Учебный план 2019-2020 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
«Основная общеобразовательная школа с. Мраморское»

Приложение к приказу
от ________№_________

Учебный план
МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»
на 2019-2020 учебный год

Полевской, 2019 г.
1

Пояснительная записка
к учебному плану МБОУ ПГО "Основная общеобразовательная школа
с. Мраморское" на 2019 – 2020 учебный год
Учебный план МБОУ ПГО "Основная общеобразовательная школа с. Мраморское" на 20192020 учебный год составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами,
определяющими содержание общего образования:
1. Закон РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009г. №373».
4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189
«О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.4.2.2821-10».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской
Федерации от 06.10.2009 года №373»
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012 № 1060 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2013 N
26993)
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1643 «О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении и введения государственного стандарта начального образования».
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.05.2015 г. № 507 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009
г. №373».
9 .Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 "О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936)
10. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ПГО «ООШ
с.Мраморское».
11. Устав МБОУ ПГО "Основная общеобразовательная школа с. Мраморское".
Начальное общее образование
Цель образовательной деятельности - создание условий для раскрытия и развития
индивидуальных
задатков
и
способностей
учащихся,
формирования
ключевых
компетентностей, обеспечивающих успешное приобщение к культуре учебной деятельности,
самореализации, самоутверждению и определения дальнейшей жизненной траектории.
Основной задачей учебного плана является создание условий для формирования у
обучающихся целостного представления о системе наук, основанного на прочных и
качественных знаниях, отвечающих требованиям современного образования.

2

Специфика образовательной деятельности
МБОУ ПГО «Основная общеобразовательная школа с.Мраморское» осуществляет
образовательную деятельность в соответствии с уровнями общеобразовательных программ
двух уровней общего образования (Лицензия № 19400 15.05.2017 г. бессрочного срока
действия на право ведения образовательной деятельности),
по основным общеобразовательным программам:
- начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
- основное общее образование (нормативный срок 5 лет).
В 2019-2020 учебном году в МБОУ в начальной школе 3 класса: 2-4 классы. В текущем
учебном году в МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское» отсутствует 1 класс.
Обязательная часть учебного плана МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское» отражает содержание
образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального
образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к
общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к
продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни,
элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие
обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обучение в МБОУ осуществляется по УМК «Школа России». Данный УМК соответствует
запросам текущего времени в сочетании с сохранением лучших традиций российского
образования, что соответствует важнейшей идеологической составляющей ФГОС НОО.
Особенностью УМК «Школа России» является направленность на овладение младшими
школьниками приемов сравнения, анализа, обобщение, классификации, т.е. на формирование
УУД.
УМК «Школа России» позволяет:
- Обеспечить регулирование различных аспектов освоения личностных, метапредметных
умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательной деятельности,
так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Задачи программы УМК «Школа России»:
- Установить ценностные ориентиры начального образования;
- Определить состав и характеристику УУД;
- Выявить в содержании предметных линий УУД и определить условия формирования в
образовательной деятельности и жизненно важных ситуациях.
Предметные области и обязательные учебные предметы, призваны обеспечить важнейшие
образовательные задачи:
Русский язык, литературное чтение
Изучение учебного предмета русский язык в начальной школе направлено на развитие речи,
мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с
условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к
русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать
свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского
языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в
диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания
и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание
записки, адреса, письма).
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на
формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника
(слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым
миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и
эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности, а также призвано
формировать читательскую деятельность школьника, интерес к чтению и книге, читательский
кругозор.

3

Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
В соответствии с законодательством РФ в области образования в части изучения родного языка
и выбором обучающихся, их родителей (законных представителей) данная предметная область
в Учебном плане представлена предметами «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение
на родном языке (русском)».
Учебные предметы «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке
(русском)» изучаются с целью приобщения обучающихся к культуре и национальным
традициям русского народа, создания необходимых условий для формирования личностных
качеств: патриотизм, уважение и толерантность к другим народам, компетентность в
межкультурном диалоге; формирования коммуникативной компетенции; ознакомления с
доступными обучающимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и
культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Предметная область Иностранный язык. Учебный предмет иностранный язык (английский
язык) в начальной школе введен в 2019 -2020 учебном году со 2 класса, 3- 4 классы
продолжают изучать иностранный язык (немецкий). Предметная область иностранный язык
формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и
письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение
младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным
языком. Проведение занятий по иностранному языку (2-9 кл.) может осуществляться без
деления классов на подгруппы, т.к. наполняемость классов не соответствует нормативам.
Математика и информатика (математика), основными задачами являются: формирование
первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на
развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи,
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и
практических задач и продолжения образования. Особое место в учебном плане уделено
обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.
Обществознание и естествознание (окружающий мир) основные задачи:
- формирование экологической и культурологической грамотности;
- приобретение норм правил поведения в мире природы и людей, правил здорового образа
жизни;
- освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного
фактора формирования качеств личности, ее социализации;
- формирование культуры безопасного поведения на объектах железнодорожного
транспорта и инфраструктуры;
- знание и умение применять меры безопасности и правила поведения на железнодорожном
транспорте и инфраструктуре;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций на железнодорожном транспорте и
инфраструктуре;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации на
железнодорожном транспорте и инфраструктуре.
Предметная область Искусство
Музыка должно обеспечить:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию
произведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру.
Изобразительное искусство должно обеспечить:
-развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности
воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально
оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение
художественными средствами;
-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
4

-формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Технология (технология) призвана обеспечить:
- формирование начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде
обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром
природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социальноисторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости
бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- формирование представления о мире профессий, их социальном значении, истории
возникновения и развития.
Физическая культура (физическая культура) призвана обеспечить:
- формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и
безопасного образа жизни;
- значимость занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития,
физической подготовленности и трудовой деятельности;
- развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в
развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности,
формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и
оздоровительных мероприятиях.
Изучение учебных предметов обязательной части учебного плана организуется с
использованием учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в
образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего
образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательной организации.
Включение в часть формируемую участниками образовательных отношений, учебных
предметов предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, что предполагается при реализации системно - деятельностного
подхода, лежащего в основе стандарта.
Часы данной части выделяются:
1. Предметная область «Русский язык и литературное чтение», учебный предмет
«Литературное чтение. Работа с текстом» - 2-3 классы, 0,5 час в неделю (17 ч. в год).
На уроках литературного чтения в начальной школе в соответствии с программными
требованиями недостаточно уделяется времени формированию навыка работы с текстом,
развитию техники чтения. Решить эту проблему поможет учебный предмет «Литературное
чтение. Работа с текстом», который будет способствовать пробуждению и формированию у
младших школьников интереса к детским книгам, желания их читать, развитию способности
думать над книгой, стремление самостоятельно сосредоточить своѐ внимание на книге, чтобы
проникнуть в еѐ содержание. Курс учит различать различные жанры художественной
литературы и фольклора, формирует потребность и мотив чтения; овладение начальными
умениями и навыками чтения; овладение логикой развития литературного процесса от устного
народного творчества к письменным формам; овладение актуальным уровнем эстетического и
нравственного развития детей. Курс поможет свободно ориентироваться в книгах,
сформировать у ребѐнка индивидуальный опыт самостоятельного чтения. Учашиеся
приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе
чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов,
инструкций, научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного
интереса, освоения и использования информации, овладеют приѐмами техникой чтения.
2.Предметная область «Математика и информатика», учебный предмет «Математика.
Решение логических задач» – 2-4 классы, 1 час в неделю (34 ч. в год).
Учебный предмет направлен на:
5

- развитие у учащихся способность решать определѐнную задачу несколькими способами и
находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
- развитие у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);
- умение решать нестандартные задачи, с возможностями выполнения заданий разными
способами, построения логических рассуждений, с конструированием и рисованием
геометрических фигур.
3. Предметная область «Математика и информатика», учебный предмет « Информатика и
ИКТ»– 2,3 классы, 1 час в неделю (34 ч. в год)
Изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» параллельно с основными курсами
русского языка и математики позволит существенно повысить качество
изучения
традиционных тем в этих курсах за счѐт формирования у учащихся ещѐ одной,
«информатической» точки зрения и развития их мыслительных и коммуникативных
способностей. Главная цель изучения курса — формирование у ребѐнка информационной
культуры, под которой понимается система общих умений работы с информацией на практике
и способность передавать еѐ другим. Жизнь требует, чтобы многие элементы информационной
культуры вошли в начальное образование. К информационной культуре относится умение
пользоваться источниками информации — справочниками, словарями, энциклопедиями,
расписанием поездов и программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и
умение разговаривать по телефону, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение
записывать свой адрес, и умение вести записную книжку. В данном курсе учащиеся усваивают
ряд фундаментальных понятий, лежащих в основе информационной культуры и необязательно
связанных с компьютером.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность при получении начального
общего образования реализует первый вариант учебного плана обучения, так как обучение
ведется на русском языке.
Продолжительность учебного года во втором, третьем и четвертом классах – 34 недели.
Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 2-4 классов – не
более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти
дневной учебной неделе, продолжительность уроков в 2-4 классах -45 минут.
Для выполнения максимально допустимой недельной нагрузки во 2-4 классах вводится 6дневная рабочая неделя.

