Методическая разработка Общешкольного фестиваля культур и народов России

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
«Основная общеобразовательная школа с. Мраморское»

«Отвечая на вызовы времени. Роль общешкольного мероприятия в
воспитании и укреплении традиционных идеалов, ценностей и смыслов.»
Общешкольный Фестиваль культур и народов России.

Исполнитель:
Подобреева А.К., учитель музыки,
ответственная за воспитательную работу

Полевской, 2022

В соответствии с Указом президента от 30 декабря 2021 года, 2022 год
объявлен Годом культурного наследия народов России.
Решение было принято в целях популяризации народного искусства и
сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры,
этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и
этнических общностей».
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается с самых
ранних лет. Культурная среда, в которой растёт и развивается личность сильно
влияет на жизнь ребёнка в дальнейшем. Начиная с дошкольного возраста можно и
нужно прививать подрастающему поколению уважение, любовь, признание
традиционных ценностей, обычаев и укладов. Чем раньше закладываются основы
культурного самосознания, тем меньше вероятность развития межнациональных и
межконфессиональных конфликтов, ведь изучая свои обычаи, мы учимся уважать
чужие.
Как в условиях сельской школы, удалённой от культурных центров, без
необходимой материальной базы сделать изучение традиций интересным и
продуктивным? Этот вопрос особенно остро стоит сегодня, когда национальные
идеалы подвергаются ежедневным информационным атакам. Актуальность данной
проблемы состоит в том, что основными источниками информации у современного
подростка являются недостоверные статьи, аудио и видео материалы в социальных
сетях. В силу небольшого возраста и ещё недостаточно сформированного
критического мышления, культурные ценности могут искажаться , смазываться.
Все эти особенности приводят к необходимости поиска эффективных
практик взаимодействия со школьниками и их семьями.
Работа классного руководителя по культурно-нравственному воспитанию
обучающихся невозможна без взаимодействия с семьей. Учитель и родитель
должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм
невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином
общества.
Анализ деятельности ООШ с. Мраморское, по данному направлению за
последние 2 года показал, что наиболее эффективной работой с семьей по духовнонравственному воспитанию является привлечение родителей к участию во
внеклассных мероприятиях.
После недолгих размышлений и изучения проблемы, был сделан вывод , что
лучшая форма усвоения культурного многообразия нашей большой страны
является фестиваль. Именно форма шумного фестиваля с национальными
костюмами, традиционными блюдами, шумными песнями и яркими танцами
наиболее легко продемонстрирует ребёнку как хорошо быть частью традиций и
истории.
Цель фестиваля: ознакомление обучающихся с историей, фольклором,
особенностями быта народов разных национальностей, воспитание толерантного

отношения к представителям разных национальностей, формирование
национального самосознания в рамках гражданско-патриотического воспитания.
Задачи фестиваля:
 формировать
у
учащихся
гуманистическое
мировоззрение,
включающее убежденность в неповторимости, уникальности каждой
личности (вне зависимости от национальности и расы, религиозных
убеждений и культурных традиций);
 пропагандировать толерантное поведение среди педагогов школы,
обучающихся и их родителей;
 развивать уважение к людям независимо от их позиций и мнений и
чувство ответственности за себя и своих близких.
 выявить одарённых обучающихся.
К подготовке фестиваля были привлечены классные руководители,
административная команда, все ученики школы и их семьи, старшая группы
дошкольного образования и их воспитатели и , конечно, родители учеников.
Партнёром выступил сельский Дом культуры, предоставивший костюмы для детей.
В качестве гостя был приглашён Отец Виктор, Настоятель храма Иоана Предтечи
с. Мраморское .
Предварительно каждый класс и группа дошкольного образования получили
задания: выбрать один из народов нашей многонациональной страны, приготовить
его национальное блюдо, сделать небольшую презентацию традиций и обычаев.
Открыли
фестиваль
многонациональным
хороводом,
чем
продемонстрировали единение народов. Далее каждая группа учащихся
демонстрировала песни, танцы, игры, сказки народов России и , конечно, ставила
на общий праздничный стол , ставший главным символом нашего праздника,
блюда .
Отец Виктор подчеркнул важность осознания себя как части национальной
общности и великой страны в целом, рассказал детям , что «человек без
культурного наследия, как дерево без корней».
Закончили фестиваль всё тем же многонациональным хороводом, что
явилось логическим завершением праздника.
Дети остались довольны, ведь они стали частью не только фестиваля, но
и подготовки к нему. В отличие от конкурсной формы, фестиваль не несёт в
себе дух соперничества и не заставляет детей зацикливаться на победе.
Фестиваль окунает их в атмосферу праздника и веселья, для более доступного
усвоения знаний в развлекательной форме.
Что же даёт фестиваль «Культур и народов России»?
 Пробуждает поисковую активность;
 Пробуждает творческую активность;

 Позволяет получить опыт творческого общения;
 Воспитывает терпимость и уважение к разным народам и
культурам;
 Позволяет раскрыть таланты и способности;
 Позволяет выйти из рутинного учебного процесса;
 Даёт возможность родителям непосредственно поучаствовать в
жизни школы и конкретно своего ребенка;
 Учит работать в команде;
 Раскрывает границы привычного образа жизни и много другое.
В заключении хотелось бы сказать, что наш опыт показал как можно привлечь
абсолютно разных детей к исследовательской, созидательной и творческой
деятельности , как развивать культурное самосознание и терпимость к
представителям других народов легко, ярко и весело, с привлечением семьи и
учителей.
В дальнейшем мы планируем сделать фестиваль масштабнее, привлечь
большее количество партнёров . Надеюсь данное мероприятие станет
ежегодной традицией .

