Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское», утвержденной приказом МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское» от 31.08.2021 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История родного края» для 6 класса 1 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «История родного края» Личностные Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа, жителей с.Мраморское и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину, Свердловскую область, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, на территории Свердловской области. Метапредметные Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; 2 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать позиции в познавательной деятельности; осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные Рассматривать историю Свердловской области как неотъемлемую часть истории России; знать основные даты и временны́е периоды истории Свердловской области и с.Мраморское; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий села; представлять культурное наследие Свердловской области и с.Мраморское; работать с историческими документами, сравнивать различные исторические документы по истории Свердловской области, давать им общую характеристику; анализировать информацию из различных источников; соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями региональной истории; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; составлять описание исторических объектов и памятников с.Мраморское на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; читать легенду исторической карты; владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по истории Ставропольского края; оценивать роль личности в истории Свердловской области; ориентироваться в дискуссионных вопросах истории Свердловской области и с. Мраморское ХХ в. и существующих в науке их современных версиях, и трактовках. Выпускник на базовом уровне научится: 3 рассматривать историю области и с.Мраморское как неотъемлемую часть истории России; знать основные даты и временные периоды сельской истории; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Свердловской области и с.Мраморское; представлять культурное наследиеСвердловской области и с. Мраморское; работать с историческими документами; сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных источников; соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; читать легенду исторической карты; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по региональной исторической тематике. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: устанавливать аналогии и оценивать вклад Свердловской области и с.Мраморское в культурное наследие страны; определять место и время создания исторических документов; проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении современной истории Свердловской области и с.Мраморское; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской истории ХХ в.; обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам региональной истории с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией. Содержание курса внеурочной деятельности «История родного края» 6 класс История с.Мраморское с 1914 г. до начала XXI в Мраморское село в годы Первой мировой войны Влияние Первой мировой войны на политическую и социальную ситуацию, хозяйственную жизнь в стране и селе. Поиск новых подходов к организации 4 хозяйственной жизни в условиях войны. Затруднения, связанные со сложностями функционирования транспортной системы. Перелом в массовом сознании населения, недовольство политикой властей. Ухудшение ситуации с продовольственным снабжением населения. Героизм односельчан на фронтах Первой мировой войны. Великая российская революция 1917 г. и с.Мраморское: события и последствия Причины и ход развития революционных действий на Ставрополье. Рост политической активности населения. Влияние эсеров. Политическая агитация и просвещение масс в ходе революции. Антивоенные настроения в обществе. Рост дезертирства. Кризис доверия власти. Рост влияния большевиков в регионе. Разрушение хозяйственной жизни и радикализация массовых настроений. Усиление притока солдат-дезертиров с фронта и поддержка партии большевиков. Провозглашение Советской власти. Гражданская война и с. Мраморское Истоки Гражданской войны. Национализация промышленных предприятий и их закрытие. Рост безработицы в Свердловской области. Реализация Декрета о земле и перераспределение земель в пользу бедняков и малоимущих. Усиление классового раскола в обществе. Основные события Гражданской войны. Ожесточенность противоборства сил Белого движения и Красной Армии. Рост массового недовольства крестьянства политикой белых. Наступление Красной Армии и поражение антисоветских сил в 1920 г. Свердловская область в годы нэпа Влияние нэпа на вывод Ставрополья из состояния послевоенной разрухи, преодоление последствий засухи и голода 1921–1922 гг. Появление коммун, сельхозартелей, ТОЗов и колхозов. Переименование Екатеринбурга в Свердловск. Восстановление промышленного производства и развитие производственной кооперации. Влияние повышения статуса города Свердловска на экономику. Развитие советской системы образования. Возникновение противоречий в социальноэкономическом развитии и постепенное свертывание нэпа. Коллективизация и ее последствия Идейные истоки коллективизации. Хлебозаготовительный кризис и переход к форсированному курсу коллективизации. Коллективизация на территории Свердловской области. Причины, побуждавшие крестьян вступать в колхозы. Постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Коллективизация и ее основные этапы. Раскулачивание: политика и практика. Формирование советского культурного пространства В Свердловской области в 1920–1930-х гг Борьба с безграмотностью в рамках «культурной революции». Деятельность чрезвычайных комиссий по ликвидации неграмотности. Поиски новых форм педагогической работы. Формирование структуры высшего профессионального образования. Складывание пространства художественной культуры. Развитие театрального искусства, библиотечной сети и краеведения. Деятельность АХРР. Периодическая печать и музыкальная жизнь Свердловской области. Укрепление межнационального культурного диалога. Антирелигиозная пропаганда. Результаты культурных преобразований . 