Рабочая программа учебного предмета Обществознание по АООП ООО для 5 класса Приказ от 03.11.2022 № 48-У

Приложение к
Адаптированной основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»,
утвержденной приказом
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»
от 03.11.2022 г.№ 48-У

Рабочая программа учебного предмета
«Обществознание»
Адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
для 6 класса

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
 Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения,
отражают готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться ими в жизни, во
взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе
развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной
направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе:
 личностные основы российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
 способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
и человечества;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение
к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений, готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней);
 формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
 продуктивная коммуникация со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной
деятельности;
 чувство ответственности и долга перед своей семьей, малой и большой Родиной;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения;
 готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
 участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде;
 способность адаптироваться к меняющимся социальным и информационным условиям;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 способность принимать решение в жизненной ситуации на основепереноса полученных
в ходе обучения предмету знаний в актуальную ситуацию, восполнять дефицит

информации;
 умение находить, отбирать и использовать нужную информацию в соответствии с
контекстом жизненной ситуации;
 воспитание стремления ориентироваться в актуальных социальных реалиях (ложная
реклама, недостоверная информация, опасные интернет-сайты;качество товаров и
продуктов питания и т.п.);
 способность критически оценивать полученную информацию;
 умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
 развитие активной личностной позиции во взаимодействии с миром;
 способность принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей,
исключая асоциальные проявления;
 формирование адекватности поведения, обучающегося с точки зрения опасности или
безопасности для себя или для окружающих;
 овладение основами финансовой и правовой грамотности;
 соблюдение
адекватной
социальной
дистанции
в
разныхкоммуникативных ситуациях;
 умение корректно устанавливать и ограничивать контакт в зависимости отсоциальной
ситуации;
 способность распознавать и противостоять социально неблагоприятномувоздействию.
Метапредметные результаты



Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять
и характеризовать
с опорой
на источник
информации существенные
признаки
социальных явлений;

использовать понятия, обобщать, устанавливать аналогии, логическирассуждать,
и делать общие выводы;

устанавливать после предварительного анализа причинно-следственныесвязи при
изучении общественных явлений и процессов;

применять с опорой на алгоритм учебных действий схемы для решенияучебных
и познавательных задач;

использовать смысловое чтение;

использовать вопросы как инструмент познания;

аргументировать с опорой на источник информации свою позицию,мнение;

с помощью педагога формулировать обобщения и делать выводы;

с помощью педагога прогнозировать возможное развитие общественныхпроцессов,
событий и их последствия.

пользоваться словарями и другими поисковыми системами; запоминать и
систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

воспринимать и выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

распознавать невербальные средства общения, прогнозировать конфликтные
ситуации, смягчая конфликты;

с помощью педагога составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;

принимать участие в совместной деятельности с учителем и сверстниками;работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе

согласования позиций и учета интересов; отстаивать свое мнение.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

определять с помощью педагога цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе
и познавательной деятельности;

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
выбора в учебной и познавательной деятельности;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на
ошибку и такое же право другого;осознавать невозможность контролировать все вокруг.


Предметные результаты


Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей
(разделов) и требований к результатам освоения основной

использовать смысловое чтение;

использовать вопросы как инструмент познания;

аргументировать с опорой на источник информации свою позицию,мнение;

с помощью педагога формулировать обобщения и делать выводы;

с помощью педагога прогнозировать возможное развитие общественныхпроцессов,
событий и их последствия.

пользоваться словарями и другими поисковыми системами; запоминать и
систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

воспринимать и выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

распознавать невербальные средства общения, прогнозировать конфликтные
ситуации, смягчая конфликты;

с помощью педагога составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;

принимать участие в совместной деятельности с учителем и сверстниками;работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; отстаивать свое мнение.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

определять с помощью педагога цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе
и познавательной деятельности;

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
выбора в учебной и познавательной деятельности;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на

ошибку и такое же право другого;осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты освоения рабочей программы по предмету
«Обществознание» (6–9 классы):

