Рабочая программа учебного предмета Литература по АООП ООО для 5 класса Приказ от 23.09.2022 № 40-У

Приложение
к Адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования
МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»
от 23.09.2022 номер 40-У

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЛЯ 5 КЛАССА

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................ 3
Общая характеристика учебного предмета «Литература» ..................... 3
Цели и задачи изучения учебного предмета «Литература» .................... 4
Особенности отбора и адаптации учебного материала по
литературе .................................................................................................... 5
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР,
обусловленные особыми образовательными потребностями и
обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования
по предмету «Литература» ......................................................................... 6
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане .................... 6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»………………7
Примерные контрольно-измерительные материалы по литературе………10.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА……………11
Личностные результаты............................................................................ 12
Метапредметные результаты ................................................................... 12
Предметные результаты ........................................................................... 13
5 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .......................................................... 14

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по литературе для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного
общего
образования
подготовлена
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной
решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. №
1/22)) (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы
основного общего образования «Литература», Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации, Примерной
программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых
требований к результатам освоения Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Учебный предмет «Литература» входит в предметную область
«Русский язык и литература» и направлен на получение обучающимися с
ЗПР знаний о содержании, смыслах, языке произведений словесного
творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и
понимания литературных произведений, выражения себя в слове. Предмет
имеет интегративный характер: изучение направлено на образование,
воспитание и развитие обучающегося подросткового возраста при особом
внимании к его социально-эмоциональному развитию. Знакомство с
фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов,
их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся с ЗПР
возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их
к миру многообразных идей и представлений, выработанных
человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и
национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать
родную культуру в контексте мировой. Осмысление и применение
полученных на уроках литературы знаний позволит обучающимся с ЗПР
продуктивно решать типичные задачи в области социальных отношений,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере,
соотносить собственное поведение и поступки других людей с
нравственными ценностями и принятыми правилами и нормами.
3

Цели и задачи изучения учебного предмета «Литература»
Общие цели изучения учебного предмета «Литература» представлены
в Примерной рабочей программе основного общего образования.
Специальной целью преподавания литературы на уровне основного
общего образования является формирование у обучающегося с ЗПР
потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и
понимания литературных текстов, что предполагает постижение
художественной литературы как вида искусства, целенаправленное
развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и
пониманию смысла различных литературных произведений и
самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной
форме.
Изучение литературы на уровне основного общего образования
решает следующие задачи:
 осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на
основе изучения выдающихся произведений русской литературы,
литературы своего народа, мировой литературы;
 формирование и развитие представлений о литературном
произведении как о художественном мире, особым образом
построенном автором;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
на основе понимания принципиальных отличий художественного
текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
 формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать
и
интерпретировать
прочитанное,
осознавать
художественную картину жизни, отражённую в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления, ответственного отношения к
разнообразным художественным смыслам;
 формирование отношения к литературе как к особому способу
познания жизни;
 воспитание у обучающегося с ЗПР культуры выражения собственной
позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его
словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и
интерпретирующего характера;
 воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также
уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре
других эпох и народов;
 развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом;
4

 формирование отношения к литературе как к одной из основных
культурных ценностей народа;
 обеспечение через чтение и изучение классической и современной
литературы культурной самоидентификации;
 осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития;
 формирование у обучающегося стремления сознательно планировать
своё досуговое чтение.
Цель и задачи преподавания литературы обучающимся с ЗПР
максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и
учитывают специфические особенности учеников.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по литературе
Примерная рабочая программа для обучающихся с ЗПР отличается от
основной образовательной программы по литературе для 5–9 классов тем,
что составлена с учетом особых образовательных потребностей и
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. У обучающихся
данной категории на уровне основного общего образования наблюдаются
сниженная познавательная активность и работоспособность, что приводит к
нежеланию читать и анализировать предложенные произведения;
недостаточность произвольного внимания, приводящая к ухудшению
понимания прочитанного произведения; у обучающихся плохо развиты
навыки самостоятельной работы и самоконтроля, наблюдается инертность
психических процессов, слабая память. Все это затрудняет изучение
содержания образования по предмету «Литература» и вносит свои
особенности в преподавание данного курса. При отборе изучаемых
произведений педагогу следует понимать, что их содержание должно
максимально способствовать расширению кругозора обучающихся с ЗПР;
обогащению их жизненного опыта; систематизации знаний и
представлений; способствовать повышению интеллектуальной активности
и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
уточнению, расширению и активизации лексического запаса, развитию
устной монологической речи.
Примерная программа предоставляет автору рабочей программы
свободу в распределении материала по четвертям (триместрам).
Распределение времени на изучение тем в течение учебного года
самостоятельно определяется образовательной организацией и зависит от
особенностей группы обучающихся с ЗПР и их особых образовательных
потребностей.
Содержание каждого года обучения включает произведения русской
и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло,
жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и

