Рабочая программа дополнительного образования Учимся играть в шахматы 1-5 класс

Приложение
к Образовательной
программе дополнительного
образования
МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»,
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»
от 31.08.2020 г. № 101-Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Учимся играть в шахматы»
для 1 – 5 класса

Планируемые результаты освоения учебного курса
Программа дополнительного образования «Учимся играть в шахматы»
предусматривает достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала.
К личностным результатам относят:
— формирование основ российской, гражданской идентичности;
— ориентацию на моральные нормы и их выполнение;
— наличие чувства прекрасного;
— формирование основ шахматной культуры;
— понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
— готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
— уважительное отношение к иному мнению;
— приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
— воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и
обстоятельствам других людей;
— умение управлять своими эмоциями;
— дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,
стремление к работе на результат;
— оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
1. Познавательные УУД:
— умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
— владение способом структурирования шахматных знаний;
— способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
— умение находить необходимую информацию;
— способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
— умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
2

— способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию,
устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника,
сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
2. Коммуникативные УУД:
— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на
основе согласования различных позиций;
— способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
— возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию
с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи.
3. Регулятивные УУД:
— умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать
свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и
опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного модуля «Учимся играть в шахматы».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по
данной программе обучающиеся основной школы должны:
— приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
— владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл
и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; — приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, ка-кой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать
шахматист-спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
3

– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные,
ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья;
– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фи-гурами
без нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи
на мат в один ход;
– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
– знать «цену» каждой шахматной фигуры;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
– владеть способом взятия на проходе;
– записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры,
нападать и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём; – разыгрывать шахматную
партию с партнёром от начала и до конца, правильно
выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты», «спёртый мат»;
– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в
начале партии;
– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
4

– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать
большое материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся
должны:
– владеть основными шахматными понятиями;
– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–
три хода;
– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,
знать теоретические позиции;
– уметь реализовывать материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу пятого учебного года (пятого класса) учащиеся научатся:
- правилам разыгрывания дебюта
- технике расчета вариантов;
- основам стратегического преимущества
- специфике открытых и полуоткрытых линий
- специфике «хороших» и «плохих» фигур;
- поиску и решению различные шахматные комбинации
- элементарным навыкам разыгрывания пешечных окончаний
- длительному концентрированию внимания во время шахматной партии.

5

Содержание учебного предмета
«Учимся играть в шахматы»
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат (1 час)
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и
развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы
мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные
шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры (27 час)
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о
травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов,
шахматный этикет. Изучение основ шахматной игры. Основы дебюта. Шахматные комбинации. Основы эндшпиля. Тактические приемы.
Шахматные соревнования и правила их проведения (3 час)
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное
положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и
легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (3 час)
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций,
спарринги, соревнования, шахматные праздники.

6

№

1
2

3
4
5

Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности
Вид деятельности
Распределение учебных часов
1
2
3
4
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной доски
Сведения из истории шахмат
1
1
1
1
Базовые понятия шахматной
29
20
20
22
игры
Раздел. Практико-соревновательная деятельность
Конкурсы решения позиций
4
4
2
Соревнования
3
8
8
8
Шахматные праздники
1
1
1
Общее количество часов
33
34
34
34

5
1
22

2
8
2
35

7

Тематическое планирование 1-5 классы

8

9

10

11

5 класс (35 часа)
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры
Основные содержательные Знать: историю развития шахИстория шахмат
линии.
матной культуры в эпоху ВозЗнакомство с великими рождения, о возникновении
шахматистами итальянской шахмат в Италии, о выдаюшахматной школы. Воз- щихся итальянских шахматиникновения шахмат в Ита- стах, первых шахматных книлии, первые шахматные гах.
книги.
Базовые понятия шах- Основные содержательные Знать: тактические приемы
линии.
«перегрузка», «освобождение
матной игры
Шахматная
комбинация: линии», «освобождение поля»,
«перегрузка», «освобожде- учение В» Стейница, важность
ние поля», «освобождение открытых линией, центра в
линии», комбинации в мит- шахматной партии, опасность
тельшпиле на полях h2/h7, отставания в развитии и бестиповые комбинации по на полезных ходов в дебюте, ос12

полях g2/g7, типовые комбинации на полях g3/g6.
Основы дебюта: роль центра в шахматной партии,
развитие фигур и мобилизация сил, опасность бесполезных ходов и потеря времени.
Основы миттельшпиля:
Учение В. Стеница, значение открытой линии, «хорошие» и «плохие» фигуры.
Основы эндшпиля: типовые
приемы в пешечных окончаниях.

новные типовые приемы в
пешечных окончаниях, 5 главных правил пешечного эндшпиля.
Уметь: находить типовые тактические приемы в миттельшпиле на полях h2/h7, g2/g7,
g6/g3, использовать перевес в
развитии в дебюте, применять
различные типовые комбинации в дебюте, ориентированные на раскрытие короля соперника и создание матовых
угроз, разыгрывать простейшие пешечные эндшпили, реализовывать
преимущество
защищенной проходной пешки в пешечном эндшпиле.
Выполнять: правила поведения за шахматной доской.
Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность
Тесты и контрольные Основные содержательные Расставлять позиции для релинии.
шения упражнений. Решать
точки
Тесты и контрольные точки шахматные упражнения.
на все пройденные тактиче- Анализировать
шахматные
ские прием и шахматные партии, свои ответы и ответы
комбинации,
стратегиче- своих сверстников.
ские приемы.
С помощью тестового задания
оценивать собственное выполнение.
Уметь: самостоятельно рассматривать шахматные партии
– миниатюры и находить комбинации на изученные темы.