освоение и применение с опорой на алгоритм учебных действий системы знаний о
социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми,
важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества;
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения,
включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его
семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного
права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической,
социальной, духовной и политической сферах жизни общества;основах конституционного
строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе
гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); системе
образования в Российской Федерации; основах государственной бюджетной и денежнокредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования,
противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;

умение характеризовать по алгоритму, с использованием ключевых слов
традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита
человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение
Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность
истории нашей Родины); государство как социальный институт;

умение с использованием различных источников приводить примеры (в том числе
моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов
определенного типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов
и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций,
регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с
правонарушениями и наступлением юридической ответственности; связи политических
потрясений и социально- экономического кризиса в государстве;

умение по образцу классифицировать по разным признакам (в том числе
устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления,
процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные
признаки, элементы и основные функции;

умение после предварительного анализа сравнивать деятельность людей,
социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их
элементы и основные функции;

умение после предварительного анализа и/или по образцу, по алгоритму
устанавливать взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах
общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в
государстве;

умение использовать полученные знания для объяснения сущности, взаимосвязей
явлений, процессов социальной действительности; роли информации и информационных
технологий в современном мире; социальной иличной значимости здорового образа жизни,
роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и
общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия
коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики
«сдерживания»; дляосмысления личного социального опыта при исполнении типичных для

несовершеннолетнего социальных ролей;

умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности;

умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей,
типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том
числе процессы формирования,накопления и инвестирования сбережений;

овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим
воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из
Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение
составлять на их основе план, преобразовывать под руководством учителя текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные
модели в текст;

овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации
(далее – СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети
Интернет;

умение по образцу, по алгоритму анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать и оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека, личным

социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;

умение оценивать собственные поступки и поведение других людей
с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личнымифинансами и
предпринимательской
деятельностью,
для оценки
рисковосуществления
финансовых мошенничеств,
применения
недобросовестных
практик);
осознание
неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; приобретение опыта
использования полученных знаний, включая основы

финансовой грамотности, в практической деятельности, в повседневной жизни для
решения бытовых задач, реализации и защиты прав человека и гражданина, прав
потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения
гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для
составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов
своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом;

приобретение опыта самостоятельного и под руководством учителя заполнения
формы (в том числе электронной) и составления простейших документов (заявления,
обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме);

приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая
взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
на основе национальных ценностей современного российскогообщества: гуманистических
и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми
разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России.

Предметные результаты разделам
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение

осваивать под руководством педагога и применять знания о социальных
свойствах человека, формировании личности, деятельности человека и её видах,
образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях
взаимодействия человека с другими людьми;

характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности
на примерах семьи, семейных традиций; характеризоватьпосле предварительного анализа
основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер; особенности
личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями
здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и общества;

приводить на основе визуального материала примеры деятельности людей,
её различных мотивов и особенностей в современных условиях; положения человека в
группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений
конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах;

классифицировать после предварительного анализа по разным признакам
виды деятельности человека, потребности людей;

сравнивать
по
опорной
схеме
понятия
«индивид»,

«индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; виды
деятельности (игра, труд, учение);

устанавливать и объяснять с помощью педагога взаимосвязи людей в малых
группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения;

использовать с опорой на источник информации полученные знания для
объяснения сущности общения как социального явления, познания человеком мира и
самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного
социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в школе,
семье, группе сверстников;

определять с опорой на обществоведческие знания и личный социальный
опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным
способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального
общения подростков;

решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и
практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие
особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;

овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,в том
числе извлечений из Закона «Об образовании в РоссийскойФедерации»; составлять по
предложенному образцу на их основе план, преобразовывать с помощью педагога
текстовую информацию в таблицу, схему;

искать и извлекать под руководством педагога информацию о связи
поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и
обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности
при работе в Интернете;

анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;

оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения,
в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья;

оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;

приобретать опыт использования полученных знаний в практической
деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями
старших поколений, со сверстниками и младшими повозрасту, активного участия в жизни
школы и класса;

приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём

осваивать под руководством педагога и применять знания об обществе и
природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни
общества; явлениях в политической жизни общества, о народах России, о
государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах
общества, глобальных проблемах;

характеризовать с опорой на план устройство общества, российское
государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации,
традиционные
российские
духовно-нравственные
ценности,
особенности
информационного общества;

приводить с опорой на источник информации примеры разного положения
людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем;

классифицировать с помощью педагога социальные общности и группы;

сравнивать после предварительного анализа социальные общности и группы,
положение в обществе различных людей; различные формы хозяйствования;

устанавливать под руководством педагога взаимодействия общества и
природы, человека и общества, деятельности основных участниковэкономики;

использовать полученные знания для объяснения влияния природы на
общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов
социальной действительности;

определять с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека
и природы, сохранению духовныхценностей российского народа;

решать, опираясь на алгоритм учебных действий, познавательные и
практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности

юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы);

овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных
сфер жизни общества;

извлекать с помощью педагога информацию из разных источников о
человеке и обществе, включая информацию о народах России;

анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированныхисточников (в том
числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания,
формулировать выводы;

оценивать после предварительного анализа собственные поступки и
поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества;

использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности,
в практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя
(в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в
котором мы живём;

осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие слюдьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе

взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и
традиций народов России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 6 класс

Человек и его социальное окружение

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и
животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности
человека1.

Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и
формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового
возраста.

Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности

и социальная позиция.

Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение).

Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.

Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности
учащегося.

Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков.

Общение в современных условиях.

Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство вгруппе.
Межличностные отношения (деловые, личные).

Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейныетрадиции.
Семейный досуг. Свободное время подростка.

Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных
отношениях.
Общество, в котором мы живём

Что
такое
общество.
Связь
общества и
природы. Устройство
общественной
жизни.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.

Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.

Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического
развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей
страны.

Политическая жизнь
общества.
Россия
—
многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране.
Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской
Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных
государств.

Культурная жизнь.
Духовные
ценности,
традиционные
ценностироссийского народа.

Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях
современного общества.

Глобальные проблемы
современности.
Возможности
их
решения усилиями международного сообщества и международных
организаций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематичес
кие блоки,
темы

Социальн
становление
ловека.
6 часов

Основное
содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

Человек и его социальное окружение 20 часов
Биологическое
и
социальное в человеке.
Черты сходства и
различия человека и
животного.
Потребности
человека
(биологические,
социальные,
духовные).
Способно
сти человека

Осваивать и применять знания о социальных свойствах
человека: распознавать в предлагаемых ситуациях
особенности биологического и социального в человеке.
Сравнивать по опорной схеме свойства человека и
животных: отбирать приведённые в тексте описания
свойств; называть особенности, свойственные только
человеку.
Характеризовать с опорой на план или алгоритм
основные потребности человека; показывать их
индивидуальный характер: описывать ситуации
конкретного содержания.
Классифицировать после предварительного анализа
потребности людей: составлять классификационную
таблицу на две-три строки.
Формировать ценностное отношение к окружающим
людям. Выявлять причинно-следственные связи при
изучении явлений и процессов.

И н д и в и
д ,и н д и в и д у а л
ь н о с т ь ,л и ч н о с т
ь. Возрастные
периоды
жизни
человека
и
формирование
личности. О т н о ш е
н и я м е ж д уп о к
олениями.

Осваивать и применять знания о формировании
личности: находить соответствующие сведения в
учебном тексте и сравнительных таблицах.
Сравнивать
после
предварительного
анализа
понятия
«индивид»,
«индивидуальность»,
«личность»:
различать основные смыслы понятий и отражаемые ими
черты природы человека.

Особенности
подросткового возраста

Определять и аргументировать с опорой на
обществоведческие знания и личный социальный опыт
своё отношение к различным способам выражения
личной индивидуальности: формулировать суждения на
основе информации, предложенной учителем; выражать
своё отношение к поступкам людей в конкретных
ситуациях.
Искать и извлекать самостоятельно или с помощью
педагога из разных источников информацию о связи
поколений в нашем обществе, об особенностях
подросткового возраста: выявлять соответствующие
факты из разных адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности
при работе в Интернете под руководством педагога.