Расписание звонков
в МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»
№ урока

Продолжительность урока

Перемена

1
2
3
4
5
6

8.15 – 9.00
9.10 – 9.55
10.05 – 10.50
11.10 – 11.55
12.05 – 12.55
13.10 – 13.55

10
10
20
10
15
10

6

Промежуточная аттестация
Промежуточную аттестацию в МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское» проходят все учащиеся
независимо от формы получения образования, количества пропущенных занятий, текущих
оценок, наличия заболеваний, дающих право на освобождение от итоговой аттестации или
прохождения ее в щадящем режиме. Учащиеся, обучающиеся на дому, выполняют контрольные
работы, задания по индивидуальному графику.
Целью промежуточной аттестации является установление фактического уровня теоретических
знаний по предметам обязательного компонента учебного плана, их практических умений и
навыков; соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта.
Промежуточная аттестация учащихся проводится во 2-4 классах по всем предметам,
включенным в учебный план, в конце полугодия и года, но не позднее, чем за три недели до их
окончания. Формы промежуточной аттестации выбираются учителем самостоятельно по
согласованию с администрацией ОО.
Формами промежуточной аттестации являются: административная контрольная работа,
контрольное списывание (начальная школа), проверка техники чтения (начальная школа),
диктант, сочинение, изложение, аудирование, говорение, контрольная работа (иностранный
язык), защита исследовательских проектов, испытания (тесты) и нормативы, предусмотренные
Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО).

7

Учебный план
начального общего образования (недельный) МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»
на 2019-2020 учебный год
Предметные области

Учебные предметы

Обязательная часть
Русский
язык
и Русский язык
литературное чтение
Литературное чтение
Родной
язык
и Родной язык (русский)
литературное чтение на
родном языке
Литературное чтение на
родном языке (русском)
Иностранный язык
Иностранный
язык
(немецкий)
Иностранный
язык
(английский язык)
Математика
и Математика
информатика
Обществознание
и Окружающий мир
естествознание
(Окружающий мир)
Основы
религиозных Основы
религиозных
культур и светской этики культур и светской этики

Искусство

Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура

Технология
Физическая культура
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Русский
язык
и Литературное
чтение.
литературное чтение
Работа с текстом.
Математика
и Математика.
Решение
информатика
логических задач.
Информатика и ИКТ
Максимально допустимая недельная нагрузка при 6дневной учебной неделе

8

Количество
часов в неделю

Всего

2
класс
5
4
0,5

3
класс
5
4
0,5

4
класс
5
4
0,5

-

-

0,5

0,5

-

2

2

4

2

-

-

2

4

4

4

12

2

2

2

6

-

-

1

1

1
1

1
1

1
1

3
3

1
3
23,5
2,5

1
3
23,5
2,5

1
3
25
1

3
9
72
6

0,5

0,5

-

1

1

1

1

3

1
26

1
26

26

2
78

15
12
1,5

Учебный план
начального общего образования (годовой) МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское»
на 2019-2020 учебный год
Учебные предметы

-

3
класс

4
класс

Русский язык
Литературное чтение
Родной язык (русский)

170
136
17

170
136
17

170
136
17

510
408
51

Литературное чтение на
родном языке (русском)
Иностранный
язык
(немецкий)
Иностранный
язык
(английский язык)
и Математика

-

-

17

17

-

68

68

136

68

-

-

68

136

136

136

408

68

68

68

204

-

-

34

34

34
34

34
34

34
34

102
102

34
102

34
102

34
102

102
306

799
85

799
85

850
34

2448
204

17

17

-

34

34

34

34

102

34
884

34
884

884

68
2652

Математика
информатика
Обществознание
и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая культура

Всего

2
класс
Обязательная часть
Русский
язык
и
литературное чтение
Родной
язык
и
литературное чтение на
родном языке
Иностранный язык

Количество
часов в год

Окружающий мир
Основы
религиозных
культур и светской этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура

Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Русский
язык
и Литературное
чтение.
литературное чтение
Работа с текстом.
Математика
и Математика.
Решение
информатика
логических задач
Информатика и ИКТ
Максимально допустимая годовая нагрузка при 6дневной учебной неделе

