Рабочая программа учебного предмета Музыка по АООП ООО для 8 класса Приказ от 20.09.2019 №45,1

Приложение к
Адаптированной основной
образовательной программе
основного общего образования
МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»
от 20.09.2019 № 45/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЛЯ 8 КЛАССА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает
тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов:
личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России в
музыкальном искусстве, музыкальным традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе
изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия
русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных
направлений современного музыкального искусства России;
развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
установка на осмысление опыта прослушивания произведений
классической музыки;
умение управлять собственным эмоциональным состоянием благодаря
музыкальному воздействию;
способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в
речевом, волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению;
способность к саморазвитию, умение оценивать собственные
возможности, склонности и интересы;
освоение культурных форм выражения своих чувств;
умение передать свои впечатления так, чтобы быть понятым другим
человеком.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, устанавливать аналогию в процессе интонационно-образного и
жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов
музыкально-творческой деятельности;
применять знаки и символы для решения учебных задач (владение
элементарной нотной грамотой);
аргументировать свою позицию, мнение;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и
выводы по результатам прослушивания музыкальных произведений.
2

Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств при прослушивании музыкальных
произведений;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения: осознанно строить речевое
высказывание о содержании, характере, особенностях языка музыкальных
произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами
коммуникации.
продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во
внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
владеть основами самоконтроля, самооценки и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут результат деятельности.
анализировать причины эмоций;
регулировать способ выражения эмоций.
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты
характеризуют
сформированность
у
обучающихся с ЗПР основ музыкальной культуры и проявляются в способности
к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с
музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении
музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие АООП ООО ЗПР по предмету «Музыка»:
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества,
могут рассуждать на эту тему, используя опорную схему;
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное цивилизационное явление; имеют представление об отечественных
мастерах музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной
музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной
культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других,
стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,
3

понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям
музыкальной культуры своего народа);
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего
общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического,
экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета
«Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений.
8 КЛАСС
Модуль № 1 «Музыка моего края»:
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения
композиторов своей малой родины, при необходимости с поддержкой учителя.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества
и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры
страны, при необходимости, используя план рассказа.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к
западноевропейской,
латино-американской,
азиатской
традиционной
музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурнонациональным традициям, при необходимости, используя визуальную опору.
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав, при необходимости,
используя визуальную поддержку;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения с использованием смысловой опоры.
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения, при необходимости, используя визуальную опору.
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и
европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль № 7«Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их
разновидности, приводить примеры.
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:
4

высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения,
интонационных
особенностях,
жанре,
исполнителях
музыкального
произведения, при необходимости по опросному плану.
Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и
направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной
музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры
музыкальных инструментов, входящих в их состав, при необходимости,
используя визуальную поддержку;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах
деятельности.
Обучающиеся с ЗПР:
научатся различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и
театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта),
симфонической музыки;
смогут называть основные жанры светской музыки малой (баллада,
ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, концерт и
т.п.) с использованием справочной информации;
будут иметь представление о терминах и понятиях (в том числе духовная
музыка, знаменный распев);
научатся различать особенности тембрового звучания различных
певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских,
мужских, смешанных);
будут называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и
женские (сопрано, альт, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса по
визуальной опоре;
научатся определять разновидности хоровых коллективов по стилю
(манере) исполнения: народные, академические;
научатся определять произведения русских композиторов-классиков (в
том числе П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки) с
использованием справочной информации;
научатся узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную,
вариации, рондо) с использованием визуальной опоры;
научатся владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы с
использованием справочной информации;
научатся понимать существование в музыкальном произведении основной
идеи, иметь представление о средствах воплощения основной идеи,
интонационных
особенностях,
жанре,
исполнителях
музыкального
произведения;
научатся узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной
классики, образцы народного музыкального творчества, произведения
современных композиторов с использованием справочной информации;
5

