Рабочая программа учебного предмета История по АООП ООО для 6 класса Приказ от 03.11.2022 № 48-У

Приложение
к Адаптированной основной
образовательной программе
основного общего образования
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»,
утвержденной приказом
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»
от 03.11.2022г. № 48-У

Рабочая программа учебного предмета
«История»
адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
для 6 класса

Полевской, 2022

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и
взрослыми в ходе образовательной деятельности;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации на основе получаемых
исторических сведений;
установка на доступное осмысление исторического опыта;
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком;
углубление представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной во времени.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
соотносить с опорой на алгоритм учебных действий единичные
исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и
явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий с опоройна
схему, ключевые слова;
сравнивать после предварительного анализа исторические события иявления, определять в них общее и различия;
устанавливать причинно-следственные связи при изучении исторических
событий;
владеть смысловым чтением;
использовать вопросы как инструмент познания;
с помощью педагога аргументировать свое мнение;

с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и
выводы;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами;
с помощью педагога эффективно запоминать и систематизировать
информацию.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
использовать информационно-коммуникационные технологии;
воспринимать и с помощью педагога, а затем самостоятельно,
формулировать суждения об исторических событиях;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов для выступления перед
аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
понимать цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач
по предмету.
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
регулировать способ выражения эмоций.
уметь признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты
Результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
«История» предполагают, что у обучающегося сформированы умения:
определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами,событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России;
определять современников исторических событий, явлений и процессов, используя
«ленту времени»;
выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
использовать исторические понятия для решения учебных и практических задач;
рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах историиродного края, истории России и мировой истории и их участниках на основе самостоятельно составленного плана либо под руководством педагога, демонстрируя
понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат,

исторических понятий;
выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов, используя алгоритм учебных действий;
под руководством педагога устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессовизучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX начала XXI вв. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е годы, возрождение страны с 2000-х
годов, воссоединение Крыма с Россией 2014 года); характеризовать итоги и историческое значение событий;
сравнивать по алгоритму, схеме исторические события, явления, процессыв
различные исторические эпохи;
определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения
с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
различать основные типы исторических источников: письменные, вещественные, аудиовизуальные;
находить и критически анализировать по алгоритму для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с информациейиз других источников при изучении исторических событий, явлений, процессов;привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;
читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на основе анализа исторической карты/схемы исторические события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме,
с информацией из других источников;
анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации;
представлять историческую информацию под руководствомучителя в форме таблиц, схем, диаграмм;
осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск
исторической информации в справочной литературе, сети Интернет для решения
познавательных задач, оценивать полноту и достоверность информации;
приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей
мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к
историческому наследию народов России.

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«История», распределенные по годам обучения
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как правило,
дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).
6 КЛАСС
 определять с помощью педагога длительность исторических процессов,последовательность изученных событий, явлений, процессов, истории России с
древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков, соотносить
их с историческими периодами, синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов, определять современников исторических событий (явлений, процессов), используя соответствующий материал
по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних
веков:
История России
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Народы и государства на территории нашей страны в середине I тыс. н.э.
Разделение славян на три ветви – восточных, западных и южных. Расселение,
условия жизни и занятия восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Князья и народные собрания у восточных славян.
Русь в IX – первой половине XII в.
«Призвание варягов» (862 г.). Захват Олегом Киева (882 г.). Образование
Древнерусского государства. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Деятельность первых русских князей (Олег, Игорь, Святослав), крещение княгини Ольги. Правление Владимира I Святого. Крещение Руси (988 г.)
и его значение. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Правление Ярослава Мудрого. Русская Правда. Княжескиеусобицы. Правление Владимира Мономаха. Внешняя политика и международные связи Руси. Культурное
пространство Древней Руси:письменность, распространение грамотности, берестяные грамоты, древнерусская литература, иконопись, искусство книги, архитектура, ремесло, быт и нравы.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование на Руси системы земель – самостоятельных государств. Внутренняя и внешняя политика важнейших земель, управляемых ветвями княжеского
рода Рюриковичей: Киевского, Владимиро-Суздальское, Галицко- Волынское княжества. Первое упоминание Москвы в летописях (1147 г.) при Юрии Долгоруком.
Внутриполитическое развитие Новгородской земли.
Русские земли в середине XIII – XIV в.
Возникновение Монгольской империи и изменение политической карты
мира. Завоевания Чингисхана. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды, ее государственный строй, население, культура. Система
зависимости русских земель от ордынских ханов.

Возникновение Литовского государства и включение в его состав части
русских земель.
Борьба с экспансией завоевателей на северо-западных границах Руси. Деятельность Александра Невского, его взаимоотношения с Ордой. Невская битва
(1240 г.). Ледовое побоище (1242 г.). Борьба князей Северо-Восточной Руси за
титул великого князя Владимирского. Правление Ивана Калиты. Усиление Московского княжества.
Ослабление Золотой Орды во второй половине XIV в. Дмитрий Донской.
Куликовская битва (1380 г.). Закрепление первенствующего положения московских князей.
Роль Русской Православной Церкви в общественной жизни Руси. Перенос
митрополичьей кафедры в Москву. Деятельность Сергия Радонежского.
Культурное пространство Руси в середине XIII – XIV в.: летописание, памятники Куликовского цикла, жития, архитектура, изобразительное искусство,
быт и нравы.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в
XIII-XV в.
Ослабление Золотой Орды во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в.
Падение Византии и усиление позиций Москвы в православном мире.
Иван III. Присоединение Новгорода и Твери.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. «Стояние» на р.
Угре, падение Ордынского владычества (1480 г.). Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Расширение международных связей Московского
государства.
Принятие общерусского Судебника (1497 г.). Формирование аппарата
управления единого государства. Новая государственная символика.
Установление автокефалии Русской церкви.
Культурное пространство Русского государства в XV в.: летописание,литература, архитектура, изобразительное искусство, быт и нравы.
Всеобщая история (история Средних веков)
Великое переселение народов. Деятельность Карла Великого. Христианизация Европы. Создание и распад Каролингской империи. Создание Священной
Римской империи. Нормандское завоевание Англии. Феодализм. Складывание
феодальных отношений в странах Европы.
Внутренняя и внешняя политика Византийской империи в VI–XI вв. Складывание государств и принятие христианства у западных славян. Деятельность
славянских просветителей Кирилла и Мефодия.
Расселение и занятия арабов в VI – ХI вв. Возникновение и распростране-

