Рабочая программа учебного предмета Русский язык по АООП ООО для 5 класса Приказ от 23.09.2022 № 40-У

Приложение
к Адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования
МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»
от 23.09.2022 номер 40-У

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
5 КЛАСС

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................ 3
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» .............................. 3
Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык» ............................ 4
Особенности отбора и адаптации учебного материала по русскому языку...... 5
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
мат-ла………………………………………………………………………………6
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане ............................. 7
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ......................... 8
5 КЛАСС ................................................................................................................ 8
Контрольно-измерительные м-лы……………………………………………….13
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»14
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .......................................................................... 14
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................... 14
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ........................................................................... 15
Тематическое планирование
5 КЛАСС ............................................................................................................

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного
общего
образования
подготовлена
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной
решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. №
1/22)) (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы
основного общего образования «Русский язык», Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации, Примерной
программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых
требований к результатам освоения Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В системе образования учебный предмет «Русский язык» занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством
обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования
и
самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на
развитие функциональной грамотности как интегративного умения
человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов
разных форматов, оценивать ее, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский
язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на
качество усвоения других школьных дисциплин, а в перспективе
способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на уровне основного общего
образования отобрано и структурировано на основе компетентностного
подхода.

3

Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык»
Общие цели изучения учебного предмета «Русский язык»
представлены в Примерной рабочей программе основного общего
образования.
Специальной целью преподавания русского языка является
формирование
коммуникативной,
языковой,
лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций у обучающихся с ЗПР.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных
сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе
и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых
знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы
выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цель и задачи преподавания русского языка обучающимся с ЗПР
максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и
учитывают специфические особенности учеников.
Курс русского языка направлен на решение следующих задач,
обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку
обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования:
 воспитание у обучающихся с ЗПР гражданственности и патриотизма,
сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному
средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
 совершенствование
речемыслительной
деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
 освоение знаний о русском языке, его устройстве и
функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о
4

стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о русском речевом этикете;
 формирование
умений
опознавать,
анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать
с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР
обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«Русский язык», направленные на социально-эмоциональное развитие,
развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование
познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности
в разных социальных условиях.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по русскому языку
Обучающиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических
особенностей не всегда могут освоить программный материал по русскому
языку в соответствии с требованиями основной образовательной
программы, адресованной нормотипичным обучающимся, так как
испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в
информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении,
систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным
словарным запасом. Учащиеся работают на уровне репродуктивного
восприятия, основой при обучении является пассивное механическое
запоминание изучаемого материала. Таким обучающимся с трудом даются
отдельные
приемы
умственной
деятельности,
овладение
интеллектуальными умениями. Процесс обучения обучающихся с ЗПР
имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в
использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у них
недостатков и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь
изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимально
необходимого числа вводимых специфических понятий, которые будут
использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы его можно было
объяснить на доступном для обучающихся с ЗПР уровне.
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем
сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта,
наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми
обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего
программного материала.
В соответствии с особенностями восприятия, сохранения и
переработки учебной информации обучающимися с ЗПР, следует в 5 классе
5

уделить особое внимание повторению и актуализации учебного материала,
изученного в начальной школе. Наибольшее время стоит уделить
повторению таких тем, как «Имя существительное. Три склонения имён
существительных. Правописание безударных падежных окончаний», «Имя
прилагательное. Изменение по падежам имён прилагательных.
Правописание падежных окончаний», «Личные местоимения», «Глагол.
Спряжение глагола».
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержания образования по предмету «Русский
язык»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках
русского языка определяется их особыми образовательными потребностями
в целом, а также особенностями их речевого развития. Учитывая
недостаточную сформированность у обучающихся с ЗПР всех компонентов
речи следует предусматривать дополнительную работу на уроке по
расширению
словарного
запаса,
развитию
связной
речи,
совершенствованию фонематических процессов. Также важным является
адаптация формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению; упрощение многозвеньевых инструкций посредством деления
на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания; специальное адаптирование текста задания с учетом
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Необходимо мотивировать обучающихся обращаться к справочной
информации в случае затруднений, упражнять навыки самоконтроля и
самопроверки, формировать умение результативно использовать в ходе
выполнения задания смысловые опоры, образец, визуализацию.
Необходимым является усиление практических упражнений,
позволяющих автоматизировать навык, повысить осознанность применения
орфографических и пунктуационных правил. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: выполнение заданий
с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование
дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, опорные таблицы),
привычных для обучающихся мнестических опор (наглядных схем по
применению правила, шаблонов общего хода выполнения заданий).
Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР следует
использовать опорные слова и клише; необходимо обучать составлению
тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно
использовать такие виды деятельности как моделирование ситуаций
социального взаимодействия, обсуждение новостной информации в СМИ,
подготовку сообщения на заданную тему с поиском необходимой
информации, коллективные проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
6

ПООП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией
курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение
значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова
в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике
обучающихся с ЗПР. Обязательными являются визуальная поддержка,
алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации
терминологии

7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
5 КЛАСС
Общие сведения о языке
Богатство и выразительность русского языка.
Лингвистика как наука о языке1.
Основные разделы лингвистики.
Повторение и систематизация изученного в начальных классах.
Язык и речь
Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и
диалогическая, полилог.
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо),
их особенности.
Создание устных монологических высказываний на основе жизненных
наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной
литературы.
Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том
числе с изменением лица рассказчика.
Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках
изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Сочинение с опорой на сюжетную картину.
Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский
опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: ознакомительное, поисковое.
Текст
Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста.
Микротема текста. Ключевые слова.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование,
рассуждение; их особенности.
Композиционная структура текста. Абзац как средство членения
текста на композиционно-смысловые части.
Средства связи предложений и частей текста: формы слова,
однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор
слова.
Повествование как тип речи. Рассказ.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей,

