Рабочая программа учебного предмета Литература по АООП ООО для 8 класса Приказ от 20.09.2019 № 45-1-У

Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»,
утверждённое приказом от 20.09.2019 г № 45/1-У
МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
8 класс

Полевской
2022-2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
овладение читательской культурой как средством познания
мира; воспитание
гражданской
идентичности
на
основе
изучения
выдающихся произведений российской культуры, культуры
своего народа;формирование на основе литературных произведений
ценностного отношения к достижениям своей Родины – России,
боевым подвигам итрудовым
достижениям народа;
уважения
к
символам России,
государственным праздникам, историческому и природному
наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
развитие способности к осознанию своей этнической принадлежности
на основе основных культурных ценностей народа,
представленных в литературных произведениях;
развитие эстетического вкуса через ознакомление с
литературным наследием народов России и мира;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
установка на осмысление чужих и своих поступков;
формирование умений продуктивной коммуникации со
сверстникамии взрослыми в ходе образовательной деятельности;
воспитание уважения к труду и результатам трудовой
деятельности (на материале соответствующих литературных
произведений);
развитие морального сознания, формирование нравственных
чувств инравственного поведения: готовность оценивать поведение и
поступки героев литературных произведений с позиции нравственных
и правовых норм, соотносить с ними свои действия;
развитие способности уметь находить позитивное в описываемой
в произведении неблагоприятной ситуации; воспитание готовности
действовать в отсутствие гарантий успеха;
осознание значения семьи в жизни человека и общества,
необходимости уважительного и заботливого отношения к членам
своей семьи (на основе анализа литературных произведений);
способность к саморазвитию и личностному самоопределению,
умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные
планы путем идентификации с героями литературных произведений;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации на основе
знакомства с соответствующими литературными произведениями;
умение осознавать эмоциональное состояние персонажей

литературных произведений, способность признавать право человека
на ошибку;

умение анализировать свое поведение и поступки, принимать
решения в различных жизненных ситуациях, оценивать собственные
возможности, склонности и интересы с учетом имеющегося
читательского опыта;
умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный
опыт других людей (героев литературных произведений);
освоение культурных форм выражения своих чувств, мыслей,
умениепередать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
умение распознавать и противостоять психологической
манипуляции, неблагоприятному воздействию (на основе анализа
соответствующих литературных произведений).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
выделять характерные черты, присущие различным образам
литературных героев, давать им обобщенную характеристику;
устанавливать причинно-следственные связи при чтении
литературных произведений;
находить в тексте информацию и формулировать выводы;
владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для
извлечения и обобщения информации из одного или нескольких
источниковс учетом поставленных целей;
формировать
читательскую
грамотность; аргументировать свою
позицию, мнение;
создавать, использовать, преобразовывать планы (простые и
развернутые) для решения учебных задач при написании аннотации,
сочинения, эссе, литературно-творческой работы;
Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей;
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога
илидискуссии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и
письменные тексты с использованием литературных произведений для
выступления перед аудиторией;
отстаивать свое мнение, точку зрения;
формировать и развивать компетентности в области

использования информационно-коммуникационных технологий.

Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности в области литературы;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условийи требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
различать и называть собственные эмоции, возникающие при
прочтении литературных произведений или при знакомстве с
биографиямиписателей;
анализировать причины эмоций литературных персонажей и
адекватно называть их;
ставить себя на место литературного персонажа, понимать его
мотивыи намерения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения учебного предмета «Литература»
обучающиесяс ЗПР включаются в культурно-языковое поле русской и
мировой культуры через осознание богатства, национального
своеобразия русского языка, воспитание ценностного отношения к
русскомуязыку как части самобытной русской культуры, осознание
тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом.
Обеспечивается
приобщение
обучающихся
к
российскому
литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и
мировой культуры; формирование причастности к национальным
свершениям, традициям и осознание исторической преемственности
поколений; обогащение словарного запаса, развитие культуры
владения русским литературным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами русского речевого этикета.

