Рабочая программа учебного предмета История по АООП ООО для 5 класса Приказ от 23.09.2022 № 40-У

Приложение
к Адаптированной основной
образовательной программе
основного общего образования
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»,
утвержденной приказом
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»
от 23.09.2022г. № 40-У

Рабочая программа учебного предмета
«История»
адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
для 5 класса

Полевской, 2022

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и
взрослыми в ходе образовательной деятельности;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации на основе получаемых
исторических сведений;
установка на доступное осмысление исторического опыта;
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком;
углубление представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной во времени.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
соотносить с опорой на алгоритм учебных действий единичные
исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и
явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий с опоройна
схему, ключевые слова;
сравнивать после предварительного анализа исторические события иявления, определять в них общее и различия;
устанавливать причинно-следственные связи при изучении исторических
событий;
владеть смысловым чтением;
использовать вопросы как инструмент познания;
с помощью педагога аргументировать свое мнение;

с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и
выводы;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами;
с помощью педагога эффективно запоминать и систематизировать
информацию.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
использовать информационно-коммуникационные технологии;
воспринимать и с помощью педагога, а затем самостоятельно,
формулировать суждения об исторических событиях;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов для выступления перед
аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
понимать цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач
по предмету.
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
регулировать способ выражения эмоций.
уметь признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты
Результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
«История» предполагают, что у обучающегося сформированы умения:
определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами,событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России;
определять современников исторических событий, явлений и процессов, используя
«ленту времени»;
выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
использовать исторические понятия для решения учебных и практическихзадач;
рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах историиродного края, истории России и мировой истории и их участниках на основе самостоятельно составленного плана либо под руководством педагог,

демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых
фактов, дат, исторических понятий;
выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов, используя алгоритм учебных действий;
под руководством педагога устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессовизучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX начала XXI вв. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е годы, возрождение страны с 2000-х
годов, воссоединение Крыма с Россией 2014 года); характеризовать итоги и историческое значение событий;
сравнивать по алгоритму, схеме исторические события, явления, процессыв
различные исторические эпохи;
определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения
с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
различать основные типы исторических источников: письменные, вещественные, аудиовизуальные;
находить и критически анализировать по алгоритму для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с информациейиз других источников при изучении исторических событий, явлений, процессов;привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;
читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на основе анализа исторической карты/схемы исторические события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме,
с информацией из других источников;
анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации;
представлять историческую информацию под руководствомучителя в форме таблиц, схем, диаграмм;
осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск
исторической информации в справочной литературе, сети Интернет для решения
познавательных задач, оценивать полноту и достоверность информации;
приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей
мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к
историческому наследию народов России.

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«История», распределенные по годам обучения
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как правило,
дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).
5 КЛАСС1
 определять с помощью педагога длительность исторических процессов,последовательность событий, явлений, процессов истории Древнего мира, соотносить после предварительного анализа изученные историческиесобытия, явления, процессы с историческими периодами, синхронизироватьсобытия, явления, процессы истории разных стран и народов, определять современников
исторических событий (явлений, процессов):
Что изучает история?
Историческое летоисчисление (лента времени). Историческая карта.
Первобытность
Появление «человека разумного». Родовая община. Появление человеческих
рас. Возникновение религии и искусства. Появление орудий труда.Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Соседская община. Возникновение имущественного и социального неравенства.
Древний Восток
Зарождение первых цивилизаций на берегах великих рек.
Древний восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Занятия населения.
Возникновение государств. Зарождение древних религий (конфуцианство, буддизм). Культурное наследие Древнего Востока (пирамиды, алфавит, шахматы и
др.)
Культура и религия стран Древнего Востока.Древняя Греция
Условия жизни и занятия населения Древней Греции. Возникновение и развитие полисов – городов-государств. Развитие земледелия и ремесла. Утверждение
демократии в Афинском полисе. Древняя Спарта. Античная демократия на примере Афин. Общественное устройство Спарты. Свободные и рабы.
Троянская война.
Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. ГрекоПерсидские войны. Держава Александра Македонского.
Культура Древней Греции: архитектура, скульптура, образование. Начало
Олимпийских игр (776 г. до н. э.).
Древний Рим
Основание Рима (753 г. до н.э.). Патриции и плебеи. Римская республика.