8

микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте;
использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания
прослушанного текста и прочитанного самостоятельно.
Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.
Информационная переработка текста: простой план текста и по
совместно составленному сложному плану текста.
Функциональные разновидности языка
Общее представление о функциональных разновидностях языка (о
разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной
литературы).
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетика и графика как разделы лингвистики.
Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука.
Система гласных звуков.
Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической
транскрипции.
Слог. Ударение. Свойства русского ударения.
Соотношение звуков и букв.
Фонетический разбор слова.
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я.
Основные выразительные средства фонетики.
Прописные и строчные буквы.
Интонация, её функции. Основные элементы интонации.
Орфография
Орфография как раздел лингвистики.
Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы.
Правописание разделительных ъ и ь.
Лексикология
Лексикология как раздел лингвистики.
Основные способы толкования лексического значения слова (подбор
однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы
разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря).
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения
слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари
синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении
словарным богатством родного языка.
9

Лексический анализ слов (в рамках изученного).
Морфемика. Орфография
Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова.
Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание).
Чередование гласных и согласных в слове.
Роль окончаний в словах.
Морфемный разбор слов.
Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной
речи.
Правописание
корней
с
безударными
проверяемыми,
непроверяемыми гласными (в рамках изученного).
Правописание
корней
с
проверяемыми,
непроверяемыми,
­непроизносимыми согласными (в рамках изученного).
Правописание ё — о после шипящих в корне слова.
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з
(-с).
Правописание ы — и после приставок.
Правописание ы — и после ц.
Морфология. Культура речи. Орфография
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов.
Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части
речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое
значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени
существительного. Роль имени существительного в речи.
Лексико-грамматические разряды имён существительных по
значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Род, число, падеж имени существительного.
Имена существительные общего рода.
Имена существительные, имеющие форму только единственного или
только множественного числа.
Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена
существительные. Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор имён существительных.
Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы
словоизменения имён существительных.
Правописание собственных имён существительных.
Правописание ь на конце имён существительных после шипящих.
Правописание безударных окончаний имён существительных.
Правописание о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
10

имён существительных.
Правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — -ик- (-чик-) имён
существительных.
Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-;
-раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-;
-клан- — -клон-, -скак- — -скоч-.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксические функции имени
прилагательного. Роль имени прилагательного в речи.
Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические
функции.
Склонение имён прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных,
постановки ударения (в рамках изученного).
Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Правописание о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
имён прилагательных.
Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на
шипящий.
Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Глагол
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Роль
глагола в словосочетании и предложении, в речи.
Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные
и невозвратные.
Инфинитив (неопределённая форма глагола) и его грамматические
свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого)
времени глагола.
Спряжение глагола.
Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных
формах (в рамках изученного).
Правописание корней с чередованием е // и: -бер- — -бир-, -блест- —
-блист-, -дер- — -дир-, -жег- — -жиг-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, стел- — -стил-, -тер- — -тир-.
Время глагола.
Правописание мягкого знака в глаголах во 2-м лице единственного
числа.
Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- —
-ева-, -ыва- — -ива-.
Правописание безударных личных окончаний глагола.
11

Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего
времени глагола.
Слитное и раздельное написание не с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как
единицы синтаксиса.
Словосочетание и его признаки. Словосочетание: главное и зависимое
слова в словосочетании.
Средства связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор
словосочетания.
Предложение и его признаки. Виды предложений по цели
высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные
особенности повествовательных, вопросительных, побудительных;
восклицательных и невосклицательных предложений.
Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения),
выделения, разделения (повторение).
Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и
морфологические средства его выражения: именем существительным или
местоимением
в
именительном
падеже,
сочетанием
имени
существительного в форме именительного падежа с существительным
или местоимением в форме творительного падежа с предлогом;
сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с
существительным в форме родительного падежа.
Сказуемое и морфологические средства его выражения: глаголом,
именем существительным, именем прилагательным.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения
распространённые
и
нераспространённые.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение,
обстоятельство.
Определение и типичные средства его выражения. Дополнение
(прямое и косвенное) и типичные средства его выражения.
Обстоятельство,
типичные
средства
его
выражения,
виды
обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели,
причины, меры и степени, условия, уступки).
Простое
осложнённое
предложение.
Однородные
члены
предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с
однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов,
с одиночным союзом и, союзами а, но.
Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Двоеточие после обобщающего слова.
Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и
средства его выражения.
Синтаксический разбор простого и простого осложнённого
12

предложений.
Синтаксический анализ простого и простого осложнённого
предложений.
Пунктуационное
оформление
предложений,
осложнённых
однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным
союзом и, союзами а, но.
Предложения простые и сложные. Сложные предложения с
бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и
сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение).
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из
частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.
Предложения с прямой речью.
Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
Диалог.
Пунктуационное оформление диалога на письме.
Пунктуация как раздел лингвистики.

Примерные контрольно-измерительные материалы по русскому языку
5 класс
Раздел

Контрольные работы
Контрольный
Повторение
диктант по теме
материала,
«Повторение
изученного
в материала,
начальных классах
изученного в 1-4
классах».
Контрольное
тестирование по теме
Синтаксис.
«Пунктуация
Пунктуация
простого и сложного
предложения».
Контрольный
1
диктант
за
полугодие
Морфемика как
Контрольный
раздел лингвистики.
диктант
Орфоэпия
Имя
существительное

Контрольная работа
по
теме
«Имя
существительное».

Имя прилагательное

Контрольная работа
по теме
«Имя
прилагательное».

