Программа дополнительного образования Спортивные игры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
«Основная общеобразовательная школа с. Мраморское»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Спортивные игры»

Уровень программы__базовый_______________
Срок реализации программы:_____1 год _
Возрастная категория: от 10 до 15 лет

Автор-составитель:
Ткач Егор Александрович,
учитель физкультуры

Полевской, 2021

Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования по физической культуре спортивной секции
«Спортивные игры» разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования и другми
нормативными документами:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями);
- приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями и
дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Устава образовательного учреждения;
- Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского,
В.И. Ляха. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2018г.
- рабочей программы Физическая культура 5-9 классы, Москва «Просвещение» В.И. Лях,
2017г. в соответствии с требованиями ФГОС.
- с рекомендациями Примерной программы по физической культуре (Примерная программа по
физической культуре. 5-9классы. - М.: Просвещение);
- учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 классов»
(В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение);
- с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11
классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение)
Для реализации программного содержания в учебном процессе целесообразно использовать
учебник: Виленский, М. Я. Физическая культура. 5–7 классы: учеб. для общеобразоват.
организаций / М. Я. Виленский, Т. Ю. Торочкова, И. М. Туревский; под ред. М. Я. Виленского.
– 2-е изд. - М.: Просвещение, 2020.
Данная программа несет физкультурно-спортивную направленность курса и предназначена для
обучающихся основной и подготовительной физкультурных групп и ориентирована на
применение широкого комплекса средств и методов физической культуры для увеличения
уровня физической подготовленности обучающихся. Программный материал курса составлен с
учетом возрастных и половых особенностей обучающихся.
Двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для
нормального роста и развития.
Средний школьный возраст благоприятен для развития всего спектра физических качеств и
координационных способностей, реализуемых в физической активности человека. В эту пору
успешно осваиваются разнообразные упражнения, формируются новые двигательные навыки,
начинает определяться предрасположенность к тем или иным видам физической активности.
Поэтому очень важно с учётом индивидуальных физических способностей каждого ребёнка
правильно ориентировать его на дальнейшие занятия теми видами физических упражнений,
которые в наибольшей мере соответствуют его возможностям и интересам и могут быть
относительно успешно реализованы.
В условиях современной цивилизации, в связи с резким снижением двигательной активности
детей возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями и спортом во
внеурочное время. Среди многообразия средств и методов, используемых в занятиях, важное
место должны занять подвижные и спортивные игры. Они являются традиционным, наиболее
доступным и эффективным средством воздействия на развитие физических качеств учащихся.
Игры соответствуют потребностям растущего организма, способствуют всестороннему
гармоничному развитию, помогают формированию межличностных отношений, развивают
наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, инициативность, помогают
творчески осмыслить учебную задачу.