Предметные результаты в виде общего перечня для курсов отечественной и всеобщей истории представлены в
ПООП. Здесь и далее планируемые предметные результаты раскрываются и конкретизируются применительно к
освоению программы по данному учебному предмету обучающимися с ЗПР.
1

Завоевание Италии Римом. Войны с Карфагеном. Завоевание Греции и Македонии Римом. Реформы братьев Гракхов. Рабство в Древнем Риме. Восстание
Спартака.
Гражданские войны в Риме. Установление пожизненной диктатуры Гая
Юлия Цезаря.
Римская империя. Установление единовластия Октавиана Августа.
Политика преемников Августа.
Возникновение и распространение христианства.
Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Падение Западной Римской империи. (476 г.).
Культурное наследие Древнего Рима.Великое переселение народов.
 объяснять смысл изученных исторических понятий по истории Древнего
мира с помощью педагога, с опорой на зрительную наглядность в том числе: общие
понятия для истории Древнего мира: государство, культура, природно-климатические условия, социальное неравенство (рабство), закон,
деспотия;
Первобытность: племя, родовая и соседская община, ремесло;
Древний Египет: фараон, вельможи, подданные, пирамиды, храмы,
жрецы; папирус, колесница;
Древняя Месопотамия: восточная деспотия;
Древняя Палестина: Библейские пророки, Ветхозаветные сказания;
Древняя Индия: касты; жрецы-брахманы, буддизм;
Древний Китай: Великая Китайская стена, великий шелковый путь;конфуцианство;
Древняя Греция: полис, спартанское воспитание, эллинизм, колония;
метрополия, стратег;
Древний Рим: этруски, патриции и плебеи, варвары;
 составлять по предложенному образцу простой план изучаемой темы;рассказывать по плану об изученных событиях, явлениях, процессах истории
Древнего мира, используя изученные понятия; корректноиспользовать изученные понятия в рассказе о событиях, явлениях ипроцессах, деятелях истории Древнего мира, в том числе описывать:
родовую и соседскую общины, орудия труда, занятия первобытного человека;
природные условия и занятия населения Древнего Египта, верования,письменность, изобретения древних египтян;
знания и изобретения шумеров, Древний Вавилон, законы царяХаммурапи,
богов и храмы Древней Месопотамии;
природные условия и занятия жителей Финикии, древнейший финикийский
алфавит;
религию древних евреев;
культурные сокровища Ниневии; знаменитые сооружения Вавилона;
организацию управления Персидской державой, религию древних персов;

природу и население, общественное устройство Древней Индии;
условия жизни и хозяйственную деятельность населения Древнего Китая,
устройство китайских империй, знания, изобретения и открытия древних китайцев;
карту античного мира, основные области расселения древних греков (эллинов); условия жизни и занятия населения Древней Греции, богов и героев древних
греков, поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, устройство полиса; основные
группы населения Спарты, политическое устройство и организацию военного дела
Спартанского полиса; Олимпийские игры; культуру эллинистического мира;
природу и население древней Италии, занятия населения, управление и законы римской республики, римскую армию, рабство в Древнем Риме, культуру
Древнего Рима и верования древних римлян; общины христиан;
 определять место исторического события, использовать «ленту времени»,
объяснять смысл основных хронологических понятий (тысячелетие, век, до
н.э., Рождество Христово, н.э.);
 читать и использовать для получения информации историческую карту/схему;
используя легенду исторической карты/схемы показывать обозначенные на
ней объекты; соотносить с помощью педагога информацию тематических, общих, обзорных исторических карт по истории Древнего мира;
 заполнять контурную карту, используя атлас и другие источники информации
с помощью педагога наносить на контурную карту по истории Древнего мира
отдельные объекты с непосредственной опорой на атлас и другие источники
информации, заполнять легенду карты/схемы;
 выделять по предложенному образцу существенные признаки историческихсобытий, явлений, процессов истории Древнего мира;
 с опорой на зрительную наглядность, с помощью педагога устанавливать по
предложенному алгоритму, образцу причинно-следственные,пространственные, временны́ е связи исторических событий, явлений,
процессов истории Древнего мира;
 с помощью педагога сравнивать по предложенному образцу, предложенным
критериям/плану исторические события, явления, процессы истории Древнего
мира, представленные в учебном тексте, оформлять результаты сравнения в
виде сравнительной таблицы, на основе сравнения делать вывод;
 осуществлять смысловое чтение адаптированного исторического источникапо
истории Древнего мира, отвечать на вопросы по тексту;
 определять с помощью педагога на основе информации, представленной в
письменном историческом источнике, его авторство, период истории Древнего мира, к которому он относится, страну, где он был создан, события, явления, процессы, исторических деятелей, о которых идет речь;
 с помощью педагога осуществлять поиск информации и использовать текстовые, графические и визуальные источники исторической информации по истории Древнего мира при изучении событий, явлений, процессов, ориентироваться в визуальных источниках исторической информации (с событиями,
процессами, явлениями); составлять с помощью педагога таблицы, схемы;
 с опорой на текст учебника уметь объяснять, в чем заключается художествен-

