Рабочая программа учебного предмета Биология по АООП ООО для 6 класса Приказ от 19.12.2022г. № 59-У

Приложение
к Адаптированной основной
образовательной программе
основного общего образования
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»,
утвержденной приказом
МБОУПГО «ООШ с.Мраморское»
от 19.12.2022г. № 59-У

Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
для 6 класса

Полевской, 2022

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БИОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
чувство ответственности перед своей малой Родиной – осознание необходимости соблюдения правил природосбережения и природопользования; мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в области биологических
знаний;
осмысление личного и чужого опыта, наблюдений за природными объектами и
явлениями;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
способность воспринимать информацию биологического содержания внаучнопопулярной литературе, средствах массовой информации и Интернет- ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;
осознание своего поведения с точки зрения опасности или безопасности для
себя или для окружающих;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
активное участие в решении практических задач природосбережения (в рамках
семьи, школы, города);
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, втом
числе на основе применения биологических знаний;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
готовность к осознанному построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, уважительного отношения к труду, разнообразного опыта участия в
социально значимом труде;
представления об основах экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, приобретение опытаэкологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность (сельскохозяйственную), в том числе умение учиться у других людей;
осознание стрессовой ситуации, оценка происходящих биологических изменений и их последствий; формировать опыт;
осознание своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению; саморазвитие, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные планы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
давать научное объяснение с опорой на ключевые слова биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
проводить наблюдения с опорой на план за живыми объектами, собственным
организмом;
описывать биологические объекты, процессы и явления с опорой на алгоритм;
ставить с опорой на алгоритм учебных действий несложные биологические
эксперименты и интерпретировать их результаты с помощью учителя;
использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемыдля
решения учебных и познавательных задач с помощью педагога.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
коммуникативных и познавательных задач в области биологии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные
тексты по биологии с использованием иллюстративных материалов длявыступления перед аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и разделятьответственность и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
определять цели биологического образования, ставить новые задачи вучебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
планировать пути достижения целей в биологических наблюдениях, осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия во время биологических наблюдений с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать
свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
осознавать и применять ценностное отношение к живой природе, к собственному организму; понимать роль биологии в формировании современнойестественнонаучной картины мира;
уметь применять систему биологических знаний под руководствомпедагога:
раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять
основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений,
процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его
единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной
теории эволюции и основных свидетельствахэволюции;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использовать изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов с опорой на
схемы и алгоритмы;
понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических
опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых
приборов и инструментов с опорой на алгоритм учебных действий;
уметь характеризовать с опорой на ключевые слова, план, справочную информацию основные группы организмов в системе органического мира (в томчисле
вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;
уметь объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение
и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам;
уметь описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать
важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека
с опорой на план;
иметь представление о взаимосвязи наследования потомством признаков от
родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей
наследственной информации, об основных закономерностяхнаследования признаков;
иметь представление об основных факторах окружающей среды, их роли в
жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном факторе;
иметь представление об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способахих преодоления;
уметь решать учебные задачи биологического содержания, с опорой на
алгоритм учебных действий, в том числе выявлять причинно-следственныесвязи,

проводить расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;уметь создавать и применять с помощью педагога словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы; осознавать
вклад российских и зарубежных ученых в развитие биологических наук; владеть
навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в
разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информациии оценки ее достоверности с
помощью учителя;
уметь планировать под руководством учителя и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для
их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;
уметь интегрировать с помощью педагога биологические знания со знаниями
других учебных предметов;
владеть основами экологической грамотности: осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в
своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и
здоровью окружающих;
уметь использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа
жизни, сбалансированного питания и физической активности; неприятиевредных
привычек и зависимостей; уметь противодействовать лженаучным манипуляциям
в области здоровья;
знать и уметь применять приемы оказания первой помощи человеку, выращивания культурных растений и ухода за домашними животными;
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«Биология», распределенные по годам обучения
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как правило,
дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).
6 КЛАСС
характеризовать с опорой на ключевые слова ботанику как биологическую
науку, ее разделы и связи с другими науками и техникой;
приводить примеры вклада отечественных (в том числе В.В. Докучаев, К.А.
Тимирязев, С.Г. Навашин) и зарубежных (в том числе Р. Гук, М. Мальпиги)ученых
в развитие наук о растениях с опорой на учебник и другие источники информации;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использовать изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;

