03.09.2019

Комплексная программа «Здоровье» в МБОУ ПГО "ООШ с. Мраморское"

Рассмотрено
 на заседании ШМО
протокол №_1_«_31_»_08_2018 г
Принято
на заседании педагогического совета
протокол № _1_от «_31_»_08_2018г
Утверждено
Директор _______
            Е.Н. Птухина
Приказ  №116-Дот «_31_»_08_2018 г

Комплексная программа

«Здоровье»

 

Учебный год

2018 – 2021 уч.г.

Срок реализации программы

1 год

Педагог

Леонтьева Евгения Владиславовна


 

  1. Введение.

        Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

     Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов,  о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

     Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья педагога  является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

 

  1.     Цель программы:

 

        Сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность обучающегося.

 

  1. Задачи программы:

 

  1. Пропаганда здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  2. Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
  3. Разработка системы мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся и минимизирующих влияние стрессообразующих факторов образования.
  4. Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
  5. Организация учебно-воспитательного процесса в школе с учётом результатов медико-психологического обследования учащихся.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  7. Прогнозируемый результат:
  • повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;
  • рост   уровня   физического   развития   и   физической  подготовленности школьников;
  • повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности

     педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и  своего здоровья.

  1. Участники программы:
  • учащиеся; воспитанники ГДО
  • классные руководители;
  • учителя-предметники; воспитатели ГДО
  • врачи-специалисты;
  • родители.
  1. Функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы.

1.Функции  медицинской службы:

  1. проведение диспансеризации учащихся школы;
  2. медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
  3. выявление учащихся специальной медицинской группы.

2.Функции администрации:

  1. организация Службы здоровья;
  2. общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  3. общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
  4. организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии, ОБЖ в классах среднего звена;
  5. организация и контроль уроков физкультуры;
  6. обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
  7. разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
  8. организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения  и ее контроль;
  9. организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей группы риска;
  10. организация работы службы примирения в школе.

3.Функции классного руководителя:

  1. санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  2. организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
  3. организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  4. организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании,  токсикомании, табакокурения;
  5. организация и проведение профилактической работы с родителями;
  6. организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ПДН, медработниками, наркологами;
  7. организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
  8. организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
  9. организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
  1. Срок реализации программы.     

 Данная программа «Здоровье» рассчитана на 3 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

 

Модель выпускника

первой ступени обучения

Модель выпускника второй ступени обучения

 - знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;

 - владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.

 - знание основ строения и функционирования организма человека;

 - знание изменений в организме человека в пубертатный период;

 - умение оценивать своё физическое и психическое состояние;

 - знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;

 - поддержание физической формы;

 - телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;

 - гигиена умственного труда.

  1. Модель личности выпускника.

 

  1. Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
  • культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
  • культуру физическую (способность управлять физическими  движениями);
  • культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
  • культуру   интеллектуальную   (способность   управ­лять   своими   мыслями  и контролировать их);

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
  • формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
  • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.                                                        
  1. Основные направления программы и их краткое содержание:

Медицинское направление предполагает:

  1. создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
  2. составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
  3. проведение физкультминуток;
  4. гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
  5. четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
  6. планомерная организация питания учащихся;
  7. реабилитационную работу:
  8. обязательное медицинское обследование;
  9. мероприятия по очистке воды.

 

Просветительское  направление предполагает:

  1. организацию деятельности с учащимися и родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  2. пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, дни здоровья);
  3. совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;
  4. пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.

 

Психолого-педагогическое направление предполагает:

  1. предупреждение проблем развития ребенка;
  2. использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
  3. обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  4. развитие познавательной и учебной мотивации;
  5. формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
  6. совершенствование деятельности психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  1. организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  2. привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  3. широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое  направление предполагает:

  1. проведение  мониторинга за состоянием здоровья,  в ходе которого выявляются:

-) общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

-) текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей).