Приобретать опыт использования полученных знаний в
практической деятельности, в повседневной жизни для
выстраивания отношений с представителями старших
поколений, со сверстниками и младшими по возрасту:
выполнять проблемные задания, индивидуальные и
групповые проекты.
Формировать внутреннюю позицию личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
Выбирать, анализировать, систематизироватьи
интерпретировать информацию различных видов и
форм представления.
Люди
с
ограниченными
возможностями
здоровья, их особые
потребности
и
социальная позиция

Характеризовать с опорой на план особенности
личностного становления и социальной позиции людей
с ограниченными возможностями здоровья: описывать
проявления воли, настойчивости, целеустремлённости и
других личностных качеств этих людей.
Определять и аргументировать с опорой на
обществоведческие знания и личный социальный опыт
своё отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья: формулировать суждения на
основе информации, предложенной учителем; выражать
своё отношение к поступкам людей в конкретных
ситуациях.
Оценивать собственные поступки и поведение других
людей в ситуациях взаимодействия с людьми с
ограниченными возможностями здоровья: выражать
свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Формировать ценностное отношение к окружающим
людям. Выявлять
после
предварительного
анализа причинноследственные связи при изучении факторов
формирования личности.
Выбирать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления.

Деятельнос
ть
человека.
Учебная
деятельнос
ть
школьника
4 часа

Цели

и
мотивы
деятельности.
Виды
деятельности:
игра,
труд, учение, познание
человеком мира и
самого себя. Право
человека
на
образование.
Школьное
образован
ие.
Права
и
обязанности
учащегося.

Осваивать при помощи педагога и применять знания о
деятельности человека и её видах: распознавать в
предлагаемых
ситуациях
цели
и
результаты
деятельности.
Приводить примеры деятельности людей, её различных
мотивов и особенностей в современных условиях:
находить соответствующие факты в предоставленных
учителем текстах и иллюстрациях, привлекать
собственный опыт.
Классифицировать после предварительного анализа по
разным признакам виды деятельности человека:
выделять основание для классификации и заполнять
сравнительную таблицу.
Сравнивать после предварительного анализа виды
деятельности (игра, труд, учение): составлять таблицу,
выделяя общие черты и различия.

Устанавливать и объяснять с помощью педагога
взаимосвязь
целей,
способов
и
результатов
деятельности: описывать результаты деятельности в
зависимости от цели и способа её осуществления.

Использовать полученные знания для объяснения
(устного и письменного) познания человеком мира и
самого себя как вида деятельности, роли непрерывного
образования, значения личного социального опыта при
осуществлении
образовательной
деятельности:
объяснять цели и результаты познавательной
деятельности в конкретных жизненных ситуациях.
Осваивать и применять знания о праве на
образование, об образовании и его уровнях в РФ:
находить данные в учебных материалах и
предоставленных учителем источниках Овладевать
смысловым чтением текстов обществоведческой
тематики, предложенных учителем, в том числе
извлечений из Закона «Об образовании в Российской
Федерации»: составлять на их основе план,
преобразовывать текстовую информацию в
таблицу, схему. Извлекать под руководством
педагога информацию о правах и
обязанностях учащегося из разных
адаптированных
источников
(в
том числе учебных
материалов): заполнять с помощью педагога таблицу
и составлять план.
Оценивать своё отношение к учёбе как к важному виду
деятельности и значение получения образования для
своего будущего: выражать свою точку зрения,
участвовать в дискуссии.
Содействовать мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности.
Давать адекватную оценку собственного отношения
к учению, умения учиться и возможности его
развития.

Общение и его
роль в жизни
человека.
2 часа

Общение.
средства
общения.

Цели

и

Особенно
сти
общения
подростк
ов.
Общение
в
современных
условиях.

