Рабочая программа учебного предмета История по АООП ООО для 8 класса Приказ от 20.09.219 № 45-1-У

Приложение
к Адаптированной основной
образовательной программе
основного общего образования
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»,
утвержденной приказом
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»
от 20.09.219 № 45/1-У

Рабочая программа учебного предмета
«История»
адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
для 8 класса

Полевской, 2022

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и
взрослыми в ходе образовательной деятельности;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации на основе получаемых
исторических сведений;
установка на доступное осмысление исторического опыта;
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком;
углубление представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной во времени.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
соотносить с опорой на алгоритм учебных действий единичные
исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и
явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий с опоройна
схему, ключевые слова;
сравнивать после предварительного анализа исторические события иявления, определять в них общее и различия;
устанавливать причинно-следственные связи при изучении исторических
событий;
владеть смысловым чтением;
использовать вопросы как инструмент познания;
с помощью педагога аргументировать свое мнение;

с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и
выводы;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами;
с помощью педагога эффективно запоминать и систематизировать
информацию.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
использовать информационно-коммуникационные технологии;
воспринимать и с помощью педагога, а затем самостоятельно,
формулировать суждения об исторических событиях;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов для выступления перед
аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
понимать цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач
по предмету.
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
регулировать способ выражения эмоций.
уметь признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты
Результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
«История» предполагают, что у обучающегося сформированы умения:
определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами,событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России;
определять современников исторических событий, явлений и процессов, используя
«ленту времени»;
выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
использовать исторические понятия для решения учебных и практическихзадач;
рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах историиродного края, истории России и мировой истории и их участниках на основе самостоятельно составленного плана либо под руководством педагог,

демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых
фактов, дат, исторических понятий;
выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов, используя алгоритм учебных действий;
под руководством педагога устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессовизучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX начала XXI вв. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е годы, возрождение страны с 2000-х
годов, воссоединение Крыма с Россией 2014 года); характеризовать итоги и историческое значение событий;
сравнивать по алгоритму, схеме исторические события, явления, процессыв
различные исторические эпохи;
определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения
с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
различать основные типы исторических источников: письменные, вещественные, аудиовизуальные;
находить и критически анализировать по алгоритму для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с информациейиз других источников при изучении исторических событий, явлений, процессов;привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;
читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на основе анализа исторической карты/схемы исторические события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме,
с информацией из других источников;
анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации;
представлять историческую информацию под руководствомучителя в форме таблиц, схем, диаграмм;
осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск
исторической информации в справочной литературе, сети Интернет для решения
познавательных задач, оценивать полноту и достоверность информации;
приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей
мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к
историческому наследию народов России.

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«История», распределенные по годам обучения
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как правило,
дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).
8 КЛАСС
 определять с опорой на алгоритм учебных действий длительность исторических процессов, последовательность событий, явлений, процессов истории России конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в., соотноситьих с
историческими периодами, синхронизировать события (явления, процессы)
истории разных стран и народов, определять современниковисторических
событий (явлений, процессов):
История России
Россия в эпоху преобразований Петра I
Россия в конце XVII в., необходимость реформ. Правление царевны Софьи. Предпосылки преобразований Петра I. Борьба за власть, начало царствования Петра I. Стрелецкие бунты.
«Вечный мир» с Речью Посполитой. Крымские походы. Азовские походы.
Великое посольство. Сподвижники Петра I. Северная война (1700–1721 гг.). Основание Санкт-Петербурга (1703 г.). Создание регулярной армии, военного
флота. Полтавская битва (1709 г.). Прутский поход. Ништадтский мир. Провозглашение России империей (1721 г.). Абсолютизм. Каспийский поход Петра I.
Экономическая политика Петра I. Роль государства в создании промышленности.
Реформы государственного управления. УчреждениеПравительствующего
Сената, коллегий, органов надзора. Издание указа о престолонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества и учреждение Святейшего Синода.
Реформы местного управления. Табель о рангах. Переписи населения.Введение подушной подати. Изменение в положении сословий российскогообщества.
Социальные движения в первой четверти XVIII в.: восстание в Башкирии,
восстание под предводительством К.А. Булавина на Дону. Дело царевича Алексея.
Преобразования Петра I в области культуры: усиление влияния западноевропейской культуры на Россию, введение нового летоисчисления, гражданского
шрифта, появление первой печатной газеты «Ведомости», развитие образования,
открытие Кунсткамеры. Учреждение Академии наук в Петербурге (1725 г.).
Эпоха дворцовых переворотов
Правление Екатерины I. Правление Петра II, Ссылка А.Д. Меншикова.
Правление Анны Иоанновны, Создание Кабинета министров. Расширение привилегий дворянства. Создание Сухопутного шляхетского кадетского корпуса.

Ивана VI Антоновича.
Правление Елизаветы Петровны. Ликвидация внутренних таможен. М.В.
Ломоносов и основание Московского университета (1755 г.). Основание Академии художеств.
Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской. Переворот 1762 г.
Внешняя политика России эпохи дворцовых переворотов. Участие России в Семилетней войне.
Правление Екатерины II
Внутренняя политика Екатерины II. Особенности «просвещенного абсолютизма» в России. Секуляризация церковных земель. Уложенная комиссия. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций.
Издание манифеста о свободе предпринимательства. Губернская реформа. Издание Жалованных грамот дворянству и городам. Положение сословий российского общества.
Национальная политика. Ликвидация украинского гетманства. Укрепление
начал веротерпимости.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крепостной
и вольнонаемный труд. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Издание манифеста о свободе предпринимательства.Торговые договоры со странами Европы. Обострение социальных противоречий.Чумной бунт. Восстание под предводительством Е.И. Пугачева (1773–1775 гг.).
Развитие общественной мысли.
Внешняя политика России второй половины XVIII в. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. Присоединение Крыма иСеверного Причерноморья к Российской империи (1783 г.). Создание Черноморского флота. Взятие Измаила русскими войсками под командованием А.В. Суворова. Георгиевский трактат. Участие России в разделах РечиПосполитой. Отношения с Англией. Декларация о вооруженном нейтралитете. Борьба с революционной Францией.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.: публицистика и
литература, первые журналы, развитие науки, географические экспедиции, достижения в технике, развитие образования, архитектура, изобразительное искусство, театр, быт и нравы.
Россия при Павле I
Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия.
Социальная политика Павла I. Издание манифеста о трехдневной барщине.
Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях.
Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова (1799 г.). Военно-морские
экспедиции Ф.Ф. Ушакова.
Всеобщая история (Новая история XVIII в.)
Эпоха Просвещения. Изменения в культуре.
Социально-экономическое развитие Англии. Промышленный переворот.
Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в. Возникновениепромышленной буржуазии и промышленного пролетариата.

Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьегосословия. Причины и этапы Великой французской революции.
Своеобразие Священной Римской империи германской нации и
государств, входивших в ее состав. Создание королевства Пруссия.
Национальное и политическое своеобразие монархии Габсбургов.Характерные черты международных отношений XVIII в.
Конфликт британских колоний в Северной Америке с метрополией. Война
за независимость США.
Французская революция XVIII в.
Международные отношения в XVIII в.
Влияние Французской революции на международные процессы.
Реакция цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Создание колониальных империй. Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии.
 объяснять с опорой на справочный материал смысл изученныхисторических
понятий по истории России конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в.,
в том числе:
Россия в эпоху преобразований Петра I: модернизация, меркантилизм,
протекционизм, гвардия, империя, коллегии, губерния, крепостная мануфактура,
рекрутские наборы, ревизия, обер-прокурор, фискал, прибыльщик, приписные и
посессионные крестьяне, ассамблея, ратуша, магистрат, барокко, император,Сенат, Синод, подушная подать;
Эпоха дворцовых переворотов: «Кондиции». «Бироновщина», Кабинет
министров, рококо, дворцовый переворот;
Правление Екатерины II: барщинное и оброчное хозяйство,
«просвещенный абсолютизм», жалованная грамота, секуляризация, гильдия,
классицизм, сентиментализм;
Новая история (история зарубежных стран XVIII вв.): аграрная революция, эпоха Просвещения, теория естественных прав, теория разделения властей, «общественный договор», «народный суверенитет», промышленный переворот, конституция, монополия, жирондисты, якобинцы, термидорианцы;
 составлять план изучаемой темы с опорой на алгоритм учебных действий
рассказывать по плану об исторических событиях, процессах, явлениях,
деятелях истории России конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в.,
корректно используя информацию, представленную в исторических источниках различного типа, изученные понятия, в том числе описывать: роль
сподвижников Петра I в процессе преобразований; систему управления
страной, сложившуюся в результате преобразований Петра I;
преобразования Петра I в области культуры: усиление влияния западноевропейской культуры на Россию, введение нового летоисчисления, гражданского
шрифта, появление первой печатной газеты «Ведомости», развитие образования,
открытие Кунсткамеры;
социально-экономическое и политическое развитие эпохи дворцовых переворотов;

положение сословий российского общества в период правленияЕкатерины
II;
культурное пространство Российской империи в XVIII в.: публицистику и
литературу, первые журналы, развитие науки, географические экспедиции, достижения в технике, развитие образования, архитектуру, изобразительное искусство, театр;
повседневную жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения;
развитие общественной мысли в России в XVIII в.;
идеи эпохи Просвещения;
культуру стран Европы эпохи Просвещения;
 читать и анализировать историческую карту/схему по истории России конца
XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в. используя «ленту времени»; на основе анализа характеризовать социально-экономическое и политическое
развитие изучаемого региона в указанный период, проводить сравнение после предварительного анализа социально-экономических игеополитических
условий существования государств, народов, делать выводы о причинах, результатах и последствиях исторических событий (явлений, процессов);
 использовать карту родного края для анализа исторической информации и
рассказа о событиях региональной истории;
 привлекать контекстную информацию из различных источников при работе
с исторической картой по истории России конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в.;
 наносить на контурную карту различные объекты с опорой на атлас и другие
источники информации; заполнять легенду карты/схемы;
 различать основные виды письменных источников по истории России конца
XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в.;
 проводить атрибуцию письменного исторического источника по истории
России конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в., анализировать представленную в нем информацию, позицию автора, участников событий, определять в тексте источника основную и второстепенную информацию с опорой на справочный материал;
 определять с опорой на алгоритм учебных действий смысловые связи отдельных положений письменного исторического источника истории России
конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в., составлять на его основе
план;
 использовать контекстную информацию для осмысления событий (процессов, явлений), представленных в письменном историческом источнике по
истории России конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в.;
 осуществлять поиск дополнительной информации в справочной литературе,
сети Интернет для решения различных учебных задач, понимать необходимость тщательного анализа исторической информации, найденнойв литературе, сети Интернет, с точки зрения ее достоверности;
 проводить атрибуцию различных видов вещественных исторических источ-
























ников по истории России конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIIIв., составлять их описание с опорой на план, используя контекстную информацию, объяснять после предварительного анализа обстоятельства появления
вещественного исторического источника;
использовать условно-графическую, изобразительную наглядность и статистическую информацию при изучении событий (явлений, процессов), истории России конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в.;
подбирать изобразительную наглядность, иллюстрирующую события (явления, процессы) истории России конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII
в., используя заданные источники информации;
группировать после предварительного анализа (систематизировать, обобщать) отдельные элементы знания по истории России конца XVII– XVIII в.
и Новой истории XVIII в. по 2-3 признакам, составлять таблицы, схемы с
опорой на алгоритм учебных действий;
анализировать с опорой на алгоритм учебных действий историческую ситуацию на основе учебного текста по истории России конца XVII–XVIII в. и
Новой истории XVIII в., делать выводы, отвечать на вопросы;
отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез освоенного учебного материала по истории России
конца XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в.;
составлять после предварительного анализа план изучаемой темы;
выделять и обобщать после предварительного анализа существенные признаки исторических событий (явлений, процессов) истории России конца
XVII–XVIII в. и Новой истории XVIII в.; выделять наиболее значимыесобытия в рамках исторических процессов;
определять с опорой на справочный материал и указывать причины, предпосылки, повод, последствия, значение исторических событий (явлений,
процессов) на основе изученного материала по истории России конца XVII–
XVIII в. и Новой истории XVIII в., излагать с опорой на план исторический
материал, включающий причинно-следственные связи;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий изученные исторические события, явления, процессы в истории России конца XVII– XVIII в. и
Новой истории XVIII в., взгляды исторических деятелей, по 2-3 критериям,
результаты оформлять в виде таблицы; на основе сравнения делать вывод;
определять и объяснять с опорой на фактический материал свое отношение
к наиболее значительным событиям истории России конца XVII–XVIII в. и
Новой истории XVIII в., достижениям и историческим личностям;
отбирать с опорой на алгоритм учебных действий факты, которые могут
быть использованы для подтверждения/опровержения заданной точки зрения, объяснять после предварительного анализа, как определенные факты
могут быть использованы для подтверждения/опровержения какой- либо
оценки исторических событий;
использовать материал по истории родного края для изучения особенностей
исторического развития своего региона.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
8 КЛАСС
Всеобщая история. История Нового времени. XVIII в.
Введение.
Век Просвещения.
Истоки европейского Просвещения. Достижения естественных наук и распространение идей рационализма. Английское Просвещение; Дж. Локк и Т.
Гоббс. Секуляризация (обмирщение) сознания. Культ Разума. Франция – центр
Просвещения. Философские и политические идеи Ф. М. Вольтера, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. «Энциклопедия» (Д. Дидро, Ж. Д’ Аламбер). ГерманскоеПросвещение. Распространение идей Просвещения в Америке. Влияние просветителей на изменение представлений об отношениях власти и общества.
«Союз королей и философов».
Государства Европы в XVIII в.
Монархии в Европе XVIII в.: абсолютные и парламентские монархии.
Просвещенный абсолютизм: правители, идеи, практика. Политика в отношении
сословий: старые порядки и новые веяния. Государство и Церковь. Секуляризация церковных земель. Экономическая политика власти. Меркантилизм.
Великобритания в XVIII в. Королевская власть и парламент. Тори и виги.
Предпосылки промышленного переворота в Англии. Технические изобретения и
создание первых машин. Появление фабрик, замена ручного труда машинным.
Социальные и экономические последствия промышленного переворота. Условия
труда и быта фабричных рабочих. Движения протеста. Луддизм.
Франция. Абсолютная монархия: политика сохранения старого порядка.
Попытки проведения реформ. Королевская власть и сословия.
Германские государства, монархия Габсбургов, итальянские земли в
XVIII в. Раздробленность Германии. Возвышение Пруссии. Фридрих IIВеликий.
Габсбургская монархия в XVIII в. Правление Марии Терезии и Иосифа
II. Реформы просвещенного абсолютизма. Итальянские государства: политическая раздробленность. Усиление власти Габсбургов над частью итальянских земель.
Государства Пиренейского полуострова. Испания: проблемы внутреннего развития, ослабление международных позиций. Реформы в правление
Карла III. Попытки проведения реформ в Португалии. Управление колониальными владениями Испании и Португалии в Южной Америке. Недовольство населения колоний политикой метрополий.
Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость
Создание английских колоний на американской земле. Состав европейских
переселенцев. Складывание местного самоуправления. Колонисты и индейцы.