научатся перечислять характерные признаки современной популярной,
джазовой и рок-музыки с использованием справочной информации;
научатся
эмоционально-образно
воспринимать
музыкальные
произведения;
будут иметь представление об особенности интерпретации одной и той же
художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
будут иметь представление об интерпретации классической музыки в
современных обработках;
научатся определять характерные признаки современной популярной
музыки с использованием справочной информации;
научатся называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рокоперы, рок-н-ролла и др. с использованием справочной информации;
научатся творчески интерпретировать содержание музыкального
произведения в пении;
будут участвовать в коллективной исполнительской деятельности,
используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
научатся применять современные информационно-коммуникационные
технологии для записи и воспроизведения музыки;
научатся обосновывать собственные предпочтения, касающиеся
музыкальных произведений различных стилей и жанров;
научатся использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на
занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
научатся использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В соответствии с рекомендациями, представленными в Примерной
рабочей программе учебного предмета «Музыка» на уровне основного общего
образования, тематическое наполнение модулей допускает перекомпоновку,
исключение отдельных блоков, с учётом возможностей региона,
образовательной организации, возможностей дополнительного образования и
внеурочной деятельности, уровня общего и музыкального развития
обучающихся. В этой связи в Примерной рабочей программе для обучающихся
с ЗПР дается корректировка содержания учебного предмета «Музыка» в
соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.

8 КЛАСС
Содержание предмета за курс 7 класса включает модули:
Модуль№ 1 «Музыка моего края»
Современная музыкальная культура родного края.
Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы,
6

исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга.
Этнографические экспедиции и фестивали.
Современная жизнь фольклора.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»
Африканская музыка – стихия ритма.
Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции,
музыкальные инструменты.
Представления о роли музыки в жизни людей. Стили и жанры
американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др.).
Смешение интонаций и ритмов различного происхождения.
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»
Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы
музыкального развития: повтор, контраст, разработка.
Музыкальная форма – строение музыкального произведения.
Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов,
драматургических приёмов, музыкального языка. (На примере творчества В. А.
Моцарта, К. Дебюсси, А. Шёнберга и др.) Жанры западно-европейской музыки
– месса, прелюдия, фуга, реквием, кантата, оратория, сюита (И. Бах Прелюдия
до мажор, Фуга ре диез минор, Высокая месса си минор, Оратория «Страсти по
Матфею», Сюита № 2 (7 часть «Шутка»), Г. Гендель Пассакалия из сюиты соль
минор, Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории «Мессия», Д. Каччини. «Ave
Maria», В. Моцарт Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Формы построения
музыки (Й. Гайдн Симфония № 103 («С тремоло литавр»), В. Моцарт
«Маленькая ночная серенада» (Рондо), Л. Бетховен Симфония № 5, Соната № 7,
Соната № 8 («Патетическая»), Соната № 14 («Лунная»), Соната № 23
(«Аппассионата»).
Циклические формы инструментальной музыки – соната, симфония,
концерт, сюита (В. Моцарт. Соната до мажор (эксп. Ι ч.), Симфония № 40,
Соната № 11, Ф. Шуберт Симфония № 8 («Неоконченная»), И.С. Бах
Итальянский концерт). Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская».
Камерная инструментальная музыка (Ф. Шопен Вальс № 6, Мазурка № 1, И.
Штраус «Полька-пиццикато», М. Огинский Полонез ре минор).
Этюд (Ф. Шопен Этюд № 12). Транскрипция (Ф. Лист. Венгерская
рапсодия № 2, Этюд Паганини № 6, И. Бах-Ф. Бузони Чакона из Партиты № 2
для скрипки соло.).
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных
театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на
примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки»,
С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.).
Мировая
слава
русского
балета.
Творчество
композиторов
(П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин),
7

балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер,
Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и
Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского
Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е.
Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А. Г. Шнитке,
Э. Н. Артемьева и др.) Русская музыка XX века (А. Скрябин Прелюдия № 4, А.
Шнитке Кончерто гроссо, Сюита в старинном стиле, А. Журбин, Рок-опера
«Орфей и Эвридика»).
Модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной
музыки»
Сохранение традиций духовной музыки сегодня.
Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI
веков. Религиозная тематика в контексте поп-культуры. Русская духовная
музыка – знаменный распев, кант, литургия, хоровой концерт (знаменный
распев, П.И.Чайковский «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» №
8), «Покаянная молитва о Руси», С. Рахманинов «Всенощное бдение»).
Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»
Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра,
действия, антракты, финал.
Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и
сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы.
Роль оркестра в музыкальном спектакле. В музыкальном театре (К. Глюк.
Опера «Орфей и Эвридика», Ж. Бизе Опера «Кармен», Д. Верди «Риголетто»).
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Ф. Шуберт
Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха», «Лесной царь» (ст.
И. Гете), «Ave Maria»).
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»
Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка.
Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального
мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова,
А. Шнитке)
Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»
Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX–XXI веков
(рок-н-ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социальный и коммерческий
контекст массовой музыкальной культуры. Музыка в кино (И. Дунаевский.
Марш из к/ф «Веселые ребята», Ф. Лэй. «История любви»).
Классика и современность (Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня
и частушки Варвары), Ж. Бизе–Р. Щедрин Балет «Кармен-сюита», Э. Уэббер
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», Д. Кабалевский «Реквием» на ст. Р.
Рождественского («Наши дети», «Помните!»).