Таким образом, актуальность разработанной программы дополнительного образования
продиктована объективной необходимостью повышения роли физической культуры в
воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема
двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования
физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Целью курса является содействие укреплению здоровья, приобщению детей к физической
культуре и потребности заботиться о своем здоровье в процессе активного их участия в играх и
соревнованиях, создание условий для достижения высоких спортивных результатов.
Основными задачами реализации поставленной цели являются:
укрепление здоровья учащихся, содействие их разносторонней физической подготовленности;
комплексное развитие физических и психических качеств;
формирование устойчивых мотивов и потребностей учащихся в бережном отношении к своему
здоровью, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового
образа жизни;
обучение способам контроля величины и функциональной направленности физической
нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе занятий;
создание учащимся условия для полноценной реализации их двигательных и творческих
потребностей;
стабилизирование эмоций, обогащение учащихся новыми ощущениями, представлениями,
понятиями;
развитие самостоятельности и творческой инициативности школьников, способствование
успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
воспитание волевых качеств: дисциплины, самоорганизация, коллективизма, честности,
скромности, смелости;
формирование системы нравственных общечеловеческих ценностей.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Особый
акцент в рабочей программе сделан на подготовку выполнения учащимися контрольных
нормативов и выполнению нормативов физкультурно-спортивного комплекса ГТО, участие в
соревнованиях.
Общая характеристика курса
Качественное решение задач физического воспитания школьников требует постоянного поиска
более эффективных средств и методов педагогического воздействия.
Программа дополнительного образования по физической культуре «Спортивные
игры» ориентирована на применение комплексной подготовки в учебно-тренировочном
процессе. Реализация этой установки возможна при рациональном использовании
интегрального подхода, который предусматривает наряду с аналитическим развитием базовых
компонентов подготовленности их целенаправленный синтез.
Сущность интегрального подхода конкретизируется в следующих направлениях: сочетанное
развитие физических качеств; комплексное совершенствование двигательных навыков;
сопряжённое развитие качеств и совершенствование навыков, направленное на их эффективное
целостное восприятие.
Особенно благоприятные условия для практической реализации данных направлений
создаются на занятиях подвижными и спортивными играми. Средствами педагогического
воздействия здесь служат включенные комплексы упражнений, отличающиеся разной
степенью сложности в зависимости от количества представленных в каждом из них
компонентов и характера их сочетания.
Общая направленность занятий следующая:
- переход от общеподготовительных упражнений к специальным;
- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их
совершенствованию на базе роста физических и психологических возможностей;
- планомерное прибавление вариативности приемов и широты взаимодействия с партнерами;
- увеличение соревновательных упражнений в процессе подготовки.
Для реализации интегрального подхода в данной программе используются методы
сопряжённого воздействия, игровой и соревновательный. Предпочтительными формами
организации учебного процесса являются занятия урочного типа; в форме круговой
тренировки, соревнований, игр и эстафет. Для контроля и оценивания на занятиях

используются следующие формы контроля: фронтальный опрос, тестирование,
тренировочные упражнения, технические нормативы, контрольные тест-упражнения.
В ходе изучения данной программы, учащиеся приобретают знания о месте и значении игр в
системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах
игр, изучают взаимодействие игроков друг с другом в групповых действиях для успешного
участия в играх и соревнованиях.
Внеурочная деятельность предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и
уровень знаний и двигательных действий будет расширяться, углубляться и дополняться за
счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Образовательная область данного предмета
Данная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивные
игры» входит в число дисциплин, включенных в учебный план образовательного учреждения
по дополнительному образованию. Является адаптивной учебной программой по легкой
атлетике, гимнастике, спортивным играм (волейбол, пионербол, мини-футбол, баскетбол).
Пионербол (по правилам волейбола)- мощное средство агитации и пропаганды физической
культуры и спорта в начальной школе. Игровая и тренировочная деятельность оказывает
комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся. Пионербол развивает
основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает
функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки и постепенно
готовит детей к более сложной игре в волейбол.
Программа реализуется с 5 по 9 класс, из расчёта 1 час в неделю: 34 часа. Рабочая программа
рассчитана на 170 часов на пять лет обучения (по 1 часу в неделю).
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Отличительная особенность данной программы в том, что основной принцип работы в группах
— универсальность. Основной показатель работы группы по спортивным играм — выполнение
программных требований по уровню физической подготовленности учащихся. После
прохождения учебного цикла по данной программе — воспитанники могут продолжить своё
обучение в учебно-тренировочных группах по баскетболу, волейболу, легкой атлетике
Исходя из этого, для группы начальной подготовки ставятся следующие частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней
физической подготовленности;
-укрепление опорно-двигательного аппарата и развитее основных физических качеств
(скорости, выносливости, силы, гибкости, ловкости)
-обучение основным техническим элементам (стойки, перемещения, ловля, передачи, ведению,
броскам мяча)
-привитие стойкого интереса к занятиям по баскетболу, волейболу, легкой атлетики;
В соответствии с перечисленными задачами происходит распределение учебного времени по
видам подготовки при разработке документов годового и текущего планирования. В этих
группах основное внимание уделяется физической и технической подготовке. Основной
принцип тренировочной работы в учебно-тренировочных группах — дальнейшая всесторонняя
подготовка учащихся, а также знакомство с элементами игровой специализации. В учебнотренировочных группах на фоне уменьшения объема общей физической подготовки
увеличивается объем тактической подготовки в спортивных играх. Контроль в группах
осуществляется два раза в год, проведением контрольных испытаний по общей и специальной
физической и технической подготовке. По данным контрольных испытаний дается оценка
успеваемости каждому занимающемуся. На занятиях учащиеся должны приобрести навыки
судейства игр. С этой целью необходимо на каждом занятии назначать помощников и давать
им задания проводить упражнения по обучению и совершенствованию техники и тактики
игры. Изучать правила спортивных игр.
Задачи учебной практики: научить строевым командам, методике проведения упражнений и
отдельных частей занятий. Судейство учебно-тренировочных игр должны проводить сами
учащиеся. Необходимо научить учащихся организовывать соревнования в группе.
Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий)

