Рабочая программа курса внеурочной деятельности Родное слово для 9 класса

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Родное слово»
для 9 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для 9 класса
«Родное слово»
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности










Личностные результаты обучения
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её
анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с
помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
















3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального
общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а
также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими
изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием
аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности
языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ,
план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать
тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и
организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского
литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил
орфографии и пунктуации;




способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами
общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и
эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
Содержание курса внеурочной деятельности «Родное слово» в 9 классе
Раздел I
Введение (2 часа)
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению
бланков.
Раздел II.
Изложение (6 часов)
Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания,
отработать навыки построения связной речи.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и
формулирования. Практическая работа № 1
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы
сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2

Практическая работа № 2. Написание изложения
Раздел III
Лексика (3 часа)
Упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных
слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса
учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной
мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в
расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.
Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы,
омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3
Раздел IV
Орфография и Синтаксис (13 часов)
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций
(однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных
предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся.
Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные
орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4
Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6
Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах
предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7
Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа №
8
Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9
Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных
предложений. Практическая работа № 10
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы
соподчинения. Практическая работа № 11
Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Практическая работа № 12

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13.
Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)
Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности
Контрольная работа № 2. Тестирование
Подготовка к написанию сочинению-рассуждению
Раздел V
Сочинение (11 часов)
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 14
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15 (приложение)
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 16
Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Родное слово»
№
п/
п

Тема
раздела, урока
Раздел 1
Введение

Колво
часо
в
2

Теори
я
2

Практик
а

Характеристика
основных видов
деятельности
Знакомство с
целями, задачами,
содержанием курса
«Подготовка к ОГЭ
по русскому
языку», со
спецификой ОГЭ,
со структурой и
содержанием
экзаменационной
работы, с
критериями

Планируемые результаты и уровень усвоения
Предметные умения
Знать: структуру
и
содержание
экзаменационной
работы,
критерия
оценивания
Уметь: заполнять
бланки
экзаменационных
работ

УУД
Личностные: положительно
относится к познавательной
деятельности, желает приобретать
новые знания
Регулятивные: понимает и
сохраняет учебную задачу;
Познавательные: осознает
познавательную задачу; читает и
слушает, извлекая нужную
информацию, самостоятельно
находит её учебниках, словарях,
справочниках и в Интернете

оценивания
экзаменационной
работы.

1.

2.

Коммуникативные: задаёт вопросы,
слушает и отвечает на вопросы
других, формулирует собственные
мысли, высказывает и обосновывает
свою точку зрения

Структура
экзаменационной
работы по русскому
языку в новой форме
и критерии её
оценивания.
Тренировочные
задания по
оформлению бланков
Раздел II
Изложение

6

3

3

Основные
требования к
написанию
подробного или
сжатого
изложения.
Написание
подробного или
сжатого изложения
по предложенному
тексту
Анализ работ
обучающихся:
содержание,
стилистические
ошибки, речевые
недочёты,
нарушение абзацев,

Знать: специфику
написания изложения,
способы
сжатия,
сокращения.
Уметь: слушать
текст,
выделять
микротемы, основную
мысль, тему и идею.

Личностные: установление связи
между воспринимаемым на слух
художественным текстом и тексом,
созданным учащимися в процессе
пересказа; осознание применения
сведений из текста первого вида в
практике работы с текстом 2 вида.
Регулятивные: самостоятельная
постановка учащимися целей и
формулировка задач; составление
плана и последовательности
действий при изложении исходного
текста; применение методов сжатия
исходного текста; контроль в форме
сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и
отличий от эталона; коррекция

грамматические,
орфографические,
синтаксические
ошибки.

3.