8

Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой
вкус (безграничный выбор, персональные плей-листы). Музыкальное
творчество в условиях цифровой среды.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Модуль и темы, раскрывающие данный
Учебное содержание
модуль программы и количество часов на
их изучение
Модуль № 1 «Музыка моего края»
Современная музыкальная культура родного
Наш край сегодня.2ч.
края.
Гимн республики, города (при наличии).
Земляки — композиторы, исполнители,
деятели культуры. Театр, филармония,
консерватория

Модуль № 2 «Народное музыкальное
творчество России»
На рубежах культур.2ч.

Взаимное влияние фольклорных традиций
друг на друга.
Этнографические экспедиции и фестивали.
Современная жизнь фольклора.

10

Основные виды деятельности учащихся
при изучении модуля и темы (на уровне
учебных действий)
Разучивание и исполнение гимна
республики, города; песен местных
композиторов.
Знакомство с творческой биографией,
деятельностью местных мастеров культурыи
искусства.
На выбор или факультативно:
Посещение местных музыкальных театров,
музеев, концертов.
Исследовательские проекты, посвящённые
деятелям музыкальной культуры своей малой
родины (композиторам, исполнителям,
творческим коллективам).
Знакомство с примерами смешения
культурных традиций в пограничных
территориях. Выявление причинноследственных связей такого смешения.
Изучение творчества и вклада в развитие
культуры современных этно-исполнителей,
исследователей традиционного фольклора. На
выбор или факультативно:
Участие в этнографической экспедиции,
посещение/ участие в фестивале
традиционной культуры.

Модуль № 3 «Музыка народов мира»
Музыкальный фольклор народов Азии и
Африки. 2ч.

Африканская музыка — стихия ритма.
Интонационно-ладовая основа музыки стран
Азии, уникальные традиции, музыкальные
инструменты. Представления о роли музыки
в жизни людей.

Народная музыка Американского
континента.2ч.

Стили и жанры американской музыки
(кантри,
блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др.).
Смешение интонаций и ритмов различного
происхождения.

11

Выявление характерных интонаций и ритмовв
звучании традиционной музыки народов Африки и
Азии.

Выявление общего и особенного при сравнении
изучаемых образцов азиатскогофольклора и
фольклора народов России.
На выбор или факультативно:
Исследовательские проекты по теме
«Музыка стран Азии и Африки».
Выявление характерных интонаций и ритмовв
звучании американского, латиноамериканского
фольклора,
прослеживание их национальных истоков.
Разучивание и исполнение народных песен,
танцев.

Модуль № 4 «Европейская классическая
музыка».
Музыкальная драматургия. 2ч.

Развитие музыкальных образов.
Музыкальная тема. Принципы
музыкального развития: повтор, контраст,
разработка.
Музыкальная форма — строение
музыкального произведения.

12

Наблюдение за развитием музыкальных тем,
образов, восприятие логики музыкального
развития. Умение слышать, запоминать основные
изменения, последовательность настроений,
чувств, характеров в развёртывании музыкальной
драматургии.
Узнавание на слух музыкальных тем, их
вариантов, видоизменённых в процессе
развития.
Составление наглядной (буквенной,
цифровой) схемы строения музыкального
произведения с использованием
дополнительной визуализации. Разучивание,
исполнение не менее одного вокального
произведения, сочинённого композиторомклассиком, художественнаяинтерпретация
музыкального образа в его развитии.
Музыкальная викторина на знание музыки,
названий и авторов изученных
произведений.
На выбор или факультативно:

Музыкальный стиль.3ч.
Стиль как единство эстетических идеалов,
круга образов, драматургических приёмов,
музыкального языка. (На примере
творчества В. А. Моцарта, К. Дебюсси, А.
Шёнберга и др.)