5

человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и
т. д.).
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету
«Литература»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета
«Литература» необходима адаптация объема и характера учебного
материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. В
процессе занятий педагог на практической основе знакомит обучающихся с
основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным
литературоведческим определениям. Подбор заданий должен максимально
активизировать познавательную деятельность обучающегося с ЗПР.
Необходимо неоднократное объяснение учебного материала и подбор
дополнительных заданий; постоянное использование наглядности,
наводящих вопросов, аналогий; использование многократных указаний,
упражнений; поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
использование заданий с опорой на образцы. Педагог должен всячески
поощрять активность обучающегося с ЗПР, повышать его самооценку,
укреплять в нем веры в свои силы. Для чтения и анализа следует подбирать
небольшие по объему произведения (сокращенные варианты), обязательно
проводить предварительную словарную работу. При работе с текстом в
устном плане формировать умение работать по образцу, плану, перечню
представленных вопросов, что поможет обучающимся в последующем
перенести усвоенный навык на различные виды письменных работ,
написание сочинений. Важно сокращать объем теоретических сведений;
включать отдельные темы или целые разделы в материалы для обзорного,
ознакомительного или факультативного изучения; приспосабливать темп
изучения учебного материала, методов обучения, объема домашнего
задания, уровня сложности проверочных и контрольных работ к
возможностям обучающихся с ЗПР.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Литература»
входит в предметную область «Русский язык и литература» и является
обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по
отношению к предмету «Литературное чтение». Содержание учебного
предмета «Литература», представленное в Примерной рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной
программе основного общего образования, Примерной адаптированной
6

основной образовательной программе основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
5 КЛАСС
Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов
России и народов мира (не менее двух).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (две по выбору). Например, «Волк на псарне»,
«Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей»,
«Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера
на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (одно из предложенных).
«Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос»
(фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX–ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной
природе и о связи человека с Родиной (не менее трех стихотворений трёх
поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева,
А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX–XX
веков
А. П. Чехов (один рассказ по выбору). Например, «Лошадиная
фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко (один рассказ по выбору). Например, «Галоша»,
7

«Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных
(одно произведение по выбору). Например, А. И. Куприна, М.
М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова»,
«Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX–XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне»
(одно произведение по выбору). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои
мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П.
Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему
детства (одно произведение по выбору).
Например, В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина,
Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю.
Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, Н. Ю. Абгарян.
Произведения
приключенческого
жанра
отечественных
писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с которой
ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня
соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная
королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору).
Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р.
Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (одно произведение по
выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по
выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы.
Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (одно произведение по
выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела»
и др.
Зарубежная проза о животных (одно произведение по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл.
«Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»;
Дж. Р.Киплинг.«Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др
8

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова»,
«Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX–XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне»
(одно произведение по выбору). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои
мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П.
Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему
детства (одно произведение по выбору).
Например, В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина,
Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю.
Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, Н. Ю. Абгарян.
Произведения
приключенческого
жанра
отечественных
писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с которой
ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня
соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная
королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору).
Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р.
Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (одно произведение по
выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по
выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы.
Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (одно произведение по
выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела»
и др.
Зарубежная проза о животных (одно произведение по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл.
«Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»;
Дж. Р.Киплинг.«Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др