ние ислама. Арабские завоевания. Арабский халифат, его расцвет ираспад. Арабская культура.
Особенности экономики и общества Западной Европы в XI–XV вв. Вассалитет. Крестьянская община. Средневековый город. Разделение христианской
церкви: католицизм и православие (1054). Крестовые походы.
Политическое развитие государств Европы в конце XI–ХV в. Сословнопредставительные монархии.
Столетняя война.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском
полуострове.
Политическое развитие Византийской империи и славянских государств в
XIV – XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии (1453 г.).
Внутриполитическое развитие и внешняя политика Османской империи,
Китая, Японии, Индии.
Культура средневековой Европы и народов Востока.
 объяснять смысл изученных исторических понятий по истории России с
древнейших времен до начала XVI в и истории Средних веков с помощью
педагога, с опорой на зрительную наглядность, в том числе:
Народы и государства на территории нашей страны в древности:каменный век, неолитическая революция, присваивающее и производящее хозяйство, славяне;
Русь в IX–первой половине XII в.: подсечно-огневая система земледелия,
перелог, дань, полюдье, уроки, погосты, гривна, князь, дружина, купцы, вотчина,
Русская Правда, люди, смерды, закупы, холопы, митрополит, десятина, язычество, христианство, православие, ислам, иудаизм, граффити, базилика,крестовокупольный храм, фреска, мозаика, летопись, жития;
Русь в середине XII–начале XIII в.: политическая раздробленность, удел,
республика, вече, посадник, тысяцкий, архиепископ, берестяные грамоты;
Русские земли в середине XIII–XIV в.: ордынское владычество, баскак,
ярлык, военные монашеские Ордена, крестоносцы;
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в
XIII–XV вв.: Золотая Орда, курултай;
Русские земли в середине XIII–XIV в.: централизация, кормление, регалии, государственная символика;
История Средних веков: барщина, вассал, Генеральные штаты, герцог,
граф, гуситы, еретик, император, инквизиция, индульгенция, кортесы, Крестовые походы, натуральное хозяйство, оброк, крестьянская община,парламент, повинности, поместье, Реконкиста, сеньор, вассал, сословие, сословно-представительная монархия, тевтонцы, трехполье, университет, феод, феодализм, цех, эмират;
 рассказывать по заданному плану о событиях, явлениях, процессах, деятелях истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков, используя различные источники информации, корректно используя изученные понятия и термины, в том числе описывать:

занятия древнейших земледельцев и скотоводов;
условия жизни и занятия народов, проживавших на территории нашей
страны до середины 1-го тысячелетия до н.э.;
расселение, условия жизни и занятия восточных славян;
общественный строй и политическую организацию восточных славян,религию древних славян;
роль природно-климатического фактора в формировании русской государственности; органы власти и управления в государстве Русь;
общественный строй Руси, положение различных категорий свободного и
зависимого населения;
культурное пространство Древней Руси: письменность, распространение
грамотности, берестяные грамоты, древнерусскую литературу, иконопись, искусство книги, архитектуру, ремесло;
культурное пространство Руси в середине XII – начале XIII в.: летописание, литературу, архитектуру;
систему зависимости русских земель от ордынских ханов;
государственный строй, население, экономику, культуру Золотой Орды;
культурное пространство Руси в середине XIII–XIV в.: летописание, памятники Куликовского цикла, жития, архитектуру, изобразительное искусство;
новую государственную символику, появившуюся при Иване III;
культурное пространство Русского государства в XV в.: летописание, литературу, архитектуру, изобразительное искусство;
повседневную жизнь и быт людей на Руси в IX–XV вв.;
культуру Византии, деятельность славянских просветителей Кирилла и
Мефодия; расселение, занятия, арабов в VI–ХI вв.;
арабскую культуру;
особенности экономики и общества Западной Европы в XI–XIII вв.: аграрное производство, феодальную иерархию, положение крестьянства, города, как
центры ремесла, торговли, культуры, средневековые города-республики, облик
средневековых городов, быт горожан;
культуру средневековой Европы: представления средневекового человека
о мире; образование, развитие знаний о природе и человеке, литературу, архитектуру, книгопечатания, Гуманизм и раннее Возрождение в Италии;
культуру народов Востока;
 читать и использовать историческую карту/схему при изучении событий
(явлений, процессов) истории России с древнейших времен до начала XVI
в. и истории Средних веков; используя «ленту времени»;
 наносить на контурную карту отдельные объекты с непосредственной опорой на атлас и другие источники информации по предложенным заданиям,
заполнять с помощью педагога легенду карты/схемы;
 различать с опорой на зрительную наглядность типы историческихисточников по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории
Средних веков, соотносить их с историческими периодами, к которым они
относятся с опорой на «ленту времени», описывать по заданному плану;


























