Рабочая программа учебного предмета Русский язык по АООП ООО для 8-9 класса Приказ от 20.09.2019 № 45-1-У

Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»,
утверждённое приказом от 20.09.2019г № 45/1-У
МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
8-9 классы

Полевской
2022-2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
овладение языковой культурой как средством познания мира;
понимание русского языка как одной из основных национально­
культурных ценностей русского народа;
понимание определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него
потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной
культуры;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками
и взрослыми в ходе образовательной деятельности;
умение различать учебные ситуации, в которых обучающийся может
действовать самостоятельно, и ситуации, где следует воспользоваться
справочной информацией или другими вспомогательными средствами;
умение ориентироваться в требованиях и правилах проведения
промежуточной и итоговой аттестации;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки различных
языковых явлений (грамматических категорий, морфологического состава и
т.п.);
устанавливать причинно­следственные связи при применении правил
русского языка;
владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для
извлечения и обобщения информации из одного или нескольких источников
с учетом поставленных целей;
применять и создавать схемы для решения учебных задач при
овладении предметом;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами.

Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;
оценивать качество своего вклада в общий продукт (например, при
написании коллективного сочинения, изложения);
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические нормы современного
русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
самостоятельно определять цели своего обучения русскому языку,
ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе его усвоения;
использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки
анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
владеть основами самооценки при выполнении учебных заданий по
русскому языку;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата;
понимать причины, по которым не был достигнут ожидаемый
результат деятельности, находить позитивное в произошедшей ситуации (за
диктант тройка, зато не было ошибок в написании безударных гласных);
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты по годам обучения формулируются по принципу
добавления новых результатов от года к году (результаты очередного года по
умолчанию включают результаты предыдущих лет).

8 КЛАСС
Общие сведения о языке
Иметь представление о русском языке как одном из славянских
языков.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания с опорой на план,
опорные слова объёмом не менее 8 предложений на основе жизненных
наблюдений,
личных
впечатлений,
чтения
научно-учебной,
художественной, научно-популярной и публицистической литературы
(монолог-описание,
монолог-рассуждение,
монолог-повествование);
выступать с научным сообщением с использованием презентации, плана.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках
изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объём не менее 5
реплик).
Владеть
различными
видами
аудирования:
выборочным,
ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи.
Владеть
различными
видами
чтения:
просмотровым,
ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать с опорой на план, опорные слова прочитанный
или прослушанный текст объёмом не менее 130 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научноучебных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 270 слов:
подробно, сжато и выборочно с опорой на план, опорные слова передавать
в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных
научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём
исходного текста должен составлять не менее 220 слов; для сжатого и
выборочного изложения – не менее 250 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом с
использованием речевого клише.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100120 слов; словарного диктанта объёмом 25-30 слов; диктанта на основе
связного текста объёмом 100-120 слов, составленного с учётом ранее
изученных правил содержащего не более 24 орфограмм, 10 пунктограмм и
не более 10 слов с непроверяемыми написаниями); понимать особенности
использования мимики и жестов в разговорной речи; объяснять
национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной

речи и на письме правила русского речевого этикета.
Текст
Анализировать по смысловой опоре текст с точки зрения его
соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли,
грамматической связи предложений, цельности и относительной
законченности; указывать по визуальной опоре способы и средства связи
предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его
принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать
языковые средства выразительности в тексте (фонетические,
словообразовательные, лексические, морфологические).
Распознавать с направляющей помощью педагога тексты разных
функционально-смысловых типов речи; анализировать с опорой на
алгоритм тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров;
применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов
и в речевой практике.
Создавать по плану, опорным словам тексты различных
функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и
читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе
сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; сочинения
объёмом от 80 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: создавать
тезисы, конспект; извлекать информацию из различных источников, в том
числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и
использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научноучебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание
таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать
тексты:
собственные/созданные
другими
обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставлять исходный и отредактированный тексты.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать
особенности
официально-делового
стиля
(заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и
научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на
научную тему), выявлять сочетание различных функциональных
разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте.
Создавать тексты с опорой на образец официально-делового стиля
(заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика),
публицистических жанров; оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

СИСТЕМА ЯЗЫКА
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики.
Распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Различать функции знаков препинания.
Словосочетание
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам
главного слова: именные, глагольные, наречные; определять типы
подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление,
примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний.
Применять нормы построения словосочетаний.
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства
оформления предложения в устной и письменной речи; различать функции
знаков препинания.
Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной
окраске, характеризовать с опорой на алгоритм их интонационные и
смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в
побудительных предложениях; использовать в текстах публицистического
стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения.
Распознавать предложения по количеству грамматических основ;
различать с опорой на визуализацию способы выражения подлежащего,
виды сказуемого и способы его выражения. Применять нормы построения
простого предложения, использования инверсии; применять нормы
согласования сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным
словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами большинство –
меньшинство, количественными сочетаниями. Применять с опорой на
алгоритм нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных
членов, предложения полные и неполные (понимать особенности
употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в
устной речи интонации неполного предложения).
Различать с опорой на визуализацию виды второстепенных членов
предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение
как особый вид определения; прямые и косвенные дополнения, виды
обстоятельств).
Распознавать с направляющей помощью педагога односоставные
предложения, их грамматические признаки, морфологические средства
выражения главных членов; различать виды односоставных предложений
(назывное предложение, определённо-личное предложение, неопределённоличное
предложение,
обощённо-личное
предложение,
безличное