ориентироваться в биологических понятиях и терминах и оперировать ими на
базовом уровне (в том числе: ботаника, растительная клетка, растительная ткань,органы растения, система органов растения (корень, побег, почка, лист, видоизмененные органы, цветок, плод, семя), растительный организм, минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, размножение, развитие) всоответствии с поставленной задачей и в контексте с визуальной опорой;
описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере покрытосеменных или цветковых): поглощение воды и минеральное питание,
фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, размножение, развитие;связь строения вегетативных и генеративных органов растений с их функциями с опорой на
алгоритм;
различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному плану, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам,рельефным таблицам с помощью учителя;
уметь описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать
важнейшие биологические процессы в организмах растений с опорой на план;
сравнивать растительные ткани и органы растений между собой с помощью
учителя, с опорой на алгоритм;
выполнять практические и лабораторные работы с помощью учителя по морфологии и физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными
(фиксированными) и временными микропрепаратами,исследовательские работы с
использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
характеризовать с опорой на ключевые слова процессы жизнедеятельности
растений: поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост,
развитие, способы естественного и искусственного вегетативного размножения;семенное размножение (на примере покрытосеменных, или цветковых);
выявлять с помощью учителя причинно-следственные связи междустроением
и функциями тканей и органов растений, строением и жизнедеятельностью растений;
классифицировать с помощью учителя растения и их части по разным основаниям;
иметь представление о роли растений в природе и жизни человека;
применять полученные знания для выращивания и размножения культурных
растений, овладеть приемами выращивания культурных растений;
понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических
опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых
приборов и инструментов; соблюдатьправила безопасного труда при работе с учебным и лабораторнымоборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке и во внеурочной деятельности;
иметь представление о связи знаний биологии со знаниями математики, фи-

зической географии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
создавать с помощью учителя письменные и устные сообщения, обобщая информацию из двух источников, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информациии оценки ее достоверности с помощью учителя.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
6 КЛАСС
1. Растительный организм
Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими
науками и техникой. Общие признаки растений.
Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма.
Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения.
Растительная клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком). Растительные ткани. Функции растительных тканей.
Органы и системы органов растений. Строение органов растительного организма, их роль и связь между собой.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение микроскопического строения листа водного растения элодеи.
2. Изучение строения растительных тканей (использованиемикропрепаратов).
3. Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (наживых
или гербарных экземплярах растений): пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий
и др.).
Экскурсии или видеоэкскурсии
Ознакомление в природе с цветковыми растениями.
2. Строение и жизнедеятельность растительного организма
Питание растения
Корень – орган почвенного (минерального) питания. Корни и корневые системы. Виды корней и типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение
корня в связи с его функциями. Корневой чехлик. Зоны корня. Корневые волоски.
Рост корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое давление, осмос). Видоизменение корней. Почва, её плодородие.
Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживания проростков, полива для жизни культурных растений.Гидропоника.
Побег и почки. Листорасположение и листовая мозаика. Строение и функции
листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица, основная ткань
листа, проводящие пучки). Лист – орган воздушного питания. Фотосинтез. Значение
фотосинтеза в природе и в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на
примере гербарных экземпляров или живых растений.
2. Изучение микропрепарата клеток корня.
3. Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примересирени, тополя и др.).
4. Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на
комнатных растениях).

5.

