Рабочая программа курса внеурочной деятельности История родного края 6 класс

Приложение
к Основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»,
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»
от 31.08.2021 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«История родного края»
для 6 класса

1

Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности «История родного края»

Личностные
 Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности
в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа, жителей с.Мраморское и судьбе России, патриотизм, готовность
к служению Отечеству, его защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости
за свою Родину, Свердловскую область, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации, на территории Свердловской области.
Метапредметные
 Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью;
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
2

 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать позиции в познавательной деятельности;
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т. д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные
 Рассматривать историю Свердловской области как неотъемлемую часть
истории России;
 знать основные даты и временны́е периоды истории Свердловской области и
с.Мраморское;
 определять последовательность и длительность исторических событий,
явлений, процессов;
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий села;
 представлять культурное наследие Свердловской области и с.Мраморское;
 работать с историческими документами, сравнивать различные исторические
документы по истории Свердловской области, давать им общую характеристику;
 анализировать информацию из различных источников;
 соотносить иллюстративный материал с историческими событиями,
явлениями, процессами, персоналиями региональной истории;
 использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму
как источники информации;
 использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
 составлять описание исторических объектов и памятников с.Мраморское на
основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
 работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
 читать легенду исторической карты;
 владеть основной современной терминологией исторической науки,
предусмотренной программой;
 демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по истории
Ставропольского края;
 оценивать роль личности в истории Свердловской области;
 ориентироваться в дискуссионных вопросах истории Свердловской области и
с. Мраморское ХХ в. и существующих в науке их современных версиях, и трактовках.
Выпускник на базовом уровне научится:
3

 рассматривать историю области и с.Мраморское как неотъемлемую часть
истории России;
 знать основные даты и временные периоды сельской истории;
 определять последовательность и длительность исторических событий,
явлений, процессов;
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий Свердловской области и с.Мраморское;
 представлять культурное наследиеСвердловской области и с. Мраморское;
 работать с историческими документами;
 сравнивать различные исторические документы, давать им общую
характеристику;
 критически анализировать информацию из различных источников;
 соотносить иллюстративный материал с историческими событиями,
явлениями, процессами, персоналиями;
 использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму
как источники информации;
 использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
 составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
 работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
 читать легенду исторической карты;
 демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по
региональной исторической тематике.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 устанавливать аналогии и оценивать вклад Свердловской области и
с.Мраморское в культурное наследие страны;
 определять место и время создания исторических документов;
 проводить отбор необходимой информации и использовать информацию
Интернета, телевидения и других СМИ при изучении современной истории
Свердловской области и с.Мраморское;
 понимать объективную и субъективную обусловленность оценок характера и
значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и
революций;
 использовать картографические источники для описания событий и
процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
 анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в
контексте общероссийской истории ХХ в.;
 обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам региональной
истории с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов,
владение исторической терминологией.
Содержание курса внеурочной деятельности
«История родного края»
6 класс
История с.Мраморское с 1914 г. до начала XXI в
Мраморское село в годы Первой мировой войны
Влияние Первой мировой войны на политическую и социальную ситуацию,
хозяйственную жизнь в стране и селе. Поиск новых подходов к организации
4

хозяйственной жизни в условиях войны. Затруднения, связанные со сложностями
функционирования транспортной системы. Перелом в массовом сознании населения,
недовольство политикой властей. Ухудшение ситуации с продовольственным
снабжением населения. Героизм односельчан на фронтах Первой мировой войны.
Великая российская революция 1917 г. и с.Мраморское:
события и последствия
Причины и ход развития революционных действий на Ставрополье. Рост
политической активности населения. Влияние эсеров. Политическая агитация и
просвещение масс в ходе революции. Антивоенные настроения в обществе. Рост
дезертирства. Кризис доверия власти. Рост влияния большевиков в регионе.
Разрушение хозяйственной жизни и радикализация массовых настроений. Усиление
притока солдат-дезертиров с фронта и поддержка партии большевиков.
Провозглашение Советской власти.
Гражданская война и с. Мраморское
Истоки Гражданской войны. Национализация промышленных предприятий и их
закрытие. Рост безработицы в Свердловской области. Реализация Декрета о земле и
перераспределение земель в пользу бедняков и малоимущих. Усиление классового
раскола в обществе. Основные события Гражданской войны. Ожесточенность
противоборства сил Белого движения и Красной Армии. Рост массового недовольства
крестьянства политикой белых. Наступление Красной Армии и поражение
антисоветских сил в 1920 г.
Свердловская область в годы нэпа
Влияние нэпа на вывод Ставрополья из состояния послевоенной разрухи,
преодоление последствий засухи и голода 1921–1922 гг. Появление коммун,
сельхозартелей, ТОЗов и колхозов. Переименование Екатеринбурга в Свердловск.
Восстановление промышленного производства и развитие производственной
кооперации. Влияние повышения статуса города Свердловска на экономику. Развитие
советской системы образования. Возникновение противоречий в социальноэкономическом развитии и постепенное свертывание нэпа.
Коллективизация и ее последствия
Идейные истоки коллективизации. Хлебозаготовительный кризис и переход к
форсированному курсу коллективизации. Коллективизация на территории
Свердловской области. Причины, побуждавшие крестьян вступать в колхозы.
Постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства
колхозному строительству». Коллективизация и ее основные этапы. Раскулачивание:
политика и практика.
Формирование советского культурного пространства
В Свердловской области в 1920–1930-х гг
Борьба с безграмотностью в рамках «культурной революции». Деятельность
чрезвычайных комиссий по ликвидации неграмотности. Поиски новых форм
педагогической работы. Формирование структуры высшего профессионального
образования. Складывание пространства художественной культуры. Развитие
театрального искусства, библиотечной сети и краеведения. Деятельность АХРР.
Периодическая печать и музыкальная жизнь Свердловской области. Укрепление
межнационального культурного диалога. Антирелигиозная пропаганда. Результаты
культурных преобразований .
5

