Программа дополнительного образования Эстрадный вокал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
«Основная общеобразовательная школа с. Мраморское»

ПРИНЯТО на заседании ММО
протокол № 1 от 30.08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор ____________ Е.Н. Птухина
Приказ от «09» сентября 2021 г. № 162-Д

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ»

Автор-составитель: Подобреева А.К.
Педагог дополнительного образования

Полевской, 2021

Пояснительная записка
Введение
Эстрадное пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального
искусства и одним из важных средств воспитания детей. Эстрадные вокальные
произведения содержат опыт, мысли, чувства их создателей в соответствии со своей
эпохой; обладают не только эстетической, но и социально – исторической ценностью,
непроизвольно отражая историко-социальные явления, происходящие в обществе;
раскрывают размышления о добре и зле, о жизни и смерти, о счастье и горе, о прекрасном.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модульная программа
«Эстрадный вокал», включая такие виды творчества, как вокал, музыка, хореография,
литература, актёрская игра обладают огромной силой воздействия на эмоциональный мир
ребёнка. Развивают его музыкально-творческие способности: голос, слух, чувство ритма,
память, речь, мышление, двигательные навыки, координацию и пространственную
ориентировку.
Направленность модульной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модульная программа
«Эстрадный вокал» имеет художественную направленность, предназначена для реализации
в учреждениях дополнительного образования детей. На первом и втором году обучения
обучающимся предоставляется возможность посредством самого доступного для них
инструмента – собственного голоса, приблизиться к музыке настолько, чтобы быть не
только активным слушателем, но и активным исполнителем. Функциональное назначение
программы- общеразвивающее.
Актуальность модульной программы
Актуальность программы заключается в художественном развитии обучающихся,
приобщении их к эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Эстрадное музыкальное искусство точно соответствует интересам современных детей и
подростков. Студия эстрадного вокала является сегодня одной из основных форм массового
приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству и решения одной из
приоритетных проблем педагогики и психологии - развития творческих способностей
детей.
Новизна модульной программы
Новизна данной программы заключается в объединении индивидуального вокального и
ансамблевого пения, обуславливающего формирование нравственных ориентиров
личности ребенка путем привития эстетического вкуса, создания художественного образа
исполняемого произведения, выявления его идейно-эмоционального смысла, работы над
словом, музыкальной и поэтической формой всего произведения. Образовательная
деятельность по программе основывается на модульном принципе представления
содержания образовательных услуг. Программные модули являются дополняющими друг
друга, способствуют достижению основной цели программы. Модульный подход
построения программы «Эстрадный вокал» состоит в том, что она разработана с учётом
современных тенденций в образовании по принципу блочномодульного освоения
материала, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания
ребёнком индивидуальной образовательной траектории. Модульное построение

программы позволяет обучающимся осваивать как отдельные модули, являющиеся
самостоятельными, так и в комплексе программы в целом.
Данная программа включает в себя 2 образовательных модуля:
-образовательный модуль «Юный вокалист» (17 учебных часа);
- образовательный модуль «Ансамбль и строй» (17 учебных часа);

Отличительной особенностью и преимущество программы от ранее существующих
заключается в конверегентном подходе, позволяющем обучающимся раскрывать таланты в
абсолютно различных, но очень интересных и современных направлениях образовательной
деятельности. Педагог дополнительного образования в процессе обучения должен помочь
обучающему превратить образование из процесса «получения» знаний в процесс «работы
со знаниями». Отличительной особенностью программы является применение
конвергентного подхода, позволяющего выстраивать обучение, включающее в себя
элементы нескольких направленностей.
Цель и задачи модульной программы
Цель: приобщение детей к основам мировой музыкальной культуры через развитие
музыкально-эстетического вкуса и формирование исполнительских вокальных умений и
навыков.
Задачи:
Воспитательные - воспитывать ценностное отношение к музыкальной культуре как части
мировой культуры;
- формировать нравственные и эстетические качества личности;
- способствовать формированию социальных и коммуникативных компетенций;
- воспитывать эстетический вкус к миру музыки; - воспитывать чувство гражданственности
и патриотизма.
Развивающие
- развивать музыкальные творческие способности;
- развивать музыкальный слух, исполнительское и актерское мастерство; - развивать
чувства метра, темпа, ритма;
- развивать тембр голоса как одного из главных средств вокальной выразительности; развивать исполнительские навыки в вокально-музыкальном ансамбле.
Обучающие - познакомить с певческими навыками (устойчивое певческое дыхание на
опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая эстрадная
позиция, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция,
правильная артикуляция);
- ознакомить с правилами охраны и гигиены детского голоса;
- формировать у детей умения работать со звуковой техникой, работать с микрофоном;
3