9

Пояснительная записка
к учебному плану МБОУ ПГО "Основная общеобразовательная школа
с. Мраморское" на 2019 – 2020 учебный год
Учебный план для 5,7,8,9 классов разработан на основе: нормативно-правовых документов
федерального уровня:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный №19644 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений
в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 "О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N
1897" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
5. Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях».
6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ПГО «ООШ
с.Мраморское».
7. Устав ОУ.
Основное общее образование
Учебный план учитывает основные направления модернизации образования (формирование
ключевых компетенций, деятельностный характер образовательной деятельности,
направленность образовательной деятельности на успешную социализацию, использование
информационных технологий, усиление воспитательного потенциала и социальногуманитарной направленности содержания образования), а также направлен на решение
следующих задач:
-реализация общеобразовательных программ основного общего образования, установленных
государственным стандартом для общеобразовательных школ;
-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
-обеспечение интеллектуального, социально-эмоционального и личностного развития ребѐнка с
учѐтом его индивидуальных способностей;
-формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда,
высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору профессии, самостоятельному
дальнейшему обучению, так как предметом деятельности нашего МБОУ является воспитание,
развитие и обучение воспитанников дошкольного возраста и учащихся, выявление и развитие
их способностей через непрерывность системы образования.
В основной школе в обязательной части УП обеспечивает выполнение в полном объеме
стандарта и направлен на решение задач обучения при получении основного общего
образования:
-формирование целостного представления о мире, основанного на приобретѐнных знаниях,
умениях, навыках и способах деятельности;
-приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта
познания и самопознания;
-подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной
траектории.
В Учебном плане полностью сохранена номенклатура обязательных учебных предметов.
10

Учебный план учитывает максимальную нагрузку обучающихся уровня основного общего
образования применительно к 6-дневному режиму работы. В 2019-2020 учебном году в МБОУ
ПГО «ООШ с.Мраморское» отсутствует 6 класс, в основной школе всего 4 класса- 5, 7, 8, 9
классы.
По максимальной нагрузке УП не превышает максимально допустимую аудиторную нагрузку
учащихся 5 класса при 6-дневной учебной неделе. Начало занятий в 08.15 минут.
Продолжительность учебного часа в 5, 7, 8, 9 классах – 45 минут. Обучение осуществляется в
одну смену. Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут. Все
дополнительные занятия проводятся с перерывом 40 минут после последнего урока.
Продолжительность учебного года в 5, 7, 8, 9 классах 35 учебных недель.
Расписание звонков
в МБОУ ПГО «ООШ с. Мраморское»
№ урока

Продолжительность урока

Перемена

1
2
3
4
5
6
7

8.15 – 9.00
9.10 – 9.55
10.05 – 10.50
11.10 – 11.55
12.05 – 12.55
13.10 – 13.55
14.05 – 14.50

10
10
20
10
15
10

Изучение учебных предметов обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений учебного плана организуется с использованием учебников,
входящих в федеральный перечень, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные
программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Учебный план основного общего образования включает две части- обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений.
Учебный план определяет: структуру обязательных предметных областей: Русский язык и
литература (Русский язык и литература), Родной язык и литература (Родной язык (русский) и
Родная литература (русская)), Иностранные языки (Иностранный (немецкий) язык) Второй
иностранный язык (английский) в 2019-2020 учебном году введен в 5,9 классах, Математика и
информатика (Математика), Основы духовно-нравственной культуры народов России,
Общественно – научные предметы (История России. Всеобщая история, Обществознание,
География), Естественно-научные предметы (Биология, Химия, Физика), Искусство Музыка,
Изобразительное искусство, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая
культура
Предметные области и обязательные учебные предметы, призваны обеспечить важнейшие
образовательные задачи:
Русский язык и литература (Русский язык и литература), основными задачами которой
являются:
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы,
лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической
и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир
человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание
ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку
Российской Федерации, языку межнационального общения народов России; осознание тесной
связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности и ее социальным ростом; приобщение к российскому литературному наследию и
11

через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к
национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения
русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература" отражают:
Русский язык:
- совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения
и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и
письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и
полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и
содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную
мысль текста,
ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых
типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка,
осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и
письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы,
смысловой цельности, последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их
эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и
сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план
(включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи;
для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского
литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и
развитие;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и
синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола,
олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы,
омонимы) в речи;
уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных
формул;
12

использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
- расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по
значению и основным грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий
разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории
состояния и наречия;
распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков
частиц;
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей
междометий;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов
анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа
словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли
самостоятельных частей речи в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную
мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные
элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков
слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической
окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного
анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы
словообразования;
проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;
характеристика
общего
грамматического
значения,
морфологических
признаков
самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого
слова в словосочетании, определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
определение грамматической основы предложения;
распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений
осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;
распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения,
обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с
различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного
предложения;
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и
к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и
соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи
предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

13

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и
чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения
устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный
поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах
конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего –
для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его
группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения,
особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного
написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей
употребления фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного
и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
- овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами
речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в
сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка,
определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом
значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных,
глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при
употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении
предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и
частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной
соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте.
Литература:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа,
как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и
мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
14

интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия,
но и интеллектуального осмысления."
Предметная область «Родной язык и родная литература».
В соответствии с законодательством РФ в области образования в части изучения родного языка
и выбором обучающихся, их родителей (законных представителей) данная предметная область
в Учебном плане представлена предметами «Родной язык (русский)» и «Родная литература
(русская)». Целью изучения данных учебных предметов является обеспечение достижения
обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и литературы в
соответствии с ФГОС ООО.
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному
наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего
народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа; обогащение активного и потенциального словарного запаса,
развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,
освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Иностранные языки", предметы
Иностранный язык (немецкий) и Второй иностранный язык (английский) отражают:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур,
оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального
самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами
зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня
иноязычной компетентности;
- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение
и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического
запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
- достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня
владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и
самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного
языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других
предметных областях.".
Предметная область Математика и информатика
Изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить:
осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления
математической науки;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
15

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области "Математика и информатика" обучающиеся
развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических
моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические
знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают
умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают
представление об основных информационных процессах в реальных
ситуациях.
Предметные результаты изучения предметной области "Математика и информатика" будут
отражать:
Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика:
- формирование представлений о математике как о методе познания действительности,
позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
осознание роли математики в развитии России и мира;
возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических
открытий и их авторов;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением
математической терминологии и символики, проводить классификации, логические
обоснования, доказательства математических утверждений:
оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность,
нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях;
решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к
требованию или от требования к условию;
составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация
вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи;
нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношения
двух чисел, нахождения процентного снижения или процентного повышения величины;
решение логических задач;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных
чисел;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:
оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная
дробь, смешанное число, рациональное число, иррациональное число;
использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении
вычислений;
использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении
задач;
выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
сравнение чисел;
оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа;
- овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных
преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем
неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать
построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный
результат: выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых
выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным
показателем;
выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных выражений и выражений
с квадратными корнями; раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать
формулы сокращенного умножения;
16

решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и неравенств, сводящихся
к линейным или квадратным, систем уравнений и неравенств, изображение решений неравенств
и их систем на числовой прямой;
- овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать
функционально-графические представления для решения различных математических задач, для
описания и анализа реальных зависимостей:
определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на
плоскости; нахождение по графику значений функции, области определения, множества
значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков возрастания и
убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;
построение графика линейной и квадратичной функций;
оперирование на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия,
геометрическая прогрессия;
использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при решении задач из
других учебных предметов;
- овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания
предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных
умений, навыков геометрических построений:
оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник,
треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный
параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и
циркуля;
выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для
измерений длин и углов;
- формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о
простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на
языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий
и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:
оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и
перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
проведение доказательств в геометрии;
оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора на
число, координаты на плоскости;
решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла,
площадь) по образцам или алгоритмам;
- овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных;
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о
различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и
анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических
характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при
принятии решений: формирование представления о статистических характеристиках,
вероятности случайного события; решение простейших комбинаторных задач;
определение основных статистических характеристик числовых наборов; оценивание и
вычисление вероятности события в простейших случаях; наличие представления о роли
практически достоверных и маловероятных событий, о роли закона больших чисел в массовых
явлениях; умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе
решения прикладной задачи, изучения реального явления;
- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости
справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических
расчетах: распознавание верных и неверных высказываний; оценивание результатов
вычислений при решении практических задач; выполнение сравнения чисел в реальных
17