Осваивать и применять знания об общении и его
правилах: находить и извлекать из текстов разного
характера и жанра сведения о необходимости общения,
его роли и правилах, особенностях общения подростков.
Сравнивать после предварительного анализа цели и
средства общения: заполнять таблицу.
Использовать полученные знания для объяснения
(устного и письменного) сущности общения как
социального явления, значения личного социального
опыта при осуществлении общения в школе, семье,
группе сверстников: объяснять результаты общения в
конкретных ситуациях с учётом особенностей его
современных форм.
Определять и аргументировать с опорой на
обществоведческие знания и личный социальный опыт
под руководством педагога своё отношение к различным
формам
неформального
общения
подростков:
формулировать суждения на основе информации,
предложенной учителем; выражать своё отношение к
поступкам людей в конкретных ситуациях.
Оценивать собственные поступки и поведение в ходе
общения: выражать свою точку зрения и делать выводы
относительно собственного умения общаться со
сверстниками, старшими и младшими.
Формировать внутреннюю позицию личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
Воспринимать и формулировать суждения, выражать
эмоции в соответствии с условиями и целями общения.

Человек в
малой группе
8 часов

Отношения в малых
группах. Групповые
нормы и правила.
Лидерство в группе.
Межличностные
отношения (деловые,
личные).
Отношения в семье.
Роль семьи в жизни
человека и общества.
Семейные
традиции.
Семейный
досуг.
Свободное
время
подростка. Отношения
с
друзьями
и
сверстниками.
Конфликты
в
межличност
ных
отношениях

Осваивать и применять знания об особенностях
взаимодействия человека с другими людьми в малых
группах: анализировать текстовую и аудиовизуальную
информацию, находить и извлекать сведения об
отношениях в семье и группе сверстников.
Характеризовать с опорой на план или алгоритм
традиционные российские
духовно-нравственные
ценности на примерах семьи, семейных традиций:
описывать ситуации проявления, сохранения, развития
семейных традиций.
Приводить примеры самостоятельно или с помощью
педагога малых групп, положения человека в группе,
проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества
людей в группах: находить соответствующие факты в
предоставленных учителем текстах и контекстных
задачах, иллюстрировать с помощью социальных
фактов значимость поддержки сверстников для
человека.
Устанавливать и объяснять после предварительного
анализа взаимосвязи людей в малых группах: описывать
социальные связи подростка с членами семьи,
одноклассниками, друзьями

исследовать практические ситуации, связанные с
выявлением места человека в группе, проявлениями
лидерства.
Решать с опорой на алгоритм учебных действий в
рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие особенности
отношений в семье, со сверстниками, старшими и
младшими: анализировать позиции участников,
определять конструктивные модели поведения.
Приводить с опорой на факты общественной жизни и
личный опыт примеры конфликтных ситуаций в
малых группах: описывать возможные варианты
поведения в конфликтных ситуациях, находить
конструктивное разрешение конфликта.
Анализировать, обобщать, систематизировать,
оценивать после
предварительного анализа социальную информацию о
человеке
и
его
социальном
окружении
из
адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций в СМИ: выполнять задания к
предложенным учителем фрагментам.
Приобретать опыт использования полученных знаний в
практической деятельности, в повседневной жизни для
активного участия в жизни школы и класса: выполнять
проблемные задания, индивидуальные и групповые
проекты.
Приобретать
опыт
совместной
деятельности,
включая взаимодействие
с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности, на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между
людьми разных культур: выполнять учебные задания в
парах и группах.
Формировать ценностное отношение к окружающим
людям и обществу в целом.
Распознавать невербальные средства общения, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры.
Общество, в котором мы живём 10 часов (12 часов)

Общество
— совместная
жизнь
людей. 2
часа

Что такое общество.
Связь о б щ е с т в а и
п р и р о д ы .
Устройство
общественной жизни.
Основные
сферы
жизни общества и их
взаимодействие.