«Определение,
признаки и
характеристика текста
как единицы языка.
Тема, идея, проблема
текста и способы их
установления и

(внесение необходимых дополнений
и корректив в план и способ
действия, а также в продукт
действия) - оценка своих достижений
на уроке (выделение и осознание
того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения).
Познавательные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и
выделение нужной информации;
умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в
письменной форме; рефлексия
способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
осмысление цели изложения извлечение необходимой
информации из прочитанного текста;
Комммуникативные: владение
монологической и диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.

формулирования».
Практическая работа
№1

4.

5.

6.

7.

Композиция,
логическая,
грамматическая
структура текста
Понятие о микротеме.
Соотношение
микротемы и
абзацного строения
текста.
Представление об
абзаце как о
пунктуационном
знаке
Главная и
второстепенная
информация в тексте.
Ключевые слова и их
роль в определении
границ главной
информации.
Способы сокращения
текста:
грамматические,
логические,
синтаксические.
Практическая работа
№ 2 «Написание
сжатого изложения»

8.

Практическая работа
№ 2 «Написание
сжатого изложения»
Раздел III
Лексика

3

2

1

Определять
лексическое
значение слова,
использовать в
тексте синонимы.
антонимы. Это
работа по
определению
лексического
значения слова, по
различению
контекстных
значений
многозначных
слов, знакомство с
нормами
лексической
сочетаемости,
принципами
синонимической
замены, работа по
расширению
словарного запаса
учеников.

Знать: разделы языка
лексика
и
фразеология,
лексическое значение
слова, однозначные и
многозначные слова.
Уметь: подбирать
синонимы, антонимы,
омонимы, подбирать
лексическое значение
фразеологизмам

Личностные: этическое оценивания
усваиваемого содержания,
обеспечивающее личностный
моральный выбор на основе
социальных и личностных
ценностей.
Регулятивные: умение оценивать
правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её
решения; владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности.
Познавательные: умения
самостоятельно выделять и
формулировать познавательную
цель; умения сознательно и
произвольно строить речевое
высказывание в устной форме;
умения наблюдать за языковым
материалом, проводить на основе
наблюдений операций анализа и
синтеза, подведение под понятие;
умение строить логическую цепь
рассуждений.
Коммуникативные: умение
организовывать учебное
сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и
сверстниками; умение осознанно
использовать речевые средства в
соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих
мыслей; владение устной и
письменной речью.
Лексика. Лексическое
значение слова.
Лексика русского
9.
языка с точки зрения
происхождения и
употребления.
Синонимы,
антонимы, омонимы,
10.
фразеологизмы.
Практическая работа
№3
«Изобразительно11.
выразительные
средства русской
речи».
Раздел IV Орфогра
фия и Синтаксис

13

7

6

Работа по
закреплению
орфографических и
пунктуационных
навыков учащихся.
Выполняя
специальные
упражнения,
девятиклассники
учатся находить в

Знать: орфографичес
кие
и
пунктуационные
нормы
русского
языка. Части речи и
члены предложения.
Уметь: применять
орфографические
правила,
Выделять виды и

Личностные: прийти к пониманию
необходимости беречь свой родной
язык, ценить его и защищать,
испытывать чувство гордости за
богатство и неисчерпаемость языка.
Регулятивные: овладевать
способностями понимать учебные
задачи урока, отвечать на вопросы,
оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные: знать опознавател

тексте конкретные
примеры,
иллюстрирующие
определенные
орфографические
правила, что
требуется при
выполнении части
В заданий ГИА.

«Словосочетание.
Виды связи слов в
12. словосочетании».
Практическая работа
№4
«Орфограммы в
корнях слов».
13.
Практическая работа
№5

типы предложении.

ьные признаки простого
предложения, понятия «главные и
второстепенные члены
предложения», «однородные члены
предложения», «обращения»; уметь
различать сложное и простое
предложения, правильно расставлять
знаки препинания, производить
пунктуационный разбор
предложения, анализировать
языковые единицы с точки зрения
точности и уместности употребления
в речи.
Коммуникативные: умение
организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками; умение осознанно
использовать речевые средства в
соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих
мыслей; владение устной и
письменной речью.