Предметные результаты
освоения учебного предмета
«Литература» ориентированы на формирование культуры чтения и
мышления, применение знаний, умений и навыков в учебных
ситуациях и реальных жизненных условиях. Они должны обеспечивать
формирование потребности в систематическом чтении как способе
познания мира и себя в этом мире, источнике эмоциональных и
эстетических впечатлений, а такжесредстве гармонизации отношений
человека и общества.
Предметные результаты по литературе в основной школе для
обучающихся с ЗПР должны обеспечивать:
1) понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимание специфики литературы как вида искусства,
принципиальных отличий художественного текста от текста научного,
делового, публицистического;
3) овладение элементарными умениями смыслового анализа
произведений устного народного творчества и художественной литературы,
базовыми умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,
отражённую в литературных произведениях:
умение анализировать произведение в единстве формы и
содержания;определять с направляющей помощью педагога тематику
и проблематику произведения, родовую и жанровую принадлежность
произведения; выявлять по опорным вопросам позицию героя,
повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая
художественные особенности произведения и воплощённые в нём
реалии;
иметь представление о теоретико-литературных понятиях1 и
уметь использовать их на базовом уровне в процессе анализа,
интерпретации произведений и оформления собственных оценок и
наблюдений: художественная литература и устное народное
творчество; проза и поэзия; художественный образ; факт, вымысел;
литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм), роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть,
роман, комедия, драма, трагедия, поэма, басня, баллада, песня, ода,
элегия, послание, отрывок, сонет, эпиграмма, лиро­эпические (поэма,
баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема,
идея, проблематика, пафос (героический, трагический, комический);
сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция,
завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское
отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь,
рассказчик, литературный герой

1

Здесь и далее по тексту в аналогичных предметных требованиях к результатам
знание определений понятий не выносится на промежуточную и итоговую аттестацию.

(персонаж), лирический герой, лирический персонаж, речевая
характеристика героя; реплика, диалог, монолог; портрет, пейзаж,
интерьер, художественная деталь, символ, подтекст; сатира, юмор,
ирония, сарказм; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение,
гипербола; стиль; стих и проза; стихотворный метр (хорей, ямб,
дактиль), ритм, рифма, строфа;
базовые умения рассматривать изученные произведения в рамках
историко-литературного процесса (определять с направляющей
помощью педагога и при помощи «ленты времени» принадлежность
произведения
к
историческому
времени,
определённому
литературному направлению);
выявлять связь между важнейшими фактами биографии
писателей (в том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М.
Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи,
авторскогомировоззрения, проблематики произведений;
базовое умение сопоставлять произведения, их фрагменты,
образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных
литературныхпроизведений, темы, проблемы, жанры, эпизоды текста;
умение сопоставлять по опорной схеме или опорным вопросам
изученные
произведения
художественной
литературы
с
произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр,
кино);
4) совершенствование
умения
выразительно
(с
учётом
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР) читать наизусть
произведения, и / или фрагменты в том числе наизусть, не менее10
произведений и / или фрагментов;
5) овладение умением пересказывать прочитанное произведение по
опорным схемам и наводящим вопросам, используя подробный, сжатый,
выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению
и формулировать вопросы к тексту;
6) развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном
произведении; давать аргументированную оценку прочитанному;
7) совершенствование умения создавать устные и письменные
высказывания разных жанров, писать сочинение по заданной теме с опорой
на прочитанные произведения (не менее 200 слов), аннотацию, отзыв;
8) овладение базовыми умениями самостоятельной интерпретации и
оценки изученных художественных произведений древнерусской,
классической русской и зарубежной литературы и современных авторов (в
том числе с использованием методов смыслового чтения):
«Слово о полку
Игореве»;
стихотворения
М. В.
Ломоносова, Г. Р. Державина;
комедия
Д. И. Фонвизина
«Недоросль»; повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; басни И. А.
Крылова; стихотворения ибаллады В. А. Жуковского; комедия А. С.
Грибоедова «Горе от ума»; произведения А. С. Пушкина:
стихотворения, поэма «Медный всадник», роман в стихах «Евгений

Онегин», роман «Капитанская дочка», повесть
«Станционный смотритель»; произведения М. Ю. Лермонтова:
стихотворения, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и

