Приложение к Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования МБОУПГО «ООШ с.Мраморское», утвержденной приказом МБОУПГО «ООШ с.Мраморское» от 19.12.2022 г.№ 59-У Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития для 6 класса ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе: личностные основы российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений, готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней); формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; продуктивная коммуникация со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной деятельности; чувство ответственности и долга перед своей семьей, малой и большой Родиной; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к меняющимся социальным и информационным условиям; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; способность принимать решение в жизненной ситуации на основе переноса полученных в ходе обучения предмету знаний в актуальную ситуацию,восполнять дефицит информации; умение находить, отбирать и использовать нужную информацию в соответствии с контекстом жизненной ситуации; воспитание стремления ориентироваться в актуальных социальных реалиях (ложная реклама, недостоверная информация, опасные интернет-сайты; качество товаров и продуктов питания и т.п.); способность критически оценивать полученную информацию; умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; развитие активной личностной позиции во взаимодействии с миром; способность принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей, исключая асоциальные проявления; формирование адекватности поведения, обучающегося с точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих; овладение основами финансовой и правовой грамотности; соблюдение адекватной социальной дистанции в разных коммуникативных ситуациях; умение корректно устанавливать и ограничивать контакт в зависимости от социальной ситуации; способность распознавать и противостоять социально неблагоприятному воздействию. Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и характеризовать с опорой на источник информации существенные признаки социальных явлений; o использовать понятия, обобщать, устанавливать аналогии, логическирассуждать, и делать общие выводы; o устанавливать после предварительного анализа причинно-следственныесвязи при изучении общественных явлений и процессов; o применять с опорой на алгоритм учебных действий схемы для решенияучебных и познавательных задач; o использовать смысловое чтение; o использовать вопросы как инструмент познания; o аргументировать с опорой на источник информации свою позицию,мнение; o с помощью педагога формулировать обобщения и делать выводы; o с помощью педагога прогнозировать возможное развитие общественныхпроцессов, событий и их последствия. o пользоваться словарями и другими поисковыми системами; запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; воспринимать и выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; распознавать невербальные средства общения, прогнозировать конфликтные ситуации, смягчая конфликты; с помощью педагога составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией; принимать участие в совместной деятельности с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; отстаивать свое мнение. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: определять с помощью педагога цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого;осознавать невозможность контролировать все вокруг. Предметные результаты Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной использовать смысловое чтение; использовать вопросы как инструмент познания; аргументировать с опорой на источник информации свою позицию,мнение; с помощью педагога формулировать обобщения и делать выводы; с помощью педагога прогнозировать возможное развитие общественныхпроцессов, событий и их последствия. пользоваться словарями и другими поисковыми системами; запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; воспринимать и выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; распознавать невербальные средства общения, прогнозировать конфликтные ситуации, смягчая конфликты; с помощью педагога составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией; принимать участие в совместной деятельности с учителем и сверстниками;работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; отстаивать свое мнение. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: определять с помощью педагога цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого;осознавать невозможность контролировать все вокруг. Предметные результаты освоения рабочей программы по предмету «Обществознание» (6–9 классы): освоение и применение с опорой на алгоритм учебных действий системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества;основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); системе образования в Российской Федерации; основах государственной бюджетной и денежнокредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение характеризовать по алгоритму, с использованием ключевых слов традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный институт; умение с использованием различных источников приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; связи политических потрясений и социально- экономического кризиса в государстве; умение по образцу классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции; умение после предварительного анализа сравнивать деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение после предварительного анализа и/или по образцу, по алгоритму устанавливать взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; роли информации и информационных технологий в современном мире; социальной иличной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; дляосмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности; умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования,накопления и инвестирования сбережений; овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать под руководством учителя текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст; овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет; умение по образцу, по алгоритму анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личнымифинансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисковосуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, в повседневной жизни для решения бытовых задач, реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; приобретение опыта самостоятельного и под руководством учителя заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме); приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России. Предметные результаты по разделам 6 КЛАСС Человек и его социальное окружение осваивать под руководством педагога и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми; характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций; характеризоватьпосле предварительного анализа основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и