9

Контрольные работы по темам:
5класс
Контрольная работа №1. Тема «Фольклор». Контрольная работа по теме
«Сказки народов России и народов мира».
Контрольная работа №2. Тема «Литература первой половины XIX века».
Сочинение по творчеству А. С. Пушкина (М. Ю. Лермонтова).
Контрольная работа №3. Тема «Литература второй половины XIX века».
Сочинение по творчеству И. С. Тургенева (Л. Н. Толстого).
Контрольная работа №4. Тема «Литература XIX–XX веков». Контрольная
работа по изученным произведениям.
Контрольная работа №5. Тема «Литература XX–XXI веков». Контрольная
работа по изученным произведениям.
Контрольная работа №6. Тема «Зарубежная литература». Контрольная
работа по изученным произведениям.
Контрольная работа №7. Тема «Повторение». Итоговое сочинение

10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
овладение читательской культурой как средством познания мира;
воспитание гражданской идентичности на основе изучения
выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа;
формирование на основе литературных произведений ценностного
отношения к достижениям своей Родины – России, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа; уважения к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
развитие способности к осознанию своей этнической принадлежности
на основе основных культурных ценностей народа, представленных в
литературных произведениях;
развитие эстетического вкуса через ознакомление с литературным
наследием народов России и мира;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
установка на осмысление чужих и своих поступков;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками
и взрослыми в ходе образовательной деятельности;
воспитание уважения к труду и результатам трудовой деятельности
(на материале соответствующих литературных произведений);
развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения: готовность оценивать поведение и поступки
героев литературных произведений с позиции нравственных и правовых
норм, соотносить с ними свои действия;
развитие способности уметь находить позитивное в описываемой в
произведении неблагоприятной ситуации; воспитание готовности
действовать в отсутствие гарантий успеха;
осознание значения семьи в жизни человека и общества,
необходимости уважительного и заботливого отношения к членам своей
семьи (на основе анализа литературных произведений);
способность к саморазвитию и личностному самоопределению,
умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные планы
путем идентификации с героями литературных произведений;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации на основе
знакомства с соответствующими литературными произведениями;
умение
осознавать
эмоциональное
состояние
персонажей
литературных произведений, способность признавать право человека на
ошибку;
11

умение анализировать свое поведение и поступки, принимать
решения в различных жизненных ситуациях, оценивать собственные
возможности, склонности и интересы с учетом имеющегося читательского
опыта;
умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других людей (героев литературных произведений);
освоение культурных форм выражения своих чувств, мыслей, умение
передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
умение распознавать и противостоять психологической манипуляции,
неблагоприятному воздействию (на основе анализа соответствующих
литературных произведений).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
выделять характерные черты, присущие различным образам
литературных героев, давать им обобщенную характеристику;
устанавливать
причинно-следственные
связи
при
чтении
литературных произведений;
находить в тексте информацию и формулировать выводы;
владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для
извлечения и обобщения информации из одного или нескольких источников
с учетом поставленных целей;
формировать читательскую грамотность;
аргументировать свою позицию, мнение;
создавать, использовать, преобразовывать планы (простые и
развернутые) для решения учебных задач при написании аннотации,
сочинения, эссе, литературно-творческой работы;
Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога или
дискуссии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и
письменные тексты с использованием литературных произведений для
выступления перед аудиторией;
отстаивать свое мнение, точку зрения;
формировать и развивать компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
12

Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности в области литературы;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
различать и называть собственные эмоции, возникающие при
прочтении литературных произведений или при знакомстве с биографиями
писателей;
анализировать причины эмоций литературных персонажей и
адекватно называть их;
ставить себя на место литературного персонажа, понимать его мотивы
и намерения.

Предметные результаты .5 класс.
1) иметь базовые начальные представления об общечеловеческой

ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы
между народами Российской Федерации;
2) иметь представления, что литература – это вид искусства, и что
художественный текст отличается от текста научного, делового,
публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать и
оценивать прочитанные произведения:
определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные
представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики по опорной схеме с
направляющей помощью педагога; понимать смысл теоретико-литературных
понятий и учиться с направляющей помощью педагога использовать их в
процессе анализа произведений: художественная литература и устное
народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные
жанры
(народная
сказка,
литературная
сказка,
рассказ,
13

- повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет,
композиция; литературный герой (персонаж); портрет, пейзаж,
художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение;
ритм, рифма;
- сопоставлять по опорному плану темы и сюжеты произведений,
образы персонажей;
- сопоставлять с направляющей помощью педагога изученные
произведения фольклора и художественной литературы с произведениями
других видов искусства (с учётом актуального уровня развития
обучающихся с ЗПР);
1) выразительно читать, в том числе наизусть произведения, и / или
фрагменты (не менее 3 поэтических произведений, не выученных ранее);
2) пересказывать прочитанное произведение, по опорным словам,
плану, используя подробный, сжатый пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и с направляющей помощью педагога
формулировать вопросы к тексту;
3) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении;
4) создавать устные и письменные высказывания разных жанров
объемом не менее 50 слов (с учётом актуального уровня развития
обучающихся с ЗПР);
5) с направляющей помощью педагога осуществлять начальные
умения интерпретации и оценки изученных произведений фольклора и
литературы;
6) осознавать важность чтения и изучения произведений устного
народного творчества и художественной литературы для познания мира, а
также для собственного развития;
7) планировать с направляющей помощью педагога собственное
досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт
произведений современной литературы для детей и подростков;
8) участвовать в создании элементарных учебных проектов с
направляющей помощью педагога и учиться публично
представлять ихрезультаты (с учётом актуального уровня развития
обучающихся с ЗПР);
9) с направляющей помощью педагога демонстрировать начальные
умения использовать словари и справочники, в том числе в электронной
форме; с направляющей помощью педагога пользоваться электронными
библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила
информационной безопасности

14

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета
«Литература» Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Примерной рабочей
программы учебного предмета «Литература» образовательной программы основного общего образования. При этом
Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в
последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм
обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК,
индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими
учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по литературе, представленными в
Пояснительной записке.
В тематическом планировании, представленном по годам обучения, указано количество часов, отводимое на чтение,
изучение и обсуждение литературных тем, на развитие речи, на уроки внеклассного чтения и итоговые контрольные
работы, предусмотрены резервные часы для реализации принципа вариативности в выборе произведений (до 15 часов в
год), в том числе и произведений региональной литературы. Количество резервных часов рассчитывается исходя из общего
количества часов, отведённых на год обучения; зависит от уровня сложности содержания инварианта; от выбранного
учителем УМК.
5 КЛАСС (102 ЧАСА)
Всего: на чтение, изучение и обсуждение – 70 ч.
на развитие речи – 8 ч
на уроки внеклассного чтения – 7 ч
итоговые контрольные работы –2 ч
резервные уроки – 15 ч
Тематический
блок/раздел

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Мифология
(3 ч)

Мифы народов России и мира
(3 ч)

Фольклор (7 ч)

Малые жанры: пословицы, поговорки,
загадки (2 ч)
Сказки народов России и народов
мира (5 ч)

Литература
первой
половины XIX
века (14 ч)

И. А. Крылов. Басни
(две по выбору). «Волк на псарне»,
«Листы и Корни»,
«Свинья под Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей», «Ворона и
Лисица» (4 ч)

Выразительно читать мифы и другие эпические произведения, отвечать на
вопросы, пересказывать по опорным словам, плану. Анализировать при
помощи учителя сюжет, жанровые, композиционные и художественные
особенности. Определять по наводящим вопросам и формулировать при
помощи учителя тему и основную мысль прочитанных мифов. Сопоставлять
по предложенному опорному плану мифы разных народов, сравнивать их с
эпическими произведениями. Характеризовать главных героев, сравнивать
их поступки с порой на вопросы учителя. Высказывать своё отношение к
событиям и эпическим героям. Участвовать на доступном уровне в
разработке учебных проектов. Пользоваться библиотечным каталогом для
поиска книги. Писать сочинение о любимом эпическом герое.
Выразительно читать фольклорные произведения малых жанров, отвечать
на вопросы. Отличать пословицы от поговорок, опираясь на образец и
ключевые характеристики. Сопоставлять русские пословицы и поговорки
с пословицами и поговорками других народов по опорному плану.
Уметь разгадывать загадки.
Выразительно читать, пересказывать (кратко, подробно) сказки, отвечать
на вопросы. Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о животных) с
использованием опорной схемы. Определять и формулировать при помощи
учителя тему и основную мысль прочитанной сказки.
Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки с порой на вопросы
учителя.
Сочинять собственные сказки (опираясь на образец), употребляя сказочные
устойчивые выражения (после предварительной словарной работы).
Принимать участие в инсценировке любимой сказки.
Выразительно читать басню, в том числе по ролям. Определять и
формулировать при помощи наводящих вопросов учителя тему и основную
мысль прочитанной басни. Находить значение незнакомого слова в
словаре. Принимать участие в инсценировке басни. Иметь представление о
художественных особенностях басенного жанра. Иметь первоначальное
представление об аллегории и морали. Читать басню наизусть (по выбору
обучающегося).