удалого купца Калашникова», поэма «Мцыри», роман «Герой
нашего времени»; произведения Н. В. Гоголя: комедия «Ревизор»,
повесть
«Шинель», поэма «Мёртвые души»; стихотворения Ф. И.
Тютчева,А. А. Фета, Н. А. Некрасова; «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина; по одному
произведению (по выбору) следующих писателей: Ф. М. Достоевский,
И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков; рассказы А. П. Чехова;
стихотворения И. А. Бунина, А. А. Блока, В. В. Маяковского, С. А.
Есенина,А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л.
Пастернака; рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»; поэма А.
Т. Твардовского
«Василий Тёркин» (избранные главы); рассказы В. М. Шукшина:
«Чудик»,
«Стенька Разин»; рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин
двор», рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского»; по одному
произведению (по выбору) А. П. Платонова, М. А. Булгакова;
произведения литературы второй половины XX—XXI в.: не менее трёх
прозаиков по выбору (в том числе Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов,
В. П. Астафьев,
В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П.
Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов,А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. Ф.
Тендряков); не менее трёх поэтов по выбору(в том числе Р. Г.
Гамзатов, О. Ф. Берггольц, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский,
В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкий, Ю. П. Кузнецов,
А. С. Кушнер, Б. Ш. Окуджава, Р. И. Рождественский, Н. М. Рубцов);
Гомера, М. Сервантеса, У. Шекспира;
9) понимание важности чтения и изучения произведений устного
народного творчества и художественной литературы как способа познания
мира, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также
средства собственного развития;
10) развитие умения планировать собственное досуговое чтение,
формировать и обогащать свой круг чтения, в том числе за счёт
произведений современной литературы;
11) формирование умения участвовать в проектной или
исследовательской деятельности (с приобретением опыта публичного
представления полученных результатов);
12) овладение умением использовать словари и справочники, в том
числе информационно-справочные системы в электронной форме,
подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, сети Интернет
для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила
информационной безопасности.
Предметные результаты по классам:
8 КЛАСС

1) понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознаватьеё роль
в воспитании патриотизма и укреплении единства многонационального
народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять
отличия художественного текста от текста научного, делового,
публицистического;
3) проводить с опорой на план, образец смысловой анализ произведений
художественной
литературы;
воспринимать,
анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом актуального уровня
развития обучающихся с ЗПР):
- анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять тематику и проблематику произведения, его родовую и
жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя,
рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и отражённые в нём реалии; характеризовать по плану героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять
особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять на
базовом уровне своё понимание нравственно-философской, социальноисторической проблематики произведений (с учётом актуального уровня
развития обучающихся с ЗПР); выявлять языковые особенности
художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные
для творческой манеры и стиля писателя;
- понимать сущность и смысловые функции теоретико-литературных
понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и
интерпретации произведений: художественная литература и устное
народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт,
вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть, роман,
баллада, поэма, песня, сонет, лиро­эпические (поэма, баллада)); тема, идея,
проблематика; сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; конфликт;
система образов; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой
(персонаж), лирический герой; портрет, пейзаж, интерьер; юмор, ирония,
сатира, сарказм; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола;
стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль), ритм, рифма, строфа; афоризм;
- учиться рассматривать отдельные изученные произведения в рамках
историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе
принадлежность произведения к историческому времени, определённому
литературному направлению);
- выделять с направляющей помощью педагога в произведениях
элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
определять родо-жанровую специфику изученного художественного
произведения;
- сопоставлять по плану, схеме произведения, их фрагменты, образы
персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных

произведений, темы, проблемы, жанры, эпизоды текста;
- сопоставлять по плану, схеме изученные произведения
художественной литературы с произведениями других видов искусства
(изобразительное искусство, музыка, театр, кино, фотоискусство);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее
8–9 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное
отношение к произведению (с учётом актуального уровня развития
обучающихся с ЗПР);
5) пересказывать изученное произведение, используя различные виды
пересказов, отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы
к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить
собственную позицию с позициями участников диалога, давать
аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не
менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой
на прочитанные произведения; с направляющей помощью педагога
исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать с
направляющей помощью педагога, материал и обрабатывать информацию,
необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта,
эссе, отзыва на самостоятельно выбранную литературную тему, применяя
различные виды цитирования.
8) с направляющей помощью педагога интерпретировать и оценивать
текстуально изученные художественные произведения древнерусской,
классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с
использованием методов смыслового чтения;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений фольклора и
художественной литературы как способа познания мира и окружающей
действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений,
а также средства собственного развития;
10)
планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный
кругозор по рекомендациям педагога, в том числе за счёт произведений
современной литературы;
11)
участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и
исследовательской деятельности и публично представлять полученные
результаты;
12)
самостоятельно
использовать
энциклопедии,
словарии
справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться электронными
библиотеками и подбирать в Интернете проверенные источники для
выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила
информационной безопасности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
8 КЛАСС
Древнерусская литература
Житийная литература (одно произведение по выбору). Например,
«Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное».
Литература XVIII века
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например,
«К Чаадаеву», «Анчар» и др. «Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору).
Например, «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Роман «Капитанская
дочка».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я нехочу,
чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…»,
«Нищий» и др. Поэма «Мцыри».
Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася», «Первая
любовь».
Ф.
М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно
произведение по выбору).
Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору).
Например, «Отрочество» (главы).
Литература первой половины XX века
Произведения писателей русского зарубежья (одно по выбору).Например,
произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А.
Т. Аверченко и др.
Поэзия первой половины ХХ века (не менее двух стихотворений натему
«Человек и эпоха» по выбору). Например, стихотворения В. В.
Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака и др.
М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачьесердце» и
др.
Литература второй половины XX века
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа»,
«Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др.).
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX– XXI
века (одно произведение по выбору). Например, произведенияЕ. И.
Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова, Б. П. Екимоваи др.
Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второйполовины
XX–XXI века (одно произведение на тему «Человек в ситуации
нравственного выбора»). Например, произведения В. П. Астафьева, Ю.
В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б.
Кауфман и др.).
Поэзия второй половины XX – начала XXI века (не менее двух
стихотворений).
Например,
стихотворения
Н. А. Заболоцкого, М.
А. Светлова, М. В. Исаковского, К. М. Симонова, Р. Г. Гамзатова,Б. Ш.
Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И.
Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др.
Зарубежная литература
У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66
«Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не
похожи…» и др. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору).
Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты по
выбору).
Контрольные работы по темам:
8 класс
Контрольная работа №1. Тема «Древнерусская литература». Сочинение по
изученным произведениям древнерусской литературе.
Контрольная работа №2 -3. Тема «Литература первой и второй половины
XIX века». Сочинение по произведениям изученных писателей.
Контрольная работа №4. Тема «Литература первой половины XX века».
Сочинение-рассуждение по тематике изученных произведений.
Контрольная работа №5. Тема «Литература второй половины XX века».
Контрольная работа по произведениям русской литературы.
Контрольная работа №6. Тема «Повторение». Итоговая контрольная
работа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
Всего:
на чтение, изучение и обсуждение 53 ч.
на развитие речи 5 ч
на уроки внеклассного чтения 2 ч
итоговые контрольные работы 2 ч
резервные уроки 6 ч
Тематический
блок/раздел
Древнерусская
литература (2 ч)

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Житийная литература
(однопроизведение по
выбору).
Например, «Житие Сергия
Радонежского», «Житие
протопопа Аввакума, им
самим написанное» (2 ч)

Литература XVIII
века (3 ч)

Д. И. Фонвизин. Комедия
«Недоросль» (3 ч)

Воспринимать и выразительно читать произведения древнерусской литературы.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном уровне.
Составлять тезисный план статьи учебника после предварительного анализа. Устно
или письменно отвечать на вопросы. Участвовать в коллективном диалоге. Составлять
лексические и историко-культурные комментарии по опорным вопросам.
Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей по предложенному
плану. Характеризовать героев произведения используя опорные слова. Иметь
представление о чертах жанра жития и их отличия от других жанров древнерусской
литературы. Письменно отвечать на проблемный вопрос (используя
текст произведения).
Воспринимать и выразительно читать драматическое произведение (в том числе по
ролям). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Составлять тезисный план статьи учебника, по опорным словам, после
предварительного анализа. Устно или письменно отвечать на вопросы. Участвоватьв
коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии
по опорной схеме. Анализировать произведение с учётом его родо- жанровой
принадлежности по предложенному плану. Иметь представление о характерных для

Литература
первой
половины XIX
века (19 ч)

А. С. Пушкин.
Стихотворения (не менее
двух). Например, «К
Чаадаеву», «Анчар» и др.
«Маленькие трагедии»
(одна пьеса по выбору).
Например, «Моцарт и
Сальери», «Каменный
гость». Роман
«Капитанская
дочка» (8 ч)

М. Ю. Лермонтов.
Стихотворения (не менее
двух).
Например, «Я не хочу,
чтоб
свет узнал…», «Из-под
таинственной, холодной
полумаски…»,
«Нищий» и др. Поэма
«Мцыри» (5 ч)