13

Сочинение

Изложение

Подробное
изложение с
элементами
описания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
овладение языковой культурой как средством познания мира;
понимание русского языка как одной из основных национально­
культурных ценностей русского народа;
понимание определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него
потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной
культуры;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками
и взрослыми в ходе образовательной деятельности;
умение различать учебные ситуации, в которых обучающийся может
действовать самостоятельно, и ситуации, где следует воспользоваться
справочной информацией или другими вспомогательными средствами;
умение ориентироваться в требованиях и правилах проведения
промежуточной и итоговой аттестации;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 класс
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки различных
языковых явлений (грамматических категорий, морфологического состава и
т.п.);
устанавливать причинно­следственные связи при применении правил
русского языка;
владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для
извлечения и обобщения информации из одного или нескольких источников
с учетом поставленных целей;
применять и создавать схемы для решения учебных задач при
овладении предметом;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами.
14

Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;
оценивать качество своего вклада в общий продукт (например, при
написании коллективного сочинения, изложения);
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические нормы современного
русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
самостоятельно определять цели своего обучения русскому языку,
ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе его усвоения;
использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки
анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
владеть основами самооценки при выполнении учебных заданий по
русскому языку;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата;
понимать причины, по которым не был достигнут ожидаемый
результат деятельности, находить позитивное в произошедшей ситуации (за
диктант тройка, зато не было ошибок в написании безударных гласных);
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 класс
Результаты по годам обучения формулируются по принципу
добавления новых результатов от года к году (результаты очередного года по
умолчанию включают результаты предыдущих лет).

15

Общие сведения о языке
Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить
примеры с направляющей помощью педагога.
Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и
речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение) при
необходимости с использованием смысловой опоры.
Язык и речь
Характеризовать различия между
устной
и
письменной
речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой
деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в
повседневной жизни.
Создавать устные монологические высказывания по вопросному
плану объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений,
чтения
научно-учебной,
художественной
и
научно-популярной
2
литературы .
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках
изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений
объёмом не менее 2 реплик.
Владеть
различными
видами
аудирования:
выборочным,
ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных
текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: ознакомительным, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом
не менее 90 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научноучебных и художественных текстов различных функционально-смысловых
типов речи объёмом не менее 120 слов: устно и письменно формулировать
тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по опорным словам
по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в
письменной форме содержание исходного текста (для подробного
изложения объём исходного текста должен составлять не менее 90 слов; для
сжатого изложения – не менее 100 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом с
использованием речевого клише.
Соблюдать на письме нормы современного русского литературного
языка, в том числе во время списывания текста объёмом 80-90 слов;
словарного диктанта объёмом 10-15 слов; диктанта на основе связного
текста объёмом 80-90 слов, составленного с учётом ранее изученных правил
правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года
обучения орфограммы (не более 12), пунктограммы (не более 2-3) и слова с
Здесь и далее курсивом обозначаются планируемые предметные результаты, которые могут быть
потенциально достигнуты обучающимся с ЗПР, но не являются обязательными.
2

16

непроверяемыми написаниями (не более 5)); уметь пользоваться разными
видами лексических словарей; соблюдать в устной речи и на письме правила
речевого этикета.
Текст
Распознавать по смысловой опоре основные признаки текста; членить
текст на композиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства
связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова,
синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти
знания при создании собственного текста (устного и письменного).
Проводить смысловой анализ текста с направляющей помощью
педагога, его композиционных особенностей, определять количество
микротем и абзацев.
Характеризовать
текст
с
использованием
алгоритма
последовательности действий с точки зрения его соответствия основным
признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи
предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения
его принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Использовать знание основных признаков текста, особенностей
функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей
языка в практике создания текста (в рамках изученного). Распознавать с
использованием опорной схемы.
Применять знание основных признаков текста (повествование) в
практике его создания по вопросному плану.
Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и
читательский опыт по вопросному плану; тексты с опорой на сюжетную
картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более
предложений; сочинения объёмом не менее 60 слов по развёрнутому плану).
Восстанавливать
деформированный
текст;
осуществлять
корректировку восстановленного текста с опорой на образец.
Владеть умениями информационной переработки прослушанного и
прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного
текстов: составлять план (простой) с целью дальнейшего воспроизведения
содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание
текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в
учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися
тексты с целью совершенствования их содержания (проверка
фактического материала, начальный логический анализ текста –
целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка
17

Иметь общее представление об особенностях разговорной речи,
функциональных стилей, языка художественной литературы.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Характеризовать звуки с использованием визуальной опоры;
понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему
звуков.
Проводить фонетический разбор слова по алгоритму.
Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике
произношения и правописания слов.
Орфография
Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и
небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа
слова.
Распознавать изученные орфограммы.
Применять знания по орфографии в практике правописания (в том
числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь).
Лексикология
Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор
однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения
слова по контексту, с помощью толкового словаря).
Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и
переносное значения слова.
Распознавать
синонимы,
антонимы,
омонимы;
различать
многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять словапаронимы.
Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые
понятия.
Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного).
Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём,
словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов).
Морфемика. Орфография
Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу
языка.
Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс,
окончание), выделять основу слова.
Проводить морфемный разбор слов по алгоритму.
Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа
различных видов (при решении практико-ориентированных учебных задач)
и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с);
ы — и после приставок; корней с безударными проверяемыми,
непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного); корней
с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в
18

рамках изученного); ё — о после шипящих в корне слова; ы — и после ц.
Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной
речи.
Морфология. Культура речи. Орфография
Применять знания о частях речи как лексико-грамматических
разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в
русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач.
Распознавать имена существительные, имена прилагательные,
глаголы.
Проводить морфологический разбор по алгоритму имён
существительных, частичный морфологический разбор по алгоритму имён
прилагательных, глаголов.
Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа
различных видов (при решении практико-ориентированных учебных задач)
и в речевой практике.
Имя существительное
Определять общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции имени существительного по
смысловой опоре; объяснять его роль в речи.
Определять лексико-грамматические разряды имён существительных
по смысловой опоре.
Различать типы склонения имён существительных, выявлять
разносклоняемые и несклоняемые имена существительные после
совместного анализа.
Проводить морфологический разбор по алгоритму имён
существительных.
Соблюдать
нормы
словоизменения,
произношения
имён
существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного),
употребления несклоняемых имён существительных.
Соблюдать нормы правописания имён существительных: безударных
окончаний; о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях;
суффиксов -чик- — -щик-, -ек- — -ик- (-чик-); корней с чередованием а // о:
-лаг- — -лож; -раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-; -клан- —
-клон-, -скак- — -скоч-; употребления/неупотребления ь на конце имён
существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не
с именами существительными; правописание собственных имён
существительных.
Имя прилагательное
Определять общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции имени прилагательного по смысловой
опоре; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формы имён
прилагательных.
Проводить частичный морфологический разбор по алгоритму имён
19