- обучить специфическим приемам, характерным для различных жанров популярной
музыки;
- формировать навыки определения качества певческого тона (темного, светлого,
открытого, приоткрытого) и воспроизведения его;
- формировать навыки работы с фонограммой, микрофоном, вокально-усилительной
аппаратурой; - познакомить с приемами выразительного исполнения произведения.
Адресат модульной программы
Программа «Эстрадный вокал» рассчитана на обучающихся в возрасте от 10 до 17 лет.
Принцип набора обучающихся в группы свободный, без специального отбора. Состав
обучающихся смешанный. Комплектование проводится с учетом индивидуальных
способностей обучающихся, в соответствии с нормами СанПин. Возрастные особенности
обучающихся Возрастные особенности связаны с возрастными периодами в развитии
голосового аппарата детей: лет, подростковый – 10-15 лет, юношеский -16-17 лет. В
подростковом возрасте наступает период ломка голоса, связанный с изменениями
голосового аппарата. В 10-13 лет у детей начинает изменяться физиологическое состояние
голосового аппарата, развивается и постепенно начинает управлять голосовыми связками
голосовая мышца. Голос становится гибче и сильнее. У мальчиков такие изменения более
заметны. Их голоса приобретают большую звонкость. Но вскоре яркость звучания теряется.
Голоса начинают тускнеть и сипеть. Дети напряжённее поют верхние звуки. Происходит
изменение голоса – 6 мутация. Работа с детьми строится по принципу «все очень
дозировано». В воспитании и обучении этого возраста используется метод творческого
сотрудничества, метод положительного стимулирования и самооценки. Сроки реализации
программы Программа реализуется за 2 года. Образовательная деятельность по реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программам регулируется на
основании локального акта «Положение о порядке организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам»

Формы и режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю: коллективные, индивидуальные. Продолжительность
занятия 2 академических часа. Занятия могут проходить со всем коллективом, по
подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих
детей, педагогов, гостей
4

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения: – нагляднослуховой; – наглядно-зрительный; – репродуктивный; Одним из ведущих приѐмов
обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов:
комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учѐтом возрастных особенностей участников студии. Песни с
хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно
легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении
внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актѐрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учѐтом восприятия еѐ слушателями, она должна
быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление
перед родителями и перед своими сверстниками – всѐ это повышает исполнительский
уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Творческий отчѐт проводится один
раз в конце учебного года.
Во время творческого отчета проводится мероприятие  отчетный концерт. Результат и
качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых
местах. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение
педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в
школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений
на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий)
является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального
материала.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения( 5-6 классы):
1. Вводное занятие 2 часа
2. Техника безопасности 2 часа
3. Диагностика 2 часа
4. Певческая установка 2 часа
5

5. Певческое дыхание 2 часа
6. Дирижѐрские жесты 2 часа
7. Вокальная позиция 2 часа
8. Звуковедение 2 часа
9. Дикция: 2 часа
10. Концертно – исполнительская деятельность 2 часа
11. Развитие навыков артикуляции 2 часа
12. Развитие навыка мягкой атаки звука, формирование твердой атаки. 2 часа
13. Развитие навыка анализа словесного текста и его содержания. 2 часа
14. Выработка ощущения головного резонирования. 2 часа
15. Формирование высокой певческой позиции. 2 часа
16. Расширение диапазона голоса. 2 часа
17. Усовершенствование навыка работы с микрофоном. 2 часа

Второй год обучения (7-9 классы):
1.Формирование навыка слияния тембров голосов при ансамблевом пении 2 часа
2.Закрепление навыка интонационного чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой
октавы до «фа» второй. 2 часа
3. Работа над высокой певческой позицией. 2 часа
4. Сглаживание переходных звуков. 2 часа
5.Формирование ощущения головного и грудного резонирования. 2 часа
6. Развитие навыков звуковедения Legato и Staccato. 2 часа
7. Развитие навыков одноголосного пения с элементами двухголосья. 4 часа
8. Целенаправленная работа над слаженностью ансамблевого выразительного исполнения
– фразировкой, агогикой (сопоставление двух темпов: замедление, ускорение, фермата),
динамической нюансировкой. 6 часов
9. Работа над выразительностью сценического образа передаваемого через мимику, жесты
пластику движений. 4 часа
10.Подбор репертуара 4 часа
11.Репетиция отчётного концерта 4 часа