п/п
1

Наименование темы
Физическая культура и спорт в России.

2

Развитие спортивных игр в России и за рубежом

3

Гимнастические упражнения

4

Влияние легкоатлетических упражнений на организм человека

5

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль

6

Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по спортивным
играм

7

Терминология спортивных игр

8

Основы методики обучения игре пионербол, баскетбол, волейбол, футбол.

9

Правила соревнований, их организация и проведение.

В группах начальной подготовки учащиеся изучают основы техники спортивных игр,
индивидуальную и элементарную групповую тактику игры, осваивают процессы игры,
получают теоретические сведения о строении организма, гигиеническом обеспечении
тренировочного процесса, изучают тактическую подготовку с преимущественным развитием
быстроты, гибкости и координации движения. Стремятся к овладению техническими
приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре. Обучаются основам
индивидуальной, групповой и командной тактике игры. Осваивают процесс игры в
соответствии с правилами. Участвуют в товарищеских играх, соревнованиях по ОФП, в
которых основной задачей является результат выступления.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации данной программы необходимы: - зал для занятий спортивными играми.
спортивный инвентарь ( щиты, кольца для баскетбола, мячи баскетбольные, волейбольные,
футбольные, теннисные, сетка волейбольная, стойки, гимнастические скамейки, г/маты,
обручи, скакалки). -спортивная форма для занимающихся.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
-групповые учебно-тренировочные занятия.
-групповые и индивидуальные теоретические занятия. -восстановительные мероприятия.
-участие в соревнованиях.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Викторины по типу: «Веселые старты», «День здоровья».
2. Контрольные и товарищеские игры.
3. Спортивные соревнования.
4. Прием контрольных нормативов (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся)
проводится два раза в год: в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май).
Распределение времени внеурочной деятельности программного материала (сетка часов)
при одноразовом занятии в неделю в 5 - 9 классах.
Ценностные ориентиры содержания курса

Содержание учебного курса «От игры к спорту» направлено на воспитание
высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к
активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело
использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа
жизни.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты
Общие: - снижение уровня заболеваемости;
- повышение уровня физической подготовленности;
- сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, желания
заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному
здоровью); формирование установки на использование здорового питания;
- развитие физических и нравственных качеств.
- стремление к овладению основами техники и тактики в спортивных играх.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного курса
Рабочая программа дополнительного образования «Спортивные игры» направлена на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов занимающихся.
Личностные результаты
- знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов
России и человечества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе различных видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения;
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию
индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного
курса. Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию
к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности
физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей,
достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих
областях культуры.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической
подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания
доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
- владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями
оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных
занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической
подготовленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в
процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;

- способность принимать активное участие в организации и проведении совместных
физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных
ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и
доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных,
физических нагрузок и отдыха;
- умение соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду,
осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе
разнообразных видов двигательной деятельности;
- формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми
нормами и представлениями;
- формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими
детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить
адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и
соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
- владение умениями: в легкоатлетических и гимнастических упражнениях, выполнять
комплексы упражнений на основные физические способности;
- владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять
упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать
правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
- владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по ОФП и по
одному из видов спорта;
- владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы
поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать
друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую
подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- физических, психических и нравственных качеств;
- понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека;
- понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового
образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм)
поведения.
В области нравственной культуры:

- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и
нарушения в состоянии здоровья;
- проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам,
проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей
при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и
готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной
деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
- приобретение умений организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
- закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности посредством
активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и
естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
- знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые
связи, допинг), и их опасных последствий;
- понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно
важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической
привлекательности;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия,
проявление адекватных норм поведения;
В области коммуникативной культуры:
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
- владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых
видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в
самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического
развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования
этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования результаты изучения программы внеурочной деятельности должны
отражать:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в
активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального
здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений
отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных
систематических занятий с различной функциональной направленностью;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической
культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта
совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм
активного отдыха и досуга;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих упражнений, учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья; овладение основами
технических действий, приёмами и физическими упражнениями, умением использовать их в
разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного

опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств,
повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных
областях культуры.
В области познавательной культуры:
- знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии
на укрепление мира и дружбы между народами;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных
привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных
занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к
участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
- умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при
освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику
их выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и
соперникам в процессе игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и
соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять задания по технической и
физической подготовке;
- умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной
функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного
инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
В области эстетической культуры:
- умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, при
выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей,
силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных
особенностей физической подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки,
показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с
общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания по физической культуре, умело применяя
соответствующие понятия и термины;
- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить
занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми
информационными жестами.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические
факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них
индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования
закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической
подготовленности;
- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых новых
двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных координационных)
способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник
самонаблюдения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ.
1. Развитие спортивных игр.
Развитие пионербола, баскетбола, волейбола, футбола в России. Значение и место спортивных
игр в системе физического воспитания. История возникновения данных спортивных игр.
Ведущие спортсмены и тренеры.

2. Общая и специальная физическая подготовка. Значение всесторонней физической
подготовки как важного фактора укрепления здоровья, повышения функциональных
возможностей организма и систем. Воспитание двигательных качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости, ловкости) спортсмена. Утренняя зарядка, индивидуальные занятия,
разминка перед тренировкой и игрой.
3. Техническая подготовка. Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической,
тактической, физической подготовки игроков. Классификация и терминология технических
приемов.
4. Тактическая подготовка. Понятие о стратегии, тактике и стиле игры. Характеристика и
анализ тактических вариантов игры. Тактика отдельных игроков (защитников, нападающих).
5. Морально-волевая и психологическая подготовка. Моральные качества спортсмена:
добросовестное отношение к труду, смелость, решительность, настойчивость в достижении
цели, умение преодолевать трудности, чувство ответственности перед коллективом,
взаимопомощь, организованность.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
1. Общая физическая подготовка. Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг,
интервал, дистанция. Перестроения. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания.
Построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты на месте. Переход на ходьбу, на
бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений – сгибания и
разгибания рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками
разновременно, тоже во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах;
приседания, отведения, приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях;
выпады, подскоки из различных исходных положений ног; сгибание и разгибание ног в
смешанных висах и упорах, прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы, наклоны туловища,
круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в
положении лежа на спине, из положения лежа на спине переход в положение сидя, смешанные
упоры в положении лицом и спиной вниз, угол из исходного положения лежа, сидя в
положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой,
гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками.
Упражнения для развития силы. Висы. Лазание по канату, гимнастической скамейке.
Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке.
Упражнения для развития быстроты. бег на короткие дистанции от 30м., 60м. с максимальной
скоростью. Бег в переменном темпе 30, 60, 100 м.. Бег за лидером. Выполнение
общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с высокой амплитудой
движений. Упражнения с помощью партнера. Упражнения с гимнастической палкой. "Мост" из
положения стоя. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед,
назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойка
на лопатках. Прыжки опорные через козла. Прыжки с подкидного мостика. Упражнения в
равновесии. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и
неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий». С перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием,
кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно,
ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в
волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через планку, в длину
с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов.
Прыжки в длину с разбега. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по снегу, по песку.
Эстафеты. Метание гранаты.
Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.

Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 300, 600,
800, 1000 м. Кросс на дистанции до 3 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3
мин до 20 мин..
2. Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития быстроты движения и
прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 30 до 60 м из различных положений. Бег с
максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым
сигналам. Бег за лидером. Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале
дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в
движении. Прыжки в сторону.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и
разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от
стены ладонями и пальцами. Передвижение в упоре на руках по кругу. Передвижение на руках
в упоре лежа. Упражнения для кистей рук с гантелями, теннисными мячами. Метание мячей
различного веса и объема на точность, дальность, быстроту. Удары по летящему мячу. Бросок
мяча в прыжке с разбега.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе, беге, после
поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание
теннисного, волейбольного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски
мяча в стену и последующей ловлей. Ведение мяча с ударами о скамейку, о пол. Ведение мяча
с сопративлением. Комбинированные упражнения.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные упражнения в беге,
прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной
продолжительностью работы и отдыха. Игры. Круговая тренировка.
3. Техническая подготовка.
Баскетбол: Прыжок толчком двух ног, прыжок толчком одной ноги, остановка прыжком,
остановка двумя шагами. Повороты вперед, повороты назад. Ловля мяча двумя руками на
месте и в движении, в прыжке, при встречном движении, при поступательном движении, при
движении сбоку, ловля рукой на месте. Ловля мяча одной рукой в движении. Передача мяча
двумя руками сверху, от плеча, от груди. Передача двумя руками снизу, с места. Передача мяча
двумя руками в прыжке. Встречные передачи мяча. Передача мяча одной рукой сверху, от
плеча, от груди. Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком. Ведение мяча без
зрительного контроля. Ведение мяча со зрительным контролем. Ведение мяча на месте,
ведение мяча по прямой, ведение мяча по дугам, змейкой, ведение мяча по кругам. Ведение
мяча зигзагом. Броски в корзину двумя руками сверху. Броски в корзину двумя руками от
груди. Броски в корзину двумя руками снизу. Броски в корзину двумя руками с отскоком от
щита. Броски в корзину двумя руками с места и в движении. Броски в корзину двумя руками
(ближние). Броски в корзину одной рукой от плеча. Броски в корзину одной рукой с отскоком
от щита. Броски в корзину одной рукой в прыжке. Броски в корзину одной рукой прямо перед
щитом. Броски в корзину одной рукой параллельно щиту.
Футбол: Стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед,
ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники
передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения). Ведение мяча по прямой с
изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей
и неведущей ногой.Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и
средней частью подъема. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и
подошвой. Удары по воротам с разных точек, положений, с разбега, после передачи и
т.д. удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в
цель. Вырывание и выбивание мяча. Игра вратаря.
Волейбол: Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и
спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать,
подпрыгнуть). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в
стойке, остановки, ускорения). передача мяча сверху двумя руками на месте и
после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку. Прием мяча снизу,
сверху, передачи мяча в парах, группах. Нападающий удар, подачи ч\з сетку с приемом мяча,
по зонам, учебные и игровые ситуации.