ная ценность культурного наследия Древнего мира(архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства);
 использовать материал по истории родного края для изучения особенностейисторического развития своего региона называть наиболее известные изученные
исторические события, непосредственно связанные с историей родного края,
наиболее известных исторических деятелей, жизнь которых связана с историей родного края, наиболее известные памятники культуры своего региона.
Описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную
опору (ключевые слова, план, вопросы).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
5 КЛАСС
История Древнего мира
Введение. Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет
лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
Первобытность
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия
жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство2. Род и родовыеотношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.
Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусствопервобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
Древний мир
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. КартаДревнего
мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение
государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон,
вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия,
скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско.Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян(астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие
Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Здесь и далее курсивом обозначены темы, изучение которых проводится в ознакомительном плане. Педагогсамостоятельно определяет объем изучаемого материала.
2

Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность.Мифы
и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Начало обработки железа. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийскаяколонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий,
Дарий I. Расширение территории державы. Государственноеустройство. Центр и
сатрапии, управление империей. Религия персов.
Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних
индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура,
научное познание). Объединение Индии царем Ашокой.
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия
жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь
Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань.
Жизнь в империи: правители и подданные, положение различныхгрупп населения.
Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские
учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. ЭллинизмДревнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен.
Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».

Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелияи
ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их
значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва
при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва
при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинскомсражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная
жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники,итоги.
Упадок Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр,
спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над
греческими полисами. Александр Македонский и его завоевания на Востоке.Распад
державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохицарей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римскиепровинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги.
Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к
власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. ПобедаОктавиана.

Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима:завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной
Римской империи.
Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон.
Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение. Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего
мира.

Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля знаний, обучающихся с ЗПР по
предмету предусмотрен контроль в виде: контрольных и самостоятельных работ,
зачетов, исторических диктантов, практических работ, письменных ответов по индивидуальным карточкам-заданиям, тестирование.
Класс

Контрольные работы

Другие виды контроля

5 класс

№1 Первобытность.
№2 Древний Египет.
№3 Древняя Греция.
№4 Древний Рим.

Словарный диктант по каждой
теме. Самостоятельные работы на
10-15 минут.
Практическая работа сконтурной
картой.
Зачет по теме «Древний мир».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение
каждой темы учебного предмета «История» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом рабочей программы учебного предмета «История» образовательной программы основного общего образования. При этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределениеучебного материала по годам обучения, в последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных формобучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК, индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности
ими учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по
истории, представленными в Пояснительной записке.
В данном тематическом планировании предлагается два варианта распределения часов по темам исходя из организационных форм обучения. В скобках показано количество часов для второго варианта тематического планирования, предполагающего освоение программы в отдельном классе для обучающихся с ЗПР. Изменения в большей степени касаются 5 класса, что связано с адаптацией обучающихся с ЗПР при переходе на уровень основного общего образования.
Увеличено количество часов в разделе «Первобытность» за счет сокращения
времени на обобщение материала в конце учебного года. Обобщение знаний происходит после изучения каждой темы внутри разделов, на что выделяются дополнительные часы. Сокращено время на материал, который предполагает обзорное изучение (в программе и тематическом планировании данный материал выделен курсивом).
Распределение часов по вариантам и темам представлено в таблице. Часы для
второго варианта планирования указаны в скобках.
История Древнего мира (68 ч) 5 класс

Введение
Первобытность

2 вариант
(отдельный класс)
2ч
6ч

1 вариант
(общий класс)
2ч
4ч

7ч
4ч

7ч
4ч

2ч

2ч

2ч
2ч
3ч

2ч
2ч
3ч

Древний Восток (20ч)
Древний Египет
Древние цивилизации
Месопотамии
Восточное Средиземноморье в
древности
Персидская держава
Древняя Индия
Древний Китай

Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция
Греческие полисы
Культура Древней Греции
Македонские
завоевания.
Эллинизм
Древний Рим
Возникновение
Римского
государства
Римские
завоевания
в
Средиземноморье
Поздняя Римская республика.
Гражданские войны
Расцвет и падение Римской
империи
Культура Древнего Рима
Обобщение

21ч
4ч
11ч
3ч
3ч

20ч
4ч
10ч
3ч
3ч

18ч
3ч

20ч
3ч

3ч

3ч

4ч

5ч

6ч

6ч

2ч
1ч

3ч
2ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 И 2 ВАРИАНТЫ
(часы второго варианта показаны в скобках)
5 КЛАСС, 68 часов
Тематические блоки,
темы

Введение
2 ч.

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

История Древнего мира 68 ч.
Что изучает история.
Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом.
Источники исторических знаний.
Приводить примеры вещественных и письменных исторических источников.
Специальные (вспомогательные) исто- Объяснять значение терминов: история, хронология, археология, этнография, нумизрические дисциплины.
матика.
Историческая хронология (счет лет
Характеризовать отрезки времени, используемые при описании прошлого (год, век,
«до н. э.» и «н. э.»). Историческая
тысячелетие, эра).
карта
Размещать с помощью педагога на ленте времени даты событий, происшедших до
нашей эры и в нашу эру с помощью педагога.
Объяснять, какая историческая и географическая информация содержится на исторических картах, опираясь на помощь учителя.
Первобытность 4 ч. (6ч.)

Первобытность
4 ч. (6 ч.)

Происхождение и расселение
древнейшего человека.
Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение
огнем. Появление
человека разумного.
Охота и собирательство. Представления об окружающем
мире, верования
первобытных людей.
Древнейшие земледельцы и

Показывать на карте, опираясь на алгоритм работы с картой, места расселения древнейших людей, известные историкам. Рассказывать о занятиях первобытных людей.
Заполнять контурную карту и выполнять задания рабочей тетради, опираясь на материал параграфа и используя знания, полученные на уроках географии и окружающего мира.
Анализировать текст с целью выявления смысловых ошибок; работать по клише, с опорой на
текст учебника.
Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей.
Объяснять, с помощью педагога или самостоятельно, какое значение для древнейших людей
имело овладение огнем, как его добывали и поддерживали.
Рассказывать, используя опорные слова, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем
ученые узнали из этих рисунков.
Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди. Раскрывать значение понятий:

скотоводы. Род и племя. Изобретение орудий труда.
Появление ремесел.
Производящее хозяйство.
От первобытности к цивилизации.
Использование металлов. Развитие обмена и торговли. От
родовой общины к соседской
общине. Появление знати. Возникновение древнейших цивилизаций.

присваивающее хозяйство, язычество, миф.
Характеризовать с опорой на план значение освоения древними людьми земледелия и скотоводства.
Распознавать (на изображениях, макетах) орудия труда древних земледельцев, ремесленников.
Давать определение понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, род, племя.
Рассказывать, используя опорные слова, о важнейших ремеслах, изобретенных древними
людьми.
Рассказывать, на основе плана, составленного самостоятельно, либо под руководством педагога, как произошло открытие людьми металлов, какое значение это имело.
Объяснять, в чем состояли предпосылки и последствия развития обмена и торговли в первобытном обществе.
Раскрывать значение понятий и терминов: родовая община, соседская община, вождь, старейшина, знать.
Называть после предварительного анализа признаки, по которым историки судят о появлении
цивилизации.
Древний Восток 20 ч.

Древний Египет
7 ч.

Природа Египта. Занятия населения.
Возникновение государственной
власти. Объединение Египта.
Управление государством (фараон,
чиновники, жрецы).
Условия жизни, положение, повинности древних египтян.
Развитие земледелия, скотоводства,
ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними
народами. Египетское войско.
Завоевательные походы египтян;
Тутмос III. Могущество Египта
при Рамcесе II.
Религиозные верования египтян.
Боги Древнего Египта. Храмы и
жрецы.