13

Посещение концерта классической музыки, в
программе которого присутствуют
крупные симфонические произведения. Обобщение
и систематизация знаний о различных
проявлениях музыкального стиля(стиль
композитора, национальный стиль, стиль эпохи и
т. д.).
Исполнение 2—3 вокальных произведения
— образцов барокко, классицизма, романтизма,
импрессионизма (подлинных или стилизованных)
с помощью учителя. Определение на слух в
звучании незнакомого произведения с
использованиемдополнительной визуализации:
— принадлежности к одному из изученных
стилей;
— исполнительского состава (количество и
состав исполнителей, музыкальных
инструментов);
— жанра, круга образов;
— способа музыкального изложения и развития в
простых и сложных музыкальных формах
(гомофония, полифония, повтор, контраст,
соотношение разделов и частей в произведении и
др.).
Музыкальная викторина на знание музыки,
названий и авторов изученных
произведений.
На выбор или факультативно:
Исследовательские проекты, посвящённые
эстетике и особенностям музыкального
искусства различных стилей XX века.

Модуль № 5 «Русская классическая
музыка».
История страны и народа в музыке русских
композиторов. 2ч.

Образы народных героев, тема служения
Отечеству в крупных театральных и
симфонических
произведениях русских композиторов (на
примере сочинений композиторов — членов
«Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В.
Свиридова и др.)

Русский балет. 2ч.

Мировая слава русского балета. Творчество
композиторов (П. И. Чайковский, С. С.
Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К.
Щедрин), балетмейстеров, артистов балета.
Дягилевские сезоны.

14

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—
XX веков, анализ художественного содержания и
способов выражения патриотической идеи,
гражданского пафоса.Разучивание, исполнение не
менее одного вокального произведения
патриотического содержания, сочинённого
русским композитором-классиком.
Исполнение Гимна Российской Федерации.
Музыкальная викторина на знание музыки,
названий и авторов изученных
произведений.
На выбор или факультативно: Просмотр
художественных фильмов, телепередач,
посвящённых творчеству
композиторов — членов кружка «Могучаякучка».
Просмотр фрагмента видеозаписи оперы одного из
русских композиторов (или посещение театра) или
фильма, основанногона музыкальных сочинениях
русских композиторов
Знакомство с шедеврами русской балетной
музыки.
Поиск информации о постановках балетных
спектаклей, гастролях российских балетных трупп
за рубежом.
Посещение фрагмента балетного спектакля
(просмотр в видеозаписи). Характеристика
отдельных музыкальных номеров и спектакля в
целом с помощью учителя.
На выбор или факультативно: Исследовательские
проекты, посвящённыеистории создания
знаменитых балетов,

Русская исполнительская школа. 2ч.

Русская музыка — взгляд в будущее. 1ч.

Модуль № 6 «Образы русской и
европейской духовной музыки».
Религиозные темы и образы в современной
музыке. 2ч.

Творчество выдающихся
отечественныхисполнителей (С.
Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е.
Мравинский и др.).
Консерватории в Москве и СанктПетербурге, родном городе. Конкурс
имениП. И. Чайковского.

Идея светомузыки. Мистерии А.
Н. Скрябина. Терменвокс,
синтезатор Е. Мурзина,
электронная музыка (на примере
творчества А. Г. Шнитке, Э. Н.
Артемьева и др.)

Сохранение традиций духовной
музыкисегодня.
Переосмысление религиозной темы в
творчестве композиторов XX—XXI
веков.
Религиозная тематика в
контекстепоп-культуры.

15

творческой биографии балерин, танцовщиков,
балетмейстеров. Слушание одних и тех же
произведений висполнении разных музыкантов,
оценка особенностей интерпретации по
совместному предварительному анализу. Создание
домашней фоно- и видеотеки изпонравившихся
произведений.
Дискуссия на тему «Исполнитель — соавтор
композитора» с помощью учителя.
На выбор или факультативно:
Исследовательские проекты, посвящённые
биографиям известных отечественных
исполнителей классической музыки
Знакомство с музыкой отечественных
композиторов XX века, эстетическими и
технологическими идеями по расширению
возможностей и средств музыкального искусства.
Слушание образцов электронной музыки. Дискуссия
о значении технических средств всоздании
современной музыки с помощью учителя.
На выбор или факультативно: Исследовательские
проекты, посвящённыеразвитию музыкальной
электроники в
России.
Сопоставление тенденций сохранения и
переосмысления религиозной традиции вкультуре
XX—XXI веков.
Исполнение
музыки
духовного
содержания,
сочинённой современными композиторами. На
выбор или факультативно:

Исследовательские и творческие проектыпо
теме «Музыка и религия в наше время».
Посещение концерта духовной музыки.