13

Календарно-тематическое планирование

.

.

.
.
.
.
.

.

.

.

14

.

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

.

.

.

.
.

.
.
.

.
15

.
.

.

.

.
.
.

.
.
.
.
.
.
.
.

16

.

.

.

.

.

.

.

.
.
.

17

.

.

.
.
.
.

.

.
.
.

.

.

.

18

.

.

.

.
.

.

.
.
.

.

.
.

.
.

19

.
.

.

.
.
.
.
.
.
.
.
.

.

.

.
.

20

.

1.

Итальянская шахматная
школа: знакомство с великими шахматистами

Знакомство с основами анализа шахматной партии. Преимущества фигуры и пешки, расположенные в центре шахматной доски. Разбор партий
чемпионов мира и ведущих шахматистов мира.
4.
Комбинации на тему «пере- Перезагрузка шахматной фигуры – мнимая защизагрузка»
та, на проверку оказывается фиктивной.
5-6. Развитие фигур и мобилиБыстрая мобилизация сил – один из основных
зация сил
принципов начала партии. Чем быстрее фигуры
включаются в игру, тем больше шансов на победу.
7.
Комбинации на тему «осво- Комбинация на тему освобождения поля основана
бождение поля»
на жертве пешки или фигуры с целью освобождения для заключительного удара, на котором эта
фигура стояла раньше.
8-9. Опасность бесполезных хо- Бесполезные ходы фигурами и пешками в начале
дов в дебюте. Потеря врепартии ведут к потери времени и темпа. В резульмени.
тате этого соперник получит преимущество и
шансы на победу.
10. Комбинации на тему:
Освобождение линии (горизонталей, вертикалей и
«освобождение поля».
диагоналнй) – тактический прием, при котором
линия освобождается от фигур, мешающих нанести удар. Освобождать можно каждую из них.
11-12. Учение Вильгельма СтейЗнакомство с принципами В. Стейница, показатеница.
лями временного и постоянного преимущества.
13.
Типовые комбинации в
Рокировка короля под защитой своих пешек и комиттельшпиле: жертва на
ня. Конь на f6/f3 является главным защитником
h2/h7.
короля. Жертва на h7 с последующим Кg5 b Фh5 –
одна из самых атакующих идей на королевском
фланге в середине партии – миттельшпиле.
14-15. Значение открытой линии.
Знакомство с открытой линией, ее значением,
принципами сдвоения.
16. Типовые комбинации в
Знакомство с типовыми комбинациями в митмиттельшпиле: атака пункта тельшпиле: атака пункта g7/g2 и их действия. Выg7/g2.
полнение заданий по диаграммам.
17-18. Хорошие и плохие фигуры. Знакомство с хорошими и плохими фигурами, с
правилами. Просмотр партии Винтер - Капабланка. Усиление и улучшение позиций своих фигур.
21
2-3.

Роль центра в шахматной
партии

5 классс
Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Легенда о возникновении шахмат, итальянской шахматной школой,
великими шахматистами. Основные вехи истории
шахмат, их место в основной культуре.

Типовые комбинации в
Знакомство и рассмотрение трех типовых комбимиттельшпиле: атака пункта наций в миттельшпиле: атака пункта g6/g3.
g6/g3.
20-21. Пешечный прорыв.
Знакомство с пешечным прорывом. Виды пешечного прорыва.
22. Прием «отвлечение» в пеЗнакомство с приемом «отвлечение» в пешечных
шечных окончаниях. Отдаокончаниях. Отдаленная проходная пешка. План
ленная проходная пешка.
выигрыша в позициях. Решение позиций в задачнике.
23-24. Связанные пешки.
Знакомство с связанными пешками и пешками –
Пешки – кандидаты.
кандидатами. Способы реализации связанных
проходных пешек.
25. Пешечное меньшинство
Возникновение позиций в пешечных окончаниях
сдерживает большинство.
для получения преимущества. Дефекты расположения пешек.
26-27. Защищенная проходная
Знакомство с защищенной проходной пешкой и ее
пешка.
преимуществом. Выполнение заданий по диаграммам.
28. Пять правил пешечного
1.Материальное преимущество лучше реализовыэндшпиля. Сочетание прие- вать в пешечном эндшпиле.
мов в пешечных окончаниях 2.Король – сильнейшая фигура, которая выходит
(повторение).
вперед.
3.Создание проходных пешек и продвижение их
вперед.
4.Крайние пешки важнее центральных.
5.Изолированные, сдвоенные и остальные пешки
слабые.
29.
Правила поведения во вреПринятые правила поведения во время шахматной
мя игры.
партии. Приветствие соперника, рукопожатие. Соблюдение тишины. Предложение ничьей. Правило
«тронул-ходи». Как поправить фигуру на доске.
Корректное совершение хода.
30- Шахматные часы, праздни- Отличие шахматных часов от обычных. Устрой33.
ки.
ство часов и принципы игры с часами. Правильное
расположение часов на столике. Флажок (на механических часах). Контроль времени.
34.
Повторение программного
Теперь, когда все ученики твердо знают правила и
материала. Игра всеми фицель игры, они могут проводить шахматные паргурами.
тии от начала до конца.
35
Подведение итогов года.
Шахматная викторина с призами или матч между
классами (командами). Вручение сертификатов «Я
умею играть в шахматы». Награждение победителей.
19.

22

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».