4. Тактическая подготовка. Тактика нападения. Выход для получения мяча. Выход для
отвлечения мяча. Розыгрыш мяча. Атака. Наведение, пересечение. Тактика
защиты. Противодействие получению мяча. Противодействие выходу на свободное место.
Противодействие розыгрышу мяча. Противодействие атаки. Подстраховка. Личная защита.
5. Организационно-воспитательные мероприятия. Инструктаж и соблюдение техники
безопасности по правилам поведения в спортивном зале, в раздевалках, на улице. Техника
пожарной безопасности и действия в чрезвычайных ситуациях.
6. Инструкторская и судейская практика. Организация и проведение комплекса
общеразвивающих упражнений, а также беговых разминочных упражнений. Вспомогательная
беседа по основным правилам игр. Судейская практика в двусторонних играх команд.
7. Участие в соревнованиях. На этапе начальной подготовки предусматривается участие
обучающихся в соревнованиях общефизической направленности («Веселые старты»,
соревнования по кроссу, тематические спортивные праздники) и специализированные
соревнования (первенства школы, первенства района по спортивным играм).
8. Сдача контрольных нормативов. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
предусматривается два раза в год. Обучающихся аттестуют по дисциплинам: - общая
физическая и специальная физическая подготовка; - техническая подготовка. Сдача
нормативов проводится в форме тестирования.
9. Психологическая подготовка. Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из
общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к
соревнованиям и управления нервно-психологическим восстановлением учащихся. Общая
психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и
межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных
психических функций и психомоторных качеств. Психологическая подготовка к
соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям,
которая проводится в течение всего года, и специальная психологическая подготовка к
выступлению на конкретных соревнованиях. В процессе управления нервно-психическим
восстановлением снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая
работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к
самостоятельному восстановлению.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса внеурочной деятельности по физической культуре. Основание
и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре для
основной школы. Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материальнотехническому оснащению учебного процесса.
п\п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Программа предметной линии учебников В.И.Ляха, М.Я. Виленского 5 - 9 классы – М.:
Просвещение, 2016
«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич;
Москва:«Просвещение», 2017
"Физическая культура 5-7 классы", М.Я. Виленский - М.: Просвещение, 2020
Лебедева Е. И., Садыкова С. Л. "Физическая культура 1-11 классы: Подвижные игры на уроках
и во внеурочное время". Учитель,2016
«Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград:
«Учитель» 2017.
«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва:
«ВАКО», 2018.
Олимпийские игры. Познавательно-игровая деятельность, 1-11 классы / авт.- сост. Н.В.
Барминова и др. – Волгоград: Учитель 2018.
Как помочь детям стать здоровыми: Методическое пособие / Е.А. Бабенкова, - М.: ООО
«Издательство Астрель», 2017.
«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2018.

Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / авт.сост. Н.Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2019.
Физическая культура: Сценарии праздников и игровых занятий: 1-6 классы: книга для
учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2015
Спортивный инвентарь
Наименование
Секундомер

Количество
1

Эстафетная палочка

2

Мяч баскетбольный

7

Мяч волейбольный

6

Мяч футбольный

5

Обруч

6

Скакалка
Мяч теннисный

10
6

Спортивный мат

4

Фишки для эстафет и спортивных игр (конусные)

6

Рулетка 10 м.

1

Мяч для метания

6

Скамейка гимнастическая
Щит баскетбольный

2
2

Футбольные ворота
Стойка волейбольная

2
2

Сетка волейбольная

2

Сетка для бадминтона

1

Мяч гандбольный

4

Фитбол

6

Мяч для метания

8

Бадминтон

5

Насос

1

Шведская стенка

1

Кегли

10

Щит для метаний

1

Граната

4

Календарно-тематическое планирование
«ПИОНЕРБОЛ»
№занятия

Содержание учебного материала

Количество
часов

Инструкция по технике безопасности
Подвижные игры: «Вышибалы», «Мяч вверх»
Тестирование.

2

2-5

Комплекс ОРУ№1(с мячами) . Правила игры. Переходы.
Приём мяча низкий. Прыжки со скакалкой. Основы
знаний о физкультуре и спорте

4

6-7

Комплекс ОРУ№2.(С мячами) Приёмы: низкий,
высокий. Подачи. Прыжки со скакалкой. Пионербол

4

8-10

Комплекс ОРУ №3. Подачи. Опрос по правилам игры.
Игра «Три касания». Пионербол

4

11-14

Комплекс ОРУ №4. Правила формирования команд.
Виды подач. Пионербол.