различать с опорой на зрительную наглядность основные виды письменных
источников по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков;
проводить с помощью педагога атрибуцию письменного историческогоисточника по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории
Средних веков;
отвечать на вопросы по содержанию письменного исторического источника
по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков и составлять по образцу на его основе план;
осуществлять поиск дополнительной информации по истории России сдревнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков в справочнойлитературе, сети Интернет для решения различных учебных задач с опорой на
алгоритм учебных действий;
использовать вещественные исторические источники по истории России с
древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков для иллюстрации особенностей социально-экономических явлений изучаемогопериода, составления краткого описания событий (явлений, процессов) региональной истории (истории родного края);
использовать условно-графическую, изобразительную наглядность и статистическую информацию по истории России с древнейших времен до начала
XVI в. и истории Средних веков при изучении событий (явлений, процессов), проводить атрибуцию изобразительной наглядности;
различать с помощью педагога в исторической информации по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков события, явления, процессы; факты и мнения;
различать с опорой на вопросы значения терминов «причина»,
«предпосылка», «повод», «итоги», «последствия», «значение» и использовать их при характеристике событий (явлений, процессов) с опоройна план;
группировать с помощью педагога (систематизировать, обобщать) отдельные элементы знания по истории России с древнейших времен до начала
XVI в. и истории Средних веков по предложенным признакам, с опорой
на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план,
вопросы) составлять таблицы, схемы;
отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез исторической информации по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков;
составлять простой план изучаемой темы с опорой на текст по алгоритму/схеме;
выделять существенные признаки исторических событий (явлений, процессов) истории России с древнейших времен до начала XVI в. и историиСредних веков с опорой на ключевые слова;
устанавливать по предложенному образцу причинно-следственные, пространственные, временны́ е связи исторических событий, явлений, процессов истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории









Средних веков; использовать знание причинно-следственных связей при изложении учебного материала с опорой на план;
с помощью педагога сравнивать: события, явления, процессы в истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков;
взгляды исторических деятелей, теоретические положения, представленные
в форме учебного текста, условно-графической, изобразительной наглядности или статистической информации по 2-3 предложенным критериям,
оформлять результаты сравнения в виде сравнительной таблицы, на основе
сравнения делать вывод;
определять и объяснять с опорой на фактический материал свое отношение
к наиболее значительным событиям, достижениям и личностям из истории
России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков;
находить по предложенному алгоритму в учебном тексте по истории России
с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков факты, которые могут быть использованы для подтверждения / опровержения заданной точки зрения;
использовать материал по истории родного края для изучения особенностей
исторического развития своего региона.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
6 КЛАСС
Всеобщая история. История средних веков
Введение. Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация
Средневековья.
Народы Европы в раннее Средневековье
Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти.
Салическая правда. Принятие франками христианства.
Франкское государство в VIII–IX вв. Усиление власти майордомов. Карл
Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение
Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светскиеправители и папы.
Византийская империя в VI–ХI вв.
Территория, население империи ромеев. Византийские императоры;Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия иславяне.
Власть императора и церковь. Культура Византии. Образование и книжное
дело. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Художественная культура
(архитектура, мозаика, фреска, иконопись).
Арабы в VI–ХI вв.
Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов.
Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра.
Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и
распад. Культура исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка.
Расцвет литературы и искусства. Архитектура.
Средневековое европейское общество
Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия
жизни. Крестьянская община.
Города – центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и
гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые путив Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт
горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены. Ереси:причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII–ХV вв.
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословнопредставительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в ХII–
ХV вв. Польско-литовское государство в XIV–XV вв. Реконкиста и образование
централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские государства в XII–XV вв. Развитие экономики в европейских странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия,
восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII–ХV вв. Экспансия
турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.
Культура средневековой Европы.
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни
человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер
культуры. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе
и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.Изобретение европейского книгопечатания; И. Гутенберг.
Страны Востока в Средние века
Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей,
положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй
монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьбапротив
завоевателей. Япония в Средние века: образование государства, власть императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств,
вторжение мусульман, Делийский султанат.
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки в Средние века
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные
верования, культура. Появление европейских завоевателей.
Обобщение. Историческое и культурное наследие Средних веков.
История России. От Руси к Российскому государству
Введение. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода от
присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия
и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное
общество. Центры древнейшей металлургии. Кочевые общества евразийских
степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Появление первого в мире колесного транспорта.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э.
Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов.
Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их
разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности
Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока.
Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгурия.
Русь в IX – начале XII в.
Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь.Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей. Новгород и Киев – центрыдревнерусской государственности.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первыерусские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в. Территория и население государства
Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий,
вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах.
Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового изависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковныеуставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и
международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешти-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес в
культурных контактах Руси и Византии.
Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Культура Руси. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати».
Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские
жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и
оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие
земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус:Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники
литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о
полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор
во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева- Польского.
Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды.
Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости
русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли:
Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече
и князя. Новгород и немецкая Ганза.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси.
Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной

Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и
Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская
битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в
ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в
XIII–XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства вовторой половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство.
Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство.
Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира
в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и
взаимовлияние русской культуры и культур народовЕвразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек.
Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV
в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно- политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван
III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика;
царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский
Кремль. Появление термина «Россия» как названия единого государства.
Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация
великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское ирегиональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Ники-

тина. Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Наш край с древнейших времен до конца XV в.
Обобщение.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля знаний, обучающихся с ЗПР по
предмету предусмотрен контроль в виде: контрольных и самостоятельных работ,
зачетов, исторических диктантов, практических работ, письменных ответов по индивидуальным карточкам-заданиям, тестирование.
Класс

Контрольные работы

Другие виды контроля

6 класс

№1 История средних веков.
№2 Русь в конце X –
начале XIIIв.
№3 Русские земли в середине XIII - XIV в.
№4 Формирование единогоРусского государства в XVвеке.