Изучение микроскопического строения листа (на готовыхмикропрепара-

тах).
6. Наблюдение процесса выделения кислорода на свету аквариумными
растениями.
Дыхание растения
Дыхание корня. Рыхление почвы для улучшения дыхания корней. Условия, препятствующие дыханию корней. Лист как орган дыхания устьичный аппарат). Поступление в лист атмосферного воздуха. Сильная запылённость воздуха какпрепятствие для дыхания листьев. Стебель как орган дыхания (наличие устьиц в кожице,
чечевичек). Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растения с фотосинтезом.
Лабораторные и практические работы Изучение роли рыхления для дыхания корней.Транспорт веществ в растении
Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки,
жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и др.) растения. Связьклеточного
строения стебля с его функциями. Рост стебля в длину. Клеточное строение стебля
травянистого растения: кожица, проводящие пучки, основная ткань (паренхима).
Клеточное строение стебля древесного растения: кора (пробка, луб), камбий, древесина и сердцевина. Рост стебля в толщину. Проводящие ткани корня. Транспорт
воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) — восходящий ток.
Испарение воды через стебель и листья(транспирация). Регуляция испарения воды в
растении. Влияние внешних условий на испарение воды. Транспорт органических
веществ в растении (ситовидные трубки луба) — нисходящий ток. Перераспределение и запасание веществ в растении. Видоизменённые побеги: корневище, клубень,
луковица. Ихстроение; биологическое и хозяйственное значение.
Лабораторные и практические работы
1. Обнаружение неорганических и органических веществ в растении.
2. Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом
микропрепарате).
3. Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине.
4. Исследование строения корневища, клубня, луковицы.
Рост растения
Образовательные ткани. Конус нарастания побега, рост кончика корня. Верхушечный и вставочный рост. Рост корня и стебля в толщину, камбий. Образование
годичных колец у древесных растений. Влияние фитогормонов на рост растения.
Ростовые движения растений. Развитие побега из почки. Ветвление побегов.
Управление ростом растения. Формирование кроны. Применение знаний о росте
растения в сельском хозяйстве. Развитие боковых побегов.
Лабораторные и практические работы
1. Наблюдение за ростом корня.
2. Наблюдение за ростом побега.
3. Определение возраста дерева по спилу.

Размножение растения
Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнскогорастения. Хозяйственное значение вегетативного размножения. Семенное (генеративное)
размножение растений. Цветки и соцветия. Опыление. Перекрёстное опыление
(ветром, животными, водой) и самоопыление. Двойноеоплодотворение. Наследование признаков обоих растений. Образование плодов и семян. Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе. Состав и строение семян. Условия прорастания семян. Подготовка семян к посеву. Развитие проростков.
Лабораторные и практические работы
1. Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и др.) на примере комнатныхрастений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и др.).
2. Изучение строения цветков.
3. Ознакомление с различными типами соцветий.
4. Изучение строения семян двудольных растений.
5. Изучение строения семян однодольных растений.
6. Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт.
Развитие растения
Развитие цветкового растения. Основные периоды развития. Цикл развития
цветкового растения. Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений.
Лабораторные и практические работы
1. Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях (на примере фасоли или посевного гороха).
2. Определение условий прорастания семян.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение
каждой темы учебного предмета «Биология» Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Примерной рабочей программы учебного предмета «Биология» образовательной программы основного общего образования. При этом организация вправе
сама вносить изменения в содержание и распределениеучебного материала по годам обучения, в последовательность изучения тем и количество часов на освоение
каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК, индивидуальными психофизическими особенностями конкретных
обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями
по отбору и адаптации учебного материала по биологии, представленными в Пояснительной записке.
В данном тематическом планировании предлагается два варианта распределения часов по темам, исходя из организационных форм обучения. В скобках показано количество часов для второго варианта тематического планирования,
предполагающего освоение программы в отдельном классе для обучающихся с
ЗПР. Часы резервного времени предлагаем распределить следующим образом:
6 класс, 1 ч. – тематический блок «Строение и жизнедеятельностьрастительного организма», тема «Размножение растения», с целью осуществления практической работы на пришкольном учебно-опытном участке.
Распределение часов по вариантам и темам представлено в таблице.
6 КЛАСС (34 ч в неделю, 1ч – резервное время)
№

Тематический блок, тема

1
2

Растительный организм
Строение и жизнедеятельность растительного
организма
Питание растений
Дыхание растений
Транспорт веществ в растения
Рост растения
Размножение растения

Количество часов
1 вариант
6ч
27 ч

Количество часов
2 вариант
6ч
28 ч

8ч
2ч
5ч
4ч
7ч

8ч
2ч
5ч
4ч
8ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 И 2 ВАРИАНТЫ
(часы второго варианта показаны в скобках)
6 класс (часы второго варианта поставлены в скобках
34 ч, из них 1 ч — резервное время
№
п/п
1