прилагательных (в рамках изученного).
Соблюдать
нормы
словоизменения,
произношения
имён
прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изученного).
Соблюдать нормы правописания имён прилагательных: безударных
окончаний; о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких
форм имён прилагательных с основой на шипящие; нормы слитного и
раздельного написания не с именами прилагательными.
Глагол
Определять общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции глагола по смысловой опоре;
объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи.
Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные
и невозвратные.
Называть грамматические свойства инфинитива (неопределённой
формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего
(будущего простого) времени глагола.
Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы.
Проводить частичный морфологический разбор по алгоритму
глаголов (в рамках изученного).
Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в
глагольных формах (в рамках изученного).
Соблюдать нормы правописания глаголов: корней с чередованием е //
и; ь в глаголах во 2-м лице единственного числа; -тся и -ться в глаголах;
суффиксов -ова- — -ева-, -ыва- — -ива-; личных окончаний глагола, гласной
перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и
раздельного написания не с глаголами.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);
проводить синтаксический разбор словосочетаний и простых предложений;
проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных
предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и
пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой
практике.
Распознавать при необходимости с визуальной поддержкой
словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные,
глагольные, наречные); простые неосложнённые предложения; простые
предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения
с обобщающим словом при однородных членах, обращением; распознавать
предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные,
вопросительные),
эмоциональной
окраске
(восклицательные
и
невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и
сложные), наличию второстепенных членов (распространённые и
нераспространённые); определять главные (грамматическую основу) и

20

Тематическое планирование
5 КЛАСС
Общее количество — 170 часов.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 14 часов,
из них в начале учебного года — 9 часов; вконце учебного года — 5 часов.
Рекомендуемое количество часов для организации и проведения
итогового контроля
(включая
диктанты,
сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы) — 8 часов.

21

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (2 ч)
Богатство
и
выразительност
ь русского
языка.
Лингвистика
как наука о
языке

Лексическое и фразеологическое богатство
(обширный словарный состав, наличие
многозначных слов, развитая система
переносных значений слова, синонимы и
антонимы, устойчивые выражения,
пословицы и поговорки).
Словообразовательные возможности
русского языка (в пределах изученного в
начальной школе), богатство изобра-

Анализировать с направляющей помощью
педагога лексические значения многозначных
слов, сравнивать прямое и переносное значения
слова, значения слов в синонимическом ряду и
антонимической паре, значения слова и
фразеологизма, наблюдать за образованием новых
слов от иноязычных, использованием «старых»
слов в новом значении.

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание
зительно-выразительных языковых средств
(в пределах изученного в начальной школе).
Основные разделы лингвистики (фонетика,
орфоэпия, графика, орфография,
лексикология, морфемика, словообразование,
морфология, синтаксис, пунктуация). Язык
как знаковая система.
Язык как средство человеческого общения.
Основные единицы языка и речи: звук,
морфема, слово, словосочетание,
предложение

Основные виды
деятельности обучающихся
Формулировать с направляющей помощью
педагога суждения о красоте и богатстве русского
языка на основе проведённого анализа.
Анализировать прозаические и поэтические
тексты с точки зрения использования в них
изобразительно-выразительных языковых
средств; формулировать с направляющей
помощью педагога.
обобщения и выводы о словарном богатстве
русского языка.
Характеризовать основные разделы лингвистики
при необходимости с использованием смысловой
опоры.
Определять основания для сравнения слова и
социальных знаков (дорожные знаки, знаки
сервисов, предупредительные знаки,
математические символы и проч.).
Характеризовать с направляющей помощью
педагога язык как систему знаков и как средство
человеческого общения.
Выявлять и сравнивать основные
единицы языка и речи (в пределах
изученного в начальной школе)

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА (9ч)

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Повторение и
систематизаци
я изученного в
начальных
классах

Имя существительное. Три склонения имён
существительных. Правописание безударных
падежных окончаний.
Имя прилагательное. Изменение по падежам
имён прилагательных. Правописание падежных
окончаний.
Личные местоимения.
Глагол. Спряжение глагола.

Определять и характеризовать (по смысловой опоре)
общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции имени
существительного, имени прилагательного, глагола.
Применять (с использованием алгоритма
последовательности действий) нормы правописания
имён существительных, имён прилагательных,
глаголов с изученными орфограммами.

ЯЗЫК И РЕЧЬ (6 ч)
Язык и речь.
Монолог.
Диалог.
Полилог.

Речь устная и письменная, монологическая и
диалогическая, полилог.
Речевые формулы приветствия, прощания,
просьбы, благодарности.

Создавать по вопросному плану устные
монологические
высказывания на основе жизненных наблюдений,
чтения научно-учебной, художественной и научнопопулярной литературы.

Речь как
деятельность

Виды речевой деятельности (говорение,
слушание, чтение, письмо), их особенности.
Виды аудирования: выборочное,

Устно пересказывать прочитанный или
прослушанный текст, в том числе с изменением
лица рассказчика.

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

ознакомительное, детальное.
Виды чтения: ознакомительное, поисковое.