Словарный диктант по каждойтеме. Самостоятельные работы на 10-15 минут.
Практическая работа сконтурной
картой.
Зачет по теме «От Руси к
России».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение
каждой темы учебного предмета «История» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом рабочей программы учебного предмета «История» образовательной программы основного общего образования. При этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределениеучебного материала по годам обучения, в последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных формобучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК, индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности
ими учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по
истории, представленными в Пояснительной записке.
В данном тематическом планировании предлагается два варианта распределения часов по темам исходя из организационных форм обучения. В скобках показано количество часов для второго варианта тематического планирования, предполагающего освоение программы в отдельном классе для обучающихся с ЗПР.
Обобщение знаний происходит после изучения каждой темы внутри разделов, на что выделяются дополнительные часы. Сокращено время на материал, который предполагает обзорное изучение (в программе и тематическом планировании данный материал выделен курсивом).
Распределение часов по вариантам и темам представлено в таблице. Часы для
второго варианта планирования указаны в скобках.
Всеобщая история. История средних веков. (23 ч) 6 класс
Введение
1ч
1ч
Народы Европы в раннее
4ч
4ч
Средневековье
Византийская империя в VI—XI вв.
2ч
2ч
Арабы в VI—ХI вв.
2ч
2ч
Обобщение
1ч
Средневековое европейское
2ч
3ч
общество
Государства Европы в XII—XV вв.
4ч
4ч
Культура средневековой Европы
2ч
2ч
Обобщение
1ч
Страны Востока в Средние века
2ч
3ч
Государства доколумбовой
1ч
1ч
Америки в Средние века
Обобщение
1ч
1ч
История России. От Руси к Российскому государству (45ч) 6 класс
Введение
1ч
1ч
Народы и государства на территории
5ч
5ч
нашей страны в древности. Восточная
Европа в

середине I тыс. н. э
Русь в IX начале XII в.
Обобщение
Русь в середине XII — начале XIII в
Обобщение
Русские земли и их соседи в
середине XIII — XIV в.
Обобщение
Формирование единого Русского
государства в XV в
Обобщение

12ч
1ч
5ч
1ч
10ч

13ч
6ч
10ч

1ч
8ч

8ч

1ч

2ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 И 2 ВАРИАНТЫ
(часы второго варианта показаны в скобках)
7 КЛАСС, 68 часов
Всеобщая история. История Средних веков 23 ч.
Введение 1 ч.

Средние века:
Обозначать с помощью педагога на ленте времени даты ключевых событий, связанпонятие, хронологические рамки и пе- ных с падением Западной Римской империи, а также хронологические рамки и основриодизация Средневековья.
ные периоды истории Средних веков.

Народы Европы
в раннее
Средневековье
4 ч.

Падение Западной Римской империи
и возникновение варварских королевств. Завоевание франками Галлии.
Хлодвиг.
Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие
франками христианства. Франкское
государство в VIII—IX вв. Усиление
власти майордомов.
Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого.
Управление империей.
«Каролингское возрождение».
Верденский раздел, его причины и
значение. Образование государств во
Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя.
Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны:
общественный строй, завоевания.
Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства.

Показывать с помощью педагога на исторической карте маршруты перемещения варварских народов в Европе в V—VI вв. и наиболее значительные варварские королевства, основанные в бывших владениях Западной Римской империи.
Характеризовать с опорой на алгоритм общественное устройство германских племен,
объяснять, в чем состояли его отличия от римских порядков.
Рассказывать после предварительного анализа, как вождь франков Хлодвиг сумел
стать королем, укреплял свою власть. Раскрывать значение принятия Хлодвигом христианства.
Объяснять значение понятий и терминов: Салическая правда, майордом, бенефиций.
Рассказывать по плану об обстоятельствах перехода королевской власти к
династии Каролингов.
Рассказывать, используя историческую карту, о завоеваниях Карла Великого.
Представлять по плану характеристику Карла Великого, давать оценку его деятельности. Объяснять смысл понятия «Каролингское возрождение».
Характеризовать с опорой на алгоритм обстоятельства и причины распада державы
Карла Великого, показывать на исторической карте владения, на которые она распалась.
Рассказывать по плану о создании государств на территории бывшей империи Карла
Великого — во Франции, германских и итальянских землях.
Обозначать с помощью педагога или самостоятельно на ленте времени последовательность завоеваний Британских островов англами и саксами, норманнами в раннее Средневековье.

Рассказывать с опорой на иллюстративный материал о нормандском завоевании Англии в XI в.
Характеризовать с опорой на план общественный строй норманнов, показывать на исторической карте маршруты их походов.
Показывать на исторической карте государства, возникшие в раннее Средневековье
в Восточной Европе (государства славянских народов, венгров).

Византийская империя в VI— XI вв.
2 ч.

Христианизация Европы. Светские правители и папы.

Объяснять значение принятия христианства
восточноевропейскими народами. Рассказывать по плану о просветительской миссии
Кирилла и Мефодия.
Раскрывать значение понятий и терминов: норманн, конунг, эрл, драккар, путь «из
варяг в греки», миссионер, латиница, кириллица.
Объяснять, используя опорную схему, из-за чего возникали
конфликты между императорами Священной Римской империи и римскими папами.
Извлекать и анализировать информацию из исторических источников (фрагментов Салической правды, документов, хроник).