предложение); характеризовать с направляющей помощью педагога
грамматические различия односоставных предложений и двусоставных
неполных предложений; выявлять с опорой на алгоритм синтаксическую
синонимию односоставных и двусоставных предложений; понимать
особенности употребления односоставных предложений в речи;
характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные
особенности предложений со словами да, нет.
Характеризовать с использованием визуальной опоры признаки
однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная
связь); различать однородные и неоднородные определения; находить
обобщающие слова при однородных членах; понимать особенности
употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов.
Применять нормы построения предложений с однородными членами,
связанными двойными союзами не только… но и, как… так и.
Применять при необходимости с визуальной поддержкой
нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными
членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов (и... и,
или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo); нормы постановки знаков
препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах
при необходимости с визуальной поддержкой.
Распознавать простые неосложнённые предложения, в том числе
предложения с неоднородными определениями; простые предложения,
осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим
словом при однородных членах, осложнённые обособленными членами,
обращением, вводными словами и предложениями, вставными
конструкциями, междометиями.
Различать виды обособленных членов предложения, применять нормы
обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе
приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов,
пояснительных и присоединительных конструкций. Применять нормы
постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом;
нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том
числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов,
пояснительных и присоединительных конструкций; нормы постановки
знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями,
обращениями и междометиями.
Различать группы вводных слов по значению, различать вводные
предложения и вставные конструкции; понимать особенности
употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями
и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи,
понимать их функции; выявлять синонимию членов предложения и вводных
слов, словосочетаний и предложений.
Применять нормы построения предложений с вводными словами и
предложениями,вставными
конструкциями,обращениями

(распространёнными и нераспространёнными), междометиями.
Распознавать при необходимости с визуальной поддержкой сложные
предложения, конструкции с чужой речью (в рамках изученного).
Проводить с опорой на алгоритм синтаксический разбор
словосочетаний, синтаксический и пунктуационный разбор предложений;
применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового
анализа различных видов и в речевой практике.
9КЛАСС
Общие сведения о языке
Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства,
общества; понимать внутренние и внешние функции русского языка и уметь
рассказать о них.
Язык и речь
Создавать с использованием речевого клише устные монологические
высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных
впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научнопопулярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолограссуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении
(побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение
информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические)
темы (объём не менее 6 реплик).
Владеть
различными
видами
аудирования:
выборочным,
ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи.
Владеть
различными
видами
чтения:
просмотровым,
ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать с опорой на план, опорные слова прочитанный
или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 120130 слов; словарного диктанта объёмом 30-35 слов; диктанта на основе
связного текста объёмом 120-130 слов, составленного с учётом ранее
изученных правил правописания (в том числе содержащего не более 24
орфограмм, 15 пунктограмм и не более 10 слов с непроверяемыми
написаниями).

Текст
Анализировать с использованием речевого клише текст: определять и
комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок,
отражающий тему или главную мысль текста.
Устанавливать принадлежность текста к функциональносмысловому типу речи.
Находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование,
рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам,
зачину или концовке.
Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.
Создавать с использованием речевого клише высказывание на основе
текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в
устной и письменной форме.
Создавать с использованием речевого клише тексты с опорой на
жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе
сочинения-миниатюры объёмом 7 и более предложений или объёмом не
менее 5-6 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет
раскрыть тему, выразить главную мысль); сочинения объёмом от 100 слов с
учётом стиля и жанра сочинения, характера темы.
Владеть умениями информационной переработки текста: выделять
главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию
из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и
справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научноучебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы,
схемы в виде текста.
Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме
содержание прослушанных и прочитанных текстов различных
функционально-смысловых типов речи после предварительного анализа
(для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не
менее 250 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 280 слов).
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися
тексты с целью совершенствования их содержания (проверка
фактического материала, начальный логический анализ текста –
целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка
Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации
речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для
научного стиля; основные особенности языка художественной литературы;
особенности сочетания элементов разговорной речи и разных
функциональных стилей в художественном произведении.

Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи,
понимать особенности их сочетания в пределах одного текста; понимать
особенности употребления языковых средств выразительности в текстах,
принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи,
функциональным разновидностям языка.
Использовать с помощью визуальной опоры при создании
собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к
различным функционально-смысловым типам речи, функциональным
разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания
реферата.
Составлять с опорой на образец тезисы, конспект, писать рецензию,
реферат.
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной
функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять
речевые недостатки, редактировать текст.
Выявлять отличительные особенности языка художественной
литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями
языка. Распознавать с использованием опорной схемы метафору,
олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Сложносочинённое предложение
Выявлять основные средства синтаксической связи между частями
сложного предложения.
Распознавать при необходимости с опорой на алгоритм сложные
предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения
(сложносочинённые и сложноподчинённые).
Характеризовать при необходимости по смысловой опоре
сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и
интонационное единство частей сложного предложения.
Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого
предложения,
интонационные
особенности
сложносочинённых
предложений с разными типами смысловых отношений между частями.
Понимать
особенности
употребления
сложносочинённых
предложений в речи.
Понимать основные нормы построения сложносочинённого
предложения.
Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых
предложений и простых предложений с однородными членами;
использовать соответствующие конструкции в речи.
Проводить при необходимости с опорой на алгоритм синтаксический
и пунктуационный разбор сложносочинённых предложений.

Применять
нормы
постановки
знаков
препинания
в
сложносочинённых предложениях.
Сложноподчинённое предложение
Распознавать при необходимости с опорой на алгоритм
сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части
предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения.
Различать при необходимости с опорой на таблицу подчинительные
союзы и союзные слова.
Различать при необходимости по смысловой опоре виды
сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений
между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим
средствам связи, выявлять особенности их строения.
Выявлять с использованием опорной схемы сложноподчинённые
предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые
предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и
обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и
степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели).
Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение
придаточных частей.
Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых
предложений
и
простых
предложений
с
обособленными
членами;использовать соответствующие конструкции в речи.
Понимать основные нормы построения сложноподчинённого
предложения,
особенности
употребления
сложноподчинённых
предложений в речи.
Проводить
синтаксический
и
пунктуационный
разбор
сложноподчинённых предложений.
Применять при необходимости с опорой на образец нормы
построения сложноподчинённых предложений и постановки знаков
препинания в них.
Бессоюзное сложное предложение
Характеризовать при необходимости с опорой на образец смысловые
отношения между частями бессоюзного сложного предложения,
интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.
Понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного
сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных
предложений в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзных
сложных предложений.
Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных
предложений и союзных сложных предложений, использовать
соответствующие конструкции в речи; применять нормы постановки
знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной

связи
Распознавать с использованием алгоритма последовательности
действий типы сложных предложений с разными видами связи.
Понимать основные нормы построения сложных предложений с
разными видами связи.
Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный разбор сложных
предложений с разными видами связи.
Применять правила при необходимости с использованием опорной
схемы постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными
видами связи.
Прямая и косвенная речь
Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию
предложений с прямой и косвенной речью.
Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в
высказывание.
Применять правила построения предложений с прямой и косвенной
речью, при цитировании.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
8 КЛАСС
Общие сведения о языке
Русский язык в кругу других славянских языков.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;
выступление с научным сообщением.
Диалог.
Текст
Текст и его основные признаки.
Особенности функционально-смысловых типов речи (повествование,
описание, рассуждение).
Информационная переработка текста: извлечение информации из
различных источников; использование лингвистических словарей; тезисы,
конспект.
Функциональные разновидности языка
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности.

Жанры официально-делового стиля (заявление, объяснительная
записка, автобиография, характеристика).
Научный стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности.
Жанры научного стиля (реферат, доклад на научную тему).
Сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте,
средства связи предложений в тексте.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел лингвистики.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Пунктуация. Функции знаков препинания.
Словосочетание
Основные признаки словосочетания.
Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного
слова: глагольные, именные, наречные.
Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование,
управление, примыкание.
Синтаксический разбор словосочетаний.
Грамматическая синонимия словосочетаний.
Нормы построения словосочетаний.
Предложение
Предложение. Основные признаки предложения: смысловая и
интонационная законченность, грамматическая оформленность.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные, побудительные) и по эмоциональной окраске
(восклицательные, невосклицательные). Их интонационные и смысловые
особенности.
Употребление языковых форм выражения побуждения в
побудительных предложениях.
Средства оформления предложения в устной и письменной речи
(интонация, логическое ударение, знаки препинания).
Виды предложений по количеству грамматических основ (простые,
сложные).
Виды простых предложений по наличию главных членов
(двусоставные, односоставные).
Виды предложений по наличию второстепенных членов
(распространённые, нераспространённые).
Предложения полные и неполные.
Употребление неполных предложений в диалогической речи,
соблюдение в устной речи интонации неполного предложения.
Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности

предложений со словами да, нет.
Нормы построения простого предложения, использования инверсии.
Двусоставное предложение
Главные члены предложения
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Способы выражения подлежащего.
Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное,
составное именное) и способы его выражения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным
словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами большинство –
меньшинство, количественными сочетаниями.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения, их виды.
Определение как второстепенный член предложения. Определения
согласованные и несогласованные.
Приложение как особый вид определения.
Дополнение как второстепенный член предложения.
Дополнения прямые и косвенные.
Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды
обстоятельств (места, времени, причины, цели, образа действия, меры и
степени, условия, уступки).
Односоставные предложения
Односоставные предложения, их грамматические признаки.
Грамматические
различия
односоставных
предложений
и
двусоставных неполных предложений.
Виды односоставных предложений: назывные, определённо-личные,
неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные предложения.
Синтаксическая синонимия односоставных и двусоставных
предложений.
Употребление односоставных предложений в речи.
Простое осложнённое предложение
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения, их признаки, средства связи. Союзная
и бессоюзная связь однородных членов предложения.
Однородные и неоднородные определения.
Предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Нормы построения предложений с однородными членами,
связанными двойными союзами не только… но и, как… так и.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с
однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся
союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo).
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с
обобщающими словами при однородных членах.

Нормы постановки знаков препинания в простом и сложном
предложениях с союзом и.
Предложения с обособленными членами
Обособление. Виды обособленных членов предложения (обособленные
определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства,
обособленные дополнения).
Уточняющие
члены
предложения,
пояснительные
и
присоединительные конструкции.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях со
сравнительным оборотом;
нормы
обособления
согласованныхи
несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений,
обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных
конструкций.
Предложения с обращениями, вводными и вставными
конструкциями
Обращение. Основные функции обращения. Распространённое и
нераспространённое обращение.
Вводные конструкции.
Группы вводных конструкций по значению (вводные слова со
значением различной степени уверенности, различных чувств, источника
сообщения, порядка мыслей и их связи, способа оформления мыслей).
Вставные конструкции.
Синонимия вводных конструкций.
Нормы построения предложений с вводными словами и
предложениями,
вставными
конструкциями,
обращениями
(распространёнными и нераспространёнными), междометиями.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и
вставными конструкциями, обращениями и междометиями.
9 КЛАСС
Общие сведения о языке
Роль русского языка в Российской Федерации.
Русский язык в современном мире.
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах.
Язык и речь
Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог
(повторение).
Виды речевой деятельности: говорение, письмо, аудирование, чтение
(повторение).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.

Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое,
поисковое.
Создание
устных
и
письменных
высказываний
разной
коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий
общения, с опорой на жизненный и читательский опыт, на иллюстрации,
фотографии, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или
прослушанного текста.
Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных)
русского литературного языка в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний.
Приёмы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями,
справочной литературой.
Текст
Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте, в
том числе сочетание элементов разных функциональных разновидностей
языка в художественном произведении.
Особенности употребления языковых средств выразительности в
текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам
речи.
Информационная переработка текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности современного русского языка:
разговорная речь; функциональные стили: научный (научно-учебный),
публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы
(повторение, обобщение).
Научный стиль. Сфера употребления, функции, типичные ситуации
речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для
научного стиля. Тезисы, конспект, реферат, рецензия.
Язык художественной литературы и его отличие от других
разновидностей современного русского языка. Основные признаки
художественной
речи:
образность,
широкое
использование
изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств
других функциональных разновидностей языка.
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка,
их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,
олицетворение и др.).
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении (повторение).

Классификация сложных предложений.
Смысловое, структурное и интонационное единство частей
сложного предложения.
Сложносочинённое предложение
Понятие о сложносочинённом предложении, его строении.
Виды сложносочинённых предложений. Средства связи частей
сложносочинённого предложения.
Интонационные особенности сложносочинённых предложений с
разными смысловыми отношениями между частями.
Употребление
сложносочинённых
предложений
в
речи.
Грамматическая синонимия сложносочинённых предложений и простых
предложений с однородными членами.
Нормы построения сложносочинённого предложения; нормы
постановки знаков препинания в сложных предложениях (обобщение).
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённых
предложений.
Сложноподчинённое предложение
Понятие о сложноподчинённом предложении. Главная и придаточная
части предложения.
Союзы и союзные слова. Различия подчинительных союзов исоюзных
слов.
Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых
отношений между главной и придаточной частями, структуре,
синтаксическим средствам связи.
Грамматическая синонимия сложноподчинённых предложений и
простых предложений с обособленными членами.
Сложноподчинённые
предложения
с
придаточными
определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными
изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными
места, времени. Сложноподчинённые предложения с придаточными
причины, цели и следствия. Сложноподчинённые предложения с
придаточными условия, уступки. Сложноподчинённые предложения с
придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными.
Нормы построения сложноподчинённого предложения; место
придаточного определительного в сложноподчинённом предложении;
построение
сложноподчинённого
предложения
с
придаточным
изъяснительным, присоединённым к главной части союзом чтобы,
союзными словами какой, который. Типичные грамматические ошибки
при построении сложноподчинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных
частей.