Участвовать в диалоге на лингвистические темы
(в рамках изученного) и темы на основе жизненных
наблюдений. Использовать приёмы аудирования:
выборочное, ознакомительное, детальное.
Писать сочинения различных видов с опорой на
жизненный и читательский опыт, сюжетную
картину (в том числе сочинения-миниатюры)

ТЕКСТ (10 ч)
Текст и его
основные
признаки.
Композиционна
я структура
текста.

Понятие о тексте. Смысловое единство
текста
и
его
коммуникативная
направленность. Тема, главная мысль текста.
Микротемы текста. Ключевые слова.

Распознавать по смысловой опоре основные
признаки текста, членить текст на композиционносмысловые части (абзацы).
Определять тему и главную мысль текста.
Выделять с направляющей помощью педагога
микротемы текста, ключевые слова.

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Функционально
-смысловые
типы речи.
Повествование
как тип речи.
Рассказ.
Смысловой
анализ текста.
Информационн
ая переработка
текста.
Редактирование
текста

Композиционная структура текста.
Абзац как средство членения текста
на композиционно-смысловые части.
Средства связи предложений и частей текста:
формы слова, однокоренные слова,
синонимы, антонимы, личные местоимения,
повтор слова.
Функционально-смысловые типы речи:
описание, повествование, рассуждение; их
особенности.
Повествование как тип речи. Рассказ.
Смысловой анализ текста: его
композиционных особенностей, микротем и
абзацев, способов и средств связи
предложений в тексте; использование
языковых средств выразительности
(в рамках изученного).
Подробное, выборочное и сжатое изложение
содержания прочитанного или
прослушанного текста. Изложение
содержание текста с изменением лица
рассказчика.
Информационная переработка текста:
простой план текста и совместно
составленному сложному плану текста.
Редактирование текста (в рамках

Распознавать средства связи предложений и частей
текста (формы слова, однокоренные слова,
синонимы, антонимы, личные местоимения,
повтор слова); применять эти знания при создании
собственного текста (устного и письменного).
Анализировать и характеризовать текст с
использованием алгоритма последовательности
действий с точки зрения его соответствия
основным признакам (наличие темы, главной
мысли, грамматической связи предложений,
цельности и относительной законченности);
с точки зрения его принадлежности к
функционально-смысловому типу речи.
Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте
событий, явлений, процессов.
Создавать тексты (с использованием опорной
схемы), опираясь на знание основных признаков
текста, особенностей функционально-смысловых
типов речи, функциональных разновидностей языка
(в рамках изученного).
Создавать тексты функционально-смыслового типа
речи (повествование) с опорой на жизненный и
читательский опыт (по вопросному плану); тексты
с опорой на сюжетную картину (по развёрнутому
плану).
Восстанавливать деформированный текст;

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание
изученного)

Основные виды
деятельности обучающихся
корректировать восстановленный текст с опорой
на образец.
Составлять план текста (простой) и пересказывать
его содержание по плану в устной и письменной
форме.
Представлять сообщение на заданную тему в виде
презентации. Создавать текст электронной
презентации с учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ней, и в соответствии со
спецификой употребления языковых средств.
Редактировать собственные/созданные другими
обучающимися тексты
с целью совершенствования их содержания:
оценивать достоверность фактического
материала, анализировать текст с точки зрения
целостности, связности, информативности.
Сопоставлять исходный и отредактированный
тексты. Корректировать
исходный текст с опорой на знание норм
современного русского литературного языка (в
пределах изученного)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА (1 ч)

Тематические
блоки, темы
Функциональн
ые
разновидности
языка (общее
представление)

Основное
содержание
Общее представление о функциональных
разновидностях языка: разговорной речи,
функциональных стилях
(научном, официально-деловом,
публицистическом), языке художественной
литературы. Сферы речевого общения и их
соотнесённость с функциональными
разновидностями языка.

Основные виды
деятельности обучающихся
Распознавать с направляющей помощью педагога
тексты, принадлежащие к разным
функциональным разновидностям языка:
определять сферу использования и соотносить её
с той или иной разновидностью языка

СИСТЕМА ЯЗЫКА (42 ч)
Фонетика.
Графика.
Орфоэпия
(8 ч)

Фонетика и графика как разделы
лингвистики.
Звук как единица языка.
Смыслоразличительная роль звука.
Система гласных звуков.
Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке.
Элементы фонетической транскрипции.
Слог. Ударение. Свойства русского
ударения.
Соотношение звуков и букв.
Фонетический разбор слов.
Мягкий знак для обозначения мягкости
согласных.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я.

Понимать смыслоразличительную функцию звука
речи в слове; приводить примеры.
Распознавать звуки речи по заданным
характеристикам; определять звуковой состав
слова.
Классифицировать звуки по заданным признакам
(с использованием визуальной опоры).
Различать ударные и безударные гласные, звонкие
и глухие, твёрдые и мягкие согласные.
Сравнивать звуковой и буквенный составы слова.
Членить слова на слоги и правильно переносить
слова со строки на строку.
Определять место ударного слога, наблюдать за
перемещением ударения при изменении формы
слова.

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание
Основные выразительные средства
фонетики.
Прописные и строчные буквы.
Орфоэпия как раздел лингвистики.
Основные орфоэпические нормы.
Интонация, её функции.
Основные элементы интонации

Основные виды
деятельности обучающихся
Наблюдать за использованием выразительных
средств фонетики в поэтических произведениях.
Проводить фонетический разбор слов.
Употреблять слова и их формы в соответствии с
основными нормами литературного произношения:
нормами произношения безударных гласных
звуков; мягкого или твёрдого согласного перед [э] в
иноязычных словах; сочетания согласных (чн, чт и
др.); грамматических форм (прилагательных на его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.);
употреблять в речи слова и их формы в
соответствии с нормами ударения (на отдельных
примерах).
Находить
необходимую
информацию
в
орфоэпическом словаре и использовать её.
Правильно интонировать разные по цели и
эмоциональной окраске высказывания.
Оценивать собственную и чужую речь с точки
зрения соблюдения орфоэпических норм, норм
ударения, интонационных норм.