Южные и северные колонии: особенности экономического развития и социальных отношений. Противоречия между метрополией и колониями.
«Бостонское чаепитие». Первый Континентальный конгресс (1774) и начало
Войны за независимость. Первые сражения войны. Создание регулярной армии
под командованием Дж. Вашингтона. Принятие Декларации независимости
(1776). Перелом в войне и ее завершение. Поддержка колонистов со стороны России. Итоги Войны за независимость. Конституция (1787). «Отцы- основатели».
Билль о правах (1791). Значение завоевания североамериканскими штатами независимости.
Французская революция конца XVIII в.
Причины революции. Хронологические рамки и основные этапы революции. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Политические
течения и деятели революции (Ж. Ж. Дантон, Ж. П. Марат). Упразднение монархии и провозглашение республики. Вареннский кризис. Начало войн против
европейских монархов. Казнь короля. Вандея. Политическаяборьба в годы республики. Конвент и «революционный порядок управления». Комитет общественного спасения. М. Робеспьер. Террор. Отказ от основ
«старого мира»: культ разума, борьба против церкви, новый календарь. Термидорианский переворот (27 июля 1794 г.). Учреждение Директории.Наполеон Бонапарт. Государственный переворот 18–19 брюмера (ноябрь 1799 г.). Установление режима консульства. Итоги и значение революции.
Европейская культура в XVIII в.
Развитие науки. Новая картина мира в трудах математиков, физиков, астрономов. Достижения в естественных науках и медицине. Продолжение географических открытий. Распространение образования. Литература XVIII в.: жанры,
писатели, великие романы. Художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Музыка духовная и светская. Театр: жанры, популярные авторы, произведения. Сословный характер культуры. Повседневная жизнь обитателей городов
и деревень.
Международные отношения в XVIII в.
Проблемы европейского баланса сил и дипломатия. Участие России в международных отношениях в XVIII в. Северная война (1700–1721). Династические
войны «за наследство». Семилетняя война (1756–1763). РазделыРечи Посполитой. Войны антифранцузских коалиций против революционной Франции. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVIII в.
Османская империя: от могущества к упадку. Положение населения. Попытки проведения реформ; Селим III. Индия. Ослабление империи Великих Моголов. Борьба европейцев за владения в Индии. Утверждение британского владычества. Китай. Империя Цин в XVIII в.: власть маньчжурских императоров,

система управления страной. Внешняя политика империи Цин; отношения с Россией. «Закрытие» Китая для иноземцев. Япония в XVIII в. Сегуны и дайме. Положение сословий. Культура стран Востока в XVIII в.
Обобщение. Историческое и культурное наследие XVIII в.
История России. Россия в конце XVII – XVIII в.:
от царства к империи
Введение.
Россия в эпоху преобразований Петра I
Причины и предпосылки преобразований. Россия и Европа в конце
XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача. Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие
бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.
Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейныезаводы
и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма ипротекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.
Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение
его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение
крестьян. Переписи населения (ревизии).
Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы
надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург – новая столица.
Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота.
Рекрутские наборы.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение синода.
Положение инославных конфессий.
Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти
XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.
Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в
начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой.
Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о.
Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах
Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.
Преобразования Петра I в области культуры
Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние куль-

туры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений.
Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге.Кунсткамера. Светская
живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники
раннего барокко.
Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения.
Перемены в образе жизни российского дворянства. «Юности честное зерцало».
Новые формы общения в дворянской среде. Ассамблеи, балы, светскиегосударственные праздники. Европейский стиль в одежде, развлечениях,питании. Изменения в положении женщин.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I
в русской культуре.
Россия после Петра I. Дворцовые перевороты
Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты.
Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политическойкарьеры А. Д. Меншикова. Кондиции «верховников» и приход к власти Анны
Иоанновны. Кабинет министров. Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П. Волынского, Б. Х. Миниха в управлении и политической жизни страны.
Укрепление границ империи на восточной и юго-восточной окраинах.Переход Младшего жуза под суверенитет Российской империи. Война с Османской
империей.
Россия при Елизавете Петровне.
Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов.
Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов. Россия в международных конфликтах 1740– 1750-х гг. Участие в Семилетней войне.
Петр III. Манифест о вольности дворянства. Причины переворота 28 июня
1762 г.
Россия в 1760–1790-х гг.
Правление Екатерины II и Павла I
Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии.Экономическая и
финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамотыдворянству и городам. Положение сословий. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских
обществ в губерниях и уездах. Расширениепривилегий гильдейского купечества

в налоговой сфере и городском управлении.
Национальная политика и народы России в XVIII в. Унификацияуправления на окраинах империи. Ликвидация гетманства на Левобережной Украине и
Войска Запорожского. Формирование Кубанского казачества.Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к не православным и нехристианским конфессиям.
Политика по отношению к исламу. Башкирские восстания. Формирование
черты оседлости.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной
деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.
Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение
производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.
Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Воднотранспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская,Коренная ярмарки. Ярмарки Малороссии. Партнеры России во внешней торговле в
Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.
Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья
в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитиеобщественной мысли.
Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н. И. Панин и А. А. Безбородко. Борьба России за выход к Черному морю.
Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков,
победы российских войск под их руководством. Присоединение Крымаи Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.
А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.
Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше
до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с
империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба поляков за национальную независимость.
Восстание под предводительством Т. Костюшко.
Россия при Павле I. Личность Павла I и ее влияние на политику страны.