произведений русской литературы XVIII века тем, образов и приёмов изображения
человека. Составлять характеристики главных героев (по опорным словам,
предложенному плану), в том числе речевые. Определять черты классицизма в
произведении с занесением информации в таблицу под руководством
учителя. Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на
литературную тему.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Составлять конспект статьи учебника по опорным словам. Устно или
письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в
коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии
по опорным словам. Анализировать тематику, проблематику, художественные
особенности лирического и драматического произведения с учётом родо-жанровой
принадлежности по алгоритму. Характеризовать лирического героя стихотворения с
опорой на план. Сопоставлять стихотворения одного и разных авторов по заданным
основаниям с помощью учителя. Выявлять с помощью учителя особенности сюжета
драматического произведения, динамику развития образов с помощью ключевых
цитат, осуществлять сравнительную характеристику событий и героев.
Формулировать вопросы по тексту произведения. Использовать различные виды
пересказа. Характеризовать и сопоставлять основных героев романа, выявлять
художественные средства их создания по опорным вопросам. Анализировать
различные формы выражения авторской позиции под руководством учителя.
Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Составлять конспект статьи учебника по опорным словам. Устно или
письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в
коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии
по опорным словам. Анализировать тематику, проблематику, художественные
особенности лирического произведения по алгоритму. Характеризовать лирического
героя стихотворения с опорой на предложенный план. Сопоставлять стихотворения
одного и разных авторов по заданным основаниям с помощью учителя.
Анализировать сюжет поэмы, тематику, проблематику, идейно-художественное
содержание по опорным вопросам. Формулировать вопросы по тексту произведения.
Использовать различные виды пересказа. Характеризовать героя поэмы, выявлять

Н. В. Гоголь.
Комедия
«Ревизор» (6 ч)

Литература
второй половины
XIX века (6 ч)

И. С. Тургенев.
Повести(одна по
выбору).
Например, «Ася», «Первая
любовь» (2 ч)

художественные средства создания художественных образов по опорным вопросам.
Определять роль пейзажа с помощью учителя. Иметь представление о соотнесении
идейно-художественные особенностей поэмы с романтическими принципами
изображения. Анализировать форму выражения авторской позиции с помощью
учителя. Выявлять, используя дидактические материалы, в поэме признаки лирики и
эпоса. Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную
тему.
Воспринимать и выразительно читать литературные произведения (в том числе по
ролям). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Составлять тезисный план статьи учебника по опорным словам. Устно или
письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвоватьв
коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии
по опорным словам. Анализировать по плану произведение с учётом его родо-жанровой
принадлежности. Характеризовать и сопоставлять основных героев повести, выявлять
художественные средства их создания по предложенному алгоритму. Выявлять с
помощью учителя в повести признаки реалистического и фантастического, определять
роль гротеска. Формулировать вопросы по тексту произведения. Использовать
различные виды пересказа. Анализировать по плану/ алгоритму сюжет, тематику,
проблематику, идейно-художественное содержание комедии. Составлять с помощью
учителя план характеристики героев произведения,в том числе сравнительной.
Определять по наводящим вопросам этапы развития сюжета пьесы, представлять их в
виде схемы с помощью учителя. Письменно отвечатьна проблемный вопрос, писать
сочинение на литературную тему.
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Составлять тезисный
план статьи учебника по опорным словам. Устно или письменно отвечать на вопросы(с
использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Составлять
лексические и историко-культурные комментарии по опорным словам. Анализировать
по плану сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание
повести. Формулировать вопросы по тексту произведения.
Характеризовать и сопоставлять основных героев повести, выявлять художественные
средства их создания по предложенному плану/ алгоритму. Иметь представление о

Соотнесении содержания произведения с рееалистическими принципами

изображения жизни и человека. Письменно отвечать на проблемный
вопрос.
Ф. М. Достоевский.
«Бедные люди», «Белые
ночи» (одно произведение
по выбору) (2 ч)

Л. Н. Толстой. Повести
и рассказы (одно
произведение по выбору).
Например, «Отрочество»
(главы) (2 ч)

Литература
первой
половины XX
века (6 ч)

Произведения писателей
русского зарубежья (одно
по выбору). Например,
произведения И.
С. Шмелёва,
М. А. Осоргина, В. В.
Набокова, Н. Тэффи, А.
Т. Аверченко и др. (2 ч)