Нормы постановки знаков препинания в сложноподчинённых
предложениях.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого
предложения.
Бессоюзное сложное предложение
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного
предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Употребление
бессоюзных сложных предложений в речи. Грамматическая синонимия
бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения,
дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные
сложные
предложения
со
значением
противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в
бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного
предложения.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной
связи
Типы сложных предложений с разными видами связи.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с
разными видами союзной и бессоюзной связи.
Прямая и косвенная речь
Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и
косвенной речью.
Цитирование. Способы включения цитат в высказывание.
Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью; нормы
постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с
прямой речью, при цитировании.
Применение знаний по синтаксису и пунктуации в практике
правописания.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
8 класс
Раздел
Повторение
пройденного
классе

в

Контрольные работы
Контрольный
диктант по теме
«Повторение
7
материала,
изученного в 5-7
классах».

Сочинение

Изложение

Изложение
элементами
сочинения.

Простое
предложение

Двусоставное
предложение

Простое осложненное
предложение

Контрольный
диктант по теме
«Главные
члены
предложения».
Контрольная работа
по
теме
«Второстепенные
члены
предложения».
Контрольная работа
по теме «Основа
предложения».

Обособленные члены
предложения
Слова, грамматически
не
связанные
с
членами
предложения

с

Сжатое изложение.
Контрольный
диктант по теме
«Пунктуация».
Контрольная работа
по
теме
«Пунктуация».

Систематизация
и
Итоговая
обобщение
контрольная работа
изученного материала
за курс 8 класса.
в 8 классе

9 класс
Раздел

Контрольные работы
Контрольный
диктант на тему
Повторение
«Повторение
пройденного в 5-8
материала,
классах
изученного в 5-8
классах».
Сложные
союзные
предложения

Сложносочиненное
предложение

Сочинение

Изложение

Сочинениерассуждение.

Контрольный
диктант на тему
«Сложносочиненное
предложение».
Изложение
элементами
сочинения.

с

Контрольный тест
«Сложноподчиненно
е предложение».
Сложноподчиненное
предложение

Контрольный
диктант на тему
«Сложноподчиненно
е предложение».
Сочинениерассуждение.

Бессоюзное сложное
предложение
Систематизация и
обобщение
изученного материала
в 5-9 классах

Изложение
элементами
сочинения.
Контрольный
диктант.
Итоговая
контрольная работа
за курс 9 класса.

с

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Общее количество — 136 часов.
Повторение — 11 часов, из них в начале учебного года — 7 часов; вконце учебного года — 4 часа.
Количество часов для проведения итогового контроля (включая сочинения, изложения, тестовые работыи
другие формы контроля) — 9 часов.
Основное содержание
Основные виды
Тематические
деятельности обучающихся
блоки, темы
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (1 ч) ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА (7 ч)
Иметь представление о русском языке как одном из
Русский языкв
Русский язык как один из
восточнославянских языков, уметь рассказать об этом.
кругу других
славянских языков
Извлекать информацию из различных источников
славянских
Повторение и систематизация
языков (1 ч)
Повторение и
систематизация
материала (7ч)

изученного в 5-7 классах.

ЯЗЫК И РЕЧЬ (8 ч)
Виды речи.Монолог и
диалог.
Их разновидности

Монолог-описание, монолограссуждение, монологповествование; выступление
с научным сообщением.
Диалог

Создавать устные монологические высказывания с
опорой на план,опорные слова на основе жизненных
наблюдений, личных
впечатлений, чтения научно-учебной,
художественной, научно- популярной и
публицистической литературы (в течение учебного
года).
Выступать с научным сообщением с
использованием презентации,плана.

Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках
изученного)
и темы на основе жизненных наблюдений (в течение
учебного года).Устно пересказывать с опорой на план,
опорные слова прочитанныйили прослушанный текст.
Представлять сообщение на заданную тему в виде
презентации. Создавать с направляющей
помощью педагога тексты различных
функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение) с опорой на
жизненный ичитательский опыт; тексты с опорой на
произведения искусства (втечение учебного года).
Создавать с опорой на план, опорные слова тексты
официальноделового стиля (заявление, объяснительная ­записка,
автобиография,характери­стика), публицистических
жанров.
Оформлять деловые бумаги (в рамках изученного).
Выбирать языковые средства для
создания высказывания в соответствии с
целью, темой икоммуникативным
замыслом.
Редактировать собственные тексты с целью
совершенствования ихсодержания и формы.
Сопоставлять исходный и отредактированный тексты.
Анализировать примеры использования мимики и жестов
вразговорной речи.
Объяснять национальную обусловленность норм
речевого этикета.Применять в устной речи и на
письме правила русского речевого этикета.
Использовать приёмы аудирования различных видов.