Рассказывать, опираясь на историческую карту, о природных условиях Египта, их влиянии
на занятия населения.
Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной государственной власти.
Рассказывать, используя опорные слова или план, как произошло объединение Египта,
раскрывать значение этого событие.
Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец.
Давать описание условий жизни и занятий древних египтян, используя живописные и
скульптурные изображения.
Характеризовать с опорой на план или алгоритм положение основных групп населения
Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы, земледельцы, ремесленники).
Заполнять контурную карту и выполнять задания рабочей тетради, опираясь на материал
параграфа и используя знания, полученные на уроках географии и окружающего мира.
Анализировать текст с целью выявления смысловых ошибок; работать по клише, с опорой
на текст учебника.
Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта,
опираясь на помощь педагога.
Рассказывать об организации и вооружении египетского войска.
Объяснять, используя опорные слова, чем прославился фараон Рамсес II.

Древние
цивилизации
Месопотамии
4 ч.

Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон.
Познания древних египтян. Письменность (иероглифы, папирус);
открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта
(архитектура, рельефы, фрески).

Рассказывать, используя иллюстративный материал, каким богам поклонялись древние
египтяне.
Представлять описание внешнего вида и внутреннего устройства египетских храмов, пирамид (на основе фотографий, иллюстраций).
Излагать, используя опорные слова, сюжет мифа об Осирисе, объяснять после предварительного анализа в чем заключалась его главная идея.
Рассказывать, чем известен в египетской истории фараон Эхнатон.
Рассказывать по плану, в каких областях знаний древние египтяне достигли значительных
успехов.
Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для
письма). Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего
Египта.
Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска.

Природные условия Месопотамии
(Междуречья). Занятия населения.
Древнейшие города-государства.
Создание единого государства.
Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Создание сильной державы.
Завоевания ассирийцев. Культурные сокровища Ниневии.
Нововавилонское царство. Создание сильной державы. Легендарные памятники города Вавилона.

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопотамии и занятиях, живших
там в древности людей. Называть и показывать на карте древнейшие города-государства
Месопотамии.
Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, зиккурат.
Показывать на карте расположение древнего Вавилонского царства.
Заполнять контурную карту и выполнять задания рабочей тетради, опираясь на материал
параграфа и используя знания, полученные на уроках географии и окружающего мира.
Анализировать текст с целью выявления смысловых ошибок; работать по клише, с опорой
на текст учебника.
Рассказывать, используя опорные слова, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи.
Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического источника.
Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского войска.
Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой. Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях. Объяснять после предварительного анализа, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона.
Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета
при царе Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения «Вавилонская башня»
Заполнять контурную карту и выполнять задания рабочей тетради, опираясь на материал
параграфа и используя знания, полученные на уроках географии и окружающего мира.

Анализировать текст с целью выявления смысловых ошибок; работать по клише, с опорой
на текст учебника.
Восточное Средиземноморье в древности
2 ч.

Природные условия, их влияние на
занятия жителей. Финикия: развитие ремесел и торговли. Городагосударства.
Финикийская колонизация.
Финикийский алфавит.
Палестина и ее население.
Возникновение Израильского
государства. Царь Соломон. Религиозные верования.
Ветхозаветные предания.

Персидская
держава
2 ч.

Завоевания персов. Государство
Ахеменидов. Великие цари: Кир II
Великий, Дарий I. Расширение территории державы.
Государственное устройство.
Центр и сатрапии. Управление империей. Религия персов

Древняя Индия
2 ч.

Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья.
Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии.
Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит. Называть и показывать на
карте древние государства Палестины.
Объяснять, чем известен в истории царь Соломон.
Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк. Ветхий завет.

Показывать на карте территорию Персидской державы в период ее могущества.
Объяснять причины военных успехов персидской армии. Характеризовать с опорой на алгоритм систему управления персидской державой.
Рассказывать по плану о религии древних персов.
Объяснять значение понятий и терминов: сатрап, зороастризм, Авеста
Заполнять контурную карту и выполнять задания рабочей тетради, опираясь на материал
параграфа и используя знания, полученные на уроках географии и окружающего мира.
Анализировать текст с целью выявления смысловых ошибок; работать по клише, с опорой
на текст учебника.
Природные условия Древней Индии. Рассказывать, используя карту и иллюстративный материал, о природных условиях ДревЗанятия населения. Древнейшие го- ней Индии, занятиях населения.
Рассказывать о древнейших индийских городах, используя иллюстрации.
рода- государства.
Объяснять значение понятий и терминов: арии, раджа, варна, каста, брахман, Веды, санПереселение ариев в Индию. Дерскрит.
жава Маурьев. Государство ГупХарактеризовать с опорой на алгоритм верования древних индийцев, называть главных
тов. Общественное устройство,
богов, почитаемых в индуизме.
варны.
Рассказывать с помощью педагога или самостоятельно о возникновении буддизма, основРелигиозные верования древних
ных положениях этого учения.
индийцев. Легенды и сказания.
Возникновение буддизма. Культур- Давать по плану описание внешнего вида и внутреннего убранства индуистских и буддийских храмов (на основе текста и иллюстраций учебника). Объяснять, о чем повествуют поное наследие Древней
эмы «Махабхарата» и «Рамаяна», чем они интересны для историков Заполнять контурную
Индии.

