Приложение к Образовательной программе дополнительного образования МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское», утвержденной приказом МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское» от 31.08.2020 г. № 101-Д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Учимся играть в шахматы» для 1 – 5 класса Планируемые результаты освоения учебного курса Программа дополнительного образования «Учимся играть в шахматы» предусматривает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят: — формирование основ российской, гражданской идентичности; — ориентацию на моральные нормы и их выполнение; — наличие чувства прекрасного; — формирование основ шахматной культуры; — понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; — наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; — готовность и способность к саморазвитию и самообучению; — уважительное отношение к иному мнению; — приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; — воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; — умение управлять своими эмоциями; — дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; — оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных. 1. Познавательные УУД: — умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; — владение способом структурирования шахматных знаний; — способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; — умение находить необходимую информацию; — способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; — умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; 2 — способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения. 2. Коммуникативные УУД: — умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; — способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; — умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); — возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. 3. Регулятивные УУД: — умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; — способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного модуля «Учимся играть в шахматы». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся основной школы должны: — приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; — владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; — приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры. – правила техники безопасности во время занятий; – историю возникновения и развития шахматной игры; – имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, ка-кой вклад они внесли в развитие шахмат; – вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры; – историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен; – историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России; 3 – приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности. К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны: – уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; – знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры; – иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра; – ориентироваться на шахматной доске; – играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фи-гурами без нарушений правил шахматного кодекса; – правильно располагать шахматную доску между партнёрами; – правильно расставлять фигуры перед игрой; – различать горизонталь, вертикаль, диагональ; – рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход; – знать, что такое ничья, пат и вечный шах; – знать «цену» каждой шахматной фигуры; – усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём; – владеть способом взятия на проходе; – записывать шахматную партию; – уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра. К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны: – уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы; – защищать свои фигуры от нападения и угроз; – решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи; – ставить мат одинокому королю ладьёй и королём; – разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте; – реализовывать большое материальное преимущество. К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны: – владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»; – понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии; – знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля; 4 – уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество; – принимать участие в шахматных соревнованиях. К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны: – владеть основными шахматными понятиями; – владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре; – находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два– три хода; – знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты; – уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках; – разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции; – уметь реализовывать материальное преимущество; – принимать участие в шахматных соревнованиях. К концу пятого учебного года (пятого класса) учащиеся научатся: - правилам разыгрывания дебюта - технике расчета вариантов; - основам стратегического преимущества - специфике открытых и полуоткрытых линий - специфике «хороших» и «плохих» фигур; - поиску и решению различные шахматные комбинации - элементарным навыкам разыгрывания пешечных окончаний - длительному концентрированию внимания во время шахматной партии. 5 Содержание учебного предмета «Учимся играть в шахматы» Теоретические основы и правила шахматной игры История шахмат (1 час) Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры (27 час) Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Изучение основ шахматной игры. Основы дебюта. Шахматные комбинации. Основы эндшпиля. Тактические приемы. Шахматные соревнования и правила их проведения (3 час) Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Практико-соревновательная деятельность (3 час) Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. 