Основные принципы внутренней политики. Ограничение дворянских привилегий. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов
«просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского
характера государства и личной власти императора. Акт о престолонаследии и
Манифест о «трехдневной барщине». Политика по отношению к дворянству,
взаимоотношения со столичной знатью. Меры в области внешней политики.
Причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и
Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова вСредиземном море.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Идеи Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и
литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И.
Фонвизина. Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его
журналах. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».
Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие новой
светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с
культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в
России основных стилей и жанров европейской художественной культуры(барокко, классицизм, рококо). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.
Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.
Российская наука в XVIII в. Академия наук в Петербурге. Изучение страны
– главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Северо-Западного побережья Америки.
Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие русского литературного
языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова. М. В. Ломоносов и его роль в становлении российской науки и образования.
Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института благородных девиц в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет
— первый российский университет.
Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование
его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму,
создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В. И.
Баженов, М. Ф. Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадногопортрета в
середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в концестолетия.
Наш край в XVIII в.
Обобщение.

Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля знаний, обучающихся с ЗПР по
предмету предусмотрен контроль в виде: контрольных и самостоятельных работ,
зачетов, исторических диктантов, практических работ, письменных ответов по индивидуальным карточкам-заданиям, тестирование.
Класс

Контрольные работы

Другие виды контроля

8 класс

№1 Эпоха просвещения.
Промышленный переворот.
№2 Россия в эпоху преобразований Петра I.
№3 Эпоха дворцовых
переворотов.
№4 Правление
Екатерины II и Павла. I

Словарный диктант по каждой
теме. Самостоятельные работы
на 10-15 минут.
Практическая работа с
контурной картой.
Зачет по теме «Россия и мир в
XVIII в.»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение
каждой темы учебного предмета «История» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом рабочей программы учебного предмета «История» образовательной программы основного общего образования. При этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределениеучебного материала по годам обучения, в последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных формобучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК, индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности
ими учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по
истории, представленными в Пояснительной записке.
В данном тематическом планировании предлагается два варианта распределения часов по темам исходя из организационных форм обучения. В скобках показано количество часов для второго варианта тематического планирования, предполагающего освоение программы в отдельном классе для обучающихся с ЗПР.
Обобщение знаний происходит после изучения каждой темы внутри разделов, на что выделяются дополнительные часы. Сокращено время на материал, который предполагает обзорное изучение (в программе и тематическом планировании данный материал выделен курсивом).
Распределение часов по вариантам и темам представлено в таблице. Часы для
второго варианта планирования указаны в скобках.
Всеобщая история. История Нового времени. XVIII в. (23 ч) 8 класс
Введение
1ч
1ч
Век Просвещения
1ч
2ч
Государства Европы в XVIII в.
5ч
6ч
Обобщение
1ч
Британские колонии в Северной
2ч
2ч
Америке: борьба за независимость
Французская революция конца
3ч
3ч
XVIII в.
Обобщение
1ч
Европейская культура в XVIII в.
3ч
3ч
Международные отношения в VIII в.
2ч
2ч
Страны Востока в XVIII в.
3ч
3ч
Обобщение
1ч
1ч
История России. Россия в конце XVII — XVIII в.:
от царства к империи (45 ч) 8 класс
Введение
1ч
1ч
Россия в эпоху преобразований
11ч
11ч
Петра I
Обобщение
1ч
-

Россия после Петра I. Дворцовые
перевороты
Обобщение
Россия в 1760—1790-х гг.
Правление Екатерины II и Павла I
Обобщение
Культурное пространство
Российской империи в VIII в.
Обобщение

7ч

7ч

1ч
17ч

18ч

1ч
5ч

6ч

1ч

2ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 И 2 ВАРИАНТЫ
(часы второго варианта показаны в скобках)
8 КЛАСС, 68 часов
Всеобщая история. История Нового времени. XVIII в. 23 ч.
Введение 1 ч.
Век
Просвещения
2 ч. (1 ч.)

Истоки европейского Просвещения.
Достижения естественных наук и
распространение идей рационализма.
Английское Просвещение; Дж. Локк
и Т. Гоббс.
Секуляризация (обмирщение) сознания.
Культ Разума. Франция — центр
Просвещения.
Философские и политические идеи
Ф. М. Вольтера, Ш. Л. Монтескье,
Ж. Ж. Руссо. «Энциклопедия» (Д.
Дидро, Ж. Д’Аламбер).
Германское Просвещение.
Распространение идей Просвещения
в Америке.
Влияние просветителей на изменение
представлений об отношениях власти
и общества. «Союз королей и философов»

Рассказывать по схеме, какие новые черты проявились в европейской науке в XVII—
XVIII вв.
Объяснять смысл идеи «общественного договора», выдвинутой английскими мыслителями XVII в.
Излагать взгляды известных французских просветителей на государство, власть, религию
и церковь.
Представлять характеристику одного из ведущих деятелей французского Просвещения
(по выбору).
Объяснять значение издания «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел».
Раскрывать на примерах особенности распространения идей Просвещения в отдельных
странах.
Анализировать с опорой на алгоритм учебных действий исторические тексты (фрагменты философских и публицистических сочинений, материалы переписки и др.) —
извлекать и комментировать информацию.
Объяснять, чем был вызван интерес ряда европейских правителей к идеям Просвещения.

Государства Европы в XVIII в.
6 ч. (5 ч.)