карту и выполнять задания рабочей тетради, опираясь на материал параграфа и используя
знания, полученные на уроках географии и окружающего мира.
Анализировать текст с целью выявления смысловых ошибок; работать по клише, с опорой
на текст учебника.
Древний Китай
3 ч.

Древнейшая
Греция
4 ч.

Природные условия Древнего Китая.
Хозяйственная деятельность и
условия жизни населения.
Древнейшие царства.
Создание объединенной империи.
Цинь Ши Хуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление
династии Хань. Жизнь в империи:
правители и подданные, положение
различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий
шелковый путь.
Религиозно-философские учения.
Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев.
Храмы.

Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия населения.
Рассказывать. используя опорные слова, о хозяйственной деятельности древних китайцев,
совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях.
Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого
государства.
Представлять по плану характеристику императора Цинь Ши Хуанди и итоги его деятельности.
Рассказывать, используя наглядный материал, о достижениях древних китайцев в развитии
ремесел и торговли.
Раскрывать после предварительного анализа причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались.
Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская стена, Великий шелковый
путь, пагода, иероглиф, каллиграфия.
Рассказывать по плану об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столетия.
Представлять самостоятельно или с помощью педагога характеристику достижений древних китайцев в развитии письменности, в науке, технике, художественной культуре (в
форме устных сообщений, альбомов, презентаций).
Заполнять контурную карту и выполнять задания рабочей тетради, опираясь на материал
параграфа и используя знания, полученные на уроках географии и окружающего мира.
Анализировать текст с целью выявления смысловых ошибок; работать по клише, с опорой
на текст учебника.

Древняя Греция. Эллинизм 20 ч. (21 ч.)
Природные условия Древней ГреРассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных заняции.
тиях ее населения.
Занятия населения.
Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилиДревнейшие государства на Крите. зации на о. Крит, в Микенах.
Рассказывать по плану, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Греческие полисы
10 ч. (11ч.)

Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская
война. Вторжение дорийских племен.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Подъем хозяйственной жизни после
«темных веков». Развитие ремесла
и торговли. Образование городовгосударств.
Политическое устройство полисов.
Аристократия и демос.
Великая греческая колонизация.
Метрополии и колонии. Афины:
утверждение демократии. Законы
Солона. Реформы Клисфена, их
значение.
Спарта: основные группы населения, общественное устройство.
Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины
войн. Походы персов на Грецию.
Битва при Марафоне. Усиление
афинского могущества; Фемистокл.
Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики.
Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале.
Итоги греко-персидских войн.
Расцвет Афинского государства.
Развитие демократии. Афины при
Перикле.

Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь».

Показывать самостоятельно или с помощью педагога на карте крупнейшие греческие города-государства.
Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга,
метрополия, колония.
Характеризовать самостоятельно или с помощью педагога основные группы населения
греческого полиса, их положение, отношение к власти.
Рассказывать, используя опорные слова, о составе и организации полисного войска.
Показывать на карте направления Великой греческой колонизации, называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, используя
опорную таблицу, как осуществлялось.
управление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями.
Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг, архонт, народное собрание, реформа,
остракизм.
Характеризовать по алгоритму основные положения и значение законов Солона и реформ
Клисфена.
Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется демократией.
Рассказывать по плану об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял государством.
Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты.
Объяснять, после предварительного анализа, почему спартанское войско считалось самым
сильным в Греции.
Составить сообщение о спартанском воспитании, высказать суждение о его достоинствах и
недостатках.
Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия.
Рассказывать, используя схему, о причинах и непосредственном поводе для начала войн
Персии против Греции.
Рассказывать, используя картосхемы, об участниках, ходе и итогах крупных сражений

Культура
Древней Греции
3 ч.