6 № 1 2 3 4 5 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Вид деятельности Распределение учебных часов 1 2 3 4 Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной доски Сведения из истории шахмат 1 1 1 1 Базовые понятия шахматной 29 20 20 22 игры Раздел. Практико-соревновательная деятельность Конкурсы решения позиций 4 4 2 Соревнования 3 8 8 8 Шахматные праздники 1 1 1 Общее количество часов 33 34 34 34 5 1 22 2 8 2 35 7 Тематическое планирование 1-5 классы 8 9 10 11 5 класс (35 часа) Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры Основные содержательные Знать: историю развития шахИстория шахмат линии. матной культуры в эпоху ВозЗнакомство с великими рождения, о возникновении шахматистами итальянской шахмат в Италии, о выдаюшахматной школы. Воз- щихся итальянских шахматиникновения шахмат в Ита- стах, первых шахматных книлии, первые шахматные гах. книги. Базовые понятия шах- Основные содержательные Знать: тактические приемы линии. «перегрузка», «освобождение матной игры Шахматная комбинация: линии», «освобождение поля», «перегрузка», «освобожде- учение В» Стейница, важность ние поля», «освобождение открытых линией, центра в линии», комбинации в мит- шахматной партии, опасность тельшпиле на полях h2/h7, отставания в развитии и бестиповые комбинации по на полезных ходов в дебюте, ос12 полях g2/g7, типовые комбинации на полях g3/g6. Основы дебюта: роль центра в шахматной партии, развитие фигур и мобилизация сил, опасность бесполезных ходов и потеря времени. Основы миттельшпиля: Учение В. Стеница, значение открытой линии, «хорошие» и «плохие» фигуры. Основы эндшпиля: типовые приемы в пешечных окончаниях. новные типовые приемы в пешечных окончаниях, 5 главных правил пешечного эндшпиля. Уметь: находить типовые тактические приемы в миттельшпиле на полях h2/h7, g2/g7, g6/g3, использовать перевес в развитии в дебюте, применять различные типовые комбинации в дебюте, ориентированные на раскрытие короля соперника и создание матовых угроз, разыгрывать простейшие пешечные эндшпили, реализовывать преимущество защищенной проходной пешки в пешечном эндшпиле. Выполнять: правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность Тесты и контрольные Основные содержательные Расставлять позиции для релинии. шения упражнений. Решать точки Тесты и контрольные точки шахматные упражнения. на все пройденные тактиче- Анализировать шахматные ские прием и шахматные партии, свои ответы и ответы комбинации, стратегиче- своих сверстников. ские приемы. С помощью тестового задания оценивать собственное выполнение. Уметь: самостоятельно рассматривать шахматные партии – миниатюры и находить комбинации на изученные темы. 13 Календарно-тематическое планирование . . . . . . . . . . 14 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 . . . . . . . . . . . . . . . 16 . . . . . . . . . . 17 . . . . . . . . . . . . . 18 . . . . . . . . . . . . . . 19 . . . . . . . . . . . . . . . . 20 . 1. Итальянская шахматная школа: знакомство с великими шахматистами Знакомство с основами анализа шахматной партии. Преимущества фигуры и пешки, расположенные в центре шахматной доски. Разбор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира. 4. Комбинации на тему «пере- Перезагрузка шахматной фигуры – мнимая защизагрузка» та, на проверку оказывается фиктивной. 5-6. Развитие фигур и мобилиБыстрая мобилизация сил – один из основных зация сил принципов начала партии. Чем быстрее фигуры включаются в игру, тем больше шансов на победу. 7. Комбинации на тему «осво- Комбинация на тему освобождения поля основана бождение поля» на жертве пешки или фигуры с целью освобождения для заключительного удара, на котором эта фигура стояла раньше. 8-9. Опасность бесполезных хо- Бесполезные ходы фигурами и пешками в начале дов в дебюте. Потеря врепартии ведут к потери времени и темпа. В резульмени. тате этого соперник получит преимущество и шансы на победу. 10. Комбинации на тему: Освобождение линии (горизонталей, вертикалей и «освобождение поля». диагоналнй) – тактический прием, при котором линия освобождается от фигур, мешающих нанести удар. Освобождать можно каждую из них. 11-12. Учение Вильгельма СтейЗнакомство с принципами В. Стейница, показатеница. лями временного и постоянного преимущества. 13. Типовые комбинации в Рокировка короля под защитой своих пешек и комиттельшпиле: жертва на ня. Конь на f6/f3 является главным защитником h2/h7. короля. Жертва на h7 с последующим Кg5 b Фh5 – одна из самых атакующих идей на королевском фланге в середине партии – миттельшпиле. 14-15. Значение открытой линии. Знакомство с открытой линией, ее значением, принципами сдвоения. 16. Типовые комбинации в Знакомство с типовыми комбинациями в митмиттельшпиле: атака пункта тельшпиле: атака пункта g7/g2 и их действия. Выg7/g2. полнение заданий по диаграммам. 17-18. Хорошие и плохие фигуры. Знакомство с хорошими и плохими фигурами, с правилами. Просмотр партии Винтер - Капабланка. Усиление и улучшение позиций своих фигур. 21 2-3. Роль центра в шахматной партии 5 классс Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Легенда о возникновении шахмат, итальянской шахматной школой, великими шахматистами. Основные вехи истории шахмат, их место в основной культуре. Типовые комбинации в Знакомство и рассмотрение трех типовых комбимиттельшпиле: атака пункта наций в миттельшпиле: атака пункта g6/g3. g6/g3. 20-21. Пешечный прорыв. Знакомство с пешечным прорывом. Виды пешечного прорыва. 22. Прием «отвлечение» в пеЗнакомство с приемом «отвлечение» в пешечных шечных окончаниях. Отдаокончаниях. Отдаленная проходная пешка. План ленная проходная пешка. выигрыша в позициях. Решение позиций в задачнике. 23-24. Связанные пешки. Знакомство с связанными пешками и пешками – Пешки – кандидаты. кандидатами. Способы реализации связанных проходных пешек. 25. Пешечное меньшинство Возникновение позиций в пешечных окончаниях сдерживает большинство. для получения преимущества. Дефекты расположения пешек. 26-27. Защищенная проходная Знакомство с защищенной проходной пешкой и ее пешка. преимуществом. Выполнение заданий по диаграммам. 28. Пять правил пешечного 1.Материальное преимущество лучше реализовыэндшпиля. Сочетание прие- вать в пешечном эндшпиле. мов в пешечных окончаниях 2.Король – сильнейшая фигура, которая выходит (повторение). вперед. 3.Создание проходных пешек и продвижение их вперед. 4.Крайние пешки важнее центральных. 5.Изолированные, сдвоенные и остальные пешки слабые. 29. Правила поведения во вреПринятые правила поведения во время шахматной мя игры. партии. Приветствие соперника, рукопожатие. Соблюдение тишины. Предложение ничьей. Правило «тронул-ходи». Как поправить фигуру на доске. Корректное совершение хода. 30- Шахматные часы, праздни- Отличие шахматных часов от обычных. Устрой33. ки. ство часов и принципы игры с часами. Правильное расположение часов на столике. Флажок (на механических часах). Контроль времени. 34. Повторение программного Теперь, когда все ученики твердо знают правила и материала. Игра всеми фицель игры, они могут проводить шахматные паргурами. тии от начала до конца. 35 Подведение итогов года. Шахматная викторина с призами или матч между классами (командами). Вручение сертификатов «Я умею играть в шахматы». Награждение победителей. 19. 22 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)