А. С. Пушкин.
Стихотворения (не менее двух).
«Зимнее утро», «Зимний вечер»,
«Няне» и др.
«Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях» (6 ч)

М. Ю. Лермонтов.
Стихотворение
«Бородино» (2 ч)

Н. В. Гоголь. Повесть
«Ночь перед Рождеством» (2 ч)

Литература
второй
половины
XIX века (13 ч)

И. С. Тургенев.
Рассказ «Муму» (5 ч)

Выразительно читать стихотворения. Отличать поэтический текст от
прозаического, аргументировать свой ответ по опорной схеме. Выявлять
при помощи учителя и по опорной схеме средства художественной
изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафору,
олицетворение,
сравнение).
Заучивать
стихотворения
наизусть.
Выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по содержанию.
Определять по наводящим вопросам учителя идейно-тематическое
содержание сказки А. С. Пушкина. Иметь представление о своеобразии
авторской сказки и её отличии от народной. Выделять при помощи учителя
ключевые эпизоды в тексте произведения. Сопоставлять с помощью
учителя сказку с другими видами искусства.
Выразительно читать стихотворение. Отвечать на вопросы по
прочитанному тексту, задавать с помощью учителя вопросы с целью
понимания содержания стихотворения. Иметь представление о его
исторической основе, идейно-тематическом содержании. Выявлять с порой
на образец жанровые признаки и средства художественной
изобразительности в произведении (эпитет, олицетворение, сравнение,
метафора). Заучивать стихотворение наизусть. Писать мини-сочинение.
Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы. Учиться
самостоятельно формулировать вопросы. Пересказывать о порой на
предложенный план (кратко, подробно) текст повести. Выделять при
помощи учителя ключевые эпизоды в тексте произведения. Составлять по
предложенному плану устный отзыв о прочитанном произведении.
Определять при помощи учителя художественные средства, создающие
фантастический настрой повести, а также картины народной жизни. Иметь
представление о близости повести к народным сказкам и легендам.
Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги.
Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать по плану
(подробно и сжато). Выделять наиболее яркие эпизоды произведения.
Составлять при помощи учителя/ по опорным словам, простой план
рассказа. Определять по наводящим вопросам тему, идею произведения.

Н. А. Некрасов. Стихотворения (одно
из предложенных).
«Крестьянские дети». «Школьник».
Поэма «Мороз, Красный нос»
(фрагмент) (3 ч)
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский
пленник» (5 ч)

Литература
XIX—ХХ веков
(16 ч)

Стихотворения отечественных поэтов
XIX—ХХ веков о родной природе и о
связи человека с Родиной (не менее
трех).
Например, стихотворения
А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А.
Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А.
Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П.
Кузнецова (4 ч)

Характеризовать по предложенному плану главных героев рассказа.
Составлять с помощью учителя устный портрет Герасима. Иметь
представление о роли пейзажных описаний. Писать сочинение по
содержанию рассказа.
Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям. Определять
с помощью учителя тематическое содержание стихотворения.
Характеризовать по предложенному плану главных героев, лирического
героя (автора). Определять с помощью учителя отношение автора к детям.
Выявлять с порой на образец и с помощью учителя средства художественной
выразительности. Заучивать стихотворение наизусть.
Выразительно читать текст рассказа, отвечать на вопросы, пересказывать
по плану/ опорным словам (подробно). Выявлять основную мысль рассказа,
определять его композиционные особенности при помощи учителя.
Выделять по наводящим вопросам ключевые эпизоды в тексте
произведения. Составлять с помощью учителя план сообщения о главных
героях произведения. Составлять по плану сравнительную характеристику
Жилина и Костылина. Иметь представление о горцах, их обычаях и нравах.
Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием
литературного произведения.
Выразительно читать стихотворение, определять с помощью учителя его
тематическое содержание, средства художественной выразительности
(эпитет, метафора, сравнение, олицетворение). Иметь представление о
музыкальности поэтического текста. Заучивать одно из стихотворений
наизусть.