Осваивать и применять знания об обществе и природе,
устройстве общественной жизни: определять на основе
текстовой и аудиовизуальной информации объекты
природы и объекты общества.
Характеризовать с опорой на план или алгоритм
устройство общества и сферы его жизни: опираясь на
учебные материалы и предоставленные учителем
источники, описывать явления, процессы и объекты,
относящиеся
к
экономической,
политической,
социальной и духовной жизни.
Приводить с помощью педагога примеры взаимосвязи
между природой и обществом: иллюстрировать влияние
природы на общество и общества на природу фактами
из курса истории.
Использовать полученные знания для объяснения
влияния природы на общество и общества на природу:
описывать отношение общества к природе на разных
этапах истории общества.
Определять и аргументировать с опорой на
обществоведческие з н а н и я , ф а к т ы о б щ е с т в е н н
ойжизнииличный
социальный опыт своё отношение к проблемам
взаимодействия человека и природы: формулировать
суждения и аргументы, на основе информации,
предложенной учителем.
Основы функциональной грамотности: глобальные
компетенции.
Овладевать смысловым чтением текстов об устройстве
общественной жизни: составлять с помощью педагога на
основе учебных текстов план. Основы функциональной
грамотности: читательская грамотность.
Использовать полученные знания в практической
деятельности, направленной на охрану природы:
выполнять
проектные
задания.
Формировать
ценностное отношение к окружающим людям и
обществу в целом.
Выявлять причинно-следственные связи при изучении
сфер общества и их взаимообусловленности.
Прогнозировать возможное дальнейшее развитие
общества и человека в обществе.

Положен
ие
человека
в
обществ
е. 1 час

Социальные общности
и группы. Положение
человека в обществе

Осваивать и применять знания о положении человека в
обществе: читать и интерпретировать информацию,
представленную в разных формах.
Приводить с помощью педагога или самостоятельно
примеры разного положения людей в обществе:
моделировать ситуации,

отражающие различное положение в обществе
различных людей.
Классифицировать после предварительного анализа
социальные общности и
группы: составлять
классификационную таблицу (схему).
Сравнивать
после
предварительного
анализа
социальные общности и группы, положение в
обществе различных людей: заполнять с помощью
педагога сравнительную таблицу, устанавливать
основания для сравнения.
Использовать полученные знания в практической
деятельности:
выполнять
проектные
задания
(индивидуально и в группе) по поиску и изучению
примеров реализованных возможностей изменения
людьми своего социального положения.
Формировать ценностное отношение к окружающим
людям и обществу в целом.
Выявлять причинно-следственные связи при изучении
возможностей
изменения
человеком
своего
положения в обществе.
Выбирать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления.
Роль
экономики в
жизни
общества.
Основны
е
участник
и
экономи
ки.
1 час (2 часа)

Что такое экономика.
Взаимосвязь
жизни
общества
и
его
экономического
развития.
Виды
экономичес
кой деятельности.
Ресурсы
и
возможности
экономики
нашей
страны.

Осваивать и применять знания о процессах и явлениях
в экономической жизни общества: читать и
интерпретировать информацию, представленную в
разных источниках.
Сравнивать
после
предварительного
анализа
различные формы хозяйствования: преобразовывать
текстовую информацию в таблицу.
Приводить
примеры
видов
экономической
деятельности: отбирать соответствующие ситуации на
основе иллюстраций и описаний.
Устанавливать
с
помощью
дополнительной
визуальной
опоры
взаимосвязи
деятельности
основных участников экономики: описывать их
взаимодействие на основе предоставленных учителем
источников.
Анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать самостоятельно или с помощью педагога
социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций в СМИ:
выполнять задание к предложенному учителем
фрагменту.
Использовать под руководством педагога основы
финансовой
грамотности
в
практической
деятельности, в повседневной жизни для защиты прав
потребителя
финансовых
услуг:
выполнять
проблемные задания, индивидуальные и групповые
проекты. Основы функциональной грамотности:
финансовая грамотность

Формировать мотивацию к целенаправленной
социально значимой деятельности.
Выявлять и характеризовать существенные признаки
экономической
деятельности,
устанавливая
основания для сравнения.

Политичес
кая жизнь
2 часа (3 часа)

Политическая
жизнь
общества. Россия
—
многонациональное
государство.
Государственная
власть в нашей
стран
е.
Государственный Герб,
Государственный Флаг,
Государственный
Гимн
Российской
Федерац
ии.