Тематические
блоки, темы
Орфография
(6 ч)

Основное
содержание
Орфография как система правил
правописания слов и форм слов.
Понятие «орфограмма». Буквенные и
небуквенные орфограммы.
Правописание разделительных ъ и ь.

Основные виды
деятельности обучающихся
Оперировать понятием «орфограмма» и
различать буквенные и небуквенные орфограммы
при проведении орфографического анализа слова.
Распознавать изученные орфограммы.
Применять знания по орфографии в практике
правописания (в том числе применять знания о
правописании разделительных ъ и ь).
Находить и использовать необходимую
информацию.

Тематические
блоки, темы
Лексикология
(10 ч)

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Лексикология как раздел лингвистики.
Основные способы толкования лексического
значения слова (подбор однокоренных слов;
подбор синонимов и антонимов); основные
способы разъяснения значения слова (по
контексту, с помощью толкового словаря).
Слова однозначные и многозначные. Прямое
и переносное значения
слова. Тематические группы слов.
Обозначение родовых и видовых
понятий.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Паронимы.
Разные виды лексических словарей
(толковый словарь, словари синонимов,
антонимов, омонимов, паронимов) и их роль
в овладении словарным богатством родного
языка.
Лексический анализ слов (в рамках
изученного)

Объяснять лексическое значение слова разными
способами (подбор однокоренных слов; подбор
синонимов и антонимов; определение значения
слова по контексту, с помощью толкового словаря).
Распознавать однозначные и многозначные слова,
различать прямое и переносное значения слова.
Сравнивать прямое и переносное значения слова
по заданному признаку.
Распознавать синонимы, антонимы, омонимы;
различать многозначные слова и омонимы; уметь
правильно употреблять слова-паронимы.
Характеризовать тематические группы слов,
родовые и видовые понятия.
Находить основания для тематической
группировки слов. Группировать слова по
тематическому признаку.
Проводить лексический анализ слов.
Находить необходимую информацию в
лексических словарях разных видов (толковые
словари, словари синонимов, антонимов,
омонимов, паронимов) и использовать её.

Тематические
блоки, темы
Морфемика.
Орфография
(18 ч)

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая
единица языка. Основа слова. Виды морфем
(корень приставка, суффикс, окончание).
Чередование гласных и согласных в слове.
Роль окончаний в словах.
Морфемный разбор слов.
Уместное использование слов с суффиксами
оценки в собственной речи.
Правописание корней с безударными
проверяемыми, непроверяемыми гласными
(в рамках изученного).
Правописание корней с проверяемыми,
непроверяемыми, непроизносимыми
согласными (в рамках изученного).
Правописание ё — о после шипящих в корне
слова.
Правописание неизменяемых на письме
приставок и приставок на -з (-с).
Правописание ы — и после приставок.
Правописание ы — и после ц

Характеризовать морфему как минимальную
значимую единицу языка.
Распознавать морфемы в слове (корень, приставку,
суффикс, окончание), выделять основу слова.
Проводить морфемный разбор слов (по алгоритму)
Применять знания по морфемике при выполнении
языкового анализа различных видов (при решении
практико-ориентированных учебных задач) и в
практике правописания слов с изученными
орфограммами.
Уместно использовать слова с суффиксами оценки
в собственной речи

МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ (71 ч)

Тематические
блоки, темы
Морфология
как раздел
лингвистики
(1 ч)

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Морфология как раздел лингвистики.
Грамматическое значение слова, его отличие
от лексического.
Части речи как лексико-грамматические
разряды слов. Система частей речи в русском
языке. Самостоятельные и служебные части
речи

Анализировать и характеризовать особенности
грамматического значения слова в отличие от
лексического.
Распознавать самостоятельные (знаменательные)
части речи и их формы
в рамках изученного); служебные части речи;
междометия, звукоподражательные слова (общее
представление).
Группировать слова разных частей речи по
заданным признакам, находить основания для
классификации.
Применять знания о части речи как лексикограмматическом разряде слов, о грамматическом
значении слова, о системе частей речи в русском
языке для решения практико-ориентированных
учебных задач.
Распознавать имена существительные, имена
прилагательные, глаголы.
Проводить морфологический разбор по алгоритму
имён существительных, частичный
морфологический разбор по алгоритму имён
прилагательных, глаголов.
Применять знания по морфологии при выполнении
языкового анализа различных видов (при решении
практико-ориентированных учебных задач) и в
речевой практике.

Тематические
блоки, темы
Имя
существительное
(25 ч)

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Имя существительное как часть речи. Общее
грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции имени
существительного. Роль имени
существительного
в речи.
Лексико-грамматические разряды
имён существительных по значению, имена
существительные собственные
и нарицательные; имена существительные
одушевлённые и неодушевлённые.
Правописание собственных имён
существительных.
Род, число, падеж имени существительного.
Имена существительные общего рода.
Имена существительные, имеющие форму
только единственного или только
множественного числа.
Типы склонения имён существительных.
Правописание ь на конце имён
существительных после шипящих.
Правописание безударных окончаний имён
существительных.
Разносклоняемые имена существительные.