Юмористические рассказы
отечественных писателей XIX—XX
веков.
А. П. Чехов (один рассказ по выбору).
Например, «Лошадиная фамилия»,
«Мальчики», «Хирургия» и др. (2 ч)
М. М. Зощенко (один рассказ по
выбору).
Например, «Галоша», «Лёля
и Минька», «Ёлка», «Золотые слова»,
«Встреча» и др. (2 ч)
Произведения отечественной
литературы о природе и животных
(одно по выбору).
Например, произведения
А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г.
Паустовского. (4 ч)
А. П. Платонов.
Рассказы (один по выбору).
Например, «Корова», «Никита» и др.
(2 ч)

Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению, задавать с помощью учителя вопросы с целью понимания
содержания произведений, пересказывать по опорному плану близко к
тексту. Иметь представление о роли названия в литературном
произведении. Давать собственную интерпретацию и оценку
произведениям по наводящим вопросам учителя. Характеризовать героев
рассказа по предложенному опорному плану/ схеме. Сопоставлять при
помощи учителя произведения авторов по заданным основаниям. Выявлять
при помощи учителя детали, создающие комический эффект. Принимать
участие в инсценировании одного из рассказов или его фрагменте.
Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги.
Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, уметь
пересказать текст по плану/ опорным словам. Составлять при помощи
учителя план. Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения
по наводящим вопросам. Находить при помощи учителя и характеризовать
по плану образ рассказчика, его роль в повествовании. Определять средства
художественной выразительности прозаического текста с опорой на
образец. Писать отзыв о прочитанном произведении. Пользоваться
библиотечным каталогом для поиска книги.
Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению, задавать вопросы при помощи учителя
с целью понимания содержания произведения, уметь пересказать.
Составлять с помощью учителя план. Определять по наводящим вопросам
тему рассказа. Определять средства выразительности прозаического текста
с опорой на образец. Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со
знанием и пониманием литературного произведения.

В. П. Астафьев.
Рассказ «Васюткино озеро»
(2 ч)

Литература
XX—XXI веков
(8 ч)

Произведения отечественной прозы
на тему «Человек на войне» (одно по
выбору).
Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие
мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев.
«Девочки с Васильевского острова»;
В. П. Катаев. «Сын полка» и др. (3 ч)

Произведения отечественных
писателей XIX–XXI веков на тему
детства (одно по выбору).
Например, произведения
В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В.
П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А.
Г. Алексина, В. П. Астафьева, В.
К. Железникова, Ю. Я. Яковлева,
Ю. И. Коваля, Н. Ю. Абгарян, и др. (3
ч)

Читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать,
участвовать в беседе о произведении. Находить детали, языковые средства
художественной выразительности с порой на образец. Находить значение
незнакомого слова в словаре. Определять по наводящим вопросам характер
главного героя, его взаимоотношение с природой. Иметь представление о
роли пейзажа в рассказе. Высказывать с помощью учителя своё отношение
к герою рассказа. Писать сочинение по самостоятельно составленному
плану.
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. После
подробного анализа отвечать на вопросы (с использованием цитирования)
и формулировать вопросы к тексту. Участвовать в коллективном диалоге.
Анализировать по наводящим вопросам сюжет, тему произведения,
определять его композиционные особенности при помощи учителя.
Характеризовать и сопоставлять героев произведения по предложенному
плану. Выявлять при помощи учителя средства художественной
изобразительности в произведении используя дидактические материалы.
Использовать различные виды пересказа произведения. Письменно
отвечать на вопрос пользуясь текстом произведения. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному. Работать со словарями,
определять значение незнакомых слов. Писать отзыв на одно из
произведений.
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение.
Отвечать на вопросы, формулировать вопросы к тексту при помощи
учителя, пересказывать прозаические произведения с опорой на план/
опорные слова. Определять тему, идею произведения при помощи учителя.
Характеризовать главных героев, составлять их словесный портрет
используя технологическую карту. Сопоставлять героев и их поступки с
другими персонажами прочитанного произведения и персонажами других
произведений по опорному плану. Выявлять авторскую позицию при
помощи учителя. Высказывать своё отношение к событиям, изображённым
в произведении на доступном уровне. Писать отзыв о прочитанной книге.