Методическая разработка Общешкольного фестиваля культур и народов России.
Цель – ознакомление обучающихся с историей, фольклором, особенностями быта народов
разных национальностей, воспитание толерантного отношения к представителям разных
национальностей, формирование национального самосознания в рамках гражданскопатриотического воспитания.
Задачи:
 формировать у учащихся гуманистическое мировоззрение, включающее
убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности (вне зависимости
от национальности и расы, религиозных убеждений и культурных традиций);
 пропагандировать толерантное поведение среди педагогов школы, обучающихся и
их родителей;
 развивать уважение к людям независимо от их позиций и мнений и чувство
ответственности за себя и своих близких.
 выявить одарённых обучающихся.
Технологии, методы, приемы: рассказ о представляемой народности, особенностях её
культуры и быта, беседа с учащимися и представителями их семей Настоятеля храма
Иоанна Предтечи отца Виктора, работа со справочной литературой и иными
информационными источниками, сбор и анализ информации, практическая работа.
Планируемый результат:
1. изучение культуры и быта разных народностей России посредством погружения в
элементы культурной среды;
2. воспитание толерантного отношения к представителям разных национальностей,
формирование национального самосознания в рамках гражданско-патриотического
воспитания.
Подготовительная работа: Выбор народности. Исследование особенности национального
костюма, традиций, национальной кухни. Подбор элементов народного костюма, разучивание
фольклора, танцев, приготовление блюд.
План фестиваля:
1. Вступительное слово.
2. Торжественное открытие фестиваля.
3. Беседа приглашённого гостя с учениками и их семьями.
4. Презентация каждым классным коллективом традиций, фольклорной составляющей и
блюд выбранной народности.
5. Дегустация блюд
6. Закрытие фестиваля.

Сценарий фестиваля

Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа. Мы рады приветствовать
вас на первом школьном фестивале традиций народов России, посвящённом
Дню народного единства.
Для приветственного слова хочу пригласить настоятеля храма Иоанна
Предтечи Отца Виктора.
Слово гостю.
Ведущий: Объявляю наш фестиваль открытым!
Выходят ребята в разных национальных костюмах и водят хоровод всех
народов.
Я люблю тебя, Россия! Я хочу, чтоб ты цвела!
Словно птица в небе синем, Распахнувши два крыла,
Ты согрела полпланеты - Сто народов! Сто племен!
Мы – твои родные дети, пусть синеет небосклон!
Турки, русские, грузины, украинцы и мордва,
Проживаем в добром мире, как на дереве листва.
Именно застолье является самым простым способом постичь культуру другого
народа, проникнуться её духом.
Сегодня мы отведаем 7 блюд разных народов России и прикоснёмся к их
традициям.
И первыми я приглашаю воспитанников детского сада! Татарская кухня!
Детский сад. Читают стих, ставят блюдо.
Ведущий: Второе блюдо на наш праздничный стол поставят ученики 1 и 2
классов! Казахская кухня!
1 и 2 класс. Презентуют блюдо, ставят на стол
Ведущий: И вот к нам спешит блюдо из Башкирии! Встречаем учеников 3
класса!
3 класс рассказывают о культуре Башкирского народа, презентует блюдо,
ставит на стол.
Ведущий: На подходе Чувашское блюдо! 5 класс!

5 класс показывает театрализованную чувашскую сказку, презентует
блюдо, ставит на стол.

Ведущий: Щи да каша – пища наша. Но только не сегодня! 6 класс! Русская
кухня.
6 класс выходит под баян, поёт песню, презентует блюдо, ставит на стол.

Ведущий: Как же не терпится начать застолье! Как всё аппетитно выглядит!
И это еще не всё! Приветствуем 7 класс. Цыганская кухня!
7 класс выходит под песню. Презентуют, ставят
Ведущий: И завершает наше кулинарное путешествие 8 класс! Татарская
кухня!
8 класс выходит под песню, танцует. Презентует, ставит.
Ведущий: Сегодня мы погрузились в казахскую, татарскую, башкирскую,
чувашскую, русскую, цыганскую культуры. Этот замечательный празник
состоялся благодаря нашим детям и их родителям! На этом фестиваль
объявляется закрытым!
Выходят ребята в разных национальных костюмах и водят хоровод всех
народов.
Ведущий : Вас сейчас к столу мы приглашаем
Этот стол – стол «Дружбы» мы назвали!
Проходите, не стесняйтесь,
Угощайтесь!!!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».