общества; приводить на основе визуального материала примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях;положения человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах; классифицировать после предварительного анализа по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей; сравнивать по опорной схеме понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; видыдеятельности (игра, труд, учение); устанавливать и объяснять с помощью педагога взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения; использовать с опорой на источник информации полученные знания для объяснения сущности общения как социального явления, познаниячеловеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников; определять с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков; решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими; овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять по предложенному образцу на их основе план,преобразовывать с помощью педагога текстовую информацию в таблицу, схему; искать и извлекать под руководством педагога информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности; приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими повозрасту, активного участия в жизни школы и класса; приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур. Общество, в котором мы живём осваивать под руководством педагога и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах; характеризовать с опорой на план устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские духовно-нравственные ценности, особенности информационного общества; приводить с опорой на источник информации примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем; классифицировать с помощью педагога социальные общности и группы; сравнивать после предварительного анализа социальные общности и группы, положение в обществе различных людей; различные формы хозяйствования; устанавливать под руководством педагога взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности основных участниковэкономики; использовать полученные знания для объяснения влияния природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; определять с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовныхценностей российского народа; решать, опираясь на алгоритм учебных действий, познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы); овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни общества; извлекать с помощью педагога информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России; анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированныхисточников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы; оценивать после предварительного анализа собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества; использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём; осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие слюдьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 6 класс Человек и его социальное окружение Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека1. Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция. Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности. Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося. Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство вгруппе. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейныетрадиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях. Общество, в котором мы живём Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Социальные общности и группы. Положение человека в обществе. Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны. Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств. Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценностироссийского народа. Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества. Глобальные проблемы современности. Возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематически е блоки, темы Социальное становлени е человека. 6 часов Основные виды деятельности обучающихся Основное содержание Человек и его социальное окружение 20 часов Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности челове ка (биологические, социальные, духовные). Спосо бности человека Осваивать и применять знания о социальных свойствах человека: распознавать в предлагаемых ситуациях особенности биологического и социального в человеке. Сравнивать по опорной схеме свойства человека и животных: отбирать приведённые в тексте описания свойств; называть особенности, свойственные только человеку. Характеризовать с опорой на план или алгоритм основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер: описывать ситуации конкретного содержания. Классифицировать после предварительного анализа потребности людей: составлять классификационную таблицу на две-три строки. Формировать ценностное отношение к окружающим людям. Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов. Осваивать и применять знания о формировании личности: находить соответствующие сведения в учебном тексте и сравнительных таблицах. Сравнивать после предварительного анализа понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»: различать основные смыслы понятий и отражаемые ими черты природы человека. И н д и в и д ,и н д и в и д у а л ь н о с т ь ,л и ч н о сть. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. О т н о ш е н и я м е ж д уп околениями. Особенности Определять и аргументировать с опорой на подросткового обществоведческие знания и личный социальный опыт возраста своё отношение к различным способам выражения личной индивидуальности: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях. Искать и извлекать самостоятельно или с помощью педагога из разных источников информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете под руководством педагога. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция Деятельность человека. Учебная деятельность школьника 4 часа Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности: игра, труд, учение, познание человеком мира и самого себя. Право человека на образование. Школьное образова ние. Права и обязанности учащегося. Приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты. Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Выбирать, анализировать, систематизироватьи интерпретировать информацию различных видов и форм представления. Характеризовать с опорой на план особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья: описывать проявления воли, настойчивости, целеустремлённости и других личностных качеств этих людей. Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях. Оценивать собственные поступки и поведение других людей в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Формировать ценностное отношение к окружающим людям. Выявлять после предварительного анализа причинноследственные связи при изучении факторов формирования личности. Выбирать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления. Осваивать при помощи педагога и применять знания о деятельности человека и её видах: распознавать в предлагаемых ситуациях цели и результаты деятельности. Приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях: находить соответствующие факты в предоставленных учителем текстах и иллюстрациях, привлекать собственный опыт. Классифицировать после предварительного анализа по разным признакам виды деятельности человека: выделять основание для классификации и заполнять сравнительную таблицу. Сравнивать после предварительного анализа виды деятельности (игра, труд, учение): составлять таблицу, выделяя общие черты и различия. Устанавливать и объяснять с помощью педагога взаимосвязь целей, способов и результатов деятельности: описывать результаты деятельности в зависимости от цели и способа её осуществления. Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности: объяснять цели и результаты познавательной деятельности в конкретных жизненных ситуациях. Осваивать и применять знания о праве на образование, об образовании и его уровнях в РФ: находить данные в учебных материалах и предоставленных учителем источниках Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, предложенных учителем, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»: составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему. Извлекать под руководством педагога информацию о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов): заполнять с помощью педагога таблицу и составлять план. Оценивать своё отношение к учёбе как к важному виду деятельности и значение получения образования для своего будущего: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Содействовать мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности. Давать адекватную оценку собственного отношения к учению, умения учиться и возможности его развития. Общение и его Общение. роль в жизни средства человека. общения. 2 часа ости общения Человек в малой группе 8 часов Цели и Осваивать и применять знания об общении и его правилах: находить и извлекать из текстов разного характера и жанра сведения о необходимости общения, его роли и правилах, Особенн особенностях общения подростков. Сравнивать после предварительного анализа цели и средства общения: заполнять таблицу. подрост Использовать полученные знания для объяснения (устного ков. Общение в и письменного) сущности общения как социального современных явления, значения личного социального опыта при условиях. осуществлении общения в школе, семье, группе сверстников: объяснять результаты общения в конкретных ситуациях с учётом особенностей его современных форм. Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт под руководством педагога своё отношение к различным формам неформального общения подростков: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях. Оценивать собственные поступки и поведение в ходе общения: выражать свою точку зрения и делать выводы относительно собственного умения общаться со сверстниками, старшими и младшими. Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения. Отношения в малых Осваивать и применять знания об особенностях группах. Групповые взаимодействия человека с другими людьми в малых нормы и правила. группах: анализировать текстовую и аудиовизуальную Лидерство в группе. информацию, находить и извлекать сведения об Межличностные отношениях в семье и группе сверстников. отношения (деловые, Характеризовать с опорой на план или алгоритм личные). традиционные российские духовно-нравственные Отношения в семье. ценности на примерах семьи, семейных традиций: Роль семьи в жизни описывать ситуации проявления, сохранения, развития человека и общества. семейных традиций. Семейные традиции. Приводить примеры самостоятельно или с помощью педагога малых групп, положения человека в группе, Семейный досуг. Свободное время проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах: находить соответствующие факты в подростка. Отношения с предоставленных учителем текстах и контекстных задачах, друзьями и иллюстрировать с помощью социальных фактов значимость поддержки сверстников для человека. сверстниками. Устанавливать и объяснять после предварительного Конфликты анализа взаимосвязи людей в малых группах: описывать социальные связи подростка с членами семьи, в одноклассниками, друзьями межличностных отношениях исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлениями лидерства. Решать с опорой на алгоритм учебных действий в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими: анализировать позиции участников, определять конструктивные модели поведения. Приводить с опорой на факты общественной жизни и личный опыт примеры конфликтных ситуаций в малых группах: описывать возможные варианты поведения в конфликтных ситуациях, находить конструктивное разрешение конфликта. Анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать после предварительного анализа социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ: выполнять задания к предложенным учителем фрагментам. Приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для активного участия в жизни школы и класса: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты. Приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах. Формировать ценностное отношение к окружающим людям и обществу в целом. Распознавать невербальные средства общения, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры. Общество, в котором мы живём 10 часов (12 часов) Общество — совместная жизнь людей. 2 часа Положение человека в обществе. 1 час Что такое общество. Связь о б щ е с т в а и п р и р о д ы . Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Осваивать и применять знания об обществе и природе, устройстве общественной жизни: определять на основе текстовой и аудиовизуальной информации объекты природы и объекты общества. Характеризовать с опорой на план или алгоритм устройство общества и сферы его жизни: опираясь на учебные материалы и предоставленные учителем источники, описывать явления, процессы и объекты, относящиеся к экономической, политической, социальной и духовной жизни. Приводить с помощью педагога примеры взаимосвязи между природой и обществом: иллюстрировать влияние природы на общество и общества на природу фактами из курса истории. Использовать полученные знания для объяснения влияния природы на общество и общества на природу: описывать отношение общества к природе на разных этапах истории общества. Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие з н а н и я , ф а к т ы о б щ е с т в е н н о йжизнииличный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы: формулировать суждения и аргументы, на основе информации, предложенной учителем. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Овладевать смысловым чтением текстов об устройстве общественной жизни: составлять с помощью педагога на основе учебных текстов план. Основы функциональной грамотности: читательская грамотность. Использовать полученные знания в практической деятельности, направленной на охрану природы: выполнять проектные задания. Формировать ценностное отношение к окружающим людям и обществу в целом. Выявлять причинно-следственные связи при изучении сфер общества и их взаимообусловленности. Прогнозировать возможное дальнейшее развитие общества и человека в обществе. Социальные Осваивать и применять знания о положении человека в общности и группы. обществе: читать и интерпретировать информацию, Положение человека представленную в разных формах. в обществе Приводить с помощью педагога или самостоятельно примеры разного положения людей в обществе: моделировать ситуации, Роль экономики в жизни общества. Основные участники экономики. 1 час (2 часа) Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономиче ской деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны. отражающие различное положение в обществе различных людей. Классифицировать после предварительного анализа социальные общности и группы: составлять классификационную таблицу (схему). Сравнивать после предварительного анализа социальные общности и группы, положение в обществе различных людей: заполнять с помощью педагога сравнительную таблицу, устанавливать основания для сравнения. Использовать полученные знания в практической деятельности: выполнять проектные задания (индивидуально и в группе) по поиску и изучению примеров реализованных возможностей изменения людьми своего социального положения. Формировать ценностное отношение к окружающим людям и обществу в целом. Выявлять причинно-следственные связи при изучении возможностей изменения человеком своего положения в обществе. Выбирать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления. Осваивать и применять знания о процессах и явлениях в экономической жизни общества: читать и интерпретировать информацию, представленную в разных источниках. Сравнивать после предварительного анализа различные формы хозяйствования: преобразовывать текстовую информацию в таблицу. Приводить примеры видов экономической деятельности: отбирать соответствующие ситуации на основе иллюстраций и описаний. Устанавливать с помощью дополнительной визуальной опоры взаимосвязи деятельности основных участников экономики: описывать их взаимодействие на основе предоставленных учителем источников. Анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать самостоятельно или с помощью педагога социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ: выполнять задание к предложенному учителем фрагменту. Использовать под руководством педагога основы финансовой грамотности в практической деятельности, в повседневной жизни для защиты прав потребителя финансовых услуг: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность Формировать мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности. Выявлять и характеризовать существенные признаки экономической деятельности, устанавливая основания для сравнения. Политическая жизнь 2 часа (3 часа) Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство. Государственная власть в нашей стра не. Государственный Ге рб, Государственный Ф лаг, Государственный Гимн Российской Федера ции. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современ ных государств. Осваивать и применять знания о явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации: описывать политические события, государственные символы России. Характеризовать с опорой на план государство: называть основные признаки и задачи государства. Извлекать под руководством педагога из разных источников информацию о народах России: проводить поиск и отбор социальной информации о народах России из адаптированных источников, предоставленных учителем. Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: преобразовывать под руководством педагога статистическую и визуальную информацию о достижениях России в текст. Основы функциональной грамотности: читательская грамотность. Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности: формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о роли России в современном мире. Осознавать российскую гражданскую идентичность, осваивать традиционные российские социокультурные и духовно- нравственные ценности. Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев. Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений). Культурная жизнь 1 час Культурная Осваивать и применять знания о культуре и духовной жиз жизни: извлекать и интерпретировать информацию из нь. разных источников. Духовные Характеризовать с опорой на план традиционные ценно российские духовно-нравственные ценности: описывать сти, традиционные духовные ценности и события культурной жизни народов ценности России на основе предоставленных учителем материалов, российского народа. ситуации проявления милосердия, справедливости и др. Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества: давать высокую оценку следования традициям и возрождения традиций, заслуживающего одобрения; отношения к культуре и традициям народов России как к ценности. Использовать полученные знания в практической деятельности, направленной на соблюдение традиций общества, в котором мы живём: выполнять, опираясь на алгоритм учебных действий, проектные задания. Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе взаимопонимания между людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Прогнозировать возможное дальнейшее развитие культуры в условиях современного общества. Проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование роли традиций в обществе. Развитие общества 3 часа) Развитие общества. Усиление взаимосвяз ей стран и народов в условиях информационного общества. Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и междунаро дных организаций. Осваивать и применять знания о типах общества: распознавать в тексте описания разных типов обществ. Характеризовать с опорой на план информационное общество: отбирать значимые признаки для его характеристики. Приводить под руководством педагога примеры глобальных проблем: отбирать факты в источниках (учебный текст, Интернет). Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Осваивать и применять знания о глобальных проблемах: находить и извлекать сведения о причинах и последствиях глобальных проблем. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Решать с опорой на алгоритм учебных действий в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы: подбирать ситуации, требующие решения локальных вопросов, формулировать задания и выполнять их в парах или командах. Овладевать смысловым чтением: отбирать информацию о возможностях решения глобальных проблем усилиями международного сообщества и международных организаций (ООН и Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца и др.). Основы функциональной грамотности: читательская грамотность. Быть мотивированным на целенаправленную социально значимую деятельность (участие в экологических акциях). Выявлять причинно-следственные связи при изучении глобальных проблем; делать выводы о важности бережного отношения человека к природе. 4 часа (2 часа)— защита проектов, итоговое повторение