Анализировать содержание прослушанных
научно-учебных,художественных,
публицистических текстов различных
функциональносмысловых типов
речи.
Подробно, сжато и выборочно передавать с опорой на
план, опорныеслова в устной и письменной форме
содержание прослушанных и прочитанных научноучебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых
типов речи.
Применять различные приёмы просмотрового,
ознакомительного,изучающего, поискового чтения.
Анализировать с использованием речевого
клише содержаниепрочитанных научноучебных, художественных,
публицистических текстов различных функциональносмысловыхтипов речи.
ТЕКСТ (7 ч)
Текст и его
признаки.
Функциональносмысловыетипы
речи.
Смысловой
анализ
текста.
Информационная
переработка текста

Текст и его основные
признаки.
Особенности функциональносмысловых типов речи
(повествование, описание,
рассуждение).
Информационная переработка
текста: извлечение
информации из различных
источников; использование
лингвистических словарей;

Анализировать с использованием речевого клише текст
с точки зренияего соответствия основным признакам:
наличия темы, главной мысли, грамматической связи
предложений, цельности и относительной
законченности; указывать способы и средства связи
предложений в тексте; анализировать с использованием
речевого клише текст с точкизрения его
принадлежности к функционально-смысловому типу
речи; анализировать языковые средства
выразительности в тексте (фонетические,
словообразовательные, лексические,

тезисы, конспект

Официальноделовой
стиль.
Жанры
официальноделового стиля.
Научныйстиль.
Жанры научного
стиля

морфологические) (обобщение, в течение года).
Распознавать тексты разных функциональносмысловых типов речи;анализировать тексты разных
функциональных разновидностей языка и жанров;
применять эти знания при выполнении анализа
различных видов и в речевой практике.
Проводить информационную переработку текста:
создавать
тезисы, конспект; извлекать информацию из различных
источников;пользоваться лингвистическими словарями
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА (6 ч)
Официально-деловой стиль.
Анализировать тексты разных функциональных
Сфера употребления,
разновидностей языкаи жанров; применять эти знания
функции, языковые
при выполнении анализа различных видов и в речевой
особенности.
практике.
Жанры официально-делового
Характеризовать особенности жанров
официально-делового инаучного стилей.
стиля (заявление,
Создавать с опорой на образец тексты официальнообъяснительная записка,
делового стиля (заявление, объяснительная записка,
автобиография,
автобиография, характеристика).Создавать с опорой на
характеристика).
образец рефераты и доклады на научную тему
Научный стиль. Сфера
употребления, функции,
языковые особенности.
Жанры научного стиля
(реферат, доклад на научную
тему). Сочетание различных
функциональных
разновидностей языка втексте,
средства связипредложений в
тексте
СИСТЕМА ЯЗЫКА (107 ч)

СИНТАКСИС. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПУНКТУАЦИЯ (4 ч)
Синтаксис как
Синтаксис как раздел
Иметь представление о синтаксисе как разделе
раздел
лингвистики.
лингвистики. Распознавать словосочетание и
лингвистики.
Словосочетание и
предложение как единицы синтаксиса.Различать функции
Пунктуация.
предложение как единицы
знаков препинания.
Функции знаков
синтаксиса. Типы
Проводить с опорой на визуализацию синтаксический
препинания
синтаксической связи
разборсловосочетаний, синтаксический и
(сочинительная и
пунктуационный анализ
подчинительная) (общее
предложений; применять знания по синтаксису и
представление). Пунктуация.
пунктуации при выполнении языкового анализа различных
Функции знаков препинания
видов и в речевой практике
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (9 ч)
Словосочетание и
Основные признаки
Распознавать словосочетания по морфологическим
его признаки.
словосочетания: наличие двух
свойствам главногослова: именные, глагольные,
и более знаменательных слов
наречные; определять типы
Виды
словосочетаний по
и подчинительной связи
подчинительной связи слов в словосочетании:
морфологическим
между ними.
согласование,
Виды словосочетаний по
управление, примыкание; выявлять
свойствам главного
морфологическим свойствам
грамматическую синонимиюсловосочетаний.
слова.
Определять основания для сравнения и сравнивать
Типы подчинительной
главного слова: глагольные,
связи в
именные, наречные.
словосочетанияразных видов, с разными типами
словосочетании
подчинительной связи.
Типы подчинительной
Применять нормы построения словосочетаний.
связислов в
Проводить синтаксический разбор словосочетаний,
словосочетании:
синтаксический ипунктуационный разбор предложений;
согласование, управление,
применять знания по
примыкание.
синтаксису и пунктуации при выполнении языкового
Грамматическая синонимия
анализа различных видов и в речевой практике.
словосочетаний. Нормы
построения словосочетаний.
Синтаксический разбор

