Приложение к Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское» утвержденной приказом МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское» от 20.09.2019 № 45/1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ 8 КЛАССА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ценностное отношение к достижениям своей Родины – России в музыкальном искусстве, музыкальным традициям разных народов, проживающих в родной стране; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; установка на осмысление опыта прослушивания произведений классической музыки; умение управлять собственным эмоциональным состоянием благодаря музыкальному воздействию; способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом, волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению; способность к саморазвитию, умение оценивать собственные возможности, склонности и интересы; освоение культурных форм выражения своих чувств; умение передать свои впечатления так, чтобы быть понятым другим человеком. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями: использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, устанавливать аналогию в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; применять знаки и символы для решения учебных задач (владение элементарной нотной грамотой); аргументировать свою позицию, мнение; с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам прослушивания музыкальных произведений. 2 Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств при прослушивании музыкальных произведений; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения: осознанно строить речевое высказывание о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации. продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: владеть основами самоконтроля, самооценки и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; понимать причины, по которым не был достигнут результат деятельности. анализировать причины эмоций; регулировать способ выражения эмоций. осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся с ЗПР основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. Обучающиеся, освоившие АООП ООО ЗПР по предмету «Музыка»: осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему, используя опорную схему; воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; имеют представление об отечественных мастерах музыкальной культуры, испытывают гордость за них; сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, 3 понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа); понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. 8 КЛАСС Модуль № 1 «Музыка моего края»: исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины, при необходимости с поддержкой учителя. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»: объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны, при необходимости, используя план рассказа. Модуль № 3 «Музыка народов мира»: определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурнонациональным традициям, при необходимости, используя визуальную опору. Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав, при необходимости, используя визуальную поддержку; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения с использованием смысловой опоры. Модуль № 5 «Русская классическая музыка»: характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения, при необходимости, используя визуальную опору. Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора. Модуль № 7«Жанры музыкального искусства»: различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности, приводить примеры. Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»: 4 высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения, при необходимости по опросному плану. Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»: определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав, при необходимости, используя визуальную поддержку; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. Обучающиеся с ЗПР: научатся различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта), симфонической музыки; смогут называть основные жанры светской музыки малой (баллада, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, концерт и т.п.) с использованием справочной информации; будут иметь представление о терминах и понятиях (в том числе духовная музыка, знаменный распев); научатся различать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных); будут называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, альт, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса по визуальной опоре; научатся определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические; научатся определять произведения русских композиторов-классиков (в том числе П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки) с использованием справочной информации; научатся узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо) с использованием визуальной опоры; научатся владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы с использованием справочной информации; научатся понимать существование в музыкальном произведении основной идеи, иметь представление о средствах воплощения основной идеи, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения; научатся узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов с использованием справочной информации; 5 научатся перечислять характерные признаки современной популярной, джазовой и рок-музыки с использованием справочной информации; научатся эмоционально-образно воспринимать музыкальные произведения; будут иметь представление об особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; будут иметь представление об интерпретации классической музыки в современных обработках; научатся определять характерные признаки современной популярной музыки с использованием справочной информации; научатся называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рокоперы, рок-н-ролла и др. с использованием справочной информации; научатся творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении; будут участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования; научатся применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; научатся обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; научатся использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; научатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В соответствии с рекомендациями, представленными в Примерной рабочей программе учебного предмета «Музыка» на уровне основного общего образования, тематическое наполнение модулей допускает перекомпоновку, исключение отдельных блоков, с учётом возможностей региона, образовательной организации, возможностей дополнительного образования и внеурочной деятельности, уровня общего и музыкального развития обучающихся. В этой связи в Примерной рабочей программе для обучающихся с ЗПР дается корректировка содержания учебного предмета «Музыка» в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. 