Территория, население империи ромеев.
Византийские императоры; Юстиниан
I. Кодификация законов. Внешняя
политика Византии. Византия и
славяне.
Власть императора и церковь.
Культура Византии. Образование и
книжное дело.
Художественная культура (архитектура, иконопись).

Характеризовать по плану, используя историческую карту, географическое положение
и состав населения земель, входивших в Восточную часть Римской империи.
Рассказывать, используя иллюстративный материал, о власти византийских императоров.
Представлять самостоятельно или с помощью педагога характеристику личности и деятельности императора Юстиниана I (завоевания, законодательство, строительство).
Объяснить значение понятий и терминов: ромеи, басилевс, кодекс.
Юстиниана, базилика, икона, иконоборчество, церковный собор, фема.
Раскрывать, после предварительного анализа, какое место занимала церковь в византийском государстве, как складывались отношения императоров и патриархов. Характеризовать с опорой на план отношения Византии с соседними государствами и народами, в том числе Русью.
Представлять описание внешнего вида и внутреннего убранства византийских храмов,
используя иллюстрации учебника.
Характеризовать по алгоритму культурное наследие Византии, ее вклад в мировую
культуру.

Арабы в VI—ХI вв.
2 ч.

Природные условия Аравийского
полуострова. Основные занятия арабов.
Традиционные верования. Пророк
Мухаммад и возникновение ислама.
Хиджра. Победа новой веры. Коран.
Завоевания арабов. Мир ислама. Арабский халифат, его расцвет и распад.
Культура исламского мира.
Образование и наука.
Роль арабского языка.
Расцвет литературы и искусства. Архитектура.

Рассказывать, используя карту или иллюстративный материал, о расселении и основных занятиях арабских племен.
Объяснять по алгоритму, в чем заключался главный смысл проповедей пророка Мухаммада, чем отличалось его учение от традиционных верований арабов.
Раскрывать значение понятий: ислам, хиджра, Коран, Сунна, Кааба, хадж, мечеть,
имам, шариат, халиф, халифат.
Объяснять с помощью педагога, какие положения были закреплены в главных священных книгах ислама, какое значение они имели для арабской общины.
Показывать с помощью педагога на исторической карте территории, завоеванные арабами к середине VIII в., объяснять причины побед арабских войск.
Характеризовать по плану политику мусульманских правителей в завоеванных землях.
Объяснять после предварительного анализа причины распада Арабского халифата.
Раскрывать, в чем состоял вклад арабов в развитие наук, литературы, искусства.
Представлять описание внешнего вида и внутреннего убранства мечетей арабского
мира, используя иллюстрации учебника.

Обобщение (1ч)

Систематизация знаний по теме «Народы Европы в раннее Средневековье»

Средневековое европейское общество
3ч. (2 ч.)

Аграрное производство. Натуральное
хозяйство. Феодальное землевладение.
Знать и рыцарство: социальный
статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура.
Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии. Городское
управление. Борьба городов за самоуправление.
Средневековые города- республики.
Развитие торговли. Ярмарки.
Торговые пути в Средиземноморье

Рассказывать, кто и с какой целью отдавал землю в феод, как строились отношения сеньора и вассала.
Раскрывать значение понятий и терминов: феод, сеньор, вассал, сословие, рыцарь, турнир.
Представлять по плану характеристику средневекового рыцаря (социальное положение, образ жизни, кодекс рыцарской чести).
Описывать, используя иллюстративный материал, внешний облик и внутреннюю планировку средневекового замка, объяснять назначение отдельных частей замка, построек.
Характеризовать с опорой на алгоритм положение и повинности средневековых крестьян.
Объяснять значение понятий и терминов: барщина, подать, десятина, община, натуральное хозяйство.
Рассказывать с опорой на схему, как происходило возрождение городов в средневековой Европе.
Называть основные группы населения средневековых городов, описывать, используя
иллюстрации и опорные слова, их занятия и положение.

и на Балтике. Ганза. Облик
средневековых городов.
Образ жизни и быт горожан Церковь и духовенство.
Разделение христианства на католицизм и православие.
Борьба пап за независимость
церкви от светской власти.
Крестовые походы: цели, участники,
итоги.
Ереси: причины возникновения
и распространения. Преследование еретиков.

Объяснять, как горожане добивались независимости своих городов от власти сеньоров.
Раскрывать значение понятий: цех, гильдия, цеховой устав, городское право, городское самоуправление, магистрат, ратуша, ярмарка, банк.
Показывать самостоятельно или с помощью педагога на исторической карте крупнейшие торговые центры средневековой Европы, основные торговые пути.
Составлять по иллюстрациям описание центральной площади средневекового города
(по выбору), объяснять назначение находившихся на ней зданий, характеризовать, используя опорные слова, особенности их архитектуры.
Рассказывать о повседневной жизни горожан, используя текст и иллюстрации учебника.
Объяснять, какая информация содержится в средневековых миниатюрах, в чем
состоит их ценность как исторических источников.
Характеризовать с опорой на алгоритм место церкви в средневековом обществе (церковная иерархия, влияние церкви на общество, имущественное положение).
Раскрывать значение понятий и терминов: монастырь, монашеский орден,
Святая земля, крестоносцы.
Объяснять, используя таблицу, кто и почему отправлялся в походы в Святую
землю. Называть наиболее значительные Крестовые походы, их участников и
итоги.
Подготовить сообщение о духовно-рыцарских орденах, созданных во время Крестовых
походов (с использованием информации учебника и дополнительных материалов).
Характеризовать по плану причины появления и основные положения еретических
учений в европейских странах в XII— XIII вв.
Рассказывать, после предварительного анализа. какие средства и методы церковь использовала в борьбе против еретиков.
Объяснять значение понятия инквизиция.