ситуациях; использование числовых выражений при решении практических задач и задач из
других учебных предметов; решение практических задач с применением простейших свойств
фигур; выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в
реальной жизни;
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных
навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами - линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики
и права.
Общественно-научные предметы (История России. Всеобщая история, Обществознание,
География), основные задачи которых:
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного
фактора формирования качеств личности, ее социализации;
- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между
природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на
качество жизни человека и качество окружающей его среды;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в
окружающем мире, выработки способов адаптации в нѐм, формирования собственной активной
позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений;
Естественно-научные предметы (Биология, Физика, Химия) призваны решить следующие
задачи:
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном
мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного
сотрудничества;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза
экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды.
Искусство Музыка, Изобразительное искусство должно обеспечить:
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
- развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности
воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально
оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение
художественными средствами;
-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям
народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
18

- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию
произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах
своего отношения к окружающему миру;
Технология (Технология) призвана обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и
сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического
прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности,
проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности;
Основы безопасности жизнедеятельности Учебный предмет направлен на формирование у
учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью
окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к
ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью,
особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Изучение тематики данного учебного предмета направлено на решение следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора
риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать
опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Также на достижение следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (Физическая культура)
призвана обеспечить:
- физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся
с учѐтом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;
- формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и
безопасного образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
- развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в
развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности,
формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и
оздоровительных мероприятиях;
- установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных
предметных областей;
- формирование культуры безопасного поведения на объектах железнодорожного
транспорта и инфраструктуры;
19

- знание и умение применять меры безопасности и правила поведения на железнодорожном
транспорте и инфраструктуре;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций на железнодорожном транспорте и
инфраструктуре;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации на
железнодорожном транспорте и инфраструктуре.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательной организации.
Включение в часть формируемую участниками образовательных отношений, учебных
предметов предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, что предполагается при реализации системно - деятельностного
подхода, лежащего в основе стандарта.
В 7 классе 1 час используется на введение новых предметов «Химия. Введение в химию», также
в 7 классе «Основы безопасности жизнедеятельности», в 8 классе «Химия. Проектная
деятельность». В 7 классе 1 час используется на увеличение учебных часов, предусмотренных
на изучение учебного предмета «биология» в обязательной части, с целью полного освоения
обучающимися учебного предмета. Часы части учебного плана формируемой участниками
образовательных отношений выделяются на следующие учебные предметы:
1. Литература. Работа с текстом- 8 класс 1 час (35 часов в год) Этот учебный предмет
направлен на развитие у обучающихся умений проводить элементарный лингвистический
анализ языковых явлений; на практическое владение русским языком, его словарѐм и
грамматическим строем, соблюдение языковых норм; на владение разными видами речевой
деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания, на
повторение таких сложных тем, как "Орфоэпия", "Лексика", " Словообразование",
"Орфография", "Морфология", а также на отработку
структурированного восприятия
содержания текста, умения выделять в нѐм микротемы, определять в них главное, отсекать
второстепенное, т.е. учить работать с сжатым изложением – выполнить информационную
обработку текста. Отрабатывать продуктивные коммуникативные умения, и в первую очередь
умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать
полученную информацию.
2. Математика. Основы финансовой грамотности- 7-9 классы по 1 часу в неделю (35 часов
в год). Целью введения данного предмета является формирование и развитие основы
финансовой грамотности у обучающихся, развитие личностных, метапредметных и
предметных
результатов обучения,
соответствующих
требованиям
федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем
семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчѐ т процентов, сопоставление доходности вложений на простых
примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи
и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и
проведение простых опросов и интервью;
20

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
- умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег
в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли
государства в экономике семьи;
- формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в
материальных благах;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приѐ мов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение
простых финансовых расчѐ тов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
3. Обществознание- 5 класс 1 час в неделю ( 35 часов в год). Программа учебного предмета
В основе предмета лежит деятельностно-ценностный подход – знакомство со способами
деятельности, которые необходимы для освоения обществознания, а также компетентностный
подход – развитие способности к решению задач, возникающих в реальных жизненных
ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, человеческих ценностей.
Курс предусматривает знакомство с основами логики – формами мышления, способами
построения доказательств, видами суждений и условиями их истинности. Теоретической базой
для развития навыка решения специфических задач выступают знания, полученные в процессе
изучения курса обществознания. Данный учебный предмет введен в учебный план в целях
успешной подготовки обучающихся к ВПР, ДКР, для успешной подготовки к ГИА. Цели
курса: развивать у обучающихся критическое мышление, способности формулировать и
аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт;
формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; содействовать
воспитанию толерантности. Задачи: развивать умение анализировать текст; формирование
навыков аналитической работы с источником информации; воспитание внимательного
21