Профилактическое и коррекционное направление предполагает:

  1. предупреждение и своевременное выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся;
  2. профилактика заболеваемости и коррекция здоровья утренняя зарядка, физкультминутки, динамические паузы, витаминотерапия;
  3. мониторинг естественной и искусственной освещённости учебных кабинетов.
  4. разработка комплексов упражнений лечебной гимнастики для разных групп обучающихся по показателям здоровья;
  5. организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
  6. Реализация основных направлений программы:
  • убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника;
  • проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня;
  • посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе;
  • контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков;
  • проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями;
  • ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений;
  • обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой;
  • контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений;
  • привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях во внеурочное время;
  • в рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров;
  • создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса;
  • обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
  1. План деятельности по реализации программы.

Направления

     Мероприятия

Сроки

Ответственные

Медицинское

1. Оформление листков здоровья в журналах.

Ежегодно

Кл.руководитель,

воспитатель

2. Анализ случаев травматизма в школе.

Ежегодно

Администрация школы

3. Организация и проведение контроля за выполнением санитарных правил.

Ежегодно

Администрация школы

4. Анализ посещаемости и пропусков уроков по болезни.

Ежегодно

Классные руководители

5. Медосмотр учащихся, воспитанников

Ежегодно

Фельдшер

6. Контроль за работой школьной столовой.

Ежегодно

в течение года

Директор

7. Рациональное расписание уроков (соблюдение требований СанПиНа)

Ежегодно

Диспетчер

8. Организация профилактических прививок.

Ежегодно

в течение года

Фельдшер

Просвети-

тельское

1. Родительский всеобуч.

Ежегодно

в течение года

Зам. директора

2. Просветительская работа с учащимися (кл. часы, беседы).

Ежегодно

в течение года

Классные руководители, ответственный за организацию работы по реализации программы «Здоровье»

3. Совместная работа с учреждениями здравоохранения, ОВД по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения.

Ежегодно

в течение года

Администрация

Школы,

Ответственный по ПП

4. Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

Ежегодно

в течение года

ответственный за организацию работы по реализации программы «Здоровье»

5. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

Ежегодно

в течение года

Учителя-предметники

Психолого-педагогичес-

кое

1.Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся.

Ежегодно

в течение года

Учителя-предметники,

2. Определение влияния учебной нагрузки на здоровье детей.

Ежегодно

в течение года

Классные руководители.

3. Изучение психологических возможностей и готовности детей к школе.

Ежегодно

 

Педагоги

4. Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.

Ежегодно

в течение года

Педагоги, воспитатели

Спортивно-оздоровитель-ное

1. Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены).

Ежегодно

в течение года

Классные руководители

2. Организация спортивных мероприятий.

Ежегодно

в течение года

Учитель физкультуры.

3. Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни.

Ежегодно

Администрация

4. Привлечение учащихся, родителей к физической культуре и спорту.

Ежегодно

в течение года

Администрация, учитель физкультуры.

5. Организация дней здоровья, походов, экскурсий, прогулок.

Ежегодно

в течение года

Администрация, учителя-предметники.

6. Организация школьных соревнований.

Ежегодно

в течение года

Учитель физкультуры.

Диагности-ческое

1. Мониторинг состояния здоровья учащихся с 1 по 9 класс.

Ежегодно

Классные руководители,

ответственный за организацию работы по реализации программы «Здоровье»

Профилакти-ческое и коррекцион-

ное

1. Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Ежегодно

в течение года

Учителя-предметники

 

2. Профилактика нарушений осанки, травматизма.

Ежегодно

в течение года

Учитель физкультуры,

Учителя-предметники.

  1. Календарный план реализации программы здоровьесбережения.

Сентябрь

  • Организация дежурства по школе и по классам.
  • Налаживание работы кружков и секций.
  • Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению детей.
  • Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению.
  • Организация питания учащихся.
  • Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
  • Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
  • Туристический поход.
  • Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).

Октябрь

  • Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
  • Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
  • Подготовка классов к зиме.
  • Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований.
  • Проведение лекций, бесед, классных часов по формированию здорового образа жизни.
  • Физкультминутки (ежедневно).
  • Подвижные игры на переменах.

Ноябрь

  • Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
  • Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».
  • Проведение классных часов и мероприятий по теме « Курение - вред».
  • Выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
  • Физкультминутки и динамические паузы (систематически).
  • Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению.