Осваивать и применять знания о явлениях в
политической жизни общества, о народах России, о
государственной власти в Российской Федерации:
описывать политические события, государственные
символы России.
Характеризовать с опорой на план государство:
называть основные признаки и задачи государства.
Извлекать под руководством педагога из разных
источников информацию о народах России: проводить
поиск и отбор социальной информации о народах
России
из
адаптированных
источников,
предоставленных учителем.

Наша страна в начале
XXI
века.
Место
нашей
Родины
среди
современн
ых государств.

Овладевать
смысловым
чтением
текстов
обществоведческой тематики: преобразовывать под
руководством педагога статистическую и визуальную
информацию о достижениях России в текст.

Основы функциональной грамотности: читательская
грамотность.
Использовать полученные знания для объяснения
(устного и письменного) сущности, взаимосвязей
явлений, процессов социальной действительности:
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о
роли России в современном мире. Осознавать российскую
гражданскую идентичность, осваивать традиционные
российские социокультурные и духовно- нравственные
ценности.
Применять различные методы, инструменты и запросы
при поиске и отборе информации или данных из
­источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев.

Выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов (явлений).

Культурная
жизнь
1 час

Культурная

Осваивать и применять знания о культуре и духовной
жизнь жизни: извлекать и интерпретировать информацию из
.
разных источников.
Духовные
Характеризовать с опорой на план традиционные
ценности российские духовно-нравственные ценности: описывать
, традиционные ценности духовные ценности и события культурной жизни народов
российского народа.
России на основе предоставленных учителем материалов,
ситуации проявления милосердия, справедливости и др.
Оценивать собственные поступки и поведение других
людей с точки зрения их соответствия духовным
традициям
общества: давать высокую оценку следования традициям
и возрождения традиций, заслуживающего одобрения;
отношения к культуре и традициям народов России как к
ценности.
Использовать полученные знания в практической
деятельности, направленной на соблюдение традиций
общества, в котором мы живём: выполнять, опираясь на
алгоритм учебных действий, проектные задания.
Осуществлять
совместную
деятельность,
включая
взаимодействие
с
людьми
другой
культуры,
национальной и религиозной принадлежности, на основе
взаимопонимания между людьми разных культур:
выполнять учебные задания в парах и группах. Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции.
Формировать внутреннюю позицию личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
Прогнозировать возможное дальнейшее развитие
культуры в условиях современного общества.
Проводить по самостоятельно составленному плану
небольшое исследование роли традиций в обществе.

Развитие
Развитие
Осваивать и применять знания о типах общества:
общества 3 часа)
общества.
распознавать в тексте описания разных типов обществ.
Усиление
Характеризовать с опорой на план информационное
взаимосвязей общество: отбирать значимые признаки для его
стран и народов в характеристики.
условиях
Приводить под руководством педагога примеры
информационного
глобальных проблем: отбирать факты в источниках
общества.
Глобальные (учебный текст, Интернет). Основы функциональной
проблемы
со- грамотности: глобальные компетенции.
временности
и Осваивать и применять знания о глобальных проблемах:
возможности их решения находить и извлекать сведения о причинах и последствиях
усилиями
международного
сообщества
и
международн
ых организаций.
глобальных проблем. Основы функциональной
грамотности: глобальные компетенции.
Решать с опорой на алгоритм учебных действий в
рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие возможности
юного гражданина внести свой вклад в решение
экологической проблемы: подбирать
ситуации, требующие решения локальных вопросов,
формулировать задания и выполнять их в парах или
командах. Овладевать смысловым чтением: отбирать
информацию о
возможностях решения глобальных
проблем
усилиями международного сообщества и
международных организаций (ООН и Международное
движение Красного Креста и Красного Полумесяца и
др.). Основы функциональной грамотности:
читательская грамотность.
Быть
мотивированным
на
целенаправленную
социально значимую деятельность (участие в
экологических акциях).
Выявлять причинно-следственные связи при изучении
глобальных проблем; делать выводы о важности
бережного отношения человека к природе.
4 часа (2 часа)— защита проектов, итоговое повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».