Государства Европы Усиление королевской власти в
странах Западной Европы.
в XII— XV вв.
Сословно- представительная монар4 ч.
хия. Образование централизованных
государств в Англии, Франции.
Столетняя война; Ж. Д’Арк.
Священная Римская империя в
ХII—ХV вв.
Польско-литовское государство в

Раскрывать с помощью педагога, в чем выражалось усиление королевской власти в
странах Западной Европы в период зрелого Средневековья.
Рассказывать по плану о создании парламентов в европейских государствах, раскрывать значение этих событий.
Объяснять смысл понятий и терминов: сословно- представительная монархия, парламент, централизованное государство, Великая хартия вольностей, Реконкиста.
Рассказывать с опорой на схему о создании централизованных государств в Англии,
Франции, на Пиренейском полуострове, выделять общие черты этих процессов и особенности

XIV—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на
Пиренейском полуострове.
Итальянские государства в XII—XV
вв. Развитие экономики в европейских
странах в период зрелого Средневековья.
Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание
Уота Тайлера). Гуситское движение в
Чехии.
Византийская империя и славянские
государства в XII—XV вв. Экспансия турок османов. Османские завоевания на Балканах.
Падение Константинополя.

отдельных стран.
Называть, используя таблицу и иллюстративный материал, причины, главных
участников, ключевые события и итоги Столетней войны. Объяснять, чем известна
в истории Жанна Д’Арк.
Раскрывать по схеме особенности политического развития земель Священной Римской империи и итальянских государств.
Рассказывать по плану о развитии сельского хозяйства и усилении городов в странах
Западной Европы в период зрелого Средневековья.
Объяснять с помощью педагога причины обострения социальных противоречий в
городах и деревнях.
Называть крупнейшие восстания XIV в. (Жакерия, восстание под руководством УотаТайлера).
Представлять, используя таблицу, характеристику гуситского движения в Чехии и Гуситских войн 1419—1434 гг.
Показывать самостоятельно или с помощью педагога на исторической карте территории и государства, завоеванные османами в XIV—XV вв.
Рассказывать по плану о взятии османами Константинополя. Объяснять, как было
воспринято современниками это событие и какие последствия оно имело.

Культура
средневековой Европы 2 ч.

Представления средневекового человека о мире. Место
религии в жизни человека и общества. Образование: школы
и университеты.
Сословный характер культуры.
Рыцарская литература. Городской
и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие
знаний о природе и человеке. Гуманизм.
Раннее Возрождение: художники и
их творения. Изобретение европейского книгопечатания; И. Гутенберг.

Раскрывать на основе самостоятельно составленного плана или под руководством педагога роль религии в жизни средневекового человека и общества.
Объяснять, кого и чему учили в средневековых школах.
Рассказывать, используя опорные слова, когда и в каких странах появились первые европейские университеты, кто выступал их основателями.
Объяснять значение понятий и терминов: университет, магистр, лекция, диспут, схоластика.
Раскрывать после предварительного анализа, в чем проявлялся сословный характер
средневековой культуры, приводить примеры разных литературных жанров.
Характеризовать с опорой на алгоритм основные черты романского и готического стилей в художественной культуре, выявлять их в изображениях архитектурных сооружений.
Раскрывать значение понятий и терминов: романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение.
Называть известных представителей европейского гуманизма и Раннего Возрождения, объяснять, что было новым в их взглядах на мир и человека.
С помощью педагога или самостоятельно составлять устный или письменный текст
с использованием иллюстративного материала.
Представлять рассказ (сообщение) о жизни и творчестве мастеров Раннего Возрождения (по выбору).
Раскрывать, используя опорные слова или таблицу значение изобретения европейского книгопечатания.

Обобщение (1 ч.)

Систематизация знаний по теме «Средневековое европейское общество».

Страны Востока в
Средние века
3 ч. (2 ч.)

Османская империя: завоевания
турок-османов (Балканы, падение
Византии). Управление империей,
положение покоренных народов.
Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков,
Управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и

Показывать на исторической карте территории крупнейших государств Востока в
Средние века.
Рассказывать, используя историческую карту, о возникновении Османского государства и завоеваниях турок-османов в XIII—XV вв.
Характеризовать с опорой на план систему управления Османской империей, политику османов в отношении покоренных народов.
Систематизировать после предварительного анализа в форме таблицы информацию о завоеваниях монголов в правление Чингисхана и его наследников.
Рассказывать, используя иллюстративный материал, об организации и вооружении
монгольского войска.

подданные, борьба против завоевателей. Япония: образование государства, власть императоров и управление сегунов.
Индия: раздробленность индийских
княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов
Востока. Литература. Архитектура.
Традиционные искусства и ремесла.

Показывать на карте территории главных улусов монгольской державы и объяснять
с помощью педагога, как монголы управляли завоеванными землями.
Объяснять, опираясь на схему, как было организовано управление средневековыми
китайскими империями, как осуществлялась подготовка императорских чиновников.
Характеризовать по плану важнейшие изобретения китайцев в VII—XIII вв. и объяснять, как эти изобретения попадали к другим народам.
Объяснять, каким было положение императора в Японии и какую роль в управлении
страной играли сегуны.
Рассказывать по плану или с опорой на таблицу о религиозных верованиях жителей
Японии.
Сравнивать статус и кодекс поведения японского самурая и европейского рыцаря, определять, что было общим.
Рассказывать, используя историческую карту, о мусульманском завоевании Индии и
создании Делийского султаната.
Используя иллюстрации, рассказывать о культуре народов Востока в V—XV вв.,
распознавать характерные черты в архитектурных сооружениях, произведениях
живописи.

Государства
доколумбовой Америки в Средние
века
1 ч.

Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования, культура. Появление европейских
завоевателей.

Рассказывать, используя иллюстративный материал, о древних обитателях Америки,
условиях их жизни, основных занятиях. Называть и показывать самостоятельно или с
помощью педагога на исторической карте крупные государства, существовавшие в
Америке в эпоху Средневековья.
Систематизировать с помощью педагога материал о цивилизациях средневековой
Америки в таблице (территория, главные города, правители, религиозные верования,
знания, искусство).
Представлять сообщение, опираясь на помощь педагога(презентацию) о художественной культуре одной из средневековых цивилизаций Америки (по выбору).

Обобщение 1ч.

Историческое и культурное наследие Средних веков.
История России. От Руси к Российскому государству 45 ч.

Введение 1 ч.

Место и роль России в мировой истории.
Периодизация и источники российской истории.

Объяснять, что изучает история Отечества.
Различать виды исторических источников, с опорой на приобретенные ранее
знания (5—6 кл.).
Характеризовать с опорой на план источники по российской истории.
Показывать своеобразие геополитического положения России с опорой на историческую карту.

Народы и государства на территории
нашей страны в
древности.
Восточная Европа
в середине I тыс.
н.э.
5 ч.

Заселение территории нашей страны
человеком. Особенности перехода от
присваивающего хозяйства к
производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства.
Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного
Причерноморья.
Боспорское царство. Пантикапей.
Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент.
Великое переселение народов. Славянские общности Восточной Европы и их соседи.
Хозяйство восточных славян, их
общественный строй и политическая организация.
Возникновение княжеской власти.
Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Находить и показывать на исторической карте места расселения древнего человека на
территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать, используя опорные слова или иллюстративный материал, условия
жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов.
Характеризовать с опорой на алгоритм культурное наследие древних цивилизаций на
территории нашей страны (привлекая знания из истории Древнего мира).
Приводить с помощью педагога или самостоятельно примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Показывать на исторической карте территории расселения восточных славян; извлекать из карты информацию о природных условиях, влияющих на занятия славян.
Характеризовать с опорой на план общественный строй и политическую организацию восточных славян.
Описывать, используя иллюстративный материал, жизнь и быт, верования славян.
Объяснять смысл понятий и терминов: ислам, иудаизм, подсечная система земледелия,
присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, язычество.

Русь в IX —
начале XII в. 13 ч.
(12 ч.)

Образование государства Русь.
Исторические условия складывания
русской государственности.
Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье.
Первые русские князья. Отношения с
Византийской империей, странами
Центральной, Западной и Северной
Европы, кочевниками европейских

Раскрывать самостоятельно или с помощью педагога
предпосылки и называть время образования государства Русь. Показывать на исторической карте территорию государства Русь, главные торговые пути, крупные города.
Извлекать из исторической карты информацию о направлениях походов
князей (Олега, Игоря, Святослава).
Систематизировать с помощью педагога информацию о деятельности первых
русских князей (в виде таблицы). Приводить примеры взаимоотношений Руси с
соседними племенами и государствами.
Давать оценку значению принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий и терминов: государство, Русь, христианство, православие, князь, дружина,

степей. Путь «из варяг в греки».
Волжский торговый путь. Князь
Владимир. Принятие христианства и
его значение.
Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X — начале XII в. Территория, органы власти, социальная
структура, хозяйственный уклад,
крупнейшие города Восточной Европы.
Территориально- политическая
структура Руси. Борьба за власть
между сыновьями Владимира Святого.
Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах.
Владимир Мономах. Русская церковь.
Древнерусское право: Русская Правда.
Внешняя политика и международные связи. Культурное пространство.
Повседневная жизнь, сельский и
городской быт. Формирование единого культурного пространства.
Письменность. Распространение грамотности, берестяные
грамоты.
Появление древнерусской литературы. Произведения
летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись.
Обобщение (1 ч.)

Русь в IX- начале XII века.

полюдье, дань, уроки, погосты.
Характеризовать с опорой на алгоритм политический строй
Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце X — первой трети
XII в.
Раскрывать значение съезда князей в Любече.
Извлекать информацию из письменных источников: «Русской Правды», «Устава»
Владимира Мономаха и использовать ее в рассказе о положении отдельных групп
населения Руси.
Составлять с помощью педагога характеристику (исторический портрет) Ярослава
Мудрого, Владимира Мономаха (привлекая дополнительные источники информации).
Рассказывать, используя опорные слова, о роли Православной церкви на Руси.
Объяснять смысл понятий и терминов: вече, вотчина, люди, смерды, закупы, холопы,
посадник, десятина, митрополит, монастырь, инок (монах).
Описывать по плану древнерусский город; рассказывать о жизни горожан.
Характеризовать с опорой на алгоритм основные достижения культуры Древней Руси.
Объяснять смысл понятий и терминов: крестово-купольный храм, фреска, мозаика,
берестяные грамоты, летопись, житие, былины.
Описывать по плану памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в
Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно- прикладного искусства и др.
Осуществлять поиск самостоятельно или с помощью педагога информации для проектной работы «Как жили наши предки в далеком прошлом» (на материале истории
края, города).

Русь в середине XII
— начале XIII в.
6 ч. (5 ч.)

Формирование системы земель —
Самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями
княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и
Новгородская. Внешняя политика
русских земель.
Формирование региональных центров
культуры: летописание и памятники
литературы.
Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси.

Обобщение (1 ч.)

Русь в середине XII — начале XIII в.

Русские земли и их
соседи в середине
XIII — XIV в.