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Упадок Эллады

греко-персидских войн (Марафонская битва, оборона греками Фермопил, сражение в Саламинском проливе).
Систематизировать информацию о греко-персидских войнах в форме таблицы.
Характеризовать с помощью педагога роль конкретных людей — руководителей полисов,
военачальников, воинов в ходе военных событий.
Называть основные итоги греко-персидских войн. Высказывать суждение о том, почему
небольшой группе греческих полисов удалось одержать победу в войнах против могущественной Персидской державы.
Раскрывать с помощью педагога причины укрепления демократии в Афинах в период
греко-персидских войн.
Объяснять, после предварительного анализа, почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла. Называть основные источника рабства в Древней
Греции, объяснять, почему численность рабов значительно возросла в V в. До н. э.
Характеризовать, используя опорные слова, условия жизни и труда рабов в греческих полисах.
Рассказывать о развитии ремесла и торговли в греческих городах.
Называть с помощью педагога причины, основных участников и итоги Пелопоннесской
войны.
Объяснять, в чем проявилось ослабление греческих полисов после Пелопоннесской войны.

Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Пантеон богов. Храмы и жрецы.
Школа и образование. Развитие
наук. Греческая философия.
Литература.
Архитектура и скульптура. Театр.
Спортивные состязания;
общегреческие игры в Олимпии.

Называть, используя иллюстративный материал, главных богов, которым поклонялись
древние греки, распознавать их скульптурные изображения.
Объяснять, кто такие титаны и герои.
Рассказывать по плану о том, чему учили детей в школах Древней Греции.
Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия, Ликей, философия, логика,
этика.
Называть, используя иллюстрации, древнегреческих ученых, известных своими трудами по
философии, истории, другим отраслям наук.
Представлять с помощью педагога описание внешнего вида и планировки древнегреческого храма (в виде устного высказывания, презентации).
Раскрывать значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капитель, кариатида, распознавать архитектурные элементы зданий на изображениях, фотографиях.
Рассказывать по плану или иллюстрациям о древнегреческом театре, организации представлений.
Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять, после предварительного анализа, что греки ценили в спортивных состязаниях, в чем
выражалось их отношение к играм.

Македонские заво- Возвышение Македонии. Политика
евания. Эллинизм Филиппа II. Главенство Македонии
3 ч.
над греческими полисами.
Александр Македонский и его
завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского.
Эллинистические государства Востока.
Культура эллинистического мира.

Возникновение
Римского
государства
3 ч.

Объяснять помощью педагога, что способствовало усилению Македонии в IV в. До н. э.,
какую роль сыграл в этом царь Филипп II.
Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над греческими полисами.
Систематизировать с помощью педагога в виде таблицы информацию о завоевательных
походах Александра Македонского.
Объяснять, используя таблицу, в чем состояли причины военных побед Александра Македонского. Представлять по плану характеристику («исторический портрет») Александра
Македонского.
Раскрывать смысл понятия «эллинизм».
Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского.
Рассказывать, используя иллюстративный материал, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром эллинистического мира
Заполнять контурную карту и выполнять задания рабочей тетради, опираясь на материал
параграфа и используя знания, полученные на уроках географии и окружающего мира.
Анализировать текст с целью выявления смысловых ошибок; работать по клише, с опорой
на текст учебника.

Древний Рим 20 ч (18ч)
Природа и население Апеннинского Рассказывать, используя историческую карту, о природных условиях Апеннинского полуострова и племенах, населявших его в древности.
полуострова в древности. ЭтрусСопоставлять информацию с помощью педагога о происхождении Рима, содержащуюся в
ские города-государства.
легенде и полученную в ходе исследований историков.
Легенды об основании Рима. Рим
Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народэпохи царей. Республика римских
ный трибун, сенат, вето, легион, понтифик, авгур.
граждан. Патриции и плебеи.
Объяснять с помощью педагога, как было организовано управление Римской республикой
Управление и законы. Римское
войско. Верования древних римлян. (какими полномочиями обладали консулы, народные трибуны, сенат, народное собрание).
Рассказывать по схеме об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстраБоги. Жрецы. Завоевание Римом
ции учебника.
Италии.
Называть. используя иллюстративный материал, главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и греческих богов.
Показывать на исторической карте, с какими противниками воевали римляне в борьбе за
власть над Италией.
Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спасли», «Пиррова победа»,
«Разделяй и властвуй!»

Римские
завоевания в
Средиземноморье
3 ч.
Поздняя Римская
республика.
Гражданские
войны
5 ч. (4 ч.)