5 Мраморское село и Свердловская область в годы Великой Отечественной войны: 1941–1942 гг Первые сообщения о начале войны. Задачи мобилизации: призыв на фронт и перестройка экономики области на выпуск военной продукции. Работа аграриев края, движение передовиков на предприятиях. Сбор средств и оказание помощи фронту. Работа госпиталей по приему раненых с фронта. Помощь освобожденным территориям. Мраморчане на фронтах Великой Отечественной войны Участие мраморчан в боях против немецко-фашистских захватчиков. Военные операции, участниками которых стали жители села. Подвиги, совершенные мраморчанами. Боевые заслуги соотечественников. Боевой вклад женщин Урала в победу над врагом. Оценка советским командованием деятельности героев. Экономическое развитие Свердловской области и с.Мраморское во второй половине XX в. Основные направления восстановления народного хозяйства области. Проблемы воссоздания сельского хозяйства. Восстановление промышленности и сельского хозяйства. Строительство новых промышленных предприятий на Урале. Развитие средств коммуникации и транспорта. Итоги развития края в период 1945– 1980 гг. Общественно-политическая и культурная жизнь Свердловской области во второй половине XX в. Социальные изменения в структуре населения, жизни и быту во второй половине XX в. Эволюция хозяйственных процессов в области, решение жилищной проблемы. Формирование системы образования, физической культуры и спорта . Развитие науки. «Оттепель» в литературе и искусстве Урала. Деятельность творческих коллективов с.Мраморское. Свердловская область в период политических и социально-экономических трансформаций конца 1980-х — 1990-х гг Участие свердловского общества в формировании новой российской государственности. Новые политические партии и движения. Экономика «лихих 90х». Переход к рыночной экономике — основное содержание процессов в экономической сфере региона. Многообразие процессов этнического и религиозного возрождения. Культура, наука, здравоохранение и образование. Религия и церковь. Мраморское село и Свердловская область в 2000-х гг.: вызовы времени и задачи модернизации Социально-экономическое развитие области в начале XXI в. Обрабатывающая промышленность области и Полевского городского округа. Роль сельскохозяйственных производственных кооперативов. Проблемы развития промышленности области. Современные вызовы. Задачи модернизации. Приоритетные направления «инвестиций в человека». Позитивный имидж «Человека труда». Становление системы самоуправления в Свердловской области Начало оформления российской системы самоуправления. Важные вехи становления институциональных форм местного самоуправления. Муниципальные 6 образования Свердловской области в 1990-х гг. Реформирование муниципальной власти в начале XXI в. Развитие органов местного самоуправления. Культурно-интеллектуальная сфера Свердловской области в конце XX — начале XXI в. Образовательная система области: среднее образование; система профессионального образования; система высшей школы. Усилия по преодолению проблем финансирования образования и процесс компьютеризации образовательных организаций. Региональная наука. Дорогостоящие научные разработки научных организаций на территории области в условиях рыночных отношений. Сфера культуры. Укрепление духовной связи поколений, способствование утверждению принципов согласия и толерантности, сближению и взаимопониманию культурными средствами края. Тематическое планирование 6 класс Тема, урок История Ставрополья с 1914 г. до начала XXI в. Урок 1. С. Мраморское в годы Первой мировой войны Урок 2. Великая российская революция 1917 г. И Свердловская область: события и последствия Урок 3. Гражданская война в Свердловской области и с.Мраморское Урок 4. Свердловская область в годы нэпа Урок 5. Коллективизация и ее последствия Урок 6. Формирование советского культурного пространства в Свердловской области в 1920–1930-х гг. Урок 7. Мраморское село и Свердловская область в годы Великой Отечественной войны: 1941–1942 гг. Урок 8. Мраморчане на фронтах Великой Отечественной войны. Урок 9. Экономическое развитие Свердловской области и с. Мраморского во второй половине XX в. Уроки 10. Общественно-политическая и культурная жизнь Свердловской области во второй половине XX в. Урок 11. Свердловская область в период политических и социально-экономических трансформаций конца 1980-х — 1990-х гг. Урок 12. С.Мраморское и Свердловская область в 2000-х гг.: вызовы времени и задачи модернизации Урок 13. Становление системы самоуправления в Свердловской области Урок 14. Культурно-интеллектуальная сфера Свердловской области в конце XX — начале XXI вв. Количество часов 35 3 2 2 2 2 3 3 2 3 3 3 2 2 3 7