Монархии в Европе
XVIII в.: абсолютные и парламентские

Характеризовать по плану основные формы государств в Европе XVIII в.
Систематизировать после предварительного анализа информацию об основных мероприятиях политики

монархии.
Просвещенный абсолютизм: правители, идеи, практика.
Политика в отношении сословий:
старые порядки и новые веяния.
Государство и Церковь. Секуляризация церковных земель.
Экономическая политика власти. Меркантилизм.
Великобритания в XVIII в. Королевская власть и парламент.
Тори и виги.
Предпосылки промышленного переворота в Англии.
Технические изобретения и создание
первых машин.
Появление фабрик, замена ручного
труда машинным. Социальные и
экономические последствия
промышленного переворота.
Условия труда и быта фабричных
рабочих. Движения протеста.
Луддизм.
Франция в XVIII в.
Абсолютная монархия: политика
сохранения старого порядка.
Попытки проведения реформ. Королевская власть и сословия.
Германские государства, монархия Габсбургов, итальянские земли
в XVIII в.
Раздробленность Германии. Возвышение Пруссии. Фридрих II Великий. Австрия в XVIII в. Правление
Марии Терезии и Иосифа II.

«просвещенного абсолютизма» в отдельных европейских
странах (государственное управление, социальные отношения, образование, религия и
церковь).
Объяснять значение понятий: парламентская монархия, просвещенный абсолютизм, секуляризация, меркантилизм, протекционизм.
Высказывать и аргументировать оценку результатов политики
«просвещенного абсолютизма» в европейских странах.
Раскрывать самостоятельно или с помощью педагога, в чем выразилось изменение отношения к Церкви, религии в ряде европейских государств в XVIII в.
Объяснять, как распределялась власть в парламентской монархии в Англии.
Раскрывать предпосылки промышленного переворота в Англии.
Называть, используя иллюстративный материал, важнейшие технические изобретения,
способствовавшие переходу от мануфактуры к машинному производству.
Объяснять значение понятий и терминов: промышленный переворот (революция), машинное производство, луддизм.
Раскрывать, в чем состояли социальные последствия промышленного переворота в Англии.
Описывать, используя опорные слова, условия труда и быта горняков и фабричных
рабочих.
Рассказывать о борьбе промышленных рабочих за свои права.
Объяснять, почему после «блестящего правления» Людовика XIV Франция оказалась
перед лицом значительных проблем в экономике, внутренней и внешней политике.
Рассказывать о попытках проведения реформ во Франции при Людовике XVI, объяснять, почему они не были доведены до
конца.
Характеризовать по плану состав и статус «третьего сословия» во Франции, объяснять,
почему не только низы, но и верхушка сословия были недовольны своим положением.
Характеризовать по плану развитие германских государств в XVIII в. (политическое
устройство, социальные отношения, экономика).
Объяснять, в чем выразилось усиление Пруссии в XVIII в., какими средствами прусские короли добивались этого. Представлять характеристику Фридриха II, его внутренней и внешней политики.
Показывать с помощью педагога на исторической карте владения австрийских

Реформы просвещенного абсолютизма.
Итальянские государства: политическая раздробленность. Усиление
власти Габсбургов над частью итальянских земель.

Габсбургов в XVIII в., называть проживавшие там народы.
Рассказывать о преобразованиях, проводившихся в правление Марии Терезии и Иосифа
II, давать оценку их значения.
Характеризовать с опорой на алгоритм политическое положение итальянских земель в
XVIII в., используя историческую карту.
Рассказывать по схеме о состоянии хозяйства и социальных отношениях в Испании
XVIII в.
Государства Пиренейского
Характеризовать по плану реформы второй половины XVIII в. в Испании и Португалии
полуострова. Испания: проблемы
(цели, инициаторы реформ, содержание, итоги).
внутреннего развития, ослабление
международных позиций. Реформы в Раскрывать, в чем выразилось соперничество Испании и Великобритании в XVIII в. и
чем оно завершилось.
правление Карла III.
Попытки проведения реформ в Пор- Объяснять, после предварительного анализа, что способствовало распространению в американских колониях Испании и Португалии во второй половине XVIII в. идей борьбы
тугалии.
Управление колониальными владе- за независимость от метрополий.
ниями Испании и Португалии в Южной Америке. Недовольство
населения колоний политикой метрополий.
Обобщение (1 ч.)

Британские колонии в Северной
Америке: борьба за
независимость
2 ч.

Создание английских колоний на
американской земле.
Состав европейских пересенцев.
Складывание местного самоуправления.
Колонисты и индейцы.
Южные и северные колонии: особенности экономического развития
и социальных отношений.
Противоречия между метрополией
и колониями. «Бостонское чаепитие». Первый Континентальный
конгресс (1774) и начало Войны за
независимость.
Первые сражения войны.
Создание регулярной армии под
командованием Дж. Вашингтона.
Принятие Декларации независимости (1776).
Перелом в войне и ее завершение.
Итоги Войны за независимость.
Конституция (1787).
«Отцы-основатели».
Билль о правах (1791).
Значение завоевания североамериканскими штатами независимости.

Рассказывать, кто и почему направлялся в XVI—XVII вв. в английские колонии в Северной Америке.
Характеризовать с опорой на план порядки, устанавливавшиеся в колониях, объяснять,
что в них отличалось от устоев Старого света.
Рассказывать о развитии хозяйства в британских колониях в XVIII в., используя информацию исторической карты.
Объяснять, чем было вызвано обострение отношений между метрополией и населением
колоний в 1760 — начале 1770-х гг.
Рассказывать, привлекая карту, о ключевых событиях борьбы североамериканских колоний Великобритании за независимость.
Объяснять значение понятий и терминов: Бостонское чаепитие, конгресс, «отцы-основатели», конфедерация, федерация, президент.
Называть документы, заложившие основы американского государства (Декларация независимости, Конституция, Билль о правах), характеризовать их основные положения.
Анализировать исторические тексты (фрагменты документов и др.), отрывки из работ
историков.
Представлять характеристику руководителей борьбы североамериканских колоний за
независимость (Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Вашингтон — по выбору).
Рассказывать с помощью педагога об отношении европейских держав, в том числе России, к борьбе североамериканских колоний.
Раскрывать причины и значение победы североамериканских штатов в борьбе за независимость.

Французская
революция
конца XVIII в. 3
ч.