Мраморское село и Свердловская область в годы Великой Отечественной
войны: 1941–1942 гг
Первые сообщения о начале войны. Задачи мобилизации: призыв на фронт и
перестройка экономики области на выпуск военной продукции. Работа аграриев края,
движение передовиков на предприятиях. Сбор средств и оказание помощи фронту.
Работа госпиталей по приему раненых с фронта. Помощь освобожденным
территориям.
Мраморчане на фронтах Великой Отечественной войны
Участие мраморчан в боях против немецко-фашистских захватчиков. Военные
операции, участниками которых стали жители села. Подвиги, совершенные
мраморчанами. Боевые заслуги соотечественников. Боевой вклад женщин Урала в
победу над врагом. Оценка советским командованием деятельности героев.
Экономическое развитие Свердловской области и с.Мраморское
во второй половине XX в.
Основные направления восстановления народного хозяйства области.
Проблемы воссоздания сельского хозяйства. Восстановление промышленности и
сельского хозяйства. Строительство новых промышленных предприятий на Урале.
Развитие средств коммуникации и транспорта. Итоги развития края в период 1945–
1980 гг.
Общественно-политическая и культурная жизнь
Свердловской области во второй половине XX в.
Социальные изменения в структуре населения, жизни и быту во второй
половине XX в. Эволюция хозяйственных процессов в области, решение жилищной
проблемы. Формирование системы образования, физической культуры и спорта .
Развитие науки. «Оттепель» в литературе и искусстве Урала. Деятельность
творческих коллективов с.Мраморское.
Свердловская область в период политических
и социально-экономических трансформаций конца 1980-х — 1990-х гг
Участие свердловского общества в формировании новой российской
государственности. Новые политические партии и движения. Экономика «лихих 90х». Переход к рыночной экономике — основное содержание процессов в
экономической сфере региона. Многообразие процессов этнического и религиозного
возрождения. Культура, наука, здравоохранение и образование. Религия и церковь.
Мраморское село и Свердловская область в 2000-х гг.: вызовы времени и
задачи модернизации
Социально-экономическое развитие области в начале XXI в. Обрабатывающая
промышленность
области
и
Полевского
городского
округа.
Роль
сельскохозяйственных производственных кооперативов. Проблемы развития
промышленности области. Современные вызовы. Задачи модернизации.
Приоритетные направления «инвестиций в человека». Позитивный имидж «Человека
труда».
Становление системы самоуправления в Свердловской области
Начало оформления российской системы самоуправления. Важные вехи
становления институциональных форм местного самоуправления. Муниципальные
6

образования Свердловской области в 1990-х гг. Реформирование муниципальной
власти в начале XXI в. Развитие органов местного самоуправления.
Культурно-интеллектуальная сфера Свердловской области
в конце XX — начале XXI в.
Образовательная
система
области:
среднее
образование;
система
профессионального образования; система высшей школы. Усилия по преодолению
проблем финансирования образования и процесс компьютеризации образовательных
организаций. Региональная наука. Дорогостоящие научные разработки научных
организаций на территории области в условиях рыночных отношений. Сфера
культуры. Укрепление духовной связи поколений, способствование утверждению
принципов согласия и толерантности, сближению и взаимопониманию культурными
средствами края.
Тематическое планирование
6 класс
Тема, урок
История Ставрополья с 1914 г. до начала XXI в.
Урок 1. С. Мраморское в годы Первой мировой войны
Урок 2. Великая российская революция 1917 г. И Свердловская
область: события и последствия
Урок 3. Гражданская война в Свердловской области и
с.Мраморское
Урок 4. Свердловская область в годы нэпа
Урок 5. Коллективизация и ее последствия
Урок 6. Формирование советского культурного пространства в
Свердловской области в 1920–1930-х гг.
Урок 7. Мраморское село и Свердловская область в годы
Великой Отечественной войны: 1941–1942 гг.
Урок 8. Мраморчане на фронтах Великой Отечественной войны.
Урок 9. Экономическое развитие Свердловской области и с.
Мраморского во второй половине XX в.
Уроки 10. Общественно-политическая и культурная жизнь
Свердловской области во второй половине XX в.
Урок 11. Свердловская область в период политических и
социально-экономических трансформаций конца 1980-х —
1990-х гг.
Урок 12. С.Мраморское и Свердловская область в 2000-х гг.:
вызовы времени и задачи модернизации
Урок 13. Становление системы самоуправления в Свердловской
области
Урок 14. Культурно-интеллектуальная сфера Свердловской
области в конце XX — начале XXI вв.

Количество
часов
35
3
2
2
2
2
3
3
2
3
3
3
2
2
3

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».