Тематический блок,
тема
Растительный
организм
6ч

Основное содержание
Ботаника — наука о растениях. Разделы ботаники. Связь
ботаники с другими науками и техникой.
Общие признаки растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения.
Споровые и семенные растения. Растительная клетка.
Изучение растительной клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным
соком). Растительные ткани. Функции растительных
тканей.
Органы и системы органов растений. Строение органов
растительного организма, их роль и связь между собой.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение микроскопического строения листа водного
растения элодеи.
2. Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов).
3. Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или гербарных экземплярах
растений): пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий и
др.).
Экскурсии или видеоэкскурсии
Ознакомление в природе с цветковыми растениями.

Основные виды деятельности обучающихся
Раскрытие сущности понятия ботаники как науки о
растениях.
Применение биологических терминов и понятий:
растительная клетка, ткань, органы растений, система
органов растения, корень, побег, почка, лист и др. Выявление общих признаков растения. Составление
таблицы для обзорной характеристики групп растений
по заданным параметрам (выборочное, опережающее
чтение) под руководством учителя.
Выполнение практических и лабораторных работ с
микроскопом с готовыми и временными микропрепаратами.
Сравнение растительных тканей и органов растений
между собой.
Структурирование информации о функции растительных тканей (схема, таблица), составление единого речевого целого с использованием опор.

2

Строение и
жизнедеятельность
растительного организма
27 ч (28ч)

Питание растений (8 ч). Корень— орган почвенного
(минерального) питания. Корни и корневые системы.
Виды корней и типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Корневой чехлик. Зоны корня. Корневые волоски. Рост корня.
Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое давление, осмос). Видоизменение корней. Почва, её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживание проростков, полива для жизни культурных
растений. Гидропоника.
Побег и почки. Листорасположение и листовая мозаика.
Строение и функции листа. Простые и сложные листья.
Видоизменения листьев. Особенности внутреннего
строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки). Лист —
орган воздушного питания. Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение строения корневых систем (стержневой и
мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений.
2. Изучение микропрепарата клеток
корня.
3. Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях).
4. Изучение микроскопического строения листа (на готовых микропрепаратах).
5. Наблюдение процесса выделения кислорода на свету
аквариумными растениями.
Дыхание растения (2 ч). Дыхание корня. Рыхление
почвы как усиление дыхания корней. Условия, препятствующие дыханию корней. Лист как орган дыхания
(устьичный аппарат). Поступление в лист атмосфер-

Применение биологических терминов и понятий: побег, лист, корень, растительный организм, минеральное
питание, фотосинтез с опорой на схему.
Исследование на живых объектах или на гербарных
образцах внешнего строения растений, описание их
органов: корней, стеблей, листьев, побегов.
Описание процессов жизнедеятельности растительного организма: минерального питания, фотосинтеза.
Исследование с помощью светового микроскопа строения корневых волосков, внутреннего строения листа
под руководством педагога.
Выявление причинно-следственных связей между
строением и функциями тканей, строением органов
растений и их жизнедеятельностью с опорой на таблицу и схему.
Объяснение значения фотосинтеза в природе и в
жизни человека с использованием схемы.
Обоснование
необходимости рационального
землепользования под руководством учителя.
Раскрытие сущности биологического понятия «дыхание».
Объяснение значения в процессе дыхания устьиц и чечевичек.
Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза. С использованием рисунков и таблиц составление единого
речевого целого
Объяснение роли рыхления почвы.
Установление местоположения различных тканей в
побеге растения с помощь. учителя.
Применение биологических терминов и понятий: побег, стебель, лист, корень, транспирация, корневое давление, видоизменённые побеги и корни с использованием клише.
Исследование процесса испарения воды листьями

