённые в тексте описания.
Сравнивать после предварительного анализа
естественные и социально-гуманитарные науки:
находить их сходства и различия в предлагаемых
примерах.
Решать с опорой на алгоритм учебных действий
познавательные
и
практические
задачи,
касающиеся форм и многообразия духовной
культуры: анализировать жизненные ситуации и
принимать решения относительно осуществления
конкретных действий в области науки, образования,
самообразования.
Основы
функциональной
грамотности: глобальные компетенции.
Осуществлять под руководством педагога поиск
информации об ответственности современных
учёных в разных источниках: сопоставлять и

обобщать информацию, представленную в разных
формах
(описательную,
графическую,
аудиовизуальную).
Приводить под руководством педагога примеры
политики Российского государства в сфере
культуры
и
образования:
отбирать
соответствующие ситуации из учебных текстов и
СМИ. Использовать полученные знания для
объяснения роли непрерывного образования:
выполнять индивидуальные и групповые проекты.
Формировать мотивацию к целенаправленной
социально значимой деятельности (получению
образования).
Выявлять
причинно-следственные
связи,
доказывая значение образования в условиях
усложнения технологий в современном обществе.
Самостоятельно или с помощью педагога
формулировать обобщения и выводы по
результатам проведённого мини- исследования
(работа
со
статистикой),
владеть
инструментами
оценки
достоверности
полученных выводов и обобщений.
Роль религии
в жизни
общества. 2
часа

Роль
искусства в
жизни
человека. 2
часа

П оня тие рел иг и и.
Ро ль религии в жизни
человека и общества.
Свобода совести и
свобода
вероисповедания.
Национальные
и
мировые р е л и г и и .
Религии ир ел иг
иозные

Осваивать и применять знания о религии, мировых
религиях: различать в предлагаемых ситуациях
мировые религии, особенности религии как
социального института.
Сравнивать после предварительного анализа
мировые и национальные религии: составлять
сравнительную таблицу.
Осуществлять под руководством педагога поиск
информации о религиозных объединениях в
Российской Федерации в разных источниках

объединения в
Российской
Федерации

информации:
сопоставлять
и
обобщать
информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную).
Оценивать собственные поступки, поведение
людей в духовной сфере жизни общества: выражать
свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Овладевать под руководством педагога навыками
работы с информацией: воспринимать и
создавать информационные тексты в различных
форматах, в том числе цифровых.

Что такое искусство.
Виды искусств. Роль
искусства в жизни
человека и общества.

Осваивать и применять знания об искусстве и его
видах: различать в предлагаемых ситуациях
объекты, относящиеся к разным видам искусства.
Характеризовать с опорой на план искусство:
отбирать в тексте значимые признаки для его
характеристики.
Сравнивать после предварительного анализа виды
искусств:

составлять сравнительные таблицы.
Осуществлять с помощью педагога поиск
информации о роли искусства в жизни человека и
общества в разных источниках информации:
сопоставлять
и
обобщать
информацию,
представленную в разных формах (описательную,
графическую, аудиовизуальную).
Формировать
готовность
обучающихся
к
саморазвитию, самостоятельности в определении
своего отношения к искусству как форме
общественного сознания.
Овладевать навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе цифровых.
Роль
информаци
ив
современн
ом мире.
1 час

Роль информации и
информационных
технологий
в
современном
мире.
Информацион
ная
культура
и
информационная
безопасность.
Правила
безопасного поведения
в Интернете.

Осваивать и применять знания об информации как
важном ресурсе современного общества: различать
в предлагаемых ситуациях объекты, относящиеся к
разным видам информации. Характеризовать с
опорой на план информационную культуру и
информационную безопасность: отбирать в тексте
признаки информационной культуры, особенности
информационной безопасности.
Приводить с помощью педагога конкретные
примеры правил информационной безопасности:
моделировать ситуации, отражающие их действие
и значение.
Определять
и
аргументировать
после
предварительного анализа с точки зрения
социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания факты общественной
жизни, своё отношение к информационной
культуре и информационной безопасности,
правилам безопасного поведения в Интернете:
формулировать суждения на основе информации,
предложенной учителем; выражать своё отношение
к поступкам людей в конкретных ситуациях.
Осуществлять поиск информации о видах
мошенничества в Интернете: составлять с помощью
педагога или самостоятельно алгоритм безопасного
поведения в Интернете, сопоставляя и обобщая
информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную).
Использовать полученные знания для публичного
представления результатов своей деятельности в
сфере духовной культуры: выступать с сообщениями в
соответствии с особенностями аудитории и
регламентом.
Содействовать
формированию
готовности
обучающихся
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному

самоопределению.
Овладевать навыками работы с информацией:
выявлять дефициты информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи.

4 часа (2 часа)— защита проектов, итоговое повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».