Причины революции.
Хронологические рамки и основные
этапы революции. Начало
революции: решения депутатов и
действия парижан. Декларация
прав человека и гражданина.
Политические течения и деятели революции (Ж. Дантон, Ж.-П. Марат).
Переход от монархии к республике.
Вареннский кризис. Начало войн против европейских монархов. Казнь короля.
Вандея. Политическая борьба в годы
республики. Конвент и
«революционный порядок управления».
Комитет общественного спасения.
М. Робеспьер. Террор.
Отказ от основ «старого мира»: культ
разума, борьба против церкви, новый
календарь.
Термидорианский переворот (27
июля 1794 г.). Учреждение Директории. Наполеон Бонапарт.
Государственный переворот 18—19
брюмера (ноябрь 1799 г.). Установление режима консульства.
Итоги и значение революции

Раскрывать причины обострения социальной напряженности во Франции в 1780-е гг.
Рассказывать о событиях 1789 г. в Париже, положивших начало революции.
Систематизировать информацию об основных этапах и ключевых событиях революции
1789—1799 гг. (в форме хроники, таблицы).
Называть основные положения «Декларации прав человека и гражданина», раскрывать
их значение.
Характеризовать по плану основные политические течения Французской революции,
называть их идеологов и лидеров.
Объяснять значение понятий и терминов: Национальное собрание, Учредительное собрание, Законодательное собрание, декрет, жирондисты, монтаньяры, якобинцы, санкюлоты,
«вареннский кризис», Национальный конвент, Комитет общественного спасения, Вандея,
террор, Директория, переворот 18 брюмера, режим консульства.
Рассказывать об основных преобразованиях, проведенных в годы революции в сферах
политики, экономики, социальных отношений, религии, культуры, давать оценку их значения.
Характеризовать с опорой на алгоритм отношение ведущих европейских держав к революционным событиям во Франции.
Рассказывать о войнах революционной Франции, используя историческую карту.
Анализировать с опорой на алгоритм документы революции (извлекать информацию,
характеризовать сущность и значение содержащихся в документе положений).
Подготовить и представить сообщение об одном из известных деятелей Французской
революции конца XVIII в. (по выбору).
Объяснять, в чем заключалась сущность переворота 18 брюмера 1799 г.
Характеризовать по плану итоги и значение Великой Французской революции конца
XVIII в., объяснять, почему события революции по-разному оценивались их современниками и затем историками.

Развитие науки. Новая картина мира
в трудах математиков, физиков, астрономов. Достижения в естественных науках и медицине. Продолжение географических

Рассказывать. используя иллюстративный материал, о наиболее значительных достижениях европейской науки XVIII в. — физики, математики, естествознания (называть имена
ученых и их открытия).
Показывать на карте маршруты географических экспедиций и места открытий, совершенных европейскими, в том числе российскими, путешественниками и мореплавателями в

Обобщение (1 ч.)
Европейская
культура в
XVIII в.
3 ч.

открытий.
Распространение образования. Литература XVIII в.: жанры, писатели, великие романы.
Художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Музыка духовная и светская. Театр: жанры, популярные авторы, произведения.
Сословный характер культуры. Повседневная жизнь обитателей
городов и деревень.

XVIII в. Представлять с помощью педагога сообщение об одном из известных европейских исследователей новых земель (по выбору).
Раскрывать, после предварительного анализа, какие успехи в развитии образования в
европейских странах были достигнуты в «век Просвещения» (в том числе в России).
Рассказывать об основных жанрах европейской литературы XVIII в., называть известные произведения.
Показывать, используя иллюстрации учебника и Интернет- ресурсы, в чем заключались основные художественные особенности классицизма и барокко.
Объяснять, в чем выразилось усиление светского начала в литературе и художественной культуре XVIII в.
Называть источники, рассказывающие о повседневной жизни разных слоев населения
в Европе XVIII в., определять характер и ценность содержащейся в них информации.
Составлять описание «одного дня из жизни» представителей разных слоев европейского
общества (в форме презентации, проектной работы).

Международные
отношения в
XVIII в.
2 ч.

Проблемы европейского баланса сил
и дипломатия. Участие
России в международных
отношениях в XVIII в. Северная
война (1700—
1721). Династические войны «за
наследство». Семилетняя война
(1756—1763). Разделы Речи Посполитой.
Войны антифранцузских коалиций
против революционной Франции.
Колониальные захваты европейских держав.

Раскрывать, какие государства и в силу каких причин определяли баланс сил в Европе
в XVIII в.
Объяснять, когда и почему в XVIII в. возникали «войны за наследство».
Характеризовать с опорой на план участие России в крупных международных событиях
XVIII в. (Северная война, Семилетняя война, разделы Польши).
Рассказывать о Семилетней войне (1756—1763), используя историческую карту (причины; основные участники и их цели в войне; территория боевых действий; ключевые
сражения;
итоги).
Раскрывать с помощью педагога внутренние и внешнеполитические предпосылки разделов Речи Посполитой, показывать на исторической карте территории, отошедшие к трем
государствам — участникам разделов.
Объяснять, какое место в международных отношениях XVIII в. занимала борьба европейских держав за колониальные владения.

Страны
Востока в XVIII в.
3 ч.

Османская империя: от могущества
к упадку.
Положение населения. Попытки
проведения реформ; Селим III.

Давать описание территории и состава населения Османской империи в XVIII в., используя карту. Рассказывать о попытках проведения реформ в Османском государстве
в XVIII в., их результатах.
Раскрывать, что свидетельствовало о кризисном положении Османской империи в
конце XVIII в.
Представлять сообщение на тему «Османская империя и европейские державы в XVIII

Индия. Ослабление империи
Великих Моголов. Борьба
европейцев за владения в Индии.
Утверждение британского
владычества.
Китай. Империя Цин в XVIII в.:
власть
маньчжурских императоров, система управления страной. Внешняя политика империи Цин; отношения с Россией.
«Закрытие» Китая для иноземцев.
Япония в XVIII в. Сегуны и дайме.
Положение сословий.
Культура стран Востока в
XVIII в.

Обобщение 1 ч.

в.».
Объяснять, чем была вызвана серия русско-турецких войн в XVIII в., каковы были их
итоги.
Рассказывать, используя историческую карту, о крупнейших государствах, существовавших на территории Индостана в XVIII в., их отношениях друг с другом.
Объяснять, как и почему британцы одержали победу в соперничестве европейских колонизаторов за господство в Индии.
Характеризовать по плану колониальные порядки, установленные в Индии британцами.
Рассказывать, как было организовано управление обширной китайской империей при императорах династии Цин.
Характеризовать, используя историческую карту, внешнюю политику Цинской империи
в XVIII в., ее отношения с Россией.
Объяснять, что побудило правителей Китая установить в середине XVIII в. режим
изоляции.
Объяснять, как в японском государстве распределялась власть между императором, сегуном, дайме.
Называть основные сословия, существовавшие в Японии в XVIII в., характеризовать их статус, имущественное положение, обязанности.
Раскрывать последствия политики самоизоляции Японии, проводившейся сегунами
Токугава.
Рассказывать о достижениях культуры народов Востока в XVIII в., привлекая иллюстрации учебника и интернет-ресурсы.
Высказывать суждение о причинах увлечения восточной культурой в Европе
XVIII в., о том, какие достоинства произведений восточной культуры привлекали
европейцев.

Историческое и культурное наследие XVIII в.
История России. Россия в конце XVII — XVIII в.: от царства к империи 45 ч.