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Составлять тезисный
план статьи учебника по опорным словам. Устно или письменно отвечать на вопросы
(с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии по алгоритму.
Анализировать по плану сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное
содержание произведения. Формулировать вопросы по тексту. Характеризовать и
сопоставлять основных героев произведения, выявлять художественные средства их
создания после предварительного анализа по предложенному плану. Определять с
помощью учителя способы выражения внутреннего мира героев. Иметь
представление о различиях образов рассказчика и автора. Иметь представление о
соотнесении содержания произведения с реалистическими принципами изображения
жизни и человека. Давать письменный ответ на проблемный вопрос.
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Составлять тезисный
план статьи учебника по опорным словам. Устно или письменно отвечать на вопросы
(с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Составлять
лексические и историко-культурные комментарии по алгоритму. Анализировать по
предложенному плану сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное
содержание произведения. Формулировать вопросы по тексту. Характеризовать и
сопоставлять основных героев произведения, выявлять художественные средства их
создания с использованием алгоритма. Определять с помощью учителя роль пейзажа
и способы выражения внутреннего мира героя. Иметь представление о соотнесении
содержания произведения с реалистическими принципами изображения жизни и
человека. Давать письменный ответ на проблемный вопрос.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературные произведения.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном уровне.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Использовать различные виды пересказа. Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии по алгоритму.
Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием
статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета под руководством
учителя. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности
по предложенному плану. Характеризовать и сопоставлять героев произведения,

Литература
второй
половины
XX века (12 ч)

определять художественные средства их создания с использованием плана/
алгоритма. Выявлять с помощью учителя способы создания комического. Давать
письменный ответ на проблемный вопрос. Планировать своё досуговое чтение,
обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя.
Поэзия первой половины
Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение (в том числе по
ХХ века (не менее двух
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
стихотворений на тему
уровне. Подбирать и обобщать материалы о поэте с использованием статьи учебника,
«Человек и эпоха» по
справочной литературы и ресурсов Интернета под руководством учителя. Устно или
выбору).
письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в
Например, стихотворения
коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии
В. В. Маяковского, М.
по алгоритму. Анализировать тематику, проблематику, художественные особенности
И. Цветаевой, О. Э.
лирического произведения по плану. Характеризовать лирического героя
Мандельштама,
стихотворения по опорным словам. Сопоставлять стихотворения одного и разных
Б. Л. Пастернака и др. (1 ч) авторов по заданным основаниям с помощью учителя. Планировать своё досуговое
чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя.
М. А. Булгаков (одна
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное
повесть по выбору).
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Устно или письменно
Например, «Собачье
отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном
сердце» и др. (3 ч)
диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии по алгоритму.
Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием
статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета с помощью учителя.
Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание
повести
по
плану/ опорным
вопросам.
Формулировать
вопросы
по
тексту произведения. Характеризовать и сопоставлять основных героев
повести, выявлятьхудожественные средства их создания по предложенному плану.
Давать письменный ответ на проблемный вопрос.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе
А. Т. Твардовский. Поэма
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
«Василий Тёркин» (главы
уровне. Составлять тезисный план статьи учебника по опорным словам. Устно или
«Переправа», «Гармонь»,
письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в
«Два солдата», «Поединок»
коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии
и др.) (3 ч)
по алгоритму. Обобщать материал о поэте и истории создания поэмы с
использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета под
руководством учителя. Анализировать сюжет поэмы, тематику, проблематику,
идейно-художественное содержание по плану/ наводящим вопросам. Формулировать
вопросы по тексту произведения. Использовать различные виды пересказа.

М. А. Шолохов. Рассказ
«Судьба человека» (2 ч)

Произведения
отечественных прозаиков
второй половины XX—
XXI века (одно
произведение). Например,
произведения Е. И.
Носова,
А. Н. и Б. Н. Стругацких,
В. Ф. Тендрякова,
Б. П. Екимова и др. (2 ч)