Возникновение Монгольской империи
и ее завоевательные походы. Борьба
Руси против монгольского нашествия.
Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских
ханов (так называемое ордынское иго).
Южные и западные русские
земли.
Возникновение Литовского государства и включение в его состав части
русских земель. Новгородская и
Псковская земли.
Ордена крестоносцев и борьба с их
экспансией на западных границах
Руси. Александр Невский.
Княжества Северо- Восточной
Руси.
Противостояние Твери и Москвы.

10 ч.

Называть время и раскрывать причины и последствия распада Руси на отдельные самостоятельные земли.
Извлекать из исторической карты информацию о географическом положении
важнейших самостоятельных центров Руси; раскрывать их особенности.
Характеризовать по плану социально-политическое развитие, достижения культуры
отдельных земель (в том числе с использованием регионального материала).
Систематизировать материал о важнейших русских землях в XII— первой трети XIII
в. (в форме таблицы).
Проводить с помощью педагога поиск исторической информации для сообщений об
отдельных исторических личностях и памятниках культуры периода политической
раздробленности.
Описывать с опорой на алгоритм памятники архитектуры рассматриваемого периода (включая региональные).

Объяснять значение понятий и терминов: орда, хан, курултай, ярлык, баскаки, военный
монашеский Орден, крестоносцы,
святитель.
Извлекать с помощью педагога информацию из материалов, свидетельствующих о походах монгольских завоевателей (исторической карты, отрывков из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять содержащиеся в них сведения.
Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от ордынских ханов.
Показывать на исторической карте рост территории Литовского государства
в XIII—XIV вв.
Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и
картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище; давать оценку их значения.
Составлять характеристику с помощью педагога (исторический портрет) Александра Невского. Характеризовать по плану положение Северо-Восточной и СевероЗападной Руси после монгольского нашествия.
Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные
центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.
Раскрывать с помощью педагога причины и следствия объединения русских
земель вокруг Москвы.
Рассказывать о Куликовской битве, привлекая историческую карту; раскрывать ее

Возвышение Московского княжества. Дмитрий Донской.
Куликовская битва. Закрепление
первенствующего положения
московских князей.
Роль Православной церкви в ордынский период русской истории.
Народы и государства степной
зоны Восточной Европы и Сибири
в XIII—XV вв.
Золотая Орда. Принятие ислама. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств.
Народы Северного Кавказа.
Культурное пространство. Межкультурные связи и коммуникации.
Летописание. Литературные
памятники Куликовского
цикла. Жития. Архитектура.
Изобразительное искусство. Феофан
Грек. Андрей Рублев.

значение.
Оценивать после предварительного анализа вклад Дмитрия Донского в историю
страны.
Приводить примеры роли Православной церкви в ордынский период.
Характеризовать с опорой на алгоритм политику Золотой Орды в отношении подчиненных народов.
Рассказывать о судьбе Крыма после монгольского завоевания (с опорой на учебник и
дополнительные источники).
Показывать на исторической карте государства, возникшие после распада Золотой
Орды.
Составлять с помощью педагога план рассказа о развитии летописания, памятниках
литературы рассматриваемого периода.
Представлять с опорой на алгоритм описание памятников архитектуры и изобразительного искусства рассматриваемого периода.
Подготовить с помощью педагога сообщение о творчестве Андрея Рублева.

Обобщение (1ч.)

Русские земли и их соседи в середине XIII — XIV в.

Формирование единого Русского государства в XV в.
8 ч.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война
в Московском княжестве во второй
четверти XV в. Новгород и Псков в
XV в.
Падение Византии и рост церковно-политической роли
Москвы в православном мире.
Иван III.
Присоединение к Москве Новгорода и Твери, других земель. Ликвидация зависимости от Орды.

Показывать на исторической карте рост территории Русского государства в XV в.
Характеризовать по плану отношения Москвы с Литвой и Ордой.
Раскрывать последствия династической войны в Московском княжестве во второй
четверти XV в.
Рассказывать по плану о событиях, приведших к ликвидации ордынского владычества.
Систематизировать с помощью педагога (в форме таблицы) информацию о присоединении к Москве городов, земель в правление Ивана III.
Раскрывать значение создания единого Русского государства. Объяснять значение понятий и терминов: централизация, поместье, крестьяне, кормление.
Характеризовать с опорой на алгоритм политический строй русского государства, систему управления страной.
Составлять характеристику, используя опорные слова, (исторический портрет)

Расширение международных связей
Московского государства. Принятие
общерусского Судебника.
Формирование единого аппарата
управления. Культурное пространство единого государства.
Изменение восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти.
Флорентийская уния. Установление
автокефалии Русской церкви.
Внутрицерковная борьба (иосифляне
и нестяжатели). Ереси. Развитие культуры единого Русского государства.
Летописание. Житийная литература.
Архитектура. Русская икона. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей.
Обобщение
2 ч. (1 ч.)

Ивана III, давать оценку его вклада в историю России.
Извлекать информацию из Судебника 1497 г. и использовать ее в рассказе о взаимоотношениях между землевладельцами и крестьянами.
С помощью педагога или самостоятельно составлять устный или письменный
текст с использованием иллюстративного материала.
Характеризовать по плану роль Православной церкви в укреплении Русского
государства.
Раскрывать значение понятий: ересь, автокефалия.
Сопоставлять после предварительного анализа позиции нестяжателей и иосифлян, объяснять, в чем заключались различия.
Систематизировать информацию о достижениях культуры Русского государства
в XV в. (в форме таблицы, тезисов).
Составлять по плану описание памятников культуры на основе иллюстраций учебника,
художественных альбомов, Интернет- ресурсов, непосредственного наблюдения (использование регионального материала).
Участвовать с помощью педагога в составлении и презентации альбома о повседневной жизни жителей родного края, памятниках культуры изучаемого периода.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».