Расцвет и падение
Римской империи
6 ч.

Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах.
Поражение Карфагена.
Установление господства Рима в
Средиземноморье. Римские провинции.

Представлять с опорой на план общую характеристику Пунических войн (причины, хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги).
Объяснять, после предварительного анализа, благодаря чему вошел в историю Ганнибал.
Показывать на исторической карте территории римских провинций, объяснять с помощью
педагога, какие современные географические названия берут начало от названий римских
провинций.
Подъем сельского хозяйства.
Объяснять с помощью педагога, почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до
Латифундии. Рабство.
н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли».
Борьба за аграрную реформу. РеРаскрывать значение понятий и терминов: «общественная земля», гражданская война,
формы Гракхов: проекты реформ, диктатор, проскрипции, триумвират, вольноотпущенник, гладиатор.
мероприятия, итоги. Гражданская Характеризовать с опорой на алгоритм цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов.
война и установление диктатуры
Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать информацию, высказывать оцеСуллы.
ночные суждения).
Восстание Спартака.
Объяснять, используя опорную схему, чем были вызваны гражданские войны в Риме, каПервый триумвират.
кие силы противостояли друг другу.
Участие армии в гражданских вой- Рассказывать, используя опорные слова, о положении рабов в Древнем Риме.
нах.
Рассказывать по схеме о восстании под руководством Спартака (причины, участники, осГай Юлий Цезарь: путь к власти,
новные периоды восстания, итоги).
диктатура.
Представлять по плану характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он
Борьба между наследниками Цевошел в историю.
заря.
Раскрывать, при каких обстоятельствах появились и что означали выражения «Жребий
Победа Октавиана.
брошен!», «Перейти Рубикон».
Называть главных участников борьбы за власть после смерти Цезаря и ее итоги.
Установление императорской вла- Рассказывать по плану об установлении единоличной власти Октавиана Августа.
сти.
Представлять характеристики римских императоров, их правления (Нерон, Траян, ДиоОктавиан Август.
клетиан — по выбору).
Императоры Рима: завоеватели и
Показывать с помощью учителя на исторической карте территорию Римской империи,
правители. Римская империя: тер- объяснять, используя опорную схему, как было организовано управление провинциями.
ритория, управление. Римское
Рассказывать, используя иллюстрации учебника, о повседневной жизни в столице и програжданство.
винциях Римской империи.
Повседневная жизнь в столице и
Сравнивать после предварительного анализа положение римского раба и колона, объяспровинциях.
нять, чем различались условия их жизни и труда.
Возникновение и распространение Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр,
христианства.
термы.
Император Константин I, перенос Рассказывать по плану о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем

Культура
Древнего Рима
3 ч. (2 ч.)

столицы в Константинополь.
Разделение Римской империи на
Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения
народов.
Рим и варвары.
Падение Западной Римской империи.
Римская литература, золотой век
поэзии.
Ораторское искусство. Цицерон.
Развитие наук.
Архитектура и скульптура. Пантеон.

отличалась новая религия от верований римлян.
Характеризовать с опорой на план политику римских императоров в отношении христиан,
объяснять, как и при каких обстоятельствах она была изменена.
Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, патриарх,
епископ. Рассказывать о разделении Римской империи на Западную и Восточную.
Систематизировать с помощью педагога в форме таблицы информацию о нападениях
варваров на Рим.
Участвовать в обсуждении вопроса «Почему пала Западная Римская империя?»
Раскрывать смысл понятия «золотой век римской поэзии», называть, используя иллюстративный материал, имена поэтов золотого века.
Рассказывать, используя опорные слова, о развитии научных знаний в Древнем Риме (философия, география, история).
Объяснять после предварительного анализа, какое значение и почему придавалось в Древнем Риме ораторскому искусству.
Составлять, используя иллюстративный материал, описание известных архитектурных сооружений Древнего Рима (по выбору).
Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских храмов. Определять общие
черты и различия.
Изучать иллюстрации учебника, объяснять, о чем рассказывают римские скульптурные
портреты
Заполнять контурную карту и выполнять задания рабочей тетради, опираясь на материал
параграфа и используя знания, полученные на уроках географии и окружающего мира.
Анализировать текст с целью выявления смысловых ошибок; работать по клише, с опорой
на текст учебника.

Обобщение 2 ч. (1 ч.) Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».