отношения к результатам работы другого человека; выработка единых критериев оценивания
эссе; повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся. Приѐмы:
Анализ работы, самоанализ; Обобщение на основе выделенных смысловых концентров. Формы
контроля: проблемные задачи; зачеты; самооценка; взаимооценка; тесты; проектные работы, их
презентация.
4. Химия. Введение в химию- 7 класс 1 час в неделю (35 часов в год). Основные задачи
курса: Дать обучающимся представление о химии, о ее первоначальных понятиях на
экспериментальном и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и смесь,
химический элемент, простые и сложные вещества, знаки химических элементов);
Сформировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе,
быту, демонстрируемые учителем; Сформировать умение безопасной работы с веществами,
выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
Воспитывать элементы экологической культуры; Развивать логику химического мышления;
Формировать у учащихся умение применять полученные знания к решению практических
задач; Решать задачи на вычисление массовой доли элемента в веществе, массовой доли
растворенного вещества, на смешивание, разбавление и концентрирование растворов.
Исходя из задач обучения, специфика предмета в том, что он с одной стороны должен
способствовать формированию химической культуры, с другой стороны – заложить фундамент
для дальнейшего изучения химия в системном курсе 8-9 классов. С учетом возрастных
психологических особенностей учащихся курс насыщен действиями, работой с различными
объектами, предметами: он строится на основе простейших экспериментов и наблюдений.
Данный учебный предмет определяет достижение целей основного общего образования в
области естественно-научных предметов и определяет важнейшие содержательные линии
предмета: вещество, знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и
химических свойствах, биологическом действии;
химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства
веществ, способах управления химическими процессами;
применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые
наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в
промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; язык химии — система важнейших
понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических
веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а
также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно. Предмет
направлен на общекультурное развитие, направленное, прежде всего на формирование и
развитие интереса к изучению химии. При построении программы предмета учтена основная
особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости, который
характеризуется развитием познавательной сферы. На этапе основного общего среднего
образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую
деятельность, основу которой составляют такие универсальные учебные действия, как умение
видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент,
делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать
определения понятиям. Сюда же относятся приѐмы, сходные с определением понятий:
описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение. Формирование этих
универсальных учебных действий начинается ещѐ в начальной школе, а в курсе химии
основной школы происходит их развитие и совершенствование. В связи с этим резервные часы
планируется использовать на формирование и развитие умений проектной и исследовательской
деятельности, умение видеть проблемы, делать выводы и умозаключения.
5. Химия. Проектная деятельность- 8 класс по 1 часу в неделю (35 часов в год). Основные
задачи курса: -сформулировать знания учащихся по химическому составу пищевых продуктов,
синтетических моющих средств, строительных материалов, лекарственных препаратов;
продолжать формирование на конкретном учебном материале умений: связно, грамотно и
доказательно излагать учебный материал; самостоятельно применять, пополнять и
22

систематизировать знания; развивать интеллектуальные творческие способности учащихся;
развивать интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии; развивать опыт
самореализации, коллективного взаимодействия; развивать умения и навыки обращения с
веществами, выполнение несложных исследований, соблюдая правила по технике
безопасности. При изучении данного курса учащиеся должны понять, каким образом общество
может решить те многочисленные проблемы, которые связаны с ростом загрязнения
окружающей среды и все большим развитием хозяйственной деятельности человека. Изучение
данного курса обогатит учеников новыми знаниями о себе, сверстниках и окружающем мире,
поможет стать здоровыми, хорошо приспособлеными к жизни людьми. Учебная деятельность
учащихся на уроках строится на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм
обучения. Формами текущего контроля являются устный опрос, практическая работа, итоговый
контроль предполагает защиту проектов.
6. Основы безопасности жизнедеятельности- 7 класс 1 час в неделю (35 часов в год).
Учебный предмет направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в
настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью
окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к
ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью,
особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Изучение тематики данного учебного предмета направлено на решение следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора
риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать
опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Также на достижение следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Промежуточная аттестация
Промежуточную аттестацию в МБОУ ПГО «ООШ с.Мраморское» проходят все учащиеся
независимо от формы получения образования, количества пропущенных занятий, текущих
оценок, наличия заболеваний, дающих право на освобождение от итоговой аттестации или
прохождения ее в щадящем режиме. Учащиеся, обучающиеся на дому, выполняют контрольные
работы, задания по индивидуальному графику.
Целью промежуточной аттестации является установление фактического уровня теоретических
знаний по предметам обязательного компонента учебного плана, их практических умений и
навыков; соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в 5- 7 классах по всем предметам,
включенным в учебный план, в конце полугодия и года, но не позднее, чем за три недели до их
окончания. Формы промежуточной аттестации выбираются учителем самостоятельно по
согласованию с администрацией ОО.
23