Характеризовать героя поэмы, выявлять художественные средства создания
художественных образов по алгоритму. Выявлять фольклорные традиции в поэме,
определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических
средств с занесением информации в таблицу (выполняется при помощи учителя и
наводящих вопросов). Иметь представление о соотнесении идейно-художественных
особенностей поэмы с реалистическими принципами изображения человека и жизни.
Выявлять, с использованием дидактических материалов, в поэме признаки лирики и
эпоса. Давать письменный ответ на проблемный вопрос.
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы
(с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Составлять
лексические и историко-культурные комментарии. Обобщать материал о писателе и
истории создания произведения с использованием статьи учебника, справочной
литературы и ресурсов Интернета. Анализировать сюжет, тематику, проблематику,
идейно-художественное содержание рассказа. Формулировать вопросы по
тексту произведения. Характеризовать и сопоставлять основных героев рассказа,
выявлять художественные средства их создания. Различать образы рассказчика и
автора-повествователя.
Анализировать
форму выражения авторской позиции.
Выявлять особенности жанра рассказа-эпопеи. Соотносить содержание произведения с
реалистическими принципами изображения жизни и человека. Давать
аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос. Сопоставлять текст
произведения с его экранизацией, обсуждать и писать рецензии.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературные произведения.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном уровне.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Использовать различные виды пересказа. Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии по алгоритму.
Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием
статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета под руководством
учителя. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное
содержание рассказа по плану/ наводящим вопросам. Формулировать вопросы по
тексту произведения. Характеризовать и сопоставлять основных героев
произведения, выявлять художественные средства их создания по алгоритму.
Выявлять с помощью учителя нравственную проблематику произведения. Давать
письменный ответ на проблемный вопрос. Планировать своё досуговое чтение,

Зарубежная
литература (5 ч)

Произведения
отечественных и
зарубежных прозаиков
второй половины XX—
XXI века (одно
произведение на тему
«Человек в ситуации
нравственного выбора»).
Например, произведения
В. П. Астафьева,
Ю. В. Бондарева,
Н. С. Дашевской,
Дж. Сэлинджера,
К. Патерсон, Б. Кауфман
и др.). (2 ч)
Поэзия второй половины
XX — начала XXI века (не
менее двух стихотворений).
Например, стихотворения
Н. А. Заболоцкого, М.
А. Светлова, М.
В. Исаковского, К.
М. Симонова,
Р. Г. Гамзатова, Б.
Ш. Окуджавы, В.
С. Высоцкого,
А. А. Вознесенского, Е.
А. Евтушенко,
Р. И. Рождественского,
И. А. Бродского, А. С.
Кушнера и др. (1 ч)
У. Шекспир. Сонеты
(один-два по выбору).
Например,

обогащать свой круг чтения о рекомендациям учителя.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературные произведения.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном уровне.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Использовать различные виды пересказа. Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии по алгоритму.
Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием
статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета под руководством
учителя. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности
по плану/ наводящим вопросам. Характеризовать и сопоставлять героев
произведения, определять художественные средства их создания по алгоритму.
Выявлять с помощью учителя нравственную проблематику произведения. Давать
письменный ответ на проблемный вопрос.

Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение (в том числе по
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Подбирать и обобщать материалы о поэте с использованием статьи учебника,
справочной литературы и ресурсов Интернета под руководством учителя. Устно или
письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в
коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии
по алгоритму. Анализировать тематику, проблематику, художественные особенности
лирического произведения по плану/ наводящим вопросам. Характеризовать по
алгоритму лирического героя стихотворения. Сопоставлять стихотворения одного и
разных авторов по заданным основаниям с помощью учителя. Планировать своё
досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя.
Участвовать в разработке проектов по литературе ХХ века (по выбору обучающихся).

Воспринимать и выразительно читать произведения с учётом их родо-жанровой
специфики. Составлять лексические и историко-культурные комментарии по
алгоритму. Подбирать и обобщать материалы о писателях, а также об истории создания

№ 66 «Измучась всем, я
умереть хочу…», № 130
«Еёглаза на звёзды не
похожи…» и др.
Трагедия
«Ромео и
Джульетта»
(фрагменты по
выбору).Ж.-Б.
Мольер. Комедия
«Мещанин во дворянстве»
(фрагменты по выбору) (5
ч)

произведений с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов
Интернета под руководством учителя. Иметь представление о соотнесении
содержания произведений с принципами изображения жизнии человека,
характерными для различных исторических эпох. Характеризовать сюжеты эпических и
драматических произведений, их тематику, проблематику, идейно-художественное
содержание по плану/ алгоритму. Составлятьхарактеристики персонажей, в том числе
сравнительные, используя схему и таблицус помощью учителя. Анализировать по
наводящим вопросам ключевые эпизоды драматических произведений. Давать
письменный ответ на проблемный вопрос.Планировать своё досуговое чтение,
обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».