4

15-16

Подготовка к турниру. Комплекс ОРУ№5
Формирование команд. Пионербол. Инструкция по
технике безопасности

4

Турнир по пионерболу

3

18-19

Комплекс ОРУ№5. Техника атаки.
Пионербол. Игра «Мяч вверх»

2

20-21

Комплекс ОРУ №6 .Пионербол с блокированием. Игра
«Собачки»

4

22-23

Комплекс ОРУ №7. Техника защиты. Пионербол. Игра
«Вышибалы» Тестирование.

4

24-25

Комплекс №8(с набивными мячами)
Техника быстрой атаки. Пионербол. Основы знаний о
физкультуре и спорту.

4

26-27

Комплекс ОРУ№9 (с утяжелителями).
Прыжковые упражнения. Пионербол.

4

28-29

Комплекс ОРУ №10(со скакалками. эстафеты с мячом.
Пионербол

4

30-32

Комплекс ОРУ310.Обучение составлению комплекса.
Правила судейства. П.И. «Собачки» Пионербол.

4

33

Подготовка к турниру. Формирование команд.
Инструкция безопасности. Тестирование.

3

34

Турнир по пионерболу.

2

Всего

60

1

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ВОЛЕЙБОЛ»
Тематическое планирование, 5 класс

дата

№ п/п
1

Тема
Перемещения

Количество часов
8

2

Верхняя передача

6

3

Нижняя передача

6

4

Верхняя прямая подача с середины площадки

5

5

Приём мяча

6

6

Подвижные игры и эстафеты

8

7

Физическая подготовка в процессе занятия

1

Итого 35 часов
Тематическое планирование, 6 класс
№

Тема

Кол-во часов

1

Индивидуальные тактические действия в
защите

8

2

Закрепление техники верхней передачи

6

3

Закрепление техники нижней передачи

6

4

Верхняя прямая подача

6

5
6

Закрепление техники приёма мяча с подачи
Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя
учебная игра

6
8

7

Физическая подготовка в процессе занятия

1

Итого 35 часов
Тематическое планирование, 7 класс
№

Тема

Кол-во часов

1

Индивидуальные тактические действия в
нападении

8

2

Закрепление техники верхней передачи

6

3

Закрепление техники нижней передачи

6

4

Верхняя прямая подача

5

5

Закрепление техники приёма мяча с подачи

3

6

Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя

учебная игра
7

Физическая подготовка в процессе занятия

Тематическое планирование, 8 класс
№

Тема

1

Кол-во часов
4

Совершенствование техники верхней, нижней
передачи
2

Прямой нападающий удар

8

3

Совершенствование верхней прямой подачи

6

4

Совершенствование приёма мяча с подачи и в
защите

3

5

Двусторонняя учебная игра

3

6

Одиночное блокирование

4

Страховка при блокировании

7

7
Физическая подготовка в процессе занятия
Итого 35 часов
Тематическое планирование, 9 класс
Тема

Кол-во часов

1

Верхняя передача двумя руками в прыжке

5

2

Прямой нападающий удар

5

3

Верхняя, нижняя передача двумя руками назад

6

4

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

5

5

Двусторонняя учебная игра

8

6

Одиночное блокирование и страховка

6

7

Командные тактические действия в нападении и
защите

3

8

Физическая подготовка в процессе занятия

№

Итого 35 часов

Тематическое планирование «ФУТБОЛ»
Теоретические сведения

№
1

Тема
Футбол в России и за рубежом. Гигиенические знания и
закаливание.

Кол-во часов
2

2

Врачебный контроль и самоконтроль. Физиологические
основы спортивной тренировки.

2

3

Общая и специальная физическая подготовка.

3

4

Техническая подготовка. Тактическая подготовка.

3

5

Психологическая подготовка.

2

6

Правила игры.

5
Итого

17

Практические занятия
№
1

Тема
Общая физическая подготовка

2

Специальная физическая подготовка

2

3

Техника игры

6

4

Тактика игры

5

5

Соревнования, товарищеские матчи

4

Итого

Кол-во часов
1

18 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».