Определять и характеризовать общее
грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции имени
существительного по смысловой опоре.
Объяснять роль имени существительного в речи.
Определять и характеризовать лексикограмматические разряды имён существительных
по значению, имена существительные собственные
и нарицательные; имена существительные
одушевлённые и неодушевлённые.
Различать типы склонения имён существительных.
Выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена
существительные после совместного анализа.
Определять род, число, падеж, тип склонения имён
существительных.
Группировать имена существительные по
заданным морфологическим признакам.
Проводить морфологический разбор по алгоритму
имён существительных.
Употреблять имена существительные
в соответствии с нормами словоизменения,
произношения, постановки в них ударения (в
рамках изученного), употребления несклоняемых
имён существительных, согласования

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание
Имена существительные склоняемые и
несклоняемые.
Морфологический разбор имён
существительных.
Нормы произношения, нормы постановки
ударения, нормы словоизменения имён
существительных.
Правописание о — е (ё) после шипящих и ц в
суффиксах и окончаниях имён
существительных.
Правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек— -ик- (-чик-) имён существительных.
Слитное и раздельное написание не с
именами существительными.
Правописание корней с чередованием а // о: лаг- — -лож-;
-раст- — -ращ- — -рос-;
-гар- — -гор-, -зар- — -зор-;
-клан- — -клон-, -скак- — -скоч-

Основные виды
деятельности обучающихся
прилагательного с существительным общего рода
после совместного анализа.
Применять нормы правописания имён
существительных с изученными орфограммами

Имя
прилагательное
(15 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Общее
грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции имени
прилагательного. Роль имени
прилагательного в речи. Склонение имён
прилагательных. Правописание безударных
окончаний имён прилагательных.
Имена прилагательные полные и краткие, их
синтаксические функции. Правописание
кратких форм имён прилагательных с
основой на шипящий.
Морфологический разбор имён
прилагательных.
Нормы словоизменения, произношения имён
прилагательных, постановки ударения (в
рамках изученного).
Правописание о — е после шипящих и ц в
суффиксах и окончаниях имён
прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с
именами прилагательными

Определять и характеризовать общее
грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции имени
прилагательного по смысловой опоре.
Характеризовать его роль в речи.
Правильно склонять имена прилагательные по
смысловой опоре.
Применять правила правописания безударных
окончаний имён прилагательных.
Различать полную и краткую формы имён
прилагательных.
Применять правила правописания кратких форм
имён прилагательных с основой на шипящий.
Анализировать особенности использования имён
прилагательных в изучаемых текстах.
Проводить частичный морфологический разбор по
алгоритму имён прилагательных (в рамках
изученного).
Применять нормы словоизменения имён
прилагательных, нормы согласования имён
прилагательных с существительными общего
рода, неизменяемыми именами
существительными; нормы произношения,
постановки ударения (в рамках изученного).
Применять нормы правописания о — е после
шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён
прилагательных; правописания не с именами
прилагательными

Глагол
(30 ч)

Глагол как часть речи. Общее
грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции глагола.
Роль глагола в словосочетании и
предложении, в речи.
Инфинитив (неопределённая форма глагола)
и его грамматические свойства. Основа
инфинитива, основа настоящего (будущего
простого) времени глагола.
Глаголы совершенного и несовершенного
вида, возвратные и невозвратные.
Правописание -тся и -ться в глаголах;
суффиксов -ова- — -ева-, -ыва- — -ива-.
Изменение глаголов по временам
(в изъявительном наклонении).
Изменение глаголов по лицам
и числам. Типы спряжения глагола.
Частичный морфологический разбор
глаголов.
Использование ь после шипящих как
показателя грамматической формы глагола
2-го лица единственного числа.
Правописание гласной перед суффиксом -лв формах прошедшего времени глагола.
Слитное и раздельное написание не с
глаголами.
Нормы словоизменения глаголов, постановки
ударения в глагольных формах (в рамках
изученного).

Определять и характеризовать общее
грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции глагола по
смысловой опоре. Объяснять его роль в
словосочетании и предложении,
а также в речи. Различать глаголы совершенного и
несовершенного вида, возвратные и
невозвратные.
Применять правила правописания
-тся и -ться в глаголах; суффиксов
-ова- — -ева-, -ыва- — -ива-.
Распознавать инфинитив и личные формы глагола,
приводить соответствующие примеры.
Называть грамматические свойства инфинитива
(неопределённой формы) глагола.
Применять правила использования ь как
показателя грамматической формы инфинитива.
Определять основу инфинитива.
Выделять основу настоящего
(будущего простого) времени глагола.
Определять спряжение глагола, уметь спрягать
глаголы по смысловой опоре.
Группировать глаголы по типу спряжения.
Применять правила правописания личных
окончаний глагола.
Применять правила использования
ь после шипящих как показателя грамматической
формы глагола 2-го лица единственного числа;
гласной

Правописание корней с чередованием
е // и: -бер- — -бир-, -блест- — -блист-, дер- — -дир-, -жег- — -жиг-,
-мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -стел- — стил-, -тер- — -тир-

перед суффиксом -л- в формах прошедшего
времени; слитного и раздельного написания не с
глаголами.
Проводить частичный морфологический разбор
глаголов (в рамках изученного).
Соблюдать нормы словоизменения глаголов,
постановки ударения в глагольных формах (в
рамках изученного)

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

СИНТАКСИС. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПУНКТУАЦИЯ (29 ч)
Синтаксис
и пунктуация
как разделы
лингвистики.
Словосочетани
е
(2 ч)

Понятие о синтаксисе. Понятие
о пунктуации. Знаки препинания
и их функции.
Словосочетание и предложение как единицы
синтаксиса.
Словосочетание
и
его
признаки.
Словосочетание: главное и зависимое слова в
словосочетании.
Средства связи слов в словосочетании.
Синтаксический разбор словосочетаний.

Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание
и предложение).
Определять функции знаков препинания.
Выделять словосочетания из предложения,
распознавать при необходимости с визуальной
поддержкой словосочетания по морфологическим
свойствам главного слова (именные, глагольные,
наречные).
Определять средства связи слов в словосочетании.
Определять нарушения норм сочетания слов в
составе словосочетания.
Проводить синтаксический разбор словосочетаний
(в рамках изученного)

Тематические
блоки, темы
Простое
двусоставное
предложение
(5 ч)

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Предложение и его признаки. Виды
предложений по цели высказывания
и эмоциональной окраске. Смысловые и
интонационные особенности
повествовательных; вопросительных,
побудительных, восклицательных и
невосклицательных предложений. Знаки
препинания в конце предложения.
Интонация.
Главные члены предложения
(грамматическая основа).
Подлежащее и морфологические средства
его выражения: именем существительным
или местоимением в именительном падеже,
сочетанием имени существительного в
форме именительного падежа с
существительным или местоимением в
форме творительного падежа с предлогом;
сочетанием имени числительного в форме
именительного падежа с существительным
в форме родительного падежа.
Сказуемое и морфологические средства его
выражения: глаголом, именем
существительным, именем прилагательным.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения распространённые и

Распознавать предложения по цели высказывания
(повествовательные, побудительные,
вопросительные), эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные),
количеству грамматических основ (простые и
сложные), наличию второстепенных членов
(распространённые и нераспространённые) и
характеризовать их.
Употреблять повествовательные, побудительные,
вопросительные, восклицательные предложения в
речевой практике, корректируя интонацию в
соответствии с коммуникативной целью
высказывания.
Определять главные (грамматическую основу) и
второстепенные члены предложения. Определять и
характеризовать морфологические средства
выражения подлежащего (именем
существительным или местоимением в
именительном падеже, сочетанием имени
существительного в форме именительного
падежа с существительным или местоимением в
форме творительного падежа с предлогом;
сочетанием имени числительного в форме
именительного падежа с существительным в
форме родительного падежа) и сказуемого
(глаголом, именем существительным, именем

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание
нераспространённые.
Второстепенные члены предложения:
определение, дополнение, обстоятельство.
Определение и типичные средства его
выражения (в рамках изученного).
Дополнение (прямое и косвенное)
и типичные средства его выражения
(в рамках изученного). Обстоятельство,
типичные средства его выражения
(в рамках изученного), виды обстоятельств
по значению (времени, места, образа
действия, цели, причины, меры и степени,
условия, уступки).
Синтаксический разбор простых
двусоставных предложений.

Основные виды
деятельности обучающихся
прилагательным).
Применять правила постановки тире между
подлежащим и сказуемым при необходимости с
визуальной поддержкой.
Различать распространённые и
нераспространённые предложения, находить
основания для сравнения и сравнивать их.
Определять виды второстепенных членов
предложения и морфологические средства их
выражения при необходимости с визуальной
поддержкой (в рамках изученного).
Проводить синтаксический разбор простых
двусоставных предложений (с опорой на
алгоритм).
Проводить синтаксический разбор простых
двусоставных предложений (с опорой на алгоритм)

Простое
осложнённое
предложение
(10 ч)

Понятие о простом осложнённом
предложении. Однородные члены
предложения, их роль в речи. Особенности
интонации предложений с однородными
членами.
Предложения с однородными членами (без
союзов, с одиночным союзом и, союзами а,
но. Предложения с обобщающим словом при
однородных членах. Двоеточие после
обобщающего слова.
Пунктуационное оформление предложений,
осложнённых однородными членами,
связанными бессоюзной связью, одиночным
союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в
значении и), да (в значении но).
Пунктуационное оформление предложения с
обобщающим словом при однородных
членах.
Предложения с обращением, особенности
интонации. Обращение (однословное и
неоднословное), его функции и средства
выражения.
Пунктуационное оформление обращения.
Синтаксический разбор простых
осложнённых предложений.

Анализировать и распознавать неосложнённые
предложения и предложения, осложнённые
однородными членами или обращением.
Находить в предложении однородные члены и
обобщающие слова при них при необходимости с
визуальной поддержкой. Правильно интонировать
эти предложения.
Характеризовать роль однородных членов
предложения в речи.
Точно использовать слова, обозначающие родовые
и видовые понятия, в конструкциях с
обобщающим словом при однородных членах.
Самостоятельно составлять схемы
однородных членов в предложениях (по образцу).
Применять пунктуационные нормы постановки
знаков препинания в предложениях с
однородными членами и обобщающим словом при
них при необходимости с визуальной поддержкой
(в рамках
изученного).
Распознавать в предложении обращение при
необходимости с визуальной поддержкой.
Устанавливать отсутствие грамматической связи
обращения с предложением (обращение не
является членом предложения).
Правильно интонировать предложения с
обращением. Применять правила пунктуационного
оформления обращения при необходимости с
визуальной поддержкой.

Проводить синтаксический разбор простых
осложнённых предложений (с опорой на
алгоритм).

Тематические
блоки, темы
Сложное
предложение
(6 ч)

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Предложения простые и сложные. Сложные
предложения с бессоюзной и союзной
связью.
Предложения сложносочинённые и
сложноподчинённые (общее представление,
практическое усвоение). Пунктуационное
оформление сложных предложений,
состоящих из частей, связанных бессоюзной
связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.

Сравнивать простые и сложные предложения,
сложные предложения и простые, осложнённые
однородными членами.
Определять основания для сравнения.
Самостоятельно формулировать выводы.
Анализировать простые и сложные предложения с
точки зрения количества грамматических основ.
Сравнивать простые и сложные предложения по
самостоятельно сформулированному основанию.
Самостоятельно формулировать
выводы.
Применять правила пунктуационного оформления
сложных предложений, состоящих из частей,
связанных
бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако,
зато, да.

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Предложения
с прямой речью
(4 ч)

Прямая речь как способ передачи
чужой речи на письме. Пунктуационное
оформление предложений с прямой речью.

Анализировать предложения с прямой речью и
сравнивать их с точки зрения позиции слов автора
в предложении и пунктуационного оформления
этих предложений при необходимости с
визуальной поддержкой. Самостоятельно
формулировать выводы о пунктуационном
оформлении предложений с прямой речью
Моделировать диалоги на лингвистические темы (в
рамках изученного) и темы на основе жизненных
наблюдений.

Диалог
(2 ч)

Понятие о диалоге.
Пунктуационное оформление диалога на
письме.

Анализировать диалоги в художественных текстах
с точки зрения пунктуационного оформления.
Самостоятельно формулировать выводы о
пунктуационном оформлении диалога.
Применять правила оформления диалога на письме
по образцу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».