Введение 1 ч.
Россия в эпоху
преобразований
Петра I
11 ч.

Причины и предпосылки преобразований.
Россия и страны Европы в конце
XVII в.
Воцарение Петра I. Борьба за

Характеризовать с опорой на алгоритм географическое положение России на рубеже
XVII—XVIII вв., опираясь на историческую карту, раскрывать влияние географического
фактора на развитие экономики страны.
Давать по плану сравнительную характеристику

власть. Великое посольство. Экономическая

международного положения России в начале и в конце XVII в. Сопоставлять государственный, политический, социально-экономический строй России и европейских государств в конце XVII в., выявляя общие черты и различия.

политика. Развитие промышленности.
Строительство мануфактур. Создание металлургической базы на
Урале. Развитие транспортных
коммуникаций.
Создание новой налоговой системы.
Социальная политика. Положение
различных сословий России.
Консолидация дворянского сословия,
усиление его роли в управлении
страной.
Реформы управления.
Реформирование центрального и
местного управления. Новая столица.
Создание регулярной армии, военно-морского флота. Церковная
реформа. Упразднение патриаршества.
Создание Синода.

Раскрывать значение понятий: абсолютизм, модернизация. Объяснять, в чем состояли причины и предпосылки преобразований.
Характеризовать с опорой на план развитие экономики России в первой четверти XVIII
в. (на основе информации учебника и карты).
Раскрывать значение понятий и терминов: приписные крестьяне, посессионные крестьяне, протекционизм, меркантилизм, подушная перепись, крепостная мануфактура, фискал.
Разъяснять сущность системы налогообложения в петровское время.
Систематизировать в виде схемы информацию о социальной структуре российского
общества в первой четверти XVIII в., характеризовать правовое положение основных
социальных групп.
Рассказывать о переменах в положении дворянства на основе анализа документов с помощью педагога (Табель о рангах, Указ о единонаследии и др.).
Раскрывать значение понятий: сенат, коллегии, губерния, Генеральный регламент, Табель о рангах, ратуша, магистрат, гильдия.
Систематизировать материал о реформах государственного управления в петровскую
эпоху.
Сравнивать аппарат управления при Петре I и в допетровскую эпоху.
Давать оценку значения создания регулярной армии и военноморского флота при Петре
I.
Объяснять понятия: гвардия, рекрутский набор. Объяснять термины: конфессия, Синод.
Раскрывать значение упразднения патриаршества.

Оппозиция преобразованиям
Петра I. Социальные движения.
Аристократическая оппозиция.
Внешняя политика. Азовские
походы. Северная война.
Прутский и Персидский походы
Петра I.
Ништадтский мир со Швецией.
Провозглашение России империей.

Рассказывать о социальных выступлениях в петровскую эпоху, привлекая информацию
карты.
Систематизировать информацию об оппозиции Петру I (в виде развернутого плана, тезисов).
Характеризовать по плану основные направления внешней политики России в петровскую эпоху.
Систематизировать информацию о Северной войне 1700— 1721 гг. (причины, участники, ключевые события, итоги).
Рассказывать о сражениях Северной войны, используя информацию учебника,

Преобразования Петра I в культуре. Развитие светских начал в
культуре. Просвещение и наука.
Открытие Академии наук.
Технические новшества. Литература, архитектура,
изобразительное искусство.
Градостроительство по европейскому образцу. Изменение дворянского быта. «Юности честное зерцало».
Итоги и значение петровских преобразований.

карты, визуальные источники. Характеризовать с опорой на алгоритм международное положение России к концу правления Петра.
Объяснять значение понятий и терминов: дворянская культура, ассамблея.
Характеризовать по плану нововведения в разных областях культуры в петровскую
эпоху с использованием визуальных и письменных источников («Юности честное зерцало», указы Петра I, отрывки из сочинений историков и др.).
Осуществлять поиск информации на образовательных сайтах о градостроительстве в
петровскую эпоху.

Начало дворцовых переворотов.
Причины дворцовых переворотов
после смерти Петра I. Создание
Верховного тайного совета.
Фаворитизм. Приход к власти Анны
Иоанновны.
«Кабинет министров» и управление
империей. Укрепление границ России на южных рубежах. Война с
Османской империей. Правление
Елизаветы Петровны. Развитие
внутреннего рынка: ликвидация
внутренних таможен. Создание
Дворянского и Купеческого банков.
Основание Московского университета. Участие России в Семилетней
войне.

Объяснять причины дворцовых переворотов.
Систематизировать с помощью педагога информацию о дворцовых переворотах (даты,
участники, результаты).
Объяснять значение понятий и терминов: Верховный тайный совет, дворцовые перевороты, фаворитизм.
Проводить анализ по плану «Кондиций верховников» как исторического документа.
Давать оценку роли фаворитов в управлении и политике России после Петра I.
Рассказывать, используя информацию карты, об укреплении южных границ России в
1730-е гг.
Составлять характеристику с помощью педагога (исторический портрет Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны).
Давать оценку экономической и финансовой политики Елизаветы Петровны, ее результатов.
Раскрывать значение создания Московского университета.
Систематизировать информацию о Семилетней войне и участии в ней России (причины, участники, ключевые сражения российской армии, итоги).

Составлять характеристику с помощью педагога
(исторический портрет) Петра I, высказывать суждения о его личности и деятельности.
Излагать точки зрения историков о причинах, предпосылках, итогах и значении петровских преобразований.
Участвовать в обсуждении вопроса о значении петровских преобразований для
развития России, высказывать и аргументировать свое мнение.

Обобщение
(1 ч.)
Россия после
Петра I.
Дворцовые перевороты
7 ч.

Петр III. Манифест о вольности
дворянской.
Переворот 28 июня 1762 г.

Проводить анализ с опорой на алгоритм Манифеста о вольности дворянской как исторического документа, высказывать суждение о его значении.
Объяснять причины переворота 28 июня 1762 г.