словосочетаний
Предложениеи его
основные
признаки.
Виды предложений(9
ч)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (94 ч)
Основные признаки
Характеризовать предложения, опираясь на основные
предложения: смысловая и
признаки, применять средства оформления
интонационная
предложения в устной и письменнойречи; различать
законченность,
функции знаков препинания.
грамматическая
Определять основания для сравнения
оформленность.
и сравнивать словосочетание и предложение.
Виды предложений по цели
Распознавать с опорой на визуализацию предложения
высказывания
по целивысказывания, эмоциональной окраске,
(повествовательные,
характеризовать их интонационные и смысловые
вопросительные,
особенности, языковые формы выражения побуждения
побудительные) и по
в побудительных предложениях.
эмоциональной окраске
Распознавать предложения по количеству
(восклицательные,
грамматических основ. Распознавать предложения
невосклицательные). Их
по наличию главных и второстепенныхчленов,
интонационные и смысловые
предложения полные и неполные.
особенности. Языковые
Анализировать примеры употребления неполных
формы выражения
предложений в
побуждения в побудительных
диалогической речи и выявлять особенности
предложениях.
интонации неполного предложения. Проводить
синтаксический и пунктуационный разбор
Средства оформления
предложений; применять знания по синтаксису и
предложения в устной и
пунктуации при
письменной речи: интонация,
логическое ударение, знаки
выполнении языкового анализа различных видов и в
препинания.
речевой практике.
Употреблять
Виды предложений по
неполные предложения
количеству грамматических
в диалогической речи.
основ (простые, сложные).
Определять основания для сравнения и сравнивать
Нормы постановки знаков
предложенияразных видов.

Двусоставное
предложение.
Главные члены
предложения
(грамматическая
основа) (9 ч)

препинания в простом и
сложном предложениях с
союзом и.
Виды простых предложений
по наличию главных членов
(двусоставные,
односоставные).
Виды предложений по
наличию второстепенных
членов (распространённые,
нераспространённые).
Предложения полные и
неполные. Неполные
предложения в диалогической
речи, интонация неполного
предложения.
Грамматические,
интонационные и
пунктуационные особенности
предложений со словами да,
нет.
Нормы построения простого
предложения, использования
инверсии.
Подлежащее и сказуемое как
главные члены предложения.
Способы выражения
подлежащего.
Виды сказуемого (простое
глагольное, составное
глагольное, составное

Конструировать с направляющей помощью педагога
предложенияразных видов.

Различать с опорой на визуализацию выражения
подлежащего, виды
сказуемого и способы его выражения.
Анализировать и применять нормы построения простого
предложения, анализировать примеры использования
инверсии.
Применять с опорой на визуализацию нормы

именное) и способы его
выражения.
Тире между подлежащим и
сказуемым.
Нормы согласования
сказуемого с подлежащим,
выраженным
словосочетанием,
сложносокращёнными
словами, словами
большинство —
меньшинство,
количественнымисочетаниями
Второстепенные
члены предложения
(13 ч)

Второстепенные члены
предложения, их виды.
Определение как
второстепенный член
предложения. Определения
согласованные и
несогласованные.
Приложение как особый вид
определения.
Дополнение как
второстепенный член
предложения.
Дополнения прямые
и косвенные.
Обстоятельство как
второстепенный член
предложения. Виды
обстоятельств (места,

согласования сказуемого
с подлежащим, в том числе нормы согласования
сказуемого с
подлежащим, выраженным словосочетаниями,
сложносокращёнными
словами, словами большинство — меньшинство,
количественными
сочетаниями.
Анализировать с опорой на алгоритм примеры
постановки тире между
подлежащим и сказуемым.
Проводить с опорой на алгоритм синтаксический и
пунктуационный
разбор предложений.
Различать с опорой на визуализацию виды
второстепенных членов
предложения (согласованные и несогласованные
определения,
приложение как особый вид определения; прямые и
косвенные
дополнения; обстоятельства разных видов).
Распознавать простые неосложнённые предложения.
Проводить синтаксический и пунктуационный разбор
предложений.
Определять основания для сравнения и сравнивать с
опорой на
визуализацию предложения с разными видами
второстепенных
членов.
Моделировать с направляющей помощью педагога
предложения с
разными видами второстепенных членов

Односоставные
предложения.
Виды
односоставных
предложений
(14 ч)

времени, причины, цели,
образа действия, меры и
степени, условия, уступки)
Односоставные предложения,
их грамматические признаки.
Виды односоставных
предложений (назывные,
определённо-личные,
неопределённо-личные,
обобщённо-личные, безличные
предложения).
Грамматические различия
односоставных предложений
и двусоставных неполных
предложений.
Синтаксическая синонимия
односоставных и
двусоставных предложений.
Особенности употребления
односоставных предложенийв
речи.

Распознавать с направляющей помощью педагога
односоставные
предложения, их грамматические признаки,
морфологические
средства выражения главного члена предложения.
Различать с направляющей помощью педагога виды
односоставных
предложений (назывные предложения, определённоличные
предложения, неопределённо-личные предложения,
обобщённо-личные
предложения, безличные предложения).
Характеризовать с направляющей помощью педагога
грамматические
различия односоставных предложений и
двусоставных неполных предложений. Выявлять с
опорой на алгоритм
синтаксическую синонимию односоставных и
двусоставных
предложений.
Определять основания для сравнения и сравнивать с
направляющей
помощью педагога односоставные предложения разных
видов.
Моделировать с направляющей помощью педагога
односоставные. предложения разных видов.
Понимать особенности употребления односоставных
предложений вречи.
Проводить с опорой на алгоритм синтаксический и

Простое
осложнённое
предложение.
Предложенияс
однородными
членами (16 ч)

Однородные члены
предложения, их признаки,
средства связи.
Союзная и бессоюзная связь
однородных членов
предложения.
Однородные и неоднородные
определения.
Предложения с
обобщающими словами при
однородных членах.
Нормы построения
предложений с однородными
членами, связанными
двойными союзами не
только…
но и, как… так и.
Нормы постановки знаков
препинания в предложениях с
однородными членами,
связанными попарно, с
помощью повторяющихся

пунктуационный разбор предложений; применять
знания по синтаксису и пунктуациипри выполнении
языкового анализа различных видов и в речевой
практике.
Анализировать примеры употребления односоставных
предложений вречи, выявлять особенности
употребления односоставных
предложений.
Употреблять односоставные предложения в речи.
Моделировать с направляющей помощью педагога
предложения соднородными членами.
Находить обобщающие слова при однородных членах.
Выявлять и понимать особенности употребления в
речи сочетанийоднородных членов разных типов.
Анализировать предложения
с однородными членами, связанными двойными
союзами не только…но и, как… так и.
Конструировать предложения, применяя нормы
построения
предложений с однородными членами, связанными
двойными союзами
не только… но и, как… так и.
Применять при необходимости с визуальной
поддержкой нормыпостановки знаков препинания
в предложениях с однородными
членами, связанными попарно, с помощью
повторяющихся союзов (и...и, или... или, либo... либo,
ни... ни, тo... тo); нормы постановки знаков
препинания в предложениях с обобщающим словом при
однородных членах.
Проводить с опорой на алгоритм синтаксический и

Предложения с
обособленны ми
членами. Виды
обособленных
членов
предложения.
Уточняющие
члены
предложения,
пояснительные и
присоединитеьные
конструкции(17 ч)

союзов (и... и, или... или,
либo... либo, ни... ни, тo...
тo).
Нормы постановки знаков
препинания в предложениях с
обобщающими словами при
однородных членах.
Нормы постановки знаков
препинания в простом и
сложном предложенияхс союзом
и
Обособление. Виды
обособленных членов
предложения: обособленные
определения, приложения,
обстоятельства, дополнения.
Уточняющие члены
предложения, пояснительные
и присоединительные
конструкции.
Нормы постановки знаков
препинания в предложениях
со сравнительным оборотом;
нормы обособления
согласованных и
несогласованных определений,
приложений, дополнений,
обстоятельств, уточняющих
членов, пояснительных и
присоединительных
конструкций.

пунктуационный разбор предложений.

Различать виды обособленных
членов предложения, анализировать
примеры обособлениясогласованных
и несогласованных определений, приложений,
дополнений, обсто-ятельств, уточняющих членов,
пояснительных и присоединительных конструкций.
Применять нормы постановки знаков препинания в
предложениях сосравнительным оборотом.
Применять нормы обособления согласованных и
несогласованных определений, приложений,
дополнений, обстоятельств, уточняющихчленов,
пояснительных и присоединительных конструкций.
Определять основания для сравнения и сравнивать
предложения сразными видами обособления и
уточнения.
Проводить синтаксический и пунктуационный разбор
предложений.Моделировать с направляющей помощью
педагога предложения с разными видами обособления и
уточнения.

Предложенияс
обращениями,
вводными и
вставными
конструк­циями.
Обращение.
Вводные
конструкции.
Вставные
конструкции
(16 ч)

Обращение.
Различать группы вводных слов по значению.
Распространённое и
Различать вводные предложенияи вставные конструкции.
нераспространённое обращение.
Основные функции обращения.
Вводные конструкции.
Группы вводных конструкций
по значению: вводные слова со
значением различной степени
уверенности, различных
чувств, источника
сообщения, порядка мыслей и
их связи, способа оформления
мыслей.
Вставные конструкции.
Синонимия членов
предложения и вводных слов,
словосочетаний и
предложений.
Нормы построения
предложений с
вводными и вставными
конструкциями, обращениями
(распространёнными и
нераспространёнными),
междометиями.
Нормы постановки знаков
препинания в предложениях с
вводными и вставными
конструкциями, обращениямии
междометиями

Выявлять и понимать особенности употребления
вводных слов,
вводных предложений и вставных конструкций,
обращений и
междометий в речи, понимать их функции.
Выявлять синонимию членов предложения и вводных
слов,
словосочетаний и предложений.
Применять нормы построения предложений с вводными
и вставными
конструкциями, обращениями (распространёнными и
нераспространёнными), междометиями.
Распознавать простые предложения, осложнённые
обращениями,
вводными и вставными конструкциями, междометиями.
Определять основания для сравнения и сравнивать
предложения с
различными вводными конструкциями.
Проводить с опорой на алгоритм синтаксический и
пунктуационный
разбор предложений;
применять знания по синтаксису и пунктуации при
выполнении
языкового анализа различных видов и в речевой практике.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».