Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Родное слово» для 9 класса РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 9 класса «Родное слово» Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты обучения 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: I) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: 1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; 3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями; способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо: умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения; осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; 4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание курса внеурочной деятельности «Родное слово» в 9 классе Раздел I Введение (2 часа) Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков. Раздел II. Изложение (6 часов) Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1 Композиция, логическая, грамматическая структура текста Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2 Практическая работа № 2. Написание изложения Раздел III Лексика (3 часа) Упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе. Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3 Раздел IV Орфография и Синтаксис (13 часов) Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста. Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4 Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5 Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6 Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7 Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8 Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9 Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11 Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12 Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты) Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности Контрольная работа № 2. Тестирование Подготовка к написанию сочинению-рассуждению Раздел V Сочинение (11 часов) Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 14 Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15 (приложение) Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 16 Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Родное слово» № п/ п Тема раздела, урока Раздел 1 Введение Колво часо в 2 Теори я 2 Практик а Характеристика основных видов деятельности Знакомство с целями, задачами, содержанием курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку», со спецификой ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями Планируемые результаты и уровень усвоения Предметные умения Знать: структуру и содержание экзаменационной работы, критерия оценивания Уметь: заполнять бланки экзаменационных работ УУД Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит её учебниках, словарях, справочниках и в Интернете оценивания экзаменационной работы. 1. 2. Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков Раздел II Изложение 6 3 3 Основные требования к написанию подробного или сжатого изложения. Написание подробного или сжатого изложения по предложенному тексту Анализ работ обучающихся: содержание, стилистические ошибки, речевые недочёты, нарушение абзацев, Знать: специфику написания изложения, способы сжатия, сокращения. Уметь: слушать текст, выделять микротемы, основную мысль, тему и идею. Личностные: установление связи между воспринимаемым на слух художественным текстом и тексом, созданным учащимися в процессе пересказа; осознание применения сведений из текста первого вида в практике работы с текстом 2 вида. Регулятивные: самостоятельная постановка учащимися целей и формулировка задач; составление плана и последовательности действий при изложении исходного текста; применение методов сжатия исходного текста; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция грамматические, орфографические, синтаксические ошибки. 3. «Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, а также в продукт действия) - оценка своих достижений на уроке (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение нужной информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осмысление цели изложения извлечение необходимой информации из прочитанного текста; Комммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. формулирования». Практическая работа №1 4. 5. 6. 7. Композиция, логическая, грамматическая структура текста Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2 «Написание сжатого изложения» 8. Практическая работа № 2 «Написание сжатого изложения» Раздел III Лексика 3 2 1 Определять лексическое значение слова, использовать в тексте синонимы. антонимы. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Знать: разделы языка лексика и фразеология, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова. Уметь: подбирать синонимы, антонимы, омонимы, подбирать лексическое значение фразеологизмам Личностные: этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью. Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского 9. языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, 10. фразеологизмы. Практическая работа №3 «Изобразительно11. выразительные средства русской речи». Раздел IV Орфогра фия и Синтаксис 13 7 6 Работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в Знать: орфографичес кие и пунктуационные нормы русского языка. Части речи и члены предложения. Уметь: применять орфографические правила, Выделять виды и Личностные: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать, испытывать чувство гордости за богатство и неисчерпаемость языка. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: знать опознавател тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА. «Словосочетание. Виды связи слов в 12. словосочетании». Практическая работа №4 «Орфограммы в корнях слов». 13. Практическая работа №5 типы предложении. ьные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «обращения»; уметь различать сложное и простое предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью. «Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. 14. Односоставные предложения». Практическая работа №6 «Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки 15. препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение». Практическая работа №7 «Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены 16. предложения. Простое осложненное предложение». Практическая работа №8 «Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. 17. Вставные конструкции. Обращения». Практическая работа №9 «Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в 18. сложном предложении. Типы придаточных предложений». Практическая работа № 10 «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные 19. предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения». Практическая работа № 11 «Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные 20. предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Практическая работа № 12 21. «Правописание производных предлогов. Правописание 22. союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ». Практическая работа № 13. Способы оформления чужой речи (прямая 23. речь, косвенная речь, диалог, цитаты) Сложные предложения с разными видами 24. связи. Средства речевой выразительности Раздел V Сочинение 11 6 5 Сочинениерассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Выраж ать собственную позицию, видеть, определять авторскую позицию. Знать: структуру сочинения – рассуждения, лингвистические термины, Уметь: аргументиров ать тезисы, подбирать примеры аргументы, выражать собственную позицию Личностные: понимание значимости приобретенных знаний и умений, умение понимать нравственные идеи текста, использование приобретенных знаний, умений, навыков в учебной деятельности. Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы Познавательные: освоение базовых понятий; умение использовать ранее полученную информацию, овладение алгоритмом структуры сочинениярассуждения; умение понимать мысль, выраженную в высказывании; умение структурировать информацию, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку доказательства и делать вывод, умение правильно, логично и связно представлять учебную информацию, умение применять ранее приобретенные знания, умения, навыки при выполнении конкретного задания. Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера 25. Сочинениерассуждение С2 «Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором текста. Композиция сочинения 26. рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование». Практическая работа № 15 Сочинениерассуждение С2. 27. «Позиция автора. Собственная позиция. 28. Подбор аргументов». Практическая работа № 15 Сочинениерассуждение С2. 29. Анализ работ. Сочинениерассуждение на 30. лингвистическую тему С2. Сочинениерассуждение на 31. лингвистическую тему С2. «Оформление вступления и 32. концовки сочинения». Практическая работа № 16 Урок контроля 33. Урок контроля 34. Репетиционный экзамен по 35. материалам Федерального официального сборника