6

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы и способы определения
результативности

Личностные:
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой
деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в
форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- формирование эмоционального отношения к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований; - реализация творческого потенциала в
процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные:
регулятивные
- планирование своих действий с творческой задачей и условиями её реализации;
- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
- умение выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством;
коммуникативные:
- участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- умение слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
- умение применять знаково-символические и речевые средства для решения
коммуникативных задач;
познавательные:
- использование знаково-символических средств для решения задач;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты
Обучающие должны знать и уметь:
- элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных
произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности
- нотную грамоту;
- правильную певческую установку;
- особенности музыкального языка;

7

- применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при
реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во
внеурочной и внешкольной деятельности;
- исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию
аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
- выражать образное содержание музыки через пластику;
- создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
- исполнять вокально-хоровые произведения.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу первого года обучения дети должны знать/понимать:
 соблюдать певческую установку;
 жанры вокальной музыки;
уметь:  правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
 точно повторить заданный звук;
 в подвижных песнях делать быстрый вдох;
 правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;  петь чисто
и слаженно в унисон;
 петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
 дать критическую оценку своему исполнению;  принимать активное участие в
творческой жизни школы

К концу второго года обучения дети должны знать/понимать:
 основные типы голосов;
 жанры вокальной музыки;
 типы дыхания;
 поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
 реабилитация при простудных заболеваниях;
 образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:  петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
 петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
 импровизировать и сочинять мелодии на
мелодикоритмические модели, стихотворные тексты.
8

заданные

интонации,

темы,

Необходимые условие реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала .
3. Фортепиано, сентизатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов

9

Тематическое планирование
1-й год обучения
Дата занятия Название раздела и темы

№

1
2

3-4

5-11

12
13-14
15
16
17
18
19
20

Вводное занятие. Совершенствование вокальных навыков
Навыки эстрадного вокала.
Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве.
История эстрады и джаза. Освоение эстрадного вокального
репертуара. Работа над песней.
Совершенствование вокальных навыков Навыки эстрадного
вокала. Освоение эстрадного вокального репертуара. Работа над
песней.
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над песней.
Совершенствование вокальных навыков Навыки эстрадного
вокала.
Исполнительское мастерство Совершенствование сценических
навыков
Освоение эстрадного вокального репертуара Разучивание
произведений.
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа с
микрофоном и фонограммой
Исполнительское мастерство Совершенствование сценических
навыков.
Итоговое занятие. Импровизация
Музыкально -образовательные беседы о вокальном искусстве
Знаменитые имена.
Совершенствование вокальных навыков Навыки эстрадного
вокала.
Освоение эстрадного вокального репертуара. Работа над песней.

Колво
часов
1
1

3

1

1
2
1
1
1
1
2
2

2-й год обучения

1

2

3
4
5
6
7
8
9

Совершенствование вокальных навыков Навыки эстрадного
вокала. Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над
песней.
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над песней
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа с
микрофоном и фонограммой
Сценическое мастерство Сценическая импровизация.
Исполнительское мастерство Совершенствование сценических
навыков
Формирование певческих навыков Дикция, артикуляция
Сценическое мастерство Сценический образ.
Освоение эстрадного вокального репертуара Разучивание
произведений
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа с
микрофоном и фонограммой
10

3

2
1
1
1
1
1
2
1

10
11
12
13

Исполнительское мастерство Совершенствование сценических
навыков
Освоение эстрадного вокального репертуара Строй и ансамбль
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа с
микрофоном и фонограммой
Сценическое мастерство. Итоговое занятие.

Оценочные и методические материалы
Отслеживание результативности образовательной деятельности по программе.
Виды контроля Формы проведения
Сроки
Входной
Прослушивание. Собеседование.
Октябрь
Текущий
Наблюдение педагога в ходе занятий и
В течение всего
выступлений на концертах и
периода обучения.
праздничных мероприятиях, а также
участия в музыкальных конкурсах.
Промежуточный Отчётный концерт.
Ноябрь
Итоговый
Отчётный концерт.
Январь

11

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».