ного воздуха. Сильная запылённость воздуха как препятствие дыхания листьев. Стебель как орган дыхания
(наличие устьиц в кожице, чечевичек). Сущность дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растения с фотосинтезом.
Лабораторные и практические работы
Изучение роли рыхления для дыхания корней.
Транспорт веществ в растении (5 ч). Неорганические
(вода, минеральные соли) и органические вещества
(белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и др.) растения. Стебель— ось побега. Связь клеточного строения стебля с его функциями. Рост стебля в
длину. Клеточное строение стебля травянистого растения: кожица, проводящие пучки, основная ткань (паренхима). Клеточное строение стебля древесного растения:
кора (пробка, луб), камбий, древесина и сердцевина.
Рост стебля в толщину. Проводящие ткани корня.
Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) — восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних условий на испарение воды. Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) — нисходящий ток. Перераспределение и запасание веществ в растении. Видоизменённые побеги: корневище, клубень, луковица, их
строение; биологическое и хозяйственное значение.
Лабораторные и практические работы
1. Обнаружение неорганических и органических веществ в растении.
2. Рассматривание микроскопического строения ветки
дерева (на готовом микропрепарате).
3. Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине.

(транспирация), объяснение его роли в жизни растения под руководством учителя.
Определение влияния факторов среды на интенсивность транспирации под руководством учителя.
Обоснование причин транспорта веществ в растении
под руководством учителя.
Исследование и анализ поперечного спила ствола растений по алгоритму.
Овладение приёмами работы с биологической информацией и её преобразование.
Объяснение роли образовательной ткани,
её сравнение с другими растительными тканями под
руководством учителя.
Определение
местоположения образовательных
тканей: конус нарастания побега, кончик корня, основания междоузлий злаков, стебель древесных растений.
Описание роли фитогормонов на рост растения с использованием различных источников информации.
Обоснование удаления боковых побегов у овощных
культур для повышения урожайности
Раскрытие сущности терминов
«генеративные» и «вегетативные» органы растения.
Описание вегетативных и генеративных органов на
живых объектах и на гербарных образцах.
Распознавание и описание вегетативного размножения (черенками побегов, листьев, корней) и генеративного (семенного) по их изображениям.
Объяснение сущности процессов: развитие и размножение.
Составление таблицы приспособленности растений к
опылению: длинные тычинки, много мелкой сухой
пыльцы и др. (опыление ветром), наличие нектарников, яркая окраска цветка (опыление насекомыми).

4. Исследование строения корневища, клубня, луковицы.
Рост растения (4 ч). Образовательные ткани. Конус
нарастания побега. Рост кончика корня. Верхушечный и
вставочный рост. Рост корня и стебля в толщину, камбий. Образование годичных колец у древесных растений.
Влияние фитогормонов на рост растения.
Ростовые движения растений. Развитие побега из
почки. Ветвление побегов. Управление
ростом
растения. Формирование кроны. Применение знаний о росте растения в сельском хозяйстве. Развитие боковых побегов.
Лабораторные и практические работы
1. Наблюдение за ростом корня.
2. Наблюдение за ростом побега.
3. Определение возраста дерева по спилу.
Размножение растения, 7 ч (8ч). Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное значение
вегетативного размножения. Семенное (генеративное)
размножение растений. Цветки и соцветия. Опыление.
Перекрёстное опыление (ветром, животными, водой) и
самоопыление. Двойное оплодотворение. Наследование
признаков обоих растений. Образование плодов и семян.
Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе.
Состав и строение семян. Условия прорастания семян.
Подготовка семян к посеву. Развитие проростков.
Лабораторные и практические работы
1. Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и
др.) на примере комнатных растений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и др.).
2. Изучение строения цветков.
3. Ознакомление с различными типами соцветий.

Сравнение семян двудольных и однодольных растений с использованием рисунков и таблицы.
Классифицирование
плодов с использованием схемы.
Объяснение роли распространения плодов и семян в
природе.
Овладение приёмами вегетативного размножения растений. Создание единого речевого целого по результатам лабораторных и практических работ с использованием клише.
Описание и сравнение жизненных форм растений.
Объяснение влияния факторов внешней среды на рост
и развитие растений.
Наблюдение за прорастанием семян и развитием проростка, формулирование выводов с использованием
клише.

4. Изучение строения семян двудольных растений.
5. Изучение строения семян однодольных растений.
6. Определение всхожести семян культурных растений
и посев их в грунт.
Развитие растения (1 ч). Развитие цветкового растения.
Периоды его развития. Цикл развития цветкового растения. Влияние факторов внешней среды на развитие
цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений.
Лабораторные и практические работы
1. Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях (на примере фасоли или посевного гороха).
2. Определение условий прорастания семян.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».