Литература
народов
Российской
Федерации
(1 ч)
Зарубежная
литература
(8 ч)

Произведения приключенческого
жанра отечественных писателей (одно
по выбору).
Например, К. Булычёв «Девочка, с
которой ничего не случится»,
«Миллион приключений» (главы по
выбору) и др. (2 ч)
Стихотворения (одно по выбору).
Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня
соловья»; М. Карим. «Эту песню мать
мне пела» (1 ч)
Х. К. Андерсен.
Сказки (одна по выбору).
Например, «Снежная королева»,
«Соловей» (2 ч)

Зарубежная сказочная проза (одно
произведение по выбору).
Например, Л. Кэрролл. «Алиса в
Стране Чудес» (главы);
Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и
обратно» (главы) и др. (2 ч)

Воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на
вопросы, пересказывать текст. Определять тему, идею произведения при
помощи учителя. Характеризовать главных героев, основные события
используя технологическую карту. Писать отзыв о прочитанном
произведении.
Выстраивать
с помощью
учителя
траекторию
самостоятельного чтения.
Выразительно читать и анализировать поэтический текст. Характеризовать
лирического героя по предложенному плану. Определять после подробного
анализа и с помощью учителя общность темы и её художественное
воплощение в стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов
народов России. Выявлять художественные средства выразительности
используя дидактические материалы.
Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать. Определять сюжет,
композиционные и художественные особенности произведения с опорой на
технологическую карту и при помощи учителя. Формулировать вопросы к
отдельным фрагментам сказки по опорным вопросам. Характеризовать
главных героев, сравнивать их поступки используя технологическую карту.
Высказывать своё отношение к событиям и героям сказки на доступном
уровне. Определять связь сказки Х. К. Андерсена с фольклорными
произведениями при помощи наводящих вопросов учителя. Пользоваться
библиотечным каталогом для поиска книги.
Выразительно читать произведение, задавать вопросы к отдельным
фрагментам, формулировать тему и основную идею прочитанных глав при
помощи учителя. Рассуждать о героях и проблематике произведения,
обосновывать свои суждения с опорой на текст используя технологическую
карту. Выявлять своеобразие авторской сказочной прозы и её отличие от
народной сказки с опорой на справочные материалы. Выделять ключевые
эпизоды в тексте произведения после подробного анализа и при помощи
учителя. Писать отзыв о прочитанном произведении. Пользоваться
библиотечным каталогом для поиска книги.

Зарубежная проза о детях
и подростках (одно произведение по
выбору). Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера» (главы);
Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р.
Брэдбери. Рассказы. Например,
«Каникулы», «Звук бегущих ног»,
«Зелёное утро» и др. (1 ч)
Зарубежная приключенческая проза
(одно произведение по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров
сокровищ», «Чёрная стрела» (главы
по выбору) и др. (1 ч)
Зарубежная проза о животных (одно
произведение по выбору).
Например, Э. Сетон-Томпсон.
«Королевская аналостанка»;
Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»;
Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р.
Киплинг. «Маугли», «Рикки-ТиккиТави» (2 ч)

Воспринимать и выразительно ч
Отвечать на вопросы, самостоятельно
опорные слова, пересказывать содер
тему, идею произведения с помощью
героев, составлять их словесные порт
героев и их поступки с другими персо
на доступном уровне используя план.

Читать литературное произведение, о
формулировать вопросы к произведе
предварительного анализа. Сопоста
особенностям при помощи учителя
помощью учителя траекторию самост
Воспринимать и выразительно чи
Отвечать на вопросы, формулировать
пересказывать содержание произ
Сопоставлять произведения по жан
учителя используя план. Выстраива
самостоятельного чтения.

Количество учебных часов на тему может варьироваться на усмотрение
учителя, неизменным остаётся общее количество часов на весь год.
15 резервных уроков предназначены для самостоятельного распределения учителем количества
часов на тематическийконтроль, на дополнительное включение в тематическое планирование
авторов или произведений, на рекомендации по индивидуальному планированию
самостоятельного чтения, на обучение подготовке элементарных учебных проектов, наразвитие
умения пользоваться словарями и справочной литературой, в том числе в электронной форме и в
Интернете

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».