16

Модуль № 7 «Жанры музыкального
искусства».
Симфоническая музыка. 2ч.

Одночастные симфонические жанры
(увертюра, картина). Симфония.

Театральные жанры. 4ч.

Опера, балет. Либретто. Строение
музыкального спектакля: увертюра,
действия, антракты, финал.
Массовые сцены. Сольные номера главных
героев. Номерная структура и сквозное
развитие сюжета. Лейтмотивы.
Роль оркестра в музыкальном спектакле

17

Знакомство с образцами симфонической
музыки: программной увертюры, классической
4-частной симфонии.
Освоение основных тем (пропевание,
графическая фиксация, пластическое
интонирование), наблюдение за процессом
развёртывания музыкального повествования.
Образно-тематический конспект.
Исполнение (вокализация, пластическое
интонирование, графическое моделирование,
инструментальное
музицирование) фрагментов симфонической
музыки.
Слушание целиком не менее одного
симфонического произведения.
На выбор или факультативно: Посещение
концерта (в том числе виртуального)
симфонической музыки. Предварительное
изучение информации о произведениях концерта
(сколько в них частей, как они называются,
когда могутзвучать аплодисменты).
Знакомство с отдельными номерами из
известных опер, балетов.
Разучивание и исполнение небольшого
хорового фрагмента из оперы. Слушание
данного хора в аудио- или видеозаписи.
Сравнение собственного и профессионального
исполнений.
Различение, определение на слух и по
опорной схеме:

Модуль № 8 «Связь музыки с другими
видами искусства».
Музыка кино и телевидения.2ч.

Музыка в немом и звуковом кино.
Внутрикадровая и закадровая музыка.
Жанры фильма-оперы, фильма-балета,
фильма-мюзикла, музыкального
мультфильма (на примере произведений Р.
Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке).

18

— тембров голосов оперных певцов;
— оркестровых групп, тембров
инструментов;
— типа номера (соло, дуэт, хор и т. д.).
Музыкальная викторина на материале
изученных фрагментов музыкальных
спектаклей.
На выбор или факультативно:
Посещение театра оперы и балета (в томчисле
виртуального). Предварительное изучение
информации о музыкальном
спектакле (сюжет, главные герои и
исполнители, наиболее яркие музыкальные
номера).
Знакомство с образцами киномузыки
отечественных и зарубежных композиторов.
Просмотр фильмов с целью анализа
выразительного эффекта, создаваемого музыкой.
Разучивание, исполнение песни из фильма.На
выбор или факультативно: Переозвучка
фрагмента мультфильма.
Просмотр фильма-оперы или фильмабалета.

Модуль № 9 «Современная музыка:
основные жанры и направления».
Молодежная музыкальная культура. 2ч.

Знакомство с музыкальными
произведениями, сочинёнными
зарубежными и отечественными
композиторами в жанре мюзикла, сравнение
с другими театральными жанрами (опера,
балет, драматический спектакль).
Анализ рекламных объявлений о премьерах
мюзиклов в современных СМИ.

19

Знакомство с музыкальными
произведениями, ставшими «классикой
жанра» молодёжной культуры (группы
«Битлз», «Пинк-Флойд», Элвис Пресли,
Виктор Цой, «Квин» и др.).
Разучивание и исполнение песни,
относящейся к одному из молодёжных
музыкальных течений.
Дискуссия на тему «Современная музыка» с
помощью учителя.

Музыка цифрового мира.2ч.

Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов,
написание собственного рекламного текста
для данной постановки.
Разучивание и исполнение отдельных
номеров из мюзиклов.
Музыка повсюду (радио, телевидение,
Интернет, наушники). Музыка на любой
вкус (безграничный выбор, персональные
плейлисты). Музыкальное творчество в
условиях цифровой среды.

20

На выбор или факультативно:
Презентация альбома своей любимой
группы.
Поиск информации о способах сохранения и
передачи музыки прежде и сейчас.
Просмотр музыкального клипа популярного
исполнителя. Анализ его художественного
образа, стиля, выразительных средств с
помощью учителя.
Разучивание и исполнение популярной
современной песни.
На выбор или факультативно
Проведение социального опроса о роли и
месте музыки в жизни современного
человека.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».