«Предложение.
Грамматическая
основа предложения.
Виды сказуемых.
14.
Односоставные
предложения».
Практическая работа
№6
«Правописание
приставок.
Второстепенные
члены предложения.
Однородные члены
предложения. Знаки
15. препинания при
однородных членах
предложения.
Простое осложненное
предложение».
Практическая работа
№7
«Правописание
суффиксов.
Морфология.
Обособленные члены
16. предложения.
Простое осложненное
предложение».
Практическая работа
№8

«Правописание Н, НН
в разных частях речи.
Вводные слова и
предложения.
17. Вставные
конструкции.
Обращения».
Практическая работа
№9
«Гласные после
шипящих. Ь после
шипящих. Виды
сложных
предложений. Знаки
препинания в
18.
сложном
предложении. Типы
придаточных
предложений».
Практическая работа
№ 10
«Слитное и
раздельное написание
НЕ с разными
частями речи.
Сложноподчиненные
19. предложения с
несколькими
придаточными. Типы
соподчинения».
Практическая работа
№ 11

«Сложные слова.
Слитные, раздельные,
дефисные написания.
Бессоюзные сложные
20.
предложения. Знаки
препинания в
бессоюзном сложном
предложении».
Практическая работа
№ 12
21.
«Правописание
производных
предлогов.
Правописание
22. союзов.
Правописание частиц.
Частицы НЕ-НИ».
Практическая работа
№ 13.
Способы оформления
чужой речи (прямая
23.
речь, косвенная речь,
диалог, цитаты)
Сложные
предложения с
разными видами
24.
связи. Средства
речевой
выразительности

Раздел V
Сочинение

11

6

5

Сочинениерассуждение на
лингвистическую
тему. Разработка
содержания.
Подбор
обоснования
лингвистического
положения. Подбор
примеров для
обоснования
лингвистического
положения. Выраж
ать собственную
позицию, видеть,
определять
авторскую
позицию.

Знать: структуру
сочинения
–
рассуждения,
лингвистические
термины,
Уметь: аргументиров
ать тезисы, подбирать
примеры аргументы,
выражать
собственную позицию

Личностные: понимание
значимости приобретенных знаний и
умений, умение понимать
нравственные идеи текста,
использование приобретенных
знаний, умений, навыков в учебной
деятельности.
Регулятивные: умение понимать
ход работы, определять цели, ставить
задачи, развивать мотивы и интересы
Познавательные: освоение базовых
понятий; умение использовать ранее
полученную информацию, овладение
алгоритмом структуры сочинениярассуждения; умение понимать
мысль, выраженную в высказывании;
умение структурировать
информацию, умение выдвигать
гипотезу, аргументировать
собственную точку зрения,
выстраивать логическую цепочку
доказательства и делать вывод,
умение правильно, логично и связно
представлять учебную информацию,
умение применять ранее
приобретенные знания, умения,
навыки при выполнении конкретного
задания.
Коммуникативные: умение полно и
ясно выражать свои мысли, владение
монологической и диалогической
формами речи, умение ставить
вопросы и отвечать на них, контроль,

коррекция и оценка действий
партнера

25.

Сочинениерассуждение С2

«Тема и идея текста.
Проблемы, поднятые
автором текста.
Композиция
сочинения
26.
рассуждения. Тезисы
и аргументы.
Цитирование».
Практическая работа
№ 15
Сочинениерассуждение С2.
27.
«Позиция автора.
Собственная позиция.
28. Подбор аргументов».
Практическая работа
№ 15
Сочинениерассуждение С2.
29.
Анализ работ.

Сочинениерассуждение на
30.
лингвистическую
тему С2.
Сочинениерассуждение на
31.
лингвистическую
тему С2.
«Оформление
вступления и
32. концовки сочинения».
Практическая работа
№ 16
Урок контроля
33.
Урок контроля
34.
Репетиционный
экзамен по
35. материалам
Федерального
официального
сборника


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».