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы.
«Просвещенный абсолютизм», его
особенности в России. Уложенная
комиссия.
Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций.
Отмена монополий. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий.
Национальная политика и народы
России в XVIII в. Унификация
управления на окраинах империи.
Укрепление начал толерантности и
веротерпимости по отношению к
неправославным и нехристианским
конфессиям. Башкирские восстания. Формирование черты оседлости.
Экономическое развитие России во
второй половине XVIII в. Крестьяне:
крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство.
Роль крепостного строя в экономике

Представлять по плану характеристику личности и деятельности Екатерины II.
Объяснять значение понятий и терминов: «просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, Вольное экономическое общество, секуляризация.
Извлекать информацию из «Наказа» Екатерины II, выявлять особенности «просвещенного абсолютизма» в России.
Представлять в виде схемы систему местного управления по губернской реформе.
Раскрывать значение участия сословных представителей в местном самоуправлении
России в конце XVIII в.
Показывать на карте территории расселения народов в Российской империи в XVIII в.
Характеризовать с опорой на план национальную и религиозную политику власти в
правление Екатерины II. Объяснять причины выступлений, имевших национальную
направленность.
Рассказывать об экономических районах и развитии экономики страны при Екатерине
II, используя информацию учебника и карты.
Сравнивать после предварительного анализа экономическую и социальную политику
Петра I и Екатерины II, выявлять общие черты и различия.
Характеризовать с опорой на план положение российского крепостного крестьянства с
привлечением материала книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в
Москву».
Проводить с помощью педагога анализ исторических документов (Жалованные грамоты
дворянству и городам и др.) для выявления прав и обязанностей дворянства и городского
сословия.
Участвовать в подготовке проекта «Известные предпринимательские династии» (в том
числе на материале истории региона).
Показывать на карте важнейшие торговые пути, местоположение крупнейших российских ярмарок.
Показывать на карте территорию, раскрывать причины, ход, итоги, значение восстания
под предводительством Е. И. Пугачева.

Обобщение (1 ч.)
Россия в 1760—
1790-х гг. Правление Екатерины II
и Павла I
18 ч. (17 ч.)

Представлять по шаблону характеристику Е. И. Пугачева. Объяснять, после анализа, в
чем состояло влияние восстания под руководством Пугачева на внутреннюю политику,

страны.
общественную жизнь.
Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности.
Развитие крестьянских промыслов.
Рост текстильной
промышленности. Начало известных
предпринимательских династий.
Внутренняя и внешняя торговля.
Торговые пути внутри страны. Ярмарки и их роль во внутренней торговле.
Обострение социальных противоречий.
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной
мысли.
Внешняя политика России второй половины XVIII в.
Борьба России за выход к Черному
морю.
Войны с Османской империей.
П. А. Румянцев, А. В. Суворов,
Ф. Ф. Ушаков, победы российских
войск под их руководством.
Присоединение Крыма и Северного
Причерноморья.
Организация управления Новороссией. Строительство новых городов
и портов. Основание Пятигорска,
Севастополя, Одессы, Херсона. Г.
А. Потемкин. Участие России в разделах Речи Посполитой. Первый,
второй и третий разделы. Борьба

Систематизировать информацию о русско-турецких войнах второй половины XVIII в.
(даты, участники, ключевые сражения, итоги).
Давать характеристику по шаблону личности и деятельности П. А. Румянцева, А. В.
Суворова, Ф. Ф. Ушакова, Г. А. Потемкина.
Высказывать и обосновывать суждения о причинах побед русских войск.
Рассказывать с опорой на карту об освоении новых территорий, присоединенных в ходе
русско-турецких войн.
Давать с помощью педагога оценку итогам внешней политики и международному положению России в конце правления Екатерины II.
Систематизировать информацию об участии России, наряду с Австро-Венгрией и
Пруссией, в разделах Речи Посполитой.
Составлять характеристику по алгоритму (исторический портрет) Павла I.
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Павла I,
называть основные мероприятия.

поляков за национальную независимость.
Россия при Павле I.
Личность Павла I. Основные
принципы внутренней политики
Павла I. Укрепление абсолютизма.
Ограничение дворянских привилегий.
Указы о престолонаследии и о
«трехдневной барщине».
Политика Павла I по отношению
к дворянству.
Внешняя политика. Участие России
в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский
походы А. В. Суворова. Действия
эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.
Причины дворцового переворота 11
марта 1801 г.

Давать оценку с помощью педагога политике Павла в отношении дворянства и крестьянства на основе анализа документов (указы о престолонаследии, о «трехдневной барщине»
и др.).
Рассказывать об Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова, действиях русской эскадры в Средиземном море (с привлечением материала курса всеобщей истории).
Раскрывать причины заговора против Павла I.

Российская общественная мысль,
публицистика и литература. Влияние
идей Просвещения.
Литература народов России в XVIII
в. Первые журналы, их издатели и
авторы. Н. И. Новиков. Произведения А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».
Русская культура и культура народов
России в XVIII в.

Характеризовать направления общественной мысли в России в XVIII в.
Сравнивать идеи европейского Просвещения и общественные идеи в России в XVIII в.,
выявлять общие черты и особенности. Раскрывать значение понятий: барокко, рококо,
классицизм, сентиментализм.
Характеризовать с опорой на план основные стили и жанры художественной культуры, раскрывать их особенности на конкретных примерах.
Составлять описание памятников культуры XVIII в. (в том числе региональных).

Обобщение (1 ч.)
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
6 ч. (5 ч.)

Участвовать с помощью педагога в подготовке проектов «Дворянская усадьба», «Быт
крепостной деревни».
Высказывать и обосновывать суждения об образе жизни, мировоззрении, жизненных
ценностях дворянства, купечества, духовенства и крестьянства.

Развитие светской культуры после
преобразований Петра I.
Распространение в России стилей и
жанров европейской художественной культуры. Культура и быт российских сословий.
Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.
Российская наука в XVIII в. Академия наук в Петербурге. М. В.
Ломоносов и его роль в становлении российской науки и образования.
Географические экспедиции.
Вторая Камчатская экспедиция.
Освоение Аляски и Северо-Западного побережья Америки.
Образование в России в XVIII в.
Московский университет — первый российский университет.
Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана.
Переход к классицизму. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков.
Изобразительное искусство, его
выдающиеся мастера и произведения.
Академия художеств в Петербурге.
Расцвет жанра парадного портрета
в середине XVIII в.
Обобщение 2 ч.
(1 ч.)

Раскрывать предпосылки становления российской науки в XVIII в.
Высказывать и обосновывать суждения о роли Академии наук, Московского университета в развитии российского образования и науки.
Характеризовать по плану основные направления развития российской науки на конкретных примерах.
Представлять с опорой на план характеристику личности и научной деятельности М. В.
Ломоносова.
Представлять в виде схемы и характеризовать систему образования в России в конце
XVIII в.
Составлять по шаблону и используя иллюстративный материал, описание Петербурга при Петре I и Екатерине II. Характеризовать по плану творчество выдающихся
архитекторов и художников, приводить примеры их произведений.
Составлять по шаблону описание памятников различных архитектурных стилей, построенных в XVIII в. в столицах и крупных городах (в том числе в своем регионе),
различать в них национальные и европейские традиции.
Участвовать с помощью педагога в подготовке проектов, посвященных выдающимся деятелям российской культуры XVIII в.

Историческое и культурное наследие XVIII в. в истории России


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».