Формами промежуточной аттестации являются: диктант, сочинение, изложение (русский язык),
аудирование, говорение, тест (иностранный язык), защита исследовательских проектов,
испытания (тесты), нормативы, предусмотренные Всероссийским физкультурно-спортивным
комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Обучающиеся 9 класса полностью освоившие ООП ООО и не имеющие академической
задолженности допускаются к ГИА, для обязательной сдачи ОГЭ по русскому языку и
математике, также 2 предметам по выбору. После успешной сдачи, без удовлетворительных
отметок получают аттестат об окончании основного общего образования.

24

Учебный план
основного общего образования
недельный учебный план (максимальный)
Предметные области

Количество
часов в неделю

Учебные
предметы

Классы

Всего

V

VII

VIII

IX

5

4

3

3

15

3

2

2

3

10

0,5

0,5

0,5

0,5

2

0,5

0,5

0,5

0,5

2

3

3

3

3

12

2

4

Обязательная часть
Русский язык и литература

Русский язык
Литература

Родной язык и родная
литература

Родной язык (русский)

Иностранные языки

Иностранный язык (немецкий)

Родная литература (русская)

Второй иностранный язык
(английский)
Математика и информатика

2

Математика
5
Алгебра

3
2

3
2

3
2

9
6

1

1

1

3

2

2
1

2
1

3
1

9
3

1

2
2

1
1
1

2
1
1

2
2
2
2
1
1

2
3
2
2

7
7
4
7
3
3

2

2

1

Геометрия
Информатика
Общественно-научные
предметы

История России. Всеобщая
история
Обществознание
География

Естественно-научные
предметы

Технология

Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное искусство
Технология

Физическая культура и
Основы безопасности
жизнедеятельности

Основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура

Искусство

Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Русский язык и литература
Основы духовнонравственной культуры
народов России
Математика и информатика

5

1

1

2

3

3

3

3

12

30

32

33

35

130

2

3

3

1

9

Литература. Работа с
текстом.

1

1

Основы духовно-нравственной
культуры народов России
1

1

Математика.
Основы
финансовой грамотности
1

Естественно-научные
предметы

5

Обществознание

1

1

1

Химия. Введение в химию

1
1

Химия. Проектная
деятельность
Основы безопасности
жизнедеятельности

1
1

Физическая культура и основы
безопасности
жизнедеятельности
Максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной

1

1

учебной неделе

32

25

3

35

1
36

36

139

Предметные области

Учебный план
основного общего образования
годовой учебный план (максимальный)
Учебные
предметы

Классы

Количество
часов в год

V

VII

VIII

IX

Всего

175

140

105

105

525

105

70

70

105

350

17,5

17,5

17,5

17,5

70

17,5

17,5

17,5

17,5

70

105

105

105

105

420

70

140

Обязательная часть
Русский язык и литература

Русский язык
Литература

Родной язык и родная литература

Родной язык (русский)
Родная литература (русская)

Иностранные языки

Иностранный язык (немецкий)
Второй иностранный язык
(английский)

Математика и информатика

70

Математика
175
Алгебра

105
70

105
70

105
70

315
210

35

35

35

105

70

70
35

70
35

105
35

315
105

35

70
70

35
35
35

70
35
35

70
70
70
70
35
35

70
105
70
70

245
245
140
245
105
105

70

70

35

Геометрия
Информатика
Общественно-научные предметы

Естественно-научные предметы

Искусство
Технология
Физическая культура и Основы
безопасности жизнедеятельности

История России. Всеобщая
история
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное искусство
Технология

175

175

ОБЖ
Физическая культура

Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык и литература

Литература. Работа с текстом.

Основы духовно-нравственной
культуры народов России
Математика и информатика

Основы духовно-нравственной
культуры народов России
Математика.
Основы
финансовой грамотности

Естественно-научные предметы

Обществознание

70

105

105

105

420

1050

1120

1155

1225

4550

70

105

105

35

315

35

35

35

35

35

35

35

Химия. Введение в химию

35

35
35

35

35
1120

105
35

Химия.Проектная деятельность

26

35

105

35

Физическая культура и основы
Основы
безопасности
безопасности жизнедеятельности
жизнедеятельности
Максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной
неделе

35

1225

35
1260

1260

4865

27

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».