8 КЛАСС Содержание предмета за курс 7 класса включает модули: Модуль№ 1 «Музыка моего края» Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, 6 исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора. Модуль № 3 «Музыка народов мира» Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей. Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др.). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения. Модуль № 4 «Европейская классическая музыка» Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения. Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов, музыкального языка. (На примере творчества В. А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шёнберга и др.) Жанры западно-европейской музыки – месса, прелюдия, фуга, реквием, кантата, оратория, сюита (И. Бах Прелюдия до мажор, Фуга ре диез минор, Высокая месса си минор, Оратория «Страсти по Матфею», Сюита № 2 (7 часть «Шутка»), Г. Гендель Пассакалия из сюиты соль минор, Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории «Мессия», Д. Каччини. «Ave Maria», В. Моцарт Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Формы построения музыки (Й. Гайдн Симфония № 103 («С тремоло литавр»), В. Моцарт «Маленькая ночная серенада» (Рондо), Л. Бетховен Симфония № 5, Соната № 7, Соната № 8 («Патетическая»), Соната № 14 («Лунная»), Соната № 23 («Аппассионата»). Циклические формы инструментальной музыки – соната, симфония, концерт, сюита (В. Моцарт. Соната до мажор (эксп. Ι ч.), Симфония № 40, Соната № 11, Ф. Шуберт Симфония № 8 («Неоконченная»), И.С. Бах Итальянский концерт). Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская». Камерная инструментальная музыка (Ф. Шопен Вальс № 6, Мазурка № 1, И. Штраус «Полька-пиццикато», М. Огинский Полонез ре минор). Этюд (Ф. Шопен Этюд № 12). Транскрипция (Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2, Этюд Паганини № 6, И. Бах-Ф. Бузони Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло.). Модуль № 5 «Русская классическая музыка» Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.). Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин), 7 балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны. Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А. Г. Шнитке, Э. Н. Артемьева и др.) Русская музыка XX века (А. Скрябин Прелюдия № 4, А. Шнитке Кончерто гроссо, Сюита в старинном стиле, А. Журбин, Рок-опера «Орфей и Эвридика»). Модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки» Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков. Религиозная тематика в контексте поп-культуры. Русская духовная музыка – знаменный распев, кант, литургия, хоровой концерт (знаменный распев, П.И.Чайковский «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8), «Покаянная молитва о Руси», С. Рахманинов «Всенощное бдение»). Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства» Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония. Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле. В музыкальном театре (К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», Ж. Бизе Опера «Кармен», Д. Верди «Риголетто»). Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Ф. Шуберт Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха», «Лесной царь» (ст. И. Гете), «Ave Maria»). Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке) Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления» Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX–XXI веков (рок-н-ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры. Музыка в кино (И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята», Ф. Лэй. «История любви»). Классика и современность (Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары), Ж. Бизе–Р. Щедрин Балет «Кармен-сюита», Э. Уэббер Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», Д. Кабалевский «Реквием» на ст. Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). 8 Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плей-листы). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды. 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Модуль и темы, раскрывающие данный Учебное содержание модуль программы и количество часов на их изучение Модуль № 1 «Музыка моего края» Современная музыкальная культура родного Наш край сегодня.2ч. края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки — композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» На рубежах культур.2ч. Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора. 10 Основные виды деятельности учащихся при изучении модуля и темы (на уровне учебных действий) Разучивание и исполнение гимна республики, города; песен местных композиторов. Знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культурыи искусства. На выбор или факультативно: Посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов. Исследовательские проекты, посвящённые деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам). Знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях. Выявление причинноследственных связей такого смешения. Изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно-исполнителей, исследователей традиционного фольклора. На выбор или факультативно: Участие в этнографической экспедиции, посещение/ участие в фестивале традиционной культуры. Модуль № 3 «Музыка народов мира» Музыкальный фольклор народов Азии и Африки. 2ч. Африканская музыка — стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей. Народная музыка Американского континента.2ч. Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др.). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения. 11 Выявление характерных интонаций и ритмовв звучании традиционной музыки народов Африки и Азии. Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатскогофольклора и фольклора народов России. На выбор или факультативно: Исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки». Выявление характерных интонаций и ритмовв звучании американского, латиноамериканского фольклора, прослеживание их национальных истоков. Разучивание и исполнение народных песен, танцев. Модуль № 4 «Европейская классическая музыка». Музыкальная драматургия. 2ч. Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма — строение музыкального произведения. 12 Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития. Умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развёртывании музыкальной драматургии. Узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизменённых в процессе развития. Составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального произведения с использованием дополнительной визуализации. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композиторомклассиком, художественнаяинтерпретация музыкального образа в его развитии. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. На выбор или факультативно: Музыкальный стиль.3ч. Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов, музыкального языка. (На примере творчества В. А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шёнберга и др.) 13 Посещение концерта классической музыки, в программе которого присутствуют крупные симфонические произведения. Обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля(стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи и т. д.). Исполнение 2—3 вокальных произведения — образцов барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных) с помощью учителя. Определение на слух в звучании незнакомого произведения с использованиемдополнительной визуализации: — принадлежности к одному из изученных стилей; — исполнительского состава (количество и состав исполнителей, музыкальных инструментов); — жанра, круга образов; — способа музыкального изложения и развития в простых и сложных музыкальных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст, соотношение разделов и частей в произведении и др.). Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. На выбор или факультативно: Исследовательские проекты, посвящённые эстетике и особенностям музыкального искусства различных стилей XX века. Модуль № 5 «Русская классическая музыка». История страны и народа в музыке русских композиторов. 2ч. Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.) Русский балет. 2ч. Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны. 14 Знакомство с шедеврами русской музыки XIX— XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса.Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочинённого русским композитором-классиком. Исполнение Гимна Российской Федерации. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. На выбор или факультативно: Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых творчеству композиторов — членов кружка «Могучаякучка». Просмотр фрагмента видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанногона музыкальных сочинениях русских композиторов Знакомство с шедеврами русской балетной музыки. Поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом. Посещение фрагмента балетного спектакля (просмотр в видеозаписи). Характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом с помощью учителя. На выбор или факультативно: Исследовательские проекты, посвящённыеистории создания знаменитых балетов, Русская исполнительская школа. 2ч. Русская музыка — взгляд в будущее. 1ч. Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки». Религиозные темы и образы в современной музыке. 2ч. Творчество выдающихся отечественныхисполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и СанктПетербурге, родном городе. Конкурс имениП. И. Чайковского. Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А. Г. Шнитке, Э. Н. Артемьева и др.) Сохранение традиций духовной музыкисегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX—XXI веков. Религиозная тематика в контекстепоп-культуры. 15 творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров. Слушание одних и тех же произведений висполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации по совместному предварительному анализу. Создание домашней фоно- и видеотеки изпонравившихся произведений. Дискуссия на тему «Исполнитель — соавтор композитора» с помощью учителя. На выбор или факультативно: Исследовательские проекты, посвящённые биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки Знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства. Слушание образцов электронной музыки. Дискуссия о значении технических средств всоздании современной музыки с помощью учителя. На выбор или факультативно: Исследовательские проекты, посвящённыеразвитию музыкальной электроники в России. Сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции вкультуре XX—XXI веков. Исполнение музыки духовного содержания, сочинённой современными композиторами. На выбор или факультативно: Исследовательские и творческие проектыпо теме «Музыка и религия в наше время». Посещение концерта духовной музыки. 16 Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства». Симфоническая музыка. 2ч. Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония. Театральные жанры. 4ч. Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле 17 Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии. Освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развёртывания музыкального повествования. Образно-тематический конспект. Исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки. Слушание целиком не менее одного симфонического произведения. На выбор или факультативно: Посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки. Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могутзвучать аплодисменты). Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов. Разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы. Слушание данного хора в аудио- или видеозаписи. Сравнение собственного и профессионального исполнений. Различение, определение на слух и по опорной схеме: Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства». Музыка кино и телевидения.2ч. Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке). 18 — тембров голосов оперных певцов; — оркестровых групп, тембров инструментов; — типа номера (соло, дуэт, хор и т. д.). Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей. На выбор или факультативно: Посещение театра оперы и балета (в томчисле виртуального). Предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера). Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов. Просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой. Разучивание, исполнение песни из фильма.На выбор или факультативно: Переозвучка фрагмента мультфильма. Просмотр фильма-оперы или фильмабалета. Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления». Молодежная музыкальная культура. 2ч. Знакомство с музыкальными произведениями, сочинёнными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль). Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных СМИ. 19 Знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодёжной культуры (группы «Битлз», «Пинк-Флойд», Элвис Пресли, Виктор Цой, «Квин» и др.). Разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодёжных музыкальных течений. Дискуссия на тему «Современная музыка» с помощью учителя. Музыка цифрового мира.2ч. Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки. Разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов. Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды. 20 На выбор или факультативно: Презентация альбома своей любимой группы. Поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас. Просмотр музыкального клипа популярного исполнителя. Анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств с помощью учителя. Разучивание и исполнение популярной современной песни. На выбор или факультативно Проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека.