Рабочая программа учебного предмета Русский язык по АООП ООО для 6 класса Приказ от 19.12.2022 № 59-У

Приложение к
Адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования
МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»,
утвержденной приказом
от 19.12.2022 номер 59-У

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6 КЛАСС

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
овладение языковой культурой как средством познания мира;
понимание русского языка как одной из основных национально­
культурных ценностей русского народа;
понимание определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него
потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной
культуры;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками
и взрослыми в ходе образовательной деятельности;
умение различать учебные ситуации, в которых обучающийся может
действовать самостоятельно, и ситуации, где следует воспользоваться
справочной информацией или другими вспомогательными средствами;
умение ориентироваться в требованиях и правилах проведения
промежуточной и итоговой аттестации;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки различных
языковых явлений (грамматических категорий, морфологического состава и
т.п.);
устанавливать причинно­следственные связи при применении правил
русского языка;
владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для
извлечения и обобщения информации из одного или нескольких источников
с учетом поставленных целей;
применять и создавать схемы для решения учебных задач при
овладении предметом;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами.

Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;
оценивать качество своего вклада в общий продукт (например, при
написании коллективного сочинения, изложения);
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические нормы современного
русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
самостоятельно определять цели своего обучения русскому языку,
ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе его усвоения;
использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки
анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
владеть основами самооценки при выполнении учебных заданий по
русскому языку;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата;
понимать причины, по которым не был достигнут ожидаемый
результат деятельности, находить позитивное в произошедшей ситуации (за
диктант тройка, зато не было ошибок в написании безударных гласных);
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты по годам обучения формулируются по принципу
добавления новых результатов от года к году (результаты очередного года по
умолчанию включают результаты предыдущих лет).
6 КЛАСС
Общие сведения о языке
Характеризовать функции русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить
примеры с направляющей помощью педагога использования русского языка
как государственного языка Российской Федерации и как языка
межнационального общения (в рамках изученного).
Иметь представление о русском литературном языке.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6
предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной,
художественной и доступной для понимания научно-популярной
литературы
(монолог-описание,
монолог-повествование,
монолограссуждение); выступать с сообщением на лингвистическую тему с опорой
на презентацию, развернутый план.
Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями)
объёмом не менее 4 реплик.
Владеть
различными
видами
аудирования:
выборочным,
ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: ознакомительным, изучающим,
поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом
не менее 100 слов с опорой на план, опорные слова.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно- учебных и
художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее
170 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста после
предварительного анализа, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато
передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и
художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи с опорой на
план(для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 150 слов;
для сжатого изложения – не менее 140-150 слов).

Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой
ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90100 слов; словарного диктанта объёмом 15-20 слов; диктанта на основе
связного текста объёмом 90-100 слов, составленного с учётом ранее
изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в
течение второго года обучения орфограммы (не более 16), пунктограммы
(не более 3-4) и слова (не более 7) с непроверяемыми написаниями);
соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст текста с направляющей помощью педагога с
точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его
принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Характеризовать
тексты
с
использованием
алгоритма
последовательности действий различных функционально-смысловых типов
речи; характеризовать особенности описания как типа речи (описание
внешности человека, помещения, природы, местности, действий).
Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе
притяжательные
и
указательные
местоимения,
видо-временную
соотнесённость глагольных форм текста с направляющей помощью
педагога.
Применять знания с использованием речевого клише о
функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных
видов и в речевой практике; использовать знание основных признаков
текста в практике создания собственного текста.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных
особенностей, определять количество микротем и абзацев текста с
направляющей помощью педагога.
Создавать
тексты
различных
функционально-смысловых
типов речи с опорой на план (повествование, описание внешности человека,
помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и
читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочиненияминиатюры объёмом 4 и более предложений; классные сочинения объёмом
не менее 90 слов с учётом функциональной разновидности и жанра
сочинения, характера темы).
Владеть навыками информационной

Владеть навыками информационной переработки текста:
составлять план прочитанного текста после предварительного анализа
(простой, назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения
содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и
второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте;
извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в
учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научноучебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание
таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм
современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности с использованием алгоритма
последовательности действий официально-делового стиля речи, научного
стиля речи; перечислять требования к составлению словарной статьи и
научного сообщения; анализировать тексты разных функциональных
разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная
статья, научное сообщение).
Применять знания об официально-деловом и научном стиле при
выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и
заимствованные слова; различать слова с точки зрения их принадлежности
к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова
(историзмы и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их
употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы
употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы);
определять стилистическую окраску слова.
Распознавать с опорой на образец эпитеты, метафоры, олицетворения;
понимать их основное коммуникативное назначение в художественном
тексте и использовать в речи с целью повышения её богатства и

выразительности.
Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять после
предварительного анализа их значения; характеризовать ситуацию употребления фразеологизма.
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой
ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография
Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в
слове; выделять производящую основу.
Определять способы словообразования с направляющей помощью
педагога (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный,
бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую);
проводить морфемный и словообразовательный разбор слов с опорой на
алгоритм; применять знания по морфемике и словообразованию при
выполнении языкового анализа различных видов.
Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический
анализ слов по алгоритму учебных действий; применять знания по
орфографии в практике правописания.
Соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращённых
слов; нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием а // о,
гласных в приставках пре- и при- по визуальной опоре.
Морфология. Культура речи. Орфография
Имя существительное
Характеризовать
особенности
словообразования
имён
существительных.
Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со
словами по визуальной опоре.
Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках
изученного), словоизменения имён существительных.
Имя прилагательное
Различать качественные, относительные и притяжательные имена
прилагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных.
Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы
произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках
изученного); соблюдать нормы правописания н и нн в именах
прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных, сложных имён
прилагательных по алгоритму учебных действий.
Имя числительное
Распознавать числительные; определять с опорой на алгоритм общее

грамматическое значение имени числительного; различать по визуальной
опоре разряды имён числительных по значению, по строению.
Уметь склонять числительные и характеризовать особенности
склонения, словообразования и синтаксических функций числительных;
характеризовать роль имён числительных в речи, особенности
употребления в научных текстах, деловой речи.
Правильно употреблять собирательные имена числительные;
соблюдать нормы правописания имён числительных, в том числе написание
ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное,
раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания
окончаний числительных с направляющей помощью педагога.
Местоимение
Распознавать местоимения; определять с опорой на алгоритм общее
грамматическое значение; различать разряды местоимений; уметь
склонять местоимения по смысловой опоре; характеризовать особенности
их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи.
Правильно употреблять местоимения в соответствии с
требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го
лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение
двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания
местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания
местоимений по визуальной опоре.
Глагол
Соблюдать нормы правописания гласных в суффиксах -ова(ть), ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть) по смысловой опоре.
Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые
глаголы; определять с опорой на алгоритм наклонение глагола, значение
глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении;
различать безличные и личные глаголы.
Соблюдать нормы правописания ь в формах глагола повелительного
наклонения.
Проводить морфологический разбор по алгоритму имён
прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов; применять
знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов
и в речевой практике.
Проводить фонетический разбор слов; использовать знания по
фонетике и графике в практике произношения и правописания слов.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический
анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Проводить синтаксический разбор при необходимости с визуальной
поддержкой словосочетаний, синтаксический разбор при необходимости с
визуальной поддержкой предложений (в рамках изученного); применять
знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа
8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
6 КЛАСС
Общие сведения о языке
Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык
межнационального общения.
Понятие о литературном языке.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение;
сообщение на лингвистическую тему.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.
Текст
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей,
микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте;
использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Информационная переработка текста. План текста (простой,
сложный; назывной, вопросный); главная и второстепенная ­информация
текста; пересказ текста.
Описание как тип речи.
Описание внешности человека.
Описание помещения.
Описание природы.
Описание местности.
Описание действий.
Функциональные разновидности языка
Официально-деловой стиль. Заявление. Расписка. Научный стиль.
Словарная статья. Научное сообщение.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно
русские и заимствованные слова.
Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному
и пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и
архаизмы).
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления:общеупотребительная
лексика и лексика ограниченного употребления
9

(диалектизмы, термины, профессионализмы, жарго­низмы).
Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная,
высокая и сниженная лексика.
Лексический анализ слов.
Фразеологизмы. Их признаки и значение.
Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией
общения.
Эпитеты, метафоры, олицетворения.
Лексические словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография.
Повторение изученного по морфемике в 5 классе.
Формообразующие и словообразующие морфемы.
Производящая основа.
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный,
суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение,
переход из одной части речи в другую).
Морфемный и словообразовательный разбор слов.
Правописание сложных и сложносокращённых слов.
Нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием а // о,
гласных в приставках пре- и при-.
Морфология. Культура речи. Орфография.
Имя существительное
Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5
классе:
(правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — -ик- (-чик-) имён
существительных;
правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-;
-раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зорслитное и раздельное написание не с именами существительными;
Имена существительные общего рода.
Имена существительные, имеющие форму только единственного или
только множественного числа.
Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена
существительные. Несклоняемые имена существительные.
Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после
шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок).

10

Особенности словообразования.
Нормы произношения имён существительных, нормы постановки
ударения (в рамках изученного).
Нормы словоизменения имён существительных.
Нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное
Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5
классе.
Качественные, относительные и притяжательные имена
прилагательные.
Степени сравнения качественных имён прилагательных.
Словообразование имён прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Правописание н и нн в именах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в
рамках изученного).
Имя числительное
Общее
грамматическое
значение
имени
числительного.
Синтаксические функции имён числительных.
Разряды имён числительных по значению: количественные (целые,
дробные, собирательные), порядковые числительные.
Разряды имён числительных по строению: простые, сложные,
составные числительные.
Словообразование имён числительных.
Склонение количественных и порядковых имён числительных.
Правильное образование форм имён числительных.
Правильное употребление собирательных имён числительных.
Употребление имён числительных в научных текстах, деловой речи.
Морфологический разбор имени числительного.
Нормы правописания имён числительных: написание ь в именах
числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное,
дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний
числительных.
Местоимение
Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические
функции местоимений.
Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные,
относительные, указательные, притяжательные, неопределённые,
отрицательные, определительные.
Склонение местоимений.
11

Словообразование местоимений.
Роль местоимений в речи. Употребление местоимений в соответствии
с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица
в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение
двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные
местоимения как средства связи предложений в тексте.
Морфологический разбор местоимения.
Нормы правописания местоимений: правописание место­имений с не
и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.
Глагол
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе:
(правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), ива(ть).
Переходные и непереходные глаголы.
Разноспрягаемые глаголы.
Безличные
глаголы.
Употребление
безличных
глаголов.
Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола.
Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Нормы словоизменения глаголов.
Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте.
Морфологический разбор глагола.
Использование ь как показателя грамматической формы в
повелительном наклонении глагола.

12

Примерные контрольно-измерительные материалы по русскому языку
6 класс
Раздел
Повторение
пройденного в
5 классе
Лексикология
и фразеология

Словообразование

Контрольные работы
Контрольный
диктант по теме
«Повторение
материала,
изученного
в
5
классе».
Контрольный
диктант по теме
«Лексикология».

Сочинение

Изложение

Контрольная
работапо
теме
«Словообразование».
Подробное
изложение.

Контрольная работа
по
теме
«Имя
существительное»
Контрольная работа
Морфология
(тест)
по
теме
«Глагол»
Контрольный
диктант по теме
«Морфология»
Систематизация
и Итоговая
обобщение
контрольная
изученного материала работа за курс 6
в 6 классе
класса

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета «Русский
язык» Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Примерной рабочей программы
учебного предмета «Русский язык» образовательной программы основного общего образования. При этом Организация
вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в
последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм
обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК,
индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими
учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по русскому языку, представленными в
Пояснительной записке.
Тематическое планирование представлено по годам обучения, в нём указано рекомендуемое количество часов,
отводимое на изучение тем, повторение и различного вида контрольные работы.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР перечислены при изучении каждой темы и направлены на
достижение планируемых результатов обучения.

14

6КЛАСС
Общее количество — 204 часа.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 18 часов, из них в начале учебного года — 9 часов; в
конце учебного года — 9 часов.
Рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая диктанты, сочинения, изложения,
тестовые работы и др. формы контроля) — 8 часов.
Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3 ч)

Основные
функции
русского
языка.
Литературный
язык

Русский язык —
государственный язык
Российской Федерации и язык
межнационального общения.
Понятие о литературном
языке

Характеризовать функции русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения,
приводить примеры с направляющей помощью педагога
использования русского языка как государственного языка
Российской Федерации и как языка межнационального общения (в
рамках изученного).
Извлекать информацию из различных источников

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА (9ч)

15

Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание

Повторение и
систематизаци
я изученного в
5 классе.

Части речи.
Орфограммы в приставках и в
корнях слов.
Орфограммы в окончаниях
слов.
Словосочетание.
Простое предложение. Знаки
препинания.
Сложное предложение.
Запятые в сложном
предложении.
Прямая речь. Диалог.

Основные виды
деятельности обучающихся
Распознавать имена существительные, имена прилагательные,
глаголы.
Распознавать изученные орфограммы.
Применять знания по орфографии в практике правописания.
Выделять словосочетания из предложения.
Применять (при необходимости с визуальной поддержкой)
правила пунктуационного оформления простых осложнённых
предложений.
Применять (при необходимости с визуальной поддержкой)
правила пунктуационного оформления сложных предложений.
Применять (при необходимости с визуальной поддержкой)
правила оформления предложений с прямой речью на письме.
Применять (при необходимости с визуальной поддержкой)
правила оформления диалога на письме.
ЯЗЫК И РЕЧЬ (5 ч)

Виды речи.
Монолог и
диалог.
Их
разновидности

Монолог-описание, монологповествование, монолограссуждение; сообщение на
лингвистическую тему.

Создавать устные монологические высказывания на основе
жизненных наблюдений, чтения научно-учебной,

16

Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание
Виды диалога: побуждение к
действию, обмен мнениями

Основные виды
деятельности обучающихся
художественной доступной для понимания и научно-популярной
литературы (монолог-описание, монолог-повествование,
монолог-рассуждение); выступать с сообщением на
лингвистическую тему с опорой на презентацию, развернутый
план (в течение учебного года).
Создавать с направляющей помощью педагога различные виды
диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (в течение
учебного года).
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм
современного русского литературного языка (в течение учебного
года)
ТЕКСТ (23 ч)

17

Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся
Проводить информационную переработку текста: составлять
план прочитанного текста после предварительного анализа
(простой; назывной, вопросный)
с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в
устной и письменной форме; выделять главную и
второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном
тексте.
Пересказывать текст. Представлять
содержание прослушанного или
прочитанного учебно-научного текста
в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы,
схемы в виде текста.
Характеризовать тексты различных функционально-смысловых
типов речи с опорой на план (повествование, описание,
рассуждение); характеризовать особенности
описания как типа речи.
Создавать текст-описание с опорой на план: устно и письменно
описывать внешность человека, помещение, природу, местность,
действие.
Создавать тексты с опорой на картину, произведение искусства, в
том числе сочинения-миниатюры, классные сочинения.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА (12 ч)

18

Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Официальноделовой стиль.
Жанры.
Научный
стиль. Жанры

Официально-деловой стиль.
Заявление. Расписка.
Научный стиль. Словарная
статья. Научное сообщение.

Характеризовать особенности с использованием алгоритма
последовательности действий официально-делового и научноучебного стилей; перечислять требования к составлению
словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты
разных стилей
и жанров с использованием алгоритма последовательности
действий (рассказ; заявление, расписка; словарная статья,
научное сообщение).
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов
речи с опорой на план (повествование, описание) с опорой на
жизненный и читательский опыт)

СИСТЕМА ЯЗЫКА (152 ч)
ЛЕКСИКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (20 ч)
Группы
лексики по
происхождени
ю.
Активный
и пассивный
запас лексики.

Лексика русского языка с
точки
зрения её происхождения:
исконно русские и
заимствованные слова.
Лексика русского языка с
точки зрения принадлежности

Различать слова с точки зрения
их происхождения: исконно русские
и заимствованные слова; различать слова с точки зрения их
принадлежности к активному или пассивному запасу:
неологизмы,

19

Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание

Лексика
с точки зрения
сферы
употребления.
Стилистическ
ая окраска
слова.
Лексические
средства
выразительнос
ти.
Лексические
словари

к активному
и пассивному запасу:
неологизмы,
устаревшие слова (историзмы
и архаизмы).
Лексика русского языка с
точки зрения сферы
употребления:
общеупотребительная
лексика и слова ограниченной
сферы употребления
(диалектизмы, термины,
профессионализмы,
жаргонизмы — слова,
используемые в речи
отдельных групп людей:
школьников, студентов,
музыкантов, актёров,
спортсменов).
Фразеологизмы. Их признаки
и значение.
Употребление лексических
средств в соответствии с
ситуацией общения.
Эпитеты, метафоры,
олицетворения.

Основные виды
деятельности обучающихся
устаревшие слова, различать историзмы и архаизмы; различать
слова с точки зрения сферы их употребления:
общеупотребительные, диалектизмы, термины,
профессионализмы, жаргонизмы; определять стилистическую
окраску слова.
Распознавать с опорой на образец эпитеты, метафоры,
олицетворения; понимать их основное коммуникативное
назначение в художественном тексте.
Определять основания для сравнения и сравнивать эпитеты,
метафоры, олицетворения.
Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять после
предварительного анализа их значение, речевую ситуацию
употребления.
Выбирать лексические средства в соответствии с речевой
ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов,
устаревших слов; использовать толковые словари.
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм
современного русского литературного языка.

20

Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Лексические словари.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ (20 ч)
Виды морфем.
Основные
способы
образования
слов в
русском
языке.
Правописание
сложных и
сложносокращ
ённых слов

Формообразующие и
словообразующие морфемы.
Производящая основа.
Основные способы
образования слов в русском
языке (приставочный,
суффиксальный,
приставочно-суффиксальный,
бессуффиксный, сложение,
переход из одной части речи в
другую).
Морфемный и
словообразовательный разбор
слов.
Правописание сложных и

Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в
слове; выделять производящую основу.
Определять способы словообразования с направляющей
помощью педагога (приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение,
переход из одной части речи в другую).
Определять основания для сравнения
и сравнивать слова с направляющей помощью педагога,
образованные разными способами.
Проводить морфемный и словообразовательный анализ разбор
слов с опорой на алгоритм.
Распознавать изученные орфограммы; проводить
орфографический анализ слов по алгоритму учебных действий.
Проводить орфографический анализ сложных и
сложносокращённых слов.

21

Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание
сложносокращённых слов.
Нормы правописания корня
-кас- — -кос- с чередованием
а // о,
гласных в приставках пре- и
при-

Основные виды
деятельности обучающихся
Проводить орфографический анализ слов с корнем -кас- — -косс чередованием а // о, слов с приставками пре- и при- по
визуальной опоре.

МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ (112 ч)
Имя
существительное
(14 ч)

Повторение сведений об
имени существительном,
полученных в 5 классе.
Правописание суффиксов чик- — -щик-; -ек- — -ик- (чик-) имён существительных.
Правописание корней с

Определять общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции имени существительного по
смысловой опоре; объяснять его роль в речи.
Определять
лексико-грамматические
разряды
имён
существительных по смысловой опоре.
Различать типы склонения имён существительных, выявлять
разносклоняемые и несклоняемые имена существительные после

22

Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

чередованием а // о: -лаг- — лож-;
-раст- — -ращ- — -рос-; -гар— -гор-, -зар- — -зор-.
Слитное и раздельное
написание не с именами
существительными.
Имена существительные
общего рода.
Имена существительные,
имеющие форму только
единственного или только
множественного числа.
Типы склонения имён
существительных.
Разносклоняемые имена
существительные.
Несклоняемые имена
существительные.
Правописание гласных в
суффиксах -ек, -ик; буквы о и
е после шипящих и ц в
суффиксах -ок (-ек), -онк, онок).
Особенности
словообразования имён

совместного анализа.
Проводить морфологический разбор по алгоритму анализ имён
существительных.
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён
существительных, постановки в них ударения (в рамках
изученного), употребления несклоняемых имён существительных.
Соблюдать нормы правописания имён существительных:
безударных окончаний; о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах
и окончаниях; суффиксов -чик- — -щик-, -ек- —
-ик- (-чик-); корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-;
-раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-; -клан- —
-клон-, -скак- — -скоч-; употребления/неупотребления ь на конце
имён существительных после шипящих; слитное и раздельное
написание не с именами существительными; правописание
собственных имён существительных.
Характеризовать особенности словообразования имён
существительных.
Проводить орфоэпический анализ имён существительных
(выявлять особенности произношения, постановки ударения (в
рамках изученного), анализировать особенности словоизменения
имён
существительных.
Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полусо словами по визуальной опоре.
Проводить морфологический разбор имён существительных при
необходимости с визуальной поддержкой.

23

Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

существительных.
Нормы произношения имён
существительных, нормы
постановки ударения (в
рамках изученного).
Нормы словоизменения имён
существительных.
Нормы слитного и дефисного
написания пол- и полу- со
словами.
Морфологический разбор
имени существительного
Имя
прилагательно
е (16 ч)

Повторение сведений об
имени прилагательном,
полученных в 5 классе.
Склонение имён
прилагательных.
Правописание безударных
окончаний имён
прилагательных.
Качественные,
относительные и
притяжательные имена
прилагательные.
Степени сравнения

Правильно склонять имена прилагательные (при необходимости
по смысловой опоре).
Применять правила правописания безударных окончаний имён
прилагательных.
Распознавать качественные, относительные и
притяжательные имена прилагательные, степени сравнения
качественных имён прилагательных.
Анализировать особенности словообразования имён
прилагательных.
Проводить орфоэпический анализ имён прилагательных,
выявлять особенности произношения имён прилагательных,
ударения (в рамках изученного).
Проводить орфографический анализ имён прилагательных с н и

24

Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

качественных имён
прилагательных.
Словообразование имён
прилагательных.
Морфологический разбор
имён прилагательных.
Правописание н и нн в
именах прилагательных.
Правописание суффиксов -ки -ск- имён прилагательных.
Правописание сложных имён
прилагательных.
Нормы произношения имён
прилагательных, нормы
ударения (в рамках
изученного).

нн, имён прилагательных с суффиксами -к- и -ск-, сложных имён
прилагательных.
Проводить морфологический разбор имён прилагательных

25

Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Имя
числительное
(23 ч)

Общее грамматическое
значение имени
числительного.
Синтаксические функции
имён числительных.
Разряды имён числительных
по значению: количественные
(целые, дробные,
собирательные) и
порядковые.
Разряды имён числительных
по строению: простые,
сложные, составные.
Словообразование имён
числительных.
Склонение количественных и
порядковых имён
числительных.
Правильное образование
форм имён числительных.
Правильное употребление
собирательных имён
числительных.
Употребление имён
числительных в научных
текстах, деловой речи.

Распознавать числительные;
определять с опорой на алгоритм общее грамматическое
значение имени числительного;
различать по визуальной опоре количественные (целые, дробные,
собирательные) и порядковые имена числительные.
Различать простые, сложные, составные имена числительные.
Склонять числительные и характеризовать особенности
склонения, словообразования и синтаксических функций
числительных.
Характеризовать роль имён числительных в речи, особенности
употребления в научных текстах, деловой речи.
Анализировать примеры употребления собирательных имён
числительных.
Проводить орфографический анализ имён числительных, в том
числе написание ь в именах числительных; написание двойных
согласных; слитное, раздельное, дефисное написание
числительных; написание окончаний числительных с
направляющей помощью педагога.
Проводить морфологический разбор имён числительных
существительных при необходимости с визуальной поддержкой.

26

Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Морфологический разбор
имён числительных.
Нормы правописания имён
числительных: написание ь в
именах числительных;
написание двойных
согласных; слитное,
раздельное, дефисное
написание числительных;
нормы правописания
окончаний числительных.

27

Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Местоимение
(15 ч)

Общее грамматическое
значение местоимения.
Синтаксические функции
местоимений.
Разряды местоимений.
Склонение местоимений.
Словообразование
местоимений.
Роль местоимений в речи.
Употребление местоимений в
соответствии с требованиями
русского речевого этикета, в
том числе местоимения 3-го
лица в соответствии со
смыслом предшествующего
текста (устранение
двусмысленности,
неточности); притяжательные
и указательные местоимения
как средства связи
предложений в тексте.
Морфологический разбор
местоимений.
Нормы правописания
местоимений: правописание
местоимений с не и ни;

Распознавать местоимения; определять с опорой на алгоритм
общее грамматическое значение местоимения.
Различать разряды местоимений.
Характеризовать особенности склонения местоимений,
словообразования местоимений, синтаксических функций
местоимений, роли в речи.
Анализировать примеры употребления местоимений с точки
зрения соответствия требованиям русского речевого этикета.
Анализировать примеры употребления местоимения 3-го лица с
точки зрения соответствия смыслу предшествующего текста.
Редактировать небольшие тексты, где употребление
местоимения приводит к речевой ошибке (устранять
двусмысленность, неточность).
Проводить орфографический анализ местоимений с не и ни;
анализировать примеры слитного, раздельного и дефисного
написания местоимений по визуальной опоре.
Проводить морфологический разбор местоимений по визуальной
опоре.

28

Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

слитное, раздельное и
дефисное написание
местоимений

29

Тематически
е блоки, темы
Глагол (44 ч)

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Повторение
сведений
о
глаголе, полученных в 5
классе.
Правописание гласных в
суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и
-ыва(ть), -ива(ть)
Переходные и непереходные
глаголы.
Разноспрягаемые глаголы.
Безличные глаголы.
Изъявительное, условное и
повелительное наклонения
глагола.
Нормы ударения в глагольных
формах (в рамках
изученного).
Нормы словоизменения
глаголов.
Видо-временная
соотнесённость глагольных
форм в тексте.
Морфологический разбор
глаголов.
Использование ь как
показателя грамматической
формы повелительного

Соблюдать нормы правописания гласных в суффиксах -ова(ть), ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть) по смысловой опоре.
Распознавать переходные и непереходные глаголы;
разноспрягаемые глаголы; определять с опорой на алгоритм
наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном,
условном и повелительном наклонении; различать безличные и
личные глаголы.
Проводить орфографический анализ глаголов с ь в формах
повелительного наклонения.
Применять нормы правописания глаголов с изученными
орфограммами.
Проводить морфологический разбор глаголов по визуальной
опоре.

30

Тематически
е блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

наклонения глагола.

31

5

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».