Декабрь

  • Проведение классных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом.
  • Проведение конкурса «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященного празднованию Дня семьи.
  • Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
  • Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Январь

  • «Весёлые старты».
  • Физкультминутки и динамические паузы.
  • Соревнования по шашкам.
  • Родительский всеобуч «Режим дня и гигиенические нормы».

Февраль

  • Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.
  • День защитника Отечества.
  • Лыжня России.
  • Физкультминутки и динамические паузы.

Март

  • Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
  • Подготовка ко Дню здоровья.
  • Физкультминутки и динамические паузы.
  • Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
  • Лыжный туристический поход.

 

Апрель

  • День смеха.
  • Всемирный день здоровья.
  • День Земли.
  • Динамические паузы, физкультминутки.

Май

  • Благоустройство школьной территории.
  • Первенство школы по кроссу.
  • Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
  • Мероприятия, посвященные дню Победы в ВОВ.
  • Проведение экскурсий на природу.
  • Субботник «Чистота вокруг нас».

Июнь

  • Игра-эстафета к дню защиты детей.
  • Всемирный день защиты окружающей среды.
  • Работа летнего школьного лагеря.

Сентябрь

  • Организация дежурства по школе и по классам.
  • Налаживание работы кружков и секций.
  • Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.
  • Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению.
  • Организация питания учащихся.
  • Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
  • Месячник безопасности по ПДД.
  • Всемирный день туризма. Туристско-краеведческая экспедиция.
  • Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).

Октябрь

  • Подготовка классов к зиме.
  • Проведение классных часов «Пять олимпийских колец».
  • Проведение бесед, классных часов по профилактике кори.
  • Физкультминутки (ежедневно).
  • Подвижные игры на переменах.
  •  Планирование занятости учащихся в каникулярный период.

Ноябрь

  • Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
  • Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».
  • Операция «Милосердие», «Память».
  • Физкультминутки и динамические паузы (систематически).
  • Круглый стол для родителей «Здоровье наших детей».

Декабрь

  • Антинаркотическая профилактика «Наркотикам – нет!»
  • Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
  • «Весёлые старты».
  • Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
  • Организация катка.

Тематические классные часы

1-4-е классы

1. Режим дня.

2. Закаливание организма.

3. Культура поведения в общественных местах.

4. Культура поведения за столом.

5. Культура питания.

6. Мой друг - Мойдодыр.

7. Культура одежды.

8. Профилактика простудных заболеваний.

9. Береги здоровье смолоду.

5-9-е классы

1. Режим дня.

2. Что такое здоровье?

3. Способы укрепления здоровья.

4. Культура питания.

5. Культура одежды.

6. Гигиена мальчика и девочки.

7. Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения.

8. О вредных привычках.

9. О вреде никотина.

10. О вреде алкоголя.

11. Имя беды - наркотик.

12. Покончить с грубостью.

13. Определение здорового образа жизни.

14. Береги здоровье смолоду.

15. О вкусах не спорят, о манерах надо знать.

16. Роль спорта в жизни человека.

17. Как одеваться: стильно, модно, удобно?

18. Система питания старшеклассника.

19. Победить зло.

20. Почему принимают наркотики.

21. Наркотики и их жертвы.

 

Тематика родительских собраний

1. Психологические особенности учащегося (по возрастам).

2. Режим дня и гигиенические нормы.

3. Режим питания.

4. Встреча с сотрудниками ПДН ОВД

5. Здоровые дети в здоровой семье.

6. Семейные конфликты

7. Как уберечь вашего ребенка от наркотиков.

 

Конкурсы, викторины

1. Конкурсы рисунков:

• «Осторожно, дети!» (по правилам дорожного движения);

• «Я за здоровый образ жизни!»;

• «Зеленая аптека».

2. Конкурсы  плакатов:

• «Жизнь без наркотиков»;

• «Нет вредным привычкам!».

• «Экология вокруг нас».

3. Викторины:

• «Красный, желтый, зеленый»;

• «Кушайте на здоровье».

4. Ролевая игра «Суд над наркотиками».

5. Веселые старты.

6. Спортивные соревнования «Моя спортивная семья».

7.Соревнования команд, эстафеты, подвижные и спортивные игры.